Меню

Тематический апперцептивный тест история



Тематический апперцептивный тест

Тематический апперцептивный тест — проективная психодиагностическая методика, разработанная 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган. Целью методики являлось исследование движущих сил личности — внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов. После второй мировой войны тест стал широко применяться психоаналитиками и клиницистами для работы с нарушениями в эмоциональной сфере пациентов.

Сам Генри Мюррей определяет ТАТ следующим образом:

— Copyright 1943 by the President and Fellows of Harvard College.

© Copyright 1971 by Henry Alexander Murray.

Printed in the United States of America

Содержание

История создания методики

Тематический апперцептивный тест был впервые описан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году. В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии «Исследование личности» Г.Мюррея с сотрудниками. Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году.

Процесс тестирования

Тестируемому предлагаются чёрно-белые рисунки, на большинстве которых изображены люди в бытовых ситуациях. На большинстве рисунков ТАТ изображены человеческие фигуры, чувства и действия ко­торых выражены с различной степенью ясности. ТАТ содержит 30 картин, некоторые были нарисованы специально по указанию психологов, другие являлись репродукциями раз­личных картин, иллюстраций или фотографий. Кроме того, испытуемому предъявляется также белый лист, на котором он может вызвать путем воображения любую картину, какую захочет. Из этой серии в 31 рисунок каждому испытуемому обычно предъявляется последовательно 20. Из них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемого. Эта дифференциация определя­ется возможностью наибольшей идентифи­кации испытуемым себя с изображенным на рисунке персона­жем, так как такая идентификация легче, если рисунок вклю­чает персонажи, близкие испытуемому по полу и возрасту. Ис­следование обычно проводится в два сеанса, разделенные од­ним или несколькими днями, в каждом из которых предъявля­ются последовательно в определенном порядке 10 рисунков. До­пускается, однако, модификация процедуры ТАТ. Некоторые психологи считают, что в клинических условиях более удобно проводить исследование целиком в один раз с 15-минутным пе­рерывом, другие же используют часть рисунков и проводят ис­следование за 1 ч. Испытуемому предлагается придумать исто­рию по каждой картине, в которой нашла бы отражение изоб­раженная ситуация, было бы рассказано, что думают и чувст­вуют персонажи картины, чего они хотят, что привело к ситуа­ции, изображенной на картине, и чем это закончится. Ответы за­писываются дословно с фиксацией пауз, интонаций, восклица­ний, мимических и других выразительных движений (могут быть привлечены стенография, магнитофон, реже запись пору­чается самому испытуемому). Так как испытуемый не знает о значении своих ответов, касающихся, казалось бы, посторон­них для него объектов, ожидается, что он раскроет определен­ные аспекты своей личности более свободно и с меньшим соз­нательным контролем, чем при прямом расспросе. Интерпретация протоколов ТАТ не должна проводиться «в вакууме», этот материал следует рас­смотреть по отношению к известным фактам жизни личности, которую исследуют. Большое значение придается подготовке и искусству психолога. Помимо знания психологии личности и клиники, он должен иметь значительный опыт работы с ме­тодом, желательно использование этого метода в условиях, когда возможно сопоставление результатов по ТАТ с подроб­ными данными об этих же испытуемых, полученными другими средствами.

Интерпретация результатов

Г.Линдзи выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие 5 допущений связаны с определением наиболее диагностически информативных рассказов или их фрагментов.

  1. Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, и желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика.
  2. Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической форме.
  3. Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики импульсов и конфликтов. В одних может содержаться много важного диагностического материала, а в других — очень мало, или он может вообще отсутствовать.
  4. Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего, менее значимы, чем темы, прямо не обусловленные стимульным материалом.
  5. Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.

И, наконец, еще 4 допущения связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися других аспектов поведения.

