Меню

В чем философский смысл Чайки по имени Джонатан Ливингстон

В чем философский смысл «Чайки по имени Джонатан Ливингстон»?

Автор — Никита Добряков

Повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» вышла в 1970 году и покорила читателей простотой изложения, сильными метафорами и общим духовным порывом. Причем автора сложно назвать профессиональным писателем: всю жизнь он занимается полетами на малой авиации.

Давайте посмотрим, как Ричард Бах смог завоевать любовь читателей и чем примечательна его повесть.

О чем эта повесть?

Ричард Бах создал притчу с довольно простым сюжетом. Чайка по имени Джонатан Ливингстон не хочет довольствоваться простой жизнью обычной чайки, которая подчинена простейшим потребностям. Джонатан тренирует мастерство полета, но, столкнувшись с негативной реакцией Стаи, превращается в изгоя и становится отшельником. Несмотря на это, он не перестает тренироваться и в определенный момент доводит искусство полета до такого совершенства, что оказывается на Небесах, где находит таких же чаек, как и он.

Здесь все идут по пути самосовершенствования, и именно на небесах чайка Джонатан осознает те возможности, которые ему по-настоящему доступны. Но он не может остаться тут, т.к. чувствует внутреннюю потребность помочь обычным чайкам подняться выше. Он возвращается на Землю и помогает другим изгоям почувствовать уверенность в себе.

Как это написано?

Перед нами классическая повесть-притча. Автор практически не использует эпитеты и прилагательные, и ему неинтересно описывать мир, в котором происходят события повести.

Этот текст, как и любую притчу, не нужно понимать буквально. История вознесения и возвращения Джонатана есть метафора жизни любого человека. И весь текст полон аллегорий: чайки – это люди, Стая – анонимная толпа и общественное мнение, Совет – символ общественных авторитетов, а сам полет – это искусство жизни каждого конкретного человека-чайки.

Откуда взяты идеи?

Текст Баха благодаря его глубокой метафоричности можно интерпретировать с множества точек зрения. Например, мы отчетливо видим здесь знаменитый миф о пещере Платона, в котором философ, поднявшись из пещеры к свету и увидев благо, обязан вернуться обратно и рассказать истину людям, сидящим в пещере.

Еще история чайки напоминает нам путь бодхисаттвы – буддийского существа, которое смогло освободиться от страданий мира, но отказалось уйти в Нирвану, чтобы помочь освободиться другим людям.

Но Бах, набирая всего по чуть-чуть, не опирается на конкретное религиозное или философское учение, а скорее создает общий аллегорический рассказ о новом понимании человека и его судьбы. В этом смысле ближайшим философом для Баха является Фридрих Ницше с его концепцией сверхчеловека.

Философия Баха

Первое, что выражает Бах – предельный индивидуализм. Сам образ Джонатана как «просвещенной чайки» – это литературное выражение концепции Сверхчеловека Ницше из его работы «Так говорил Заратустра».

Что общего между Заратустрой и чайкой Ливингстоном? Оба героя отвергаются толпой и проводят большую часть жизни в одиночестве. Оба встают на путь самосовершенствования, затем выступают как проповедники и учителя, но в один момент покидают учеников с целью дальнейшего самопознания.

Сверхчеловек – это бунт против всех общественных законов и желаний. Отсюда одиночество, которым пропитаны пути Заратустры и чайки Джонатана. Путь самосовершенствования можно пройти только самому. Отсюда же их неприятие толпой с ее низшими чувственными ценностями.

Джонатан как учитель

Единственный, кто может помочь на пути самосовершенствования – учитель. Но он не является идолом, кумиром или истиной в последней инстанции. Он лишь показывает путь, и настоящий ученик удаляется от учителя, а не следует по его стопам. Это характерно как для философии Ницше, так и для литературы Баха.

Обратите внимание: Джонатан, как и его учитель Чианг, не мессия. Они лишь помогают ступить на путь истинного понимания полета, но не предполагают своей исключительной роли в самосовершенствовании учеников.

Индивидуальная свобода и самовыражение – вот истина настоящей чайки. Стая – символ общества, которое погрязло в обыденном мире и не видит небо над головой. Оно не свободно ни от внешних авторитетов (Совет), ни от чувственных потребностей. Главный герой же полностью ощущает свою свободу и не приемлет любые внешние запреты.

