Меню

Тест для определения умственной отсталости у ребенка 10 лет



Тест Векслера для исследования интеллекта детей (WISC)

Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC

Тест для измерения уровня интеллектуального развития детей от 6 до 16 лет, основанный на иерархической модели интеллекта Дэвида Векслера. Относится к числу индивидуальных тестов и применяется в исследовательских и практических целях для измерения общих когнитивных способностей. На текущий момент актуальной версией является пятая.

В нашей стране методические руководства к тесту и сам тест выпустили несколько психодиагностических предприятий, но наиболее популярным в практике является перевод и адаптация А.Ю.Панасюка (1973), под редакцией Ю.И. Филимоненко и В.И. Тимофеева (1998). В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера». Авторы исправили некоторые погрешности описания Панасюка и модифицировали некоторые субтесты. Стоит отдельно отметить, что все существующие версии являются адаптацией первых версий оригинальных методик, которые в настоящее время являются в значительной мере устаревшими, и которые никогда не были стандартизированы на российской выборке. Так, при подсчете результатов по методике WISC для перевода полученных сырых баллов в стандартизированные, используются нормативные таблицы оригинальной версии 1949 года.

Тестирование занимает в среднем 60-90 минут и проводится психологом индивидуально. Общая шкала интеллекта Векслера варьирует от 40 до 160 баллов (среднее — 100 баллов, стандартное отклонение 15 баллов).

Тест интеллекта Векслера для детей состоит из 12 субтестов, разделенных на две группы, объединяющие соответственно вербальные и невербальные субтесты. В методическом руководстве субтесты представлены последовательно от 1-го до 12-го, сначала все вербальные, потом – невербальные. Однако практика применения теста Векслера показывает, что лучше чередовать вербальные тесты с невербальными. Несмотря на то, что тест охватывает большую возрастную группу (от 5 до 15 лет 11 месяцев), есть указания на то, что действительно информативными и надежными результаты становятся начиная с 7-8-ми летнего возраста.

Первая форма шкал Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера—Бельвю была разработана в 1939 году. По форме и по содержанию эта шкала служит базисной моделью для всех последующих шкал интеллекта. Она имела ряд методических недостатков, касавшихся, в основном, величины и репрезентативности нормативной выборки, а также надежности некоторых субтестов. Эти недостатки были устранены в следующих вариантах. Парадокс создания этой шкалы состоит в том, что Дэвид Векслер критиковал предыдущие тесты интеллекта, отмечая, что они разрабатывались для детей и адаптировались для взрослых просто добавлением более трудных заданий того же типа. И что содержание этих тестов не представляло никакого интереса для взрослых.

Однако в 1949 году, разрабатывая шкалу интеллекта для детей, Векслер лишь добавил в шкалу для взрослых более легкие задания. Таким образом, в первой редакции WISC детям, например, предлагалось считать сигары. Третья редакция теста Векслера для детей (WISC-III) была разработана в 1991 году и рассчитана для тестирования детей от 5 до 15 лет.

В 2003 году была разработана 4-я редакция теста интеллекта для детей Д.Векслера. И хотя примерно 70% заданий остались прежними, в новой редакции тест претерпел большие изменения. Во-первых, больше не производится подсчет показателей вербального и невербального интеллекта. Вместо них введены индексы: индекс вербального понимания и индекс перцептивного мышления. Кроме того добавлены индексы рабочей памяти и скорости обработки информации. Во-вторых, в 4-й редакции теста 15 субтестов и только 10 из них присутствовали в предыдущей редакции. Появились 3 новых субтеста (Picture Concepts, Letter-Number Sequencing, Matrix Reasoning ) и 2 новых дополнительных субтеста (Cancelation and Word Reasoning). Два субтеста из 3-й редакции не вошли в новую редакцию теста («Последовательные картинки» и «Складывание фигур»).

В 2014 году была опубликована 5 редакция теста, в которой были введены дополнительные субтесты, позволяющие высчитать дополнительные показатели: количественный показатель рассуждений, показатель слухоречевой рабочей памяти, невербальный показатель, показатель познавательной активности и показатель общих способностей. Изменилась также возрастная группа, на которую рассчитан тест (с 6 до 16 лет).

Со времени выхода в свет первых шкал Векслера было предложено множество их сокращенных вариантов. Цель этих сокращенных шкал – уменьшить время тестирования. В некоторых исследованиях для оценки интеллекта используются всего два субтеста «Словарный» и «Кубики Кооса», как наиболее показательные в вербальной и невербальной части. Однако, несмотря на высокую валидность кратких форм, психодиагносты не рекомендуют их использовать за исключением тех случаев, когда необходим быстрый и приблизительный отбор испытуемых. Это связано с тем, что при использовании сокращенных шкал утрачивается много существенной информации, обедняются результаты качественного наблюдения за выполнением.

Для многих субтестов (за исключением субтестов «Понятливость», «Повторение цифр», «Недостающие детали» и «Складывание фигур») вся возрастная группа, на которую рассчитан тест, делится на две подгруппы: до 8 лет и начиная с 8 лет не подозреваемых в задержке интеллектуального развития. Если первой подгруппе задания в субтестах предъявляют начиная с первого, то для второй начало отсрочено (самые простые задания в субтестах не используются, по крайней мере, с самого начала). В субтесте «Шифровка» этим двум подгруппам дают разные варианты заданий. В ряде случаев при проведении теста допускается оказание строго дозированных видов помощи. Возможны и подсказки для первых заданий субтестов. Так, в субтесте «Сходство» в случаях неправильных ответов предоставляются подсказки: для первого задания (лимон кислый, а сахар …сладкий); и для пятого задания (для детей старше 8 лет) психолог поясняет « кошка и мышка – это животные». Для последующих заданий этого субтеста подсказки не предусмотрены. Следует отметить, что в руководстве точно определено, для каких заданий можно давать подсказки и в какой форме они должны быть представлены. Это существенный момент стандартизации процедуры.

Одна из особенностей инструкций в этом тесте – это подробные указания относительно того, когда и какие вопросы следует задавать испытуемому, если его ответ неясен или недостаточен. Приводятся дословные формулировки этих вопросов. Дополнительный вопрос задается только в том случае, если ответ ребенка невозможно оценить в 0 или 1 балл; если же ответ находится между 1 и 2, дополнительный вопрос не задается и ответ оценивается в 1 балл. При этом форма вопроса должна быть самой общей: « Скажи мне что-нибудь еще» или «Расскажи мне что-нибудь еще об этом».

Кроме того, в руководстве теста даются очень четкие указания по оцениванию ответов. В инструкции к каждому субтесту сначала предоставляются общие критерии оценок, а затем для каждого задания разъясняются специфические правила, на которые следует опираться при оценивании; приводятся примеры ответов. Так, в субтесте «Понятливость» для четвертого задания (« Чтобы ты маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться?») общие принципы оценки разъясняются следующим образом: 2 балла даются в случаях, если ребенок проявляет собственную активность, т.е. сам принимает решение или сам пытается исправить предлагаемую в вопросе ситуацию (« Успокою или займу чем-нибудь или остановлю его. Объясню ему, что так нельзя. Переведу в шутку»). В 1 балл оцениваются такие ответы: « попрошу кого-нибудь остановить его», « скажу маме», « поставлю в угол». В 0 баллов оцениваются ответы следующего типа: « повалю и буду держать его», « оттолкну», « дам сдачи».

