Меню

Тесты по русской литературы 19 20 века 4 варианта тест по литературе на тему

Тест с ответами по литературе 20 века

1. Футуристом можно назвать

2. К Серебряному веку русской поэзии не принадлежал поэт

3. Рассказ И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» заключается в том, что

А) главный герой умирает +

Б) главный герой ссорится с женой

В) главный герой отправляется в Японию

4. Настоящая фамилия М. Горького

5. Ларра является героем рассказа А.М. Горького

А) «Старуха Изергиль» +

6. Символом революции из произведения А.М. Горького-романтика стал

7. Поэтический цикл А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» посвящен

Б) Л.Д. Менделеевой +

8. Первый сборник стихотворений А. Блок назвал

А) «Стихи о Прекрасной Даме» +

Б) «На поле Куликовом»

В) «Снежная маска»

9. «В соседнем доме окна жолты.

По вечерам – по вечерам

Скрипят задумчивые болты

Подходят люди к воротам» — это строки из стихотворения А. Блока

10. «И очи синие, бездонные. Цветут на дальнем берегу». В этих строках А. Блок использует прием

11. «Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне», — писал С. Есенин в стихотворении

А) «Письмо к женщине»

Б) «Письмо к матери» +

В) «Шагане, ты моя Шагане…»

12. «Октябрьскую революцию принял по-своему, с крестьянским уклоном», — писал о себе

13. «Революцией мобилизованным и призванным» осознавал себя поэт

14. В. Маяковский родился в

15. В. Маяковскому принадлежат строки

А) Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу.

Б) Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду…

на флейте водосточных труб? +

16. Первый рассказ М. Шолохова называется

Б) «Лазоревая степь»

17. Роман Шолохова «Тихий Дон» был закончен

18. Главными героями романа М. Шолохова «Тихий Дон», составляющими основное население Донской области, являются

19. «Аксинья пробовала уснуть, но мысли разметывали сон, как ветер копну сена». М. Шолохов в этих строках использует художественный прием

20. М. Шолохов не принимает в героях романа «Тихий Дон»

Б) бессмысленной жестокости +

21. В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» кульминацией является эпизод

Б) попытка побега

В) сцена с комендантом Мюллером +

22. М. Шолохов посвятил теме Великой Отечественной войны произведение

Б) «Донские рассказы»

В) «Они сражались за Родину» +

23. Стихотворение А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» написано от лица

Б) сына погибшего воина

В) погибшего воина +

24. Сказочный сюжет поэмы А. Твардовского «Страна Муравия» напоминает поэму

А) А. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»

Б) А. Блока «Двенадцать»

В) Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» +

25. Б. Васильев написал

А) «А зори здесь тихие…» +

В) «Они сражались за Родину»

26. В.М. Шукшин является писателем

А) деревенской прозы +

Б) интеллектуальной прозы

В) городской прозы

27. Автором рассказа «Чудик» является

28. В произведении В. Астафьева «Царь-рыба» основная тема

Б) человек и природа +

В) жизнь рыбаков

29. Лауреатом Нобелевской премии является писатель

30. — Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, — сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. — Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.

— Прекрасно! — сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению.

Определите автора произведения, из которого взят этот отрывок

Источник

Русская литература 20 века

Рассказываем о русской литературе 20 века — доступно, интересно и кратко! Данный материал можете смело использовать для соответствующих сочинений.

Дореволюционная литература

Русская литература 20 века

Конец XIX — начало XX вв. — серебряный век русской культуры. В области литературы на смену классикам пришли новые писатели и поэты. Произведения этого периода отвечали требованиям новой эпохи, отражали изменения, происходящие в обществе.

Последним представителем золотого века оставался Л. Н. Толстой. В 1912 г. были опубликованы его повести «Отец Сергий» и «Хаджи-Мурат», в 1913 г. — хрестоматийный рассказ «После бала».

Писателем переходного периода обычно считают А. П. Чехова. Поздний период его творчества приходится на рубеж веков. В это время писатель создает такие знаменитые рассказы, как «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Эти произведения многие критики рассматривали в качестве вершины реализма, которую уже невозможно преодолеть.

Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались появлением чеховских психологических пьес («Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»), оказавших огромное влияние на развитие мировой драматургии.

В начале XX века издаются повести и рассказы А. И. Куприна («Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет» и др.), юмористические сборники А. Аверченко («Веселые устрицы», «О хороших в сущности людях»).

После публикации рассказов «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско» за И. А. Буниным закрепляется слава ведущего русского прозаика.

Бурный подъем переживала русская поэзия. Большой популярностью пользовались сборники стихотворений молодых авторов: «Стихи о Прекрасной даме» А. Блока, «Вечер» А. Ахматовой, «Радуница» С. Есенина и др. Скандальную славу получили произведения В. Маяковского («Нате!», «Вам»).

Революционное направление было представлено, главным образом, в творчестве М. Горького. Его пьеса «На дне» (1902 г.) до сих пор не сходит с театральных подмостков, а роман «Мать» считается «фундаментом» соцреализма.

