Урок литературного чтения в 4 классе по теме «С. Маршак. Как поработала зима!»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
В разработке представлены конспект урока, слайды к уроку, музыкальное сопровождение урока, сборник стихов о зиме учащихся, созданный на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse_po_teme_s._marshak_kak_porabotala_zima.doc | 108.5 КБ |
slaydy_k_uroku.ppt | 1.19 МБ |
stikhi.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
Тип урока – урок-творчество.
Метод организации деятельности учащихся — работа в группах.
Тема: Творческая мастерская. Тайны поэзии. В мастерской С.Я. Маршака
(стихотворение «Как поработала зима. »)
- Познакомиться с поэтическим произведением С.Я.Маршака, рассмотреть виды рифм в нем, их сочетания, использование художественных приемов и лирический образ зимы.
- Продолжить формировать представление о поэзии как особом взгляде на мир.
Развивать творческий потенциал учащихся, умение передавать свое открытие.
- Воспитывать любовь к поэзии через восприятие поэтического слова.
- Формировать коммуникативные действия.
1. Организационный момент.
— Ребята, настроимся на работу, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, можете «подарить» друг другу прикосновение!
2. Введение в тему и цели урока
— Сегодняшний наш урок литературного чтения – это творческая мастерская.
— Как вы это понимаете? Что это? А «творческая»?
— Значит чем мы будем заниматься?
Действительно ребята, мы в мастерской постараемся создать творческие произведения в стихотворении и рисунке о зиме, мы продолжим учиться поэтическому мастерству у великих мастеров слова. Сегодня это будет С.Я.Маршак и его стихотворение «Как поработала зима».
— Что мы для этого возьмем на урок, что нам поможет творчески?
— А почему о зиме, я думаю не сложно догадаться?
— творить, создавать творческое произведение, удивлять.
-фантазия, выдумка, вдохновение.
-наступила долгожданная зима
3.Работа над стихотворением С.Я.Маршака
— А сейчас мы побываем в мастерской поэта С.Я.Маршака и познакомимс с его стихотворением «Как поработала зима!»
Откройте учебник на стр. 164
Чтение стихотворения учителем.
Какую картину вы представили?
Чтение 2-3 учащихся
4. Работа в группах
— У каждого мастера стиха свои секреты творчества, каждый поэт воспринимает мир по своему, так же как и каждый из вас.
— Я предлагаю вам в группе поработать выяснить что помогло создать, чего у С.Я.Маршака получилось такое прекрасное лирическое произведение.
— Итак, задание по группам.
Задание 1 группе: определите в каком образе предстала в стихотворении зима. Кто она и какая она?
Задание 2 группе: найдите в стихотворении художественные средства языка, с помощью которых поэт передал неповторимость зимней красоты.
Задание 3 группы: попробуйте определить и доказать в каждой стихотворной строфе вид рифмы.
-волшебница, труженица, снегопад, старалась, творила, «кружево» снега.
-зима поработала (олиц-е), ровная кайма легла (срав,олиц), стройных зданиях (эпитет), кусты в пушистых полушубках (олиц), белоснежные трубки(эпитет), случайный беспорядок (эпитет), проволока таится (олиц), улеглись постелью (олиц), строго окаймились (олиц).
— в 1 строфе – парная, в 2 строфе – перекрестная, в 3 строфе – охватная.
5. Обсуждение результатов работы групп
— Что помогло С.Я.Маршаку создать такое красивое лирическое стихотворение?
— В чем же тайна поэзии этого стихотворения?
— А теперь я предлагаю закрыть глаза, руки опустить, кисти расслабить и представить падающий снег. До кого я коснусь рукой, тот говорит на что похож падающий снег или подобрать рифму к слову «Снежинка».
— Прекрасно, просто удивительные сравнения и рифмы.
Выслушиваются выступления (1 человек от группы)
— использование разных рифм, оригинальных олицетворений, эпитетов, придумывая интересные образы зимы.
