Меню

Тест Группа как социально психологический феномен



Тесты по психологии общения для студентов с ответами

Тесты по психологии общения для студентов с ответами

Психологический тест представляет собой некоторое тестирование, которое приобрело популярность в наше время. Но далеко не все знают для чего же они существует и какую несут ценность. Некоторые думают, что прорешав 1 тест они просмотрят результаты и сразу прозреют и изменят свою жизнь.

А некоторые наоборот считают полной глупостью проходить подобное. Да, некоторые изменения в жизни некоторых людей действительно произошли из-за тестов. Бывает и такое, что и вовсе меняют свою судьбу кардинально. Есть много подобных тому примеров. Например, математик пройдя тест понял, что ему нужно что-то менять и пошёл учиться дальше развивать свои знания, чтобы быть более умным.
Иногда люди склонны делать ошибочные выводы. К примеру, девочка из школы была очень стеснительной и замкнутой в себе и редко отвечала на уроке, т.к у неё был страх перед другими детьми. Однако, после пройденного теста было выявлено, что её тесты оказались намного выше, чем у её сверстников и в итоге её включили в класс для одарённых детей, где она в дальнейшем очень себя хорошо показала среди таких-же детей как и она.
Но не стоит забывать, что нельзя всегда опираться на результаты тестирования, ведь у каждого знания индивидуальны и каждый разбирается в чём-то своём лучше, чем кто-то другой.

1. К видам компетентности не относят:

1. менеджерскую 3. Коммуникативную +

2. профессиональную 4. квалификационную

2. Процесс установления и развития контактов среди людей – это:

1. общение + 2. восприятие

3. взаимодействие 4. идентификация

3. Характеристика делового общения:

1. партнёр в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта

2. общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела

3. основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество

4. все ответы правильные +

4. Общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы достичь значимые для них цели – это:

1. неформальное общение 2. деловое общение +

3. конфиденциальное общение 4. нет правильного ответа

5. Процесс, в ходе которого два или более человек обмениваются и осознают получаемую информацию, которого состоит в мотивировании определённого поведения или воздействия на него – это:

1. восприятие 2. Коммуникация +

3. взаимодействие 4. эмпатия

6. Обратная связь:

1. препятствует коммуникативному процессу

2. способствует коммуникативному процессу +

3. иногда способствует, а иногда препятствует коммуникативному процессу

4 все ответы правильные

7. Одноканальный процесс коммуникации – это коммуникация:

1. без обратной связи + 2. с истинной обратной связью

3. с неистинной обратной связью 4. с истинной и неистинной обратной связью

8. Виды коммуникации:

1. первичные и вторичные 2. главные и второстепенные

3. вербальные и речевые 4. вербальные и невербальные +

9. Вербальные коммуникации – это:

1. язык телодвижений и параметры речи 2. устные и письменные +

3. знаковые и тактильные 4. нет правильного ответа

10. Факторы, не способствующие эффективному выступлению:

1. отдавайте предпочтение длинным предложениям +

2. никаких скороговорок

3. держите паузу

4. берите в руки что поярче и расставляйте акценты

11. К эффективным приёмам слушания не относят:

1. активная поза слушающего 2. умение задавать уточняющие вопросы

3. активное слушание 4. нерефлексивное слушание +

12. Как быть внимательным во время беседы?

1. не доминируйте во время беседы 2. не давайте волю эмоциям

3. смотрите на собеседника + 4. не принимайте позы обороны

13. Что не относят к правилам эффективного слушания?

1. перестаньте говорить 2. будьте терпеливы

3. задавайте вопросы 4. планируйте беседу +

14. К невербальным средства коммуникации не относят:

1. нерефлексивное слушание + 2. взгляд

3. тактильный контакт 4. рефлексивное слушание

15. Движения тела человека и визуальный контакт – это:

1. жест 2. походка

3. мимика 4. все ответы правильные +

16. Если дистанция между общающимися составляет 0,51…1,2 м – это дистанция:

1. интимная 2. социальная

3. личная + 4. публичная

17 . Если дистанция между общающимися составляет 0…0,5 м – это дистанция:

1. публичная 2. социальная

3. интимная + 4. личная

47. Если дистанция между общающимися составляет более 3,6 м – это дистанция:

1. интимная 2. личная

3. социальная 4. Публичная +

18. Формальному общению соответствует дистанция:

1. более 3,6 м 2. 0…0,5 м

3. 0,51…1,2 м 4. 1,21…3,6 м +

19. Неформальному общению соответствует дистанция:

1. 0…0,5 м 2. 0,51…1,2 м +

3. более 3,6 м 4. 1,21…3,6 м

20. Создаётся впечатление, что говорящий навязывает своё мнение в том случае, если речь:

1. слишком быстрая 2. слишком громкая +

3. слишком медленная 4. неразборчивая

21. Речь состоящая из длинных фраз:

1. показывает эрудицию говорящего 2. плохо воспринимается по смыслу +

3. свидетельствует о гибкости ума 4. свидетельствует о неуверенности говорящего

22. Неразборчивая речь:

1. снижает интерес у собеседника +

2. плохо воспринимается по смыслу

3. вызывает мысль, что человек тянет время, либо тугодум

4. создаёт впечатление, что говорящий навязывает своё мнение

23. Все разнообразные движения руками и головой, которые сопровождают разговор – это:

1. мимика 2. Жесты +

3. позы 4. жесты и позы

24. Жесты открытости:

1. пиджак расстегнут

2. ладони рук прижаты к груди

3. развёрнутые на встречу собеседнику руки с ладонями вверх

4. все ответы правильные +

25. Посадка на кончике стула с выпрямленной спиной:

1. самоуверенность, благодушие настроения, нет готовности к деятельности

2. крайне отрицательное отношение к собеседнику +

3. высокая степень заинтересованности в предмете разговора

4. недостаток дисциплины, бесцеремонность, леность

Тест с ответами на тему: «Социальная психология»

1. Как называется отрасль социально — психологических исследований
межличностных отношений в малых группах, осуществляемая с помощью
количественных методов?
а) социодрама
б) психодрама
в) социометрия+
г) стратометрия

2. Чем является определенное эмоциональное состояние массы людей,
являющееся средством дефицита информации о какой-либо пугающей или
непонятной новости, либо избытка информации?
а) стрессом;
б) фрустрацией;
в) паникой. +

3. В чем сущность формальной группы?
а) группа, где поведение членов группы и их положение строго регламентировано правилами организации+
б) группа, где нечетко выражена цель совместной деятельности
в) группа, где ценности группы играют в жизни личности роль эталона
г) низкая зависимость от традиций

4. Чем является «заражение, внушение, подражание»?
а) способы регуляции;
б) способы воздействия; +
в) способы исследования.