Довоенная литература

Революция оказала огромное влияние на развитие русской литературы. Стали появляться новые имена, закладываться основы т. н. соцреализма. Ряд уже известных поэтов и писателей безоговорочно приняли революцию. Судьба многих сложилась трагично: яростная критика, травля, вынужденная эмиграция.

Последним «крестьянским» поэтом, воспевавшим патриархальную Русь, оставался С. Есенин. Своеобразным гимном революции стала поэма А. Блока «Двенадцать». Главным «пролетарским» поэтом стал В. Маяковский. Общее снижение культурного уровня выразилось в агитационной поэзии Д. Бедного.

Самобытным путем шли две выдающиеся русские поэтессы. Несмотря на критику и запреты на Родине осталась А. Ахматова. Не выдержав давления, была вынуждена покинуть страну М. Цветаева.

Самым известным и популярным в Советской России писателем становится М. Горький. В 1925 г. он издает роман «Дело Артамоновых», начинает работу над эпопеей «Жизнь Клима Самгина» — самым значительным, итоговым произведением своего творческого пути. Горький по праву считается основоположником социалистического реализма.

В середине 20-х гг. громко заявляет о себе М. Шолохов, выпустивший книгу «Донские рассказы». С 1928 г. начинает по частям издаваться его знаменитая эпопея «Тихий Дон». Одновременно писатель работает над романом «Поднятая целина».

В это же время появляются первые серьезные произведения М. Булгакова: «Записки юного врача», «Белая гвардия», «Собачье сердце». Явная критика советского строя приводит к тому, что писателя отказываются печатать. Величайший роман XX века «Мастер и Маргарита» (1928-1940 гг.) был впервые издан лишь в 60-е гг.

Непросто складывалась творческая судьба убежденного коммуниста А. П. Платонова — писателя с необычным новаторским стилем. В первые годы советской власти его произведения широко издаются. Однако во второй половине 20-х гг. Платонов разочаровывается в планах кардинальной перестройки общества («Усомнившийся Макар»). Его гротескное творчество отражает депрессивное состояние духа. Повести «Котлован» и «Ювенильное море», роман «Чевенгур» были впервые изданы лишь в 80-е гг.

Всенародное признание получают писатели-соавторы И. Ильф и Е. Петров. Романы о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера («Двенадцать стульев», «Золотой теленок») — настоящий шедевр в области юмористической литературы.

В эмиграции классические традиции русской литературы продолжает И. А. Бунин. За рубежом писателем был создан автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», знаменитый цикл рассказов о любви «Темные аллеи».

В 1926 г. на Западе издается первый роман В. В. Набокова — «Машенька». Известность русскоязычного писателя многократно возрастает в 30-е гг. после публикации романов «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь».

Литература, посвященная Великой Отечественной войне

Произведения, посвященные священной войне, стали появляться буквально с первых дней нападения фашисткой Германии на СССР. Поначалу эти были, в основном, документальные очерки поэтов и писателей, работающих военными корреспондентами (И. Эренбург, К. Симонов, М. Джалиль и мн. др.).

В ходе войны появляются значительные художественные произведения. Это, в первую очередь, поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», стихотворения К. Симонова («Жди меня, и я вернусь», «Сын артиллериста»), цикл А. Ахматовой «Ветер войны» и т. д.

В 1942 г. был издан известный рассказ М. А. Шолохова «Наука ненависти». Писатель начал работу над романом «Они сражались за Родину». Уже в 50-е гг. он написал очень трагичное произведение «Судьба человека». В 1946 г. была опубликована легендарная «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, посвященная подвигу летчика Маресьева.

Еще одним значительным произведением, посвященным Великой Отечественной войне, стала повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 г.). Естественно, военная тема в целом надолго заняла прочное место в русской литературе.

Литература второй половины XX века

В послевоенный период в СССР самым значительным стало направление «деревенской прозы» (60-80-е гг.). Тема утраты национальных корней, разрушения патриархального мира русской деревни была представлена в творчестве Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), В. Г. Распутина («Деньги для Марии», «Прощание с Матерой»), В. П. Астафьева («Затеси») и др. К этому же ряду следует отнести многие рассказы В. Шукшина.

В 1957 г. на Западе был впервые издан роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», что привело к бешеной травле автора в СССР.

В начале 60-х были опубликованы три рассказа А. И. Солженицына (в том числе «Один день Ивана Денисовича»). Однако после прихода к власти Л. Брежнева на творчество писателя был наложен строгий запрет. Солженицын пишет для «самиздата», передает свои произведения за границу. Таким образом он распространяет тексты романов «В круге первом», «Раковый корпус». В 1974 г. писатель был выслан из СССР. Антисоветская тема стала ведущей в его творческой деятельности (эпопея «Красное колесо»).

В 1955 г., после публикация скандального романа «Лолита», мировая слава приходит к В. В. Набокову.

