Меню

Виды формы и методы контроля учебной деятельности школьников

Виды, формы и методы контроля учебной деятельности школьников

Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его проверить. Ученик в ходе поверки находит в своей работе ошибки и исправляет их. Учитель снижает оценку на балл.

Проанализируем эту ситуацию. О формировании какого умения свидетельствует то, что ученик сам нашел свои ошибки? (о формировании самоконтроля).

Что требуется в данном случае: наказание или поощрение?

Как вы думаете, долго ли происходит процесс перехода умения в навык?

Причем процесс этот достаточно трудный и неровный. И пока у ребенка не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач.

Кроме того, какое отношение к действию самоконтроля формирует таким поступком учитель? (негативное отношение к самоконтролю, безразличное отношение к оцениванию: «Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?»).

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются результаты контроля, и именно процесс контроля обучения мы и рассмотрим сегодня.

Сегодня нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:

Методы контроля и формы его организации.

Условия эффективности контроля.

Одна из основных функций контроля — информационная, суть которой в том, что контроль обеспечивает обратную связь между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, что позволяет своевременно выявить недостатки и пробелы в знаниях.

Но помимо информационной функции, контроль выполняет и ещё ряд важных функций. Они абсолютно такие же, что и функции оценки.

Поэтому в ходе выполнения задания, которое я вам сейчас предложу, вы сможете проверить знания, полученные на предыдущем занятии.

Я предлагаю вам поработать в паре. На столах у вас лист формата А5 с заданием. Ваша задача — соотнести функцию контроля с ее характеристикой.

Время на выполнение — 3 минуты.

Социальная функцияпроявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки учащихся.

В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков тем требованиям, которые установлены ФГОС.

Контроль позволяет судить о проблемах в образовании, дает возможность прогнозировать направления работы, вносить корректировки в систему образования, оказывать необходимую помощь как ученику, так и учителю.

Образовательная функция заключается в возможности систематизации знаний, умений и навыков, их углублении, совершенствовании.

Воспитательная функция выражается в формировании положительных мотивов учения.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон, вызывает эмоциональную реакцию ученика. Оценка может как вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, так и усугубить и без того низкую самооценку.

Информационная функция дает возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Виды, формы и методы контроля учебной деятельности школьников

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений, навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Позволяет определить наиболее эффективные методы и формы обучения.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль даёт возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за определённый период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль – контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3-х месяцев до полугода и более).

Контроль осуществляется в различных формах . По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При фронтальной форме организации учитель обращает вопрос ко всему классу.

Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда проверяются итоги учебной работы или ход ее выполнения группой учащихся, получившей определенное задание.

Индивидуальный контроль применяется для детального ознакомления учителя с уровнем знаний отдельных учащихся.

При контроле используются различные методы.

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность деятельности учащихся и педагогов.

Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, программированный контроль (его разновидность — тестовый контроль), графический контроль, наблюдение, зачет, экзамен.

Методы устного контроля помогают учителю получить информацию о текущем усвоении учебного материала, а учащимся — подробнее и глубже разобраться в изучаемом материале.

В практике работы школы применяются методы устного контроля в 2х формах: индивидуальный устный опрос и фронтальный устный опрос.

Устный опрос – самый распространённый и один из наиболее эффективных методов контроля знаний. Применяется при изучении почти всех предметов и на всех этапах обучения. Суть его состоит в выявлении уровня знаний ученика путём прямого контакта во время проверочной беседы (индивидуальная или фронтальная форма опроса, реже — групповая).

Индивидуальный опрос предполагает опрос одного ученика (пересказ, чтение наизусть и т.п.).

Минус этого метода в том, что большая часть учеников оказывается пассивными слушателями.

Фронтальный опрос предполагает опрос всего класса в процессе фронтальной беседы.

Устный контроль позволяет выявить знания обучаемых, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения, проследить логику изложения материала и т.д.

Устный контроль способствует выработке быстрой реакции при ответе на вопросы, развивает связную речь.

Опытные учителя владеют разнообразными техниками опроса, применяют дидактические карточки, игры, технические средства. Например, В.Шаталов ввел ответ учащихся на магнитофон с последующим прослушиванием и оценкой.

