Меню

Урок литературного чтения Необычный герой и необычный мир Ю И Коваль читатель путешественник М Ю Лермонтов Парус

Урок литературного чтения «Необычный герой и необычный мир Ю.И.Коваль «читатель путешественник». М. Ю. Лермонтов «Парус»»

Конспект урока

Необычный герой и необычный мир. Ю.И.Коваль “читатель путешественник”. М.Ю. Лермонтов “Парус”

Описание урока

Ученик определит необычное в литературе: необычность героя в рассказе Ю. Коваля «Писатель-путешественник» и необычность лирического мира в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»

Познавательные :

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно- следственных связей

-умение находить ответы на вопросы в тексте

Коммуникативные:

умение произвольно и выразительно строить

-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе

Регулятивные:

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения

-выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи

-Умение анализировать текст с позиций: особое отношение посетителя и хозяина к миру, способ передачи этого отношения, «улыбка повествователя»

-зачитывать цитаты из текста в опровержение или подтверждение высказанного суждения.

-умение ориентироваться в тексте: находить, считывать и пересказывать нужные фрагменты,

Составлять свое мнение чертах характера героя и подтверждать свои выводы текстом.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Мотивационный компонент

Приветствие учителя и учеников. Эмоциональный настрой.

— Я думаю, что мир прекрасен и в своей обычности, и в своей необычности.

— А что необычного сегодня вы заметили?

Приветствуют у ч ителя

Пятиминутное чт ени е

-А начнем мы урок обычно «пять минут с любимой книгой» (пятиминутное чтение своих книг)

— У кого в книге есть необычные персонажи? Расскажите о них.

Дети читаю книги 5 минут

Этап постановки учебной задачи

Текстовая работа с рассказом Юрия Коваля

Восприятие стихотворения (технология РКМ – сравнение художественного чтения)

Анализ и подбор иллюстраций

Работа в группах

— Почему мы начали урок с размышления об обычности и необычности?

— Хорошо, и тема урока – «Необычное в литературе»

— Какова задача нашего урока?

-Задача нашего урока – это найти необычное в обычном

— Начнем мы с рассказа Юрия Коваля. Работаем в парах. Давайте повторим правила работы в парах.

-Я сейчас попрошу вас перечитать рассказ про себя и обсудить в паре «Что необычного в главном герое рассказа?» (Время выполнения задания – 6 минут)

-Итак, обсудите в паре, что же необычного в главном герое рассказа?

-Посмотрите на иллюстрации . Какая из них точнее изображает главного персонажа. Обоснуйте.

— Так что необычного в рассказе Коваля?

— Почему говорят, что чудаки правят миром?

-Сегодня мы будем читать стихотворение великого русского поэта – представителя «золотого века» русской поэзии.

-Что слышали об этом? Какие поэты относятся к «золотому веку» русской поэзии?

«Золотой век» русской поэзии – это крылатое выражение, которым называют литературу 19 века. К поэтам «золотого века» относят: А.С. Пушкин (портрет), И.А. Крылов (портрет), Ф.И. Тютчев (портрет), М.Ю. Лермонтов (портрет)

— Как вы думаете, почему творчество этих поэтов называют «золотым веком» русской поэзии?

— Мы сегодня будем искать необычное в стихотворении М.Ю. Лермонтова

— В поэзии важно чтение стихотворения. От прочтения зависит восприятие читателями идеи, замысла поэта. Послушайте два варианта прочтения стихотворения. Выберите, какой вам ближе, обоснуйте.

Прослушивание аудиозаписей 1 и 2.

Дискуссия. Словарная работа.

— Давайте представим, что вы сейчас будете читать стихотворение со сцены театра. Какой фон вам нужен? Выберите подходящие репродукции картин ( предлагаются несколько слайдов с репродукциями картин с парусниками).

-А теперь, как в театре, давайте порепетируем художественное чтение – прочитайте вполголоса. Постарайтесь выбрать свою интонацию, свое настроение, но так, чтобы передать замысел автора. 3 минуты.

— давайте сформулируем правила декламации (выразительность, уместность жестов, мимики, декораций)

Кто желает выступить на нашей сцене театра?

Чтение 4-5 учеников у доски.

-Что отметим в чтении ….?

— А теперь вспомним учебную задачу урока – мы ищем необычное в литературе.

-Сейчас мы будем работать в группах. У каждой группы на листах вопросы. Отвечайте на вопрос, потом мы выслушаем у доски представителя каждой группы. (2-3 минуты)
Вопросы:

1.Что, по-вашему, хотел передать автор в своем

стихотворении? Через какие образы?

2.О чем размышляет поэт, глядя на одинокий парус?
3.Что для поэта означает образ одинокого и мятежного паруса?

