Меню

Тест Функционально смысловые типы речи

Тест. Функционально-смысловые типы речи

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажите, где правда, а где ложь.

Варианты ответов
  • в задании 23 нам приходится сталкиваться с разнообразными формулировками высказываний
  • в задании 23 ЕГЭ мы не имеем дела со смешанными типами повествования
  • В задании 23 ЕГЭ мы имеем дело с логической связью между предложениями
Вопрос 2

Что не относится к заданию 23 ЕГЭ?

Варианты ответов
  • различение типов речи
  • работа с формулировками
  • выделение средств художественной выразительности
  • установление логических связей между предложениями
Вопрос 3

Что не относится к функционально-смысловым типам речи?

Варианты ответов
  • повествование
  • описание
  • рассуждение
  • побуждение
Вопрос 4

Укажите последовательность действий при выполнении задания по ЕГЭ № 23.

Варианты ответов
  • Читаем формулировку
  • Начинаем работать поочерёдно с утверждениями
  • Определяем тип речи в нужных предложениях, пользуясь при этом теорией
  • Определяем логические связи между предложениями
Вопрос 5

Выберите признаки повествования.

Варианты ответов
  • Описывается характер человека
  • Может вестись только от первого лица
  • Указывается место, время, действующее лицо
  • Динамика текста
  • В тексте есть завязка, кульминация и развязка
Вопрос 6

Выберите признаки описания.

Варианты ответов
  • Цель — сделать так, чтобы человек смог представить себе описываемый предмет
  • Раскрываются основные признаки предмета или явления
  • Рассказывается о событиях, которые происходят сейчас, происходили или будут происходить
  • В тексте много прилагательных
Вопрос 7

Что характерно для творческого описания?

Варианты ответов
  • Эмоциональность
  • Обилие сухих фактов
  • Встречаются в научной литературе
  • Эпитеты, сравнения, метафоры
  • Объективность
Вопрос 8

Выберите признаки рассуждения.

Варианты ответов
  • Вопросно-ответная форма текста
  • Говорится о причинах и взаимосвязи событий
  • Чаще всего встречается в художественных текстах
  • Попытка ответить на поставленные вопросы
Вопрос 9

Какие из перечисленных утверждений являются верными?

(1) Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла и ни для чего более. (2) Любимым присловьем моего отца было: «Важно не то, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (3) Из этого вовсе не следует, что отец, как говорится, «закладывал за воротник». (4) Глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (5) Особенно хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались нечасто.

(6) Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (7) Правда, одно «излишество» у нас всё же было — книги.

(8) Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (9) Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (10) Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят, выезжаем завтра». (11) И начинались сборы, лишённые лихорадочной суеты, потому что каждый знал, что делать. (12) Мне, например, полагалось укладывать книги. (13) Возникла эта особая ответственность, когда я был ещё маленьким, но и тогда никто не проверял моей работы: родители считали, что недоверие унижает человеческую личность.

Варианты ответов
  • В предложении 3 сформулирован вывод из содержания предложения 2.
  • Предложение 7 уточняет содержание предложения 6.
  • В предложениях 8-10 представлено рассуждение.
  • В предложениях 11-13 содержится описание.
Вопрос 10

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-5? Запишите номер(-а) ответа(-ов).

(1) К сожалению, человек несовершенен, поэтому в своей жизни нуждается в идущих извне запретах, причём их иногда необходимо подкреплять силой. (2) Таковы законы государственной власти, таковы неписаные законы общества. (3) Подобными законами можно успешно регулировать внешнюю жизнь человека. (4) Но есть области, где прямое вмешательство не достигает цели, где насилие всегда оказывается бессильным и вредным.

(5) Внутренние убеждения человека, любовь, вера в Бога не создаются приказами и запретами. (6) Требования государства и общества всегда наплывают, надвигаются на человека, так сказать, «сверху».

1. повествование
2. повествование и описание
3. рассуждение и повествование
4. рассуждение

Источник

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 23. Функционально-смысловые типы речи.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 23.

Функционально-смысловые типы речи.

