Меню

Тест Анкетирование многодетных семей



Тестовые задания По курсу «Социальная работа с семьей»

6 Семестр, 3 курс спец. «Социальная работа»

1. Бездетная (или инфертильная), однодетная, малодетная, многодетная — это классификация семей:

по количеству детей

2. Неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья из нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака — это классификация семей:

по количеству детей

3. С одной брачной парой с детьми или без де­тей; с одним из родителей супругов и другими родственни­ками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родствен­ников или без них; с матерью (отцом) и с детьми- это классификация семей:

по структуре

по количеству детей

4. Эгалитарные и авторитарные семьи — это классификация семей:

по однородности социального состава

по типу главенства в семье

по состоянию психологического здоровья

5. Семья — «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое ме­сто комфорт, здоровье, порядок — это классификация семей:

по семейному быту, укладу

по состоянию психологического здоровья

6. Социально гомоген­ные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи -это классификация семей:

семейному быту, укладу

по однородности социального состава

7. Молодожены, молодая семья, се­мья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары — это классификация семей:

по качеству отношений и атмосфере в семье

по характеру проведения какого-либо досуга

по семейному стажу:

8. Благополуч­ная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная:

по качеству отношений и атмосфере в семье

по особым условиям семейной жизни

9. Городская, сельская -это классификация семей:

по месту проживания

семейному быту, укладу

по географическому признаку

10. Патрилокальная (молодожены посе­ляются в доме родителей мужа); матрилокальная (молодая семья живет в доме родителей жены); неолокальная (моло­дая пара отделяется и живет, независимо от родителей и других родственников) — это классификация семей:

по месту проживания

по особым условиям семейной жизни

по социальной мобильности

11. Семьи с «физио­логическим» или «наивно-потребительским» типом (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, различные зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления — это классификация семей:

по особым условиям семейной жизни

по типу потребительского поведения

по характеру проведения какого-либо досуга

12. Функции семьи, вытекающие из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, — это:

Специфические

13. Рождение детей (репродуктивная функция), содержа­ние детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации) — это:

Специфические фунуции

14. Накопление и пе­редача собственности, статуса, организация производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, забота о здо­ровье и благополучии членов семьи, создание микроклима­та, способствующего снятию напряжения и самосохране­нию «Я» каждого члена семьи:

Неспецифические функ­ции

15. Малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях отношениях — супружества, родительства, родства людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство, — это

16. Социальный институт, харак­теризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть по­вседневной жизни людей — это:

17. К факторам сплоченности семьи не относят:

удовлетворение общей для всей группы потребности в безопасности и эмоцио­нальном покое;

зависть и соперничество

перевес позитивных эмоциональных межлич­ностных связей над негативными;

общие идеалы и интересы;

18. К объективным характеристикам функционирования семьи не относится:

особенности эмоциональных связей в семье.

главенство и ролевая структура семьи;

удовлетворенность браком;

19. К субъективным характеристикам функционирования семьи не относится:

особенности коммуникации в семье;

семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание;

20. Интегральной характеристикой семьи является:

сплоченность семьи.

эмоциональная отзывчивость членов семьи

21. Под функциями семьи понимают:

обязанности по отношению к обществу;

жизнедеятельность семьи, связанная с удов­летворением определенных потребностей ее членов;

структуру потребностей членов семьи.

отношения между семьей и ее социальным окружением

22. Функции семьи тесно связаны:

с потребностями общества в институте семьи;

с базовыми потребностями человека;

с потребностями личности в принадлежности к семейной группе;

с требованиями общества к семейной организации.

23. Сущность «терапевтической функции семьи» состоит в том, что:

Семья увеличивает продолжительность жизни ее членов.

Члены семьи оказывают друг другу психологическую поддержку.

Взрослые члены семьи выступают в роли психотерапевтов по отношению к детям.

В структуре семейной терапии роли членов семьи аддитивны.

24. Какая из семейных функций связана с удовлетворением потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях?

воспитательная.

25. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «воспроизводство жизни, то есть рожде­ние детей, продолжение человеческого рода»:

репродуктивная

26. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности»:

экономическая;

27. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного кол­лектива на каждого своего члена в течение всей его жиз­ни»:

воспитательная.

28. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «семья – это сфера абсолютной защищенности»:

29. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «социализация молодого поколения, под­держание культурного воспроизводства общества»:

воспитательная

сфера первичного социального контроля

30. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «поддержание физического здо­ровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи»

хозяйственно-бытовая;

31. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация от­ветственности и обязательств в отношениях между су­пругами, родителями и детьми, представителями стар­шего и среднего поколений»:

сфера первичного социального контроля

32. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение»:

духовного общения

33. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «удовлетворение сексуальных потребностей супругов, сексуальный контроль»:

сексуально-эротическая

сфера первичного социального контроля

34. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство со­циальной структуры»:

социально-статусная

сфера первичного социального контроля

35. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «организация рационального досуга, взаимо­обогащение интересов»:

сфера первичного социального контроля

36. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия»:

Эмоциональная

сфера первичного социального контроля

37. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «функция восстанов­ления психологического здоровья, достижения психоло­гического комфорта»:

рекреативная

сфера первичного социального контроля

38. Какой тип брачно-семейных отношений является преобладающим в настоящее время

патриархальный

все ответы верны

39. О каком типе семьи идёт речь: «…виды семейных обязанностей четко разделены между мужчинами и женщинами, сыновья приводят своих жён в клан своего отца, а дочери уходят в семейные кланы своих мужей и теряют фамилию»:

патриархальная;

40. О каком типе семьи идёт речь: «…отношения строятся на стремлении к максимальному раскрытию своей человеческой природы на основе взаимной симпатии, расположенности, признательности и эротической привязанности»:

супружеская.

41. О каком типе семьи идёт речь: «Сосредоточением интересов родителей является ребёнок, на его обеспечение, воспитание и образование расходуется значительная часть семейного бюджета»:

детоцентрическая;

42. О каком виде семьи идёт речь: «….широко распространенная сегодня модель орга­низации семейной жизни, при которой оба супруга ставят перед собой цели профессиональной реализации»:

бикарьерная;

43. Под структурой семьи понимают:

состав семьи и число ее членов, совокупность их взаимоотношений;

границы между подсистемами;

44. Наиболее распространенной моделью семьи является:

ни один ответ не верен.

45. Семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, удовлетворяются основные потребности как семьи в целом, так и каждого ее члена – это:

Нормально функционирующая

Все ответы верны

46. К семьям, в которых нарушается пси­хическое здоровье их членов, не обеспечивается личностное и духовное развитие, замалчиваются серьезные семейные проблемы относятся:

дисфункциональные;

47. Семейная система, состоящая из двух поколений (родители и дети):

нуклеарная семья;

48. О какой семье идет речь: «криминальная группа, где наруша­ются права ребенка: жестокое обращение, физическое и другие виды насилия, вовлечение в криминальную дея­тельность родителей, употребление алкоголя, наркотиков; невыполнение родителями обязанностей по жизне­обеспечению ребенка»:

аморальная семья

педагогически несостоятельная семья

49. О какой семье идет речь: «с низким уров­нем общей и психолого-педагогической культуры родите­лей; с нежеланием видеть и исправлять ошибки воспита­ния; с сознательной ориентацией ребенка на неприятие им социальных и нравственных норм»:

педагогически несостоятельная семья

50. О какой семье идет речь: «где с рождения дети воспитывают­ся в обстановке пренебрежения к общепринятым нор­мам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения»:

Читайте также:  Тест какой тип мужчины тебе нужен

асоциальная семья

педагогически несостоятельная семья

51. Система родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейных установок и системы власти и авторитета, система семейных ролей – это:.

Структура семьи

52. Как малая социальная группа семья рассматривается в тех случаях, когда исследованию подвергаются:

личностные особенности членов семьи;

жизненные ориентации семейных партнеров;

отношения между индивидами, составляющими семью;

мотивация на брак.

53. Исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству:

54. Семья, объединяющая две или более нуклеарные семьи с общим домохозяйством, состоящая из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков):

пополненная семья

55. Семьи, по типу распре­деления семейных ролей, гдеглавой является один из супругов, нередко жена, называется:

Централистический

56. Семьи, по типураспре­деления семейных ролей, где муж и жена распределяют роли и не вмешивают­ся в сферу влияния другого называется:

57. Семьи, по типу распре­деления семейных ролей, где управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере называется:

демократический

58. Семья, характеризующаяся высо­ким уровнем детско-родительских отношений, взаимоуважением, взаи­мопониманием, объединенных чувством родительского и сыновьего дол­га и ответственности за благополучие всех членов семьи:

социально-благополучная

59. Семьи, имеющие педагогические, психологи­ческие, социальные проблемы, для этих семей характерны гипоопека или гиперопека в отношении детей:

60. Семьи, где есть сферы столкновения интересов, потребностей, намерений, что порождает сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния:

конфликтные,

61. Семья, переживающая внешний и внутрен­ний кризис:

62. Характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как бла­гополучные:

Семьи группы риска

63. Особенности жиз­недеятельности семьи, затрудняющие или препятствующие выпол­нению семьей ее функций – это:

Нарушение семейной системы

Нарушения функций

Нарушение семейных отношений

64. Как малая социальная группа семья рассматривается в тех случаях, когда исследованию подвергаются:

отношения между индивидами, составляющими семью.

ролевые отношения в семье

ценности, связанные с самоутверждением личности

65. Семья представляет собой динамическую микросистему, постоянно находящуюся в развитии

66. Является ли верным утверждение, что для понимания семьи достаточно простого анализа состоя­ния каждого отдельного члена?

67. Семейную систему можно рассматривать как единое образование, совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и обладающее определённой структурой:

68. Динамические характеристики семейной системы связаны со следующими процессами:

взаимодействия;

69. Основными подсистемами семьи являются:

все ответы верны.

70. Что из ниже перечисленного не относится к параметрам семейной системы:

Семейные кризисы.

71. Кто первым опубликовал работы по проблемам развития семьи и выделил жизненные циклы семьи?

72. Стереотипы взаимодействия семьи – это:

обмен сообщениями

взаимная поддержка, кооперация

73. Семейные границы используют в описании:

взаимоотношений между семьей и социальным окружением,

между различными подсистемами внутри семьи.

все ответы верны.

74.Границы адекватно функционирующей семьи:

хорошо определены и достаточно гибки

диффузны и проницаемы

жёсткие и ригидные

75. Семейные правила – это:

договорённость между членами семьи;

устойчиво используемые способы поведения.

76. Семейные мифы – это:

определённое неосознаваемое соглашение между членами семьи поддерживающее семейное единство, формирующее образ семьи.

Разделяемые большинством членов семьи ложные мнения о состоянии современной семьи.

обмен сообщениями или взаимодействиями

Факты и легенды о генеалогии семьи, помогающие ее членам в социальном самоутверждении.

77. Что из ниже перечисленного не относится к стабилизатором семейной системы:

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Тест. Итоговый тест по МДК 02.01 Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми.

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

В РФ понятие и содержание семейной политики опирается на нормы, изложенный в

Варианты ответов
  • Конституция РФ
  • Всеобщая декларация прав человека
  • Семейный кодекс РФ
Вопрос 2

В каком нормативном правовом акте закреплено положение о том, что «семья, материнство, отцовство и детство в РФ находится под защитой государства»?

Варианты ответов
  • Жилищный кодекс
  • Семейный кодекс
  • Гражданский кодекс
Вопрос 3

Объектом государственной семейной политики является:

Варианты ответов
  • семья
  • детство
  • материнство
Вопрос 4

Понятие «ребенок» в Семейном кодексе РФ определяется как лицо, не достигшее возраста:

Варианты ответов
  • 12 лет
  • 16 лет
  • 18 лет
Вопрос 5

В соответствии с законодательством обязанность по выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений возложена на:

Варианты ответов
  • органы опеки и попечительства
  • комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • уполномоченного по правам ребенка
Вопрос 6

Какой из уровней законодательства играет основополагающую роль в определении прав семьи и детей?

Варианты ответов
  • законодательство субъектов РФ
  • нормы международного права
  • федеральное законодательство РФ
Вопрос 7

К основным международным правовым актам в сфере защиты прав ребенка относятся:

Варианты ответов
  • Всеобщая декларация прав ребенка
  • Конвенция о правах ребенка
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Вопрос 8

Конвенция о правах ребенка:

Варианты ответов
  • не ратифицирована РФ
  • ратифицирована РФ
  • не ратифицирована РФ, но ее положения обязательны для применения законодательством РФ
Вопрос 9

В соответствии с положениями Конституции РФ и Семейного кодекса РФ:

