Меню

Занятие с педагогами с элементами тренинга Стресс и способы регуляции эмоционального состояния человека

Тест нужно ли вам учиться бороться со стрессом

Стресс и как с ним бороться?

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его саморегуляцию, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

В жизни каждого человека случаются моменты, когда он испытывает стресс или тревожное состояние. В сущности состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями, заставляя мозг интенсивно работать и приводя организм в состояние готовности к действию. Когда тревоги и страхи начинают подавлять человека и влиять на его повседневную жизнь, могут возникать так называемые тревожные расстройства.

Фазы и симптомы стресса

Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощу­ щение повышенной ответственности, трудные ситуации с детьми, коллегами, родителями . Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неу довлетворенности собой, «загнанности в клетку», тре­ воги и депрессии.

Во-вторых, сопротивление, во время которого чело­ век пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявля­ются следующие симптомы: неадекватного избиратель­ ного эмоционального реагирования, эмоционально- нравственной дезориентаций, расширения сферы эко­ номии эмоций, выборочного выполнения профессиональ­ ных функций.

В-третьих, истощение, характеризующееся оскудени­ ем психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что прояв­ленное сопротивление оказалось неэффективным.

В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоционального дефицита, эмоциональной и личност­ ной отстраненности, психосоматических нарушений.

Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Про­ гнозируются разного рода психосоматические отклонения.

Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом» (по А.И. Тащевой, 2000)

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов.

  1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
  2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
  3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до того?
  4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы ног ноют, а в спине – тупая боль?
  5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?
  6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
  7. Бываете ли вы слишком плаксивы или близки к слезам?
  8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они вам знать о себе, когда вы расстроены?
  9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
  10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

Профилактика стресса

Большая роль в борьбе со стрессами и их следствием — синдромом эмоционального сгорания принадлежит са­мому человеку. Соблюдая перечисленные ниже реко­ мендации, педагог не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

1. Определение краткосрочных и долгосрочных це­лей. Достижение краткосрочных целей не только обес­ печивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повы­шает долгосрочную мотивацию. Трудное дело разбить на части и начать действовать. Если не знаете, с чего начать, начните с главного. Если не знаете, что главное, начните с того, что понятно.

2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения пси­ хического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок! Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным (вязание, шитье, игры с детьми успокаивают, снижают напряжение, а просмотр телевизора, чтение газет учащает сердцебиение). Насыщенное общение нужно компенсировать часами одиночества. Баня, сауна, покупка чего-либо лечат психику. Водные процедуры (контрастная вода утром – возбуждает, мобилизует, а теплая вечером – успокаивает).

  1. Профессиональное развитие и самосовершенство­ вание. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессио­ нальной информацией с представителями других служб.
    Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного кол­ лектива. Для этого существуют различные курсы повы­ шения квалификации, всевозможные профессиональ­ ные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других сис­ темах, где можно поговорить, в том числе и на отвле­ ченные темы.
  1. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конку­ ренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излиш­ не агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.
  1. Эмоциональное общение. Когда педагог анали­ зирует свои чувства и ощущения и делится ими с дру­ гими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому реко­ мендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситу­ациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник де­ лится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы. Проговаривание своих проблем больше подходит экстравертам, интроверты могут написать свои переживания на бумагу.
  1. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хро­ нический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную фор му с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спирт­ ными напитками, табаком, уменьшение или чрезмер­ ное повышение массы тела усугубляют проявление син­ дрома эмоционального сгорания. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими , но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

8. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навы­ками, как релаксация, по ложительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья учителя выступает его умение вовремя „сбрасывать» напряжение, сни­жать внутренние „зажимы», расслабляться. В течение нескольких минут, затраченных на выполнение упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и педагог, выполняя в ходе своей работы и по­сле нее специальные психотехнические упражнения, может прибегнуть к методам „психологического душа», очищающего его психику и способствующего быстрому и эффективному отдыху.

  • Определение реальных целей помогает сбаланси­ ровать профессиональную деятельность и личную жизнь .
  • Положительная внутренняя речь, игры-формулы с текстом самовнушения (» Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего ее боюсь» – уверенность в себе, «На протяжении рабочего дня я сохраняю абсолютное спокойствие. Ни при каких обстоятельствах я не нервничаю и не раздражаюсь» — уменьшение напряжения в процессе работы).
  • Противострессовое (успокаивающее) дыхание для успокоения, снятия напряжения как мышечного, так и психического:

— Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.

— Медленно дыша, постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы избавляетесь от стрессового напряжения.

— Дышите через нос, с каждым выдохом повторяя какое-либо слово или простое предложение. Например, просто слово «раз», или любимое слово. Продолжайте 10-20 минут. Не думайте о том, наступит ли расслабление. Игнорируйте тревожные мысли и продолжайте повторять свое «заклинание».