5. Методами чего является фокус-группа, семантический дифференциал, социометрия?
а) исследования; +
б) воздействия;
в) изучения.

6. Кто является основателем школы групповой динамики?
а) Курт Левин+
б) Чарльз Кули
в) Джекоб Морено
г) Б. Такмен

7. Чем является физическое и вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо?
а) злостью;
б) завистью;
в) агрессией. +

8. Как называется мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами?
а) карьеризм;
б) альтруизм; +
в) эгоизм.

9. Как выражается групповая сплоченность?
а) в исполнении функций, которые выполняют члены группы
б) характером групповых коммуникаций
в) в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач

10. Как называют феномен, по которому между социальной установкой и реальным поведением личности существует расхождение?
а) феноменом Фолля;
б) феноменом Ла Пьера; +
в) феноменом Олпорта.

11. В каком случае проявляется феномен «сдвига риска»?
а) когда решение принимается коллективно; +
б) если ранее предложенные задания решались субъективно легко;
в) когда происходит соревнование между индивидами.

12. Как называется направление, которому принадлежит идея о том, что
все поступки и действия индивида совершаются ради построения
последовательной, непротиворечивой картины мира в его сознании?
а) психоанализ
б) бихевиоризм
в) когнитивизм+
г) интеракционизм

13. Кто предложил деление малых групп на первичные и вторичные?
а) Э. Мэйо;
б) Г. Хайменом;
в) Ч. Кули. +

14. Что выделяют среди стихийных групп в социальной психологии?
а) этнос;
б) толпу; +
в) класс.

15. Выберите функции общения?
а) манипулятивная
б) прагматическая+
в) формирующая+
г) подтверждения+
д) организации и поддержания межличностных отношений+
е) внутриличностная+
ж) диалогическая
з) императивная

Тест с ответами по теме “Психология общения”

1. О каком процессе идет речь, если видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями?
а) идентификации+
б) эмпатии
в) рефлексии

2. Какие функции выполняет/не выполняет лидер в производственной группе?
а) регулирует неофициальные межличностные отношения в группе; +
б) не контролирует ход выполнения производственных задач и не отвечает за качество выпускаемой продукции; +
в) назначается;
г) обладает определенной системой различных санкций.

3. Что свойственно манипуляторному стилю общения?
а) имеет тайный характер намерений;
б) вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего порядка; +
в) предполагает ясность внутренних приоритетов;
г) используется духовно зрелыми речевыми партнерами.

4. Определите пропущенное слово, вставив верное:
Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением.
а) личностным
б) деловым
в) ролевым+

5. Что будет являться существенным признаком внушения:
а) некритическое восприятие информации+
б) недоверие
в) критичность

6. Чем является осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией?
а) психическое заражение
б) конформность+
в) убеждение
г) подражание

7. Что свойственно эффекту стереотипизации?
а) удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, способностей, равенство интеллектуального потенциала;
б) возникает при минимальной информированности об объекте восприятия, восприятие его в результате специфических установок воспринимающего направлено на обнаружение у объекта определенных качеств;
в) предполагает сходство взаимодействующих людей на основе их темперамента, зависит от скорости протекания психических процессов;
г) возникает относительно групповой принадлежности человека, когда специфические характеристики данной группы рассматриваются как черты, присущие каждому её представителю. +

8. Что такое передача эмоционального состояния человеку или группе, помимо собственно смыслового воздействия?
а) убеждение
б) психическое заражение+
в) эмпатия

9. Какие условия должны быть соблюдены для преодоления всех барьеров общения?
а) понимание целей партнера
б) все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения+
в) понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения
г) знание индивидуальных особенностей партнера

10. Выберите форму, при которой осуществляется деловое общение:
а) оперативка
б) переговоры+
в) брифинг
г) совещания+
д) беседа+
е) видеоконференция

11. Согласно французской пословице, чем является умение сказать человеку то, что он сам о себе думает?
а) комплиментом
б) лестью+
в) критикой

12. Каким общением является желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других?
а) примитивное
б) закрытое
в) ролевое
г) открытое+

13. Отметьте этапы делового общения:
а) установление контакта
б) выявление мотивов общения
в) взаимодействие
г) завершение общения
д) все варианты верны+

14. Выберите механизмы, которые будут являться механизмами познания другого человека:
а) эмпатия
б) все ответы верны+
в) рефлексия
г) идентификация

15. Такой ученый, как Роджерс считал, что конгруэнтность – это …
а) Самоактуализацию в общении.
б) Соответствие опыт, осознания и сообщения. +
в) Взаимодополнительность функций, эмоций, интуиции и общения.
г) Самосовершенствование личности.

Источник

Тест с ответами по социальной психологии

I вариант.

1. Что такое рефлексия?
а) механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению+
б) механизм интерпретации поступков и чувств другого человека
в) стремление к выяснению причин поведения субъекта
г) форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему

2. Какое название имеют группы, на которые ориентируются люди в своих интересах, симпатиях и антипатиях?
а) референтные+
б) формальные
в) условные

3. Как называется направление, с позиций которого конструировались активные методы поведенческого тренинга, позволяющие осуществлять обучение, терапию, коррекцию поведения?
а) психоанализ
б) бихевиоризм+
в) когнитивизм
г) интеракционизм

4. Как называется высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности?
а) ассоциация;
б) коллектив; +
в) корпорация.

