Меню

Тема 12 Социальная и правовая защита должностных лиц органов

Тема 12. Социальная и правовая защита должностных лиц органов,

Осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Задание № 34

Используя специальную литературу, установите:

— в чем заключается понятие социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность?;

— в чем заключаются специальные меры социальной защиты?;

— в чем заключаются специальные меры правовой защиты?

Задание № 35

Используя нормативные правовые акты, найдите и законспектируйте:

— в чем заключается социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»?

Задание № 36

Решите задачи и отразите свой вариант в письменной форме.

1. Сотрудник оперативного аппарата пришел в свой отдел кадров и стал уточнять, имеет ли он право на выслугу лет в льготном исчислении, так как он выполнял специальные задания в организованных преступных группах?

Определите правомерность данной ситуации. В каких нормативно правовых актах регламентируется положение о льготах?

2. Во время проведения оперативно-розыскных мероприятий, к сотруднику оперативного аппарата подошел гражданин в форме полковника милиции и стал давать советы по наилучшему их проведению.

Определите законность действия гражданина в форме полковника. Должен ли сотрудник оперативного аппарата выполнять его советы? В каких нормативно правовых актах регламентируются эти вопросы?

Содействие граждан органам, осуществляющим

Оперативно-розыскную деятельность

Тема 13. Содействие граждан органам, осуществляющим

Оперативно-розыскную деятельность

Задание № 37

Используя специальную литературу, установите:

— что понимается под содействием в осуществлении оперативно-розыскной деятельности?;

— в связи с чем лицо, привлекаемое к участию в оперативно-розыскной деятельности, признается ее субъектом?;

— как можно классифицировать лиц, привлеченных к участию в оперативно-розыскной деятельности?

Используя нормативные правовые акты, найдите и законспектируйте:

— какое обязательное условие должно выполняться при решении содействия граждан, осуществляющим ОРД?;

— кто в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» признается лицом, привлеченным к содействию органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность?;

— какие формы содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, в чем их отличие и особенности?;

— с какой категорией граждан законодатель запрещает использовать конфиденциальное сотрудничество?

Задание № 39

Решите задачи и отразите свой вариант в письменной форме.

Сотрудник уголовного розыска Сидоров обратился к своему непосредственному начальнику с просьбой разрешить оформить трех граждан, которые дали согласие оказывать помощь уголовному розыску на конфиденциальной основе. Начальник поинтересовался, кто эти граждане? Сидоров ответил, что один из них в возрасте 25 лет является зарубежным студентом местного института, где очень часто совершаются различные преступления: кражи, грабежи, употребление наркотических средств и др. Второй – гражданин России, ему уже 17 лет, но он имеет возможность общаться с несовершеннолетними, которыми совершаются много различных преступлений. Третий – тоже гражданин России, ему 25 лет, очень серьезный, правда за что-то состоит пока на учете в психоневрологическом диспансере.

Руководствуясь нормативно правовыми актами, примите конкретное решение о возможности оформления граждан на конфиденциальной основе по каждому гражданину отдельно.

Тема 14. Социальная и правовая защита граждан,

Содействующих органам, осуществляющим

Оперативно-розыскную деятельность

Задание № 40

Используя специальную литературу, установите:

— в чем заключается понятие социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность?

— какие имеются наиболее распространенные формы правовой и социальной защиты указанной категории граждан?

Задание № 41

Используя нормативные правовые акты, найдите и законспектируйте:

— кто, что и кому гарантируется при осуществлении ОРД?;

— что имеет право лицо, сотрудничающее с органами, осуществляющими ОРД?
— в чем заключается социальная защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД?;

— в чем заключается правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД?;

— в каких случаях лицо, из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, может быть освобождено от уголовной ответственности?

Задание № 42

Решите задачи и отразите свой вариант в письменной форме.

Два гражданина, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обратились к руководителю оперативного аппарата с просьбой принять необходимые меры по предотвращению в отношении их и членов их семей противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Один из этих граждан оказывал оперативным аппаратам разовую негласную помощь, а второй – это делал на контрактной основе.

Определите, на основании нормативных правовых актов, имеют ли эти граждане на желаемую защиту со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность? Если да, то оба этих гражданина или кто-то из них один? Если один, то кто именно?