Одним из недостатков всего теста, а особенно вербальных субтестов является не постепенное, а поэтапное усложнение вопросов, что может привести к фрустрации ребенка, в первую очередь это касается дошкольников. Например, в субтесте «Осведомленность» тестирование можно прекратить после пяти неудач подряд, однако, последним вопросом, на который правильно может ответить среднестатический дошкольник является вопрос о временах года, в то время как по инструкции ему могут задаваться вопросы вплоть до: «Почему нефть или масло плавают на воде, а не тонут?». Это же замечание касается субтестов «Понятливость», «Арифметический», «Сходство» и других.

Последняя адаптация теста была в 1991 году и естественно, что есть «неработающие» вопросы, на которые не могут ответить современные дети. Серьезные проблемы у детей вызывает 26-ой и 23-ий вопросы субтеста «Осведомленность»: « Кто открыл Южный полюс?» и « Из чего получают скипидар?»

В Субтесте «Понятливость» практически никто не может ответить на 13-ый вопрос: «Почему мы выбираем депутатов парламента?» В этом же субтесте есть неудачные вопросы, требующие предсказать свое поведение в маловероятных ситуациях, такие, как: « Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?» и « Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?»

В Субтесте «Словарный» было отмечено ложное понимание слов «катакомбы» (дети уверены, что это что-то вроде бомбоубежищ), «ирония» (смысл слова искажен прекрасным фильмом Э.Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром»; дети так отвечают на вопрос: Что такое «ирония»? — это «судьба», или даже идут дальше, добавляя «с легким паром».). В Субтесте «Недостающие детали» не совсем удачны рисунки «зонтика» и «человека в шляпе».

Применение теста интеллекта Д.Векслера для оценки интеллектуального развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Многие специалисты считают, что тест интеллекта Векслера не подходит для измерения уровня интеллекта детей с РАС, поскольку не учитывает особенностей этой группы, в частности асинхронию развития многих способностей, а также то, что значительная часть детей невербальны и не может ответить на вопросы в субтестах вербальной серии. Тем не менее, оценка интеллектуального развития важна для детей с РАС, поскольку знания интеллектуальных способностей ребенка могут стать основой для понимания наблюдаемого поведения и функционирования в других областях [5]. Специалисты редко ограничиваются только исследованием интеллекта ребенка. Чаще всего тест интеллекта, наряду с тестами адаптивного поведения и академических достижений, помогают в диагностике РАС. Кроме того, поскольку дети с РАС обычно показывают б ольшую изменчивость когнитивных навыков, чем типично развивающиеся дети, возможность сопоставить профиль интеллектуального развития с оценками по тестам адаптивного поведения чрезвычайно ценна. Результаты тестирования дают полезную информацию относительно сильных и слабых сторон когнитивных навыков ребенка, включая информацию о том, действительно ли наблюдаемые различия статистически значимы.

Несмотря на сильные стороны теста интеллекта для детей Векслера, этот тест подходит далеко не всем детям с РАС: для детей младшего возраста с интеллектуальными нарушениями эффект пола скорее всего не позволит увидеть сильные и слабые стороны развития когнитивных навыков ребенка. Этот тест не рекомендуется также использовать для детей, не пользующихся устной речью и для детей, которые не могут работать в ограниченном временном диапазоне.

Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН

(1) «Диагностика структуры интеллекта: тест Д.Векслера — детский вариант», методич. рук-во., состав. Ю.И.Филимоненко, В.И.Тимофеев, «Иматон», С-Пб., 1998. (2) Дружинин В.Н. Психология общих способностей, Латерна Вита, Москва, 1995. (3) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб: Питер, 2002 (Серия «Мастера психологии»). (4) Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. Психометрическая и клинико-психологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2003. (5) Ozonoff S., Goodlin-Jones B. L., Solomon M. Evidence-based assessment of autism spectrum disorders in children and adolescents //Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. – 2005. – Т. 34. – №. 3. – P. 523-540. (6) Volkmar F. R. Encyclopedia of autism spectrum disorders. – New York : Springer, 2013.

Источник

Умственная отсталость (олигофрения) — симптомы и лечение

Что такое умственная отсталость (олигофрения)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Федотова Ильи Андреевича, психотерапевта со стажем в 12 лет.

Федотов Илья Андреевич, психотерапевт, нарколог, психиатр - Рязань

Определение болезни. Причины заболевания

Умственная отсталость (УО) или олигофрения — это состояние, характеризующееся нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики и приводящее к социальной дезадаптации.

Олигофрения

Данная патология возникает у детей до трёхлетнего возраста, когда психика ребёнка должна развиваться, но в силу каких-либо внешних или внутренних обстоятельств этого не происходит, и человек останавливается в развитии на низком психическом уровне. [5] [6]

УО возникает под действием следующих факторов:

  • наследственных, генетических, хромосомных — врождённые нарушения обмена веществ, синдром Дауна, Тернера, Клайнфельтера и другие;
  • внешних вредных внутриутробных — сифилис, грипп, алкогольное поражение;
  • послеродовых — асфиксия, черепно-мозговая травма, инфекции.

Большой диапазон причин возникновения УО делает невозможным выделение какой-либо конкретной патогенетической закономерности. Однако во всех этих случаях ввиду различных механизмов возникают необратимые повреждения головного мозга, или наблюдается изначальное недоразвитие, неправильная структура и объём мозга.

Распространённость патологии в разных странах варьируется от 0,3% до 3%. Из них на долю людей с лёгкой УО приходится примерно 70-90%, на долю людей со средней и тяжёлой степенью тяжести — 10-30%, и только 0,1% больных страдают крайне тяжёлой степенью УО. [7]

Симптомы умственной отсталости (олигофрении)

Следует понимать, что УО — это не только состояние интеллектуальной слабости. Она является комплексом патологий психики, который включает:

  • недоразвитие в эмоционально-волевой сфере — эмоциональная лабильность, агрессивность, гипобулия (снижение воли), гипотимия (стойкое ухудшение настроения), безынициативность и другое;
  • недостаточность абстрактного мышления — конкретизация, неспособность к обобщению;
  • нарушения внимания и памяти — повышенная отвлекаемость, плохая кратковременная память;
  • проблемы с речью;
  • трудности с обучаемостью;
  • проблемы социализации.

Нередко у больных с УО, особенно тяжёлой степени, имеются сопутствующие психотические симптомы, депрессивные расстройства, эпилептиформные приступы и неврозоподобная симптоматика.

Конечно, главным критерием в постановке диагноза остаётся уровень интеллекта (определяется, например, с помощью теста IQ или теста Векслера), однако важно оценивать развитие всех аспектов психики ребёнка (при помощи теста «ГНОМ», диагностики нервно-психического развития детей, разработанной К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухтом и Г.В. Пантюхиной). [2] [8]

Патогенез умственной отсталости (олигофрении)

Интеллект — это очень тонкая психическая функция, которая требует для своего формирования участия всего мозга. Различные факторы могут нарушать формирование высших мозговых функций и потому являются запускающими механизмами и звеньями патогенеза расстройств интеллекта. Эти патогенетические механизмы можно разделить две группы:

  1. Эндогенные причины:
  2. изменение наследственных структур (мутации) — наиболее частые причины УО. Встречаются генные мутации (изменяется внутренняя структура генов) и хромосомные мутации (изменяется структура хромосом). К таким видоизменениям относятся транслокации (обмен сегментами между хромосомами), делеции (поломки хромосом с утратой их части), дупликации (удвоение участка хромосомы) и инверсии (две поломки в одной хромосоме с поворотом участка между ними на 180°);

Работа нейронов

Чем раньше и сильнее воздействуют факторы патогенеза, указанные выше, тем раньше и сильнее нарушается развитие мозга, и тем тяжелее будет степень УО.

