Меню

Статья 49 Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством



Статья 49. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 августа 2000 г. N 107-ФЗ в статью 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 49. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

3. Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.

В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.

В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по собственной инициативе или по обращению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности.

Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, распускается законом субъекта Российской Федерации либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), за исключением глав муниципальных образований — столиц и административных центров субъектов Российской Федерации, либо указом Президента Российской Федерации.

4. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не приняты предусмотренные настоящей статьей меры, то в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи Президент Российской Федерации вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления.

5. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не приняты предусмотренные настоящей статьей меры, то в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи Президент Российской Федерации вправе отрешить главу муниципального образования от должности.

6. Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации либо федеральным законом назначаются новые выборы.

Отрешение главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых выборов (если он избирался населением муниципального образования) осуществляются указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо указом Президента Российской Федерации.

7. В случае отрешения главы муниципального образования от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования.

8. Предложения об отрешении Президентом Российской Федерации главы муниципального образования от должности могут быть внесены законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Правительством Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации.

9. Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления, отрешением главы муниципального образования от должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы муниципального образования от должности в соответствующий суд (Верховный Суд республики, краевой, областной суды, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа) либо Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления).

Читайте также:  Тест Наследственность и изменчивость

Верховный Суд республики, краевой, областной суды, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, Верховный Суд Российской Федерации должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.

Источник

Муниципальное право России. Тема 14. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Тест для самопроверки

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. За нарушение прав и свобод граждан органы местного самоуправления привлечь к международно-правовой ответственности …
можно, но при условии, что исчерпаны все внутригосударственные средства разрешения конфликта
нельзя
нельзя, поскольку муниципальное образование не является субъектом международного права
можно

2. Главы муниципальных образований отрешаются от должности …
указом Президента Российской Федерации
указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
федеральным законом
законом субъекта Российской Федерации

3. Предупреждение представительному органу местного самоуправления не отменившему нормативный правовой акт в соответствии с решением суда, вступившим в силу, вправе вынести …
Генеральный прокурор Российской Федерации
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
Президент Российской Федерации

4. Органы и должностные лица местного самоуправления не несут ответственность перед …
Федеральным Собранием Российской Федерации
физическими и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством
населением муниципального образования
государством

5. Основанием ответственности органов местного самоуправления перед населением муниципального образования является …
совершение действий, нарушающих права и свободы граждан
нарушение Конституции России, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, Устава муниципального образования
утрата доверия
совершение действий, причиняющих имущественный или иной ущерб

Источник

Лекция 8: «Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления»

8.5. Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Согласно ст. 76 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами. Основанием данного вида ответственности являются незаконные действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц (в том числе издание незаконных правовых актов), в результате которых был причинен имущественный и иной вред физическим и юридическим лицам. Федеральное законодательство предусматривает возможность привлечения органов местного самоуправления к гражданско-правовой ответственности. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает прежде всего в судебном порядке. Следует отметить, что физические лица могут требовать за причинение вреда органами местного самоуправления также и компенсацию морального вреда в соответствии со ст. ст. 151, 1099 — 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что гражданско-правовую ответственность перед физическими и юридическими лицами несут органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием. Должностное лицо местного самоуправления, соответственно, несет ответственность перед органами местного самоуправления.

Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1069) установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают прежде всего соответствующие финансовые органы.

Следует также учитывать, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность судебного обжалования решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, а также решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления (ст. 78). Данные решения и действия могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Порядок такого обжалования урегулирован федеральным законодательством, поскольку в соответствии с пунктом «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации как судоустройство, так и гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации. Более детально порядок обжалования устанавливается соответственно Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации либо Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Источник

Некоторые виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

Аннотация. В статье рассматриваются несколько видов ответственности, которая может устанавливаться законодательством для должностных лиц и органов местной власти. Дается определение ответственности, а также приводится классификация юридических санкций, исследуются нормы законодательства, закрепляющие порядок и условия наступления такой ответственности.