Финансовое обеспечение оперативно-розыскной

Деятельности

Тема 15. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной

Деятельности

Задание № 43

Используя специальную литературу, установите:

— из каких финансовых источников и кем обеспечивается оперативно-розыскной деятельности?

Используя нормативные правовые акты, найдите и законспектируйте:

— на какие цели законодатель предусматривают расходные обязательствами Российской Федерации в оперативно-розыскной деятельности?;

— кто осуществляет контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность?

Задание № 45

Решите задачу и отразите свой вариант в письменной форме.

12 января 2010 года, при проверке законности финансирования оперативно-розыскной деятельности одного из территориальных органов, между проверяющим и руководителем оперативного подразделения возник спор об источниках такого финансирования, к числу которых руководство оперативного подразделения относит и законодательные и исполнительные органы власти. Чтобы доказать свою правоту начальник оперативного подразделения сослался на статью 19 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» с изменениями и дополнениями действующими на 21 августа 2004 года, в которой четко говорится: «Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно за счет собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации».

С использованием нормативных правовых актов определите, кто был прав в данном споре и чем это доказывается?

Контроль и надзор за оперативно-розыскной

Деятельностью

Тема 16. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Задание № 46

Используя специальную литературу, установите:

— понятие контроля за оперативно-розыскной деятельностью;

— систему контроля за оперативно-розыскной деятельностью;

— формы и виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью;

— основную задачу ведомственного контроля должны решать руководители (оперативно-розыскного органа и оперативного подразделения)?;

— в чем заключается судебный контроль над оперативно-розыскной деятельностью?

Задание № 47

Используя нормативные правовые акты, найдите и законспектируйте:

— субъекты контроля за оперативно-розыскной деятельностью;

— контроль со стороны властных структур;

— прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью;

— судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью;

— ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью;

Задание № 48

Решите задачу и отразите свой вариант в письменной форме.

Вновь назначенному руководителю территориального органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность позвонили из МВД России и сообщили, что через несколько дней планируется приезд высокопоставленных лиц из руководства страны.

Установите, кто имеет право в соответствии с федеральным законодательством, осуществлять контроль за оперативно-розыскной деятельностью? В чем заключается функция контроля за ОРД для каждого субъекта, наделенного такими полномочиями?

Читайте также:  Тесты Оплодотворение 10 класс с ответами

Источник

Основы оперативно-розыскной деятельности. Тест с ответами

1. Укажите оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых сотрудники оперативно-технических подразделений не принимают участие:
• отождествление личности
• проверочная закупка

2. Для чего могут быть использованы результаты ОРД?
• для подготовки и осуществления следственных и судебных действий
• для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений
• для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и установлению лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления
• для розыска лиц, скрывшихся от органа дознания, следствия, суда

3. Проведение оперативно-розыскной деятельности запрещено:
• в отношении действующего президента

4. В ходе проведения ОРМ при получении приказа или указания, противоречащего закону, должностному лицу, уполномоченному на проведение ОРД, следует руководствоваться:
• законом

5. Какие из перечисленных подразделений осуществляют ОРД в органах внутренних дел?
• подразделения криминальной милиции

6. Укажите субъект организации и ведения криминалистической (уголовной) регистрации:
• ОВД

7. В каком году было утверждено «Положение об организации отделов уголовного розыска»?
• в 1918 г.

8. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании:
• постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД

9. Укажите, какие органы не являются субъектами ОРД?
• Министерство юстиции
• Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

10. Укажите основания получения органами внутренних дел РФ в случае необходимости проверки за рубежом фирм, филиалов, совместных предприятий и других коммерческих структур, зарегистрированных за рубежом, интересующей их информации из Генерального секретариата Интерпола или НЦБ Интерпола зарубежных государств?
• возбужденное уголовное дело о преступной деятельности сотрудников таких коммерческих структур

11. Какие принципы не применимы в оперативно-розыскной деятельности:
• гласность
• состязательность

12. Является ли сравнительное исследование оперативно-розыскным мероприятием?
• нет

13. Национальное центральное бюро Интерпола в РФ (НЦБ Интерпола в РФ) как подразделение, обеспечивающее сотрудничество правоохранительных органов России и зарубежных стран в борьбе с уголовной преступностью, имеющей международную направленность, принимает:
• не принимает непосредственного участия в проведении ОРМ