Классификация и стадии развития умственной отсталости (олигофрении)

В МКБ-10 [9] умственная отсталость кодируется в рубриках F70-F79:

  • F70.xz Лёгкая УО (IQ 50-69, результаты теста Векслера 60-79);
  • F71.xz Средняя УО (IQ 35-49, результаты теста Векслера 45-59);
  • F72.xz Тяжёлая УО (IQ 20-34, результаты теста Векслера 30-44);
  • F73.xz Глубокая УО (IQ [11]

Осложнения умственной отсталости (олигофрении)

УО может осложниться психическими и соматическими расстройствами.

К психическим осложнениям следует отнести другие поведенческие нарушения, которые наиболее часто присоединяются к олигофрении, а именно повторяющиеся нанесения самоповреждений. Некоторые пациенты склонны к навязчивым импульсивным поступкам (например, бьются головой о стену или часто ломают себе кости конечностей). Другие пациенты постоянно наносят себе повреждения на коже (экскориации), выдергивают волосы и т.д. Все эти поведенческие нарушения тяжело поддаются лечению. Психологическая коррекция бывает недоступна ввиду низкой обучаемости и отсутствия возможности осознавать последствия своих поступков. УО — одно из немногих абсолютных противопоказаний к психотерапии, так как психологический подход в лечении и коррекции данного заболевания зачастую бывает неэффективным.

Как соматическая патология УО могут осложнять пневмонии, кожные инфекции, пролежни и другие заболевания. Риск соматических осложнений напрямую зависит от качества ухода и надзора за такими больным. При хорошем уровне ухода люди с УО могут жить достаточно долго.

Также осложнением УО можно назвать появление тревожных и депрессивных расстройств у ухаживающих за больными с УО. Эти люди вынуждены постоянно находиться рядом с такими пациентами и наблюдать за ними. Несмотря на все их старания, люди с УО не выздоравливают, темп их прогресса в психическом и физическом плане очень медленный, а на каком-то этапе и вовсе прекращается. То, что здоровым людям удаётся освоить очень быстро и легко (например, навыки самообслуживания — есть ложкой, одеваться, убирать за собой), пациентам с УО даётся очень тяжело или же остаётся недостижимой «планкой». Для профилактики невротических расстройств у людей, ухаживающих за олигофренами, необходимо освоить основы олигофренопедагогики.

Диагностика умственной отсталости (олигофрении)

В первую очередь следует проводить тщательное обследование матери в пренатальный период для выявления хромосомных патологий:

  • из анамнеза следует выяснить все хронические заболевания беременной, её наследственную предрасположенность, вредные привычки, перенесённые заболевания и операции;
  • необходимо исследовать резус-совместимость матери и ребёнка;
  • сделать клинические анализы крови и мочи, исключить ВИЧ-инфекцию, гепатиты, половые инфекции, грипп, герпес и другие заболевания;
  • провести УЗИ-диагностику, которая позволяет выявить аномалии плода;
  • исследовать α-фетопротеин — его повышение в крови матери является показанием к изучению амниотической жидкости на содержание α-фетопротеина;
  • по показаниям исследуются клетки в околоплодной жидкости.

После рождения ребёнка, в первые дни и годы его жизни проводят общие анализы крови, мочи, биохимические анализы, применяют различные скрининговые тесты для выявления нарушений обмена (фенилкетонурия, тирозинемия, мукополисахаридоз, гистидинемии и другие).

Из инструментальных методов диагностики используют:

  • рентгенографическое исследование черепа;
  • электроэнцефалографию (ЭЭГ);
  • компьютерную и магнитно-резонансную томографию (КТ и МРТ);
  • эхоэнцефалоскопию (ЭхоЭГ);
  • кариотипирование;
  • реоэнцефалографию. [7][12]

Электроэнцефалография (ЭЭГ)

Из психо-педагогических методов исследования применяют различные тесты на определение уровня интеллекта (в зависимости от возраста ребёнка), а также диагностические тесты на изучение общего психического развития ребёнка.

С двухлетнего возраста используют шкалу интеллекта Стэнфорда — Бине. Она оценивает коэффициент интеллекта (IQ) тестируемого. Тест состоит из четырёх частей, в которых исследуются:

  • вербальные навыки;
  • вычислительные навыки;
  • абстрактно-визуальные навыки;
  • кратковременная память.

Это не просто «сухое» тестирование, в процессе исследования специалист может наблюдать за проявлением различных качеств испытуемого (сосредоточенность, усидчивость, усердие, уверенность в себе), что также отмечается в результатах.

С пятилетнего возраста в России чаще всего используют тест Векслера.

Важно: результаты IQ в данном тесте не соотносятся напрямую с показателями IQ для классификации в МКБ-10. Из результата в тесте Векслера следует вычитать 10 и только потом обращаться к МКБ-10 для постановки диагноза. Например, если результат равен 34, то вычитаем 10 и получаем IQ = 24, что соответствует F72 — тяжёлой форме умственной отсталости.

Тест состоит из вербальной и невербальной частей, которые делятся по темам (арифметика, словарный запас, запоминание цифр, недостающие детали, кубики Кооса, складывание фигур и другое).

Тест на определение уровня интеллекта

При обработке результатов:

  • подсчитываются баллы общего интеллекта;
  • подсчитываются коэффициенты на основе выполненных субтестов;
  • интерпретируется индивидуальный поведенческий профиль испытуемого.

Помимо вышеизложенных тестов существует большое количество альтернативных методик:

  • метод Равена;
  • метод Кноблоха;
  • шкала развития Бейли;
  • гештальт-тест Бендера;
  • Денверский скрининговый метод и другие. [1][4]

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику проводят со следующими патологиями:

  • Шизофрения с началом в детском возрасте

Детям с этим заболеванием характерно нормальное интеллектуальное развитие в первые годы жизни. У них может быть богатый словарный запас, они проявляют интерес во многих вопросах, часто фантазируют. Нарушений речи нет, но если они возникают, то не из-за нарушений общего психического развития, а по причине деформации мышления.

Характерным является нарастание гипобулии и гипотимии: если вначале ребёнок интересовался миром, проявлял много ярких эмоций, то потом постепенно становится безыдейным, безынициативным, отстранённым.

При выполнении заданий и тестов дети с шизофренией показывают нестабильность в результатах. Они способны отвечать на сложные вопросы и проваливают лёгкие тесты. Эти дети склонны к обобщению, если не учитывать частные признаки, в то время как при УО ребёнок не может выполнить задание в обобщённом плане.

  • Аутизм

Примерно 70% людей с аутизмом имеют черты УО. Однако в первую очередь следует диагностировать аутизм, так как методы коррекции детей с УО и аутизмом различны.

В отличие от людей с умственной отсталость, для детей с аутизмом характерна неравномерная задержка психического развития. Причём задержка наблюдается лишь в отдельных областях психики, в остальном же психическое развитие соответствует норме. При олигофрении же наблюдается общее психическое недоразвитие.