Варианты ответов
  • родители имеют равные права в отношении своих детей
  • отец имеет преимущественные права в отношении своих детей
  • мать имеет преимущественные права в отношении своих детей
Вопрос 10

В соответствии с Конституцией РФ гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:

Варианты ответов
  • с 14 лет
  • с 16 лет
  • с 18 лет
Вопрос 11

В соответствии с положением Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей, проживающих в семье, возлагается в первую очередь:

Варианты ответов
  • комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • сотрудников прокуратуры
  • родителей
Вопрос 12

В соответствии с положениями Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка, к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся:

Варианты ответов
  • дети, пропускающие школьные занятия без уважительной причины
  • дети-инвалиды
  • дети из многодетных семей
Вопрос 13

В РФ права и свободы человека гарантируются ребенку:

Варианты ответов
  • с момента наступления совершеннолетия
  • от рождения
  • с момента получения паспорта
Вопрос 14

Какой из органов исполнительной власти субъекта РФ реализует государственную политику в сфере обеспечения прав семьи и детей?

Варианты ответов
  • Министерство природных ресурсов и экологии
  • Министерство экономического развития
  • Министерство здравоохранения
Вопрос 15

Каким федеральным законом установлена единая система государственных пособий гражданам и семьям, имеющим детей?

Варианты ответов
  • Об основах обязательного социального страхования
  • О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей
  • О государственных пособиях гражданам, имеющим детей
Вопрос 16

По какому напрвлению можно использовать материнский (семейный) капитал в соответствии с нормами Федерального закона о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей?

Варианты ответов
  • на формирование накопительной пенсии матери
  • на приобретение автомобиля семьей
  • на образование детей
  • на приобретение жилья (улучшение условий проживания)
  • на оплату семейной туристической поездки
Вопрос 17

К основным видам социальных выплат относятся:

Варианты ответов
  • пенсии
  • единовременная выплата
  • пособия
Вопрос 18

К пенсионным выплатам семьям с детьми относятся

Варианты ответов
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца
  • социальная пенсия по случаю потери кормильца
  • социальная пенсия детям-инвалидам
Вопрос 19

Федеральным законом об основах социального обслуживания граждан деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам определяется как:

Варианты ответов
  • социальное сопровождение
  • социальная услуга
  • социальное обслуживание
Вопрос 20

В соответствии с Национальным стандартом социального обслуживания населения к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, относится:

Варианты ответов
  • комплексный центр социального обслуживания населения
  • центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей
  • центр психолого-педагогической помощи населению
Вопрос 21

В течение какого срока со дня поступления сведений о детях (или ребенке), оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства в соответствии с нормами Семейного кодекса РФ обязаны обеспечить устройство ребенка?

Варианты ответов
  • в течение 3 дней
  • в течение месяца
  • в течение 3 месяцев
Вопрос 22

Какая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ является приоритетной?

Варианты ответов
  • устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • усыновление (удочерение)
  • приемная семья
Вопрос 23

С какого возраста в соответствии с нормами Семейного кодекса РФ необходимо получение согласия ребенка при его усыновлении, оформлении над ним опеки и попечительства?

Варианты ответов
  • с 8 лет
  • с 10 лет
  • с 12 лет
Вопрос 24
Варианты ответов
  • опека
  • попечительство
Вопрос 25

Укажите лиц, которые не имеют права стать усыновителями

Варианты ответов
  • лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными
  • совершеннолетние лица обоего пола
  • лица, лишенный родительских прав или ограниченные судом в родительских правах
  • лица, страдающие психическими расстройствами и расстройствами поведения
Читайте также:  Экономика предприятия Тесты с ответами Тема 13 14
Вопрос 26

Какая семья в соответствии с нормами Федерального закона о государственной социальной помощи признается малоимущей?

Варианты ответов
  • имеющая в своем составе трех и более детей
  • имеющая в своем составе ребенка-инвалида
  • имеющая среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ
Вопрос 27

Какой вид пенсии в соответствии с нормами Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении выплачивается ребенку-инвалиду?