Как и любые другие субъекты права, муниципальные образования, а также их должностные лица, наряду с правами и обязанностями, несут юридическую ответственность. Бесспорным является тот факт, что данная проблема становится все больше предметом пристального внимания. Это обусловлено, в частности, появлением принципиально новых подходов вопросу о взаимодействии органов государственной власти с местным самоуправлением, что тесно связано с ужесточением ответственности местного самоуправления в лице его органов и должностных лиц.

Следует подчеркнуть важность вопросов, относящихся к сфере государственного строительства и управления, поскольку немалая роль здесь принадлежит именно эффективным управленческим решениям. Например, одним из таких вопросов является самостоятельность муниципалитетов в пределах их компетенции и возможностей, отчасти – в сфере законотворчества. Но очень часто возникали ошибочные представления о такой самостоятельности: закрепленные Конституцией РФ гарантии местного самоуправления рассматривались как полная автономия муниципальных образований, с вседозволенностью отдельных местных чиновников, которые основывались в своей работе не на праве, а на личных представлениях о том, что необходимо делать в данный момент. Усугубляла ситуацию неразрешенность на уровне закона проблем взаимодействия власти государственной и местной, что, в свою очередь, указывало на «сырую», несформированную систему управления. Небольшим, но вместе с тем, важным шагом на пути к решению данной ситуации, стало принятие Федерального закона от 4 августа 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»[1]. Указанный нормативный акт устранил пробел в законодательстве, став ведущим звеном в единой системе управления государством, а также создании единого правового поля и неукоснительного соблюдения Конституции РФ и федеральных законов.

Читайте также:  Определение продуктивного воспаления тест

Но поскольку предметом нашего рассмотрения является ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц, то далее речь пойдет именно о ней. В статье мы коснемся лишь некоторых видов ответственности вышеперечисленных субъектов. Начнем с определения ответственности.

Итак, суть любой ответственности заключается в наступлении для субъекта неблагоприятных правовых последствий, вследствие принятого им неправомерного решения, совершение противоправного действия, ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Какие же цели преследует законодатель, устанавливая для должностных лиц и органов местного самоуправления различные виды ответственности? Это, прежде всего, обеспечение деятельности вышеперечисленных субъектов строго в интересах населения: как отдельных граждан, так и общества в целом.

Центральное место в законодательном регулировании деятельности и ответственности местного самоуправления занимает вышеупомянутый Закон. Данным законом определяется перечень субъектов, перед которыми ответственны органы и должностные лица МСУ, кроме того, определены виды и формы такой ответственности.

Рассмотрим статью 47 Закона «Об общих принципах»[2], которая устанавливает, что органы и должностные лица МСУ ответственны перед населением, проживающим на территории МО, государством, гражданами и организациями.

Для того, чтобы нормы об ответственности муниципалитетов эффективно реализовывались, необходимо наличие сильного государственного и общественного контроля за их деятельностью. Что же касается субъектов, то несение ответственности в соответствии со ст. 70,72 и 76 Закона, распространяется на органы МСУ; депутатов, членов выборных органов МСУ, выборных и иных должностных лиц МСУ.

Говор о природе муниципально-правовой ответственности, следует отметить, что она полностью идентична юридической природе конституционной ответственности. Общими признаками выступают:

а) в их основу заложены положения Конституции и иных законов;
б) наличие одинаковых субъектов;
в) обязательное установление санкций,
г) порядок и основания наступления двух вышеперечисленных видов ответственности.

Кроме того, конституционная и муниципально-правовая ответственность обладают рядом общих признаков. Перечислим их ниже:

1. Сочетая политические и правовые меры, данные виды ответственности являются публичными.