Воля к власти

Что является главным критерием перехода в более совершенный мир? Желание самой чайки, ее тренировки и страдания ради самосовершенствования. Она не должна следовать каким-либо чужим установкам. То есть реализовывать собственную, говоря языком Ницше, волю к власти. Именно концепт воли к власти лучше всего передает суть той силы, которая движет Джонатаном. Необходимая часть пути – преодоление самого себя. У Баха это выражено напрямую с помощью тренировок полета.

Сущность личности – ее желания, осознанные в акте самопознания. А желание определяет действительность, что наглядно демонстрируется в виде перехода от земной жизни к небесной.

Мир как иллюзия

Мысль и желание определяет действительность – вот ключевая мысль всего текста: «Все ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого – это не что иное, как ваша мысль, выраженная в форме, доступной вашему зрению». Весь мир – это иллюзия нашего мышления, и если человек поймёт это, то его возможности станут практически безграничными.

Главная задача Баха – убедить читателя в его бесконечных возможностях. Показать путь к самосовершенству и свободе, в котором нет ничего невозможного. Преодолевая границы собственного мышления, мы раскрываем свой истинный потенциал.

Читайте также:  Работаем 7 дней в неделю с 8 00 до 24 00 ч

Повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» стала для многих глотком свежего воздуха в мире, который становится все более сложным, а человек все меньше знает самого себя. В этот момент кризиса Ричард Бах предлагает нам красивую сказку о силе человеческого мышления. Она короткая и довольно простая, но дает мощный импульс для того, чтобы мы поверили в себя. А больше ничего и не нужно.

А как вам эта повесть? Как вы ее поняли для себя?)

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!
Android | iOS
Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт

Источник

Чайка джонатан лівінгстон тест

ЧАЙКА ПО ИМЕНИ ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН

который живет в каждом из нас.

Настало утро, и золотые блики молодого солнца заплясали на едва заметных волнах спокойного моря.

В миле от берега с рыболовного судна забросили сети с приманкой, весть об этом мгновенно донеслась до Стаи, ожидавшей завтрака, и вот уже тысяча чаек слетелась к судну, чтобы хитростью или силой добыть крохи пищи. Еще один хлопотливый день вступил в свои права.

Но вдали от рыболовного судна и от берега в полном одиночестве совершала свои тренировочные полеты чайка по имени Джонатан Ливингстон. Взлетев на сто футов в небо, Джонатан опустил перепончатые лапы, приподнял клюв, вытянул вперед изогнутые дугой крылья и, превозмогая боль, старался удержать их в этом положении. Вытянутые вперед крылья снижали скорость, и он летел так медленно, что ветер едва шептал у него над ухом, а океан под ним казался недвижимым. Он прищурил глаза и весь обратился в одно-единственное желание: вот он задержал дыхание и чуть. чуть-чуть. на один дюйм. увеличил изгиб крыльев. Перья взъерошились, он совсем потерял скорость и упал.

Чайки, как вы знаете, не раздумывают во время полета и никогда не останавливаются. Остановиться в воздухе — для чайки бесчестье, для чайки это — позор.

Но Джонатан Ливингстон, который, не стыдясь, вновь выгибал и напрягал дрожащие крылья — все медленнее, медленнее и опять неудача, — был не какой-нибудь заурядной птицей.

Большинство чаек не стремится узнать о полете ничего, кроме самого необходимого: как долететь от берега до пищи и вернуться назад. Для большинства чаек главное — еда, а не полет. Для этой же чайки главное было не в еде, а в полете. Больше всего на свете Джонатан Ливингстон любил летать.

Но подобное пристрастие, как он понял, не внушает уважения птицам. Даже его родители были встревожены тем, что Джонатан целые дни проводит в одиночестве и, занимаясь своими опытами, снова и снова планирует над самой водой.

Он, например, не понимал, почему, летая на высоте, меньшей полуразмаха своих крыльев, он может держаться в воздухе дольше и почти без усилий. Его планирующий спуск заканчивался не обычным всплеском при погружении лап в воду, а появлением длинной вспененной струи, которая рождалась, как только тело Джонатана с плотно прижатыми лапами касалось поверхности моря. Когда он начал, поджимая лапы, планировать на берег, а потом измерять шагами след, оставляемый на песке, его родители, естественно, встревожились не на шутку.

