Меню

Урок Бесплатно Экосистема биоценоз биогеоценоз агроценоз



Тест по теме » Экосистема «в формате ЕГЭ.
тест по биологии (11 класс) на тему

Паршина Людмила Михайловна

Предназначен для учащихся 11 класса, для контроля знаний по разделу» Экосистема».

Скачать:

Вложение Размер
test_ekosistema.doc 100 КБ

Предварительный просмотр:

Эта часть состоит из 20 заданий. (А 1 – А 20). К каждому заданию даны 4 варианты ответов, из которых только один верный.

А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука

А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют

1) абиотическими факторами

2) биотическими факторами

3) экологическими факторами

4) движущими силами эволюции

А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор

А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют

1) видовое разнообразие

А 5. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют

А 6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)

2) видовое разнообразие

3) плотность популяции

4) все перечисленное

А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются

А 8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания

3) трофическая цепь

А 9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы

1) пирамида численности

2) экологическая пирамида

3) пирамида энергии

4) пирамида массы

А 10. Самая низкая биомасса растений и продуктивность

А 11. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется

1) плотностью популяции

2) продуктивностью популяции

3) саморегуляцией популяции

4) восстановлением популяции

А 12. Сигналом к сезонным изменениям является

3) количество пищи

4) взаимоотношения между организмами

А 13. В агроценозе пшеницу относят к продуцентам

1) окисляют органические вещества

2) потребляют готовые органические вещества

3) синтезируют органические вещества

4) разлагают органические вещества

А 14. На зиму у растений откладываются запасные вещества

2) жиры
3) углеводы

4) все перечисленные вещества

А 15. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

1) возникающий вид

2) развивающий вид

3) исчезающий вид

4) эндемический вид

А 16. Основной причиной неустойчивости экосистемы является

1) неблагоприятные условия среды

2) недостаток пищевых ресурсов

3) несбалансированный круговорот веществ

4) большое количество видов

А 17. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется

А 18.Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические

2) антропогенные и биотические

3) абиотические и биотические

4) нет верного ответа

А 19.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется

1) экологической борьбой

2) экологическими последствиями

3) экологической ситуацией

4) экологическим мониторингом

А 20. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях

3) ботанический сад

4) национальный парк

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. К антропогенным экологическим факторам относят

А) внесение органических удобрений в почву

Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины

В) выпадение осадков

Г) прекращение вулканической деятельности

Д) прореживание саженцев сосны

Е) обмеление рек в результате вырубки лесов

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

В 2. В естественной экосистеме

А) разнообразный видовой состав

Б) обитает небольшое число видов

В) незамкнутый круговорот веществ

Г) замкнутый круговорот веществ

Д) разветвленные цепи питания

Е) среди консументов преобладают хищники

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.

В 3 Установить соответствие между компонентами среды и экосистемами

А) Круговорот веществ незамкнутый

Б) Круговорот веществ замкнутый

В) Цепи питания короткие

Г) Цепи питания длинные

Д) Преобладание монокультур

При выполнении заданий части С, необходимо дать развернутый ответ.

С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

С 2. В чем причина массовых миграций животных?

А 1. Термин «экология» в 1866 году предложил

А 2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания — фактор

А 3. Ограничивающий фактор в биоценозе

А 4. Группа популяций разных видов, населяющих определенную территорию, образуют

А 5. Продуценты в экосистеме дубравы

1) поглощают готовые органические вещества

2) образуют органические вещества

3) разлагают органические вещества

4) выполняют все перечисленные функции

А 6.Самая высокая продуктивность

1) смешанные леса

2) лиственные леса

4) тропические леса

А 7. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ

А 8. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему

3) пищевой уровень

4) пирамида численности

А 9.Закономерность, согласно которой количество энергии, накапливаемой на каждом более высоком трофическом уровне, прогрессивно уменьшается

1) правило экологической пирамиды

2) закон гомологических рядов

3) ограничивающий фактор

4) оптимальный фактор

А 10. В биогеоценозе дубравы биомасса консументов первого порядка определяется биомассой