2. Для того, чтобы тот или иной вид ответственности наступил, субъектом должно быть совершено конкретное противоправное действие: вынесен незаконный нормативный акт, либо незаконное бездействие. Причем такие действия (бездействия) должны обязательно быть доказаны в судебном порядке. Очевидно, что названные формулировки ранее упоминавшегося Закона находятся в полном соответствии с нормами и принципами, действующими в правовом государстве[3].

3. Порядок и случаи наступления такой ответственности четко регламентированы законом. В качестве примера можно привести Закон г. Москвы «О референдумах в городе Москве»[4], где зафиксирована процедура отзыва депутата Собрания внутригородского муниципального образования. Данная процедура включает несколько этапов:

Вначале назначается голосование об отзыве депутата, после чего формируется комиссия по его проведению. На данном этапе составляются и регистрируются списки участвующих в голосовании лиц, затем формируются участки голосований. И, наконец, информация о предстоящем голосовании доводится до его участников, проводится агитация. Далее следует сама процедура голосования, по завершении которой подводятся итоги, определяются его результаты.

Сами санкции, которые могут быть наложены на должностное лицо или орган МСУ, подразделяются на три группы:

К первой группе относятся санкции правовосстановительные. Например, суд признал недействительным муниципальный нормативно-правовой акт, который не соответствует Конституции, ФЗ, закону субъекта РФ, в результате чего, на основании такого решения действие акта было прекращено.

Вторую группу образуют предупредительные санкции. Данный вид санкций ориентирован на то, чтобы предотвратить дальнейшее противоправное поведение субъекта: он предупреждается о возможном применении к нему мер взыскания в случае неисполнения предписаний суда.

И, наконец, третья группа представлена самими мерами взыскания. Такой мерой может стать досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц МСУ[4]. И здесь уже будут выделяться ее разновидности, в зависимости от конкретного субъекта:

— если речь идет о главе муниципального образования, то он может быть отстранен от занимаемой должности высшим должностным лицом субъекта РФ. Также главу МО вправе отстранить руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
— если речь идет о депутате или выборном должностном лице МСУ, то они могут быть отозваны.

Продолжая рассматривать ответственность перед населением, отметим, что для муниципальных служащих, которые осуществляют свою деятельность по контракту (договору), такие виды ответственности не предусмотрены. Они могут быть привлечены в общем порядке к дисциплинарной ответственности, согласно Трудовому кодексу РФ[5]. Примечательно, что уставом МО могут закрепляться положения об ответственности иных органов и должностных лиц МСУ. Например, для тех, кто находится на замещении своей должности на основании контракта или же решения представительного органа (выборного должностного лица) местного самоуправления. Но здесь речь идет уже об ответственности, которая наступает перед уполномоченным органом, а не перед населением.

Читайте также:  Неотложная помощь при гипотермии переохлаждении

Еще одним важным моментом, на который стоит обратить внимание, является статья 48 Закона, согласно которой, утрата доверия населения является основанием для наступления ответственности перед ним органов и должностных лиц МСУ. Уставы муниципальных образований определяют порядок такой ответственности и условия ее наступления. Законом закреплено несколько способов, которыми население может выразить недоверие к должностным лицам или органам МСУ: это собрания, или сходы, проведение заочного голосования (опроса)[6]. При таком варианте развития событий население может выразить недоверие и иным должностным лицам МСУ, выдвинув в адрес представительного органа или главы МО требование об освобождении от занимаемой должности утратившего доверие субъекта. Но на практике это все лишь формальность: такое решение будет считаться рекомендацией.

Помимо вышеперечисленных субъектов, у населения есть также право отзыва депутатов, членов выборных органов и должностных лиц МСУ.

Выше была рассмотрена ответственность перед населением. Однако стоит подробнее остановиться также и на ответственности органов МСУ перед государством. Данный вид ответственности – более суровый и серьезный, поскольку государство выступает правовым регулятором в обществе. Итак, случаи, в которых должностное лицо или орган МСУ понесет перед государством ответственность, могут быть следующими:

— органом или должностным лицом муниципального образования была нарушена Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, либо законодательство субъектов РФ, устав МО;
— было выявлено ненадлежащее осуществление переданных государством отдельных полномочий. Особое внимание следует обратить на важную оговорку, указанную в Законе: ответственность органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий будет наступать только в тех пределах, в которых муниципальному образованию на указанные цели были выделены материальные ресурсы и финансы. Данное положение закреплено в ч. 3 ст. 20 Закона.