  • Задержка психического развития (ЗПР)

Это отклонение является состоянием лёгкого интеллектуального недоразвития, когда уровень мышления или эмоционально-волевая сфера и речевая функция не соответствуют возрасту. В отличие от УО оно может быть обратимым, однако если этого не происходит к 13 годам, то ставится диагноз лёгкой дебильности.

ЗПР возникает под действием наследственных факторов, внешних вредностей (черепно-мозговая травма, органическое поражение мозга, нарушение работы органов чувств) и психогенных воздействий (педагогическая запущенность, отсутствие должного ухода и воспитания). Дети с ЗПР, в отличие от детей с олигофренией, более эмоциональны, интересуются окружающим миром, обладают хорошим воображением, более обучаемы. [7]

  • Деменция

Важно не путать умственную отсталость и деменцию, которая тоже характеризуется слабоумием и другими схожими нарушениями психики. Однако деменция — это состояние деградации, то есть переход из нормального состояния психики в патологическое, в то время как психика человека с УО изначально не развивалась. Следовательно, для постановки диагноза нужно учитывать возраст, в котором возникла патология. [12]

Лечение умственной отсталости (олигофрении)

Прежде чем врач выберет тактику лечения, ему следует ответить на несколько вопросов:

  • Требуется ли госпитализациябольному УО?

Показаниями к стационарному лечению в случае с УО являются выраженные нарушения поведения, сопутствующая острая психотическая симптоматика, расстройства настроения и неврозоподобные симптомы. В некоторых случаях госпитализация требуется для проведения медико-психологического обследования (дифференциальной диагностики с задержкой психического развития, аутизмом и шизофренией).

  • Известен ли этиологический фактор заболевания?

Владея информацией о причине возникновения УО, врач может проводить целенаправленное лечение. Например, при ферментопатиях может быть назначена диета, при патологиях щитовидной железы применяют гормональные препараты, при инфекциях — антибиотики, при интоксикациях — дезинтоксикационную терапию и далее в зависимости от конкретного случая.

  • Какова тяжесть патологического процесса?

Определение степени УО необходимо для разработки тактики психолого-педагогической коррекции. Больного, в зависимости от его состояния, стараются адаптировать к окружающим его условиям, обучают необходимым трудовым и бытовым навыкам, если это возможно, и подбирают индивидуальный план обучения.

Обучение пациента бытовым навыкам

Из патогенетической медикаментозной терапии применяют такие лекарства, как «Ноотропил», «Пантогам», «Фенибут», «Нооклерин», «Церетон», «Инстенон», «Мемантин», «Церебролизин», «Кортексин», «Циннаризин», «Леводопа» и глутаминовая кислота.

К симптоматической терапии обращаются, если имеется выраженная психотическая симптоматика, нарушения поведения и депрессия. Для этого применяют «Флувоксамин», «Амитриптилин», «Феназепам», «Рисперидон», «Хлорпромазин» и противоэпилептические средства.

Не менее важна психологическая работа с родственниками. Следует объяснять родителям все нюансы поведения и возможные проблемы, обучить их правильному уходу для лучшей адаптации больного. Важно помнить, что ребёнок с УО может стать огромной стрессовой нагрузкой для родных, поэтому психотерапевтическая работа с родителями является важнейшим звеном для поддержания здоровой атмосферы в семье, что очень важно для развития ребёнка. [5] [8] [13]

Ребёнок с умственной отсталостью

Прогноз. Профилактика

Прогноз благоприятен для людей с лёгкой степенью УО. Они социализированы, могут окончить специализированное обучение, получить профессию, владеют простыми бытовыми навыками, способны помогать по хозяйству, не имеют сопутствующей психотической симптоматики.

Прогноз неблагоприятен в средних и тяжёлых случаях УО. Это связано с постоянной опекой и специальным уходом, который требуется больным, и нередкими случаями сопутствующих психотических патологий.

Профилактическая работа направлена на:

  • работу с беременными и раннее выявление внутриутробных и хромосомных патологий;
  • устранение внешних вредностей, способных повлиять на развитие плода и ребёнка (улучшение экологической обстановки, исключение алкоголя, наркотиков, курения, ограничение контакта с бытовой химией и другое);
  • предотвращение развития осложнений во время родов (повышение доступности квалифицированной акушерской помощи, улучшение качества оборудования, повышение квалификации врачей);
  • правильный уход за ребёнком для предотвращения инфекционных поражений и соматических заболеваний;
  • раннюю диагностику нарушений обмена, гормональных патологий и ферментопатий. [10]

Источник

Тест для определения умственной отсталости у ребенка 10 лет

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Стимульный материал методики
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития

1-й класс
Субтест 1 (осведомленность)
Какое слово подходит?
1. Месяц зимы. 4.У дерева всегда есть.

а) сентябрь а) цветы
б) октябрь б) плоды
в) февраль в) листья
г) ноябрь г) корень
д) март д) тень

2. В году. 5. Пассажирский транспорт — это.
а) 24 месяца а) самосвал
б) 3 месяца б) комбайн
в) 12 месяцев в) автобус
г) 4 месяца г) экскаватор
д) 9 месяцев д) тепловоз

3. Отец старше сына. 6. Летом всегда.
а) всегда а) светит солнце
б) часто б) тепло
в) никогда в) сухо
г) редко г) жарко
д) иногда д) прохладно

Субтест 2 (классификация)
Какое слово лишнее?
1. а) тюльпан, б) лилия, в) слива, г) ромашка, д) фиалка.
2. а) река, б) озеро, в) море, г) мост, д) пруд.
3. а) кукла, б) прыгалка, в) кирпич, г) мяч, д) юла.
4. а) стол, б) ковёр, в) кресло, г) кровать, д) табурет.
5. а) курица, б) петух, в) орёл, г) гусь, д) индюк.
6. а) круг, б) треугольник, в) четырёхугольник, г) указка, д) квадрат.
7. а) Саша, б) Витя, в) Петров, г) Стасик, д) Коля.
8. а) весёлый, б) быстрый, в) грустный, г) вкусный, д) осторожный.

Субтест 3 (словесно–логическое мышление)
Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово, которое подходило бы друг другу так же, как «овощ» — «огурцу».

1. ОГУРЕЦ ГВОЗДИКА
——————— ——————————————————
овощ а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля

2. ОГОРОД САД
——————— ——————————————————
морковь а) забор, б) трубы, в) яблоня, г) колодец, д) скамья

3. ЧАСЫ ГРАДУСНИК
——————— ——————————————————
время а) стекло, б) больной, в) кровать, г) температура, д) врач

4. МАШИНА ЛОДКА
——————— ——————————————————
мотор а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег

5. СТОЛ ПОЛ
——————— ——————————————————
скатерть а) мебель, б) ковёр, в) пыль, г) доски, д) гвозди

6. ПУГОВИЦА БОТИНОК
——————— ——————————————————
пальто а) портной, б) магазин, в) нога, г) шнурок, д) шляпа

7. БЕЖАТЬ КРИЧАТЬ
——————— ——————————————————
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) плакать
Субтест 4 (обобщение)
Каким одним словом их можно назвать?
1. Окунь, карась.
2. Огурец, помидор.
3. Шкаф, диван.
4. Июнь, июль.
5. Слон, собака.
Ключ

