Меню

Тема 2 Общество как целостная система

Тест с ответами: “Общество как система”

1. Сложный характер общества выражается в:
а) наличии различных элементов +
б) постоянных изменениях
в) длительной истории развития

2. Общественные подсистемы общества совпадают с названиями основных:
а) групп
б) сфер +
в) классов

3. Общество состоит из подсистем, которые также состоят из разных элементов. Это называется:
а) обособленностью
б) взаимосвязью
в) иерархией +

4. Под разнокачественными элементами общества понимают:
а) материальные +
б) второстепенные
в) главные

5. Под разнокачественными элементами общества понимают:
а) современные
б) скрытые
в) духовные +

6. Универсальным элементом всех общественных систем является:
а) семья
б) человек +
в) государство

7. Общество постоянно изменяется, в нем появляются новые элементы и исчезают старые. В этом его главное отличие от:
а) государства
б) социальных институтов
в) природы +

8. К чертам общества не относится:
а) отсутствие изменений +
б) упорядоченность
в) самодостаточность

9. Социальные институты упорядочивают деятельность для:
а) ограничения прав людей
б) недопущения развития
в) удовлетворения потребностей +

10. Потребность в продолжении рода вызвала к жизни:
а) институт образования и науки
б) институт семьи и брака +
в) политические институты

11. К социальным институтам относится:
а) армия +
б) материальные ценности
в) человек

12. Способность социальной системы включать новые части, новые общественные образования, явления или процессы в единое целое — это способность к:
а) диверсификации
б) интеграции +
в) социализации

13. Процесс приспособления организма к окружающей среде называется:
а) адаптацией +
б) интеграцией
в) детерминизмом

14. Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течении длительного времени, называются:
а) формацией
б) моралью
в) традицией +

15. Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется
а) институциализацией +
б) деноминацией
в) консолидацией

16. Основным элементом общества является:
а) политическая система
б) человек +
в) социальная группа

17. Поступательное развитие от низшего состояния к высшему:
а) парадигма
б) революция
в) прогресс +

18. Процесс постепенного изменения, развития называется:
а) адаптацией
б) эволюцией +
в) регрессом

19. Необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования, называется:
а) регрессом
б) социализацией
в) развитием +

20. Радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием:
а) прогресс
б) революция +
в) эволюция

21. Восстановление существовавшего ранее политического строя в научной литературе называется:
а) реставрацией +
б) революцией
в) эмансипацией

22. Укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе действие:
а) привычка
б) обычай +
в) право

23. Небольшая группа людей, связанных узами брака или кровного родства, общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью, называется:
а) коллективом
б) компанией
в) семьей +

24. Хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности называется:
а) социальным консенсусом
б) институциональным взаимодействием +
в) социализацией

25. Найдите в приведенном ниже списке понятие, характеризующее основные виды человеческой деятельности:
а) мышление
б) воспитание
в) игра +

26. Найдите в приведенном ниже списке понятие, характеризующее основные виды человеческой деятельности:
а) воспитание
б) труд +
в) мышление

27. Найдите в приведенном ниже списке понятие, относящееся к политическим институтам общества:
а) государство +
б) семья
в) банки

28. Найдите в приведенном ниже списке понятие, относящееся к политическим институтам общества:
а) банки
б) церковь
в) партии +

29. Найдите в приведенном ниже списке понятие, относящееся к политическим институтам общества:
а) профессиональные союзы +
б) храм
в) семья

30. К особенностям общества как системы не относится:
а) альтернативность развития
б) завершённость, линейность развития +
в) наличие множества уровней, подсистем элементов

Источник

Тема 2. Общество как целостная система

Министерство образования РФ

Омский государственный институт сервиса

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Л.Ю Яковлева

С О Ц И О Л О Г И Я

Тесты и задания для самостоятельной

Работы студентов

Омск 2000

Социология: Тесты и задания для

самостоятельной работы студентов/

Л.Ю.Яковлева.- Омский государст-

венный институт сервиса, 2000.- 35 с.

