Меню

СОВРЕМЕННЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА

Основные элементы механизма правового регулирования тест

3. Понятие, элементы и стадии механизма правового регулирования

Правовое регулирование происходит посредством особой совокупности правовых средств, составляющих механизм правового регулирования, поэтому этот процесс представляет собой сложное взаимодействие системы взаимосвязанных элементов.
В качестве элементов системы правового регулирования выступают нормы права, юридические факты, акты применения права.
Исследуя механизм правового регулирования, С.С. Алексеев выделяет три стадии его процесса:
— регламентированность общественных отношений, нуждающихся в правовом опосредствовании;
— действие норм, в результате которых возникают или изменяются правовые отношения;
— реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своей цели, воплощается в поведении конкретных лиц.
При этом все элементы, встречаясь в правовом отношении, приобретают свое реальное выражение и из теоретических абстракций превращаются в позитивные поведенческие акты субъектов права.
Юридическая норма является первым необходимым элементом правового регулирования, а ее издание — первой стадией этого процесса. Пока норму права не выведет из состояния статики (существования) определенный юридический факт, она так и остается на бумаге.
Правовое отношение и его возникновение на основе имеющихся у сторон субъективных прав и юридических обязанностей, закрепляемых нормами права, выступает, соответственно, вторым элементом и второй стадией правового регулирования.
Третьей стадией является реализация имеющихся прав и обязанностей в фактических действиях субъектов правоотношения, а элементом — соответствующий правореализаторский акт.
Таким образом, механизм правового регулирования можно определить как взятую в единстве систему правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных актов и др.), при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие права на общественные отношения в соответствии с поставленными перед ним целями.

Некоторые ключевые понятия темы

Преимущественное право — это предусмотренная законом льгота материального, морального, юридического (процессуального) характера для той или иной категории субъектов.
Правовые иммунитеты — это совокупность особых льгот и привилегий, преимущественно связанных с освобождением конкретно установленных в законе лиц от определенных обязанностей либо от ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.
Правовая льгота — это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав, так и в освобождении от определенных обязанностей.
Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъектов режим благоприятствования.
Правовое поощрение — это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, и для него наступают благоприятные последствия.
Предписание — это возложение соответствующей нормой права прямой юридической обязанности совершить то или иное юридически значимое действие в условиях, предусмотренных данной нормой.
Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, нарушающего условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите как исключения определенных возможностей в действиях лиц.
Эффективность правового регулирования — это действенность достижения тех целей, которые ставил перед собой законодатель, принимая норму права; это реальное осуществление, результат функционирования правовой нормы.

1. Действие права, правовое воздействие, правовое регулирование.
2. Правовое регулирование и правовое воздействие (понятия и соотношение).
3. Правовые средства: понятие и виды.
4. Норма права в механизме правового воздействия.
5. Система правового регулирования.
6. Предмет, методы, способы, типы правового регулирования.
7. Соотношение системы и структуры правового регулирования.
8. Содержание механизма государственно-правового воздействия и регулирования.
9. Понятие и общая характеристика механизма правового регулирования.
10. Элементы механизма правового регулирования.
11. Способы, приемы, уровни, методы, типы правового регулирования.
12. Стадии правового регулирования.

Источник

СОВРЕМЕННЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ» В ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА

В настоящее время, когда наше государство и отечественная правовая система находятся в условиях влияния геополитических процессов и демократических тенденций, потребность в эффективном правовом регулировании значительно возрастает.

Основная цель права заключается в упорядочении общественных отношений, для чего используется обширная система различных правовых средств, которые в своем единстве и взаимодействии образуют единый, целостный механизм, получивший название «механизм правового регулирования» (далее иногда – механизм). Под механизмом правового регулирования обычно понимают систему правовых средств, обеспечивающих воздействие права на общественные отношения [1, с.9].

По мнению проф. Н.А. Пьянова: «…под механизмом правового регулирования обычно понимают взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, участвующие в правовом регулировании общественных отношений» [9, с.314].

Читайте также:  Роспотребнадзор обновил правила лабораторного тестирования на COVID 19

В свою очередь, Евдокимов К.Н. считает, что механизм правового регулирования можно определить, как систему взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование определенных общественных отношений, приведение их в стабильное и упорядоченное состояние [9, с. 509].