2-й класс
Субтест 1 (осведомлённость)
Какое слово подходит?
1. У сапога всегда есть.
а) шнурок, б) пряжка, в) подошва, г) ремешок, д) пуговицы.
2. В тёплых краях обитает.
а) медведь, б) олень, в) волк, г) верблюд, д) пингвин.
3. В году.
а) 6 месяцев, б) 8 месяцев, в) 12 месяцев, г) 14 месяцев, д) 9 месяцев.
4. Месяцы осени.
а) июнь, б) сентябрь, в) август, г) декабрь, д) февраль.
5. В Беларуси не живут.
а) соловей, б) аист, в) синица, г) страус, д) скворец.
6. Мать старше своего сына.
а) часто, б) всегда, в) никогда, г) редко, д) иногда.
7. Время суток.
а) год, б) месяц, в) неделя, г) день, д) понедельник.
8. Вода всегда.
а) прозрачная, б) холодная, в) жидкая, г) белая, д)вкусная.
9. У дерева всегда есть.
а) листья, б) цветы, в) плоды, г) корень, д) тень.
10. Столица Беларуси.
а) Смоленск, б) Осиповичи, в) Минск, г) Брест, д) Москва.
Субтест 2 (классификация)
Какое слово лишнее?
1. а) тюльпан, б) лилия, в) фасоль, г) ромашка, д) фиалка.
2. а) река, б) озеро, в) море, г) мост, д) болото.
3. а) кукла, б) медвежонок, в) песок, г) мяч, д) машина.
4. а) шиповник, б) сирень, в) каштан, г) жасмин, д) смородина.
5. а) курица, б) петух, в) воробей, г) гусь, д) индюк.
6. а) окружность, б) треугольник, в) четырёхугольник, г) указка, д) квадрат.
7. а) Сергей, б) Света, в) Миша, г) Иванов, д) Коля.
8. а) число, б) деление, в) сложение, г) вычитание, д) умножение.
9. а) весёлый, б) быстрый, в) грустный, г) вкусный, д) осторожный.
10. а) одеяло, б) подушка, в) простынь, г) матрац, д) диван.

Субтест 3 (словесно-логическое мышление)
Подобрать к слову «георгин» слово, которое подошло бы так, как «овощ» — «огурцу».

1. ОГУРЕЦ ГЕОРГИН
——————— ——————————————————
овощ а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля

2. ОГОРОД САД
——————— ——————————————————
лук а) забор, б) грибы, в) яблоня, г) колодец, д) скамейка

3. УЧИТЕЛЬ ВРАЧ
——————— ——————————————————
ученик а) очки, б) больница, в) палата, г) больной, д) укол

4. ЦВЕТОК ПТИЦА
——————— ——————————————————
ваза а) клюв, б) чайка, в) гнездо, г) перья, д) крылья

5. ПЕРЧАТКА САПОГ
——————— ——————————————————
рука а) чулки, б) подошва, в) кожа, г) нога, д) щетка

6. ТЁМНЫЙ МОКРЫЙ
——————— ——————————————————
светлый а) солнечный, б) скользкий, в) сухой, г) теплый,
д) холодный

7. ЧАСЫ ТЕРМОМЕТР
——————— ——————————————————
время а) стекло, б) температура, в) кровать, г) врач, д) боль

8. МАШИНА ЛОДКА
——————— ——————————————————
мотор а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег

9. СТОЛ ПОЛ
——————— ——————————————————
скатерть а) мебель, б) ковёр, в) пила, г) доски, д) гвозди

10. СТУЛ ИГЛА
——————— ——————————————————
деревянный а) острая, б) тонкая, в) блестящая, г) стальная, д) короткая
Субтест 4 (обобщение)
Каким общим понятием их можно объединить?
1. Метла, лопата. 6. Шкаф, диван.
2. Лето, зима. 7. Май, август.
3. Окунь, карась. 8. День, ночь.
4. Огурец, помидор. 9. Слон, собака.
5. Сирень, жасмин. 10. Дерево, цветок.
Ключ

цветок на дереве

3-й класс
Субтест 1
Подчеркни одно слово, которым нужно закончить предложение.
1. На ветвях деревьев всегда есть.
а) иней, б) плоды, в) почки, г) кора, д) листья.
2. У каждой собаки есть. (выбрать одно словосочетание)
а) чёрное ухо, б) пушистый хвост, в) четыре лапы, г) длинная шерсть.
3. У лошади всегда есть.
а) конюшня, б) подкова, в) уздечка, г) грива, д) седло.
4. Год, месяц, неделя, минута — это.
а) времена года, б) дни, в) время, г) длина, д) век.
5. Крылатая летательная машина — это.
а) самолёт, б) ракета, в) вертолёт, г) воздушный шар.
6. У кустарника всегда есть.
а) листья, б) корень, в) плоды, г) цветы, д) тень.
7. Километр, метр, сантиметр, миллиметр — это.
а) длина, б) сумма, в) масса, г) площадь, д) объём.
8. В предложении всегда есть.
а) точка, б) восклицательный знак, в) вопросительный знак, г) слово,
д) запятая.
9. Сутки — это.
а) 20 часов, б) 12 часов, в) 10 часов, г) 23 часа, д) 24 часа.
10. Число «25» делится без остатка на.
а) 5, б) 6, в) 3, г) 8, д) 7.
Субтест 2
В каждом ряду слов зачеркни лишнее:
1. а) метр, б) дециметр, в) килограмм, г) сантиметр, д) километр.
2. а) сахар, б) соль, в) мука, г) вода, д) чашка.
3. а) дождь, б) град, в) лёд, г) ветер, д) снег.
4. а) плащ, б) костюм, в) платье, г) туфли, д) пальто.
5. а) солнце, б) свеча, в) звезда, г) река, д) лампа.
6. а) минута, б) секунда, в) час, г) сутки, д) утро.
7. а) около, б) кольцо, в) колоть, г) колесить, д) околица.
8. а) капуста, б) помидор, в) морковь, г) лук, д) яблоко.
9. а) колхоз, б) дежурный, в) однажды, г) пятница, д) лопата.
10. а) корень, б) суффикс, в) окончание, г) прилагательное, д) приставка.

Субтест 3
Дано три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти слов или словосочетаний, приведенных ниже, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые два друг с другом. Нужное слово (словосочетание) подчеркни.
1. ХЛЕБ — ЗЕРНО. РЕКА —
а) ручей, б) вода, в) родник, г) море, д) лужа.
2. ДОБРО — ЗЛО. НЕЖНОСТЬ —
а) грубость, б) любовь, в) жадность, г) ненависть, д) зависть.
3. ДЕРЕВО — ВЕТКА. КНИГА —
а) буква, б) древесина, в) картинка, г) слово, д) страница.
4. ДЯДЯ СТЁПА — ГУЛЛИВЕР. ДЮЙМОВОЧКА —
а) мышка, б) гном, в) Иванушка, г) Мальчик-с-Пальчик, д) лилипут.
5. ПТИЦА — САМОЛЁТ. РЫБА —
а) подводная лодка, б) вертолёт, в) корабль, г) чайка, д) машина.
6. ВИШНЯ — САД. КОЛОС —
а) лес, б) поле, в) земля, г) зерно, д) луг.
7. ЧИСЛО — ЦИФРЫ. СЛОВО —
а) книга, б) фраза, в) буквы, г) читать, д) рассказ.
8. БОЛЕЗНЬ — ЛЕЧЕНИЕ. ПОЛОМКА —
а) мастер, б) ремонт, в) деталь, г) смазка, д) мастерская.
9. БЕЖАТЬ — СТОЯТЬ. КРИЧАТЬ —
а) молчать, б) шептать, в) шуметь, г) звать, д) говорить.
10. ПАРОВОЗ — ВАГОНЫ. КОНЬ —
а) конюх, б) лошадь, в) ехать, г) конюшня, д) телега.
Субтест 4
Подумай и напиши, что общего между этими двумя словами. Например: ТРАМВАЙ, АВТОБУС — это виды пассажирского транспорта.
1. ГОД, НЕДЕЛЯ — это .
2. ВЕТЕР, ТУЧА — это .
3. ДИВАН, СТОЛ — это .
4. КОНЬ, СОБАКА — это .
5. ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ — это .
6. ШАПКА, ПЛАТОК — это .
7. МУРАВЕЙ, ДУБ — это .
8. ОБРУЧ, МЯЧ — это .
9. ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ — это .
10. СЕНТЯБРЬ, ИЮНЬ — это .