— Почему, Джон, почему? — спрашивала мать. — Почему ты не можешь вести себя как все мы? Почему ты не предоставишь полеты над водой пеликанам и альбатросам? Почему ты ничего не ешь? Сын, от тебя остались перья да кости.

— Ну и пусть, мама, от меня остались перья да кости. Я хочу знать, что я могу делать в воздухе, а чего не могу. Я просто хочу знать.

— Послушай-ка, Джонатан, — говорил ему отец без тени недоброжелательности. — Зима не за горами. Рыболовные шхуны будут появляться все реже, а рыба, которая теперь плавает на поверхности, уйдет в глубину. Если тебе непременно хочется учиться, изучай пищу, учись ее добывать. Полеты — это, конечно, очень хорошо, но одними полетами сыт не будешь. Не забывай, что ты летаешь ради того, чтобы есть.

Джонатан покорно кивнул. Несколько дней он старался делать то же, что и все остальные, старался изо всех сил: пронзительно кричал и дрался с сородичами у пирсов и рыболовных судов, нырял за кусочками рыбы и хлеба. Но у него ничего не получалось.

«Какая бессмыслица, — подумал он и решительно швырнул с трудом добытого анчоуса голодной старой чайке, которая гналась за ним. — Я мог бы потратить все это время на то, чтобы учиться летать. Мне нужно узнать еще так много!»

И вот Джонатан снова один далеко в море — голодный, радостный, пытливый.

Он изучал скорость полета и за неделю тренировок узнал о скорости больше, чем самая быстролетная чайка на этом свете.

Поднявшись на тысячу футов над морем, он бросился в крутое пике, изо всех сил махая крыльями, и понял, почему чайки пикируют, сложив крылья. Всего через шесть секунд он уже летел со скоростью семьдесят миль в час, со скоростью, при которой крыло в момент взмаха теряет устойчивость.

Читайте также:  Тест с ответами Символы и названия химических элементов

Раз за разом одно и то же. Как он ни старался, как ни напрягал силы, на высокой скорости он терял управление.

Подъем на тысячу футов. Мощный рывок вперед, переход в пике, напряженные взмахи крыльев и отвесное падение вниз. А потом каждый раз его левое крыло вдруг замирало при взмахе вверх, он резко кренился влево, переставал махать правым крылом, чтобы восстановить равновесие, и, будто пожираемый пламенем, кувырком через правое крыло входил в штопор.

Несмотря на все старания, взмах вверх не удавался. Он сделал десять попыток, и десять раз, как только скорость превышала семьдесят миль в час, он обращался в неуправляемый комок взъерошенных перьев и камнем летел в воду.

Все дело в том, понял наконец Джонатан, когда промок до последнего перышка, все дело в том, что при больших скоростях нужно удержать раскрытые крылья в одном положении — махать, пока скорость не достигнет пятидесяти миль в час, а потом держать в одном положении.

Он поднялся на две тысячи футов и попытался еще раз: входя в пике, он вытянул клюв вниз и раскинул крылья, а когда достиг скорости пятьдесят миль в час, перестал шевелить ими. Это потребовало неимоверного напряжения, но он добился своего. Десять секунд он мчался неуловимой тенью со скоростью 90 миль в час. Джонатан установил мировой рекорд скоростного полета для чаек!

Но он недолго упивался победой. Как только он попытался выйти из пике, как только он слегка изменил положение крыльев, его подхватил тот же безжалостный неодолимый вихрь, он мчал его со скоростью 90 миль в час и разрывал на куски, будто динамит. Невысоко над морем Джонатан-Чайка не выдержал и рухнул на твердую, как камень, воду.

Когда он пришел в себя, была уже ночь, он плыл в лунном свете по глади океана. Изодранные крылья были налиты свинцом, но бремя неудачи легло на его спину еще более тяжким грузом. У него появилось смутное желание, чтобы этот груз незаметно увлек его на дно, и тогда наконец все будет кончено.

Источник



В чем философский смысл «Чайки по имени Джонатан Ливингстон»?

Повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» вышла в 1970 году и покорила читателей простотой изложения, сильными метафорами и общим духовным порывом. Причем автора сложно назвать профессиональным писателем: всю жизнь он занимается полетами на малой авиации.