Стоит заметить, что данная категория позволяет не только объединить такие элементы правовой системы, как нормы, правоотношения, юридические акты и другие, но и способна представить их в динамическом, «работающем» виде – с точки зрения результативности процесса правового регулирования [6, с. 209].

Приведенное выше определение освещает далеко не все стороны механизма правового регулирования, а лишь его инструментальное, то есть специально-юридическое предназначение. При таком толковании пристально рассматриваются средства юридического воздействия, образующие в своем последовательном развитии единую цепь правовых явлений. Содержание механизма правового регулирования является емким и многогранным, нуждается в комплексном исследовании.

Среди подходов к пониманию и объяснению механизма правового регулирования следует выделить три: инструментальный (специально-юридический), психологический и социальный подходы.

Инструментальный (или специально-юридический) аспект механизма освещает его посредством демонстрации юридического инструментария, функционирующего в процессе правового регулирования. Над исследованием указываемого подхода работали многие российские правоведы и, в частности, проф. В. М. Горшенев. По его мнению, «механизм правового регулирования состоит из двух основных полярных элементов: во-первых – в способах воздействия (дозволения и запреты – активная сторона механизм правового регулирования), во-вторых – в способах реализации, которые выражаются в фактическом поведении субъектов права, а также в совершении действий или в воздержании от действий (так называемая «результативная сторона»)» [5, с.39]. Между указанными «чистыми» способами, по мнению автора, располагаются, промежуточные звенья: правосубъектность, юридические факты, правоотношения (как стадии перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений) [5, с.39]. Однако, пытаясь совместить в одном ряду различные юридические инструменты, В. М. Горшенев упускает из виду нормы права, акты реализации прав и обязанностей, отрицает существование и такого способа правового регулирования, как обязывание (отождествляя его с «предписанием»). В свою очередь, рассуждая над данным аспектом механизма, доктор юридических наук В.А. Сапун верно отмечает, что инструментальный аспект не должен формироваться исключительно как догма юриспруденции, ведь с помощью всего арсенала юридических и других гуманитарных наук именно в аспекте инструментального анализа правовой действительности теория правовых средств способна выявить основные тенденции действия и использования юридического механизма для решения различных социальных задач в интересах личности и общества [7].

Наиболее спорным является существование психологического подхода. По мнению А. Д. Корецкого, самостоятельное учение о психологическом аспекте механизма правового регулирования отсутствует. На основе такого утверждения можно сделать вывод, что, по своей сущности психологический элемент механизма правового регулирования представляет собой ничто иное как попытку анализа психологических процессов, который возникает у управляемого субъекта в качестве реакции на воздействие юридической нормы, правоотношения или акта правоприменения. Однако анализ указанных процессов по своему предмету имеет отношение больше к психологии, нежели к юриспруденции. Однако С.С. Алексеев не поддерживает названную точку зрения А.Д. Корецкого и справедливо замечает, что психологический аспект механизма правового регулирования характеризует «происходящие в результате правового регулирования формирование и действие мотивов поведения людей – участников общественных отношений» [1, с.9-11]. Представляется, что полностью отрицать психологический подход в исследовании механизма правового регулирования нельзя. Именно поэтому стоит отметить, что точка зрения последнего является наиболее правильной, поскольку рассматриваемый аспект формулирует и объясняет процесс формирования и мотивы поведения участников общественных отношений в сфере правового регулирования. Имеет место своего рода проекция воздействия способов правового регулирования на сознание субъекта права. Соответственно, можно проследить, каким образом позитивные обязывания, дозволения и запреты влияют на психику людей и их последующее поведение.

Целью позитивного обязывания является формирование побудительных мотивов поведения и обеспечение их действия. Очевидно, что формирование и действие побудительных мотивов поведения, обеспечиваемое правом, зависит от экономических, политических, духовно-нравственных факторов и потому вливается в упорядоченные социальные процессы. Иной характер имеет психологический механизм правового регулирования в сфере дозволений и запретов. Так, правовое регулирование, осуществляемое посредством дозволений и запретов, призвано дать «свободу пространства» материальным, духовным и иным неправовым стимулам. Оно, упорядочивая общественные отношения в разных сферах, обеспечивает естественное функционирование всего общества и направлено на то, чтобы развивались наиболее важные психические особенности субъектов права, предопределяющие их деятельность как участников общественных отношений. Кроме того, само предоставление лицам субъективных прав в порядке дозволения побуждает людей к желаемому, одобряемому обществом и государством образу поведения и, соответственно, в какой-то мере способствует формированию социально оправданных побудительных мотивов такого поведения [1, c.11-12].