Субтест 5
Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.
1) 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, … 6) 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, …
2) 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52, … 7) 20, 28, 36, 44, 52, 60, 68, …
3) 30, 39, 48, 57, 66, 75, 84, … 8) 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, …
4) 15, 35, 55, 75, 95, 115, … 9) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, …
5) 2, 8, 32, 128, 512, … 10) 4, 40, 400, 4000, 40000, …

муравей
на дубе

лежат в
портфеле

4-й класс
Субтест 1
Подумайте и закончите предложение, используя один из приведённых ответов. Нужный ответ подчеркните.
1. У дерева всегда есть.
а) листья, б) плоды, в) почки, г) корень, д) тень.
2.У лошади всегда есть.
а) подкова, б) конюшня, в) седло, г) грива, д) уздечка.
3. Леса никогда не бывают без.
а) птиц, б) зверей, в) травы, г) болот, д) деревьев.
4. Настоящий товарищ всегда.
а) дисциплинирован, б) добр, в) приветлив, г) силён, д) поможет.
5. Дисциплинированность — это.
а) ответственность, б) послушание, в) скромность, г) застенчивость,
д) вежливость.
6. У книги всегда есть.
а) иллюстрации, б) автор, в) страницы, г) стихи, д) рассказы.
7. Полезными ископаемыми называется всё то, что .
а) находится под землёй, б) приносит пользу людям, в) добывают из-под земли, г) нефть, газ, уголь, железо, д) человек берёт у природы.
8. Тундра находится.
а) на юге, б) на севере, в) на востоке, г) на западе, д) на юго-западе.
9. Четверг, пятница, суббота, среда, вторник — это.
а) время, б) сутки, в) дни недели, г) дни, д) времена года.
10. Город Москва — это столица.
а) Грузии, б) Украины, в) России, г) Латвии, д) Польши.
Субтест 2
Дано пять слов. Подумайте, и найдите такое слово или словосочетание, которое является лишним. Подчеркните его.
1. а) коза, б) баран, в) рысь, г) корова, д) лошадь.
2. а) дорога, б) проезжая часть, в) тротуар, г) перекрёсток, д) дом.
3. а) шкаф, б) стул, в) кровать, г) печь, д) тумбочка.
4. а) отвёртка, б) болт, в) сверло, г) молоток, д) замок.
5. а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) глагол, г) предлог,
д) наречие.
6. а) красный, б) розовый, в) бордовый, г) жёлтый, д) оранжевый.
7. а) тюльпан, б) ромашка, в) гвоздика, г) роза, д) ольха.
8. а) хоккей, б) футбол, в) шашки, г) волейбол, д) баскетбол.
9. а) отважный, б) смелый, в) храбрый, г) талантливый, д) трусливый.
10. а) бережливость, б) обязанность, в) добросовестность, г) ответственность, д) старательность.
Субтест 3
Дано три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти слов или словосочетаний, приведённых ниже, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые два друг с другом. Нужное слово (словосочетание) подчеркнуть.
1. ИСКАТЬ — НАХОДИТЬ. ДУМАТЬ —
а) расследовать, б) запоминать, в) приходить к выводу, г) забывать,
д) рассуждать.
2. ГОЛОД — СЛАБОСТЬ. ТРУД —
а) усилие, б) отдых, в) плата, г) усталость, д) подъём.
3. САМОЛЁТ — СИГНАЛЬНЫЕ ОГНИ. КОРАБЛЬ —
а) сирена, б) бакен, в) маяк, г) парус, д) мачта.
4. АВТОБУС — ЕХАТЬ. БАРАБАН —
а) стучать, б) звать, в) играть, г) брать, д) завязывать.
5. САД — ДЕРЕВЬЯ. ВАЗА —
а) сосуд, б) цветы, в) украшение, г) держатель, д) приспособление.
6. ТУНДРА — КРАЙНИЙ СЕВЕР. ПУСТЫНЯ —
а) жара, б) сухо, в) песок, г) Юг, д) лето.
7. РАСТЕНИЕ — СЕМЯ. КУРИЦА —
а) мясо, б) перо, в) лететь, г) яйцо, д) клюв.
8. КОЗА — ЖИВОТНОЕ. ХЛЕБ —
а) обед, б) пища, в) батон, г) тарелка, д) булка.
9. РОЖЬ — ПОЛЕ. ЯБЛОНЯ —
а) сажать, б) яблоки, в) урожай, г) сад, д) дерево.
10. ПАРОХОД — ПРИСТАНЬ. ПОЕЗД —
а) депо, б) вокзал, в) рельсы, г) шпалы, д) вагоны.
Субтест 4
Подумай и напиши, что общего между этими двумя словами.
Пример: ТРАМВАЙ, АВТОБУС — это виды пассажирского транспорта.
1. КОРОВА, ЛОШАДЬ — это …
2. МУРАВЕЙ, ДУБ — это …
3. ЧЕЛОВЕК, ПТИЦА — это …
4. ОЗЕРО, РЕКА — это …
5. ПОРТФЕЛЬ, РУЧКА — это …
6. ЯБЛОКО, ЗЕМЛЯНИКА — это …
7. САМОЛЁТ, ПАРОВОЗ — это …
8. ЛЫЖИ, КОНЬКИ — это …
9. ГОЛОД, ЖАЖДА — это …
10. ВАГОН, ТЕЛЕГА — это …

>> Modules Anywhere >>> —>

Субтест 5
Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.

1. 16 28 41 58
21 33 46 ?

2. 2 4 8
3 6 12
4 ? 16

5. 3 5 7 9
9 25 49 ?

7. 10, 7, 12, 9, 14, 11, 16, …

10. 4, 1, 5, 2, 6, 3, …
Ключ

лежат
в портфеле

вещи
для катания

  • Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Методические рекомендации
  • Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Цели и задачи исследования
  • Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Общая инструкция к проведению исследования
  • Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Обработка и анализ индивидуальных тестовых результатов
  • Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Количественный анализ групповых тестовых результатов

Главное меню

  • Главная
  • Младший школьный возраст
  • Подросток
  • Психодиагностика психолога в школе
  • Коррекционная работа психолога в школе
  • Документация школьного психолога
  • Мероприятия психолога в школе
  • Педагогически трудные дети
  • Работа с родителями
  • Работа с пед. коллективом психолога в школе
  • Профилактическая работа психолога в школе
  • Просвещение школьников
  • Психологическое консультирование
  • Профориентация старшеклассников
  • Саморегуляция
  • Лекции и практикум по психологии
  • Семейное право
  • Психология для всех
  • Книги

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Источник

Простой тест на определение уровня умственного развития детей 7-10 лет

I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога всегда есть. (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает. (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
в) В году. (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы. (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица. (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы — это. (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова обычно спит. (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда . (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и) У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к) Город России. (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
б) Река, озеро, море, мост, болото.
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева.

