Меню

Задание 26 ЕГЭ по русскому языку

Задание 26 ЕГЭ по русскому языку

Чтобы правильно выполнить это задание на ЕГЭ по русскому языку, надо понять «правила игры», о которых мы вам расскажем. Наши подсказки значительно упростят вашу работу.

Итак, последнее задание. В нем встречается то, что вы уже повторили раньше, в других заданиях. Это намного облегчает работу.

Формулировка задания:

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

«Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной

жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________

(предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных

мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения

17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное

отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое

средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной»

в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы»

в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».

1) книжная лексика

4) разговорная лексика

7) вводное слово

9) сравнительный оборот

Вчитайтесь в формулировку задания. Вас просят найти приемы, синтаксическое средство и троп. Это подсказка, которая ограничивает круг поиска. В списке терминов есть тропы, есть синтаксические средства и то, что объединено словом «приемы».

В списке, представленном в задании, есть тропы: эпитет, олицетворение. Значит, ответ Г надо искать только среди них.

В списке есть синтаксические средства: вводное слово, сравнительный оборот. Ищите среди них ответ В.

Есть даже лексические средства: книжная лексика, разговорная лексика, синонимы. (Их исключаем из круга поисков сразу, так как о них не упомянуто в задании.)

Есть художественные приемы (их еще называют стилистическими фигурами): противопоставление, анафора. Распределите среди них ответы А, Б.

Видите, как упростилась работа. Давайте вспомним по группам выразительные средства русского языка.

1. Тропы – это слова, словесные выражения, используемые в переносном значении.

2. Эпитет – это художественное определение. Чаще всего выражен прилагательным, поэтому ищите в тексте красивые, необычные, образные прилагательные-определения.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна. А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

3. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Забормотал спросонок гром.

4. Сравнение – сопоставление двух предметов и явлений. Сравнение состоит из двух частей: кого (что) сравнивают и с кем (чем) сравнивают.
Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Творительный сравнения: пыль как столб.)

Её любовь к сыну была подобна безумию. ( Сравнение создается с помощью слов подобный, похожий. Любовь как безумие.)

Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Сравнение вводится с помощью слов как, будто, точно, словно, как будто. Казбек как грань алмаза.)

5. Метафора – скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой. Всегда несет яркую образность.

В саду горит костер рябины красной. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела.

Научитесь отличать метафору от сравнения.

Пример сравнения: Дождь, как горох, рассыпался по крыше. Дождь горохом рассыпался по крыше. (Речь идет о дожде, к этому слову-явлению подбирается сравнение.)

Пример метафоры: Стеклянный горох дождя рассыпался по крыше. (На первое место вышло переносное значение, художественный образ.)

Различайте метафору и фразеологизм. Фразеологизм существует в языке как языковая единица, он закреплен в словаре, все люди одинаково воспроизведут фразеологизм. Метафора уникальна, она рождена творческой фантазией автора. Можно сказать, что фразеологизмы – это бывшие метафоры, которые долго жили в языке, стали всем известны, привычны, застыли в своем составе.

6. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

В сто сорок солнц закат пылал.

7. Метонимия – «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений.

Все флаги в гости будут к нам (флаги = корабли).

Ликует буйный Рим (город = жители города).

И вы, мундиры голубые ( = жандармы, люди в мундирах).

8. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!

9. Ирония – скрытая насмешка. Мы назовем глупое — умным, мелкое – значительным, безобразное – красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку.
Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой женщине).

Лексические средства выразительности.

Читайте также:  Как работает средство жидкий ключ

О них мы уже говорили в других заданиях. Здесь только перечислим их.

1. Антонимы. Контекстные антонимы.

2. Синонимы. Контекстные синонимы.

3. Фразеологизмы.

4. Разговорные слова.

5. Просторечные слова.

6. Неологизмы.

7. Термины.

8. Канцеляризмы – слова, характерные для стиля деловых бумаг. (По какому это вопросу плачем, гражданочка? Имели место отдельно взятые ошибки и недочеты.)

