Меню

Тема 1 Формы русского национального языка

Тест с ответами: “Русский язык и культура речи”

1. Изучает нормы произношения:
а) орфография,
б) графика,
в) орфоэпия.+

2. Выберите слово, в котором перед звуком [э] произносится твердый согласный:
а) теория,
б) критерий,+
в) ренегат.

3. Выберите слово, в котором допустимы два варианта ударения:
а) одновременно,+
б) красивее,
в) позвонит.

4. Глагол, который не имеет формы I лица настоящего/будущего времени:
а) победить,+
б) судить,
в) кудахтать.

5. Нарушение в употреблении собирательных числительных:
а) пятеро мышат,
б) пятеро учеников,
в) пятеро учениц.+

6. Отметьте нарушение в строении фразеологизма:
а) темна вода во облацех,
б) не робкой десятки,+
в) не солоно хлебавши.

7. Грамматически правильное продолжение предложения:
Переходя улицу,
а) можно только на зеленый свет.
б) часто нарушаются правила.
в) не нарушайте правила движения.+

8. Определите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) к две тысячи третьему году
б) положьте на полку+
в) много вишен

9.Выберите, в какой науке изучают речевые жанры и их построение:
а) стилистике художественной речи
б) стилистике текста
в) функциональной стилистике +

10.Найдите, где допущена ошибка при образовании формы родительного падежа множественного числа:
а) погонов +
б) апельсинов
в) помидоров

11. Что является высшей формой существования национального языка?
а) литературный язык+
б) просторечие
в) территориальные диалекты (народные говоры)
г) социальные диалекты (жаргоны)

12. Что такое разновидность лексики ограниченного употребления, бытующая внутри определенной социальной группы?
а) литературный язык
б) просторечие
в) территориальные диалекты (народные говоры)
г) социальные диалекты (жаргоны) +

13. Какое название имеет лексика, которая употребляется в определенной местности?
а) арго
б) жаргонной
в) диалектной +

14. Определите пару слов, где нет ошибок в образовании форм глагола:
а) беречь – бережешь+
б) стеречь – стерегёшь
в) брезговать – брезговает
г) бриться – броешься

15. Стилевые черты научного стиля:
а) точность, стандартизованность+
б) призывность, экспрессивность
в) логичность, абстрактность
г) образность, эмоциональность

16. Выберите, для чего характерно понятие языковой нормы:
а) для литературного языка,+
б) для жаргона,
в) для диалекта.

17. Выберите тип ошибки в словосочетании “главный лейтмотив”:
а) речевая недостаточность,
б) речевая избыточность,+
в) семантическая ошибка.

18. Отметьте предложение без грамматических ошибок:
а) Приедешь с Москвы – зайдешь.
б) Народ толпился у магазина с самого утра.+
в) Это показалось мне наиболее интереснее.

19. Какова основная функция языка?
а) коммуникативная,+
б) контактоустанавливающая,
в) магическая.

20. Определите стиль текста:
Месяц обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям. (И. А. Бунин).
а) художественный +
б) научный
в) публицистический
г) разговорный

21. Наличие письменности является одним из главных факторов, который подтверждает существование … языка:
а) литературного +
б) просторечного
в) разговорного

22. Грамматическая норма включает в себя следование правилам:
а) диспозитивных норм языка
б) синтаксического построения +
в) императивных норм языка

23. Впервые в зависимости от стилистической характеристики языковых единиц … разграничил стили литературного языка:
а) Грот
б) Ломоносов +
в) Ожегов

24. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка?
а) полистилизм
б) индефинитизация
в) антинормализаторство +

25. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка?
а) пуризм +
б) полистилизм
в) индефинитизация

26. Какая часть композиции текста содержит в себе этикетные формулы призыва или пожелания?
а) заключение
б) вступление
в) концовка +

27. Найдите название документа, который адресован руководителю учреждения и информирует его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте?
а) служебной запиской
б) докладной запиской +
в) деловыми справками

28. Что такое литературная норма?
а) установленные правила использования речевых средств+
б) определенный период развития литературного языка
в) ограничение в употреблении многозначных слов
г) ограничение в употреблении синонимов

29. Определите, что подразумевается под разновидностью лексики ограниченного употребления, характерная речи малообразованных людей:
а) литературный язык
б) просторечие+
в) территориальные диалекты (народные говоры)
г) социальные диалекты (жаргоны).