Задание № 23. Функционально-смысловые типы речи.

Время мчится вперёд, наш экспресс тоже, навстречу ЕГЭ! Но нам, ребята, осталось сделать ещё несколько остановок. Сегодня мы вспомним, как выполнить задание № 23.

Функционально-смысловые типы речи.

Начнём с теории, а затем я дам вам несколько рекомендаций, которые помогут верно выполнить задание № 23.

Всего существует ТРИ типа речи: повествование, описание и рассуждение. Очень подробно о них дан материал в статье на данном сайте. Его можно прочитать ЗДЕСЬ. Я же сейчас остановлюсь на главных особенностях, ответив на вопрос: как же определить, где какой тип речи.

Как определить тип речи (подсказка)?

Повествование — это рассказ о чём-то. В предложения, в которых есть повествование, происходит действие, движение, много глаголов, мы словно «видим», как совершается то или иное действие (пришёл, увидел, победил). Действия могут быть показаны во времени.

Описание- этот описание чего-либо (предмета, характера, обстановки, внешнего вида и пр.) на данный момент времени. Мы словно представляем картину, описанную автором, поэтому здесь много прилагательных (красивая, нежная, добрая).

Рассуждение – это размышления автора о чём-то, его мысли. Здесь нет движения действия, описания, мы следим за ходом рассуждений автора или героя.

Несколько подсказок.

  • Так как для сочинения чаще всего даётся публицистический текст, то больше всего в нём рассуждений. Поэтому обращайте внимание на те варианты ответов, в которых названы именно эти типы предложений.
  • Предложений с описанием и повествованием бывает значительно реже. Помните это! Если вы решили, что в данных предложениях именно повествование или описание, очень вниматльно прочитайте их, не ошибитесь, не перепутайте с рассуждением. Вы должны «видеть» движение, действие, описание чего-то, представить это. Если этого нет, то здесь обычное рассуждение.
  • Част верными бывают ответы, в которых дано рассуждение, но с элементами описания или повествования.
  • Помните, что при повествовании действия реальные, а не совершающиеся в представлении человека, не показанные в переносном смысле. ( См. пример ниже).

Три типа вопросов в задании № 23.

  • Найти описание, повествование или рассуждение.
  • Найти какой-то тип речи с элементами другого (например, рассуждение с элементами описания).
  • Доказать что-то, например, что в предложении 14 содержится следствие того, о чём сказано в предложении 13.

Алгоритм выполнения задания № 23.

Функционально-смысловые типы речи.

  • Внимательно прочитайте каждое высказывание в задании.
  • Далее найдите указанные предложения, вспомните рекомендации, данные выше, ответьте на вопросы.
  • Если сомневаетесь, ещё раз перечитайте предложения. Помните, на ЕГЭ важен каждый балл!

Разберём пример.

Задание.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложения 12—13 объясняют содержание предложения 11.

2) В предложении 20 содержится описание.

3) В предложениях 1—2 представлено повествование.

4) Предложение 31 включает описание состояния человека.

5) В предложении 27 содержится вывод из 26-го.

Ответы.

1) Предложения 12—13 объясняют содержание предложения 11.

(11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

Читайте также:  Как приготовить китайскую лапшу и лучшие блюда с ней

Пояснение.

В 12,13 содержится итог, вывод, сказанного в 11.

2) В предложении 20 содержится описание.

(20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак.

Пояснение.

Да, здесь описание природы. Посмотрите, сколько прилагательных. Автор использует и эпитеты, и метафору, чтобы образнее описать деревья, просёлки.

3) В предложениях 1—2 представлено повествование.

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа.

Пояснение.

Посмотрите, ребята, вроде бы здесь есть какое- то действие: мечта находит человека, человек ищет мечту. Но всё описано в переносном смысле, это метафора, не реальные действия. Поэтому это не повествование, а рассуждение.

4) Предложение 31 включает описание состояния человека.

(31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц.

Пояснение.

Да, верно, в предложении описано состояние героя.