С конца 50-х гг. начинается совместная творческая деятельность братьев Стругацких, считающихся в настоящее время классиками современной научной фантастики («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»).

С середины 60-х гг. в этой области работает Кир Булычев — один из самых популярных отечественных писателей-фантастов. Прославившись, прежде всего, произведениями о приключениях Алисы Селезневой, Булычев является автором большого количества «взрослых» произведений, в которых затронуты серьезные философские темы.

Отечественная поэзия второй половины XX века также была неотделима от политики. Гонениям подвергались «чуждые советскому строю» поэты. В первую очередь следует назвать И. Бродского. На Родине его стихотворения практически не издавались. В 1972 г. поэт был выслан из страны. На Западе он уже был хорошо известен, получил возможность спокойно работать. В настоящее время Бродский считается одним из выдающихся русских поэтов двадцатого столетия.

Советская «легальная» поэзия представлена именами Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Особое место занимают поэты-песенники, знаменитые советские барды: В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич.

Читайте также:  Тест полоски урикет 50 шт д определения кетоновых тел в моче Биосенсор ан ооо в Уфе

Среди современных российских авторов можно выделить В. Пелевина («Generation P»), П. Санаева («Похороните меня за плинтусом»), В. Сорокина («Сердца четерых») и др.

Источник



Тесты по русской литературы 19-20 века. 4 варианта.
тест по литературе на тему

Ефимова Анастасия Владимировна

Тесты по русской литературы 19-20 века.

Скачать:

Вложение Размер
testy_po_literature_19-20_veka.doc 96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты по русской литературы 19-20 века. Вариант – 1

1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

2.Укажите основоположников «натуральной школы».

А)В.Г.Белинский, И.С.Тургенев В)М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь Г)В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь

3.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

4.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

А)Анна Петровна В)Катерина Львовна

Б)Марфа Игнатьевна Г)Анастасия Семеновна

5.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях:

«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,// Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет.»

6.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А)Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей В)И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Б)А.Н.Островский, «Гроза»,Катерина Кабанова Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин

7.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А)А.Н.Островский «Лес» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б)И.С.Тургенев «Отцы и дети» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

8.Катерина Измайлова – это героиня:

А)очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Б)пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

В)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Г)романа И.А.Гончарова «Обломов»

9.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?

10.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

11.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

А)князю Андрею В)Наполеону

Б)императору Александру 1 Г)М.И.Кутузову

12.Какого героя романа «Преступление и наказание» Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд»?

А)Порфирия Петровича В)Раскольникова

13.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.

А)Платон Каратаев В)Пьер Безухов

Б)Федор Долохов Г)Анатоль Курагин

14.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

15.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?

16.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

17. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

18.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

19.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

20. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

21.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?

А)выслан из Петербурга В)не был наказан, так как дал взятку

Б)разжалован в рядовые Г) не был наказан, так как имел поддержку среди власть имущих

22.Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – это

А)строгое научное обоснование разделения людей на разряды

Б)разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования

В)разделение людей на разряды: материал и собственно людей

23.Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был

А)нянькой грудного ребенка В)солдатом

24.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:

А) «Гроза», «Очарованный странник»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»

Г) «Гроза», «Человек в футляре»

Тесты по русской литературы 19-20 века. Вариант – 2

1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?

3.Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?

А)А.Н.Островский «Гроза» В)Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»

4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)гордость и самолюбие В)естественность и нравственность

Б)благородство и доброта Г)щедрость и мужество

6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов

7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека» В)самодур

Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой

8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?

А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов Г)А.П.Чехов

9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

А)участник происходящих событий

Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

14.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

15.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»

16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А)Соня Мармеладова В)Р.Раскольников

Б)Петр Лужин Г)Лебезятников

17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»

18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов Г)Ермил Гирин

19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.

Б)греческий язык Г)закон Божий

20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А)Пьер Безухов В)Андрей Болконский

Б)Платон Каратаев Г)Василий Денисов

21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А)забыл закрыть дверь квартиры В)оставил шляпу на месте преступления

Б)забыл взять орудие преступления Г)испачкался в крови

22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации

Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица

В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны

23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж

Тесты по русской литературы 19-20 века. Вариант – 3

1.Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов «Ионыч»).

А)влияние его невесты В)влияние среды

Б)воздействие родителей Г)профессия врача

2.Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

3.Укажите произведение А.П.Чехова, которое является лирической комедией.

А) «Человек в футляре» В) «Медведь»

Б) «Чайка» Г) «Дама с собачкой»

4.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Л.Н.Толстой

Б) Ф.М.Достоевский Г) А.П.Чехов

5.Укажите, где происходит основное действие романа И.А.Гончарова «Обломов».

А)Петербург В)город NN

Б)Москва Г)тульское имение Обломова

6.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?