Предлагаемое методическое пособие активизирует познавательную деятельность студента. Задания построены по принципу от простого к сложному. Одни задания требуют только прослушивания лекций, ознакомления с текстом, другие — определенного интеллекта студента, его волевых усилий, поиска дополнительных источников информации.

В пособии приводятся различные образцы тестов и другой методический материал, что поможет сформировать умения и навыки, необходимые современному специалисту.

Методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей.

Рецензент д.ф.к., проф. С.Ф.Денисов

Ответственный за выпуск зав. каф. И.М.Тагильцева

Рекомендовано заседанием ка- федры

Протокол № 3 от 21.04.2000 г.

Утверждено научно-методическим советом по гуманитарному образованию

Протокол № 2 от 18.03.2000 г .

С Омский государственный институт сервиса, 2000

Жизнь требует для обучения не только информационные учебники, но и учебно-методические пособия, помогающие активизировать познавательную деятельность, приобрести не только знания, но также умения и навыки.

Данное пособие отличается от ранее опубликованных попыткой не только дать информацию о видах заданий и сформулировать их к отдельным темам обязательного учебного курса «Социология», включенного в учебные планы всех вузов, но и осуществить эту работу в определенной системе, освоив которую, студент сможет самостоятельно работать над изучением учебного курса.

Все темы раскрываются по единой структуре: вначале перечисляются основные проблемы для изучения, соответствующие Госстандарту и учебным программам, рекомендуются основные понятия темы для работы со словарем; затем даются вопросы для размышления, самопроверки, повторения; задачи и упражнения, дополнительная литература по теме помимо источников, рекомендованных в списке общей литературы. В пособии сосредоточен большой графический информационный материал и задания к нему. Их цель – помочь студенту более организованно и доступно строить свою работу, используя в том числе и такие формы, как заполнение тестов-таблиц.

В конце пособия дается общее приложение – контрольные (итоговые) тесты, выполнив которые можно проверить, усвоил ли студент курс «Социологии».

Данное пособие позволит наиболее эффективно организовать самостоятельное изучение курса и будет полезным студентам не только дневного, но и заочного факультетов.

Работу над каждой темой рекомендуется осуществлять параллельно по трем источникам: программе учебного курса, учебнику и данному пособию.

Тема 1. Предмет социологии

Эта тема первая в учебном курсе, поэтому может быть обозначена и как «Введение в социологию». Ее задача вызвать познавательный интерес к новому учебному предмету.

Проблемы для изучения

1) Для чего нужна социология.

2) Из истории социологического образования.

3) Объект и предмет социологии, ее основные функции.

4) Структура и уровни социологического знания.

5) Социология в системе социально-гуманитарных знаний.

Работа со словарем. Основные понятия

Социология, объект социологии, социальное, социальные отношения, теоретическая социология, прикладная социология, категории социологии.

Вопросы для самопроверки

1) Что дает знание социологии современному человеку?

2) Что мешало развитию социологии в нашей стране?

3) Какое место среди наук об обществе занимает социология?

4) В чем отличие объекта социологии от ее предмета?

5) Каковы особенности и задачи современной социологии? В чем сущность ее основных функций?

6) Какова структура социологии? Чем отличается теоретическая социология от эмпирической?

7) Какие категории социологии вы знаете? Можете ли вы назвать главную категорию?

Задачи и упражнения

Любая наука начинается с правильно поставленных вопросов. Мы спрашиваем, из чего состоят тела и почему они притягиваются, чему равна мощность и как работает турбина. А отвечает на таким образом поставленные вопросы физик. Биолог или математик не смогут ответить на них. Они формируют вопросы иначе – в терминах и понятиях своей науки. Стало быть, правильно сформулированные вопросы описывают предмет данной науки, ее методы, сущность и отличие от других наук.

Социология тоже задает вопросы, причем такие, какие никогда не задал бы экономист или физик. Например:

замуж внутри своего Почему родовая знать предпочитает жениться или выходить круга?

Почему одни люди предпочитают нарушать правила, а другие подчиняться им?

Почему образ жизни одного класса отличается от образа жизни другого класса? Почему одни люди становятся богатыми, а другие бедными?