5) В предложении 27 содержится вывод из 26-го.

(26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю.

Пояснение.

Да, верно, автор делает вывод о законах жизни. Кстати, это яркий пример рассуждения.

ОТВЕТ: 245

Таковы рекомендации и алгоритм выполнения задания № 23.

Источник



Функционально смысловые типы речи тест

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

2. Предложение 14 поясняет содержание предложения 13.

3. В предложении 16 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 15.

4. В предложениях 22—23 представлено описание.

5. Содержание предложения 21 представляет собой вывод, следствие из предложения 20.

1. (1)Что же руководит миром и всеми нами? (2)Может быть, это раскалённая бездна звезды в центре Вселенной или ослепительная чернота, поглощающая в утробе своей расплавленные тела созвездий и целые галактики? (З)Может быть, именно эта наивысшая власть даёт законы мировому движению, определяет все начала и концы, жизнь и смерть, вращение Земли, рождение и гибель человечества, подобно тому, как земная природа создаёт в лесах муравейники и предопределяет их последнюю секунду, уже в самое рождение вкладывая срок конечный?

2. (13)Как это ни горько, однако не стоит переоценивать понимание человеком своего места на Земле — большинству людей не дано познать смысл бытия, смысл собственной жизни. (14)Ведь нужно прожить весь данный тебе срок, чтобы иметь основания сказать, правильно ли ты жил.

3. (15)Как иначе осмыслить это? (16)Умозрительным построением возможностей и назидательных предопределений?

4. (22)И всё же сознание человека, наделённого умом и воображением, вмещает и всю Вселенную, её ледяную жуть звёздных совершающихся таинств, и личную трагедию закономерной случайности рождения на свет и краткосрочности жизни. (23)Но и это почему-то не вызывает отчаяния, не придаёт его поступкам бессмысленной тщетности, подобно тому как не прекращают неутомимой деятельности и мудрые муравьи, озабоченные, видимо, одной полезной необходимостью её.

5. (20)Он не хочет расставаться с жизнью, хотя она у большинства людей состоит не из великих страданий и великих радостей, а из запаха рабочего пота и простеньких плотских удовольствий. (21)При всём этом многие люди отделены друг от друга бездонными провалами, и только тоненькие жёрдочки любви и искусства, то и дело ломающиеся, соединяют их иногда.

Источник

Тест по теме «Функциональные стили и типы речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест предназначен для проверки усвоения материала учащимися по темам «Фунуциональные стили речи» и «Функционально-смысловые типы речи». Тест состоит из 10 вопрос с вариантами ответов.

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Функциональные стили и типы речи»»

Текст по теме «Функциональные стили и типы речи»

1.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 3-15?

рассуждение и описание

повествование и рассуждение

описание и повествование

(1)Представьте себе школьный класс.(2) Идёт урок, на доске написана задача. (3) Ученик Петров видит, что он легко решил бы эту задачу сразу двумя, тремя, а то и пятью способами. (4)И тут его вызывают к доске. (5)Петров понимает, что учительнице нужен только один способ решения. (6)Но какой из всех найденных способов лучший? (7)Он этого не узнает, пока не испробует все пять. (8)В уме это сделать трудно. (9)Поэтому Петров медленно идёт к доске, медленно берет мел, вертит этот мел в руках. и молчит.(10) Ему нужно максимально протянуть время, пока он не переберёт все имеющиеся у него в голове варианты решения и не выберет из пяти способов один, самый лучший. (11)А тем временем потерявшая терпение учительница ставит ему два и вызывает ученика Сидорова. (12)Ученик Сидоров в это время как раз играл с соседом по парте в «морской бой» и, только услышав собственную фамилию, вскочил, не понимая, чего от него хотят. (13)Однако туг же сориентировался в обстановке, быстро посмотрел в тетрадь другого соседа, увидел там начало решения задачи — и, стараясь не забыть увиденное (разумеется, абсолютно не понимая смысла), Сидоров пулей летит к доске и быстро записывает то, что запомнил. (14)Тут звенит звонок, учитель довольно смотрит на доску и говорит: «Молодец, Сидоров, пять! А ты, Петров, учись!»