Уплотненный (комбинированный) опрос сочетает в себе устный и письменный контроль, он предполагает одновременный вызов для ответа сразу нескольких учеников, из которых один отвечает устно, один-два готовятся к ответу, выполняя на доске различные записи, а еще несколько человек выполняют за отдельными столами индивидуальные задания учителя.

Достоинство уплотненного опроса состоит в том, что за небольшое время можно проверить знания и умения нескольких учеников.

Наблюдение — это метод контроля, который предполагает систематическое изучение учащихся в процессе обучения. Ежедневное наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроках позволяет учителю составить представление о том, как ученики воспринимают и осмысливают учебный материал, в какой степени проявляют самостоятельность, сообразительность, творчество. Результаты наблюдений не всегда фиксируются в официальных документах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося, для своевременного выявления неуспеваемости.

Одним из вариантов наблюдения, который фиксируется отметкой, является поурочный балл.

Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся.

Программированный контрольпредполагаетсистему вопросов, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика — выбрать правильный ответ.

С развитием информационных технологий, помимо безмашинного программированного контроля, получил распространение машинный контроль. Плюс его в том, что он экономит время учителя и учащихся, обеспечивает единые требования, устраняет субъективизм учителя при оценивании знаний, способствует формированию самоконтроля.

В последнее время широко используется одна из разновидностейпрограммированного контроля — тестовый контроль, опирающийся на специально созданные материалы — тесты, которые представляют собой наборы стандартизированных заданий.

Тестовые задания отличаются краткостью, экономят время, исключают субъективизм преподавателя, позволят проверить знания не только по теме, разделу, но даже по всему курсу. Могут применяться на всех этапах обучения. Минус тестирования в том, что всё же присутствует элемент случайности, угадывания при выборе ответа. Кроме того оно не позволяет выявить всей полноты и объема знаний, не все умения и навыки можно диагностировать в ходе тестирования (например такие, как умение конкретизировать свой ответ примерами, связно, логически и доказательно выражать свои мысли).

Поэтому тестирование должно обязательно сочетаться с другими методами контроля.

Существует несколько видов тестовых заданий.

Закрытая форма тестовых заданий. К заданию даются готовые ответы, один или несколько из которых правильные. Такие тесты требуют минимальных затрат времени, но существует возможность угадывания, что является главной причиной отрицательного к ним отношения. Кроме того, такая форма тестовых заданий не стимулирует самостоятельный поиск ответа.

Открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что даёт возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ (однако сложно анализировать результат).

Задания на «соответствие», суть которых заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого.

Задания на «установление правильной последовательности». Они позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений.

Существуют и другие формы тестовых заданий.

Письменный контрольможет быть индивидуальными фронтальным . Методом индивидуального письменного контроля относится индивидуальная самостоятельная работа. К методам фронтального письменного контроля относятся фронтальные контрольные и самостоятельные работы.

Контрольная работа используется при тематическом и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений по крупной и полностью изученной теме, разделу или всему курсу. Контрольная работа всегда оценивается отметкой. Рассчитана на весь урок. Содержание работы может быть одноуровневым или разноуровневым.

Читайте также:  Определяем наименее конфликтный вариант Kia Sorento

Самостоятельная работа – небольшая по времени (10-15 минут) письменная проверка знаний и умений по небольшой, ещё не пройденной до конца теме. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Учитель даёт аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Письменный контроль позволяет проверить знания всех учащихся одновременно и достаточно глубоко, тем самым обеспечивают большую объективность, помогают учителю и учащимся в обнаружении наиболее слабых мест в усвоении предмета.

Учащийся при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связности изложения мыслей.

Минус письменного контроля в том, что он требует больших временных затрат на проверку письменных заданий и, как и при устном контроле, присутствует субъективизм педагога.

К методам графического контроля относится составление и заполнение таблиц, схем, построение диаграмм, графиков, работа с контурной картой, схематическое изображение различных предметов, механизмов, устройств и т.д. Графические работы позволяют выявить сформированность умения учащихся систематизировать, классифицировать изученный материал, способствует развитию их абстрактного мышления.

Практический контрольприменяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.