5. Автор стратометрической концепции групповой активности:
а) Б.Д. Парыгин;
б) А.Петровский; +
в) Л.И.Уманский.

6. Что такое двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности?
а) развитие;
б) образование;
в) социализация. +

7. Как называется направление социальной психологии, которое утверждает, что модели малых и больших групп выводятся из моделей взаимоотношений родителей и детей?
а) психоанализ+
б) бихевиоризм
в) когнитивизм
г) интеракционизм

8. Как называется функция (нормативно одобренный образец поведения), ожидаемая от каждого, занимающего данную позицию?
а) статус;
б) социальная роль; +
в) позиция.

9. Что такое нонконформизм ?
а) полное отрицание группы, ее норм и мнений
б) отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, в) обладающему наибольшей силой давления
г) устойчивость к групповому давлению, сознательное самоопределение человека в группе+

10. Что такое коммуникация?
а) обмен информацией между общающимися индивидами; +
б) организация взаимодействия между общающимися индивидами;
в) процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению.

Читайте также:  Показывает ли тест внематочную беременность при задержке 14 дней

11. Что входит в оптико-кинетическую систему знаков?
а) жесты, мимику, пантомимику; +
б) качество голоса, его диапазон, тональность;
в) организация пространства и времени общения.

12. Как называется этап, где элементы социальной психологии складывались внутри конкретных наук?
а) донаучный
б) описательный
в) конкретно-научный
г) феноменологический+

13. Как называется способ понимания другого человека, уподобление ему, отождествление с ним себя?
а) идентификация; +
б) эмпатия;
в) рефлексия.

14. Что такое социальная перцепция?
а) процесс, включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия
б) восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков+
в) речь, которая дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и его семантикой, т.е. смыслом поступков
г) обмен информацией

15. Не является большой социальной группой:
а) этносы;
б) социальные классы;
в) контактные группы. +

16. Кто такой индивид:
а) человек как единое целое существо, представитель Homo sapiens;+
б) индивидуальность;
в) сангвиник;
г) человек как субъект социальной деятельности.

17. Как называется совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения или выполнение какой-либо деятельности?
а) способности;+
б) задатки;
в) талант;
г) оригинальность.

18. По И.П. Павлову «спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни» это:
а) холерик;
б) сангвиник;
в) флегматик;
г) меланхолик.+

19. Кто ввел понятие о двух типах направленности личности «экстраверсия» и «интроверсия»?
а) К. Роджерс;
б) Дж. Роттер;
в) К.-Г. Юнг;+
г) все варианты не верны.

20. Что такое социализация личности?
а) метод психодиагностики;
б) процесс адаптации, становления человека в обществе;+
в) личностное пространство;
г) нет правильного варианта ответа.

II вариант.

1. Как называется эффект возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида оказывает влияние сам вид и «звучание» других людей ?
а) социальная фасилитация; +
б) социальная ингибиция;
в) социальная фрустрация.

2. Школу «групповой динамики» разработал:
а) Э. Мэйо;
б) Я.Л. Морено;
в) К. Левиным. +

3. Определите, какую склонность имеют люди с личностной атрибуцией?
а) видеть причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в самом пострадавшем
б) находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку+
в) винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника

4. Выберите характеристику Эго-состояния или Я-состояния личности в трансактном анализе:
а) Родитель — воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность
б) Взрослый – это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, наш внутренний комментатор, редактор и оценщик
в) Ребёнок — следует жизненному принципу чувств, эмоций. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства из детства+

5. Кто был автором модели комфортности (1951 год)?
а) Г. Мида;
б) С. Аша; +
в) Т. Ньюкома.

6. Определите феномен: данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, члены группы могут взаимодействовать.
а) о сплоченности группы;
б) о совместимости группы; +
в) оба варианта верны

7. Что такое социальная психология?
а) наука, изучающая механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, а также социальную детерминированность и роль этих механизмов в различных сферах общества и разных ситуациях
б) наука, изучающая социально-психологические явления или феномены, причины, условия, закономерности и механизмы их проявления
в) наука, изучающая закономерности человеческого поведения, которые обусловлены фактором участия людей в социальных группах
г) отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности, механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включённостью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей+

8. Вспомните, по «теории черт» кто является лидером?
а) человек с более высоким уровнем активности, участия,
влияния в решении данной задачи, чем у других членов группы;
б) человек, который обладает определенным набором личностных качеств; +
в) человек, управляющий процессом организации межличностных отношений в группе.

9. Выберите характеристику формального лидера:
а) имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий+
б) вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность
в) выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам

10. Отметьте то, что НЕ является стадией социализации:
а) дотрудовая стадия;
б) послетрудовая социализация;
в) стадия поздней социализации. +

11. Как называют конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, трансляторы социального опыта?
а) факторами социализации;
б) группами социализации;
в) институтами социализации. +

12. Сколько компонентов в структуре социальной установки М. Смита (1942 г.):
а) из двух;
б) из трех; +
в) из пяти.

13. Что такое коммуникативный барьер?
а) психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению+
сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми
б) процесс, включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека
в) процесс, включающий в себя восприятие и понимание другого человека

14. Кто является автор диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности?
а) В.А. Ядов; +
б) Д.Н. Узнадзе;
в) Н. Мясищев.

15. Определите конфликт по формуле: «конфликт = конфликтная ситуация +…»
а) индивид;
б) инцидент; +
в) субъект.

16. Личность – это:
а) персона, публичное лицо;
б) человек как субъект социальной деятельности;+
в) социальный статус;
г) социальная роль.

17. Как называется неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой?
а) индивидуальность;+
б) индивид;
в) персона;
г) личность.

18. Как называется совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности?
а) наследственностью;
б) характером;
в) способностями;
г) темпераментом.+

19. Тип темперамента: боевой тип, задорный, легко раздражающийся:
а) холерик;+
б) сангвиник;
в) флегматик;
г) меланхолик.