4) консументов 3-го порядка

А 11. Наиболее подвержены изменениям компоненты биоценоза

4) нет правильного ответа

А 12. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности

2) биологические ритмы

3) биологические часы

4) биотические факторы

А 13. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

1) возникающий вид

2) развивающий вид

3) исчезающий вид

4) эндемический вид

А 14.Приспособление животных к перенесению зимнего времени года

2) зимняя спячка

3) остановка физиологических процессов

А 15. Исторически сложившаяся совокупность растительных организмов, произрастающая на данной территории

А 16 Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические

2) антропогенные и биотические

3) абиотические и биотические

4) антропогенные, биотические, абиотические

А 17. Известно, что большое число видов в экосистеме способствует ее устойчивости

1) особи разных видов не связаны между собой

2) большое число видов ослабляют конкуренцию

3) особи разных видов используют разную пищу

4) в пищевых цепях один вид может быть заменен другим видом

А 18. В биогеоценозе в отличие от агроценоза

1) круговорот не замкнутый

2) цепи питания короткие

3) поглощенные растениями элементы из почвы, со временем в нее возвращаются

4) поглощенные растениями элементы из почвы, не все в нее снова возвращаются

А 19. Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

1) привлечение плотоядных животных

2) привлечение животных – редуцентов

3) внесение органических удобрений

4) уничтожение сорняков пропалыванием

А 20. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, старинные парки, живописные скалы и т.д.)

3) национальный парк

4) памятник природы

В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. Местом для первичной сукцессии могут служить

А) лесная вырубка

Б) обнаженная горная порода

В) песчаные дюны

Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия

Д) выгоревшие участки

Е) бывшее ложе ледника

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

В 2 Консументом леса является волк

А) Потребляет солнечную энергию

Б) регулирует численность мышевидных грызунов

В) выполняет роль редуцента

Д) накапливает в теле хитин

Е) поедает растительноядных животных

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.

В 3. Укажите соответствие парами животных и типом их взаимоотношений

А) острица – человек

Г) гидра — дафния

Д) бычий цепень – копытное животное

1) хищник – жертва

2) паразит — хозяин

При выполнении заданий части С, необходимо дать развернутый ответ.

С 1.Когда нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?

С 2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?

С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

1. Уменьшение численности шмелей.

2.Увеличение численности травоядных животных.

3. усиленное размножение растений-конкурентов.

С 2. В чем причина массовых миграций животных?

1. Недостаток или отсутствие кормовой базы

2. Инстинкт миграции в период размножение.

3. Интенсивное размножение (увеличение) численности вида.

4. Природные катаклизмы (наводнение и др.)

С 1.Как нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?

1. Редис – растение короткого дня.

2. Для получения корнеплодов выращивать весной и осенью при более коротком дне.

3 Для получения семян выращивать летом, при длинном дне редис зацветает.

С 2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?

1.Интенсивное размножение кроликов объясняется: малым количеством хищников и обилием пищевых ресурсов.Численность может быть снижена биологическим методом (использование например, вирусов).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме «Человек» в формате ЕГЭ

Для подготовки к ЕГЭ, я применяю тесты в формате контрольно-измерительных материалов по отдельным темам.

Тест по разделу «Экосистемы» 11 класс

Тест составлен из заданий Открытого банка заданий ФИПИ. 2 варианта по 20 заданий. Из них 17 — часть А, 3 — часть В.

Тематические тесты по теме « Основы генетики и селекции» Тесты составлены в формате ЕГЭ 2015г.

Тесты составлены в формате ЕГЭ 2015. Состоят из двух вариантов . Могут быть использованы как контрольная рабоа по теме:» Основы генетики и селекции».

Тест по теме «Личность. Социализация индивида» в формате ЕГЭ с ответами , 10 класс

Тест представляет собой подборку вопросов по теме «Личность. Социализация индивида» разной степени сложности для самостоятельной подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ.