30. Отметьте качество, которое не относится к коммуникативным качествам культуры речи:
а) богатство
б) точность
в) логичность
г) напевность+

Источник

Тест с ответами: “Русский язык и культура речи”

1. Наличие письменности является одним из главных факторов, подтверждающих существование … языка:
а) литературного +
б) просторечного
в) разговорного

2. Грамматическая норма включает в себя следование правилам:
а) диспозитивных норм языка
б) синтаксического построения +
в) императивных норм языка

3. Речевые жанры и их построение изучаются в:
а) стилистике художественной речи
б) стилистике текста
в) функциональной стилистике +

4. Допущена ошибка при образовании формы родительного падежа множественного числа:
а) погонов +
б) апельсинов
в) помидоров

5. Лексика, употребляемая в определенной местности, называется:
а) арго
б) жаргонной
в) диалектной +

6. Впервые в зависимости от стилистической характеристики языковых единиц … разграничил стили литературного языка:
а) Грот
б) Ломоносов +
в) Ожегов

7. С развитием норм русского литературного языка связано такое явления общественной жизни, как:
а) полистилизм
б) индефинитизация
в) антинормализаторство +

Читайте также:  Тесты ространснадзор машинист тепловоза

8. С развитием норм русского литературного языка связано такое явления общественной жизни, как:
а) пуризм +
б) полистилизм
в) индефинитизация

9. Этикетные формулы призыва или пожелания содержит такая часть композиции текста, как:
а) заключение
б) вступление
в) концовка +

10. Документ, адресованный руководителю учреждения и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте, называется:
а) служебной запиской
б) докладной запиской +
в) деловыми справками

11. Собирательные числительные сочетаются только с:
а) существительными общего рода +
б) прилагательными в превосходной степени
в) существительными особого рода

12. Собирательные числительные сочетаются только с:
а) прилагательными в превосходной степени
б) существительными, обозначающими группу лиц или животных +
в) существительными особого рода

13. Ошибки, наблюдающиеся в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений, – это ошибки:
а) грамматические +
б) орфографические
в) стилистические

14. В оканчивающихся на -“метр” (километр, сантиметр и т.п.) сложных словах, ударение:
а) зависит от контекста
б) строго не фиксируется
в) всегда на последнем слоге +

15. Словосочетание, в котором допущена ошибка:
а) необладающий тактом +
б) уплатить неустойку
в) не дающий ответа

16. Использование диалектизмов, грубо-просторечных выражений, жаргонизмов допустимо в:
а) речи юристов
б) языке художественной литературы +
в) официально-деловой речи

17. Овладение … является лингвистическим условием логичности речи:
а) теорией аргументации
б) эвристикой
в) логикой изложения +

18. Выберите случай неправильного управления глаголов:
а) рассержен глупой выходкой
б) различать старые методы от новых +
в) рассердился на неуместную шутку

19. Синтез народно-разговорного языка и церковнославянского языка осуществил (укажите фамилию):
а) Ломоносов
б) Лермонтов
в) Пушкин +

20. Современный русский язык существует в нескольких формах, среди которых ведущую роль играет:
а) просторечие
б) литературный язык +
в) литературно-разговорный язык

21. При необходимости подчеркнуть факт совершения действия в документах употреблен … залог:
а) страдательный +
б) винительный
в) повелительный

22. Ошибки квалифицируются на:
а) лексические
б) пунктуационные +
в) стилистические

23. Ошибки квалифицируются на:
а) стилистические
б) лексические
в) орфографические +

24. Немотивированное употребление одних и тех же слов в составе одного предложения или нескольких предложений, расположенных рядом, называется:
а) многословием
б) лексическими повторами +
в) тавтологией

25. Появляющиеся в результате нарушения правил правописания ошибки – это ошибки:
а) стилистические
б) грамматические
в) орфографические и пунктуационные +

26. Как пишется слово (в)припрыжку:
а) раздельно
б) слитно +
в) через дефис

27. Слова командированный и командировочный являются:
а) паронимами +
б) антонимами
в) синонимами

28. Неверно указано произношение слова:
а) свитер [тэ]
б) термос [тэ]
в) паштет [тэ] +

29. Речь городского малообразованного населения называется:
а) просторечие +
б) жаргон
в) диалект