Давайте посмотрим, как Ричард Бах смог завоевать любовь читателей и чем примечательна его повесть.

О чем эта повесть?

Ричард Бах создал притчу с довольно простым сюжетом. Чайка по имени Джонатан Ливингстон не хочет довольствоваться простой жизнью обычной чайки, которая подчинена простейшим потребностям. Джонатан тренирует мастерство полета, но, столкнувшись с негативной реакцией Стаи, превращается в изгоя и становится отшельником. Несмотря на это, он не перестает тренироваться и в определенный момент доводит искусство полета до такого совершенства, что оказывается на Небесах, где находит таких же чаек, как и он.

Здесь все идут по пути самосовершенствования, и именно на небесах чайка Джонатан осознает те возможности, которые ему по-настоящему доступны. Но он не может остаться тут, т.к. чувствует внутреннюю потребность помочь обычным чайкам подняться выше. Он возвращается на Землю и помогает другим изгоям почувствовать уверенность в себе.

Как это написано?

Перед нами классическая повесть-притча. Автор практически не использует эпитеты и прилагательные, и ему неинтересно описывать мир, в котором происходят события повести.

Этот текст, как и любую притчу, не нужно понимать буквально. История вознесения и возвращения Джонатана есть метафора жизни любого человека. И весь текст полон аллегорий: чайки – это люди, Стая – анонимная толпа и общественное мнение, Совет – символ общественных авторитетов, а сам полет – это искусство жизни каждого конкретного человека-чайки.

Откуда взяты идеи?

Текст Баха благодаря его глубокой метафоричности можно интерпретировать с множества точек зрения. Например, мы отчетливо видим здесь знаменитый миф о пещере Платона, в котором философ, поднявшись из пещеры к свету и увидев благо, обязан вернуться обратно и рассказать истину людям, сидящим в пещере.

Еще история чайки напоминает нам путь бодхисаттвы – буддийского существа, которое смогло освободиться от страданий мира, но отказалось уйти в Нирвану, чтобы помочь освободиться другим людям.

Но Бах, набирая всего по чуть-чуть, не опирается на конкретное религиозное или философское учение, а скорее создает общий аллегорический рассказ о новом понимании человека и его судьбы. В этом смысле ближайшим философом для Баха является Фридрих Ницше с его концепцией сверхчеловека.

Философия Баха

Первое, что выражает Бах – предельный индивидуализм. Сам образ Джонатана как «просвещенной чайки» – это литературное выражение концепции Сверхчеловека Ницше из его работы «Так говорил Заратустра».

Что общего между Заратустрой и чайкой Ливингстоном? Оба героя отвергаются толпой и проводят большую часть жизни в одиночестве. Оба встают на путь самосовершенствования, затем выступают как проповедники и учителя, но в один момент покидают учеников с целью дальнейшего самопознания.

Сверхчеловек – это бунт против всех общественных законов и желаний. Отсюда одиночество, которым пропитаны пути Заратустры и чайки Джонатана. Путь самосовершенствования можно пройти только самому. Отсюда же их неприятие толпой с ее низшими чувственными ценностями.

Читайте также:  Сцеженное молоко может быть добавлено в мкость только после охлаждения в холодильнике

Джонатан как учитель

Единственный, кто может помочь на пути самосовершенствования – учитель. Но он не является идолом, кумиром или истиной в последней инстанции. Он лишь показывает путь, и настоящий ученик удаляется от учителя, а не следует по его стопам. Это характерно как для философии Ницше, так и для литературы Баха.

Обратите внимание: Джонатан, как и его учитель Чианг, не мессия. Они лишь помогают ступить на путь истинного понимания полета, но не предполагают своей исключительной роли в самосовершенствовании учеников.

Индивидуальная свобода и самовыражение – вот истина настоящей чайки. Стая – символ общества, которое погрязло в обыденном мире и не видит небо над головой. Оно не свободно ни от внешних авторитетов (Совет), ни от чувственных потребностей. Главный герой же полностью ощущает свою свободу и не приемлет любые внешние запреты.