Тест по теме «Общество. Сферы общественной жизни» в формате ЕГЭ, с ответами, 10 класс

Тематический тест для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по обществознанию , подборка заданий разной степени сложности по теме «Общество».

Тест по теме «Мировоззрение» в формате ЕГЭ для 10 класса с ответами

Тематический тест для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по обществознанию, включающий задания разной степени сложности по теме «Мировоззрение».

Тест по теме «Сообщество, экосистема, биогеоценоз» 9 класс

Удобный тест для проверки знаний учащихся по пройденной теме «Сообщество, экосистема, биогеоценоз», содержит осоновные понятия, рассчитан на 10 минут.

Источник

Урок Бесплатно Экосистема: биоценоз, биогеоценоз, агроценоз

Введение

Любой природный, нарушенный или созданный человеком кусочек поверхности земли заселен живыми организмами, которые тесно связаны между собой и с окружающей их средой обитания.

Биологические виды встречаются от Северного до Южного полюса: в высокогорных озерах и на глубоководных впадинах, в самых различных температурных и климатических условиях.

Отдельный однородный по условиям участок неживой природы (суши или водоёма) называется биотоп.

Каждый биотоп заселяется видами со сходными потребностями в условиях среды.

Биоценоз

Биоценоз (от греч. bios- жизнь и koinos- общий) или сообщество организмов– это исторически сложившаяся совокупность обитающих на определенной территории взаимосвязанных популяций всех видов живых организмов.

Биоценозы возникают из готовых элементов: популяций видов или целых комплексов видов.

Отдельные части биоценоза взаимозаменяемы, т.е. в пределах сходных экологических ниш один вид может вытеснить другой без негативных последствий для системы в целом.

Сообщество существует благодаря равновесию между видами, которые имеют противоположные интересы: хищники-жертвы, паразиты-хозяева.

Биоценозы строятся путём количественной регуляции одних видов другими.

Выделяют 4 компонента биоценозов по видовому составу:

• фитоценоз- растительное сообщество

• зооценоз- совокупность популяций животных

• микоценоз- сообщество различных видов грибов

• микробоценоз- совокупность популяций микроорганизмов (бактерий, протистов)

Компонент

Определение

Роль

Сочетание разных видов растений длительное время сосуществующих на определённой территории.

Главный компонент биоценоза, поскольку именно растения являются средообразователями (выделяют кислород, уменьшают силу ветра, дают убежище и тень животным, являются источником пищи растительноядным организмам), а значит, предопределяют возможность сосуществования в биоценозе других организмов.

Вся совокупность животных, составляющих сообщество.

Оказывает существенное влияние на фитоценоз (регуляция роста растений путём поедания их различных частей животными, помощь в расселении растений, удобрение растений отходами жизнедеятельности животных).

Сообщество всех видов грибов биоценоза.

Часто оказывают сильное влияние на фитоценоз: переработка минеральных питательных веществ и передача их корням растений (микоризы). Играют общую важную для биоценоза роль: перерабатывают сложные органические вещества в молекулы простых неорганических веществ.

Вся совокупность микроорганизмов сообщества.

Связаны со всеми участниками сообщества: вызывают заболевания организмов, помогают переваривать грубую растительную пищу, разлагают останки животных и растений.

Размер биоценоза определяется условиями его абиотической среды, т.е. биотопом, при этом принципиальных структурных различий между биоценозами разного масштаба нет.

Мелкие биоценозы (кочка на болоте, трухлявый пень в лесу) входят в состав более крупных биоценозов (болото, лес).

Между биоценозами одного масштаба не бывает чётких границ, они постепенно переходят друг в друга. Переходная полоса между смежными сообществами называется экотоном.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Экотон представляет собой переход между двумя или более различными биоценозами, например, между лесом и лугом или между мягким и твердым грунтом морских сообществ.

Обычно в экотонное сообщество входит значительная доля видов каждого из перекрывающихся биоценозов, а иногда также и виды, характерные только для экотона.