  1. Рассказы могут отражать не только устойчивые диспозиции и конфликты, но и актуальные, связанные с текущей ситуацией.
  2. Рассказы могут отражать события из прошлого опыта субъекта, в которых он не участвовал, но был их свидетелем, читал о них и т.п. Вместе с тем сам выбор этих событий для рассказа связан с его импульсами и конфликтами.
  3. В рассказах могут отражаться, наряду с индивидуальными, групповые и социокультурные установки.
  4. Диспозиции и конфликты, которые могут быть выведены из рассказов, не обязательно проявляются в поведении или отражаются в сознании рассказчика.

В подавляющем большинстве схем обработки и интерпретации результатов ТАТ интерпретации предшествует вычленение и систематизация диагностически значимых показателей на основании формализованных критериев. В.Э.Рэнге называет эту стадию обработки симптомологическим анализом. На основе данных симптомологического анализа делается следующий шаг — синдромологический анализ по Рэнге, который заключается в выделении устойчивых сочетаний диагностических показателей и позволяет перейти к формулировке диагностических выводов, которая представляет собой третий этап интерпретации результатов. Синдромологический анализ, в отличие от симптомологического, в очень слабой мере поддается какой-либо формализации. Вместе с тем он неизбежно опирается на формализованные данные симптомологического анализа.

Источник

Тематический апперцептивный тест: особенности использования на современном этапе

Рубрика: Психология

Дата публикации: 29.06.2015 2015-06-29

Статья просмотрена: 1067 раз

Библиографическое описание:

Хныкина, В. В. Тематический апперцептивный тест: особенности использования на современном этапе / В. В. Хныкина, А. А. Гречко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 753-757. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20747/ (дата обращения: 21.06.2021).

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — методика, составляющая золотой фонд психодиагностики. Тест был разработан в начале 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган и впервые описан ими в 1935 году. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил в монографии Г. Мюррея «Исследование личности» (1939 г.), окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году. Однако, в настоящее время использование классического стимульного материала вызывает значительные трудности у практикующих психологов. Особенно заметным это становится, когда в качестве испытуемых выступают подростки, в том числе с нарушениями интеллекта. Участники исследований, которым предлагались картинки, с трудом идентифицировали себя с персонажами классического набора, высказывая мысли следующего содержания: «это герои старинных фильмов», «это какие-то фотографии из прошлого, я не знаю, что у них тогда происходило».

Читайте также:  Ингредиенты для Имбирное песочное печенье с глазурью

Мы обратили внимание на то, что даже первая картинка из набора (мальчик со скрипкой) вызвал трудности у ребят. Несмотря на то, что персонаж близок по возрасту к группе испытуемых, они затруднялись описать его чувства и мысли. После бесед, проведенных с подростками и обсуждения этих неожиданных трудностей со специалистами-практиками мы пришли к выводу, что сама ситуация со скрипкой на сегодняшний день потеряла свою актуальность. В прошлом эта картинка позволяла выявлять типичные реакции детей и подростков по отношению к родителям, соотношение автономии и подчинения внешним требованиям, характеристики мотивации достижения и ее фрустрации, так как занятия музыкой (в частности, игра на скрипке) были весьма распространенной практикой и многими детьми воспринималась как неизбежная необходимость, следование воле родителей. Современные дети не так часто становятся перед необходимостью выполнять подобные требования родителей и могут судить о переживаниях «мальчика со скрипкой» разве что по фильмам (кстати сказать, тоже не волне современным). Что же касается подростков из неблагополучных семей, детей, оставшихся без попечения родителей — они и вовсе не могут применить предложенную ситуацию к себе.

С появлением современных технологий у нас появилась возможность осовременить апперцептивный тест. Чтобы воплотить нашу идею в жизнь мы использовали преимущество цифровой фотографии и возможности ее обработки на компьютере с помощью редактора фотографий (Adobe Photoshop). На начальном этапе мы решили осовременить первую картинку набора. В классическом варианте она выглядит так, как на рисунке 1.