9. Устаревшие слова.

10. Диалектизмы – слова, употребляемые жителями отдельной местности: стайка – сарай, кочет – петух, прясло – звено изгороди.

Синтаксические средства

1. Однородные члены предложения. Ряды однородных членов.

2. Лексический повтор.

Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.

3. Многосоюзие.

Зато и внук, и правнук, и праправнук растут во мне, пока я сам расту.

4.Вопросно-ответная форма изложения.

Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю.

5.Вводные слова, вводные (вставные) конструкции.

Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк.

6. Сравнительный оборот. В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения, используется как уточняющее, проясняющее мысль средство, усиливает эмоциональное воздействие.

7. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения:

Давай не ссориться. Не забывайте меня.

8. Риторический вопрос не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе.

Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость? (Ответ ясен – терпеть надоело.)

9. Риторическое обращение – это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом.

Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (Обращение к памятнику Петру I)Риторическое восклицание встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания.

10. Цитирование – дословная выдержка из какого-либо текста.

Приемы (стилистические фигуры)

1. Парцелляция — намеренное разделение единого по смыслу высказывания на несколько отдельных предложений. Одно предложение делится интонационно паузами, а на письме – знаками конца предложения.

Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.

2. Синтаксический параллелизм – «зеркальное», симметричное строение смежных предложений.

В синем море волны хлещут,

В синем небе звезды блещут.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

3. Градация – последовательность расположения слов по степени нарастания смыслового и эмоционального значения.

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.

4. Анафора – единоначатие, повторение одинаковых слов в начале строф или близко расположенных фраз.

Чтобы не попасть в капкан, чтобы в темноте не заблудиться… начерти на карте план.

5. Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая.

6. Аллюзия – намек на общеизвестный исторический, литературный, общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний.

Мой дядя самых честных правил… Так начинается роман Пушкина. Эта строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова: Осёл был самых честных правил…

7. ОксЮморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.

Выполним задание:

А: (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

Использован прием противопоставленияантитеза.

Б: (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.

Использован прием единоначатия предложений – анафора.

В: (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился.

Использовано синтаксическое средство – сравнительный оборот.

Г: (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.

Использован тропэпитет.

Это одно из самых запутанных и заданий на ЕГЭ по русскому языку. По нему мы проводим интенсивы.

Смотрите наши видео

Источник

Задание 26 ЕГЭ по русскому языку: то, что нужно знать

Для начала вспомним определения терминов.

Читайте также:  Как не запутаться в художественном наследии династии Маковских даже дилетанту

Метафора — это художественный оборот речи, который называет предмет на основе сопоставления его признака, качества или других свойств с другим предметом. Метафору зачастую называют скрытым сравнением: осень жизни — жизнь словно осень ; огонь души — душа точно огонь; пожар любви — любовь как пожар .

Фразеологизм — это лексически неделимое, устойчивое словосочетание, оборот речи, который употребляется в переносном смысле, как и метафора. Фразеологизм легко применяют в нужной речевой ситуации: зарубить на носу запомнить; положа руку на сердце — откровенно, искренне; манна небесная помощь свыше, подарок судьбы.

Отличия фразеологизма от метафоры

1. Метафора — это троп, а фразеологизм — лексическое средство выразительности. Это является подсказкой в задании 26.

2. Фразеологизм — это неделимое выражение, в котором невозможна замена слов. Например, если во фразеологизме «как белка в колесе », поменять некоторые его слова (как хомяк в колесе , как белка в аквариуме) , то фразеологизм исчезнет и потеряется его переносный смысл «суетливый образ жизни », « быть очень занятым, в постоянных хлопотах».

В метафоре такого единства слов не наблюдается. Например, слово «пожар» метафорически можно употребить с другими существительными. Отсюда возникает другой художественный образ: пожар души; пожар любви; пожар сердца.

Источник



Тест. Задание 26 ЕГЭ

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

Определите синтаксические средства выразительности в предложениях:

Река поднялась, разлилась, поглотила красоту.