Часто как число видов, так и плотность популяций некоторых из них в экотоне выше, чем в лежащих по обе стороны от него сообществах.

Ярким примером этого является лесная «опушка», на которой пышнее и богаче растительность, гнездится значительно больше птиц, больше насекомых, чем в глубине леса.

Тенденция к увеличению разнообразия и плотности живых организмов на границах сообществ известна под названием краевого эффекта, который проявляется благодаря тому, что возрастает число экологических ниш из-за возникновения на стыках новых системных свойств.

11

Биоценозы могут быть как естественными, т.е. сформированными сами по себе (озеро, степь, пустыня), так и искусственными (антропоценозы), т.е. созданными при участии человека (аквариум, пруд, парк).

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Структуры биоценоза

Выделяют следующие структуры сообществ:

• пространственную- распределение организмов внутри биоценоза

• видовую- видовое разнообразие сообщества

• трофическую- пищевая структура сообщества

• экологическую- соотношение групп организмов, занимающих разные экологические ниши

Пространственная структура биоценоза включает в себя распределение организмов по вертикальным ярусам (ярусность), а также горизонтальную неоднородность сообщества (мозаичность).

Различают подземную и надземную ярусность фитоценозов и зооценозов.

Надземная ярусность фитоценоза- результат длительного и сложного процесса межвидовой конкуренции растений, приспособившихся произрастать совместно, используя горизонты надземной среды с различной интенсивностью света.

Благодаря ей фитоценоз образуют виды, различные по своей экологии и имеющие различные жизненные формы (дерево, кустарник, трава, мох и т. д.).

Наиболее ярко выражена надземная ярусность в лесах умеренного пояса, где растениям необходимо было приспособиться максимально интенсивно использовать солнечную энергию.

Подземная ярусность фитоценоза- это вертикальное распределение корневых систем растений.

Например, в степях выделяются три подземных яруса: верхний с корнями однолетних растений, клубнями и луковицами, средний- с корнями злаков (ковыль, типчак и др.) и глубокий- со стержнекорневыми системами растений.

Наличие подземной ярусности фитоценоза обеспечивает наиболее продуктивное использование почвенной влаги.

Для зооценоза тоже характерна ярусность, но она не так ярко выражена и не так четко привязана к горизонтам, как у фитоценоза.

Животные могут менять ярусное положение в течение дня, года, жизни, проводя в том или ином ярусе более продолжительное время, чем в других.

С определенными глубинами почвы связаны ее различные беспозвоночные обитатели, однако строгой приуроченности к подземным ярусам у них нет.

Мозаичность– это горизонтальное распределение организмов в биоценозе. Она связана с неоднородностями микрорельефа, деятельностью животных и человека.

Так по соседству на одной лесной поляне растут липа и дуб, а на них расселяются характерные для данных растений виды животных.

Видовая структура биоценоза характеризуется видовым разнообразием сообщества, численностью каждого вида и плотностью популяций.

Различают богатые и бедные видами биоценозы. Видовое многообразие разных биоценозов сравнивают по видовому богатству с одинаковой площади.

Существует зависимость, выраженная таким образом: чем лучше условия среды и чем дольше существует данный биоценоз, тем его видовой состав будет богаче, а численность каждого вида ниже; чем хуже условия среды, тем меньше видовое разнообразие, при этом численность каждого вида выше.

Биоценозы, созданные человеком (сады, огороды), беднее видами, чем сходные с ними природные системы (лесные, степные, луговые). Однообразие и видовую бедность антропоценозов человек поддерживает специальной сложной системой технических мер.

Если вид преобладает по численности в сообществе, то его называют доминирующим или доминантным.

Нередко доминантами являются наиболее заметные организмы сообщества, например, деревья. Но в некоторых биоценозах доминантами могут быть и микроскопические цианобактерии и небольшие круглые черви нематоды.

Если доминанты определяют характер сообщества, то их называют видами-эдификаторами.

Эдификаторы создают своей жизнедеятельностью среду предопределяющую развитие других организмов.