Созданный нами стимульный материал включал несколько проб. Мы экспериментировали с полом ребенка, телосложением, одеждой, национальностью и предметом на столе. Также были изменены цвет фотографий, на некоторые из них наложены фильтры с помощью графического редактора. В полученном комплекте фотографий присутствуют как цветные варианты, так и черно-белые. Съемка проводилась на зеркальный фотоаппарат Canon E650 на объектив с фокусным расстоянием 55–250 mm. Обработка фотографий производилась в графическом редакторе Adobe Photoshop CS6.

При работе над обновленной версией стимульного материала к методике мы столкнулись с некоторыми трудностями. Нам необходимо было определить, какие детали на снимках необходимо оставить такими же, как в оригинальном варианте, а какие могут быть изменены, осовременены. Кроме того, мы испытали некоторые трудности при поиске артистичных детей, которые смогли бы достоверно передать на камеру атмосферу оригинальной ситуации. Примеры отобранных нами изображений представлены ниже (см. рисунки 2–8).

Источник

Тематический апперцептивный тест: особенности использования на современном этапе

Рубрика: Психология

Дата публикации: 29.06.2015 2015-06-29

Статья просмотрена: 1067 раз

Библиографическое описание:

Хныкина, В. В. Тематический апперцептивный тест: особенности использования на современном этапе / В. В. Хныкина, А. А. Гречко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 753-757. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20747/ (дата обращения: 21.06.2021).

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — методика, составляющая золотой фонд психодиагностики. Тест был разработан в начале 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган и впервые описан ими в 1935 году. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил в монографии Г. Мюррея «Исследование личности» (1939 г.), окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году. Однако, в настоящее время использование классического стимульного материала вызывает значительные трудности у практикующих психологов. Особенно заметным это становится, когда в качестве испытуемых выступают подростки, в том числе с нарушениями интеллекта. Участники исследований, которым предлагались картинки, с трудом идентифицировали себя с персонажами классического набора, высказывая мысли следующего содержания: «это герои старинных фильмов», «это какие-то фотографии из прошлого, я не знаю, что у них тогда происходило».

Мы обратили внимание на то, что даже первая картинка из набора (мальчик со скрипкой) вызвал трудности у ребят. Несмотря на то, что персонаж близок по возрасту к группе испытуемых, они затруднялись описать его чувства и мысли. После бесед, проведенных с подростками и обсуждения этих неожиданных трудностей со специалистами-практиками мы пришли к выводу, что сама ситуация со скрипкой на сегодняшний день потеряла свою актуальность. В прошлом эта картинка позволяла выявлять типичные реакции детей и подростков по отношению к родителям, соотношение автономии и подчинения внешним требованиям, характеристики мотивации достижения и ее фрустрации, так как занятия музыкой (в частности, игра на скрипке) были весьма распространенной практикой и многими детьми воспринималась как неизбежная необходимость, следование воле родителей. Современные дети не так часто становятся перед необходимостью выполнять подобные требования родителей и могут судить о переживаниях «мальчика со скрипкой» разве что по фильмам (кстати сказать, тоже не волне современным). Что же касается подростков из неблагополучных семей, детей, оставшихся без попечения родителей — они и вовсе не могут применить предложенную ситуацию к себе.

С появлением современных технологий у нас появилась возможность осовременить апперцептивный тест. Чтобы воплотить нашу идею в жизнь мы использовали преимущество цифровой фотографии и возможности ее обработки на компьютере с помощью редактора фотографий (Adobe Photoshop). На начальном этапе мы решили осовременить первую картинку набора. В классическом варианте она выглядит так, как на рисунке 1.

Созданный нами стимульный материал включал несколько проб. Мы экспериментировали с полом ребенка, телосложением, одеждой, национальностью и предметом на столе. Также были изменены цвет фотографий, на некоторые из них наложены фильтры с помощью графического редактора. В полученном комплекте фотографий присутствуют как цветные варианты, так и черно-белые. Съемка проводилась на зеркальный фотоаппарат Canon E650 на объектив с фокусным расстоянием 55–250 mm. Обработка фотографий производилась в графическом редакторе Adobe Photoshop CS6.