К методам практического контроля относятся практические, лабораторные работы, работа с приборами, выполнение физических упражнений, трудовые операции, в том числе по созданию изделий и т.п.

Выполнение практических работ эффективный, но малоприменяемый способ проверки результатов обучения. Чаще используется в профессиональном обучении.

К методам контроля относятся также зачеты и экзамены. В начальной школе зачет используется крайне редко, экзамен не используется совсем.

Каждый из применяемых методов и форм контроля имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Поэтому в процессе обучения нужно использовать разнообразные виды, методы и формы контроля.

Источник

Методы, формы и виды контроля на уроке

referatyПроцесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль» говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения ( начальной, основной школы) проводится итоговый контроль. Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся ( конечно, за отдельную отметку ). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными. В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными. Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора. Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми. Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам.
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля.
Читайте также:  Иммунолог Болибок Тесты на антитела не нужны в принципе

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

Источник



Современные технологии контроля и учета учебной деятельности

Одним из путей улучшения качества обучения является повышение эффективности контроля знаний. Основными видами контроля являются устная проверка знаний, письменная теоретическая работа, практическая проверка, тестирование письменное и компьютеризированное.

К методам контроля знаний первого уровня относятся фронтальный устный экспресс-опрос для оценки ориентировки обучающихся в теме, контроль на основе тестов. К методам контроля второго уровня относятся: устный опрос, письменные теоретические работы, решение типовых ситуационных задач, тестирование с помощью тестов соответствия и множественного выбора. К методам контроля третьего уровня относятся: решение нетиповых ситуационных задач, практический тренинг для отработки профессиональных навыков.

Контроль знаний имеет контролирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, методическую функции. Целью контролирующей функции является установление обратной связи и учет результатов контроля. Обучающая функция обеспечивает обобщение, закрепление, формирование знаний, умений и навыков. Развивающая функция способствует развитию личности обучающегося, формированию его познавательных способностей. Воспитывающая функция формирует личностные качества учащегося. Методическая функция позволяет в процессе контроля совершенствовать работу преподавателя.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью обучающихся:

  1. Индивидуальность контроля, его осуществление за работой каждого обучающегося
  2. Систематичность, регулярность контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности обучающегося
  3. Разнообразие форм проведения контроля, повышение интереса обучающегося к его проведению и результатам
  4. Контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений.
  5. Объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы преподавателя
  6. Дифференцированный подход при контроле, учитывающий особенности предмета и способности обучающегося
  7. Единство требований педагогов

Результаты исследования эффективности различных методов контроля показали, что наиболее эффективными являются методы устного опроса (экзамен, зачет) – позволяет контролировать усвоение знаний на любом уровне, выявляет способности обучающихся логически мыслить, приводить свои аргументы, делать обоснованные выводы; и тестирование – позволяет без больших погрешностей проверить весь объем знаний по предмету за короткий срок.

– объективность результатов
– высокая оперативность
– охват всего учебного материала
– демократичность формы контроля
– достоверная информация об уровне усвоения материала
– возможность установления четкого рейтинга каждого обучающегося группы по предмету
– возможность компьютеризации
– нравится обучающимся

Некоторые негативные моменты

– значительные временные затраты в подготовке тестов
– вероятность угадывания ответов
– бессловесность
– определенный формализм в оценке знаний

При оценивании рекомендуют следующую систему оценивания «2»– 53%; «3»– 54-66; «4» – 67-83; «5» – 84-100%.

Весь пакет материалов по тестовому экзаменуявляется собственностью разработчика и в этом качестве может являться предметом купли-продажи, обмена и т.п., поэтому авторство на эти документы должно быть соответствующим образом защищено.