20. Кто является автором структуры личности: «оно-ид» Х «я-эго» Х «сверх-я, – супер-эго»?
а) Э.Берн;
б) А. Маслоу;
в) З. Фрейд;+
г) Дж. Роттер.

Источник

Тест «Группа как социально-психологический феномен»

1. Группа, с которой ребенок соотносит себя и чьи нормы, ценности являются эталонными для его поведения и самооценки, называется

2. К малой группе относится

а) формальная группа

3. К признакам малой группы не относится

а) наличие двух или более людей

б) восприятие и понимание людьми друг друга

в) осуществление непрерывных контактов

г) наличие общей цели

4. К стихийным группам не относится

а) референтная группа

5. Нормативная функция референтной группы заключается в том, чтобы

а) устанавливать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им

б) ранжировать групповые санкции

в) распределять социальные роли

г) стать эталоном, с помощью которого индивид может оценивать

6. Определенные правила, выработанные и принятые группой, которым должно подчиняться поведение членов, чтобы ее деятельность была возможна, называется

а) системой санкций

б) групповыми нормами

в) групповыми процессами

г) групповыми ценностями

7. Отношение значимости, связывающее человека с другим человеком или группой лиц, называется

8. Педагогический коллектив является группой

9. Понятие первичной группы было впервые введено

10. Группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на её ценности и нормы, определяется как …

11. Основные характеристики социальной роли не включают в себя …

12. Изменение поведения или убеждений индивида в результате реального или воображаемого давления группы характеризуется как феномен

13. Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы называется

14.Феномен группового влияния, представляющий собой усиление доминантных реакций индивида в присутствии других лиц, называется

в) социальной фасилитацией

15. Внешний конформизм проявляется:

а) во внешнем согласии

б) внешнее согласие при внутреннем несогласии

в) в отказе от своей позиции в пользу группового решения

г) при отсутствии требуемых норм поведения

16. Конформизм не проявляется в том случае, если у личности (выбрать три правильных ответа):

а) высокий социальный статус

б) высокая заработная плата

в) высшее образование

г) непререкаемый авторитет

д ) твердые убеждения

е) высокая популярность в обществе

17. Увеличение сплоченности группы приводит, как правило, к:

а) стремлению членов группы уменьшить свой личный вклад в совместную деятельность

б) желание ослабить влияние группы и перейти в другую

в) уменьшению влияния группы на ее членов

г)усилению влияния группы на ее членов

18. Лидер – это тот, кто лучше других

а) относится к остальным членам группы

б) осознает критерии общности группы

в) знает историю группы

г) выполняет общегрупповые нормы

19. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:

20. К функциям лидера относится (выбрать два правильных ответа):

а) распределение ролей, контроль и психологическая поддержка членов группы

б) выдвижение идей и претворение их в жизнь группы

в) заражение группы, быть примером для членов группы анализировать результаты совместной деятельности

г) организация деятельности группы по постановке целей, распределение обязанностей, контроль, анализ результатов деятельности.

21. Осуществляемый групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи называется:

а) групповой идентификацией

б) групповой дискуссией

в) групповым самоопределением

г) групповым принятием решения

22. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином:

23. Конформность поведения в группе не зависит от…

а) возраста участников группы

б) социального статуса участников группы

в) гендерных особенностей участников группы

г) количества человек в группе

24. Тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами, называется

25. Авторитарный, демократический и попустительский стили лидерства выделил

в) А.В. Петровский

26. Присутствующая в поведении людей тенденция прилагать меньше усилий в коллективной деятельности на общий результат, нежели в случае индивидуальной ответственности, называется …

а) социальной леностью

б) групповой поляризацией

в) социальной фасилитацией

Задания

1. Может ли одна и та же группа быть одновременно отнесена к «референтной», «профессиональной», «большой», «естественной», «социальной», «неформальной», «номинальной»? Если да, то обоснуйте свой ответ. Если нет, то какую (какие) из названных групп надо исключить?

2. В каком из воспроизведенных отношений находятся пары понятий:

Общественные отношения – межличностные отношения

Большая группа – малая группа

Формальная группа – диффузная группа

Малая группа – студенческая группа

Лидер – руководитель, группа – личность

Неформальная группа – референтная группа.

3. Какой социально-психологический механизм описан в знаменитой сказке Х. Андерсена о голом короле? Этот тот случай, когда человек делает вид, что согласен с группой, но на самом деле он просто не хочет «выделяться», чтобы не нарушить единодушия группы.

4. Известно, что в группе, которая характеризуется как малая, реальная, контактная, неформальная, сплоченная есть два человека, которые обладают следующими качествами:

первый – умный, веселый, выдумщик, терпеливый, аккуратный;

второй – умный, остроумный, фантазер, невыдержанный, небрежный.

Кто из них, по вашему мнению, скорее всего, будет лидером в этой группе? Докажите свой ответ

5. Какой социально-психологический механизм взаимовлияния людей друг на друга характерен для персонажа Майский жук из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Сначала Майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев, которые уверяли его, что она некрасива, так как не похожа на жука.

Семинар 4. Изучение межличностных отношений

1. Структура межличностных отношений в малой группе.

2. Социометрический эксперимент.

Литература:

· Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2008. – С.170 – 178.

· Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2003. – С. 189-209.

· Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001. – С. 103-118.

· Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – С.106 – 139, 206-221.

· Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2008. – С. 386 – 394.

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская «Социальная психология малой группы»)

· многоуровневая структура межличностных отношений

По вопросу 2 (Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская «Социальная психология малой группы», Е.В. Андриенко «Социальная психология», А.А Реан, Я.Л. Коломинский «Социальная педагогическая психология»):

· социометрия как метод изучения групповой структуры;

· социометрическая структура группы;

· процедура проведения социометрии: этапы, критерии выбора, обработка и интерпретация результатов.

Задания

1. Составьте перечень критериев для социометрии подростков (старших школьников, студентов).