6. Работа в группах
— Прошу открыть глаза, это вдохновение надо обязательно реализовать.
— Я предлагаю вам сейчас поработать творчески и стать мастерами своего поэтического произведения.
Задание 1 и 2 группы: попробуйте сочинить все вместе оригинальное стихотворение о зиме.
Задание 3 группы: попробуйте создать живописное произведение «Узоры на стекле»
Учитель тихо включает музыку.
Пока группы работают звучит музыка
7. Проверка и оценивание работ
— Понравилось вам стихотворение?
— У каждой группы получился свой оригинальный взгляд на это время года. Так в чем же заключается тайна поэзии?
-в красоте слова, в рифме, в лирическом образе…
— Мне было приятно сегодня работать в такой атмосфере творчества, поиска и взаимопонимания.
— У вас на партах лежат «календарики настроения» выберите подходящее слово для выражения вашего настроения, с которым вы уходите с урока и прикрепите его на доске.
— Заканчивается урок ребята, хочу поделиться с вами своим авторским стихотворением, которое было навеяно мне. Я назвала его «Разговор с зимой»
Как сладок сон, навеянный зимой!
Как томно засыпает вся природа, как нежно колыбельную поет, насвистывает, вкрадчивая вьюга.
А ты, в оцепенении стоя от красоты такой
Как в снежной сказке, шепнешь: «Какая ты зима?!»
Она в ответ прошепчет: «Я – прекрасна. »
— Спасибо за урок
Приподнятое, восторженное, ласковое, восхитительное . т.д.
Источник
Умники и умницы
Умные дети – счастливые родители
с. 125 – 127. С. Маршак «Как поработала зима…» Литературное чтение. 4 класс. ПНШ
Ответы к стр. 125 – 127
? с. 124
— Неужели поэты даже длину строчек продумывают? — озабоченно спросил Костя.
— Конечно, Костя. Поэты любыми выразительными средствами пользуются продуманно, — сказала Евдокия Васильевна.
— Прочитайте стихотворение Маршака и обратите внимание на то, какие рифмы использует поэт.
Стихотворение Маршака демонстрирует безукоризненный пример использования парной (в словарях её называют «смежной») рифмы в первой строфе, перекрестной рифмы во второй строфе и, наконец, охватной — в третьей строфе. Интересно, что содержание третьей строфы как бы объясняет, почему используется именно охватная рифма для создания завершающего образа зимы: картина беспорядка, созданного падающими с неба снежинками, сменяется умиротворенной картиной покоя, глади, благодати — появляется впечатление обрамления — рамы, в которую заключён величественный лес.
? с. 126
Найди в этом учебнике стихи Фета и Тютчева и просмотри их.
Найдите стихотворения Афанасия Фета «Это утро, радость эта…» (с. 115) и Фёдора Тютчева «Как весел грохот…» (с. 118).
Кто из этих поэтов и в каком стихотворении использовал парную рифму? А почему?
В стихотворении Фета парная рифма в первых двух строчках каждой строфы (и охватная — в следующих четырёх строчках каждой строфы). Важно заметить, что ритм всего стихотворения создаётся чередованием двух (взвинченных по интонации) строчек парной рифмы с более спокойной по интонации третьей строчкой, которая с ними не рифмуется, но будет рифмоваться с точно такой же спокойной по интонации строчкой ещё через две эмоциональные строчки с парной рифмой. То есть ритм может быть выражен так: 2:1, 2:1, 2:1 и т. д.
В стихотворении же Тютчева только охватная рифма.
Проверь также, обращался ли к этой рифме поэт Кушнер.
Ещё раз, уже по новому основанию, вернёмся к стихотворению Александра Кушнера «Сирень». Мы обнаружим, что это стихотворение строится по тому же принципу, что и стихотворение Афанасия Фета «Это утро, радость эта…»: каждая строфа состоит из шести строчек, две первые из которых рифмуются парной рифмой, а четыре последующие — охватной.
