Меню

В Госдуму внесены законопроекты о приоритете Конституции

Федеральный закон отличается от федерального конституционного закона тем что тест

Глава VII.
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

§ 29. Конституционное судопроизводство

Если Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации поспорит с Президентом Российской Федерации, какой орган будет разрешать такой спор? Может ли подросток обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации?

Вы уже знакомились с производством в судах общей и арбитражной юрисдикции по гражданским и уголовным делам. В этом параграфе речь пойдет о производстве в Конституционном Суде Российской Федерации.

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Конституционным судопроизводством принято называть деятельность органов конституционной юстиции по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных к компетенции названных органов конституциями и уставами.

Напомним, что в Российской Федерации существует два самостоятельных вида органов конституционной юстиции: Конституционный Суд Российской Федерации, правовой статус которого определен Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, правовой статус этих органов определяется конституцией (уставом) соответствующего субъекта Российской Федерации и его законами. Поскольку каждый из органов конституционной юстиции имеет свой объект охраны и свою законодательную базу для деятельности – соответствующую конституцию или устав, эти органы не объединены в отличие от остальных судов в единую систему и, как следствие, решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации не может быть обжаловано в Конституционный Суд Российской Федерации. Каждый из органов конституционной юстиции, таким образом, осуществляет судопроизводство независимо на основании соответствующих конституций и уставов, а также принятых самими органами конституционной юстиции (либо законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации) регламентами, подробно регулирующими детали конституционного судопроизводства. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации принят 1 марта 1995 г. на его пленарном заседании.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации. Количественный состав конституционных (уставных) судов субъектов Федерации устанавливается региональными законами, равно как и порядок их избрания (назначения).

КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд статье 5 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде, основными принципами деятельности этого Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Напомним, что подробнее об этих принципах говорилось на уроках гражданского и уголовного процесса. Однако один из этих, уже знакомых вам, принципов – принцип коллегиальности приобрел в Конституционном Суде Российской Федерации иную форму. Дело в том, что существует всего два состава Суда, которые предусмотрены законом: пленум – совместное заседание всех судей Конституционного Суда Российской Федерации и палата – заседание членов одной из двух существующих палат. В пленарном заседании Конституционный Суд разрешает самые сложные и важные дела, например только в этом составе Суд может дать толкование Конституции Российской Федерации. В заседаниях палат рассматривается основное число дел. А это немало – в среднем в год в Конституционный Суд Российской Федерации обращается около 15 тыс. заявителей. Некоторые обращения будут признаны недопустимыми (о чем поговорим чуть ниже), другие будут приняты к производству и затем рассмотрены Судом – таких окажется около 500, некоторые будут прекращены в связи с различными обстоятельствами, некоторые будут удовлетворены, а в удовлетворении некоторых будет отказано. Всего с момента своего возрождения в 1995 г. Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел более 125 тыс. обращений.

ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

Кто и по каким вопросам вправе обращаться в Конституционный Суд РФ – вопрос столь значимый, что специально оговаривается в высшем законе страны – Конституции. В статье 125 Конституции Российской Федерации право обращения в Конституционный Суд предоставляется в зависимости от характера вопроса, подлежащего разрешению. Так, о соответствии Конституции законов или иных актов, принятых органами власти Федерации и регионов, о разграничении полномочий между этими органами вправе обращаться высшие органы власти Федерации и регионов; по вопросу толкования Конституции Российской Федерации – высшие органы законодательной и исполнительной власти Федерации и органы законодательной власти регионов. Споры о компетенции между федеральными органами власти, между высшими органами субъектов Российской Федерации и т.п. Конституционный Суд рассматривает по обращению этих высших органов.

Граждане и суды имеют право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации для проверки конституционности только закона, уже примененного или подлежащего применению в конкретном деле, причем граждане – только в том случае, если применение ревизуемого закона нарушает их конституционные права и свободы. Иными словами, в данном случае будет осуществлен конкретный контроль применительно к обстоятельствам конкретного дела конкретного гражданина.