-Ребята, так что необычного в стихотворении Лермонтова? (образ парусника – символ свободы, одиночества, необычность изображения чувств лирического героя через описание парсу)

-Если бы вам пришлось выбрать парус символом вашей жизни, каким бы он был? Что его бы окружало?

Читайте также:  Татарская кухня 11 вариаций теста для эчпочмаков

Слова из рассказа, который читали дома

-Не мешать, вести себя тихо, др.

Обсуждают в паре вопрос

-Серый, голубой, синий

-Необычный/обычный потому что..

-Отличается тем, что..

-Ребята, какая была главная задача нашего урока?

-Так как изображают необычное в литературе? (необычные персонажи, сюжеты, образы)

-Найти необычное в обычном

— Давайте найдем необычное в нашем обычном классе? Или он необычный? В нашем обычном дне?

Домашнее задание на выбор – выразительное чтение стихотворения либо чтение наизусть стихотворения.

Источник

Тест по произведению Ю. Коваля «Приключения Васи Куролесова»

Список вопросов теста

Вопрос 1

Как называлась деревня, в которой проживал Вася?

Варианты ответов
  • Перелески
  • Быки
  • Сычи
Вопрос 2

На кого учился Вася?

Варианты ответов
  • на шофера
  • на механизатора
  • на слесаря
Вопрос 3

Кого не было в домашнем хозяйстве у Васи?

Варианты ответов
  • поросят
  • кур
  • уток
Вопрос 4

Как назывался районный центр, куда поехал Вася за поросятами?

Варианты ответов
  • Новый город
  • Уланов
  • Карманов
Вопрос 5

У кого Вася купил поросят?

Варианты ответов
  • у черноусого мужика
  • у белобрысого мужика
  • у бородатого мужика
Вопрос 6

Как называл себя Вася и это ему нравилось?

Варианты ответов
  • «тёртый калач»
  • «грубиян»
  • «деревня»
Вопрос 7

Какое отчество было у матери Васи?

Варианты ответов
  • Елизаровна
  • Елисеевна
  • Евлампьевна
Вопрос 8

Кого Вася привёз в дом с рынка?

Варианты ответов
  • поросят
  • рыжего облезлого пса
  • кота
Вопрос 9

Кого нашёл Вася за ухом у пса?

Варианты ответов
  • осу
  • шмеля
  • пчелу
Вопрос 10

Чем «удивительным» пахло от пса?

Варианты ответов
  • мёдом
  • травой
  • пуганым петухом
Вопрос 11

Какую кличку Вася дал рыжему псу?

Варианты ответов
  • Барбос
  • Шарик
  • Матрос
Вопрос 12

Каким способом решил Вася замаскироваться для встречи с черноусым?

Варианты ответов
  • «завёл» бороду
  • «завёл» усы
  • «завёл» парик
Вопрос 13

Как фамилия братьев, которые бежали за Васей и хрюкали ему вдогонку?

Варианты ответов
  • Овечкины
  • Барановы
  • Петуховы

Рекомендуем

  • Комплекты видеоуроков
  • Электронные тетради
  • Дистанционные олимпиады
  • Вебинары для учителей
  • Блиц турниры
  • Курсы повышения квалификации и переподготовки учителей
  • Готовый практикум на каждый урок

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Информация
  • О проекте
  • Обратная связь
  • Друзьям сайта
  • Проверка документов

Организация и проведение интернет олимпиад.

Источник



Писатель путешественник коваль тест

Глава VI. ПИСАТЕЛЬ-ПУТЕШЕСТВЕННИК

Я шел по улице, с некоторой гордостью поглядывая на прохожих. Они-то спешили кто в булочную, кто в химчистку, а я к писателю поговорить о лодках.

Да, самая легкая лодка в мире, еще даже и не построенная, уже приводила меня в удивительные бухты и заливы.

В подъезде дома, где жил писатель-путешественник, меня остановила женщина, которую хотелось назвать теткой. Она сидела у лифта в полуразвалившемся кресле, из которого торчали хвосты мочалок, и читала роман Толстого «Война и мир».

– Куда? – спросила она.

– Здесь все писатели.

– А так – полон дом. Ты к кому?

Я ответил и, пораженный, не решился ехать на лифте. Целый дом писателей я встретить никак не ожидал и даже представить себе не мог, что такие дома на свете существуют. Подымаясь с этажа на этаж, разглядывал я двери, обтянутые кожей, по которым созвездиями разбросаны были золотые кнопки. Из-за дверей раздавался собачий лай, звуки пианино, а иногда и стук пишущей машинки. Где-то посреди пути охватил меня вкуснейший дух баранины с чесноком, в котором и вправду чувствовалось что-то мощное, крепкое, писательское.

Добравшись до квартиры писателя-путешественника, я хотел было позвонить, как вдруг увидел табличку:

Звонить воспрещается! За нарушение – смертная казнь!