– тест с закрытыми ответами
– тест творческий (впиши пропущенное слово, закончи предложение, ответь на вопрос и т.п.)
– тест с обратной связью (решение теста, там, где учащиеся не знают ответ они должны поставить прочерк, затем учащиеся выставляют степень уверенности, затем появляется эталон ответов, учащиеся сравнивают эталон со своими ответами, подсчитывают свою отметку – если вопросов 5, то сумма баллов превращается в отметку, если 10, то делить на два и т.д.), затем педагог просит поднять руки у кого пятерки, четверки, тройки фиксирует на доске или в журнале. Данный вид опроса предоставляет возможность быстро узнать свои результаты, а учителя разгружает от рутинной работы проверки тетрадей.
– тест «малая группа – обратная связь»: учитель предъявляет вопрос ученик отвечает, ответы записываются в табличку: Я, ГРУППА, ЭТАЛОН. После того как они записали свои ответы, они обсуждаются в группе, и записываются во второй колонке; затем предъявляется эталон исправления фиксируются в третьей колонке. Затем выставляется оценка за первую, потом за вторую колонку. От 0 до 1.

Опорный контроль знаний

  1. Конспектный контроль. Обучающийся опирается полностью на содержание своего конспекта по предмету. Контрольные вопросы составляются не только с учетом объяснения учебного материала, но и выходят за пределы содержания конспекта.
  2. Учебный контроль, при котором обучающийся работает с основным учебным пособием по предмету по изученным параграфам темы. Этот вид контроля направлен на систематическую работу обучающегося с учебником. Излагая новый материал, некоторые вопросы опускаются для самостоятельной подготовки. Учебный контроль мобилизует обучающегося на постоянную работу с книгой.
  3. Справочно-нормативный контроль, при котором обучающиеся ведут поисковую работу по сбору необходимой информации по справочникам и нормативной литературе на конкретно заданный вопрос. При таком виде контроля развивается интуиция, умение работать с литературой.
  4. Плакатный. Обучающемуся при ответе предлагается плакат, по которому на предыдущем уроке объяснялся н/м. ( кадр презентации)
  5. Макетный.
  6. Стендовый.
  7. Реферативный. Обучающемуся выдается ряд контрольных вопросов, на которые он отвечает письменно, а затем делает сообщение на уроке.
  8. Проектный контроль по предложенным предметным проектам обучающихся.
  9. Экскурсионный контроль. Обучающиеся отвечают на вопросы во время или после проведения экскурсии.

Игровой контроль знаний

  1. Кроссвордный контроль.
  2. Диктантовый контроль. Игра, в которой контрольные вопросы представлены в виде технического диктанта.
  3. Ребусовый контроль. И т.п.

Интерполяционный контроль знаний

При интерполяционном контроле знаний обучающемуся выдается специальный текст задания, после прочтения которого его надо изменить, дополнить, вставить слова, фразы, предложения, в корне изменить смысл прочитанного или просто его описать. Такой вид контроля проводится по учебной, нормативной или справочной литературе по специально разработанным заданиям, карточной системе заданий, техническим диктантам, абзацам из литературы, аудио и видеозаписям.

Методика такова. Каждый обучающийся получает индивидуальную серию контролируемого материала для внимательного прочтения и изучения, после чего материал собирается, а студент приступает к описанию изученной информации, т.е. изменяет, дополняет.

При устном контроле преподаватель диктует предложения, которые необходимо довести до смыслового конца, завершения или дает небольшой законченный объем, который после его прочтения следует изложить на бумаге. По завершении контроля анализируются ответы и выставляются оценки.

Рейтинговый контроль знаний

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки знаний. Рейтинговая система – система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых измерениях, отражает успеваемость обучающихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику.

Методика разработки рейтинга по предмету:

1-й этап – организационный, организация творческой группы преподавателей смежных предметов
2-й этап – разбивка предмета на модули
3-й этап – разработка перечня знаний, умений и навыков по каждому модулю в соответствии с образовательным стандартом.
4-й этап – разработка рейтинговых показателей по каждой контрольной точке и по предмету в целом

Рейтинговая система контроля знаний имеет примерную схему:

– стартовый рейтинг – определение начального уровня знаний
– текущий контроль – оценка работы обучающегося преподавателем при выполнении заданий на текущих занятиях, за выполнение домашней работы, работы на уроках производственного обучения.
– промежуточный контроль – оценка обязательных контрольных работ, зачетов и т.п.
– итоговый контроль – экзаменационная оценка по предмету, квалификационным экзаменам (Если обучающийся имеет итоговую сумму баллов по рейтингу 86-100%, то он может быть освобожден от экзамена)
– творческий рейтинг – участие в олимпиадах, конференциях, выставках технического творчества, конкурсах. Индивидуальное творческое задание, рефераты.