— Вернись к стихам Лермонтова, Волошина и Соколова. Проверь, пользовались ли они перекрёстной рифмой?
Найдём в учебнике такие стихотворения: М. Лермонтов «Парус» (с. 120), М. Волошин «Зелёный вал отпрянул…» (с. 122) и Владимир Соколов «О умножение листвы…» (с. 37), «Все чернила вышли…» (с. 41) и обнаружат, что все эти поэты пользовались перекрёстной рифмой.
? с. 127
В каком стихотворении Тютчева используется охватная рифма? Найди её также в стихотворении Пастернака.
Речь идёт о стихотворении Тютчева «Как весел грохот…» (с. 118). В стихотворении Пастернака «Опять весна» (с. 39) охватная рифма используется в первых четверостишиях первой и второй строф.
Смысл этой работы заключается в том, чтобы мы учились различать разные типы рифмы и старались вдумываться в содержательность использования поэтами той или иной рифмы.
— А теперь прочитайте стихотворение Маршака целиком, — попросила Евдокия Васильевна. — По-разному ли звучат четверостишия? Какая рифма наиболее походит для спокойного рассказа? Для быстрого проявления эмоций? Для развёрнутого размышления?
Ты можешь ответить на эти вопросы?
Эти вопросы направлены на то, чтобы мы ещё раз почувствовали содержательность самой формы, особый характер каждого типа рифмы.
Так, для спокойного рассказа-повествования наиболее подходит перекрёстная рифма, которую поэт использует во второй строфе. Парная рифма лучше передаёт эмоции. Её поэт использует в первой строфе. Обратите внимание на знаки препинания в этой строфе. Охватная же рифма, к которой поэт обращается в третьей строфе, помогает подвести некий итог.
Источник
Урок литературного чтения 4 класс Самуил Маршак «Как поработала зима. »
Литература 4 класс
Книги
С. Я. Маршак
Урок литературного чтения 4 класс
Самуил Маршак «Как поработала зима. ».
Цель: дать общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой
— Совершенствование навыка выразительного и осмысленного чтения
— Формирование культуры предметного общения
Чтение интриги стр.124 внизу
Чтение стихотворения учителем
Знакомство с рифмой
– В первой строфе поэт использует рифму, которая называется ПАРНОЙ РИФМОЙ, – сказала учительница.
Как ты думаешь, почему эта рифма так называется? Обрати внимание на стрелочки и на выделенные слоги.
– Во второй строфе – ПЕРЕКРЕСТНАЯ РИФМА, – продолжала Евдокия Васильевна.
Ты сможешь объяснить смысл такого названия?
– В третьей строфе мы имеем дело с ОХВАТНОЙ рифмой.
Ты помнишь, какая рифма называется охватной?
Какие строчки в строфе рифмуются между собой?
Работа в тетради
– Впишите в таблицу виды рифм с примерами из стихотворения Маршака.
Практическая работа в группах
– Выполните задания на странице 126, обсудите ответы, закончите в тетради заполнение таблицы – какое дыхание поэта выражено в каждой рифме.
– Найди в этом учебнике стихи Фета и Тютчева и просмотри их.
+ Афанасий Фет «Это утро, радость эта. » (с. 115) и Федор Тютчев «Как весел грохот. » (с. 118).
– Кто из этих поэтов и в каком стихотворении использовал парную рифму? А почему?
+ парная рифма в первых двух строчках каждой строфы в стихотворении Фета (и охватная – в следующих четырех строчках каждой строфы).
– Заметьте, что ритм всего стихотворения создается чередованием двух (взвинченных по интонации) строчек парной рифмы с более спокойной по интонации третьей строчкой, которая с ними не рифмуется, но будет рифмоваться с точно такой же спокойной по интонации строчкой еще через две эмоциональные строчки с парной рифмой. То есть ритм может быть выражен так: 2:1, 2:1, 2:1 и т. Д.