14. Каким нормативно-правовым актом может быть изменен и дополнен перечень оперативно-розыскных мероприятий, закрепленный в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»?
• федеральным законом

15. Проведение оперативно-розыскных мероприятий ограничено:
• в отношении прокуроров и следователей
• в отношении судей

16. Какие из перечисленных мероприятий не являются оперативно-розыскными мероприятиями:
• опознание
• выемка
• осмотр зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

17. Орган, осуществляющий ОРД, по требованию судьи обязан предоставить оперативно-служебные документы, содержащие информацию о:
• сведениях, в представлении которых было отказано заявителю

18. В каком веке был принят Закон «Об организации сыскной части»?
• в 20 в.

19. Гражданин, в отношении которого было возбуждено уголовное дело, после его прекращения в связи с отсутствием в действиях состава преступления, направил прокурору жалобу, в которой сообщал, что располагает фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий, грубо нарушивших его права. Гражданин требовал предоставления ему сведений о полученной о нем в результате этих мероприятий информации. Каковы права гражданина?
• он вправе истребовать сведения в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашения государственной тайны

20. Формы осуществления ОРД:
• гласная
• негласная

21. Проверочная закупка проводится на основании:
• постановления оперуполномоченного, утвержденного руководителем ОРО

22. Типовые требования к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий утверждены:
• приказом ФСБ РФ
• приказом Министерства информационных технологий и связи РФ

23. Исследование предметов и документов проводится:
• специалистом по поручению органа, осуществляющего ОРД

24. Укажите основания продления срока проведения ОРМ, затрагивающего конституционные права и свободы граждан?
• постановление судьи

25. Укажите оперативно-розыскные мероприятия, для проведения которых требуется судебное решение:
• прослушивание телефонных переговоров

26. В течение какого времени рассматриваются материалы об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ?
• незамедлительно

27. Какими полномочиями обладает уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность?
• знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включая дела оперативного учета
• предъявлять письменные требования и давать поручения по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам об устранении нарушений закона
• ставить вопрос об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенных в порядке реализации результатов оперативно-розыскной деятельности

28. Кто из перечисленных должностных лиц имеет право давать органу дознания поручения о проведении ОРМ в рамках конкретного уголовного дела?
• следователь

29. Укажите срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека:
• не может превышать шести месяцев

30. Материалы об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ рассматривают и выносят решение:
• уполномоченный судья единолично

31. Укажите основные направления деятельности Интерпола:
• международный розыск

32. В соответствии с ФЗ «Об ОРД» с конфидентами заключают:
• контракт

33. Среди перечисленных выберите органы, не осуществляющие ОРД:
• МЧС
• прокуратура
• ФССП

34. Укажите обязанности органов, осуществляющих ОРД:
• соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД
• исполнять в пределах своих полномочий поручения следователя о проведении ОРМ

35. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности относится:
• к расходным обязательствам Российской Федерации

36. Укажите виды проверочной закупки:
• гласная
• негласная

37. Сведения о каких лицах отнесены ФЗ «Об ОРД» к сведениям, составляющим государственную тайну?
• сведения о лицах, внедренных в ОПГ
• сведения о ШНС органов, осуществляющих ОРД
• сведения о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе

38. К сведениям, отнесенным ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к государственной тайне относятся:
• сведения о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе
• сведения об организации и тактике проведения ОРМ

39. Какие условия привлечения лица к участию в ОРД относятся к факультативным?
• сохранение конфиденциальности
• заключение контракта

40. На кого распространяется социальная и правовая защита в соответствии с ФЗ «Об ОРД»?
• на всех участников ОРД
41. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяется:
• ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД

Источник



Социальная защита должностных лиц органов осуществляющих орд заключается тест

46. СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРД

На должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.

Гарантии правовой защиты. Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, в ходе проведения ОРМ подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом.

Читайте также:  Кроссворд Управление персоналом

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.

Гарантии социальной защиты. Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок исчисления пенсии определяется Правительством РФ для каждого органа отдельно. В основном такие акты являются закрытыми.