Варианты ответов
  • трудовая пенсия по инвалидности
  • социальная пенсия по инвалидности
  • пенсия по инвалидности
Вопрос 28

Система и процесс формирования отсутствовавших у детей-инвалидов способностей к бытовой, общественной и иной деятельности характеризуют собой такое понятие как:

Варианты ответов
  • адаптация
  • абилитация
  • реабилитация
Вопрос 29
Варианты ответов
  • абилитация
  • реабилитация
Вопрос 30
Варианты ответов
  • безнадзорный
  • беспризорный
Вопрос 31

В систему профилактики безнадзорности и правонрушений несовершеннолетних входят:

Варианты ответов
  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • органы опеки и попечительства
  • органы управления здравоохранением
  • учреждения уголовно-исполнительной системы
  • органы, осуществляющие управление в сфере образования
Вопрос 32

Правовые последствия ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей по отношению к несовершеннолетним детям:

Варианты ответов
  • лишение или ограничение родительских прав
  • административный арест
  • отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью
Вопрос 33

Какой из органов ситемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должен быть информирован о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении?

Варианты ответов
  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • орган управления социальной защитой населения
  • орган управления здравоохранением
Вопрос 34

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние начиная с возраста

Варианты ответов
  • 6 лет
  • 8 лет
  • 11 лет
Вопрос 35

Лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, законодательством определяются как

Варианты ответов
  • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • дети-сироты
  • дети, оставшиеся без попечения родителей
Вопрос 36

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, утрачивают право н полное государственное обеспечение в случае

Варианты ответов
  • их усыновления
  • оформления над ними опеки (попечительства)
  • их устройства в приемную семью
Вопрос 37

Действие или действия в сфере социального обслуживания по окзанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и/или расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности

Варианты ответов
  • социальная услуга
  • социальное обеспечение
  • социальное сопровождение
Вопрос 38

Обязательное участие государства в содержании граждан,не имеющих достаточных средств к существованию по причине временной или постоянной нетрудоспособности, или иным независящим от них объективным причинам

Варианты ответов
  • социальное обеспечение
  • социальная услуга
  • социальное сопровождение
Вопрос 39

Деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам

Источник

Тест, Анкетирование многодетных семей

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Социальный педагог Антипова Е.В.

Анкетирование многодетных семей.

Общие сведения о многодетной семье.

2.Состоите ли Вы в браке?

 Состою в гражданском браке

3.Сколько детей в Вашей семье?_______________________________________

Из них родных______________

4. Ваша многодетная семья образовалась в результате:
1. желания иметь много детей;
2. повторный брак;
3. так получилось;
4. другое__________________________

5. Семья для Вас — это…
1. радость
2. продолжение рода
3. привычка
4. отдых
5. обуза
6. помеха
7. другое (что именно напишите)
8. затрудняюсь ответить

6. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:
1. очень хорошие
2. хорошие
3. не очень хорошие
4. плохие
5. другое____________________________________________________

7. Считаете ли Вы свою семью дружным коллективом?
1. да
2. не совсем
3. нет
4. затрудняюсь ответить

8. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?
1. да, довольно часто
2. да, часто
3. иногда
4. редко
5. не бывает

9. В отношениях с детьми Вас больше всего волнует (можете отметить несколько вариантов)
1. проблема воспитания
2. отсутствие заботы друг о друге
3. отсутствие понимания
4. недостаток времени на общение с детьми
5. непослушание
6. другое_____________________________________________

10. Как Вы проводите досуг? (отметьте несколько вариантов)

1. В кругу семьи, занимаюсь с детьми

2. Активный отдых (спорт, туризм, рыбалка и пр.)

3. Чтение, рукоделие

4. Просмотр телевизора

5. Посещаем кинотеатры, театры, выставки, музеи

11. Как проводят свободное время Ваши дети? (можете отметить несколько вариантов)
1. игры, прогулки, спорт
2. чтение, рисование, музыка
3. занятия в кружках, секциях
4. в кругу семьи
5. кино, телевидение, компьютер
6. когда как
7. затрудняюсь ответить
8. другое___________________________________________________________

12. Какие кружки, секции посещают Ваши дети?

Не посещают (причины)_____________________________________________

13. Трудовая занятость родителей?

3. Работает супруг (супруга)

4. Занимаемся индивидуальным предпринимательством

14. Кто в Вашей семье приносит основной доход?
1. я сам (а)
2. другой из членов семьи
3. другое___________________________________________________

15. Основной источник дохода семьи?

1. Заработная плата

2. Социальные выплаты

3. Помогают родственники

16. Каков доход на одного члена вашей семьи?:
1. до 1000 рублей
2. 1000-2000 рублей
3. 2000-4000 рублей
4. больше 5000 рублей

5. затрудняюсь ответить

17. Ваши жилищные условия?