Варианты ответов
  • Ряд однородных членов.
  • Вопросно-ответная форма изложения.
  • Сравнительный оборот.
  • Восклицательное предложение.
Вопрос 2

Определите синтаксические средства выразительности в предложении:

Сколько людей не спасено только из-за того, сколько открытий не совершено, что мы не нашли в себе сил, чтобы с честью выполнить свою высокую человеческую миссию!

Варианты ответов
  • Ряд однородных членов.
  • Вопросно-ответная форма изложения.
  • Сравнительный оборот.
  • Восклицательное предложение.
Вопрос 3

Определите си нтаксические средства выразительности в предложении:

Всё близко, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки.

Варианты ответов
  • Ряд однородных членов.
  • Вопросно-ответная форма изложения.
  • Сравнительный оборот.
  • Восклицательное предложение.
Вопрос 4

Определите си нтаксические средства выразительности в предложении:

Сколько людей не спасено только из-за того, сколько открытий не совершено, что мы не нашли в себе сил, чтобы с честью выполнить свою высокую человеческую миссию!

Варианты ответов
  • Ряд однородных членов.
  • Вопросно-ответная форма изложения.
  • Сравнительный оборот.
  • Восклицательное предложение.
Вопрос 5

Выберите из данного перечня лексические средства

Варианты ответов
  • Гипербола,
  • риторический вопрос,
  • книжная лексика,
  • парцелляция,
  • вводные слова,
  • анафора,
  • антонимы,
  • разговорная лексика,
  • метафора,
  • контекстные синонимы,
  • лексический повтор
  • диалектизм.
Вопрос 6

Выберите из данного перечня синтаксические средства

Варианты ответов
  • Гипербола,
  • риторический вопрос,
  • ряды однородных членов
  • парцелляция,
  • вводные слова,
  • анафора,
  • антонимы,
  • разговорная лексика,
  • метафора,
  • контекстные синонимы,
  • аллегория
  • диалог
Вопрос 7

Выберите из данного перечня тропы

Варианты ответов
  • Гипербола,
  • риторический вопрос,
  • сравнение
  • парцелляция,
  • вводные слова,
  • анафора,
  • антонимы,
  • разговорная лексика,
  • метафора,
  • олицетворения
  • противопоставление,
  • диалектизм.
Вопрос 8

Выберите из данного перечня фигуры

Источник

ЕГЭ. Русский язык. Задания № 22-26. Вариант № 1.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания

1)Думая о здоровье людей, нельзя не думать о жизни животных и птиц.

2)Использование химических препаратов не сможет навредить животным в лесах.

3)Опрыскивать лес прогрессивной химической жидкостью для расширения площади лугов – выгодное дело.

4)Для выполнения планов хороши любые средства.

5) Невозможно подсчитать ущерб, нанесённый использованием химических веществ в лесах.

* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) – современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.

Источник текста: открытый банк заданий, сайт ФИПИ.

Ответ:

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 1-6 содержатся элементы описания.

2) В предложениях 14-15 содержится пояснение сказанного в предложении 12.

3) Предложения 7-10 – это повествование.

4) Предложение 21 противоречит содержанию предложения 20.

5) В предложениях 43-44 содержится рассуждение.

Ответ:

24. Из предложений 18-22 выпишите слово разговорного стиля.

Ответ:

25.Среди предложений 14-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

26.Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Описывая жуткую картину состояния леса после химической обработки, автор использует синтаксическое средство — (А)_____ (предложения 1-2). Он с горечью отмечает, что люди, учитывая плюсы от подобного действия по отношению к природе, не замечают минусов. Автор использует другое синтаксическое средство (Б)_____(в предложении 14). Непонимание органов местной власти неправильности своих действий, основанных лишь на инструкциях и лишённых человеческого отношения, отсутствие диалога с людьми подчёркивают многочисленные(В)_____(предложения 36- 38, 40-41). А использование тропа (Г)_____ («святыми глазами», предложение 31), ещё больше усиливает эту пропасть непонимания.