В стихотворении же Тютчева только охватная рифма.
– Проверь также, обращался ли к этой рифме поэт Кушнер.
+ стихотворение строится по тому же принципу, что и стихотворение Афанасия Фета «ЭТО утро, радость эта. »: каждая строфа состоит из шести строчек, две первые из которых рифмуются парной рифмой, а четыре последующие – охватной.
– Вернись к стихам Лермонтова, Волошина и Соколова. Проверь пользовались ли они перекрестной рифмой?
+ дети нашли в учебнике такие стихотворения: М. Лермонтова «Парус» (с. 120), М. Волошин «Зеленый вал отпрянул. » (с. 122) и Владимир Соколов «О умножение листвы…» (с. 37), «Все чёрнила вышли…» (с. 41) и обнаружили, что все эти поэты пользовались перекрестной рифмой.
В каком стихотворении Тютчева используется охватная рифма? Найди ее также в стихотворении Пастернака.
+ Речь идет о стихотворении Тютчева «Как весел грохот…» (с.118). В стихотворении Пастернака «Опять весна» (с. 39) охватная рифма используется в первых четверостишиях первой и второй строф.
Работа над выразительным чтением стихотворения
– А теперь прочитайте стихотворение Маршака целиком – попросила Евдокия Васильевна. – По-разному ли звучат четверостишия?
– Какая рифма наиболее походит для спокойного рассказа? для быстрого проявления эмоций? для развернутого размышления? Ты можешь ответить на эти вопросы?
+ Для спокойного рассказа–повествования наиболее подходит перекрестная рифма, которую поэт использует во второй строфе. Парная рифма лучше передает эмоций. Ее поэт использует в первой строфе. Охватная же рифма, к которой поэт обращается в третьей строфе, помогает подвести некий итог.
Источник
Конспект урока по литературе в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему «Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворении С.Я. Маршака «Как поработала зима. »»
- овладеть навыком выразительного чтения;
- совершенствовать виды речевой деятельности;
- развивать художественно-творческие и познавательные способности учащихся;
- воспитывать интерес к чтению, развивать память, внимание.
- обучить учащихся навыкам правильного беглого и выразительного чтения;
- познакомиться с различными видами рифмы: парной, перекрестной, охватной;
- развивать практические навыки при анализе текста “Как поработала зима. ” (С.Я.Маршак); выделить 3 вида рифмы, осознать содержательность этого приема;
- воспитывать интерес к чтению книг, совершенствовать речевую деятельность;
- развивать память, внимание, воображение.
- выставка книг С.Я. Маршака, портрет С.Я. Маршака;
- карточки-задания;
- толковый словарь С.И.Ожегова;
- грамзапись “Времена года” П.И.Чайковского;
- интерактивная доска.
1. Организационный момент
Вспомните, что вы видели на улице утром по дороге в школу? Какое было у вас настроение?
1. Проверка домашнего задания (5–7 мин.)
В каком произведении, изученном нами на прошлом уроке, мы встретились с настоящей зимой?
Сейчас мы проведем конкурс чтецов. Каждый из чтецов должен показать свое отношение к зиме в данном стихотворении. А остальные учащиеся должны высказаться, чье чтение наизусть вам больше понравится (оценивание 5-6 учащихся).
От печальных полян, описанных в стихотворении А.С. Пушкина, перенесемся теперь в другое пространство.
2. Работа по теме (20 мин.)
Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением о зиме. Прочитаем с доски: “Как поработала зима. ” С.Я. Маршак.
О чем говорит вам название стихотворения? Сегодня мы с вами рассмотрим это стихотворение с точки зрения рифмовки. Вы должны определить, какую роль играет рифма в стихотворении.
Почему автор использовал в стихотворении 3 вида рифм? Какие это рифмы?