Воля к власти

Что является главным критерием перехода в более совершенный мир? Желание самой чайки, ее тренировки и страдания ради самосовершенствования. Она не должна следовать каким-либо чужим установкам. То есть реализовывать собственную, говоря языком Ницше, волю к власти. Именно концепт воли к власти лучше всего передает суть той силы, которая движет Джонатаном. Необходимая часть пути – преодоление самого себя. У Баха это выражено напрямую с помощью тренировок полета.

Сущность личности – ее желания, осознанные в акте самопознания. А желание определяет действительность, что наглядно демонстрируется в виде перехода от земной жизни к небесной.

Мир как иллюзия

Мысль и желание определяет действительность – вот ключевая мысль всего текста: «Все ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого – это не что иное, как ваша мысль, выраженная в форме, доступной вашему зрению». Весь мир – это иллюзия нашего мышления, и если человек поймёт это, то его возможности станут практически безграничными.

Главная задача Баха – убедить читателя в его бесконечных возможностях. Показать путь к самосовершенству и свободе, в котором нет ничего невозможного. Преодолевая границы собственного мышления, мы раскрываем свой истинный потенциал.

Повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» стала для многих глотком свежего воздуха в мире, который становится все более сложным, а человек все меньше знает самого себя. В этот момент кризиса Ричард Бах предлагает нам красивую сказку о силе человеческого мышления. Она короткая и довольно простая, но дает мощный импульс для того, чтобы мы поверили в себя. А больше ничего и не нужно.

А как вам эта повесть? Как вы ее поняли для себя?)

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!

Источник

РИЧАРД ДЭВИД БАХ “ЧАЙКА ПО ИМЕНИ ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН”

Что больше всего любил Джонатан Ливингстон?

Общаться со сверстниками-чайками

Разговаривать с альбатросами

Каково было первое открытие Джонатана?

При высоких скоростях нужно прекратить махать крыльями.

Когда летишь низко над водой, нужно затрачивать меньше усилий.

Если остановишься в воздухе, то упадёшь вниз.

Если входить в воду вертикально, можно погрузиться на большую глубину.

После какого очередного поражения Джонатан принял решение жить как все чайки?

Он упал вниз, пытаясь остановиться в воздухе.

Чуть не утонул, пытаясь погрузиться глубоко в море.

Залетел слишком далеко и едва не погиб.

Чуть не разбился, выходя из скоростного пике

С какой формулировкой Джонатан был изгнан из стаи?

За беспечность, безответственность и попрание достойных традиций;

за то, что подверг риску жизни других чаек;

спорил со старейшинами;

подавал дурной пример подрастающему поколению.

Что чувствовал Джонатан, находясь в изгнании, вдали от Стаи?

Обиду и унижение;

Ко явился к Джонатану, чтобы забрать его выше — домой?

души его родителей;

две сияющие чайки;

три белоснежных альбатроса.

Что обнаружил Джонатан в первый же день на Небе?

Возможности его тела по прежнему ограничены;

на Небесах довольно мало чаек;

его душа осталась прежней, но тело изменилось;

на Небесах живут не только чайки, но и другие птицы.

Кто был инструктором Джонатана на Небе?

инструктора не было.

При помощи чего общались чайки на Небе?

При помощи полёта;

при помощи телепатии;

при помощи обычного языка чаек;

они не общались — в это не было необходимости.

Какое новое искусство постиг Джонатан на Небе?

Мгновенное перемещение в пространстве и во времени;

научился превращаться в других птиц;

Сколько учеников (включая Флетчера) было у Джонатана изначально?

Что произошло с Джонатаном в конце произведения?

Убит обезумевшими фанатиками;

продолжает тренировать своих учеников;

растаял в воздухе;

навсегда отказался от полётов.

Кого звали Джонатан Ливингстон?

Для чайки остановиться в воздухе — это:

Чего хотел добиться Джонатан?

Исключительного умения ловить рыбу;

умения достигать предельной скорости в полёте;

восхищения и преклонения стаи;

отдыхать в одиночестве.

Оценила ли Стая достижения Джонатана Ливингстона?

«Мы из твоей Стаи, Джонатан, мы твои братья. Мы прилетели, чтобы позвать тебя выше, чтобы позвать тебя домой». Кто сказал эти слова Джонатану?

Кого встретил Джонатан на небесах?

Что считали небесные чайки делом всей своей жизни?

Источник