Трофическая структура биоценоза— это пищевые взаимоотношения видов в сообществе, в ходе которых особи одной популяции получают пищу за счёт особей другой популяции.

Трофическая структура биоценоза представляет собой различные цепи питания, которые, объединяясь в сложную систему, образуют трофические сети.

Благодаря трофическим сетям осуществляется круговорот веществ и передача энергии внутри экосистем, о которых будет рассказано ниже.

Экологическая структура— это соотношение видов сообщества, которые имеют разные адаптации к факторам среды, типам питания, обладают различными размерами и внешним видом.

Разнообразие и распространение организмов определенных экологических групп внутри сообщества зависит от условий среды этого биоценоза.

Так, в болотах распространены виды, приспособленные к жизни в воде, а в пустынях, наоборот, виды, приспособленные к засушливому климату.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Связи популяций в биоценозах

Стабильность биоценоза поддерживается за счёт разнообразных связей между организмами.

Связи возникают с целью удовлетворения определённых потребностей одних организмов за счёт других.

В зависимости от характера потребностей выделяют четыре типа связей между организмами: трофические, топические, форические, фабрические.

  • Трофические связи- получение пищи одними организмами за счёт других организмов. Это может быть как поедание одних особей другими, так и употребление в пищу отмерших органических остатков или продуктов жизнедеятельности других организмов

11

  • Топические связи возникают, когда одни организмы влияют на среду обитания других или создают для них места для обитания. Например, белки устраивают убежища в дуплах лиственных деревьев, рыбки укрываются от хищников в кораллах, лишайники обитают на коре деревьев

11

  • Форические связи в биоценозе возникают, когда одни организмы участвуют в расселении или распространении других. Например, птицы съедают сочные плоды растений и переносят их жёсткие семена в желудке на большие расстояния, а затем выводят с экскрементами, тем самым помогая растению расселиться

11

  • Фабрические связи устанавливаются тогда, когда одни организмы используют мёртвые останки или выделения других организмов для строительства собственного жилища. Например, птицы строят гнёзда из опавших веток деревьев и утепляют их при помощи шерсти зверей

11

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Биогеоценоз

Биотоп и биоценоз связаны между собой круговоротом вещества и энергии, а также продуктивностью биомассы и составляют единую систему- биогеоценоз.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Биоценоз, в отличиие от биогеоценоза, включает только живые организмы, обитающие в данной местности.

  • видовым разнообразием
  • плотностью популяции
  • биомассой
  • биологической продуктивностью

Биомасса образуется в результате связывания солнечных лучей фотосинтезирующими организмами.

Эффективность ассимиляции солнечной энергии в различных биоценозах различна.

Максимальное количество биомассы образуется в тропиках и умеренной зоне. Минимальное- в тундре и океане.

Каждый биогеоценоз является экологической системой (экосистемой).

Экосистема- это любая совокупность совместно обитающих организмов и условий среды, при взаимодействии которых осуществляется круговорот веществ и передача энергии.

Экологические системы бывают любого объема (от микроэкосистем (трухлявый пень) до глобальной экосистемы (биосфера)), охватывают пространства разной величины и могут создаваться человеком для ведения хозяйственной деятельности.

Биогеоценоз- это экосистема, границы которой определены растительным сообществом, т.е. фитоценозом, который предопределяет возможность существования в нем других организмов.

Биогеоценоз- саморегулирующаяся система, которая может длительно существовать во времени.

В структуре биогеоценозов выделяют 4 звена:

  • абиотическое окружение- экотоп (неживая природа: свет, температура итд (климатоп)+ продукты живой природы: почва грунт (эдафотоп))
  • продуценты- автотрофные организмы (зеленые растения, фотосинтезирующие и хемосинтезирующие бактерии), создающие первичную продукцию из неорганических соединений
  • консументы (потребители)- гетеротрофные организмы, живущие за счет питательных веществ, созданных продуцентами (первого порядка: травоядные, второго и третьего порядков: плотоядные животные); образуют вторичную продукцию
  • редуценты- организмы, разлагающие мёртвое органическое вещество до неорганических соединений (бактерии, грибы, простейшие и некоторые многоклеточные организмы, например, дождевой червь)

Основа биогеоценоза- трофические и энергетические связи.