Читайте также:  Тесты для выявления психических расстройств у взрослых

Проблематика социального механизма действия права имеет важное, но строго определенное значение, поскольку касается правового воздействия в целом, причем во многих случаях неспецифических для права сторон и сторон, относящихся к психологическому механизму. В. П. Казимирчук относит к такого рода вопросам следующие: направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели, доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения, формирование правом социально полезных образцов поведения, социально-правовой контроль [3, с. 37-44]. В данном случае речь идет о правовом воздействии в общем, так как помимо упорядочивающего действия охватываются и иные формы воздействия права на субъекты права (например, ценностно-ориентационные, воспитательные). Идеи социального действия права находятся, преимущественно, в области правосознания, социально-психологической материи функционирования права. В связи с этим, нельзя не согласиться с мнением С. С. Алексеева о том, что «если при характеристике всех этих вопросов и уместно употребление понятия «механизм», то, пожалуй, только в условном смысле, так как перед нами – не целостное системное образование, а скорее лишь стороны функционирования права, подчас не связанные или отдаленно связанные между собой» [1, с. 14]. Как справедливо заметил С.Л. Явич социальный аспект механизма действия права предполагает исследование, прежде всего, социальных обстоятельств, находящихся вне самого механизма, но которые так или иначе его детерминируют и на которые этот механизм призван оказывать обратное воздействие, а также специальных факторов и процессов, включенных в сам механизм действия права, также определяющих его юридическую и социальную деятельность [11, с. 26-32].

При всем многообразии подходов к изучению механизма правового регулирования, на наш взгляд, следует учитывать его основополагающую характеристику, определяющую теоретико-прикладную сторону правоведения – инструментальную. При таком походе механизм рассматривается как система правовых средств в целом и оценивается его результативное функционирование в обществе. Это очевидно, поскольку описание механизма правового регулирования всегда должно опираться на особенности специфических правовых средств юридического воздействия и общественные отношения. Работа данного механизма может стать эффективной лишь в случаях, когда принимаются во внимание общетеоретические основы инструментальной теории права и социальные реалии, в которых действует и применяется право.

Список литературы

1. Алексеев С. С. Общая теория права: учебник. В 2 т. Т. 2. М., 1982.

2. Евдокимов К.Н. Судебный прецедент и российская правовая система // Международное и национальное правосудие: теория, история, практика: материалы международной научно- практической конференции. Российская академия правосудия. 2010. С. 78-80.

3. Казимирчук В. П. Социальный механизм действия права // Советское государство и право. 1970. № 10. С. 37-44.

4. Кузьмин И.А. Проблемы реализации юридической ответственности : монография. — Иркутск, 2015. – 167 с.

5. Общая теория права и государства: учеб. / под ред. В. В. Лазарева. М., 2001.

6. Пьянов Н.А. Теоритические проблемы государственного регулирования общественных отношений.Иркутск, 2012.

7. Сапун В. А., Турбова Я. В. Инструментальная теория права и правовые средства как элементы юридической техники // Ленинградский юридический журнал. — 2010. — №3.

8. Теория государства и права: учебное пособие / Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Пьянов Н.А. — Иркутский юридический институт (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Иркутск, 2016. – 620 с.

9. Юрковский А.В. Теория государства и права: учебное пособие / Юрковский А.В., Евдокимов К.Н. – Иркутск, 2011. – 595 с.

10. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Амосова Т.В. Сравнительное правоведение : учебное пособие / Под редакцией А.В. Юрковского. – Иркутск, 2016. – 175 с.

11.Явич С.Л. Об исследованиях механизма действия права // Советское государство и право. 1973. № 8. С. 26-32.

Источник



Основные элементы механизма правового регулирования тест

35. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: СТАДИИ, СПОСОБЫ

Читайте также:  Тест сонди сколько вопросов

Механизм правового регулирования – это система правовых средств, обеспечивающих реализацию целей правового регулирования.

Вопрос о целях правового регулирования является дискуссионным. Есть мнение, что это реализация заинтересованными лицами своих законных интересов. Однако правовое регулирование осуществляется не заинтересованными лицами, а государством Поэтому представляется, что цели правового регулирования определяются функциями государства.