— Можно просто считать свои вдохи и выдохи. Не позволяйте себе думать, просто считайте.

  • Расширение зрительного восприятия (вам что-то говорят, а вы внимательно, детально должны рассмотреть стрессора).
  • Устранение внутренних зажимов : Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние.
  • Отсрочка реакции на негатив (об этом я подумаю завтра).
  • Зрительные образы (утром, идя на работу, мысленно накиньте на себя белое покрывало, когда будет трудно – представьте себя в нем).
Читайте также:  Нарисуй домик психологический тест

Источник

Занятие с педагогами с элементами тренинга «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния человека»

Занятие для педагогов

«Стресс и способы регуляции эмоционального состояния человека»

Составила Перфилова О. А педагог-психолог

Цель: снять эмоциональное напряжение у педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освежить способы управления эмоциональным состоянием, познакомить с эффективными способами улучшения настроения.

Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.

Оборудование: бумага, ручки, записи с музыкой природы, магнитофон, мяч, бланки с тестом “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” (по А. И. Тащевой, 2000).

Участники: педагоги.

Условия поведения: просторное помещение, стулья стоят полукругом.

Время проведения: 45 минут.

Ход встречи.

1. Вводная беседа.

Психолог. Мы начинаем нашу встречу. Цель нашей встречи это разговор о эмоциональном состоянии человека, как лучше понять самих себя, свои переживания, как использовать приемы релаксации.

Принцип нашего занятия “Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”.

В течение встречи мы вместе пройдем определенный путь, с целью снятие эмоционального напряжения.

Разминка «Улыбнись».

А для начала, кто сегодня утром посмотрел на себя в зеркало, поднимите руки? А кто сегодня утром на себя посмотрел в зеркало и улыбнулся своему отражению? Вот мы и улыбнулись.

Знакомство и введение в тренинг.

Упражнение “Знакомство”.

Психолог начинает выполнять упражнение первым. Держа мяч в руках, называете свое имя и прилагательное «какой я», при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: Ольга – “отчаянная”. Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество (прилагательное).

Любая психологическая игра имеет “двойное дно” – на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но смысл к этому не сводится. Игра дает возможность лучше узнать других и себя, чему-нибудь научиться.

Упражнение “Закончи предложение” приложение №1

Давайте сейчас попробуй поведать друг другу что-то о себе без всякой подготовки. Вы будете по очереди брать по одной ленточке с предложением и сразу продолжать фразу, но желательно про себя и в позитивном ключе. Обсуждение. Подведение итога.

Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “повседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.

Самое время узнать, как обстоит дело со стрессовоустойчивостью у нас.

Тест 1 «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» приложение №2

Подведение итогов. Обсуждение.

Психолог. По мере приобретения педагогического, жизненного опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Экспресс опрос (лист бумаги делим на 3 столбика).

1. 20 вещей которые доставляют вам радость, т. е все что угодно , что вас радует.

2. Перечислите 15 вещей, которые приносят вам радость и ничего не стоят.

3. Перечислите 5 вещей которые приносят вам радость и присутствуют в вашей жизни ежедневно.

Обсуждение выполненного самоанализа.

Психолог. Я хочу вам предложить следующие естественные способы регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе, а кто-то их и использует:

Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.

— смех, улыбка, юмор,

– размышление о хорошем, приятном,

А какие способы регуляции есть в вашей копилочке? (мяч)

Обмен личным опытом.

– различные движения типа потягивания,

– наблюдение за пейзажем за окном,

– рассматривание цветов в помещении, фотографий,

– “купание” в солнечных лучах,

– вдыхание свежего воздуха,

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Практика «Фундамент позитивной педагогики» (мяч)

Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом является – умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.

Вам предлагается выбрать одного из учеников своего класса, которого вы считаете трудным. Затем быстро найти и назвать пять его хороших качеств.

«Плата за помощь».

А сейчас я вам хочу прочитать фрагмент из опыта работы педагога Георгия Ивановича Гурджиевеа. В его общине был старик, с которым никто не мог ужиться. Он был шумным, несносным возмутителем спокойствия. После нескольких месяцев препирательств с другими членами общины тот уехал в Париж. Гурджиев поехал за ним, уговорил вернуться обратно, пообещав стипендию, в то время как остальные сами платили за свое обучение. Когда ученики увидели это, удивились и огорчились, Гурджиев объяснил: «Этот человек – как дрожжи для хлеба. Если бы его здесь не было, вы бы не смогли действительно понять, что такое. любящая доброта или сострадание. Вы бы не научились справляться со своим гневом и раздражением. Поэтому я привез его сюда, и вы платите мне, чтобы я вас учил, а я плачу ему за помощь».