30. Какое из следующих местоимений не является отрицательным:
а) ничто
б) некто +
в) никого

Источник



Тема 1. Формы русского национального языка

Тема 2. Функциональные стили русского литературного языка

Тема 3. Понятие «культура речи»

Тема 4. Нормы русского литературного языка

Контрольный тест

Приложение

Введение (к оглавлению)

Свободное владение родным русским языком в современных экономических условиях во многом определяет профессиональный успех людей, занимающихся самыми различными видами деятельности: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, журналистов, менеджеров, руководителей всех уровней. Умение чётко и ясно выражать свои мысли, говорить гра­мотно, убедительно, способность не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности всех специалистов, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу.

Что же вмещает в себя понятие «культура речи»? Почему в устах одного человека слово уместно, весомо, убедительно, и он достигает поставленных коммуникативных целей, а другой не может найти таких слов? Каковы критерии выбора и способы организации языковых средств в различных ситуациях общения? Для того чтобы ответить на эти вопросы, сначала нужно осознать, что представляет собой национальный язык вообще и каковы качества культурной (хорошей) речи. С освещения этих тем начинается настоящее пособие. Основной акцент сделан на изучении следующих тем: «Функционально-стилевая дифференциация литературного языка» и «Основные нормы русского литературного языка».

Пособие «Русский язык и культуры речи» предназначено для студентов МФПА, которые обучаются по различным нефилологическим специальностям.

Целью данного пособия является формирование у студентов-нефилологов базовой системы знаний в области культуры речи.

Его основная задача — развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка в устном и письменном общении, причём главным образом в двух основных сферах: сфере науки, обра-зования и деловой сфере.

Для достижения поставленной задачи в учебном пособии «Русский язык и культуры речи» представлены различные упражнения, кейсы, тесты.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ ориентирован на выявление актуального уровня знаний студентов. В каждом задании один правильный ответ.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ проверяет уровень знаний и умений, приобре-тённых студентами на занятиях. В каждом задании один правильный ответ.

Диагностический тест по русскому языку и культуре речи (к оглавлению)

1. Раздел языкознания, разрабатывающий и изучающий систему правил об употреблении букв в конкретных словоформах, – это…

в) культура речи;

2. Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме, — это…

г) культура речи.

3. Согласно нормам русского литературного языка, ударение падает на третий слог в слове…

Читайте также:  Тестовые задания для контроля и оценки знаний учащихся по предмету физическая культура 9 11 класс тест по фи

4. Слово ВЕКОВОЙ нужно употре­бить вместо слова ВЕЧНЫЙ в предложении…

1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с вечною трубкою в зубах сидел у окна.

2) Густые заросли кустарника чередовались с вечными дубовыми рощами и березовыми лесочками.

3) Среди вечных человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

4) В районах вечной мерзлоты дома строятся по спе­циальным проектам.

5. Значение «невежливый человек» имеет слово…

6. Ошибка в образовании формы слова допущена в словосочетании…

1) после ранних заморозков

2) до двухсот метров

3) время движется

4) самый добрейший

7. Ошибка в образовании формы слова допущена в словосочетании…

1) килограмм апельсинов

2) больше шестьдесят человек

3) пара чулок

4) красивее всех

8. Буква Ё пишется в слове…

9. Буква Э пишется в слове…

10. Синтаксическая ошибка допущена в предложении…

1)Выдвижение кандидатуры Иванова на должность доцента было поддержано более чем тридцатью голосами.

2)Озеро Байкал всегда славилось своей необыкновенной прозрачностью, чистотой.

3)Благодаря разумного графика подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.

4)В газете «Сельские новости» были опубликованы метеосводки на ближайшую неделю.

11. Грамматически правильным продолжением предложения

Играя в шахматы, ………….

является фрагмент 1) у меня заболела голова.

2)мы развиваем логическое мышление.

3)незаметно пролетел вечер.

4)воспитывается воля и наблюдательность.

12. Ненужное со смысловой точки зрения (лишнее) слово употреблено в

1) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

2) Я узнал, что зовут его Филиппом Кузьмичом и что он камердинер барина.

3) Стихает утомлённая земля, становится безветренно.

4) Вы совершенно верно определили главные лейтмотивы в операх

Римского-Корсакова.