1. коммуникативный положительный.

2. коммуникативный отрицательный.

3. гностический положительный.

4. гностический отрицательный.

2. Выполните по предлагаемым данным социометрию группы. Составьте социоматрицу, социограмму, подсчитайте индексы для пяти членов группы, определите коэффициент групповой сплоченности. Сделайте выводы.

Группа из 9 человек (из них юноши 1, 8,6,9).

1-й выбрал 2 и 8, отверг 4 и 6;

2-й выбрал 8 и 1 , отверг 7 и 9;

3-й выбрал 8 и 9 , отверг 1 и 4;

4-й выбрал 7 и 5, отверг 1 и 6;

5-й выбрал 4 и 8, отверг 3 и 6;

6-й выбрал 8, отверг 1 и 4;

7-й выбрал 2 и 8, отверг 1 и 6;

8-й выбрал 2 и 4, отверг 3;

9-й выбрал 5 и 8, отверг 7 и 6.

Образец (вариант) оформления социоматрицы:

Условные обозначения: «+» положительный выбор, «-» отрицательный выбор, взаимный выбор.

Образец (вариант) оформления социограммы:

Условные обозначения: —> позитивный односторонний выбор, позитивный обоюдный выбор, —-> негативный односторонний выбор, негативный обоюдный выбор.

Социометрические индексы позволяют представить результаты опроса в количественной форме.

Индекс социометрического статуса индивида в группе (S)

S = ∑ (R+ — R-) , n — 1
где S — социометрический статус данного члена группы; R — полученные им выборы и отклонения; n — кол-во членов в группе.

Индекс групповой сплоченности (Сn)

Сn = К , ∑BB
где Сn — показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне; К — общее число взаимных выборов, сделанных членами группы; ∑BB — максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

Показатель К определяется по социометрической матрице, а ∑BB рассчитывается по формуле:

где n — число членов группы.

Показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6-0,7

3. Группа из 5 человек. 3 – мужчины (№ 2,3,4) и 2 – женщины (№ 1 и 5). В результате социометрического исследования каждый из них получил по 4 выбора. При какой инструкции это возможно.

4. Составьте специальные социально-психологические и методические рекомендации для учителя по улучшению социометрической структуры группы и изменению социометрического статуса некоторых учеников класса.

5. Подготовьте памятку для учителя, включающую в себя этические правила использования социометрической методики в педагогической деятельности. Подумайте, какие негативные социально-психологические явления могут возникнуть в классе (или любой другой группе) при нарушении этики проведения социометрического исследования?

Источник

Тест по социальной психологии, 60 вопросов с ответами (Группы, на которые…)

Понятие и особенности групп

Группа представляет собой социологическую и психологическую категорию, которую исследуют в рамках социальной психологии в качестве общности, которая связана с понятием «реальная группа».

Человек, являясь участником той или иной социальной группы, чаще всего выстраивает собственную деятельность с учетом взглядов, которые приняты в группе и в обществе. Данные взгляды характеризуются ценностями и целями групп, которые выражаются в установленных стандартах и правилах поведения. Последние представляют собой социальные нормы, способные оказывать влияние не только на действия личностей, но и на трудно распознаваемые психические явления (например, установки).

Принадлежность к определенной группе формирует соответствующие установки. Люди чаще всего не осознают, что поступая таким или иным образом, они делают это под влиянием общих групповых взглядов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Группа как социально-психологический феномен 430 руб.
  • Реферат Группа как социально-психологический феномен 250 руб.
  • Контрольная работа Группа как социально-психологический феномен 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Групповые нормы можно представить в качестве важнейшего регулятора поведения личности не только в рамках определенной группы, но и при взаимодействии ее участника с представителями других социальных общностей.

Социальные нормы характеризуются наличием соответствующих правил, выступающих как своеобразное средство ориентации людей в определённых ситуациях и общественного контроля поведения человека со стороны представленной группы.

Установки и убеждения, которые действуют в пределах малых групп, могут соответствовать или противоречить общественным нормам. Когда индивид включается в состав группы, у него появляется представление о её обычаях, традициях, ритуалах. Перечисленные знания используются для понимания действий участников группы и коррекции своего поведения.

Любая норма предполагает наличие позитивных санкций (поощрений, материальных вознаграждений) в отношении к тем, кто ее соблюдает. Существуют и негативные санкции для отступающих от норм (например, неодобрение, наказание).

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

С позиции психологии групп, можно выделить 4 типа коммуникативного поведения личности. Они обладают различным значением для выработки группового решения и включают:

  • стремление к лидерству (человек может решать задачи только при подчинении других членов группы);
  • поведение индивидуалистов, которые стремятся решать проблемы в одиночку;
  • приспособление к группе, то есть подчинение другим ее участникам;
  • поведение коллективистов, пытающихся выявить решение совместными усилиями (они готовы принять предложения других членов группы, а также сами выступают с инициативой).

Для успешного решения задач большую роль играет определённое сочетание разных типов поведения в группе. Быстрее всех с проблемами группы справляются участники, действующие коллегиально.

Специфика

Первым делом следует отметить, что социально-психологические явления принято рассматривать на нескольких уровнях – на официально-формализованном, личностно-институциональном и межличностном. Да и вообще всё общение, в принципе, воспринимается как средство повышения качества обучения и труда, как особое явление. Ведь именно в его процессе формируется психолого-социальная структура отдельного человека, малых групп и целых коллективов.

Итак, в чём специфика заданной темы? В том, что все социально-психологические явления, кажущиеся нам привычными, принято рассматривать с нескольких точек зрения. Если быть точнее – их «раскладывают» на уровни.

На первом нечто социальное лишь выступает в роли корректора биологического и природного. На втором проявляется общечеловеческий фактор. Принимаются во внимание различия в возрасте, поле, учитывается преемственность поколений.

И, наконец, третий уровень. Он, если выражаться вкратце, включает в себя экономические и политические условия, которые являются немаловажными причинами социализации личности.