(15)У таких людей, как Петров, всегда есть в запасе несколько вариантов действия, но в силу особенностей их личности им трудно остановиться на одном, особенно когда на выбор мало времени.

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

повествование и описание

повествование и рассуждение

Он шел по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. На теневой стороне было еще не жарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зеркалам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. Пахло влажным асфальтом. Везде было по-утреннему легко, свободно…

Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шел небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твердый, жесткий взгляд был устремлен вперед. Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гуляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек.

3. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

повествование и описание

Повествование и рассуждение

описание и рассуждение

Между тем события развивались. Чтобы хоть как-нибудь нейтрали­зовать действие помойки под окнами, жена посыпала гнилую чёрную язву дустом: всё-таки дезинфекция. Нюшка наблюдала из окна за санитарно-гигиениче­скими действиями вражеского стана, и не знаю, на какую фантазию подтолкнуло бы её увиденное, но совпало так, что у Нюшки околел петух. Не думаю, чтобы от ду­ста. Тогда почему же не передохли все остальные куры? Но в воображении Нюшки факт преломился по-своему: она решила, что ей объявили войну, что война эта ведётся недозволенными химическими средствами. Нужно было ждать от­ветных действий, и они не заставили ждать себя долго.

В тихий предрассветный час в комнату с рыданиями вбежала жена и бро­силась на кровать. Долго она не могла объяснить мне, что случилось, и вдруг вы­палила:

— Иди и немедленно застрели её пса Рубикона!

Читайте также:  Тест равена сколько времени дается

Оказывается, Нюшка только что, минут десять назад, пришибла палкой нашего Афанасия — прекрасного пушистого котёнка. Жена рыдала и требовала немед­ленной мести. Дело, значит, будет выглядеть так: я в ответ на Нюшкино злодеяние убиваю Рубикона — она затаптывает в грязь наши простыни, вывешенные сушиться в саду; я беглым огнём истребляю всех её кур и уток, возможно, поросёнка — она ошпа­ривает кипятком наших детей. Вероятно, так и началась история на земле. Крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех — яблоко. И вот в конце концов накопился океан зла, где может потонуть всё человечество.

4. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

описание и повествование

рассуждение и повествование

Есть такая передача «Умники и умницы». Чудо какие школьники! Только не очень грамотные. В ходе первого орфографического теста наша будущая интеллектуальная элита часто допускает ошибки. Почему? Всё чаще сегодня возлагают вину на электронные средства коммуникации, столь популярные у молодых. В устную речь активно входит так называемый стиль купированных СМС-сообщений. А в электронной переписке часты неестественно сокращенные слова, криминальный жаргон и клочки рекламных сентенций. Вспоминаешь популярную в молодежной среде песенку, где поется, что «если есть что по делу, то лишь пришли СМС». Снижают ли грамотность СМС, форумы, чаты, «аськи» и прочие «прелести» современной связи? Большинство молодых отвечают на данный вопрос положительно. Эти школьники и студенты объясняют подобный печальный факт экономией времени: «Скорость набора текста – это немаловажный фактор при общении по сети, поэтому и перестают обращать внимание сначала на мелкие лексические шероховатости, потом – на правила орфографии и пунктуации». А в результате получаются словесные абракадабры типа: «чиж дениг даж допятницы тыщю», «я не догнала на твои намёки», « прифетик сонце как у тя делы?»

Увы, такая новая форма общения, когда люди не утруждаются созданием грамотного послания, утверждается. В почете эмоциональные, броские слова, нередко нецензурные, или «смайлики», лаконично подменяющие эмоции примитивными картинками. Что дальше? Наскальная живопись?!

К сожалению, привычка «неформалить» с языком, правилами орфографии, пунктуации и стилем в СМСках и прочих средствах общения легко перевалила через виртуальные границы электронного зазеркалья.

Сегодня многие безграмотные словесные формы и откровенные ошибки на плечах субкультуры молодежи входят в анналы современного языка, уродуя его. Или это всего лишь игра, и никакой опасности нет?

Доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики преподавания СГПУ Людмила Викторовна Артёшина полагает, что определенная опасность существует. «Молодёжь, сохраняя приверженность сленгу, будет создавать семьи и перенесет в них эту форму общения. Не желая того, мы навязываем свой язык окружающим. Но я оптимист и считаю, что этот современный «язык» — явление временное, как тенденция некоего переломного этапа становления общества. Жаргонный язык не найдет впоследствии применения и не вытеснит литературный русский язык», — считает Людмила Викторовна.

5. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 3-5?

повествование и описание

рассуждение и повествование

Описание и рассуждение

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.

6. Определите стиль речи текста.

В 1537 году в Неаполе открылся приют для сирот и беспризорных. В нем детей кормили, одевали и обучали различным ремеслам, а также пению: многочисленным храмам Италии требовалось множество певчих для церковных хоров.

Это заведение, которое на русском языке принято называть приютом,

по-итальянски определялось словом conservatorio от латинского слова conservare – охранять, сохранять.

На протяжении XVI и XVII веков в Италии было открыто много таких приютов. Постепенно преподавание музыки стало занимать в них основное место, и название консерватория, потеряв свой первоначальный смысл, стало означать музыкальное учебное заведение.

В нашей стране первая консерватория открылась в 1862 году в Петербурге. Ее основателем был Антон Григорьевич Рубинштейн – прекрасный композитор и пианист, выдающийся неутомимый пропагандист музыкальной культуры, музыкальных знаний.

7. Определите стиль речи текста.

Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне, нужно подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением: свистеть – свит, смягчение – мягкий.

Нельзя проверить безударную гласную глагола одного вида подбором глагола другого вида: опоздать – опаздывать.

Нельзя проверить ударением гласные в корнях с чередованием: кланяться – поклон.

8. Определите стиль речи текста.

Новый дом был нарядней, милей прежнего; его фасад покрашен теплой и спокойной темно-малиновой краской; на нем ярко светились голубые ставни трех окон и одинарная решетчатая ставня чердачного окна; крышу с левой стороны красиво прикрывала густая зелень вяза и липы. На дворе и в саду было множество уютных закоулков, как будто нарочно для игры в прятки. Особенно хорош сад, небольшой, но густой и приятно запутанный; в одном углу его стояла маленькая, точно игрушка, баня; в другом была большая, довольно глубокая яма; она заросла бурьяном, а из него торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани. Слева сад ограждала стена конюшен полковника Овсянникова, справа — постройки Бетленга; в глубине он соприкасался с усадьбой молочницы Петровны, бабы толстой, красной, шумной, похожей на колокол; ее домик, осевший в землю, темный и ветхий, хорошо покрытый мхом, добродушно смотрел двумя окнами в поле, исковырянное глубокими оврагами, с тяжелой синей тучей леса вдали; по полю целый день двигались, бегали солдаты, — в косых лучах осеннего солнца сверкали белые молнии штыков.

9. Определите стиль речи текста.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

(Из всеобщей Декларации прав человека)

10. Определите стиль речи текста.

Дом у Песоцкого был громадный, с колоннами, со львами, на которых облупилась штукатурка, и с фрачным лакеем у подъезда. Старинный парк, угрюмый и строгий, разбитый на английский манер, тянулся чуть ли не на целую версту от дома до реки и здесь оканчивался обрывистым, крутым глинистым берегом, на котором росли сосны с обнажившимися корнями, похожими на мохнатые лапы; внизу нелюдимо блестела вода, носились с жалобным писком кулики, и всегда тут было такое настроение, что хоть садись и балладу пиши. Зато около самого дома, во дворе и в фруктовом саду, который вместе с питомниками занимал десятин тридцать, было весело и жизнерадостно даже в дурную погоду. Таких удивительных роз, лилий, камелий, таких тюльпанов всевозможных цветов, начиная с ярко-белого и кончая черным как сажа, вообще такого богатства цветов, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте. Весна была еще только в начале, и самая настоящая роскошь цветников пряталась еще в теплицах, но уж и того, что цвело вдоль аллей и там и сям на клумбах, было достаточно, чтобы, гуляя по саду, почувствовать себя в царстве нежных красок, особенно в ранние часы, когда на каждом лепестке сверкала роса.