Психолог. Подумайте и скажите, чему вы учитесь, работая с данным учеником, что добавляет в ваш профессиональный багаж взаимодействие с ним.

Психологическая реабилитация упражнение “Путешествие” (медитация).

Психолог. Закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.

Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.

Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох. и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

— Какие чувства вы испытываете после путешествия?

Заключение «Добрые слова каждому».

Психолог предлагает участникам сказать друг другу добрые слова, поделиться мнением о нашей встрече.

Список используемой литературы:

Бикеева. А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Вежновец И. Как быть уверенным в себе. – Газета “Школьный психолог” №15, 2006 г.

Хухлаева О.Давайте учиться не «гореть». – Газета “Школьный психолог” №4, 2006 г.

Под. Редакцией Асмолова А. Г. , Солдатовой Г. У. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Учебная книга БИС, 2007.

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»

«Мне очень трудно забыть, но я…»

«Чего мне иногда по – настоящему хочется, так это…»

«Мне бывает скучно, когда я…»

«Особенно меня раздражает то, что я…»

«Мне особенно приятно, когда меня…»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»

« Верно, что я еще…»

«Думаю, что самое важное для меня…»

«В последнее время в работе меня огорчало…»

«Мои друзья редко…»

«Я горжусь тем, что…»

Читайте также:  Можно ли спутать клиническую и биологическую смерть

«Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…»

«Когда ко мне на урок приходят родители то я…»

«Когда я разговариваю с родителями детей то я…»

«Когда я готовлюсь к занятиям я…»

«Когда я в отпуске то я…»

«Когда я получаю зарплату то я…»

«Когда я не успеваю то я..»

«Когда моя работа продолжается дома, то я…»

«Когда моя работа продолжается дома, то мои родные…»

Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» ( по А. И. Тащевой, 2000).

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:

1.Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием

на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска ( выходных, каникул)

больше, чем до него?

4.Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение. Что шея онемела, мышцы плеч

ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать. Когда вы

9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда

нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих

проблем и у вас не остается времени на себя?

Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что

стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

Источник



Мини-тест «Нужно ли Вам учиться бороться со стрессом? (по И.А. Тащевой).

Нужно ли учиться бороться со стрессом? Чтобы получить ответ на этот вопрос, ответьте «Да» или «Нет» на следующие 10 вопросов. Если положи­тельных ответов будет больше 4-х, пора задуматься о том, что стресс отни­мает у Вас слишком много сил, а значит, здоровья.

1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать внима­нием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после выходных больше, чем до них?

4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине — тупая боль?

5. Испытываете ли Вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения у Вас?

7. Бываете ли Вы иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи, и дают ли они о себе знать, когда Вы сильно расстроены?

9. Случалось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз то­гда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10.Часто ли Вам кажется, что Вы тратите слишком много времени на ре­шение чужих проблем, и у Вас не остается времени на себя?

Основная часть 3. Информационный блок

Целесообразно осуществить краткое информирование участников по проблеме стресса и его последствий, правил нестрессового стиля жизни.

Беседа-дискуссия «Способы борьбы со стрессом»

Цель: обмен личным опытом в рамках микро-проблемы «Способы борьбы со стрессом».

Участникам в течение 5 минут предлагается собрать «копилку» спосо­бов борьбы со стрессом, которые они привыкли использовать в ситуациях вне работы и в профессиональной деятельности. Затем предложения участ­ников озвучиваются по цепочке, каждый следующий повторяет то, что было сказано до него, и добавляет новый способ.

Вопросы по итогам сбора предложений:

— Позволяют ли названные способы предотвратить развитие стресса, «захватить» его в момент возникновения тревоги и нервного напряжения?

— Какие способы быстрого снятия стресса на начальной стадии вы знае­те?

Вывод: необходимо владеть экспресс-приемами преодоления стресса.

5. Обучение экспресс-приемам снятия психофизического напряжения Участникам предлагается перечень способов саморегуляции в ситуации стресса, которые будут разобраны и продемонстрированы на занятии:

1. Сосредоточение на внутренних действиях (дыхание, счет)

2. Использование приемов физического расслабления для снятия напря­женных психических состояний

3. Самоубеждение, вызывающее спокойное состояние

4. Активизация чувства юмора (попытаться увидеть комическое в самой сложной ситуации: например, мысленно комментировать происходя­щее бодрым голосом спортивного комментатора)

5. Концентрация внимания на чем-либо

6. Использование образов концентрации и визуализации (сосредоточение внимания на воображаемом объекте)

7. Смена обстановки, выход из ситуации

Примеры упражнений

Упражнение «Передышка»

Инструкция: «Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, встрево­жены, мы начинаем сдерживать дыхание. Попробуйте высвободить дыхание. Закройте глаза, расправьте плечи, дышите через нос медленно, спокойно и глубоко. Насладитесь этим неторопливым глубоким дыханием, представьте себе, что с каждым выдохом все ваши неприятности улетучиваются».