7.Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий»

А)Беликов («Человек в футляре») В)Очумелов («Хамелеон»)

Б)Туркин («Ионыч») Г)Ипполит Ипполитыч («Учитель словесности»)

8.Назовите имя писателя, который был артиллерийским офицером и принимал участие в обороне Севастополя в 1854 году.

9.Укажите второе название гоголевского направления в литературе.

А)чистое искусство В)декадентство

Б)натуральная школа Г)социалистический реализм

10.Укажите, какая из перечисленных композиционных частей не является обязательной.

11.Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?

А) «бурный поток» В) «подводное течение»

Б) «поток сознания» Г) «невидимая жизнь»

12.Какая тема является преобладающей в творчестве Н.А.Некрасова?

А)тема города В)любовь

13.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».

14.Какой порок обличает А.П.Чехов в рассказе «Ионыч»?

А)душевную пустоту В)раболепие

15.Назовите автора и произведение, в котором не встречается образ странника.

А)Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» В)Н.С.Лесков «Очарованный странник»

Б)А.Н.Островский «Гроза» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

16.В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?

А) «Вишневый сад» В) «Мертвые души»

Б) «Гроза» Г) «Крыжовник»

17. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»

18.Укажите, к какому литературному направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

19.Укажите, каков социальный статус Марфы Игнатьевны Кабановой (А.Н.Островский «Гроза»)

20.Какой литературный прием использован автором в данном отрывке: «Нева вздувалась и ревела//Котлом клокоча и клубясь…»

21.Сон Обломова (И.А.Гончаров «Обломов») – это

А)история рода Обломовых

Б)реалистическое изображение российской деревни времен крепостничества

В)поэтическая картина русской жизни, где смешались явь и сказка

22.Утверждение, содержащее фактическую ошибку (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)фрейлину А.П.Шерер Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской

Б)геройский поступок князя Андрея определил исход Аустерлицкого сражения

В)Данило Купор – это танец, который танцуют на именинах у Ростовых

23.Для Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») характерно следующее из названных качеств

24.Назовите произведения, в которых есть герои, образы которых восходят к образам былинных богатырей

А) «Очарованный странник», «О любви»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»

Г) «Гроза», «О любви»

Тесты по русской литературы 19-20 века. Вариант – 4

1.Почему А.П.Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?

А)забавный сюжет В)фарсовые ситуации

Б)комичный финал Г)претензии персонажей противоречат их возможностям

2.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»

3.Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.

4.Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

А) А.А.Фет В)Н.А.Некрасов

Б) Ф.И.Тютчев Г) А.К.Толстой

5.Укажите, какое из названных произведений не входит в цикл «Записки охотника» И.С.Тургенева.

А) «Малиновая вода» В) «Певцы»

6.Укажите, кому был посвящен роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

7.Кто из русских писателей отбывал каторгу в Омском остроге?

8.Назовите писателя, который совершил кругосветное путешествие на борту фрегата «Паллада»

9.Укажите имя писателя, который совершил поездку на остров Сахалин.

А) Л.Н.Толстой В) А.П.Чехов

Б) И.А.Гончаров Г) М.Е.Салтыков-Щедрин

10.Назовите имя писателя, который не является уроженцем Москвы.

11.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

А)сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм

Б)модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм

В)классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм

Г)реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм

12.Излюбленным жанром поэзии Н.А.Некрасова является:

13.Назовите поэта, в творчестве которого не встречается стихотворение «Пророк»

14.Что подразумевает Л.Н.Толстой под понятием «народ»?

А)всех трудящихся, создающих материальные ценности

Б)крепостных крестьян, работающих на земле

В)совокупность представителей всех социальных групп и сословий, проявляющих духовность, патриотизм

15.Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир! Принадлежат слова «Надо жить, надо любить, надо верить»?

А)Андрею Болконскому В)Пьеру Безухову

Б)Николаю Ростову Г)Платону Каратаеву

16.Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

17.Укажите, чем определяется деятельность Лопахина в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

А)желание разорить Раневскую и присвоить себе ее состояние

Б)стремлением отомстить впавшим в нищету хозяевам

В)попыткой помочь Раневской поправить свое материальное положение

Г)мечтой уничтожить вишневый сад, напоминающий ему о тяжелом детстве

18.Укажите произведение, в сюжете которого отсутствует эпизод дуэли.

А)А.С.Пушкин «Выстрел» В)А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

19.Определите автора и произведение по заключительным словам: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»

А)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)И.С.Тургенев «Отцы и дети»

20.Какой художественный прием использует А.А.Фет в следующем отрывке: «Это утро, радость эта,//Эта мощь и дня и света,//Этот синий свод,//Этот крик и вереницы,//Эти стаи, эти птицы,//Этот говор вод…»

21.Базаров (И.С.Тургенев «Отцы и дети) говорит Аркадию о своем отце: «Такой же чудак, как твой, только в другом роде». Отцы схожи тем, что они

А)близки по возрасту и социальному положению

Б)любят природу, музыку и поэзию

В)любят своих сыновей и стремятся не отставать от века

22.В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:

А)Ермил Гирин, Кулигин, Яким Нагой В)Ермил Гирин, Утятин, Яким Нагой

Б)Яким Нагой, Кудряш, Утятин Г)Феклуша, Утятин, Кулигин

23.В концепции Лескова не рассматривается следующая из сторон понятия «праведник».