Закон субъекта РФ также может досрочно прекратить полномочия представительного органа МСУ. При этом должна быть соблюдена последовательность действий, установленная Законом.

Глава муниципального образования или местной администрации будет нести ответственность перед государством в следующих случаях:

1) если указанным субъектом будет издан нормативный акт, противоречащий Конституции и иным законам, и если соответствующий суд установит наличие данных противоречий. Однако стоит подчеркнуть: если должностным лицом в двухмесячный срок с того момента, как решение суда вступило в законную силу (срок по решению суда может быть иным), предпримет все надлежащие меры по его исполнению, то оно не будет нести ответственности перед государством[3];

2) если действия, совершенные должностным лицом, привели к нарушению прав и свобод человека, создали угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, а также если должностным лицом субвенции из федерального или бюджета субъекта РФ были расходованы не в соответствии с их целевым назначением. В обязательном порядке каждый факт неправомерности действий должностного лица МСУ подтверждается в судебном порядке. Аналогично, как и в предыдущем случае, ответственность наступает только в случае непринятия необходимых мер по исполнению судебного решения.

И в одном, и в другом названных случаях, главой исполнительной власти субъекта РФ издается соответствующий правовой акт об отрешении от должности главы МО или главы местной администрации.

В заключение отметим, что ответственность местного самоуправления – это важный элемент эффективности его работы, а также поддержания законности и гарантии прав и свобод населения. Рассмотренные в настоящей статье виды ответственности – далеко не полный перечень, поскольку основное внимание было сосредоточено здесь на ответственности должностных лиц и органов муниципалитетов перед населением и перед государством. Безусловно, нельзя сказать о том, что какой-либо из этих видов ответственности менее важен: в правовом государстве невозможно ставить интересы населения ниже государственной власти, которая, в свою очередь, призвана их обеспечивать и защищать.

Источник

«Органы и должностные лица местного самоуправления»

91. Органы и должностные лица местного самоуправления не несут ответственность перед .
Федеральным Собранием Российской Федерации

92. Органы местного самоуправления муниципального образования всегда должны взаимодействовать:
между собой
с предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, расположенными на его территории

93. Основанием ответственности органов местного самоуправления перед населением муниципального образования является .
утрата доверия

94. Основная задача муниципальной службы:
обеспечение прав и свобод человека и гражданина

95. По способу принятия решений органы местного самоуправления можно подразделить на .
коллегиальные, единоначальные и с совещательными полномочиями

96. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются .
со дня его вступления в должность

97. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются .
в день вступления в должность вновь избранного должностного лица

98. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются .
с момента начала работы нового состава депутатов представительного органа местного самоуправления

99. Полномочия представительного органа муниципального образования по изданию правовых актов определяются:
уставом муниципального образования
федеральными законами

100. Право предъявления гражданами исков о признании недействительными актов органов местного самоуправления характеризует принцип .
ответственности органов местного самоуправления перед населением

101. Предупреждение представительному органу местного самоуправления не отменившему нормативный правовой акт в соответствии с решением суда, вступившим в силу, вправе вынести .
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации

102. Принцип разделения властей на уровне местного самоуправления .
реализуется не в полном объеме

103. Прокурорский надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется в форме .
изучения их действий и издаваемых нормативных правовых актов на предмет соответствия действующему законодательству

104. Работа представительного органа муниципального образования организуется .
председателем представительного органа муниципального образования

105. Самостоятельность органов местного самоуправления ограничена .
пределами собственной компетенции органов местного самоуправления

Источник