1. Собственная квартира

3. Аренда квартиры

4. Живём у родственников

18.Нуждаетесь ли Вы в улучшении жилищных условий?

19. Из каких источников Вы узнаете о мерах социальной поддержки?

20. В чём нуждается Ваша семья?

1. Материальная помощь (денежные выплаты)

2. Натуральная помощь (одежда, продукты питания, медикаменты)

Источник

«Социально-диагностическая работа социального педагога с многодетными семьями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Социально-диагностическая работа социального педагога с многодетными семьями»»

«Социально-диагностическая работа социального педагога с многодетными семьями»

Исследование проводилось на базе МБОУ-Шатиловский лицей, социальный педагог Пряжникова Валентина Романовна.

В ходе данного исследования решались следующие задачи:

1) Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения;

2) Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетной семьей.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что многодетная семья представляет собой социальную группу, в которой возможны различные ценностные ориентиры, различные критерии оценок жизненных явлений, идеалы, точки зрения, убеждения, влияющие на формирование семейных традиций. Очень важно осмыслить нынешнее положение этой категории семей, а также пути улучшения помощи, поддержки.

Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. Можно выделить следующие виды многодетных семей.

1. Семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок — одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше.

2. Семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей. Третий и последующие дети могли появиться в них главным образом из-за отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут сформироваться, например, в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений.

3. Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети.

4. Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях само появление детей на свет является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и типичной психологической установкой родителей выступает убеждение в том, что их основная задача — произвести ребенка на свет, а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства.

Отнесение семьи к тому или иному типу позволяет четко определить оптимальный стиль взаимоотношений с ней, объем и характер необходимой социальной и иной помощи.

ПРОБЛЕМЫ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д.

Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.

Читайте также:  Гегелевская диалектика выразила идею тест

Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10— 15 %. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.

Многодетные семьи имеют общую специфическую социальную проблему: дети из таких семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, для них характерны слабое здоровье, снижение социального возраста старших сиблингов, что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе.

Роли социального педагога:

Социальный педагог при работе с многодетной семьей выступает в трех основных ролях:

Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Формы работы социального педагога с многодетной семьей:
1. Родительские собрания;
2. Конференции;
3.Тренинги;
4. Индивидуальные и тематические консультации;
5. Беседы;
6. Посещение семей;
7. Выпуск информационных листов и т.д.

Социальный педагог при работе с многодетной семьей реализует следующие функции:

Диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);

Прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);

Организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);

Правозащитная (поддержка семьи в защите своих прав, свобод, социальных гарантий);

Предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения);

Социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);

Социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи);

Организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества для семьи).

Организуя работу с семьей, социальный педагог должен учитывать следующее:

— любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях, поэтому необходимо научиться не только жаловаться, но и хвалить ребенка, видеть хорошее;

— не стоит ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными;

— не рекомендуется относиться к трудным подросткам с позиции силы или страха; необходимо научиться самому и учить трудных детей видеть радостные перспективы будущей жизни;

— не стоит злоупотреблять доверием подростка и его родителей;

— никогда не следует ставить окончательный и безнадежный диагноз, так как ни один из методов диагностики не дает бесспорной и окончательно верной информации.

И так работа социального педагога с многодетной семьей начинается с ее изучения. Для социального педагога исследование семьи — это, с одной стороны, обязательный процесс, необходимый для дальнейшей работы, с другой — процесс профессиональных открытий. Работа социального педагога с семьей осуществляется по определенному алгоритму. Первоначально, с чего начинает социальный педагог, — это диагностика семьи.

К основным направлениям работы социального педагога с многодетными семьями относятся следующие:

— работа по выявлению и учету многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи (ориентировочные вопросы: количество членов семьи, в том числе детей, наличие других родственников, проживающих совместно с многодетной семьей; пол и возраст детей, родителей; материальное положение семьи; место работы родителей и их доход; сведения о том, работают ли подростки из состава семьи, о месте их работы и доходе; возможные пути повышения доходов родителей и детей; жилищные условия; отношения между родителями и детьми, отношения с другими родственниками, если они проживают совместно; состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства; уровень образования родителей и других членов семьи, если они проживают совместно; сведения о том, учатся ли дети и в каких образовательных учреждениях; успеваемость детей в образовательном учреждении; наличие детей, которые не учатся и не работают, выяснение причин этого; наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы; круг интересов семьи);