Упражнение «Дыхание»

Инструкция: «Сидя или стоя, постарайтесь расслабить мышцы тела и сосредоточьтесь на дыхании, считайте про себя:

на счет 1-2-3-4 — медленный глубокий вдох (через нос, живот выпячи­вается вперед, грудная клетка не поднимается);

на счет 1-2-3-4 — задержка дыхания;

на счет 1-2-3-4-5-6 — плавный выдох;

на счет 1-2-3-4 — снова задержка дыхания перед следующим выдохом.

Через 3-5 минут такого дыхания вы почувствуете, что стали заметно спокойнее и уравновешеннее».

Упражнение «Счет»

Инструкция: «В ситуации сильного волнения, напряжения, тревоги со­средоточьтесь на счете: считайте про себя «1001, 1002, 1003, и т.д.»

Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы

Источник

Тренинг для педагогов «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»

Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.

Задачи:

  • Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.
  • Сохранять психическое здоровье педагогов.

Оформление: стендовая информация “Первая помощь при остром стрессе”, книжка – раскладушка “Антистрессовые приемы”.

Оборудование: листочки, ручки, записи с музыкой природы, магнитофон, мяч, бланки с тестом “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” (по А. И. Тащевой, 2000), звезды разного цвета, наклеенные на фоне “неба”, карточки с буквами для звуковой гимнастики.

Участники: педагоги (10-12 человек).

Условия поведения: кабинет психолога (комната психологической разгрузки) или класс с большим количеством зелени, в котором стулья стоят полукругом.

Время проведения: 45 минут.

Ход занятия

1. Вводная беседа.

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет правила.

Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: “ Я думаю”, слушать друг друга внимательно.

Наш психологический тренинг рассчитан на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации и просто хорошо провести время.

Принцип нашего занятия “Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”. Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.

В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства.

2. Знакомство и введение в тренинг.

А) Упражнение “Знакомство”.

(Ведущий начинает выполнять упражнение первым). Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: Светлана – “смелая” . Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.

Любая психологическая игра имеет “двойное дно” – на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но смысл к этому не сводится. Игра дает возможность лучше узнать других и себя, чему-нибудь научиться.

3. Разминка.

А) Упражнение-разминка “Карандаши”

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

Читайте также:  Определить нормальный вес взрослого человека

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.

Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

Вытянуть руки вперед, отвести назад.

Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека?

Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить.

4. Основная часть.

А) Упражнение “Без маски”.

Давайте сейчас попробуй поведать друг другу что-то о себе без всякой подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! (Приложение 1)

Б) Тест “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” ( по А. И. Тащевой, 2000).

Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.

Самое время узнать, как состоит дело со стрессовоустойчивостью у нас. (Приложение 2).

В) Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.

По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Я хочу вам предложить следующие естественные способы регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе:

-смех, улыбка, юмор,

– размышление о хорошем, приятном,

– различные движения типа потягивания,

– наблюдение за пейзажем за окном,

– рассматривание цветов в помещении, фотографий,

– “купание” в солнечных лучах,

– вдыхание свежего воздуха,

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.

Г) Упражнение “Путешествие” (медитация)

Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.

Закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно гуда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.

Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.

Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох. и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

— Какие чувства вы испытываете после путешествия?

Д) Упражнение “Звуковая гимнастика”.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Подводя итог, хочу сделать вывод. Что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления.

Е) Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).

(Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)

Здесь есть звезды и учителей нашей школы, помните на одном из прошлых тренингов делали эти звезды, они тоже дарят людям…..

Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды.

Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “Что ты даешь людям?”_ спросили ее другие звезды.

Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни или могу предложить вашему вниманию

“Мантра от усталости”

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Таких как я больше нет.
И так – с каждым человеком.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я верю в себя и в свое будущее.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия занятия.

Упражнение “Закончи предложение” .

– Во время занятия я поняла, что…
– Самым полезным для меня было…
– На занятии мне не понравилось…
– Если бы я еще раз попало на тренинговое занятие, то я хотела бы…

7. Прощание.

Список используемой литературы:

  1. Бикеева. А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  2. Вежновец И. Как быть уверенным в себе. – Газета “Школьный психолог” №15, 2006 г.
  3. Грецов А. Тренинг общения для подростков. – Изд. Дом “Питер” , 2006 г.
  4. Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы влияющие на эмоциональное выгорание . – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.
  5. Родионов В. Учительский стресс. – Газета “Школьный психолог” №4, 2006 г.
  6. Под. Редакцией Асмолова А. Г. , Солдатовой Г. У. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Учебная книга БИС, 2007.

Источник