Почему в сплоченной группе индивид достигает того, чего не мог достичь в одиночку?

Вам предоставляется возможность побыть в роли социолога, взглянуть на мир его глазами и задать социологические вопросы. Какие социологические вопросы вы бы задали?

Ученые обнаружили статистическую связь между психическими расстройствами и безработицей. Попросим психиатра и социолога прокомментировать.

Один из них сказал: симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию.

Другой возразил ему: люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному поиску работы и не могут долго сохранить за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние выступает причиной безработицы.

Какая версия принадлежит социологу?

Предмет социологии раскрывается на двух уровнях – макро и микро. Попытайтесь самостоятельно разобраться в этом и определите, к какому уровню относятся следующие явления:

Читайте также:  Чем опасен фурункул преддверия носа

Развод. Забастовка. Межнациональный конфликт. Ссора друзей. Революция. Выборы президента страны. Сокращение числа поступающих в ВУЗы. Борьба классов. Семейный конфликт. Инфляция.

Напишите небольшое сочинение на тему «Каковы ваши ожидания от учебного курса «Социология»? (В этой работе попытайтесь ответить на вопрос: как можно использовать социологические знания: а) каждому гражданину; б) специалисту вашей профессии?)

Известный американский социолог Эдвард Шизл в статье «Призвание социолога» выделяет три типа взаимоотношений социологии и власти.

Первый – манипулятивный – характеризуется сотрудничеством с властью: социологическое знание используется для целей управления общественными процессами и манипуляции поведением людей и группы.

Второй – критический – тип политической ориентации имеет место, когда социологи отказываются от сотрудничества с властями, занимают независимую, аналитическую позицию по отношению к проводимой политике.

Третий – согласительный – тип ориентации заключается в поиске согласия между властями, группами, личностями.

Как вы считаете, какую позицию по отношению к власти должны занять российские социологи? К какому типу, по вашим наблюдениям, относится большинство из них сейчас? На основании каких показателей вы пришли к такому выводу?

Чем руководствоваться социологу, если цель заказчика противоречит его политическим и нравственным убеждениям? Что оказывает определяющее воздействие на нравственную позицию – ситуация в самой социологической науке или состояние общества, в котором он действует?

Известно, что с середины 1930-х годов был перерыв в развитии социологии в нашей стране: почти прекратились исследования, социология трактовалась как буржуазная лженаука. Объясните причины этого? Почему в последующий период развитие советской социологии носило ограниченный характер? Изменилось ли положение в России сейчас?

Прочитайте приведенные положения:

1. «Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа». (Ядов В. А. Размышления о предмете социологии// Социологические исследования, 1990. – № 2. – С. 12).

2. «Важнейшим ключевым для социологии выступает понятие социального. Понятие «социальное» как характеристика одной из сторон общественной жизни…» (Социология/ Под ред. Г. В. Осипова – М.: Наука, 1990. – С. 58-62).

3. «Что касается исходной клеточки исследования общества вообще, то ею, с нашей точки зрения, является человек. Понимание человека как субъекта общественных отношений и деятельности позволяет представить совокупность общественных отношений в качестве его сущности и тем самым от анализа человека перейти к исследованию самого общества». (Бороноев А. О., Ельмеев В. Я., Орлов В. Н. О предмете социологии как общей науки об обществе// Социологические исследования. 1991. – № 5. – С. 36).

С кем из авторов вы согласны в определении ключевой категории социологии или у вас есть своя позиция по этому вопросу? Аргументируйте свой ответ.

Социология – есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым объяснить его процесс и воздействие. (М. Вебер. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 602).

Социология не есть приложение к какой-либо другой науке, она представляет собой особую автономную науку, и ощущение специфики социальной реальности настолько необходимо социологу, что только особая социологическая культура может привести его к пониманию социальных фактов. (Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1990. – С. 526).

Социология – теоретическая и эмпирическая наука, изучающая функционирование и развитие общественных систем в их целостности, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

Социология – наука о человеческом обществе в целом, об отношениях между людьми по поводу положения и роли в общественной жизни.