А)умение довольствоваться малым, но никогда не поступать против совести

Б)религиозная отрешенность от земных страстей, служение Богу

В)способность обыкновенного человека к самопожертвовании.

24.Не поднимается в рассказе «Крыжовник» А.П.Чехова следующая проблема

А)взаимоотношений человека и природы

В)личной ответственности за происходящее в мире

Источник

Итоговый тест по литературе для 11 класса по теме» «Русская литература 20 века»

Итоговый тест по литературе в 11 классе I вариант

1. Какого писателя XX в. называли «Буревестни­ком революции»?

а) А. П. Чехова б) М. Горького в) В. В. Маяковского г) С. А. Есенина

2. Укажите, какой роман М. А. Булгакова увидел свет в начале 60-х годов XX в. на страницах жур­нала «Новый мир»?

а) «Жизнь господина де Мольера» б) «Белая гвардия» в) «Театральный роман» г) «Мастер и Маргарита»

3. Назовите поэта, являющегося младосимволистом.

а) 3. Н. Гиппиус б) В. Я. Брюсов в) А. А. Блок г) Ф. К. Сологуб

4. Кто из перечисленных русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?

а) А. И. Солженицын б) Б. JI . Пастернак в) И. А. Бунин г) М.А.Шолохов

5. Назовите автора следующих строк.

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

а) В. В. Маяковский б) Б. JI . Пастернак в) А. А. Блок г) С. А. Есенин

6. Определите жанр «Тихого Дона» М. А. Шоло­хова.

а) роман-путешествие б)любовный роман в) роман-эпопея г) авантюрный роман

7. «Книга про бойца» является подзаголовком:

а) поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

б) рассказа А. Н. Толстого «Русский характер»

в) рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»

г) романа К. М. Симонова «Живые и мертвые»

8. Какой поэт написал стихотворение, посвященное погибшему дипломатическому курьеру Теодору Нетте?

а) С. А. Есенин б) В. В. Маяковский в) А. А. Блок г) А. Т. Твардовский

9. Назовите писателя второй половины XX в. , кото ­ рый был киноактером, сценаристом и режиссе ром кино.

а) Ю. В . Трифонов б) В. П. Астафьев в) В. Г. Распутин г) В. М. Шукшин

10. Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении

А. А. Блока «Незнакомка»?

а) одну б) две в) четыре г) пять

11. Укажите, в каком произведении М. Горького по­ставлена проблема о двух типах гуманизма.

а) «Мать» б) «Старуха Изергиль» в) «На дне» г) «Челкаш»

12. Какому поэту принадлежат слова « Ведь если звез­ды зажигают — значит — это кому-нибудь нуж­но?»?

а) А. А. Блоку б) С. А. Есенину в) В. В. Маяковскому г) Б. JI . Пастернаку

13. Укажите, кто из писателей XX в. похоронен у Кремлевской стены.

а) А. И. Куприн б) М. Горький в) В. В. Маяковский г) А. А. Фадеев

14. Каким образом раскрывается тема «человек и природа» в раннем творчестве С. А. Есенина?

а) человек — преобразователь природы б) человек и природа антагонистичны

в) природа враждебна человеку г) человек находится в гармонии с природой

15. Строку какого произведения С. А. Есенина пере­фразировал

В. В. Маяковский в стихотворении «Сергею Есенину»?

В этой жизни помереть нетрудно

Сделать жизнь значительно трудней.

а) «Русь советская» б) «Анна Снегина»

в) «До свиданья, друг мой, до свиданья» г) «Письмо к матери»

16. Укажите, какое произведение называют «поэтичес­кой энциклопедией Великой Отечественной войны».

а) «Василий Теркин» А. Т. Твардовского б)«Пулковский меридиан» В. М. Инбер

в) «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц г) «Зоя» М. М. Алигер

17. Кто из писателей XX в. создал эпическое произ­ведение о «земле, любви и воле»?

а) М. Горький «Жизнь Клима Самгина»

б) А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

в) М. А. Булгаков «Белая гвардия»

г) М. А. Шолохов «Тихий Дон»

18. Назовите поэта, являющегося футуристом.

а) С. А. Есенин б) А. А. Блок в) В. В. Маяковский г) А. А. Ахматова

19. Какой эпизод является кульминацией поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?

а) убийство Катьки Петрухой б) появление «товарища-попа»

в) шествие красногвардейцев по улицам Пет­рограда

г) встреча двенадцати с буржуем и псом на перекрестке

20. Назовите персонажа пьесы М. Горького «На дне», который говорит, что странник Лука подейство­вал, «как кислота на старую и грязную монету».