Например:
лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги
бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Т.е. нужно установить, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»

а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля
б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр
в) огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы
г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка
е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
ж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач
з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна
и)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним определением, например:
Брюки, платье— одежда. Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата-
б) Окунь, карась-
в) Лето, зима-
г) Огурец, помидор-
д) Сирень, шиповник-
е) Шкаф, диван-
ж) День, ночь-
з) Слон, муравей-
и) Июнь, июль-
к) Дерево, цветок-

Правильные ответы:
I
а) подошва
б) верблюд
в) 12
г) февраль
д) страус
е) цветы
ж) днем
з) жидкая
и)корень
к) Москва

II
а) фасоль
б) мост
в) песок
г) Москва
д) орешник
е) указка
ж) Нестеров
з) лебедь
и) число
к) вкусный

III
з) георгин / цветок
б) врач / больной
в) сад / яблоня
г) птица / гнездо
д) сапог / нога
е) мокрый / сухой
ж) термометр / температура
з) лодка / парус
и) игла / стальная
к) пол / ковер

IV
а) рабочие инструменты
б) рыба
в) время года
г) овощ
д) куст
е) мебель
ж) время суток
з) животное
и) месяцы лета
к) растения

Обработка результатов
За каждый правильный ответ начисляем ребенку по 1 баллу. Там, где ответы неправильные- даем вторую попытку и в случае правильного ответа начисляем 0,5 балла.

Интерпретация.
1-й уровень успешности (интеллектуальный уровень развития высокий)— 32 балла и более
2-й уровень ( интеллектуальный уровень развития нормальный)— 31,5—26 баллов
3-й уровень (интеллектуальный уровень развития средний) — 25,5—20 баллов
4-й уровень (интеллектуальный уровень развития ниже среднего. Стоит обратить внимание!) — 19,5 и менее

Источник

Умственная отсталость или задержка психического развития?

Умственную отсталость можно определить, как когнитивную способность (память, внимание, мышление), которая заметно ниже среднего уровня и проявляется плохой адаптацией к окружающей среде. Термин «задержка развития» обычно используется для детей в возрасте до трех лет.

Умственную отсталость классифицируют по пяти категориям: пограничная, легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Категории основаны на оценках, полученных с помощью стандартизированных по возрасту тестов когнитивных способностей. Стандартизированное тестирование очень маленьких детей менее информативно в плане предсказания развития умственной осталости.

Умственная отсталость регистрируется примерно у 2-3% населения, задержка психического развития — как минимум у 5% детей.

Задержку психического развития, впрочем, как и диагноз умственной отсталости у маленьких детей бывает сложно поставить. Это происходит из-за того, что: ребенок не выглядит «отсталым», на амбулаторной консультации он также не всегда «отсталый», у врача есть убежденность, что нельзя в полной мере тестировать маленьких детей. В большинстве государственных больниц и детских чреждений, к сожалению, примерно в 60% случаев причины задержки психического развития не выявляются даже после тщательной диагностики. При этом у некоторых детей нередко находится врожденный порок развития мозга; другие дети имеют повреждения головного мозга в «критические периоды» пре- или постнатального развития. Приобретенные причины задержки психического развития включают в себя черепно-мозговую травму и злокачественную опухоль центральной нервной системы.

Перечислю наиболее частые пренатальные причины задержки психического развития: врожденные инфекции, такие как цитомегаловирус, токсоплазмоз, герпес, сифилис, краснуха и вирус иммунодефицита человека; продолжительная «материнская лихорадка» в первом триместре беременности; воздействие противосудорожных препаратов или алкоголя; и просмотренная фенилкетонурия. Осложнения недоношенности, особенно у детей с очень низкой массой тела при рождении, или послеродовое воздействие свинца также могут вызывать умственную отсталость.

Нарушения обмена веществ являются еще одной возможной причиной задержки психического развития и умственной отсталости. В некоторых случаях (например, фенилкетонурия, гипотиреоз) отсталость можно предотвратить с помощью раннего лечения. Другие расстройства (например, мукополисахаридоз, сфинголипидозы) менее чувствительны к ранней терапии. Современная молекулярная медицина (цитогенетика, молекулярная генетика) позволила диагностировать ряд состояний, называемых митохондриальными клеточными заболеваниями.

Ряд генетических расстройств приводит к умственной отсталости. Многие из них связаны с атипичными или дисморфическими физическими характеристиками. Такие состояния включают синдром ломкой Х, нейрофиброматоз, туберозный склероз, синдром Нунана и синдром Корнелии де Ланж. Полный список синдромов, связанных с умственной отсталостью, выходит за рамки данной заметки. Поэтому без генетического исследования и ЭЭГ причину задержки психического развития найти невозможно.

Четверть пациентов с умственной отсталостью имеют хромосомную аномалию. Дети с синдромом Дауна (трисомия 21) обычно хорошо распознаются по физическим характеристикам, но особенности, связанные с другими хромосомными аномалиями, такими как синдром Клайнфелтера (47, XXY), могут быть не столь очевидными для членов семьи или врача. У других детей может быть небольшая делеция или дупликация конкретной хромосомы, о которой редко сообщают в литературе; таким образом, фенотип все еще не определен. Некоторые хромосомные аномалии наследуются от родителей, но большинство встречаются de novo. Было обнаружено, что многие ранее описанные клинические синдромы имеют связанную хромосомную аномалию (например, синдромы Ди-Джорджа, Прадера-Вилли, Ангельмана и Уильямса).

Врач должен быть внимательным для того, чтобы не пропустить диагноз умственной отсталости у любого ребенка. Некоторые полезные подсказки включают в себя: задержку речи, дисморфические особенности (незначительные аномалии), гипотонию мышц в целом или конечностей, общую неспособность делать что-то для себя и, что не менее важно, выраженную обеспокоенность родителей. Первым и наиболее важным шагом в диагностике умственной отсталости является получение комплексной истории болезни пациента и его семьи. Гинекологический и акушерский анамнез может выявить бесплодие или потерю плода. Оценка состояния здоровья матери во время беременности должна включать вопросы, касающиеся употребления табака, алкоголя, наркотиков и психотропных препаратов; образ жизни или риски венерических заболеваний; увеличение или потерю веса; признаки инфекции; тяжелую болезнь или травму; и операции или госпитализации. Врач должен получить информацию о продолжительности беременности, преждевременных родах или разрыве плодных оболочек, продолжительности и ходе родов, типе родов и любых осложнениях. Оценки по шкале Апгар за одну и (особенно) пять минут, вес при рождении, длина и окружность головы должны быть измерены и нанесены на соответствующие диаграммы роста. Родителей следует спрашивать о любых болезнях, проблемах с кормлением или сном в период после рождения и проблемах с сосанием или глотанием, а также об общей склонности ребенка к чему-либо. Отклонения в темпераменте младенца часто являются первыми признаками нетипичного развития ребенка.

Системный обзор состояния здоровья ребенка должен быть полным, с особым вниманием к проблемам роста, истории судорог, летаргии и эпизодической рвоте. «Экран развития» должен использоваться при всех посещениях здорового ребенка, чтобы получить информацию о сроках основных этапов его развития, любых проблемах, рассказанных со стороны родителей, а также о сопоставлении темпов развития ребенка и модели развития с показателями развития братьев и сестер. Конкретные вопросы о текущих способностях развития ребенка следует задавать при каждом его посещении.