Какое или какие из определений, по вашему мнению, наиболее полно характеризуют господствующее представление о социологии как науке?

[5; 6; 20; 21(гл.2); 23; 24; 34(гл.1); 39; 41; 43; 45(гл.1); 50(гл.1); 51(гл.1); 52(гл.1); 53(разд.1); 54; 55; 58; 60; 61; 64]

Тема 2. Общество как целостная система

Проблемы для изучения

1. Социальные системы, их типы, формы, уровни социальной организации. Человек как компонент социальной системы.

2. Динамика социальных систем, проблема стабильности. Методы познания социальных систем.

3. Сущность, структура и функции общества как системы. Социологическое понятие «общества», его качественные характеристики: целостность, социальность, автономность и самодостаточность, способность к саморегуляции.

4. Структура и исторические типы обществ.

5. Система современных обществ: тенденции и перспективы развития.

Работа со словарем. Основные понятия

Общество, саморазвивающаяся система, индустриальное общество, информационное общество, социальная система, социальная связь, социальное взаимодействие, социальная организация.

Вопросы для самопроверки, повторения

1. Что такое социальная система?

2. Что такое общество? Почему человек не может существовать вне общества?

3. Каковы особенности общества как системы, его структура?

4. Какие факторы определяют специфику и тенденции развития человеческого общества? Что отделяет общество от природы?

5. Какие исторические типы общества вы знаете?

6.Охарактеризуйте современную ситуацию в России в терминах системного анализа общества. Каков главный системный признак современного российского общества?

7. Сформулируйте главные системные признаки и основания современного общества западного типа.

8. Каковы критерии социального прогресса?

9. Какова сущность информационного общества? Когда оно появляется?

Задачи и упражнения

Что такое «общество»? Дайте бытовое и научное значения термина. Почему человек не может существовать вне общества? Каковы особенности общества как системы, его структуры?

Какие факторы определяют специфику и тенденции развития человеческого общества? Перечислите их.

Укажите, к какому типу общества относятся следующие его признаки:

Признаки Традиционное Индустриальное Постиндустриальное
1.Главная статья экспорта: мясо, цитрусовые, железная руда 2. Распространение конвейерного производства 3. Механизация производственных процессов 4. Широкое распространение крупных, гигантских производств 5. Самая главная проблема – обеспечение населения продовольствием

Окончание табл. 1

6.Ресурсосберегающие технологии 7. Главный способ передачи информации – устная речь 8.Автоматизация производства 9.Невысокий уровень жизни 10.Массовое распространение компьютерной техники 11.Господство сословной иерархии 12.Доминирование аграрного уклада 13.Сфера услуг – главная сфера экономической деятельности 14.Деньги – главная ценность 15.Ведущая роль науки, знаний, информации

Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопросы Да Нет
1. Государство – это часть света или территория, имеющая границы?
2. Страна – политическая организация общества?
3. Гражданское общество охватывает совокупность политических отношений?
4. Общество существовало тогда, когда не было стран и государств?
5. В тоталитарном государстве все равны перед законом?
6. Однородная культура – признак традиционного общества?
7. Прогресс – глобальный прогресс – локальный?
8. Где нет письменности, там нет цивилизации?
9. Отличительная черта общества – суверенность?
10. В правовом государстве общество имеет приоритет над личностью?
11. Общество – самая большая группа?
12. Общество возникает на определенной стадии развития государства
13. Реформа – это скачкообразный вид социального прогресса?
14. Дымящиеся заводские трубы, загазованные городские кварталы – отличительные признаки постиндустриального общества?
15. Переход от традиционного общества к индустриальному называется

Укажите, принадлежат ли следующие понятия, явления стране, государству или обществу.

Страна Государство Общество
1. Суд
2. Армия
3. Законы
4. Безработица
5. Школа
6. Философия
7. Недра земли
8. Благосостояние
9. Семья
10. Профсоюз
11. Область
12. Президент
13. Газета
14. Международный договор
15. Космонавтика

Какую концепцию возникновения общества вы считаете наиболее верной и почему? Докажите.