При работе над обновленной версией стимульного материала к методике мы столкнулись с некоторыми трудностями. Нам необходимо было определить, какие детали на снимках необходимо оставить такими же, как в оригинальном варианте, а какие могут быть изменены, осовременены. Кроме того, мы испытали некоторые трудности при поиске артистичных детей, которые смогли бы достоверно передать на камеру атмосферу оригинальной ситуации. Примеры отобранных нами изображений представлены ниже (см. рисунки 2–8).

Читайте также:  Тошнота когда необходимо обратиться к врачу

Источник

Глава 14 Психоанализ: «отступники» и «наследники»

Генри Мюррей (1893–1988)

Тематический апперцептивный тест

В основу тематического апперцептивного теста (ТАТ), разработанного совместно с Кристианой Морган, была положена мюрреевская классификация потребностей. В течение многих лет считалось, что основную роль в создании теста играл сам Мюррей, а Морган была лишь помощником. Однако в 1985 году Мюррей объявил, что именно ей принадлежит ведущая роль, а сама идея теста была навеяна ему одной из студенток во время занятий (Bronstein. 1988. P. 64).

Идея проективных тестов основывается на фрейдовском понимании проекции как одного из защитных механизмов психики, когда человек приписывает тревожащие его импульсы кому — то иному. В ТАТ испытуемому предлагают описать некоторую неопределенную картинку. При этом считается, что он непременно спроецирует беспокоящие его импульсы на описание ситуации. В настоящее время ТАТ широко используется как в академических исследованиях по психологии личности, так и для оценки личностных характеристик кандидатов при приеме на работу.

Читайте еще:

трудом дается Говорящему; да и ему самому нелегко ее произнеститрудом дается Говорящему; да и ему самому нелегко ее произнести, когда не слушают его с наслаждением».

Раздел III. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТАСостояние дезорганизации проявляется в различных формах борьбы между теми субъектами управления, которые отстаивают устаревшие формы управленческих отношений, и теми, кто выступает за приведение их в соответствие с изменившимися условиями. В конечном итоге такая борьба переходит в конфликт.

Часть вторая. Как изменить свою судьбуПройдя речевую подготовку, я стал иначе беседовать с людьми: больными, учениками, близкими. Думается, сейчас я приношу им меньше огорчений. По крайней мере теперь более уверен, что то, о чем говорю, слушатели и собеседники понимают так же, как и я. Конечно, не всегда все принимают, но во всяком.

Китайские стратагемыВ спорте хорошо известен эффект «своего» стадиона. Имея поддержку собственных болельщиков, проводя матч у себя дома, команда имеет гораздо большие шансы на победу, чем в случае игры на чужом поле. Именно эффект «своего» стадиона помог французской сборной по футболу стать чемпионом на проходившем.

Глава 2 Женское лицо успехаПоиск значимой для цивилизации миссии, в жертву которой может отдаваться все, занимал многих талантливых женщин. Для княгини Ольги превыше всего было величие Руси, хотя эта миссия была определенно навеяна размышлениями о собственной безопасности и обеспокоенностью судьбой подрастающего сына.

10. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ БУКВАМИТочка является положительным признаком. Ее наличие в подписи свидетельствует о дисциплинированности и склонности к завершению намеченного.

Источник

Тест тематической апперцепции

Тест тематической апперцепции (ТАТ) (ThematicApperceptionTest, ТАТ) – проективная методика исследования личности. Наряду с тестом Роршаха одна из старейших и наиболее распространенных в мире. Создана X. Морган и Г. Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становится более известной по имени Г. Мюррея, который внес весомый вклад в ее разработку. Стимульный материал теста тематической апперцепции – стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на которой обследуемый может вообразить любую картину. Таблицы, применяемые в настоящее время, – это третья редакция теста тематической апперцепции (1943). В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции или способствуя проявлению установок обследуемого в сфере семейных отношений. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех: для женщин, мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). Возможно использование сокращенных наборов специально подобранных картин. Обычно обследование проводится в два этапа – по 10 картин за один сеанс с интервалом между сеансами не более чем 1 день. Испытуемому предлагают придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация закончится. Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонации, выразительных движений, других особенностей. Обычно прибегают к стенограмме или записи на скрытый магнитофон. При групповом обследовании допускается самостоятельная запись рассказа или выбор одного из множества предлагаемых вариантов. Отмечается время с момента предъявления картины до начала рассказа и общее время, затраченное на рассказ по каждой картине.