И центральным звеном во всём этом является концептуальный аппарат. То есть основные понятия, которые и выражают структуру малых групп, личности, а также массовидных явлений.

Виды групп

Классификацию видов групп производят, в первую очередь, по размеру. Большая группа представляет собой общность людей, которая существует в масштабах общества, государства (например, этнос, нация, политическая организация, возрастная группа). Средние группы представлены предприятиями, местными организациями, территориальными общностями (жителями одного района, города).

Малые группы включают небольшие контактные общности. Их участники имеют контакты, которые связаны с реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Также принято выделять микрогруппы, которые возникают внутри малых групп и отличаются своей близостью отношений между их участниками.

В соответствии с организованностью группы могут быть организованными (имеют четкую организационную структуру и существуют устойчиво длительное время) и неорганизованными (нет налаженных отношений, представляют собой только что созданные общности, существующие непродолжительное время).

В зависимости от общественного статуса группа может быть формальной (официальная группа, которая функционирует в соответствии с заранее установленными, фиксируемыми целями) и неформальной (формируется на основе личных симпатий и антипатий сама по себе).

Классификация

Социально-психологические явления социальной психологии и их проявления зависят от многого. От общностей, малых и больших групп, в которых они возникают.

Также и от их типа. Общности бывают как организованными, так и неорганизованными. Явления, возникающие в них, называются массовидными (об этом будет рассказано ниже), а поведение – стихийным.

Имеет значение и класс психологических феноменов. Явления могут быть рационально осмысленными (мнение, убеждение, ценности), эмоционально упорядоченными (настроение, социальные чувства), функционирующими в определённых условиях (допустим, в экстремальных или же конфликтных ситуациях). И конечно же, они бывают как осознанными, так и неосознанными.

Об общественном мнении: определение

Теоретические знания полезны, однако стоит перейти к практике и рассмотреть социально-психологические явления непосредственно. Одним из них является форма массового сознания. То есть общественное мнение. Именно в нем проявляется отношение людей (порой даже целых групп) к определённым процессам. В определении уточняется – что к тем, которые затрагивают их потребности или интересы. Но действительность показывает, что современные люди высказывают своё мнение по отношению ко всему, даже если их это не касается.

общественное мнение

Масштабность

Есть у общественного мнения одна особенность – оно оказывает влияние. Даже если сложилось в небольшом коллективе.

Пример: есть сравнительно небольшое предприятие, на котором работает 50 человек. Как и везде, там работает тот, кого принято называть изгоем. Почему о нём сложилось такое мнение? Возможно, он был не таким общительным, как все остальные, или всегда вёл себя тихо, не возражал никому. Если в коллективе трудятся нормальные люди, то этот человек не вызовет никаких обсуждений. Но нередко случается, что личности такого типа становятся «изгоями», «козлами отпущения» для сваливания на них никому не приятной работы. Об их нелюдимости строят догадки, плетут вокруг интриги. И вот, в один момент такой человек обретает окончательный, придуманный его «доброжелателями» образ.

И это лишь один пример. Что и говорить о влиянии общественного мнения, которое охватывает проблемы международной жизни и вопросы экономики.

социально психологические явления социальной психологии

Индивидуальность

Она тоже имеет место быть в теме социально-психологических явлений. Поскольку нередко они относятся не к обществу, а к одной-единственной личности. Имеются в виду те феномены, которые обусловлены особенностями, поведением и действиями определённого человека. Это может быть социальный статус, роль личности, её позиция, ценности, установки. Нередко бывает такое, что из-за одного лишь человека в какой-либо группе (в том же рабочем коллективе) происходят такие явления, которые без него не имеют места быть. Если, допустим, офисом управляет злой начальник, постоянно и по любому поводу срывающийся на сотрудниках – то каждый раз, как он там присутствует, у большинства работников будет напряженное состояние. Потому что каждый будет предчувствовать «бурю», и воспринимать себя, как потенциальную жертву. И, опять-таки, это лишь один из примеров.

Сплочение и достижение результатов

Это – то, что подразумевает совместная деятельность. Сплочением называется процесс, в ходе которого формируется специфическая связь между людьми, за счёт которой они объединяются в «единый организм». Всё, опять-таки, делается ради достижения определённых целей и результатов. Каждый из участников группы в этом заинтересован.

Принято выделять уровни сплочённости. И на первом обычно происходит развитие эмоциональных контактов – проявление симпатии и расположенности людей друг к другу, например. Второй уровень подразумевает процесс убеждения каждого человек в том, что его система ценностей совпадает с другими. И на третьем осуществляется разделение общей цели.

Всё это влияет на образование так называемого социально-психологического климата в коллективе, способствующего поддержанию общего настроения, достойного уровня работоспособности и самочувствия.

Что представляет собой закон подражания?

Ответ на этот вопрос в своё время дал французский социолог Габриэль Тард. Точнее, он его сформулировал.

Тард утверждал, что подражанием является основная движущая сила общественного развития – это подражание. И все сходства, которые только могут быть в нашем мире, обусловлены обычным повторением.

Социолог выделил логические законы подражания – те, которые основаны на средстве распространения определенной инновации или расчёте цели. В качестве отдельной категории обозначались нововведения.

Но самое главное в законе – то, что подражание идёт к внешнему от внутреннего. Иными словами говоря, разум всегда опережается чувствами. Идеи появляются раньше смысла. А цели – раньше средств. И конечно же, желание подражать у людей вызывает только всё самое престижное. Потому что иерархия имеет немаловажное значение.

Явления в массах

Общество – это форма объединения людей. Соответственно, такое понятие, как массовидная психика, касается обсуждаемой темы напрямую. Из него вытекают и другие термины. Массовое сознание, например. Оно является одним из наиболее часто встречающихся. Или массовое настроение. Все мы хоть раз, да слышали эти понятия.