Я потоптался у двери, не зная, что делать. На всякий случай звонить не стал, а легонько поскребся в дверь. За дверью в общем-то было тихо, только кто-то поскреб ее с той стороны. Я постоял и снова слегка поскребся. С той стороны поскреблись в ответ.

Вдруг дверь распахнулась, и я оказался лицом к лицу с огромной собакой без хвоста. Она глядела на меня тяжелым изучающим взглядом.

– Чанг, кто там? – послышался голос. – Если Гусаков, загрызи его, а если тот тип, что звонил насчет лодки, пускай войдет.

Чанг посмотрел мне в глаза, сообразил, что я не Гусаков, и вильнул обрубком хвоста в сторону комнаты.

Я вошел и увидел писателя-путешественника. Он сидел на полу, на медвежьей шкуре, и курил кривую трубку. По левую руку от него на шкуре росомахи стоял радиоприемник «Телефункен». По правую, на шкуре волка, – красный телефон.

Читайте также:  Тесты на психические отклонения ТОП 6 вариантов

Прямо под потолком висела настоящая длинная лодка, по виду напоминающая эскимосский каяк. Я видел ее боевое дно, исцарапанное, покрытое шрамами и облепленное старой засохшей рыбьей чешуей. Я поздоровался и спросил:

– А как Чанг отличил меня от Гусакова?

– По запаху, – серьезно ответил писатель и негромко приказал: – Чанг, принеси гостю чего-нибудь помягче.

Громко топая, бесхвостый Чанг сходил на кухню и принес шкуру рыси. Я расстелил ее и уселся.

– У меня есть еще шкура австралийского ежа. Я стелю ее, когда приходит Гусаков.

– Как же Чанг его до сих пор не загрыз?

– Это не так просто. Чанг грызет его второй год, а тот – как новенький.

Чанг виновато опустил голову, дескать, что ж тут поделаешь, бывают такие, несгрызаемые гости.

– Ваша лодка похожа на каяк, – сказал я, чувствуя, что тему Гусакова лучше не развивать.

– Это смесь байдарки с каяком. Я прошел на ней восемнадцать рек Западной Сибири… А ты случайно не знаком с Гусаковым?

– И в глаза его не видел.

– А может, все-таки знаком? Только не хочешь сказать, а? Ты не подосланный?

– Не знаком и не хочу знакомиться, – твердо ответил я. – Я на лодку пришел поглядеть. Интересно, сколько она весит?

– Тяжеловата. Мне нужно на двадцать килограммов легче.

– Купи детское корыто.

– Погодите, – принялся объяснять я. – У меня есть бамбук. Из него можно сделать лодочку полегче.

– А зачем тебе легкая? Лодка должна быть основательной. Как дом. Но можно, конечно, сделать легкую, заманить в нее Гусакова – и пускай переворачивается, а?

– Для Гусакова можно купить резиновую и дырку проделать.

– В резиновую Гусаков не полезет. Вот в бамбуковую, да еще самую легкую в мире, его легко заманить. Он потом на всю Москву будет кричать: я – самый великий человек в мире, плавал на самой легкой лодке в мире! Я уж знаю Гусакова.

– А кто вашу лодку построил? – спросил я. – Может, вы дадите мне адрес Мастера?

– Адреса не дам, – сказал писатель-путешественник. – Но в следующее воскресенье я сам поеду к Мастеру в Каширу. Бери бамбук – поедем вместе.

Источник

Тест по биографии Ю. И. Коваля для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Перекрёстова Людмила Ивановна

по биографии Юрия Иосифовича Коваля

Коваль Ю. И. родился

Коваль Ю. И. родился

После окончания Московского педагогического института стал

Темой рассказов писателя были

Коваль Ю. И. написал рассказ

а) «Капитан Клюквин»

б) «Стекольный мастер»

в) «Картофельная собака»

Свидетельство участника экспертной комиссии

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Рецензия на методическую разработку

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Источник

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «Юрий Коваль. Писатель-путешественник»

Юрий Коваль. «Писатель-путешественник» (из книги «Самая легкая лодка в мире»)

создание условий для формирования читательских умений в процессе чтения и анализа отрывка из книги Ю. Коваля «Самая легкая лодка в мире» (глава VI — «Писатель-путешественник)

Планируемые результаты

Смысл прочитанного, значение незнакомых ранее слов

Читать по цепочке, применять навык выборочного чтения при анализе

Содержание текста, образ писателя-путешественника

Составить характеристику писателя-путешественника

Поведение писателя-путешественника, его образ в произведении

Метапредметные:

Отбор и структурирование необходимой информации

умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместные действия, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, иметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, работать в команде

Читайте также:  Рецепт теста для пиццы самое простое без дрожжей

Проза, отрывок, образ, характеристика

Ресурсы урока для учителя:

Учебник, презентация к уроку, раздаточный материал «Карточка-характеристика»

Ресурсы урока для учащихся:

Учебник, ручка, раздаточный материал «карточка-характеристика»

Число, классная работа

Проверка готовности к уроку: учебник, пишущие принадлежности.