— определение с помощью различных источников основных проблем и потребностей семьи;

— установление основных нормативов в оказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена;

— решение эмоционально-психологических проблем;

— консультирование, педагогическая помощь;

— социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;

— наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи, помощь семье в устройстве детей-инвалидов в специализированные учреждения, направление детей и родителей из конфликтных семей на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейных отношений, предупреждения новых конфликтов и т.п.;

— организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;

— периодическая проверка предоставления различных установленных видов помощи (своевременного получения пособий, выделенных продовольственных и вещевых посылок и т.п.);

— объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама многодетная семья, в целом, как коллектив, деятельность социального педагога с многодетной семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Социальная диагностика является одной из важнейших технологий работы социального педагога с многодетной семьей. Мной был составлен социальный паспорт школы, банк данных по категориям семей. Анализ документации позволил получить следующие данные: из 17 многодетных семей только 1 является благополучной, 2 семьи – неблагополучные 3 категории, 1 семья — неблагополучная 2 категории. Исходя из классификации неблагополучных семей: 4 категория – педагогически несостоятельные; 3 категория – злоупотребляющие алкоголем; 2 категория – злоупотребляющие алкоголем, воспитанием детей не занимающиеся; 1 категория – родители могут быть лишены родительских прав. Из 17 семей – 8 семей являются неполными и 9 полными семьями . Анализ материальной обеспеченности полных многодетных семей показал, что из 9 семей в 6-ти семьях один из родителей не работает (чаще мать), в 2-х семьях – не работают оба родителя (см. диаграмму 3), только в одной семье работают оба родителя.

Анализ причин, которые привели к появлению статуса неполной многодетной семьи, показал, что 3 семьи остались неполными после развода, 2 – после смерти супруга и 3 семьи состоят из детей и матери-одиночки. Из 8 неполных семей мать работает – 3 семьи, мать находится в декретном отпуске – 2 семьи, мать не работает и не состоит на учете в ЦЗН – 3 семьи.

Большинство многодетных семей имеют в среднем 3-4 ребенка, только в одной семье неработающая одинокая мать воспитывает 7 детей. Из 9 полных семей 8 являются малообеспеченными, 1 семья – с доходом выше прожиточного минимума; из 8 малообеспеченных – 1 семья является неблагополучной 3 категории. Из 8 неполных семей все являются малообеспеченными, 1 является неблагополучной 3 категории, 1 – неблагополучной 2 категории, остальные относятся к категории проблемных семей.

Таким образом, анализ социального статуса и состава семьи показал, что практически все семьи (95%) являются малообеспеченными, наиболее социально уязвимыми являются неполные многодетные семьи одиноких матерей.

Работа социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения Шатиловский лицей включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика.

Социальная диагностика многодетных семей включает в себя следующие этапы работы: предварительное ознакомление с объектом работы, выявление его сильных и слабых сторон (исследование социального статуса), выбор направлений комплексной помощи семье. Важную роль имеет промежуточная диагностика и контроль для закрепления результатов проведенной работы. Социальная адаптация, социальное консультирование, социальная профилактика реализуются в следующих направлениях работы социального педагога:

— проведение педагогического консультирования родителей;

— проведение профилактических бесед;

— организация педагогических семинаров;

— диагностика причин девиантного поведения детей;

— привлечение учащихся к работе в культурно-массовых мероприятиях, вовлечение в работу кружков, секций во внеурочное время с целью профилактики безнадзорности;

— организация летнего отдыха учащихся в пришкольных лагерях;

— содействие в профориентации учащихся, индивидуальное трудоустройство подростков.

На основе анализа работы социального педагога нами были разработаны практические рекомендации для повышения эффективности работы социального педагога с данной категорией семей. Разработка практических рекомендаций для социального педагога проводилась в двух направлениях:

1. Оптимизация работы с семьей.

2. Повышение эффективности социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей.

Был разработан комплекс мер и формы работы, способствующие эффективности реализации технологий работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Основное внимание уделялось комплексу превентивных и профилактических мер, предупреждающих появление проблем у многодетных семей. Применение этих рекомендаций обеспечит повышение эффективности технологий работы социального педагога с многодетной семьей.

Источник