Решение в отношении социальной защиты сотрудников отдельных органов, осуществляющих ОРД, вправе принимать Президент РФ, например, Указом 1995 г. «О дополнительных мерах по закреплению кадров в органах федеральной службы безопасности» директору ФСБ России разрешено выплачивать военнослужащим органов федеральной службы безопасности, принимавшим непосредственное участие в разработке, осуществлении и успешном завершении ОРМ по борьбе с преступностью, единовременное денежное вознаграждение в размере до 20-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих ОРД (например, по очередности предоставления жилых помещений).

Источник

Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.

Гарантии социальной и правовой защиты сотрудников органов, наделенных правом проведения ОРД, распространяются лишь на должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и входящих в штаты этих органов. Основным должностным лицом оперативного подразделения оперативно-розыскного органа, непосредственно осуществляющим ОРМ, в соответствии в с действующим оперативно-розыскным законодательством является оперативник (оперативный работник, сыщик, оперуполномоченный и т.д.). Лица, оказывающие конфиденциальное содействие, не являются должностными лицами в таком понимании и, соответственно, не подпадают под действие этого положения Закона. Гарантии их социальной и правовой защиты регламентируются другими статьями комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 18) и иными нормативными актами.

В ч. 1 статьи указывается на два вида защиты должностных лиц, осуществляющих ОРД: социальную и правовую (юридического статуса).

Социальная защита включает в себя систему льгот, материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений и членов их семей во время службы и при выходе на пенсию, в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др.

В соответствии с Конституцией РФ правовая защита должностных лиц оперативно-розыскных органов является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативно-правовых актах льгот, гарантий и компенсаций этих лиц, а также правовой механизм их реализации.

Прежде всего в УК РФ имеются статьи, предусматривающие ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мести за подобную деятельность (ст. 317), применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318), оскорбление представителя власти (ст. 319), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320), вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 294), угроза или насильственные действия в отношении его (ч. 2 ст. 296) и др.

В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3), неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль (ст. 19.4) и др.

К специальным мерам правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует также отнести Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», согласно которому для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы); переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности (ст. 5). В целях реализации предусмотренных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия (см. п. 8 комментария к ст. 7).

При выполнении оперативными работниками специальных заданий в районах боевых действий на них распространяются льготы, установленные для сотрудников, привлекаемых для решения подобных задач.

Кроме того, в ведомственных нормативных актах содержатся другие предписания, касающиеся социальной и правовой защиты сотрудников оперативных служб.

Никто (ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо не уполномоченные на то федеральным законом (см. комментарий к ст. ст. 20 — 22)) не вправе вмешиваться (давать указания, препятствовать выполнению действий и др.) в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД. Единственным исключением из данного правила служит возможность вмешательства в ОРД со стороны лиц, прямо уполномоченных на то Федеральным законом. Указанное предписание означает, что только в законодательном акте федерального уровня возможно предусмотреть какую-либо норму о полномочиях лиц в сфере ОРД.

Что касается противоправных действий, то вмешательство вполне допустимо и необходимо, а их пресечение осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. Под прямым начальником понимают должностное лицо, которому подчиняется по совместной службе лицо, осуществляющее ОРД. Непосредственным начальником является ближайший к подчиненному прямой начальник. В случае, когда при осуществлении ОРМ участвуют должностные лица, представители различных оперативно-розыскных органов, старшим выступает сотрудник того органа, в непосредственную компетенцию которых входит проведение конкретного ОРМ.

В ходе ОРД должностные лица издают указания, предписания, распоряжения и т.п. Отличие между ними заключается в различном характере разрешаемых вопросов и правовом положении лиц, уполномоченных их принимать.

В оперативно-розыскной практике указанные документы издаются письменно или устно, а также передаются с использованием различных средств связи (телефон, факс и т.д.).

На практике могут возникнуть ситуации, когда руководитель требует от оперативного работника отказаться от осуществления каких-либо оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на законных основаниях, либо прекратить их или принимает решение о передаче дела оперативного учета в производство другого оперативного работника. В данном случае он может руководствоваться, например, тактическими соображениями. Если его требования не противоречат закону, то оперативный работник обязан выполнить указание, хотя за ним остается право обжаловать указанные действия вышестоящему прямому начальнику. В случае получения должностным лицом приказа или указания, противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом, причем не имеет значения, в какой форме — устной или письменной поступило указание.