Результаты фиксируются и у преподавателя, и на общем стенде в классе. Т.е. каждый видит свои результаты наглядно.

При внедрении рейтинговой системы контроля знаний очень важно разработать разнообразный дидактический материал: программа, перечень практических занятий, перечень основной и дополнительной литературы, лекции преподавателя, наглядные пособия, банк задач. Вопросов, тестов, вариантов контрольных работ и т.д.

Эта система заставляет нерадивых обучающихся усваивать минимальный объем знаний, позволяет им определить уровень своих знаний, затем дает возможность переходить к более высокому уровню знаний.

Основная идея такого экзамена – определить уровень усвоения знаний, умений и навыков в ходе коллективной мыслительной деятельности.

Экзамен проводится в 5 этапов.

1. Контроль приобретенных умений и навыков. Каждый обучающийся решал конкретную практическую задачу с обязательными выводами. Оценка выставлялась жюри из обучающихся на «4» и «5» и из преподавателей.
2. и 3. оценивались теоретические знания по всем разделам предмета. Группа делится на команды. Работа идет в системе коллективной мыслительной деятельности.
4. тестирование в течение 10 минут по темам, не охваченным устным опросом.
5. Команда разбивалась на микрогруппы и получала практическое задание.

При подведении итогов оценивается каждый шаг обучающихся, подсчитывается средний балл. Если есть сомнения, задаются вопросы.

Итоговая государственная аттестация (ЕГЭ) является последним звеном в системе контроля.
Все виды контроля должны быть четко спланированы, логически взаимосвязаны, дидактически обеспечены. Отсутствие контроля или формальное его осуществление наносит непоправимый вред учебно-воспитательному процессу. Контроль за качеством знаний, позволяет выявить индивидуальный характер усвоения, проблемы и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику.

Источник

Курганский городской инновационно-методический центр

Контроль знаний учащихся начальных классов

Контроль знаний учащихся начальных классов

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.

Цель устного индивидуального контроля – выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Читайте также:  Вероятность забеременеть в разные фазы менструального цикла

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении ответа товарища. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный контроль бывает индивидуальным и фронтальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений).

Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников задач и упражнений, которые могут быть использованы также и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы, или если у ученика речевые дефекты (плохо говорит), или если он стесняется отвечать публично.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.

Возможности применения контролирующих устройств в школе – велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля. Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля . Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

Наиболее легким и эффективным методом контроля в обучении младших школьников является тестирование. В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в школе, да и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой.

Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы. Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

– быстрота поверки выполненной работы;

– оценка достаточно большого количества учащихся;

– возможность проверки теоретического материала;

– проверка большого объема материала малыми порциями;

– объективность оценки результатов выполненной работы.

Дидактическим стержнем современного урока в условиях ФГОС является деятельность самих учащихся. Ученики наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Такая деятельность захватывает личность – напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.

Что такое тест? В переводе с английского – испытание, проба, исследование.

Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов.

Достоинство тестовой проверки – в скорости и объективности.

Недостатки: если учащийся проставляет только номера ответов, тут учитель не видит характера хода решения, деятельность учащегося и результат может быть только вероятным. К недостаткам также можно отнести возможность угадывания.

Дети лучше усваивают учебный материал, если сами составляют по материалу тесты, которые выполняются в качестве домашнего задания. Выделяют разные виды тестов: тест – соответствие, тест с пробелами, тест – дополнение, выборочный тест, альтернативный тест, тест, требующий расположения по порядку. Многие тесты детей сопровождаются рисунками. На уроке дети используют тесты в качестве проверки домашнего задания у соседа по парте. Самые лучшие тесты оцениваются и выставляется отметка по предмету. Все тесты подписываются и сопровождаются ответами.

Назначение тестов – не столько контроль и оценка знаний и практических умений младших школьников как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем у учащихся по работе с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, связанных с приемами лингвистического анализа, пробелов, смешения понятий, знаний правил орфографии и пунктуации и умения их применять и т.д.