а) Барон б) Сатин в) Актёр г) Настя

22. Вставьте слова в пропущенные строки поэмы А. Ахматовой «Реквием»:

Кидалась в ноги палачу —

A ) кричу, домой, ужас мой

B ) в слезах, в наш дом, смерть моя

C ) я жду, к себе, честь моя

D ) страдаю, Господь, ожидание

E ) в печали, я смерть, я тебя спасу

23. Определите, какова основная проблематика романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».

A ) социального неравенства B ) взаимоотношения с народом C ) войны и мира

D ) интеллигенции и революции E ) человека и природы

24. Объясните, как вы понимаете финальные слова из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Мастер «не заслужил света, а заслужил покой».

A ) наступило наказание за малодушие B ) такой финал необходим художнику-романтику

C ) на свете счастья нет D ) нет ни побед, ни победителей E ) награда за терпение

25. Определите, какова основа характера Григория Мелехова — главного героя романа М. Шолохова «Тихий Дон».

A ) стремление к нравственной истине B ) трудолюбие и упорство C ) любовь к хутору

D ) любовь к родственникам E ) патриотизм

Итоговый тест по литературе в 11 классе II вариант

1. Укажите произведение М. Горького, которые мо­гут быть отнесено к раннему (романтическому) периоду творчества писателя.

а)«Жизнь Клима Самгина» б)«На дне» г)«Васса Железнова» д) «Старуха Изергиль»

2. Героем какого произведения является Данко?

а) А. И. Куприн «Гамбринус» б) И. А. Бунин «Качели»

в) JI . Н. Андреев «Большой шлем» г) М. Горький «Старуха Изергиль»

3. Укажите, представителем какого литературного направления был

а) имажинизм б) классицизм в) акмеизм г) символизм

4. Укажите центральный образ ранней лирики А. А. Блока (первая книга «трилогии вочеловече­ния»).

а) Незнакомка б) Снежная маска в) Прекрасная Дама г) Русь

5. Кому из русских поэтов принадлежат следующие строки?

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда. »

а) М. И. Цветаева б) А. А. Блок в) 3. Н. Гиппиус г) А. А. Ахматова

6. Укажите, кто из русских поэтов является авто­ром поэтического цикла «Персидские мотивы».

а) А. А. Блок б) С. А. Есенин в) М. И. Цветаева г) А. А. Ахматова

7. Русский футуризм был заметным явлением в искусстве. Как называлось это течение в литера­туре после революции 1917 г.?

а) «Кузница» б) «Перевал» в) «ЛЕФ» г) «Серапионовы братья»

8. Расставьте в хронологическом порядке манифес­ты русских поэтов.

а) «Пощечина общественному вкусу»

б) «О причинах упадка и о новых течениях со­временной русской литературы»

в) «Наследие символизма и акмеизм» г) «Русские символисты»

9. По предложенному портрету узнайте г ероя произ­ведения М. А. Булгакова.

У портьеры, прислонившись к притолоке, сто­ял, заложив ногу за ногу, человек маленького ро­ста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а на лице был небри­тый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. На шее у человечека был повязан ядовито небес­ного цвета галстух с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстуха был настолько бросок, что. закрывая утомленные глаза, Филипп Филиппович. видел пылающий факел с голубым венцом.

а) Коровьев б) Шариков в) Азазелло г) Воланд

10. У кажите, где происходит действие романа М. А. Булгакова «Мистер и Маргарита».

а ) Ленинград б) Петроград в) Москва г) Ершалаим

11. Укажите, в чем общность пьес А. П. Чехова и М. Горького («Вишневый сад» и «На дне»).

а) в пьесах схожие сюжеты б) в пьесах нет четко выраженного конфликта

в) в пьесах используется общий жизненный материал

г) в пьесах используется общая событийная схема

12. Многие персонажи пьесы М. Горького «На дне» в настоящем утратили свои имена. Кого из героев в прошлом звали Густав Дебиль?

а) Клещ б) Актёр в) Барон г) Кривой Зоб

13. Укажите, с каким литературным течением XVIII- XIX вв. традиционно связывают символизм.

а ) классицизм б) реализм в) сентиментализм г ) романтизм

14. В 1916 г. Блок написал стихотворение «Демон». У кого из русских поэтов можно встретить произ­ведение с таким же названием?

а) М. Ю. Лермонтов б) А. С. Пушкин в ) В. В. Маяковский г) Н. А. Некрасов

15. Кому из русских поэтов принадлежат следующие строки?

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

а) И. Ф . Анненский б) С. А. Есенин в) Н. С. Гумилёв г) А. А. Блок

16. «Футуризм» — признанное название литературного течения. Русские футуристы называли себя еще и:

а ) авангардисты б) супрематисты в) «будетляне» г) «новые люди»

17. Укажите первоначальное название поэмы В. В. Ма­яковского «Облако в штанах».

а) «Флейта-позвоночник» б)«Тринадцатый апостол» в) «Я» г) «Долой вашу любовь!»