3. Работа по учебнику (стр. 164, дыхательная гимнастика)
- Портрет С.Я. Маршака.
- Чтение стихотворения учителем ( Приложение 1)
Учитель: Какую картину вы представили себе, слушая стихотворение? ( Высказывания детей.)
- Словарная работа.
Учитель: Какие слова в тексте стихотворения вам непонятны? ( Разбираются значения непонятных детям слов.)
- Кайма – красиво обработанный тесьмой край чего-либо (ткани); полоса, украшение, отличное от поля (ткани);
- на кровли – на крыши;
- окаймили – сделали, оформили кайму к чему-либо.
- Задание учащимся прочитать стихотворение тихо, вполголоса.
Учитель: Как лучше читать стихотворение? ( С торжеством в голосе.)
- Работа над рифмой (учащиеся получают листочки с текстом, затем карандашом соединяют рифмующиеся строчки).
I ряд – 1 строфа
Как поработала зима.
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий
II ряд – 2 строфа
Вокруг белеющих прудов –
Кусты в пушистых полушубках.
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.
III ряд – 3 строфа
Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.
Учитель: Прочитайте внимательно каждую строфу и определите виды рифм.
Рифмуется каждая строчка: поэтом передается чувство энергичности, активности — тех качеств, с помощью которых долго и хорошо “работала” зима.
Парная рифма. Физкультминутка
Во 2 строфе стихотворения поэт передает медленный ход времени. Это достигается с помощью перекрестной рифмы, когда рифмуются 1 и 3 , 2 и 4 строчки:
у прудов – проволока проводов;
в пушистых в полушубках – белоснежных трубках
(эпитет) (метафора)
В 3 строфе поэт использует охватную рифму – в ней рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Картина беспорядочно пляшущих снежинок сменяется картиной спокойствия. Именно используемая в данной строфе охватная рифма сдерживает энергичность, создает впечатление законченности действия разыгравшихся в беспорядке снежинок и вместе с тем завершенности сложной деятельности зимы.
Учитель: Итак, о каких трех видах рифмы мы узнали на уроке?
Парная, перекрестная, охватная
Почему в своем стихотворении “Как поработала зима. ” поэт использовал все три вида рифм?
Сначала в стихотворении поэтом создается картина долгой энергичной работы зимы, затем наступает затишье, события в природе развиваются медленно и спокойно; потом — опять энергичность, и снова затишье: наступает тишина, зима завершила свою нелегкую работу, природа надежно защищена красивым снежным покровом, и в душе наблюдателя – спокойствие и благодать.
Удалось ли вам почувствовать все это?
Как надо читать это стихотворение? ( Обратить внимание на пружинистый и четкий ритм стиха.)
Дети читают стихотворение. Учитель комментирует.
Домашнее задание (4 мин.)
- Кому стихотворение пришлось по душе – выучить наизусть.
- У кого при чтении стихотворения возникли картины зимней природы – попробовать их зарисовать.
- И задание для всех: определить вид рифмы в стихотворении С.Я. Маршака “Ландыш”, поработать над текстом.
Учитель: Помните, в 3 классе мы с вами читали стихотворение о нежном хрупком цветке – колокольчике весны? Да, это “Ландыш”. Кто из вас помнит это стихотворение и может рассказать его наизусть? Как надо читать это стихотворение?
На доске появляется “Ландыш”
Релаксация. Игра – снежинки. Звучит музыка П.И. Чайковского. Учащимся предлагается придумать свои удивительные сравнения снежинок.
Что нового вы узнали на уроке о видах рифм?
Почему в своем стихотворении “Как поработала зима. ” поэт использовал все три вида рифм?
Что же, вы тоже очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке (оценивание).
Список используемой литературы:
- Смирнова И.Г. Поурочные разработки по литературному чтению к учебному комплекту Н.А.Чураковой. – Издательство “Учитель”, г.Волгоград, 2008 г.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2007 г.
Источник