Так, Октябрьский районный суд Мурманска обратился в Конституционный Суд Российской Федерации в связи с находящимся в его производстве заявлением И.А. Ильке- вича, которого избил неизвестный гражданин. Напомним, что дела о нанесении побоев, не причинивших вреда здоровью, а также об умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 115, 116 УК РФ) относятся к так называемым делам частного обвинения, которые рассматриваются в суде по заявлению пострадавшего (ст. 20 УПК РФ) . Г-н Ильке- вич обратился в суд, но не смог назвать обвиняемого. Судья заявление вернул. Илькевич обратился в прокуратуру, но прокурор сослался на часть 4 статьи 20 УПК , в соответствии с которой прокуратура начинает уголовное преследование по таким делам только в том случае, если потерпевший по болезни, возрасту либо иным причинам не в состоянии сам защищать свои права и законные интересы. А г-н Илькевич здоров, дееспособен, работает, и поэтому прокуратура его делом заниматься не может. Мурманский районный суд счел, что такие положения УПК фактически оставляют гражданина беззащитным и нарушают конституционные права г-на Илькевича и соответствующие обязанности государства защищать права и свободы гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев дело, 27 июня 2005 г. признал приведенные выше положения УПК в той части, в какой они не обязывают прокурора, следователя, дознавателя принять по заявлению пострадавшего меры по установлению личности виновного и привлечения его к ответственности в определенном законом порядке не соответствующими статьям 18, 21 (ч. 1), 45, 46 (ч. 1), 118 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

СТАДИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Конституционное судопроизводство очень отличается от производства в судах общей и арбитражной юрисдикции. Это связано с особенностями и сложностью дел, рассматриваемых этим Судом, с одной стороны, а с другой – с особенностями субъектов – участников процесса – Президент, Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации и т.п. Очевидно, что все эти субъекты вынуждены действовать в Суде через своих представителей, но ведь практически все эти органы государственной власти коллегиальны, выявить их мнение можно только на заседаниях. И наконец, необходимо учитывать, что Конституционный Суд – специализированный суд, т.е. его компетенция неуниверсальна и, как было показано выше, весьма сложна. Эти обстоятельства и привели к более жесткому и непривычному регулированию двух институтов: института допустимости и приемлемости обращения и института представительства в Конституционном Суде. Однако рассмотрим все по порядку.

Обращение в Конституционный Суд должно по форме, структуре и содержанию соответствовать требованиям закона о Конституционном Суде, содержащем как общие требования (ст. 36, 37, 39 закона) , так и требования применительно к обращениям по каждой категории дел. К обращению обязательно должен быть приложен ряд документов (ст. 38) . Имея в виду сказанное, следует подумать, прежде чем идти в Конституционный Суд самостоятельно; может быть, стоит воспользоваться услугами юриста, причем не просто юриста, а кандидата или доктора юридических наук, ведь только такой юрист сможет в дальнейшем осуществлять представительство дела в Конституционном Суде (таково требование закона).

• Далее происходит предварительное рассмотрение обращения. Первичное изучение обращений осуществляет Секретариат Суда и в случае несоответствия требованиям закона возвращает их заявителю. Основаниями для возврата являются: 1) явная неподведомственность; 2) несоответствие формы; 3) подача несоответствующим органом или лицом; 4) неуплата государственной пошлины.

В случае, если обращение составлено правильно, наступает второй этап рассматриваемой стадии – предварительное рассмотрение обращения судьями. Основная задача этого этапа – решение вопроса о допустимости и приемлемости обращения. В отличие от работников Секретариата Суда перед судьями стоит более сложная задача решить, все ли аспекты вопроса, поставленного в обращении, обладают новизной (ранее никогда не были предметом рассмотрения Конституционного Суда не только непосредственно, но и косвенно), т.е. не может ли вопрос быть разрешен без участия Конституционного Суда. Судья или судьи-докладчики по обращению назначаются председателем Конституционного Суда. Результаты предварительного изучения они докладывают на пленуме. После обсуждения (оно иногда длится несколько дней – настолько сложным оказывается вопрос о допустимости и приемлемости) голосованием обращение либо принимается к производству либо – нет. Если дело принято к производству, оно назначается к слушанию.

• Стадия подготовки к слушанию дела заключается в назначении экспертов и специалистов, детальном анализе всех материалов, так или иначе связанных с вопросом, поставленным в обращении. Ее реализует судья или судьи-докладчики. Наряду с внешними экспертами необходимую аналитическую работу осуществляют работники отраслевых подразделений Секретариата Суда (кстати, заметим, что основная часть работников этих подразделений – кандидаты и доктора юридических наук).

Судебное разбирательство осуществляется приблизительно в том же порядке, что и в иных судах.

Заседания Конституционного Суда Российской Федерации открытые, в исключительных случаях по решению Суда могут быть проведены закрытые судебные заседания. Все заседания протоколируются, наряду с обычным протоколом ведется аудио- и видеозапись каждого заседания.