18. Укажите, героем какого произведения является Пьер Скрипкин (Присыпкин).

а ) А. А. Блок «Двенадцать» б) С. А. Есенин «Анна Онегина»

в) В. В. Маяковский «Клоп» г) В. В. Маяковский «Баня»

19. Поэтов какого литературного течения объединял «Цех поэтов»?

а) футуризм б) имажинизм в ) символизм г ) акмеизм

20. Расставьте в хронологическом порядке произведения русских писателей.

а ) А. П. Чехов «Вишневый сад» б) М. Горький «На дне» в ) М. А. Булгаков «Собачье сердце» г ) И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева»

27. Определите, кому принадлежит данная характеристика героини повести Б. Васильева «А зори здесь тихие. «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза — детские, зеленые, круглые, как блюдца».

A ) Женя Комелькова B ) Соня Гурвич C ) Лиза Бричкина D ) Рита Осянина E ) Галина Четвертак

28. Определите, в чем конфликт повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

A ) добра и зла B ) столкновение старого и нового C ) героизм и трусость

D ) жестокость и милосердие E ) ложь и правда

29. Укажите строки из стихотворения Е. А. Евтушенко «Злорадство».

A ) Возложите венки на Свободу… B ) Она ушла, как будто бы напев уходит в глубь темнеющего сада… C ) Легко клеймить в чужой стране бесправье…

D ) Как мало избранных меж званных… E ) Узнаю тебя, жизнь, принимаю…

30. Определите, какова основная мысль в произведении А. Вампилова

«Старший сын».

A ) преимущество духовного родства людей над формальными родственными связями

B ) проблемы взаимоотношений людей в трудную минуту

Источник

Урок по теме «Русская литература ХХ века. Разнообразие жанров и направлений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-лекция по одной из наиболее сложных тем в изучении русской литературы.Обзор многообразия жанров и литературных направлений ХХ века.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Русская литература ХХ века. Разнообразие жанров и направлений»»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА:

МНОГООБРАЗИЕ ЖАНРОВ И НАПРАВЛЕНИЙ (ОБЗОР)

Цели: ознакомить обучающихся с общей характеристикой, своеобразием русской литературы XX в. с точки зрения истории, литературы; дать представление о многообразии жанров, направлений в литературе XX в.; показать значение русской литературы этого периода в развитии русского и мирового литературного процесса; воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к её культуре.

Оборудование: учебник, опорная схема-конспект, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают общую характеристику и своеобразие

русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление о многообразии жанров и тенденций в литературе XX в.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса; участвуют в беседе.

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки?

О. Э. Мандельштам

I. Организационный этап

Уч и т е л ь. Русская литература XX в. сложна и многолика. Все перипетии судьбы России в этом столетии отразились и на облике литературы, естественное развитие которой неоднократно перебивалось «внезапно и грозно наступившей историей» (М. А. Булгаков). XX век дал такое разнообразие художественных форм и методов, творческих индивидуальностей и стилей, которое с трудом поддаётся попыткам систематизировать эти явления. У них есть, однако, общий исток. Это эпоха бурного расцвета искусства на рубеже XIX–XX вв., когда в литературе, музыке, театре, живописи, философии было открыто столько нового, что хватило на целое столетие — до сих пор ещё не исчерпаны все художественные возможности, открытые этой эпохой.

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, её «серебряным веком» («золотым веком» называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

В русской литературе начала XX в. будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет происходить переоценка ценностей. Этот период в развитии русской литературы остаётся самым трудным для усвоения, поскольку оценки многих явлений ещё не устоялись, часто мнения исследователей были (и до сих пор остаются) противоречивыми, а сама картина литературы XX в. постоянно дополняется.

II.Работа над темой урока.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Какие эмоции и мысли вызывают у вас эти строки?

Как вы думаете, к какому периоду ХХ в. могут относиться эти слова?

Как бы вы оценили то время, о котором пишет О. Э. Мандельштам?

Задание: по ходу лекции составить тезисы

ХХ в. как историко-литературный цикл завершился. И это позволяет попытаться увидеть его целостно — выявить те качества, которые определяли его сущность, нащупать те процессы, которые направляли его развитие. Однако как раз здесь современная литературная наука встречается с очень серьёзными трудностями. Одна из них — это вопрос о координатах, в которых наиболее целесообразно рассматривать развитие русской литературы в ХХ в. И здесь в числе наиболее важных — вопрос о периодизации русской литературы ХХ в. Наиболее распространённой является следующая периодизация литературных процессов XX века.

Первый этап: 1890-е — конец 1920-х гг. Состоит из двух циклов — «серебряного века» (до 1917 г.) и цикла формирования того художественного феномена, который получил название «советская литература» (с 1917 г.). На переломе между этими циклами находится особый микроцикл (1917 — начало 1920-х гг.) — момент культурного взрыва. А весь первый этап — это время слома культурной традиции, острой борьбы между разнонаправленными художественными тенденциями.