1. Естественно-научная гипотеза.

Как стихийное развитие и усложнение форм жизни в биосфере.

2. Социологическая гипотеза.

Возникновение на базе высших животных новой формы общности существ: общение, коммуникация, адаптация у муравьев, пчел, обезьян и пр.

3. Религиозная гипотеза.

Общество возникло вследствие первоначального греха Адама и Евы, чьи потомки вынуждены добывать трудом хлеб свой насущный.

4. Космическая гипотеза.

Жизнь на земле возникла в результате гостевого посещения или эксперимента со стороны высокоразвитой космической цивилизации, то есть космический посев.

На ХII Всемирном социологическом конгрессе (1990) в качестве одной из ведущих идей была представлена концепция постмодернизма. Она является развитием теории немецкого социолога Макса Вебера о двух типах общества – традиционном и модернистском. В традиционном обществе поведение человека регулируется традициями, по принципу: делай так, как делали до тебя. В модернистском обществе поведение регулируется принципом рациональности, разумности и эффективности социального поведения.

В постмодернистском обществе, которое, как утверждают многие западные социологи, формируется сегодня, принципом поведения становятся интересы человека, коллектива, народа, те цели, которые они ставят себе, и средства, которые выбирают.

Подумайте: какими принципами регулируется ваше поведение, поведение большинства членов российского общества сегодня? К какому типу, по вашему, относится наше общество?

[3; 19; 21(гл.7,8); 27; 42; 44; 45(гл.3); 50(гл.3); 57; 67(гл.2)]

Источник



Тема 4. Общество как целостная система.

Тестовые задания (в виде вопросов) для промежуточной аттестации по социологии на 2012-2013 учебный год для бакалавров первого курса .

Составитель тестов — к.п.н., доцент Л.В. Кошеленко. Составитель вопросов к тестам — к.и.н., доцент И.И. Несмеянова.

Тема 1. Социология как наука.

1. Социология – это наука об:

2. Автор первого труда по социологии «Государство»:

3. Социология как наука появилась:

4. «Отцами- основателями» социологии называют:

5. Объектом социологии является:

6. Предметом социологии считают:

7. Проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития, функционирования общества и места в нем человеческой личности изучает:

Читайте также:  Количественная оценка TREC и KREC у детей с первичными иммунодефицитами

8. Сбор многочисленных фактов, мнений членов социальных групп, личных данных, их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни определяется как:

9. Относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т. д. – называются социальными.

10. Единичное, общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий – это социальный.

11. Событие, имевшее место вообще, вне зависимости от того, что наблюдалось ли оно кем-то кроме свидетелей или нет называется социальным.

12. Событие, описанное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой оно имело место – это социальный.

13. Какую из перечисленных функций социология не выполняет:

14. Наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личностей и организаций – это.

Тема 2. Социальные институты.

1. Относительно стабильная и интегрированная совокупность символов, ценностей, норм, верований, ролей, статусов, управляющая конкретной сферой социальной жизни, называется:

2. Формализованный и детализированный кодекс вежливого поведения называется:

3. Образцы поведения, сохранившиеся на протяжении веков, указывающие как себя вести в повседневной жизни – это:

4. Фиксированный культурный опыт общества называется:

5. Установленные в обществе правила жизни и деятельности – это:

Тема 3. Социология личности.

1. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения, называется:

2. Родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду, называется:

3. Конкретный носитель всех психофизических качеств человечества – это:

4. Показатель положения в обществе, в системе социальных связей и отношений – это социальный (ая):

Тема 4. Общество как целостная система.

1. Реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения – это:

2. Совокупность технологических, экономических, политических, социальных, культурных перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом называется:

3. Социологическая концепция, которая опирается на понятие социального прогресса и предполагает, что все общества, вовлечены в единый, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации называется:

4. Совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев называется социальная:

5. Социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по шкалам стратификации – это:

6. Изменение отдельным индивидом или целой группой места в социальном пространстве, которое включает экономическое, политическое или профессиональное пространства – это:

7. Большая социальная группа, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода называется:

8. Социальная страта, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем называется:

9. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, изменений своего статуса – это:

10. Перемещения людей, связанные со сменой места жительства называется:

11. Часть света, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом, называется:

12. Политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления, называется:

13. Социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура – это:

14. Высокоорганизованные социальные системы, отличающиеся устойчивой структурой, глубиной интегрированности своих элементов, называются социальные:

15. Сложные взаимосвязанные иерархические социальные системы, образуемые для достижения определенных целей – это социальные:

16. Устойчивая, повторяющаяся связь элементов в социальной системе – это социальная:

17. Объединение людей по одному или нескольким признакам – это:

18. Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности, называется социальной:

19. Социальная общность людей, объединенная взаимодействием с каким-то коммуникатором – это:

20. Собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве общностью интересов – это:

21. Переходные образования на пути от хаотичных к устойчивым социальным группам, называются:

22. Стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный образ о социальном объекте, называется социальный:

23.Социальные группы, для которых характерно наличие личных взаимодействий, включающие небольшое количество партнеров, называются:

24. Переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, изменяющее отдельные ее части или элементы – это:

25. Совершенствование социального устройства общества и его культурной жизни – это:

26. Переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое, называется социальное:

27. Необратимое, направленное изменение социальных систем, общностей, и институтов и организаций, называется социальное:

28. Особый тип развития общества, при котором общество переходит на более высокую ступень зрелости, называется социальный:

29. Комплексное изменение всех сторон общественной жизни, преобразующее основы существующего строя, называется:

30. Процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития различных видов коммуникации, называется:

31. Состояние экономики, характеризующееся застоем производства, торговли на протяжении длительного времени и сопровождающееся увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения, называется:

32. Формы стратификации могут быть:

33. Разделение по характеристикам, независимым от групповой принадлежности – это:

34. Перемещение, при котором индивид меняет социальное положение или профессию на равноценные, называется:

Источник

Тесты по теме «Общество как сложная система» 2 варианта.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10 класс) по теме

Любавина Тамара Ивановна

Тестовый контроль знаний учащихся по теме «Общество как сложная стстема».

Скачать:

Вложение Размер
testy_obshchestvo_2_var.docx 44.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Общество как сложная система».

А1. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие общества и природы?

  1. создание славянской азбуки
  2. подсечно-огневое земледелие восточных славян
  3. сбор дани с подвластных племен
  4. написание свода законов «Русская правда»

А2. Для традиционного общества характерно:

  1. длительное существование общины
  2. широкое участие народа в общественной жизни
  3. занятие основной массы населения в сфере услуг
  4. признание в качестве главной ценности права и свободы личности

А3. Верны ли следующие суждения?

А) «Исторически общество первично, а государство вторично»

Б) «Государство порождает общество»

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А4. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленными предыдущими поколениями, называется:

  1. наукой 3) образованием
  2. искусством 4) творчеством

А5. И человеку, и животному свойственна потребность в:

  1. самовыражении
  2. сохранении потомства
  3. общественном признании
  4. трудовой деятельности

А 6. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие

  1. эмоционально-чувственных реакций на воздействие среды
  2. ответственности за свои действия и их последствия
  3. обусловленности поведения генетическими особенностями
  4. инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

А7. Закончите утверждение: «Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни», скорее всего, основывается на способности человека:

  1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов
  2. давать отпор любым агрессивным выпадам против него
  3. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной
  4. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.

А8 . Для регулирования воды в реках бобры строят плотины. При этом

деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают:

  1. мотивы 3) навыки
  2. инстинкты 4) способности

А9 . К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?

  1. экономической
  2. социальной
  3. политической
  4. духовной

А10 . Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

  1. формированием рыночной экономики
  2. ограничением социальной мобильности
  3. расширением возможностей массовой коммуникации
  4. организацией массового промышленного производства

А11 . Природа, в отличие от общества:

  1. испытывает влияние человеческой деятельности
  2. является средой обитания человека
  3. изменяется в направлении от низшего к высшему
  4. способна развиваться независимо от человека

А12 . Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?