Процесс начинается с подготовительной части – проверки явки сторон, полномочий представителей и т.п., выявления незаявленных ходатайств. Затем осуществляется рассмотрение дела по существу. Судья-докладчик (судьи-докладчики) кратко излагает суть обращения. Далее выступают стороны: во-первых, сторона-заявитель (как правило, не самостоятельно, а через своего представителя); во-вторых, сторона-ответчик. Необходимо иметь в виду, что эта сторона, как правило, представлена, по меньшей мере, тремя органами государственной власти – двумя палатами российского парламента и Президентом Российской Федерации. Дело в том, что чаще всего объектом конституционного контроля выступают именно федеральные законы, а ведь каждый из них принят Государственной Думой, почти каждый одобрен Советом Федерации, каждый подписан Президентом Российской Федерации. Вот и получается, что сторона-ответчик почти всегда представлена тремя постоянными представителями соответствующих органов в Конституционном Суде. Эти представители – известные ученые, доктора юридических наук, однако они являются лишь «голосом», озвучивая в заседаниях коллективное мнение палат парламента или мнение Президента Российской Федерации, в свою очередь подготовленное с участием экспертов и специалистов. По окончании выступления сторон судьи и сами стороны вправе задать вопросы для уточнения позиций. Следующий этап в судебном разбирательстве – выступления экспертов и специалистов. Как правило, в качестве экспертов в Конституционном Суде выступают авторитетные ученые и практики юристы, экономисты, политологи. Экспертное заключение может быть также представлено научно-исследовательскими и учебными центрами. Имея в виду, что Конституционный Суд решает вопросы права, чаще всего эксперты и специалисты представляют ту или иную отрасль права. При необходимости могут быть заслушаны свидетели и исследованы документы. Завершается рассмотрение дела заключительными выступлениями сторон.

Читайте также:  Презентация М Зощенко Золотые слова

• По окончании слушаний Конституционный Суд удаляется в совещательную комнату для подготовки итогового решения по делу. Итоговое решение выносится в форме постановления (в ходе заседания по процедурным вопросам принимается определение). Оно принимается в совещательной комнате после обсуждения, открытым голосованием, путем поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним. Решение принимается простым большинством голосов, за исключением решения о толковании Конституции Российской Федерации, которое принимается большинством не менее двух третей. (До принятия всего решения может быть голосование по отдельным частям; еще раз подчеркнем, настолько сложны вопросы, рассматриваемые Конституционным Судом.) Постановление оглашается в судебном заседании. После провозглашения постановление рассылается всем заинтересованным лицам и публикуется в официальных изданиях высших органов власти.

Постановления (определения) Конституционного Суда вступают в силу немедленно, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу, какого-либо подтверждения со стороны органов государственной власти, их издавших или подписавших, не требуется.

Обязательным является и конституционно-правовое истолкование действующих норм. В этом отношении характерно Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. о конституционности пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, сыгравшее весьма важную роль в судебной практике. Дело рассматривалось по заявлениям (объединенным в одно дело) нескольких граждан, которые были добросовестными приобретателями жилья, но их имущество хотели отобрать по суду на основании пунктов 1 и 2 статьи 167 (общие положения о последствиях недействительности сделок). Дело в том, что указанная статья предусматривает при недействительности сделки возврат каждой из сторон другой всего полученного по сделке. И получалось, что человек, приобретший квартиру, побывавшую в собственности у нескольких лиц, в случае признания недействительной одной из сделок в цепочке перехода права собственности, оказывался незащищенным, даже если он был самым добросовестным приобретателем из всех. Рассматривая данное дело, Конституционный Суд не усмотрел неконституционности пунктов 1 и 2 статьи 167 ГК, однако указал, что в таких случаях применение оспоренных положений неправомерно, следует применять статьи 301 и 302 ГК РФ (истребование) имущества из чужого незаконного владения и от добросовестного приобретателя. Следовательно, Конституционный Суд в данном деле хотя и признал конституционность оспариваемого закона, но дал обязательное для судов толкование оспоренных норм и таким путем обеспечил защиту законных прав граждан, в частности добросовестных приобретателей.

Вопросы для самопроверки

1) Что такое конституционное судопроизводство? 2) Какие законы определяют цели, задачи и структуру Конституционного Суда Российской Федерации? 3) Почему Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации не объединены в единую систему? 4) Кто и с каким вопросом может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации? 5) Почему граждане могут обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации только с вопросом относительно конституционности закона, примененного или подлежащего применению в их конкретном деле? 6) Какие меры должны быть приняты, когда Конституционный Суд Российской Федерации признал закон или его часть не соответствующими Конституции Российской Федерации?

Проанализируйте любое постановление Конституционного Суда Российской Федерации: кто и на основании какой нормы обратился в Конституционный Суд? Какие вопросы права решал Конституционный Суд? Укажите аргументы Конституционного Суда, изложенные им в мотивировочной части решения. Каковы юридические последствия данного постановления? Каковы иные неправовые (фактические, социальные, экономические, политические) последствия данного постановления?

«Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными…».