Тестовые задания могут быть следующих типов:

Задания закрытого типа с выбором ответа

В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее трех – четырех вариантов ответа. При меньшем числе вариантов высока вероятность случайного угадывания, а на большее число будет затрачиваться много времени и задание может оказаться чрезмерно сложным. Ответы к заданиям не должны даваться очевидно неправильными. Обычно они составляются с учетом типичных ошибок учащихся.

Выделяются несколько видов заданий данного типа:

1. Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос.

*Перед тобой оглавление детской энциклопедии. В какой главе ты будешь искать информацию о том, кто изобрел радио?

А) Земля и Вселенная, В) история открытий,

Б) страны и народы, Г) живая природа.

2. Задания утвердительной формы с выбором ответа

*основной признак, по которому можно узнать насекомых среди других животных:

А) крылья; Б) чешуя;

В) три пары ног; Г) нос.

3. Задания на определение понятия.

А) питание для деревьев Б) верхний слой земной коры; В) удобрение для растений; Г) явление природы.

4. Задания, формирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т.п.

В этом случае, чтобы привлечь внимание к отрицанию в вопросе, его следует обязательно выделить. Эти задания сложнее, так как ориентируются на более сложный уровень умственной деятельности.

*Какую функцию не выполняют листья растений?

А) дыхания; Б) образования питательных веществ; В) опорную.

5. Задания на определение главного признака.

Среди заданий с выбором ответа наиболее сложны те, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак, основную причину того или иного явления.

*отметь признак, являющийся главным для плода растения:

А) круглый; Б) полезный; В) имеет семена; Г) съедобный.

Задания для установления соответствия

Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Причем количество элементов одного ряда не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Соответствие устанавливают стрелками.

Задания на установление логической последовательности

* Допиши цепь питания:

__________ водомерка ________ цапля.

Задания открытого типа

Это задания с ответом, конструируемым учеником. Как правило, такие задания составляются в следующей последовательности: формулируется вопрос, записывается полный предполагаемый ответ, из ответа исключаются слова, которые ученик должен вписать.

*Вспомни, какие органы образуются на стебле. Напиши недостающие слова.

На стебле растения образуются. на их месте образуются…, а в них….

Задания свободной формы

Этот вид задания может включать составление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фразы и т.д. Пример:

Тигр, волк, заяц, лиса, пантера, белый медведь.

Комбинированные тестовые задания

Эти задания включают элементы тех или иных типов.

* как чаще всего человек использует торф:

а) как подстилку для животных; б) как удобрение, в) как топливо.

* выбери и подчеркни два важнейших признака, отличающих человека от животных:

А) изготовление мебели; д) использование речи в общении;

Б) изготовление одежды; е) изобретение компьютера;

В) изготовление орудий труда; ж) жизнь в домах;

Г) изобретение транспорта.

Тесты, составленные в необычной (возможно, шуточной) форме

а) девочка, собирающая грибы; б) суп из грибов; в) тело гриба; г) время сбора грибов.

Тестовые задания – «Ловушки»

Это тесты, в которых отсутствует правильный ответ, либо все варианты ответов верны.

Для осуществления индивидуального подхода учитель может дифференцировать тестовые задания по уровню сложности. Учитель может использовать задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала на уровне узнавания и воспроизведения; задания более сложные на 2 – 4 логических шага. В этом случае ответы учащихся позволяют выявить умения применять знания в стандартных ситуациях. Данные задания соответствуют базовому уровню подготовки учащихся.

Тестирование может применяться на разных стадиях урока: проведение вводного тестирования – получение сведений об исходном уровне знаний учащихся; текущее тестирование – для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний; итоговый тест – систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения. Систематическое применение тестов разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения. Результаты выполнения тестов обязательно анализируются, чтобы достичь осознания каждым обучаемым причины возникновения ошибки.

Таким образом, можно сделать вывод, что тестирование является одним из наиболее результативных методов контроля знаний учащихся начальных классов. Он охватывает широкий спектр полученного школьниками материала, легок при диагностике уровня подготовки учеников, а так же является наиболее интересным методом контроля для самих детей, так как насыщен разнообразными формами опроса.

05.12.2017, 2915 просмотров.

Источник