  1. обнаружение ранее неизвестной древней летописи
  2. дебаты кандидатов в президенты страны
  3. захоронение радиоактивных отходов
  4. реформа календаря

А13. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А) Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности,

инициативы являются характерной чертой духовной жизни

Б) В постиндустриальном обществе коллективистские ценности

преобладают над ценностями свободы личности.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А14. Как деятельность человека, так и деятельность животного характеризуется:

  1. выдвижением целей
  2. осознанным выбором средств

3) удовлетворением потребностей

4) механизмами самоконтроля

А15. Верны ли следующие суждения о человеке?

А) Человек остается частью природного мира.

Б) Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А16. Процесс удовлетворения биологических потребностей общества непосредственно относится к сфере общественной жизни:

  1. экономической
  2. социальной
  3. политической
  4. духовной

А17. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризует общество как

  1. часть материального мира
  2. социальную среду обитания человека
  3. целостную систему
  4. совокупность общностей

А18. Верны ли суждения? Свобода человека

А) является синонимом вседозволенности.

Б) проявляется как осознанный выбор между добром и злом.

  1. верно только А 3) верны оба суждения
  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

А19. С социальной сущностью человека связана потребность в

  1. трудовой деятельности
  2. нормальном теплообмене
  3. продолжении рода
  4. сне и отдыхе

А20. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А) Свобода человека выражается исключительно в собственных

решениях относительно дальнейших действий.

Б) Свобода человека возможна только в результате преодоления правил,

  1. верно только А 3) верны оба суждения
  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

А21. Человеку как культурно-историческому существу свойственно (а):

  1. наличие головного мозга
  2. овладение социальными нормами
  3. определенная продолжительность жизни
  4. генетическая предрасположенность к некоторым болезням

В1. Общество, характеризующееся признаками:

  1. развитой системой разделения труда
  2. массовым производством товаров на рынок
  3. механизацией и автоматизацией производства
  4. научно-технической революцией

В2. Найдите в приведенном списке черты общества как динамической системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. обособление от природы
  2. отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
  3. способность к самоорганизации и саморазвитию
  4. выделение из материального мира
  5. постоянные изменения
  6. возможность деградации отдельных элементов

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Социальные институты общества выступают его важнейшими _____________ (1). Их можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, ______________ (2) которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных ___________ (3). К основным институтам общества относятся семья, ___________ (4) и школа.

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже и единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

В4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую позицию из второго столбца.

Проявление человеческой деятельности Сфера жизни общества

  1. деятельность какой- либо партии
  2. открытие воскресной школы для верующих
  3. взаимодействие владельца предприятия и работников
  4. осуществление научного эксперимента

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Социальные институты существуют в культуре, политике, __________ (1). Например, в политической сфере жизни основным социальным институтом является __________ (2). А в духовной сфере общественной жизни к социальным институтам можно отнести _________ (3). Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более _____________ (4).

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Тема: «Общество как сложная система»

А 1. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

  1. разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
  2. формирование кастовой системы в Древней Индии
  3. строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае
  4. издание Иваном IV в 1550 году нового Судебника

А2. И общество и природа

  1. являются динамическими системами
  2. создаются в процессе целенаправленной деятельности людей
  3. развиваются независимо от сознания людей
  4. носят характер закрытых систем

А 3. При переходе от традиционного общества к индустриальному

  1. личность стала подчиняться общине
  2. выросла социальная мобильность
  3. возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений
  4. усилилось внеэкономическое принуждение к труду

А4. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А) Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права

Б) В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение

норм, регулирующих общественную жизнь.

  1. верно только А 3) верны оба суждеия
  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

А5. Что свойственно и человеку, и животному?

  1. преобразование мира 3) необходимость в отдыхе
  2. накопление знаний 4) стремление к прекрасному

А6. Верны ли следующие суждения о личности?

А) Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

Б) Новорожденный человек является личностью.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А7. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

  1. систему
  2. независимую от природы часть материального мира
  3. часть природы
  4. материальный мир в целом

А8. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

  1. серийное производство продукции
  2. развитие естественных наук
  3. преобладание семьи патриархального типа
  4. ценность свободы личности

А9. Реформа, в отличие от революции

  1. носит всеобъемлющий характер
  2. является формой социальной динамики
  3. проводится, как правило, по инициативе сверху
  4. приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

А10. Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?

  1. организация новогоднего карнавала
  2. посещение музея народной культуры
  3. выразительное чтение стихотворения
  4. создание микропроцессов

А11. Верны ли следующие суждения? Понятие «общество»

А) применимо к объединению людей, связанных сходными интересами

Б) может обозначать совокупность подсистем и социальных институтов

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А12. Общество как динамическую систему характеризует

  1. изменяемость некоторых видов растений
  2. наличие различных сфер общества
  3. обновление форм взаимодействия социальных групп
  4. изолированность от природы

А13. Традиционному обществу присущ признак:

  1. интенсивное развитие науки
  2. серийное промышленное производство
  3. преобладание семьи патриархального типа
  4. осознание ценности прав человека

А14. Человека от животного отличает:

  1. использование природных объектов
  2. способность к целеполаганию
  3. внешняя приспособляемость
  4. постижение мира с помощью органов зрения

А15. Социальную природу человека характеризуют:

  1. половые и возрастные особенности
  2. наследственные проявления
  3. воля и характер
  4. моральные принципы

А16. Верны ли следующие суждения?

Человек отличается от животного способностью

А) преобразовывать своим трудом окружающую среду

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А17. Человек отличается от животного способностью:

  1. ориентироваться в среде существования
  2. создавать условия и средства жизни
  3. обучать молодое поколение
  4. приспосабливать предметы, данные природой, для своих нужд

А18. Взаимодействие общества и природы иллюстрирует пример

  1. урегулирование межэтнического конфликта
  2. законотворческая деятельность государства
  3. изменение экологического законодательства
  4. увеличение выпуска сельскохозяйственной техники

А19. Информационное общество характеризует признак:

  1. начало разделения общества на богатых и бедных
  2. появление массовой культуры
  3. увеличение числа занятых в сфере услуг
  4. переход к производящему хозяйству

А20. Верны ли следующие суждения? Понятие «общество»

А) применительно к объединению людей, связанных сходными

Б) может обозначать совокупность подсистем и социальных институтов

  1. верно только А 3) верны оба суждения
  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

А21. Верны ли следующие суждения о человеке?

А) Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя.

Б) Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

В1. Найдите в приведенном списке этические (моральные) нормы и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. В полном объеме дееспособность по общему правилу наступает в 18 лет.
  2. К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели.
  3. Общество с осуждением относится к нарушителям трудовой дисциплины.
  4. Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя.
  5. Супруги могут заключить брачный договор.
  6. Ближнего своего нужно любить как самого себя.

В2. Установите соответствие между значениями понятия «общество» и примерами их употребления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую позицию из второго столбца.

1)Расцвет средневекового западноевропейского общества продолжался несколько веков.

2)Под обществом понимают все способы взаимодействия людей

А) в широком значении

Б) в узком значении

организовало очередную выставку.

4)Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества.

5)Общество любителей изящной словесности избрало своего

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Семья является одним из важнейших социальных _________________ (1)

Она выполняет в обществе важные _________ (2): рождение и воспитание детей, экономическая поддержка нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее ________________ (3). Оно регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными ______________ (4) – моралью и правом.

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри их называются общественными _________________(1) . Они формируются в процессе экономической, социальной, _____________ (2) культурной жизни и деятельности общества. Таким образом, они складываются во всех _______________ (3) общественной жизни. В экономике, к примеру, это отношения распределения и _______________ (4).

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

В5. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую позицию из второго столбца.

  1. появление массовой культуры
  2. отсутствие разделения труда
  3. развитие Интернета
  4. создание конвейерного производства
  5. приоритет общинных интересов над личными

Ключи к тесту «Общество как сложная система».

Источник