Цицерон (106–43 до н. э.), римский политический деятель, философ, знаменитый оратор

Источник

Конституционное право России Тест с ответами

1. Что такое нормы-принципы?
• один из видов норм Права, классифицируемых по юридической природе

2. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации:
• достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах

3. Отмена формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) произошла:
• в 2006 году

4. В какой срок должна представить Центральная комиссия референдума РФ финансовый отчет о расходовании средств на проведение референдума РФ?
• в течение месяца со дня официального опубликования результатов референдума РФ

5. Субъектами избирательных правоотношений являются:
• наблюдатели на выборах

6. Что такое законодательная инициатива?
• право внесения законопроекта и обязанность Государственной Думы принять его к рассмотрению

7. Какие из субъектов Федерации входят в состав другого субъекта?
• автономные округа

8. Могут ли государственные и муниципальные служащие входить в состав избирательной комиссии субъекта РФ?
• могут, но не более половины

9. Определите, правильно ли поступила ЦИК, назначив очередные выборы Президента за 6 месяцев до окончания срока деятельности предыдущего?
• ЦИК имела право назначить очередные выборы нового Президента, если Совет Федерации не сделал этого – в соответствие со ст. 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

10. При вынесении решения по рассматриваемому делу в одной из палат Конституционного Суда России пять судей были против. Считается ли принятым решение?
• смотря о какой палате идет речь

11. Форма обращения в суд по защите избирательных прав:
• заявление

12. Что такое всенародный референдум?
• голосование по важнейшим вопросам

13. По степени определенности нормы избирательного права могут быть:
• диспозитивными

14. Президент Российской Федерации не подписал принятый Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный Закон. Каковы последствия этого?
• Государственная Дума и Совет Федерации могут вторично принять этот Закон в прежней редакции квалифицированным большинством голосов в каждой из палат, после чего он подлежит подписанию и опубликованию Президентом России

15. Запрет на предвыборную агитацию вводится:
• за один день до выборов

16. Каким нормативным актом закрепляется методика определения результатов голосования при выборах депутатов Госдумы РФ?
• ФЗ «О выборах депутатов Госдумы Федерального Собрания РФ»

17. Полномочия участковой избирательной комиссии истекают:
• через 10 дней со дня официального опубликования результатов голосования

18. Как можно изменить нормы глав 1, 2 и 9 Конституции 1993 года?
• путем принятия новой Конституции

19. Каким нормативным актом утверждалась схема одномандатных округов по выборам депутатов Госдумы РФ?
• Отдельным федеральным законом об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Госдумы

20. Что такое народный суверенитет?
• принадлежащее ему верховенство власти

21. Кто образует Счетную Палату?
• обе палаты Федерального Собрания на паритетных началах

22. Что такое принципы Конституции?
• основные положения, закрепленные в ее нормах

23. К какой ветви государственной власти относится Правительство?
• исполнительной

24. Кто является автором уровневой периодизации принципов избирательного права?
• М.С. Матейкович

25. Какие общественные отношения регулируют нормы конституционного права?
• возникающие на основе и по поводу государственной власти

26. Имеет ли Президент России право роспуска Совета Федерации?
• не имеет

27. Как осуществляется финансирование судов?
• только из федерального бюджета

28. При назначении судей Конституционного Суда Совет Федерации:
• назначает

29. Если нормативный избирательный акт субъекта Федерации противоречит федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» то:
• действует акт Федерального законодательства

30. Исключите ложное суждение. Закрепление основ правового статуса личности в Конституции Российской Федерации 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина, а именно:
• провозглашение принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности

31. Какое государство считается правовым?
• признающее примат права над государством, обязательность предписаний права для всех

32. Можно ли начать процедуру отрешения Президента от должности по причине нарушения моральных принципов, и какой орган это может сделать?
• нельзя, никакой орган

33. Какая форма правления в Российской Федерации?
• республиканская

34. Какие санкции предусмотрены законодательно за преступления, посягающие на избирательные права граждан:
• штраф

35. Регистрация избирателей по месту голосования осуществляется:
• участковой избирательной комиссией

36. Избирательная комиссия, в случае нарушения кандидатом закона, может вынести ему «предупреждение». К какому виду ответственности можно отнести эту санкцию:
• конституционной

37. Выборы в двухмандатном округе являются:
• полиноминальными

38. Кто такие «апатриды»?
• лица без гражданства

39. Что такое списки избирателей?
• списки граждан, имеющих избирательное право, проживающих на территории конкретного избирательного участка

40. К непропорциональных избирательным системам не относится:
• система единственного передаваемого голоса

41. Может ли Президент своими указами вносить изменения в Конституцию?
• может, но только в отдельные главы

42. Имеет право быть выдвинутым кандидатом в депутаты:
• бывший Председатель правительства РФ, прекративший исполнение полномочий в результате отставки перед выборами