В целом для первого периода развития литературы ХХ в. характерно многообразие художественных школ и направлений. В начале века рождались и сосуществовали рядом такие разные по своей художественной природе литературные течения, направления, школы, как символизм, реализм, акмеизм, футуризм и т. п. То же самое можно наблюдать и в изобразительном искусстве, и в музыке. Эта особенность культурной жизни начала ХХ в. позволила современным исследователям говорить о её многоголосии, симфоничности. Эта симфоничность, многоголосие являются характерной особенностью культуры именно конца ХIХ — начала ХХ вв., так как в ХIХ в. наблюдается другая картина литературного процесса, где художественные течения и направления развивались в целом последовательно: сентиментализм сменялся романтизмом, романтизм сменялся реализмом.

Второй этап: начало 1930-х — середина 1950-х гг. Состоит из следующих периодов: «тридцатые годы», «период Великой Отечественной войны», «первое послевоенное десятилетие». Зарождается и начинает развиваться советская литература. И то многоголосие, которое наблюдалось на рубеже веков, сменяется монологическим типом культуры. Создаётся такая ситуация, когда литература живёт в два этажа. Одна литература — официальная. И это не всегда непременно плохая литература (так, например, в 20-е гг. Шолохов начал публиковать роман «Тихий Дон»). Другая литература — та, которая не имела выхода к широкому читателю. И даже не потому, что писатели создавали намеренно оппозиционные вещи (такие, например, как роман «Мы» Е. И. Замятина), а потому, что они не укладывались в каноны социалистического реализма. Поэтому в 30-е гг. творческий импульс, возникший на рубеже ХIХ–ХХ вв., насильственным образом был прерван, загнан в подполье. Произведения литературы, не укладывавшиеся в рамки социалистического реализма, оставались лежать в столах. Поэтому во второй половине 80-х гг. мы стали свидетелями феномена, который получил название «возвращённая литература».

Третий этап: середина 1950-х — середина 1980-х гг. Состоит из следующих периодов: «шестидесятые годы», или «оттепель» (примерно 1954–1968), семидесятые годы» (примерно 1968–1985). Кризис соцреалистической культуры, расшатывание соцреалистического канона, актуализация реалистической традиции, второе рождение модернизма и авангардных тенденций. Третий период развития русской литературы ХХ в. отмечен серьёзным спадом в сфере художественного творчества. Подавление личной и творческой свободы на протяжении 20–50-х гг. стало давать свои довольно плачевные результаты именно:

40-е гг. Однако именно в военные годы формировалось личностное и национальное самосознание воюющего народа. Главная мысль воюющих и думающих при этом людей была мысль о том, что народ, победивший фашизм, не может больше подвергаться тем репрессиям, которые он перенёс в предвоенные годы. Но эти надежды на послевоенное освобождение не оправдались. В послевоенные годы по-прежнему проводилась партийно-государственная политика подавления личности, не дававшая возможности реализовать становящееся самосознание в полноценных художественных произведениях.

Четвёртый этап: середина 1980-х — 2000-е гг. (этап не завершён). Тотальный социальный и духовный кризис. Рождение русского постмодернизма и его эволюция. Поиски новых космографических моделей мира (постреализм, натуралистический сентиментализм).

Хронологические границы между циклами достаточно зыбки, ибо тенденции, господствовавшие в предшествующем цикле, как правило, оставляют «шлейф» в цикле последующем, а тенденции, выступающие на авансцену в одном цикле, имеют предпосылки в цикле предыдущем.

Таким образом, литературный процесс ХХ в. представляет собой довольно сложное явление, изучая которое необходимо учитывать множество факторов как социально-политического порядка, так и, собственно, художественно- эстетического. Русская литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

Коллективное (выборочное) ознакомление со статьёй учебника по теме урока: чтение вслух с пояснениями учителя.

Эвристическая беседа

Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX–XX вв.?

Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно?

Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.?

Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.?

Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне?

Каковы основные особенности литературы 50–70-х гг.?

Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы?

Как вы понимаете выражение «авторская песня»?

Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80–90-х гг.?

Коллективная работа по составлению схемы — опорного конспекта «Литературные направления начала XX в.» (запись на доске и в тетрадях)

Уч и т е л ь. Русская литература XX в. была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом.

Представители литературных направлений

Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.

Мистики-богоискатели: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский.

Декаденты-индивидуалисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб.

Младшие символисты: А. А. Блок, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), В. И. Иванов и др.

Акмеисты: Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут.

Кубофутуристы (поэты «Гилеи»): Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Каменский,

В. В. Маяковский, А. Е. Кручёных.

Эгофутуристы: Игорь Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, Василиск Гнедов.

Группа «Мезонин поэзии»: В. Г. Шершеневич, Хрисанф (Л. В. Зак), Рюрик Ивнев

(М. А. Ковалёв) и др.

Объединение «Центрифуга»: Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров и др.

Источник