Вот, например, массовидные явления психики. Так называются определённые феномены, которые возникают, существуют и развиваются в довольно-таки больших социальных группах. Таковыми являются массовые настроения. Это – психические состояния, которые охватывают большое количество людей. Предпосылками их возникновения, обычно, являются события политического, социального, экономического и даже духовного характера. Естественно, чаще всего наиболее ярко проявляются отрицательные массовые настроения. Которые способны разрушить социально-политические системы, устоявшиеся в обществе и опостылевшие ему. Бурные события «девяностых» показали, насколько настроения могут быть влиятельными.

О проблемах

Тему, касающуюся их, также следует отметить вниманием. Социально-психологические проблемы касаются сегодня всех.

Взять, к примеру, такую малую группу, как семья. В наше время далеко не каждый союз заканчивает своё существование естественным путём – то есть уходом в другой мир одного из супругов. Всё чаще браки распадаются. Около 80%, если верить статистике! И практически всегда причинами являются возникшие и неразрешенные психологические проблемы.

Или, например, пожилые люди. У них тоже есть масса проблем социально-психологического характера. Одна из немногих заключается в резком снижении их статуса в обществе. Они перестают так же успешно функционировать, как личности, что нередко приводит к срывам.

А молодёжь? Многим кажется, что вот у кого, а у них уж точно быть проблем не должно. Но это не более чем предвзятость и стереотипы. Поиск своего места в жизни, попытки «влиться» в общество и в те или иные коллективы, конкуренция во всех её проявлениях. Да, у всех проблем разная социально-психологическая характеристика. Но сопровождают они нас всегда, в любом возрасте. И одних, разве что, чаще, других реже. Можно ли их избежать совсем? Да, безусловно. Если жить вне общества. Что, впрочем, сложно достижимо.

Характеристика явления

Общественное мнение может формироваться по-разному – либо сознательно, либо стихийно. Во втором случае суждение опирается на определённую информацию, которая передаётся из одних уст в другие. Взять, к примеру, политическую сферу. Вряд ли люди в современном обществе все поголовно являются знатоками в темах, её касающихся. Однако бóльшая их часть с удовольствием рассуждают о политике, и многим их суждения кажутся умными. Почему? Потому что мнение, выражаемое ими, опирается на ту информацию, которую предоставляют СМИ, сами политические деятели, авторитетные люди. Это в лучшем случае. Обычно ещё имеют место быть слухи, заблуждения, сплетни, идеологии, убеждения.

Читайте также:  Тест какое имя будет у моего будущего мужа

По сути, люди впитывают в своё сознание всё услышанное, после чего просто подкрепляют это своими догадками. И вот «их» мнение сформировано.

Источник

Социально-психологические характеристики группы.

Под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то одинаковые условия, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Психологические характеристики группы.

Композиция (состав) группы – совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа ее как целого. Композиция группы может быть описана по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы.

Структура группыопределяется функциями, которые выполняют отдельные члены группы, а также межличностными отношениями в ней. Существует несколько видов структуры группы: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.

Групповые процессывключают психологические и организационные процессы сплочения (лидерство и руководство), развитие группы как социального единства, групповое давление, изменение отношений и т. п.

Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности.

Ценностикаждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Для того чтобы обеспечить выполнение членами группы групповых норм, существуют групповые санкции. Групповые санкции– это система поощрений и наказаний членов группы со стороны группы в целом. Часто говорят о негативных групповых санкциях (отвержение, бойкот), однако следует считать правомерным включение в состав системы санкций и положительных санкций (уважение, поощрение, признание).

Классификация групп.

Прежде всего, для психологии является значимым разделение групп на условные и реальные. Среди реальных групп существуют реальные лабораторные группы и реальные естественные группы. В свою очередь, естественные группы подразделяются на большиеи малые. Большие группы также разделяются на большие стихийные группы и организованные, длительно существующие. Малые группы могут быть двух разновидностей: становящиеся группы и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.

Малые группы.

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Определение фиксирует специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов.

Можно отметить, что в качестве нижней границы малой группы часто считается диада. Однако существует и иная точка зрения, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. Это аргументируется тем, что в диаде невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью, любое общение здесь приобретает характер межличностного. Присутствие в группе третьего лица изменяет систему взаимоотношений и вносит деятельностные основания в процесс общения.

Верхняя граница малой группы также однозначно не определена. Если изучаемая малая группа должна быть, прежде всего, реально существующей группой и она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» ее предел, а принимать за таковой реально существующий, данный размер группы, продиктованный целью совместной групповой деятельности.

Виды малых групп.

Малые группы разделяют на первичные и вторичные. Под первичной группой понимаются такие группы, в которых осуществляются непосредственные контакты между ее членами. Вторичные– это те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники», например, в виде средств связи. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл.

Другое деление малых групп предполагает разделение малых групп на формальные и неформальные. В формальнойгруппе четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами, строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, но может возникать и сама по себе, вне ее.

В реальности трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. Были введены понятия «формальная» и «неформальная структура» группы (или «структура формальных и неформальных отношений»), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них.

Третья классификация выделяет группы членства и референтные группы. Под группами членства рассматриваются те группы, в которые индивид включен реально; в противоположность им референтные группы – это группы, в которые индивиды не включены реально, но их нормы они принимают. В дальнейшем были выделены две функции референтных групп: сравнительная и нормативная; референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

По длительности существования малые группы делятся на временные и стационарные.

По уровню развития группы подразделяются на:

Коллектив– добровольное объединение людей, характеризующееся высоким уровнем опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и наличием социально одобряемых целей (например, трудовой коллектив, достигший социально-психологической зрелости).

Корпорация – группа, достигшая высокого уровня социально-психологической зрелости, но преследующая социально не одобряемые цели (высокоорганизованная преступная группа).

Просоциальная ассоциация отличается невысокой степенью опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и общественным характером целей (например, только что созданная учебная группа).

Асоциальная ассоциация характеризуется антиобщественным характером деятельности, невысокой степенью опосредования межличностных отношений этой деятельностью.

Диффузная группа – скопление людей, которых объединяет лишь место и время, совместная деятельность практически отсутствует (пассажиры автобуса).

Социально-психологические характеристики группы.