43. Кто такие доверенные лица кандидатов?
• специально заявленные кандидатами лица

44. Чем государственный орган отличается от общественной организации?
• сразу несколькими признаками, присущими только государственному органу и, среди них, право применять различные формы государственного принуждения

45. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства.
• не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации

46. Федеральное собрание Российской Федерации является:
• представительным и законодательным органом

47. Чем определяется вид принимаемых Федерацией и ее субъектами законов?
• видом компетенции, по которым они принимаются

48. Что такое законодательный процесс?
• стадии разработки, принятия и опубликования законов

49. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является:
• Президент РФ

50. Кто осуществляет правосудие в России?
• только суд

51. Что такое конституционно-правовые нормы?
• правила поведения, установленные государством в Конституции и других нормативных актах, в основе которых лежат многосторонние проявления государственной власти

52. Парламенты республик в составе Российской Федерации работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже:
• двух раз в год

53. Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ (например, в чрезвычайных ситуациях – война, стихийные бедствия)?
• не допускается

54. Определите, чем Федерация отличается от конфедерации?
• формой и характером объединения

55. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 121), полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядок и основания предусмотрены Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Полномочия судьи приостанавливаются решениями квалификационной коллегии судей в случаях, если:
• было дано согласие соответствующей квалификационной коллегией судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или включение его под стражу
• судья избран в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации
• судья участвует в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти ее субъекта

56. Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства РФ?
• нет

57. Глава «Избирательная система» впервые появилась:
• в Конституции СССР 1936 года

58. Формами осуществления власти в зарубежных странах являются:
• народное представительство и прямая демократия

59. Право на свободу обычно истолковывается как:
• запрещение рабства и иных форм подневольного состояния

60. Для обозначения нарушения избирательных прав законодатель использует в КоАП РФ категорию:
• административное правонарушение

61. Какие субъекты конституционного права указываются в п. 2 ст. 11 Конституции России?
• Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти

62. К какой группе прав и свобод человека и гражданина относится «свобода совести»?
• к личным

63. По защите прав кандидата в депутаты Государственной Думы РФ, выдвигавшегося по мажоритарному избирательному округу, в качестве первой инстанции выступали:
• суд субъекта РФ

64. Разработка системы ГАС «Выборы» была начата:
• в 1994 году

65. Как решаются вопросы изменения границ между субъектами Федерации?
• субъектами Федерации по взаимному согласию

66. Кто финансирует проведение референдума РФ?
• средства выделяются из федерального бюджета

67. Право законодательной инициативы принадлежит.
• Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения

68. За нарушение порядка выборов какие из перечисленных мер наказания не применялись в истории избирательного права:
• денежная пеня

69. Если принятый Государственной Думой Федеральный Закон в течение четырнадцати дней не рассмотрен Советом Федерации, он считается:
• одобренным

70. Перед каким органом Правительство России ставит вопрос об отставке?
• перед Президентом страны

71. Если отклоненный Президентом Федеральный Закон вновь принят в прежней редакции Государственной Думой и Советом Федерации квалифицированным большинством, каковы по закону действия Президента?
• подписать и опубликовать

72. В качестве учредителей общественного объединения могут выступать как физические, так и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредителями не могут быть:
• государственные исполнительные органы
• органы государственной власти
• органы местного самоуправления

73. Нормативные предписания в избирательном праве характеризуются:
• совокупностью всех перечисленных начал

74. Категория конституционная ответственность получила легальное закрепление:
• в Постановлении Конституционного Суда РФ

75. Правовая позиция Конституционного Суда РФ обязательна:
• на всей территории государства

76. Как называются стадии обсуждения Законопроекта в Государственной Думе?
• депутатские чтения

77. Судебное решение по избирательным спорам является:
• источником формирования избирательного законодательства

78. Может ли по своей инициативе Конституционный Суд России рассматривать какое-либо дело?
• может рассматривать любое дело только по инициативе тех субъектов, которые указаны в Конституции

79. Центральная избирательная комиссия формируется:
• назначается по частям Президентом, Советом Федерации, Госдумой

80. Надзор за соблюдение избирательных прав осуществляет:
• прокуратура

81. Главной задачей парламента является:
• принятие законов

82. Технические ресурсы ГАС «Выборы» не используются:
• при проведении социологических исследований

83. Что берется за основу для решения в России проблем коренным малочисленных народов?
• общепризнанные принципы и нормы международного права

84. Что лежит в основе классификации конституционно-правовых норм?
• структура и содержание Конституции

85. Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более:
• двух сроков подряд

86. Субъектами конституционно-правовой ответственности выступают:
• избирательные объединения