Рассказ об авторе

— Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о произведении Юрия Иосифовича Коваля, знаменитого советского писателя. Скажите, знакомы ли вы с какими-нибудь произведениями этого автора?

— Что ж, сегодня мы познакомимся еще с одним. Но сначала поговорим немного об авторе.

9 февраля 1938 года в Москве родился Юрий Иосифович Коваль, отец его служил в уголовном розыске, а мать была врачом психиатром. Писатель никогда не жаловался на тяжелое детство, пришедшееся на войну, но эвакуация, голод и холод тех лет отозвались в его жизни костным туберкулезом…

В его семье не было литераторов, зато со школьным преподавателем литературы ему несказанно повезло. Владимира Николаевича Протопопова, описанного им позже в рассказе «От Красных Ворот», никак нельзя было назвать типичным учителем. Он был талантлив и странен во всех своих проявлениях и, может быть, поэтому разглядел в среднем ученике, которого надо было подтянуть по литературе, личность… На всех уроках будущий писатель и его ближайшие друзья писали стихи, а классе в восьмом они даже образовали тайный союз поэтов, чем изрядно взволновали родителей.

Вечерние беседы о литературе сделали свое дело и в 17 лет Юрий Коваль поступил в Пединститут, где с первых дней учебы прослыл незаурядной личностью. После института год он работал в Татарии в сельской школе, а вернувшись из Татарии, Юрий Коваль несколько лет работал учителем в школе рабочей молодежи, литсотрудником в только что созданном журнале «Детская литература», иногда печатаясь вместе с однокурсником Леонидом Мезиновым под псевдонимом Фим и Ам Курилкины, а затем году навсегда ушел «на вольные хлеба».

Изредка подрабатывая журналистикой и литературным трудом, печатаясь еле-еле, Юрий Коваль оставался верным себе и при первой возможности хлопотал за друзей, пытался опубликовать, пристроить рукопись, подавал массу творческих идей, вовлекал в коллективные проекты. В те годы в издательстве «Малыш» были опубликованы первые книжки Коваля: сборники стихов «Станция Лось» (1967) и «Слоны на Луне» (1969).

Еще школьником Коваль увлекся охотой и со знакомыми охотниками совершал короткие вылазки в леса, в институтские годы он был уже заядлым охотником и рыболовом. Его друг, прозаик и страстный охотник Вадим Чернышев писал о Ковале: «Его охотничья и рыбацкая страсть не была всепоглощающей, диктующей как жить, – её было отпущено ему судьбой столько, сколько нужно, чтобы мир обрел краски и запахи, чтобы все это нашло отражение в его творчестве». Действительно, редко встретишь в его прозе сцены охоты, мало того, всю сознательную жизнь Юрий Коваль считал защиту природы самым главным делом на земле. Регулярными стали его дальние поездки в глухие уголки и маленькие деревни Урала и русского Севера, где он жил порой неделями и месяцами. Автомобильные и пешие путешествия по Вологодщине и жизнь на Цыпиной горе возле Ферапонтова монастыря сформировали интерес писателя к традиционному деревенскому и особенно северному русскому быту и языку.

Восемь лет писал он «Самую легкую лодку в мире» (1984) — «правдивую» повесть о путешествиях на необычной бамбуковой лодке по таинственным «макаркам» и заросшим «кондраткам» к Багровому озеру. Книга была удостоена Почетного диплома Международного совета по литературе для детей и юношества. В одном из интервью Юрий Коваль говорил: «Я считаю прозу не на страницы даже, а на фразы, на предложения, на абзацы, на пассажи. Один пассаж написался вдруг: бах и сразу получился. Над вторым пассажем можно работать три-четыре недели, если он не складывается. Годы уходят на некоторые предложения». В повествовании Коваля обыденность сливается с мистикой, а повседневность реальной современной жизни легко превращается в фантасмагорию. «Самая легкая лодка в мире» — одна из нескольких книг, проиллюстрированных автором. И это не было временным увлечением, у него вообще не было хобби. Всё, чем он занимался, он делал профессионально, быстро и основательно обучаясь тому, что вызвало его интерес. Со стороны жизнь его могла показаться легкой и успешной, но кроме других талантов он был одарен умением учиться и невероятной трудоспособностью, поэтому и успевал чрезвычайно много.

Проверяют готовность к уроку

Ответы детей, перечисляют знакомые произведения, если да

Источник