Читайте также:  Разница между альфа и бета тестированием

Список терминов:

3) ряд однородных членов

5) назывные предложения

7) вопросно-ответная форма изложения

9) восклицательные знаки

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ:

ОТВЕТЫ.

№ задания. Ответ.
22 135
23 125
24 прикиньте
25 17
26 5381

Тест составила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Готовимся к ЕГЭ 2020.Задания №22,23,25,26.

Лидия Николаевна Белая

Готовимся к ЕГЭ 2020.

Задания №22,23,25,26

1.Прочитайте текст и выполните задания22,23,25,26.

(1)Особенность среднерусского пейзажа складывается не только благодаря ландшафту и климату. (2) Красоту русской природы создавал своим многовековым трудом русский крестьянин. (3)Он пахал землю и тем задавал определённые габариты своей пашне, проходя по ней плугом. (4)Поэтому рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперёд. (5)Распахивая землю, человек убирал в ней все резкие бугры, камни. (6)Хождение крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавало «полосыньки» ржи, но ровняло границы леса, формировало его опушки, создавало плавные переходы от леса к полю, от поля к реке или озеру.

(7)А с какой тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъёмы! (8)Здесь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий, идущих в унисон друг с другом, точно голоса в древнерусских песнопениях. (9)Пахарь укладывал борозду к борозде, как причёсывал, как укладывал волосок к волоску. (10)Так лежат в избе бревно к бревну, в изгороди — жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги, как стадо, идущее к водопою.

(11)Тот, кто был в Кижах, видел, вероятно, что вдоль всего острова тянется каменная гряда. (12)Гряда высокая, она плавно изгибается, точно хребет гигантского животного, повторяя изгибы бегущей рядом дороги. (13)Этот хребет образовывался столетиями. (14)Крестьяне освобождали свои поля от камней — валунов и булыжников — и сваливали их здесь, у дороги. (15)Так образовывался ухоженный рельеф большого острова, весь дух которого пронизан ощущением многовековья.

Можно сказать, что пейзаж на Руси в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в неё человек. (17)Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть всё, что так или иначе нарушил человек, а с другой — человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. (18)Отметим, что обе эти культуры как бы поправляли друг друга и создавали гармоничность русской равнины.

(19)Таким образом, отношения природы и человека строятся по принципу взаимовлияния двух культур, каждая из которых развивается, обогащаясь за счёт другой. ( По Д. С. Лихачёву )*

*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) всемирно известный русский филолог, член (академик) АН СССР, затем Российской академии наук. Автор около 500 научных и 600 публицистических трудов.

22. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

Крестьяне на Руси не только возделывали поля, но и обустраивали лесные опушки, благоустраивали берега рек и озёр.

Рукотворная каменная гряда на острове Кижи создавалась местными жителями как декоративный элемент пейзажа.

Взаимодействие природы и человека носит особый характер, напоминая взаимовлияние двух равновеликих культур.

4)Формирование ландшафта зависит, как и формирование климата, исключительно от

совокупности природных факторов.

23. Какое из утверждений является ошибочным?

Предложение 4 содержит вывод по отношению к суждению, высказанному в предложении 3 текста.

Предложения 11-12 текста содержат описательный фрагмент.

В предложениях 2-4 представлено рассуждение.

В предложениях 16-18 представлено повествование.

25. Среди предложений 11-15 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного наречия. Напишите номер этого предложения.

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В публицистике Д. С. Лихачёва эмоциональность речи сочетается с точностью выражения мысли. Среди лексических средств художественной выразительности следует отметить ____ («среднерусский» — «русский» в предложениях 1-2, «природа», «культура», «человек» в предложениях 17, 18, 19). Не раз в тексте используется такой троп, как____(предложения 16, 17). В синтаксисе текста особенности стиля проявились в употреблении____(предложения 8,12), а также часто используемых____(предложения 5, 6, 7).

Источник