Тема 1. Формы русского национального языка (к оглавлению)

Цели изучения темы:

1. освоение основного понятия темы «национальный язык»;

2. осмысление роли русского литературного языка в системе национального языка; осознание возможностей русского литературного языка в выражении диалектически сложного мира идей, чувств современного человека, разнообразия предметов, понятий, явлений действительности в их взаимообусловленности и соотнесённости с человеком.

Задачи изучения темы:

1. познание «материи» национального языка — форм (разновидностей), составляющих его систему;

2. формирование сознательного отношения к использованию языковых средств в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами и сферой общения;

3. устранение из речи диалектизмов, жаргонизмов и просторечных слов.

Изучив данную тему, Вы

будете знать:

— сущность и содержание понятия «национальный язык»;

— сущность и содержание понятия «литературный язык»;

— сущность и содержание понятий «диалектизмы», «жаргонизмы»,

— границы употребления литературной и нелитературной лексики;

уметь:

— распознавать литературную и нелитературную лексику в собственной речи и в речи окружающих;

— выбирать языковые средства в соответствии с коммуникативными

Источник

Формы национального русского языка

Понятие, свойства, формы существования национального русского языка. Диалекты, жаргоны, просторечие, литературный язык – формы исторического существования национального языка. Просторечие стилистическое средство для придания речи специфического оттенка.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.10.2014
Размер файла 15,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Русский национальный язык, являющийся объектом изучения науки о языке, состоит из нескольких разновидностей. Базисным элементом языка как единой знаковой системы общения и передачи информации является русский литературный язык, который считается высшей образцовой формой национального языка. Этот тип языка складывался постепенно, он и сейчас находится в состоянии постоянного развития. На него влияют писатели, поэты и другие мастера слова, создавая новые литературные нормы. Именно этот тип языка изучается и пропагандируется в школах, средствах массовой информации.

1. Формы существования национального русского языка

Русский национальный язык, являющийся объектом изучения науки о языке, состоит из нескольких разновидностей. Базисным элементом языка как единой знаковой системы общения и передачи информации является русский литературный язык, который считается высшей образцовой формой национального языка. Этот тип языка складывался постепенно, он и сейчас находится в состоянии постоянного развития. На него влияют писатели, поэты и другие мастера слова, создавая новые литературные нормы. Именно этот тип языка изучается и пропагандируется в школах, средствах массовой информации.

Однако не все русскоязычные люди говорят одинаково: в их речи наблюдаются элементы общенародные, т.е. употребляемые всеми русскоговорящими, и элементы, употребляемые отдельными группами людей, объединенных территориальной или социальной общностью. Национальный язык имеет свои разновидности и ответвления. Структура его выглядит следующим образом:

Территориальные социальные (говоры, жаргоны)

Литературный язык — форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую, это исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых элементов, речевых средств, прошедших длительную культурную обработку в текстах (письменных и устных) авторитетных мастеров слова, в устном общении образованных носителей национального языка.

Функция литературного языка — обеспечение речевой коммуникации в основных сферах деятельности всего исторически сложившегося коллектива людей, которые говорят на данном национальном языке.

Литературный язык противопоставляется народно-разговорной речи.

Литературный язык постоянно пополняется и обновляется за счет народно-разговорной речи. Развитие литературного языка непосредственно связано с развитием культуры народа, прежде всего его художественной литературы. Язык художественной литературы воплощает лучшие достижения национальной речевой культуры, основные достоинства литературного языка одного народа, национального языка в целом.

Читайте также:  Тест родительный и дательный падеж

Русский литературный язык имеет две основных формы существования:

устную

Устная форма является первичной и единственной формой существования языка, не имеющего письменности. Для разговорного литературного языка устная форма является основной, тогда как книжный язык функционирует и в письменной и в устной форме (доклад — устная форма, лекция — письменная форма).

Письменная форма является более поздней по времени возникновения. Художественная литература существует главным образом в письменной форме, хотя реализуется и в устной форме (например, художественное чтение, театральные спектакли, любое чтение вслух).

Русский национальный язык включает в себя, наряду с литературным языком, народно-разговорную речь: просторечие, местные, или территориальные говоры, жаргоны. Если сопоставить диалектный и литературный языки, то в первом увидим большое разнообразие номинаций одних и тех же понятий, предметов, явлений с одинаковой или однотипной стилистической характеристикой их обозначений.