Читайте также:  Диагностика коричневых выделения вместо месячных

Текст по разделу 2. Язык и речь. Функциональные стили речи

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

Повествование и описание

Описание и рассуждение

Повествование и рассуждение

Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.

Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.

Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.

А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши – те немногие, которые успели добежать.

К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.

Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

На середине луга никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови. Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу.

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

Повествование и описание

Повествование и рассуждение

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

Повествование и описание

Повествование и рассуждение

Описание и рассуждение

(1)Между тем события развивались. (2)Чтобы хоть как-нибудь нейтрали­зовать действие помойки под окнами, жена посыпала гнилую чёрную язву дустом: всё-таки дезинфекция. (3)Нюшка наблюдала из окна за санитарно-гигиениче­скими действиями вражеского стана, и не знаю, на какую фантазию подтолкнуло бы её увиденное, но совпало так, что у Нюшки околел петух. (4)Не думаю, чтобы от ду­ста. (5)Тогда почему же не передохли все остальные куры? (6)Но в воображении Нюшки факт преломился по-своему: она решила, что ей объявили войну, что война эта ведётся недозволенными химическими средствами. (7)Нужно было ждать от­ветных действий, и они не заставили ждать себя долго.

(8)В тихий предрассветный час в комнату с рыданиями вбежала жена и бро­силась на кровать. (9)Долго она не могла объяснить мне, что случилось, и вдруг вы­палила:

— Иди и немедленно застрели её пса Рубикона!

(10) Оказывается, Нюшка только что, минут десять назад, пришибла палкой нашего Афанасия — прекрасного пушистого котёнка. (11)Жена рыдала и требовала немед­ленной мести. (12)Дело, значит, будет выглядеть так: я в ответ на Нюшкино злодеяние убиваю Рубикона — она затаптывает в грязь наши простыни, вывешенные сушиться в саду; я беглым огнём истребляю всех её кур и уток, возможно, поросёнка — она ошпа­ривает кипятком наших детей. (13)Вероятно, так и началась история на земле. (14)Крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех — яблоко. (15)И вот в конце концов накопился океан зла, где может потонуть всё человечество.

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

Повествование и рассуждение

Близкие сердцу картины родной земли связаны у каждого из нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с неосознанной ещё благодарностью за саму эту жизнь. Это могучая сила памяти! Она влечёт птиц к месту, где они родились. Она всю жизнь согревает сердце человека, делает его счастливым. Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. И что важно сейчас подчеркнуть, разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток. Чем он крепче, тем быстрее дерево будет расти, тем зеленее его вершина.

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

Повествование и рассуждение

Повествование и описание

Ее партнер каменно изображал городского кавалера, а она все поняла, всю непростительную низость красавца-партнера, но не оттолкнула его, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, простучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. Он, удивленный, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела в его зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил ее и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повел к колонне, где стояли ее подруги.

У нее были толстые губы, серые и очень большие, словно погруженные в тень диковатые глаза. Она была бы некрасивой, если бы не темные длинные ресницы, почти желтые ржаные волосы и тот взгляд, снизу вверх, преобразивший ее в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти.

Определите стиль речи текста.

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У его памятника в летнем саду, в Ленинграде, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле, задумавшегося поэта, искусно изображённых героев его басен — разных зверей и птиц, знакомых каждому ребёнку.

Да, мы с детства, со школьной скамьи, а то ещё и до школы, знакомимся с крыловскими баснями.

Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях.

Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей. Он осмеивал и осуждал пороки и злоупотребления царских чиновников, угнетавших народ…

Определите стиль речи текста.

Электричество – форма энергии, обусловленная движением частиц материи (электронов, позитронов и протонов).

Источник