Читайте также:  Как посмотреть ответы подписчиков

Под преступными понимаются приказ или распоряжение, предписывающие совершить действия, явно нарушающие уголовный закон, направленные во вред интересам человека, общества или государства.

Ответственность за наступившие последствия несет лицо, отдавшее приказ или распоряжение, так как оно, располагая соответствующими данными, должно соотносить принимаемое решение с предусмотренными законом полномочиями, а также учитывать тот вред, который будет причинен действиями, исполненными по приказу или распоряжению, с тем ущербом, который при этом удастся предотвратить.

Со стороны органа, осуществляющего ОРД, а также лиц, оказывающих ему содействие, допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, совершаемое при правомерном выполнении указанными лицами своего служебного или общественного долга. Иными словами, комментируемый Закон допускает совершение оперативными работниками и лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД, действий, являющихся объективно противоправными.

Под выполнением служебного долга понимаются действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из предписаний закона или трудового договора с оперативно-розыскным органом.

Выполнение общественного долга — осуществление гражданином специально возложенных на него обязанностей как в интересах общества, так и в отношении законных интересов отдельных граждан.

Названные установления адекватны положениям уголовного законодательства и согласуются с такими уголовно-правовыми институтами, как необходимая оборона (ст. 37), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38), и крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ). Например, ст. 38 УК РФ гласит, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

В ряде случаев должностные лица оперативных подразделений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предотвращению или раскрытию преступлений вынужденно причиняют вред не только лицу, посягающему на охраняемые законом интересы, но и правам так называемых третьих лиц, интересам общества и государства. Например, для изучения и исследования каких-либо документов, содержащих следы преступления, производится их негласное изъятие. По внешнему проявлению это может напоминать тайное хищение чужого имущества. Однако в подобных ситуациях при оценке действий сотрудников органов, осуществляющих ОРД, следует руководствоваться положением ст. 39 УК РФ, согласно которой не является преступлением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, ее правам, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

Однако в случае с гражданско-правовой ответственностью дело обстоит несколько иначе. Согласно ст. 1067 ГК РФ, вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.

Также согласно п. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, возмещается за счет соответствующей казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Закон предусматривает возможность льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии должностным лицам органов, осуществляющих ОРД, выполняющим специальные задания в организованных преступных группах, а также во время их службы в должностях штатных негласных сотрудников. Выполнение оперативным работником специальных заданий в организованных преступных группах сопровождается приказом и заведением соответствующих дел оперативного учета (см. комментарий к ст. 10), поэтому такое участие имеет документальное подтверждение и реальные результаты

В Постановлении установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанной категории лиц засчитываются в том числе:

а) служба в милиции (полиции), уголовно-исполнительных учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел, Государственной противопожарной службе (охраны общественного порядка) РФ и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);

б) военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах и прочее.

Работа по пенсионному обеспечению включает в себя:

1) своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию ее выплаты пенсионерам и их семьям;

2) назначение и выплату пособий и компенсаций, установленных законодательством РФ, военнослужащим, сотрудникам и их семьям;

3) ведение персонального учета пенсионеров и их семей и пенсионных дел;

4) контроль за полнотой и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций учреждениями Сберегательного банка РФ;

5) выдачу пенсионерам документов, подтверждающих право на льготы, установленные законодательством РФ, оказание помощи в решении социально-бытовых вопросов;

6) целевое использование денежных средств, выделяемых на оказание материальной помощи пенсионерам, взаимодействие с медицинской службой по вопросам санаторно-курортного обслуживания и оздоровительного отдыха пенсионеров и их семей;

7) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб по вопросам пенсионного обеспечения, организацию приема пенсионеров;

8) представление отчетности по пенсионной работе;

9) взаимодействие по вопросам пенсионной работы и предоставления мер социальной поддержки с военными комиссариатами, органами безопасности, отделениями Пенсионного фонда РФ, органами социальной защиты населения.

Пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами субъектов РФ по месту увольнения со службы.

Закон разрешает органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления устанавливать дополнительные виды социальной защиты должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, в целях закрепления кадров в определенных регионах, дополнительного стимулирования их работы, создания надлежащих условий для выполнения своих функциональных обязанностей и др. Указанные органы полномочны принять решение о социальной защите должностных лиц оперативно-розыскных органов, исходя из местной обстановки (при наличии достаточных материальных и денежных ресурсов).

Источник