Ребенка следует тщательно обследовать на наличие дисморфных признаков или незначительных отклонений, таких как необычный рисунок бровей, широко расставленные или близко расположенные глаза, низко посаженные уши или ненормальные узоры ладонной складки. Незначительные отклонения определяются как дефекты, которые имеют необычные морфологические признаки без серьезных соматических и неврологических последствий или неблагоприятного внешнего вида. Большинство незначительных отклонений затрагивают лицо, уши, руки или ноги и легко распознаются даже при беглом осмотре. Наличие трех или более незначительных патологий у новорожденных коррелирует с 90% частотой сопутствующих серьезных патологий, предполагая тесную связь с морфогенезом в утробе матери. Таким образом, незначительные отклонения могут дать подсказки к проблемам развития пренатального происхождения.

Оценка головы, лица, глаз, ушей и рта должна включать общую оценку остроты зрения и качества слуха. Обследование грудной клетки, сердца, позвоночника, живота, половых органов, конечностей, мышц и неврологических рефлексов может выявить нарушения, которые могут быть связаны с задержкой психического развития.

Известны различные опросники для оценки развития: Денверский опросник по развитию — это полезный инструмент скрининга, который родители могут легко заполнить самостоятельно, Kansas Infant Development Screen, в котром результаты могут быть записаны и нанесены на график так же, как с помощью диаграмм соматического роста.

Задержки в развитии речи распространены и могут стать более очевидными, если сравнивать их с речевым развитием родного брата или сестры. Нельзя переоценить важность опасений, высказанных родителями в отношении развития, поведения и обучения ребенка, поскольку эти опасения направлены на большинство детей с проблемами развития. Врачом должна быть получена информация о семье, занятиях и достижениях родителей, образовательном статусе и развитии братьев и сестер, роли пациента в семье, дисциплине детей и особенностях личности тех людей, которые остаются с детьми, когда родителей нет дома. Следует выявить семейную историю потери плода, умственной отсталости, серьезных проблем с обучением, психических и неврологических расстройств, врожденных аномалий и необъяснимой детской смертности, а также других серьезных заболеваний у членов семьи первой и второй степени родства. Обследование должно быть тщательным, с особым вниманием к физическим данным, которые совместимы с любыми факторами риска, полученными из истории болезни.

В тех случаях, когда задержка психического развития или умственная осталость необъяснима рекомендуется делать магнитно-резонансную томографию, исключить церебральный паралич или моторную ассиметрию, судорожные приступы, микроцефалию, семейные случаи умственной отсталости, множественные даже незначительные соматические и неврологгические аномалии; задержку роста, наследственные синдромы; обратить вннимание на нарушение движений, потерю или затяжное плато навыков, эпизодическую рвоту, головную боль, приобретенные кожные заболевания, провести нейрофизиологические, метаболические, цитогенетические и молекулярно-генетические исследования, обратить внимание на аномалии сетчатки, потерю чувствительности.

Диагностика задержки психического развития требует нескольких визитов семьи к врачу — генетику, потому что фенотип (клиническая картина задержки психического развития или умственной отсталости) может развиваться медленно, а у ребенка постоянно могут появляться новые синдромы.

Важность постановки диагноза у ребенка с умственной отсталостью невозможно переоценить. Точный диагноз позволяет получить предварительное руководство для пациента, информацию о риске повторения и генетическое консультирование для родителей, а также возможность для семьи участвовать в определенных группах поддержки. Замечу, по своему опыту, что неправильный диагноз, гораздо хуже, чем неопределенный. В пределах конкретной семьи риск рецидива умственной отсталости у будущих братьев и сестер или других родственников пациента зависит от конкретного диагноза. В арсенале педиатра также имеются практические рекомендации по первичной помощи детям с определенными состояниями (синдром Дауна, синдром ломкой Х хромосомы), а также специальные диаграммы соматического роста для детей с некоторыми синдромами.

Этот первоначальный обмен информацией с родителями является чрезвычайно важным шагом и, вероятно, заложит основу для будущих отношений между врачом, семьей и пациентом. Должно быть запланировано достаточно времени для обсуждения результатов исследований и ответов на вопросы родителей. Следует рекомендовать семье написать список вопросов для дальнейшего общения с врачом. Клиницист должен уточнить термин «задержка развития», потому что родители часто неверно истолковывают это как означающее, что ребенок имеет возможность наверстать упущенное.

Мой совет родителям: лучше всего искать других врачей, выслушивая разные мнения, как только заподозрена умственная отсталость, а не придерживаться подхода «жди и смотри». Особый интерес представляют собой междисциплинарные оценки (педиатрия развития, генетика, неврология, психиатрия, офтальмология), а также функциональный анализ терапии (фармакотерапия, физиотерапия, диетотерапия, дефектология, аудиология, психология). В идеале семейный врач должен интегрировать информацию о результатах групповой оценки состояния ребенка.

Если у ребенка с умственной отсталостью окружность головы падает ниже 5-го процентиля (микроцефалия) или выше 95-го процентиля (макроцефалия), следует провести сканирование мозга с помощью магнитно-резонансной томографии. Она обычно предпочтительнее компьютерного томографического сканирования из-за более качественной визуализации аномалий развития коры головного мозга, таких как пахигирия, полимикрогия и шизэнцефалия. Эти нарушения отражают аномалию, возникшую в течение первых 25 недель беременности при ранней миграции нейронов в шестислойную кору головного мозга.

Консультация с медицинским генетиком/дисморфологом неоценима. Она будет включать обзор родословной трех поколений и записи соответствующих родственников, оценку тонких дисморфических признаков, цитогенетический и молекулярно-генетический анализ (в идеале — генома или экзома). Большинству умственно отсталых пациентов, которые посещают генетический кабинет, проходят хромосомный анализ. Хотя это обследование может быть проведено во многих лечебных учреждениях, существуют разные уровни качества теста, и обычно его лучше всего выполнять в хорошей цитогенетической лаборатории, связанной с университетской больницей или научно-иссследовательским институтом, а также специализированной детской больницей. Такое обследование позволяет легко интерпретировать полученные результаты семье пациента в случае обнаружения отклонений. Тестирование ДНК на синдром хрупкой Х хромосомы должно проводиться вместо цитогенетического тестирования, которое может пропустить до 7% таких случаев. Метаболическое тестирование в отсутствие анамнеза, свидетельствующего о метаболическом заболевании, вероятно, имеет небольшую ценность.

Мы разработали специальные программы по ведению детей взрослых с умственной отсталостью, которые живут в семья. Мы категорически против шаблонного назначения нейролептиков в детском возрасте. Существует множество немедикаментозных методов, которыми можно успешно пользоваться при задержке психического развития и умственной осталости.

Все врачи, которые работают с детьми с задержкой психического развития или нарушениями развития, должны помнить, что эти пациенты быстро перерастают свое детство. Поскольку они становятся подростками и молодыми людьми, большинству из них потребуется профессиональное вмешательство и социальная помощь. Вопросы, связанные с сексуальностью, планированием семьи, опекой, имущественным планированием и попечительством, являются также чрезвычайно важными.

Источник

Читайте также:  Тест 3 класс растениеводство окр мир с ответами