Завершает обследование опрос, основная задача которого – получение дополнительных данных об обследуемом, а также уточнение источников тех или иных сюжетов, разбор всех обнаруженных в рассказах логических неувязок, оговорок, ошибок восприятия и т. д. Анализ рассказов, записанных при использовании теста тематической апперцепции, строится следующим образом:

1) нахождение героя, с которым обследуемый идентифицирует себя. Разработан ряд критериев, облегчающих поиск, героя (например, подробное описание мыслей и чувств какого-либо из персонажей; совпадение с ним по полу и возрасту, социальному статусу; употребление прямой речи и др.);

2) определение важнейших характеристик героя – его чувств, желаний, стремлений, или, по терминологии Г. Мюррея, «потребностей» (табл. 7).

Перечень потребностей (needs; n) по Г. Мюррею (в порядке латинского алфавита)

Следующие потребности были постулированы, но систематически не исследовались.

Также выявляется давление среды, т. е. силы, воздействующие на героя извне. Как потребности, так и давление среды оцениваются по пятибалльной шкале в зависимости от интенсивности, длительности, частоты и значения их в сюжете рассказа. Сумма оценок по каждой переменной сравнивается со стандартной для определенной группы обследуемых;

3) сравнительная оценка сил, исходящих от героя, и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует тему (отсюда – тест тематической апперцепции), или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. По Г. Мюррею, содержание тем составляет:

а) то, что обследуемый реально совершает;

б) то, к чему он стремится;

в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях;

г) то, что он испытывает в настоящий момент;

д) то, каким ему представляется будущее.

В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него, конфликтах, возникающих во взаимодействии с другими людьми, и способах их разрешения, другую информацию.

Читайте также:  Картинка для теста cmyk

Осуществляется также формальный анализ рассказов, включающий в себя расчет длительности рассказов, их стилевых особенностей и др. Этот аспект анализа может быть полезен для обнаружения патологических тенденций. Диагностическая ценность ТАТ основывается на признании существования в человеческой психике двух ярко проявляющихся тенденций. Первая из них выражается в стремлении истолковывать каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается индивидуум, в соответствии со своим прошлым опытом. Вторая тенденция состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается прежде всего на собственные переживания и сознательно или неосознанно наделяет ими выдуманных персонажей. В завершенном виде теория личности, разработанная Г. Мюрреем, названная им персонологией и сформировавшаяся под сильным воздействием психоанализа, носит достаточно эклектический характер. Она была критически рассмотрена в работах отечественных психологов ( Л. Ф. Бурлачук и В. М. Блейхер, 1978; Е. Т. Соколова, 1980 и др.).

Надежность теста тематической апперцепции неоднократно изучалась различными исследователями. В большинстве работ обсуждается проблема повторяемости тем рассказов по истечении определенного периода времени. Согласно С. Томкинсу корреляция при повторе теста через 2 месяца была равна 0,80, через 6 месяцев – 0,60, а через 10 месяцев составила 0,50. Валидность теста тематической апперцепции, несмотря на то что в случае проективных методик этот вопрос не может быть решен традиционно психометрически, подтверждается многочисленными исследованиями.