87. В Конституции 1993 года закреплен следующий принцип правового статуса личности, непосредственно связанный с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека:
• Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности
• Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия
• Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод

88. Что явилось главным предварительным условием признания принципа политического многообразия в нашем обществе?
• ликвидация монополии КПСС

89. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства осуществляет:
• Аппарат Правительства

90. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам.
• предусмотренным Конституцией РФ

91. Избирательное объединение обязано представить в ЦИК:
• два финансовых отчета

92. В каком из суждений допущена ошибка? Поименное голосование проводится по решению Совета Федерации, принимаемому не менее чем одной пятой от числа присутствующих на заседании членов, с использованием электронной системы подсчета голосов или именными бюллетенями. При голосовании в Совете Федерации используются следующие понятия, применяемые для определения результатов голосования:
• общее число членов Совета Федерации – 278 человек

93. В Конституционный Суд России обратился глава администрации одного из субъектов Федерации с просьбой дать толкование ст. 73 Конституции России. Каковы действия Конституционного Суда по этому обращению?
• в просьбе отказать

94. Кто исполняет обязанности Президента с момента объявления дня выборов и до вступления нового Президента в должность?
• «старый» Президент

95. Государственная Дума, вопреки мнению Президента, приняла закон по социально-экономическим вопросом. Может ли Президент распустить Государственную Думу по этой причине?
• не может

96. Какова структура конституционно-правовых норм?
• в основном, они состоят из диспозиции, при этом гипотеза предполагается, а санкция содержится в других отраслях права

97. В области экономического и социально-культурного строительства и совместное ведение Российской Федерации и краев, областей, городов федерального значения входят вопросы:
• владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами
• особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации
• разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности

98. Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно и последовательно в своей изначальной трактовке теория разделения властей реализована в:
• Конституции США 1787 года

99. Как образуется Совет Федерации Федерального Собрания?
• путем избрания, назначения субъектами Федерации их органами определенных лиц

100. Может ли депутат Государственной Думы быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления?
• нет

Источник



Читайте также:  Результаты простых быстрых тестов используются для

В Госдуму внесены законопроекты о приоритете Конституции

14 октября президент внес в Госдуму несколько законопроектов о приоритете Конституции (№ 1036233-7; № 1036226-7; № 1036249-7; № 1036240-7; № 1036254-7). «АГ» попросила экспертов объяснить, изменится ли что-то после реализации этих инициатив.

Как сообщает ЦИК России, по результатам общероссийского голосования за принятие поправок высказались около 78% россиян

Напомним, что в соответствии с новой редакцией ст. 79 Основного закона решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции, не подлежат исполнению в России. Законопроекты направлены на реализацию этой поправки в Семейном и Гражданском кодексах, АПК, ГПК, УПК и ряде иных нормативах актов, которые упоминают о международных договорах России.

В одних случаях, как, например, в поправках к Закону о торгово-промышленных палатах, используется формулировка из Конституции. В других то же правило звучит несколько иначе. Так, в АПК предложено указать, что не допускается применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции.

Во всех поправках дополнительно отмечается, что такое противоречие «может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом». При этом законопроект № 1036254-7 предусматривает изменение ст. 34 Закона о международных договорах. Предполагается, что КС РФ сможет разрешать вопросы о возможности:

  • исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции России;
  • исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда, налагающего обязанности на Россию, если это решение противоречит основам публичного правопорядка нашего государства.

Аналогичное полномочие КС упомянуто в президентском законопроекте о масштабных поправках в Закон о Конституционном Суде (№ 1024643-7).

Юрист-международник Наталия Секретарева заметила, что среди предлагаемых поправок особенно выделяется поправка в Семейный кодекс: «Предлагается не применять правила международных договоров в их истолковании, противоречащем не только Конституции, но и основам правопорядка и нравственности. Страшно представить, кто и как будет решать, какие договоры нравственны, а какие нет».

Международные договоры все-таки придется исполнять

«В целом поправки воспроизводят новый конституционный текст, поэтому едва ли что-то добавляют к существующему с 1 июля порядку. Кроме того, российские суды и до 1 июля не особо стремились исполнять международные нормы, плохо было всегда», – отметил глава международной практики Международной правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев.

Наталия Секретарева пояснила, что законодатель собирается наделить КС полномочиями принимать решение о «невозможности исполнения» актов межгосударственных органов в случае, если истолкование договора противоречит Конституции.

«Противоречие между истолкованием международного договора и конституционными положениями, исходя из текста новой редакции Конституции (п. “б” ч. 5.1 ст. 125), компетентен устанавливать только Конституционный Суд. На данный момент можно полагать, что решения иных органов и должностных лиц в этом серьезном вопросе неприемлемы и недопустимы», – убежден адвокат АП Архангельской области, к.ю.н. Владимир Цвиль.