В биогеоценозе постоянно происходит перенос вещества и энергии от продуцентов к консументам путём поедания первых вторыми. Так образуются цепи питания.

Выделяют 2 вида цепей:

  • пастбищная- выедание: начинается с продуцентов (растений), далее идет к консументам первого порядка (растительноядным животным), далее к консументам второго порядка (плотоядным животным)
  • детритная- разложение: начинается с детрита (растительные и животные останки, экскрименты), идет к детритофагам (микроорганизмы, мелкие животные) и далее к консументам первого и второго порядка

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Мощность энергетических потоков через пастбищную и детритную цепи неодинакова.

Например, в водных биогеоценозах, где органическое вещество создают одноклеточные водоросли и цианобактерии, значительная часть энергии поступает через цепь выедания.

А на суше соотношение обратное: 90%всей энергии поступает в цепи разложения через растительный опад, который образуют деревья и кустарники. Детрит затем потребляют животные-детритофаги

В биогеоценозе формируется не одна, а множество пищевых цепей, которые переплетаются и образуют пищевую (трофическую) сеть.

В трофической сети организмы- звенья одной пищевой цепи являются составными частями другой цепи, поэтому выпадение одного звена цепи не приводит к гибели всей экосистемы, так как его заменяет организм из схожей экологической ниши.

В биогеоценозе группы организмов, принадлежащих к одному типу питания, называются трофическим уровнем, т.е. каждое звено пастбищной цепи- это трофический уровень.

  • первый трофический уровень составляют продуценты: автотрофные орагнизмы;
  • второй трофический уровень представлен консументами первого порядка: растительноядными животными и паразитами растений;
  • третий трофический уровень занимают консументы второго порядка: плотоядные животные, которые поедают растительноядных животных или являются их паразитами;
  • четвертый трофический уровень образуют консументы третьего порядка- крупные плотоядные животные, которые едят особей третьего уровня или являются их паразитами

Число трофических уровней в цепи ограничено. Это связано с потерей энергии при переходе с каждого предыдущего уровня на следующий уровень. В среднем при переходе от одного трофического уровня на другой передается около 10% энергии биомассы.

Энергия, накопленная продуцентами, практически исчезает на четвертом трофическом уровне, поэтому круговорота энергии в биогеоценозе не существует, в отличие от круговорота веществ.

Имеется только однонаправленный поток энергии, связанный с ее превращением из солнечной энергии и расходованием организмами на каждом трофическом уровне.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Источник

Тест. Экологические сообщества

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

Как называется совокупность растительных популяций сообщества?

Варианты ответов
  • фитоценоз
  • зооценоз
  • биоценоз
Вопрос 2

Как называется совокупность популяций животных, которые служат механизмом перераспределения вещества и энергии внутри экосистемы?

Варианты ответов
  • фитоценоз
  • зооценоз
  • биоценоз
Вопрос 3

Каких экосистем не бывает?

Варианты ответов
  • естественных
  • искусственных
  • обратные
  • морские
Вопрос 4

Кто из учёных предложил термин «биоценоз»?

Варианты ответов
  • В.И. Вернадский
  • К.А. Мёбиус
  • К. Линней
  • Ч. Дарвин
Вопрос 5

Что представлено на рисунке?

Варианты ответов
  • биосфера
  • биоценоз
  • биогеоценоз
  • экосистема
Вопрос 6

Как называется оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности?

Варианты ответов
  • биосфера
  • экосистема
  • биоценоз
  • биогеоценоз
Вопрос 7

Как называется исторически сложившаяся совокупность живых организмов и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности?

Варианты ответов
  • биценоз
  • биотоп
  • биогеоценоз
  • биосфера
Вопрос 8

Какие факторы характерны для естественных экосистем?