Известны различные подходы к анализу и интерпретации данных (подробнее см. Л. Ф. Бурлачук и В. М. Блейхер, 1978; Е. Т. Соколова, 1980). Существует множество модификаций теста тематической апперцепции (для обследования лиц разного культурного уровня, подростков-правонарушителей, людей пожилого и старческого возрастов и др.). В отечественных исследованиях ТАТ впервые был использован в начале 1960-х гг. в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева для выявления значимых, прежде всего патогенных отношений личности, дифференциальной диагностики неврозов, психозов и пограничных состояний ( И. Н. Гильяшева, 1983). Позднее ТАТ начинают применять в общепсихологических исследованиях ( В. Г. Норакидзе, 1975 и др.).

Тест Роршаха (РТ) (RorschachTest) – проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. Тест Роршаха по своей популярности в психодиагностических исследованиях личности занимает ведущее место среди других проективных методик.

Стимульный материал теста Роршаха состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (так называемые пятна Роршаха).

Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время с момента предъявления таблицы до начала ответа, положение, в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации и т. д.). Иногда дополнительно применяется процедура определения пределов, сущность которой состоит в прямом призыве обследуемого к определенным реакциям-ответам.

Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям.

1. Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей).

2. Детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д…

3. Уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто).

4. Содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.).

5. Оригинальность – популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30 % обследуемых).

Эти счетные категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Обычно изучаются суммарные оценки, т. е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.

Основным теоретическим предположением Г. Роршаха является то, что активность индивидуума определяется как внутренними, так и внешними побуждениями. Сообразно такому пониманию причин активности (в которой личность выражается тем отчетливее, чем менее стереотипны вызывающие ее стимулы) автор теста Роршаха вводит понятия интроверсиии экстратенсии, соответствующие совокупности определенных черт, связанных с преобладающим видом активности. Экстратенсивный тип – это такой тип личности, который преимущественно обусловливает свое поведение причинами, лежащими вне его «я», а интровертированный строит свою деятельность исходя из внутренних, присущих его «я» интенций. Здесь следует заметить, что содержание роршаховских понятий экстратенсии и интроверсии не полностью совпадает с таковым у других психологов, использовавших их в своих работах (например, К. Юнг, Г. Айзенк и др.). Соотношением между параметрами интроверсии и экстратенсии определяется тип переживания – важнейший показатель теста Роршаха. Тип переживания указывает на то, как, а не что переживает индивидуум, как он взаимодействует с окружением.

Помимо установления общей направленности личности (типа переживания), тест Роршаха позволяет получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность индивидуума ( Л. Ф. Бурлачук, 1979). Диaгностические показатели теста Роршаха не имеют строго однозначного психологического значения. Однозначность достигается непосредственным контактом с обследуемым, его углубленным изучением. Дифференциально-диагностическое значение данных, получаемых при использовании теста Роршаха, тем определеннее, чем большая совокупность показателей, относящихся к конкретной задаче, изучается.

Несмотря на то что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей особенности интерпретации стимулов с личностными характеристиками, валидность теста Роршаха доказана многочисленными исследованиями. Специальными исследованиями 1980–1990 гг. подтверждена и высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей теста, так и методики в целом ( Дж. Экснер, 1980, 1986 и др.). Развитие теста Роршаха привело к появлению шести наиболее известных в мировой психодиагностической практике схем анализа полученных результатов, которые имеют как формальные, так и интерпретативные различия. Известны тесты чернильных пятен, разработанные по образцу теста Роршаха, его модификации для проведения группового обследования.

В советской психологии тест Роршаха использовался преимущественно в клинико-психологических исследованиях личности ( Л. Ф. Бурлачук, 1979; И. Г. Беспалько, 1983 и др.). Велась значительная работа по стандартизации теста ( Б. И. Белый, 1982; И. Г. Беспалько, 1983), которая позднее не получила дальнейшего развития. В работах советских психологов результаты, получаемые с помощью теста Роршаха, анализировались не только на личностном уровне, но и на уровне более элементарном – перцептивном. По настоящее время сфера использования теста в СНГ весьма узка, профессиональная работа с тестом Роршаха все еще остается уделом незначительного числа специалистов-психологов.

Источник