Читайте также:  НЕЙРОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

Кирилл Коротеев, напротив, не уверен, что противоречие между истолкованием договора и Конституцией будет устанавливать именно Конституционный Суд на основании обновленного Закона о КС: «С уверенностью сказать этого нельзя, хотя законопроект, скорее, об этом. Статья 79 Конституции в новой редакции действует непосредственно, а значит, любой суд теоретически может признать какое-то толкование международного договора неконституционным. На самом деле, практика судов такова, что им не нужен КС. Если они встречают неудобный для государственных органов аргумент, основанный на международном праве, они просто никак его в решении не отражают». Не стоит забывать и о том, что ст. 15 и 17 Конституции остались незатронутыми, т.е. международное право по-прежнему имеет приоритет над федеральными законами, заметил эксперт.

Владимир Цвиль подчеркнул, что и ст. 79 Конституции, и конкретизирующие ее законопроекты позволяют признать неконституционным только истолкование международного договора, а не сам договор. Его конституционность КС вправе оценивать только до вступления в силу, напомнил эксперт. С ним солидарен и Кирилл Коротеев: «Статья 79 в новой редакции не позволяет признавать неконституционным ратифицированный международный договор. Нератифицированный можно было проверять на конституционность и раньше, с 1993 г.».

Наталия Секретарева также считает, что как в ст. 79 Конституции, так и в законопроекте о поправках в Закон о КС говорится лишь о проверке на соответствие Конституции решений межгосударственных органов. «При этом, конечно, именно прецедентная практика международных договорных органов и формирует содержание соответствующих договоров. Например, невозможно сказать, какие именно права защищаются той или иной статьей Европейской конвенции, не обращаясь к текстам решений ЕСПЧ», – считает эксперт.

Однако даже если «полномочие по неисполнению» остается централизованным в КС, ничего не меняется, подчеркнул Кирилл Коротеев: «Закрепление в Конституции этого полномочия не устраняет нарушение международного права. Как минимум с 1930-х гг., если не с более раннего времени, нормой обычного международного права считается запрет государствам ссылаться на национальное право, в том числе на Конституцию, для обоснования неисполнения международных договоров».

Какое толкование может стать неконституционным

По мнению Владимира Цвиля, ключевым критерием понимания и реализации соответствующего полномочия КС является момент появления официального истолкования: «Предполагается, что в момент заключения текст международного договора и придаваемый ему смысл соответствовали национальной Конституции, в ином случае договор не был бы заключен. Поэтому и в тексте Конституции РФ, и в предлагаемых законопроектах речь идет о том истолковании, которое появилось после заключения международного договора и смысл которого не был надлежащим образом имплементирован в национальную правовую систему». Однако, учитывая меняющиеся реалии, нельзя исключать и иного понимания формулы истолкования международных договоров, добавил эксперт.

Кирилл Коротеев напомнил, что толкование – уяснение смысла правовой нормы.

Источник

Источники и формы российского права

источники и формы российского права

Источники и формы российского права — немного теории

«Источники и формы российского права» — третий по счёту вопрос в списке. Предлагается изучить теорию, касающуюся источников права (далее также «п.») в России. А заодно, рассмотреть какие формы они могут принимать. Для начала следует определиться, что же можно считать источником права вообще и существуют ли таковые в РФ.

Источник права

Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает 1 множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.

Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов. О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство. Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.

Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:

  • законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
  • договоры, в т.ч., международные
  • решения судов (т.н. прецедент)
  • правовые обычаи, сложившиеся в обществе
  • священные книги и писания
  • иные

Список источников права весьма обширен и разнообразен. Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств.

Форма права

По мнению Марченко, форма права и источник права тождественны. Во многом термины взаимозаменяемы, поскольку имеют целью выразить одно и то же понятие. Форма права — это выражение его содержания вовне. Т.е., те овеществлённые объекты, которые содержат п., закрепляют плоды деятельности творцов норм. Закрепление является необходимым элементом существования права. А также возможность с ним «работать» — применять, толковать и совершенствовать.

Без внешнего выражения (читай, возможности своими глазами увидеть написанное на бумаге) п. станет расплывчатым и перестаёт быть п. как таковым. Поскольку п. всё-же предполагает определённость и некое постоянство. Отсутствие формализации не делает применение права невозможным — каждый применитель будет «трактовать» его в свою пользу. Мнение же старейшин как источник п. несколько устарело и уже не применяется.

Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В. 2 . В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.