2. Диалекты, жаргоны, просторечие, литературный язык — формы исторического существования национального языка

Диалект (от греч dialektos — разговор, говор, наречие) — разновидность языка, являющаяся средством общения коллектива, объединенного территориально и социально, в частности, профессионально.

Различают диалекты территориальные и социальные.

Территориальные диалекты наряду с литературным языком являются основной разновидностью языка.

В отличие от литературного языка, диалект ограничен территориально и функционально, существует только в устной форме.

Социальный диалект — средство общения коллектива, объединенного профессионально или социально. Например, язык гончаров, охотников, спортсменов, школьников, студентов и др.

Жаргон (франц. jargon) — социальная разновидность речи, характеризующаяся специфической лексикой и фразеологией.

Жаргон является принадлежностью относительно открытых социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения. Например, жаргон моряков, летчиков, спортсменов, учащихся, актеров и т.д.

Жаргон в своем оформлении отталкивается в целом от общелитературного языка, являясь как бы социальным диалектом определенной возрастной общности людей или «профессиональной» корпорации.

Студенческий жаргон составляет в русском языке основу молодежного сленга.

Сленг — это молодежный жаргон, составляющий слой разговорной лексики, отражающей грубовато-фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи. Молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи — и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

Просторечие — это слово свойственно литературной городской разговорной речи, используется в литературном языке как стилистическое средство для придания речи специфического оттенка. От территориальных диалектов просторечие отличается отсутствием отчетливой локальной закрепленности его особенностей, от жаргонов — тем, что эти особенности не осознаются его носителями как ненормативные.

Просторечие обнаруживается на всех языковых уровнях.

национальный язык просторечие диалект

Однако не все русскоязычные люди говорят одинаково: в их речи наблюдаются элементы общенародные, т.е. употребляемые всеми русскоговорящими, и элементы, употребляемые отдельными группами людей, объединенных территориальной или социальной общностью. Просторечие обнаруживается на всех языковых уровнях.

Список используемой литературы

1. Бромлей, С.В. Проблемы диалектологии, лингвогеографии и истории русского языка./С.В. Бромлей. — М.: Издательский центр «Азбуковик», 2010.

2. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи./Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева. — М.: Проспект, 2006.

3. Данцев, Д.Д. Русский язык и культура речи./Д.Д. Данцев, Н.В. Нефедова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Развитие русского литературного языка. Разновидности и ответвления национального языка. Функция литературного языка. Народно-разговорная речь. Устная и письменная форма. Территориальные и социальные диалекты. Жаргон и сленг.

доклад [9,1 K], добавлен 21.11.2006

Положение русского языка в современном мире. Характер восприятия устной и письменной речи. Территориальные и социальные диалекты, просторечие, жаргоны. Признаки, нормы и особенности, характеризующие функционирование литературного языка в начале XXI века.

курсовая работа [41,4 K], добавлен 19.05.2015

Просторечие как форма существования русского национального языка. Взаимосвязь литературного языка и разговорной речи. Просторечные слова в «Рассказах Синебрюхова» и в сборнике рассказов «Веселая жизнь» М. Зощенко, исследование функций просторечия.

курсовая работа [56,7 K], добавлен 11.06.2015

Литературная и нелитературная формы русского языка. Культура речи и литературный язык. Нелитературный язык — понятие и роль в общении. Характеристика нелитературного языка: основные элементы и особенности. Диалекты и просторечия.

курсовая работа [26,8 K], добавлен 26.10.2003

Просторечие как специфичное явление русского языка. Фонетическая система и подвиды просторечия. Характерные черты просторечия как языковой подсистемы. Лексические, синтаксические, морфологические особенности характеризующие специфику «простой» речи.

реферат [32,1 K], добавлен 26.05.2010

Обзор функциональных стилей литературного языка. Характеристика форм народно-разговорной речи, диалекты русского языка и системы вокализма в них. Основные черты просторечия на фонетическом уровне. Особенности социального и профессионального жаргона.

реферат [32,8 K], добавлен 09.10.2013

Просторечие как специфичное явление русского языка с точки зрения структурно-функционального подхода. Объективная характеристика просторечия, его роль в русской речи. Поле реализации просторечия — устная речь. Фонемы и лексические особенности просторечий.

реферат [31,9 K], добавлен 03.06.2010

Источник