Граждане, политические партии и иные общественные объединения по общему правилу правового регулирования не осуществляют, однако они могут участвовать в осуществлении правового регулирования государством, напр.: партийная фракция может голосовать в парламенте, гражданин может выполнять функции Президента РФ или участвовать в референдуме.

Из этого общего правила есть исключения, связанные с возможностью издания локальных нормативно-правовых актов: напр., работодатель может издать правила внутреннего распорядка, может подписать коллективный договор с работниками. Тем самым он осуществляет правовое регулирование трудовых отношений в рамках данной организации Возможны и социально-партнерские соглашения в рамках профессии, отрасли и даже межотраслевые региональные соглашения.

Элементы механизма правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт, влекущий возникновение, изменение или прекращение правоотношения; 3) само правоотношение; 4) реализация права (т. е. его соблюдение, исполнение и использование); 5) юридическая ответственность за правонарушение.

Стадии правового регулирования: 1) правотворчество, 2) возникновение правоотношения, 3) реализация права.

Применение права, в том числе применение мер государственного принуждения (т. е. ответственность), является факультативной стадией.

Методы правового регулирования: субординация (т. е. властные предписания и запреты, императивный метод, характерный, напр., для административного и уголовного права) и координация (т. е. дозволение, диспозитивный метод, характерный для гражданского права, когда стороны в установленных рамках могут сами определять свои права и обязанности на основании соглашения между ними).

Источник

Механизм правового регулирования

. метод правового регулирования предоставляет субъектам правоотношения возможность выбора варианта поведения.

Соответствие стадиям процесса правового регулирования:

Правовая регламентация общественных отношений Принятие закона
Возникновение юридических фактов Обстоятельства
Возникновение правоотношений Мера возможного поведения
Фактическая реализация норм права Использование субъективного права

Основные элементы механизма правового регулирования:

£ форма права, функции права, принципы права;

£ законность и правопорядок;

£ нормы права, акты применения норм права, правоотношения;

Способ Запрет
Метод Диспозитивный
Стадия Реализация
Формализованный

Не являются предметом правового регулирования отношения:

£ власти и подчинения;

£ обеспечения прав и свобод;

£ обеспечения любви и дружбы;

Эффективность правового регулирования – это:

£ широта прав и свобод, предусмотренных законодательством;

£ совершенство законодательства, его одобрение гражданами;

£ достижение целей, во имя которых приняты правовые нормы;

£ использование демократических процедур правотворчества.

Не является необходимым условием эффективности правового регулирования в современной России:

£ полное соответствие норм права принципам права;

£ соответствие юридических норм характеру и уровню экономического и социального развития страны;

£ высокая правовая культура общества.

Существенная содержательная переработка изданных ранее правовых норм, их обновление и систематизированное объединение во вновь принимаемом крупном нормативно-правовом акте – этот вид систематизации законодательства называется .

Кодекс – это результат работы с законодательством в форме его:

Кодификация законодательства бывает:

Систематизированное объединение изданных в разное время действующих нормативно-правовых актов в виде подготовки их сборников, собраний, сводов – эта форма систематизации законодательства называется .

Инкорпорация законодательства, результаты которой утверждаются компетентными правотворческими органами, называется .

Подготовка сборников нормативных актов без специальных на то полномочий государства – по собственной инициативе организаций, учреждений, лиц – это . инкорпорация законодательства.

Деятельность по сбору, хранению, поддержанию в систематизированном и контрольном состоянии нормативно-правовых актов – это . законодательства.

Соответствие характеристик юридических фактов критериям их классификации:

Связь с волей субъекта Событие
Наступающие последствия Прекращение права
Форма проявления Бездействие
Состав Совокупность юридических фактов
Оценка правомерности деяния Продолжительность существования

Последовательность видов юридических фактов в порядке возрастания их количества в жизни современного российского общества:

Пожар в имущественном складе в результате неосторожного обращения с огнем – это вид юридического факта:

События как вид юридических фактов делятся на: 1) . и 2) относительные.

Правомерные действия как вид юридических фактов в свою очередь делятся на: 1) юридические акты и 2) .

. – конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений

События, возникающие по воле субъектов, но затем протекающие вне связи с ней, называются .

Источник