Источники российского права

Итак, источниками, а значит и формами права в современной России являются:

Конституция России

Основной закон обладает в РФ наивысшей юридической силой. КРФ не может противоречить ни один закон, ни одна норма. Исследованием возможных несоответствий занимается специальный суд — Конституционный. Главный закон страны относится тем временем, к нормативно-правовым актам. Конституция консолидирует в себе все основы общественных отношений в государстве.

Законы

В России существует несколько видов законов. Перечислим их виды и основные отличительные признаки.

Федеральные конституционные законы

ФКЗ принимаются по вопросам, которые прямо указаны в Конституции. Например, закон о Конституционном суде РФ, кстати, первый подобный закон, принятый в новейшей истории России. К слову, принятию ФКЗ о КС РФ воспротивились 32 парламентария из 369. Однако, это не помешало его появлению. Действуют ФКЗ на всей территории России.

Федеральный закон

Принимается по тем вопросам, которыми ведает Федерация. Разграничение ведания осуществляет Конституция, либо прямое указание в законе, например, N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Действует на всей территории РФ.

Конституция (устав) субъекта Федерации

Регионы имеют свои основные законы. Это Конституции Республик и уставы остальных регионов. Свои уставы имеют области, города федзначения, края, автономные округа и Еврейская автономная область. Не могут противоречить Основному закону РФ, что, однако, не всегда соблюдается. Например, Конституция Татарстана, в которой глава региона именуется Президентом, а не главой республики.

Конституция позволяет народу РФ также создавать нормы путём референдума. Референдум некоторые исследователи считают отделенным источником права. Однако, правотворцем в данном случае является не народ. Люди лишь принимают решение быть той или иной норме в РФ или не быть. На референдум выносятся, соответственно, важнейшие вопросы государственного устройства.

Конституционные законы субъектов

Принимаются в рамках конституций республик. В качестве примера — КЗ республики Алтай 14 февраля 2001 года N 20-12. Им изменена первая статья ОЗ, в вопросе, касающемся суверенитета Республики. Или КЗ республики Тыва, которым сформированы положения о Правительстве субъекта под № 95 ВХ-1 от 31.12.2003 г. Также предполагают референдум по острейшим вопросам региона.

Указы, распоряжения Президента

Глава государства обладает правом на издание в рамках своей компетенции актов — указов и распоряжений. Указ носит бóльшую нормативность, распоряжения часто издаются по каким-то оперативным вопросам. Кроме того, указ может и не содержать каких-либо норм, например, указ о награждении. В каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.

Распоряжения и постановления Правительства

В случае и актами Правительства разделение чуть более заметно. Постановления — это сугубо нормы, распоряжения — нет. Последние также призваны решать текущие вопросы. Территория действия — Федерация.

Указы, распоряжения глав, постановления и распоряжения правительств субъектов

В целом, похоже на указанные выше НПА и ненормативные ПА, но действующие на территории соответствующих регионов РФ.

Акты органов местной власти

Несмотря на то, что местные власти не относятся к органам госвласти в РФ, их акты тоже являются источниками права. Именуется это муниципальными правовыми актами. Установлена эта система ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Тут устав МО, а также акты, принятые на референдуме.

Международные договоры России

Ратифицированные российским парламентом, такие договоры становятся нормами. Исполнение их на территории РФ обязательно, за некоторым исключением. Исключения стали возможны после принятия в 2020 г. поправок в Основной закон России.

Судебные решения

Решения российских судов не являются в прямом смысле источниками права. Подобный подход обусловлен сложившейся в нашей стране правовой системой. В противовес англо-саксонской, прецедентно-ориентированной, российская Фемида оценивает каждый конкретный случай. Разговоры о прецеденте в РФ идут довольно давно. К слову, в этом отношении были приняты некоторые шаги всё в этом же 2020 году.

Речь идёт о прорывных в этом вопросе Постановлениях ВС РФ №№ 12 и 13, принятых 30.06.2020 г. В них Верховный суд указал на необходимость проверять соответствие выводов нижестоящих судов позициям ВС и сохранившим силу ВАС РФ. Т.е., суд, принимая решение должен сопоставить свои выводы с имеющимся по сходным правоотношениям выводами высших судов. Назвать это прецедентом в чистом виде пока нельзя, но движение в эту сторону явно обозначено.

Таким образом, в ближайшей перспективе судебное решение как источник права российское общество вряд-ли получит. Однако, особняком стоят решения Конституционного суда.

КС РФ в правотворчестве принимает пусть и не непосредственное, но участие. В частности, по решению этого суда могут быть изменены, добавлены, а также прекращены нормы. В силу своих полномочий суд может указать законодателю на изменения, которые необходимо внести в законодательство.

Сноски
  1. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Проспект», 2016. — 640 с.
  2. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). — М.: Проспект, 2016. — 328 с.

Ещё по теме «Источники и формы российского права»:

Источник