Варианты ответов
  • тесная взаимосвязь органических и неорганических веществ
  • потреблением уже готовой пищи
  • устойчивость и способность к самовосстановлению
  • незамкнутый цикл обмена веществ
  • регуляция численности каждого вида животного или растения природными условиями
Вопрос 9

Что характерно для искусственных экосистем?

Варианты ответов
  • используют дополнительные источники энергии
  • формируют плодородную почву
  • ограниченное количество видов организмов
  • поглощают углекислый газ и производят кислород
  • незамкнутая цепь обмена веществ
Вопрос 10

Как называется биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществами и энергией между ними?

Источник

Итоговый тест с ответами по экологии для 11 класса

1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука:
а) экология +
б) зоология
в) ботаника

2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют:
а) абиотическими факторами
б) движущими силами эволюции +
в) биотическими факторами

3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор:
а) ограничивающий
б) биотический
в) оптимальный +

4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют:
а) биоценоз +
б) популяция
в) биомасса

5. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют:
а) продуцентами
б) хемотрофы
в) редуцентами +

6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона):
а) биомасса
б) плотность популяции +
в) видовое разнообразие

7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются:
а) консументами
б) гетеротрофами
в) продуцентами +

8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания:
а) пищевая сеть +
б) пищевая цепь
в) цепь питания

9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы:
а) экологическая пирамида
б) пирамида численности
в) пирамида численности +

10. Самая низкая биомасса растений и продуктивность:
а) в тропиках
б) в тундре +
в) в степях

11. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется:
а) саморегуляцией популяции +
б) плотностью популяции
в) продуктивностью популяции

12. Сигналом к сезонным изменениям является:
а) количество пищи
б) длина дня +
в) взаимоотношения между организмами

13. В агроценозе пшеницу относят к продуцентам:
а) синтезируют органические вещества +
б) окисляют органические вещества
в) разлагают органические вещества

14. На зиму у растений откладываются запасные вещества:
а) жиры
б) белки
в) углеводы +

15. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области):
а) эндемичный вид +
б) возникающий вид
в) исчезающий вид

16. Основной причиной неустойчивости экосистемы является:
а) недостаток пищевых ресурсов
б) несбалансированный круговорот веществ +
в) повышенная численность некоторых видов

17. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется:
а) флуктуацией
б) интеграцией
в) сукцессией +

18. Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе:
а) антропогенные и абиотические
б) абиотические и биотические +
в) антропогенные и биотические

19. Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется:
а) экологическими последствиями
б) экологической борьбой
в) экологическим мониторингом +

20. Продуценты в экосистеме дубравы:
а) разлагают органические вещества
б) образуют органические вещества +
в) поглощают готовые органические вещества

21. Самая высокая продуктивность:
а) тропические леса +
б) лиственные леса
в) смешанные леса

22. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ:
а) консументы
б) продуценты +
в) детритофаги

23. В биогеоценозе дубравы биомасса консументов первого порядка определяется биомассой:
а) микроорганизмов
б) хищников
в) растений +

24. Наиболее подвержены изменениям компоненты биоценоза:
а) консументы
б) продуценты +
в) редуценты

25. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности:
а) фотопериодизм
б) биотические факторы
в) биологические часы +

26. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области):
а) развивающий вид
б) эндемичный вид +
в) возникающий вид

27. Приспособление животных к перенесению зимнего времени года:
а) зимняя спячка +
б) зимний покой
в) анабиоз

28. Исторически сложившаяся совокупность растительных организмов, произрастающая на данной территории:
а) фауна
б) сообщество
в) флора +

29. В биогеоценозе в отличие от агроценоза:
а) поглощенные растениями элементы из почвы, со временем в нее возвращаются +
б) цепи питания короткие
в) круговорот не замкнутый

30. Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы:
а) внесение органических удобрений
б) привлечение животных – редуцентов +
в) привлечение плотоядных животных

Источник

Читайте также:  Рынок олигополии характеризуется тест