К ним относят наличие определенной структуры малой группы, поведение, связанное с реализацией групповых норм, и групповую сплоченность.

Уже отмечалось, что в малой группе можно выделить различные типы структурв зависимости от выбранного критерия. Формально-статусная структура дает представление о соотношении позиций в формальной структуре группы. Для трудовых коллективов она совпадает со штатным расписанием.

Структура предпочтенийвыражается в социометрических статусах членов группы. Она часто рассматривается как аналог неформальной статусной структуры группы.

Коммуникативная структурахарактеризует внутригрупповые позиции индивидов в зависимости от информационных потоков в группе. Особенности коммуникативной структуры влияют на организационное развитие группы и ее деятельность. Как правило, централизованная структура по сравнению с децентрализованной способствует появлению лидера, организационному развитию, но препятствует эффективности решения сложных проблем и уменьшает удовлетворенность групповым членством.

Властная структура – это вертикальное взаимное расположение индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Всего можно выделить пять типов социальной власти: 1) вознаграждающую; 2) принуждающую; 3) легитимную; 4) референтную; 5) экспертную.

Следовательно, можно строить различные властные структуры группы в зависимости от рассматриваемого типа власти. Реальное управление группой, как правило, осуществляется одновременно по разным каналам.

Другая существенная характеристика сложившейся группы – поведение, связанное с реализацией групповых норм. Достаточно условно можно выделить три области: 1) влияние норм, разделяемых большинством членов группы; 2) влияние норм, разделяемых меньшинством членов группы; 3) отклонения поведения индивидов от групповых норм. Первая область связана с проявлениямиконформного поведения, вторая – с влиянием меньшинства, третья – с феноменом группового давления.

Понятие «конформность» обозначает изменение поведения или установок в результате реального или воображаемого воздействия группы.

Влияние меньшинства сводится к следующему: функционирование группы возможно на основании согласия по поводу каких-либо фундаментальных принципов. Меньшинство может попытаться изменить эти принципы, расшатывая согласие. Для того чтобы повлиять на большинство, меньшинство должно быть последовательным, демонстрировать уверенность в себе. Резко усиливает позицию меньшинства наличие «отступников» со стороны большинства. Кроме того, необычная позиция и поведение обладают притягательной силой для окружающих, что также способно повлиять на большинство.

Групповое давление – это действия группы, направленные на то, чтобы заставить члена группы вести себя в соответствии с нормами. Групповое давление может быть реализовано различными путями: через осуждение, понижение группового статуса, бойкот вплоть до исключений из группы. Оно выполняет несколько важных функций в жизни группы: 1) целеполагающую – обеспечивает достижение цели; 2) сохранительную – сохраняет группу как целое; 3) конструктивную – способствует выработке «групповой реальности»; 4) реляционную – участвует в определении отношения членов группы к социальному окружению.

Третьей характеристикой сложившейся группы является групповая сплоченность. Сплоченностьгруппы – совокупность всех сил, действующих в группе, заставляющих человека сохранять свое членство в группе и испытывать положительные эмоции от членства в ней. Сплоченность характеризует степень привлекательности группы для ее членов. Сплоченную группу характеризуют единство целей, ценностей, сотрудничество, дружеская атмосфера, неподдельная заинтересованность членов группы друг в друге и желание помочь. Наличие в группе общей цели, совпадение индивидуальных и групповых целей, межличностная симпатия, наличие внешней по отношению к группе опасности, угрозы и ряд других факторов способствуют росту групповой сплоченности.

Социальнопсихологический климат является интегральной характеристикой группы. Социально-психологическийклиматгруппы – устойчивое психическое состояние группы, отражающее особенности ее жизнедеятельности. Это совокупность условий, способствующих или препятствующих продуктивной групповой деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Это качественная характеристика межличностных отношений в группе, система отношений членов группы к условиям, характеру, содержанию совместной деятельности, к руководителю и другим членам группы.

Благоприятный социально-психологический климат характеризуют доверие, доброжелательность в отношениях, взаимопонимание, свободное выражение членами группы своего мнения и уважение к мнению других, конструктивность критики, чувство защищенности, оптимизм, уверенность, удовлетворенность от членства в группе. Неблагоприятный социально-психологический климат отличается напряженностью в отношениях между членами группы, конфликтностью, преобладанием подавленного настроения, неудовлетворенностью от членства в группе. Благоприятный психологический климат является условием эффективности деятельности группы.

Факторы, влияющие на социально-психологический климат: характер межличностных отношений, личность руководителя и реализуемый им стиль и методы управления, психологическая совместимость, наличие микрогрупп, характер взаимодействия между ними, влияние внешней социальной среды, а также физический микроклимат и т. д.

Психологическая совместимость – способность членов группы выполнять совместную деятельность. В основе психологической совместимости лежит оптимальное сочетание психологических характеристик участников взаимодействия по принципу их сходства или взаимодополняемости.

Групповые эффектыэто способы влияния людей друг на друга, а также механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния.

В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе. Влияние присутствия других людей на психику и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Ф. Оллпорт и В. М. Бехтерев в 20-х гг. XX в. Именно открытие того факта, что человек психологически откликается на присутствие (реальное или воображаемое) другого человека, легло в основу создания науки социальной психологии. Понимая значение этой реакции, Г. Оллпорт дал следующее определение нашей науки: «Социальная психология – это дисциплина, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других». Человек – существо общественное, и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.

Эффект социальнойфасилитации

Открытие данного эффекта принадлежит НормануТриплетту,который в 1897 г. изучал влияние ситуации соревнования на изменение скорости велосипедистов. Группа испытуемых состояла из 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Социальнаяфасилитацияв широком смысле – это усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других.

Социальная фасилитацияв узком смысле понимается как усиление мотивации человека решить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей.

Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:

1) социальное возбуждение, то есть возбуждение нервной системы вследствие присутствия других людей, является врожденным и присуще большинству общественных животных;

2) боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают;

3) отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение.

Социальнаяингибицияэто ослабление мотивации человека решить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 8489 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник