Социометрия класса для младших школьников: образец
Первые годы школьной жизни – важный период в становлении личности ребенка: он не просто получает начальные знания, постигает тонкости чтения, письма, делает свои первые математические операции, но и начинает знакомство с жизнью как таковой. Младший школьник определяется со своими интересами, находит друзей и, конечно, учится общению со взрослыми и ровесниками. Очень важно помочь ему в этом непростом деле, поэтому многие школы активно используют основы социометрии.
- Что это такое
- Разновидности
- Этапы исследования
- Подготовительный
- Анкетирование
- Обработка результатов
- Важно учесть
Что это такое
Социометрия для школьников представляет собой тесты социальной психологии, направленные на установление специфики взаимоотношений членов коллектива (класса). Основу методики положил Дж. Морено, которому принадлежит идея о зависимости благополучия конкретной личности от неформальных отношений в ее ближайшем окружении. Сейчас методика, применяемая как в отношении взрослых, так и в отношении детей, сводится к тому, чтобы путем анализа места конкретного человека в группе помочь ему в решении проблем. Благодаря социометрии становится возможным следующее:
- Провести количественное измерение уровня психологической и эмоциональной близости между отдельными членами группы.
- Выявить наличие мини-групп (референтных).
- Рассчитать уровень сплоченности в коллективе.
- Выявить лидеров.
Методика социометрии нашла широкое распространение в образовательном процессе на всех его этапах. Перед школьниками ставится непростая задача сделать осознанный выбор в пользу того или иного члена группы или коллектива в целом. Особенно непростым задание окажется для детей младших классов: они вместе только находятся на уроках, какая-либо иная совместная деятельность у них отсутствует. Общение чаще всего обусловлено конкретными обстоятельствами, а выбор лидера весьма затруднителен.
Однако по нескольким параметрам ученики младших классов могут определиться с выбором. Наиболее часто в лидеры они записывают тех, кто получает лучшие оценки, показывает большую способность к усвоению материала, получает больше похвалы от учителя. В этом возрасте нередко можно услышать такие фразы: «Он больше нравится нашему учителю», «Учитель хвалит его / ее часто», «Он всегда хорошо делает уроки». Таким образом, дети высказывают не собственные симпатии и антипатии, а копирую позицию учителя. Вот почему методика полезна прежде всего педагогу – поможет скорректировать собственное отношение к школьникам, не выделять «любимчиков».
Разновидности
Социометрия может проводиться несколькими способами:
- Анкета. Самый простой и доступный для младших школьников метод.
- Устный опрос. Для большей наглядности рекомендуется использовать фотокарточки учеников, ведь младшие школьники могут забыть фамилии одноклассников. Методика позволяет получить подробную информацию, но проведение требует длительного времени.
- Цветовая проективная. Вариант для индивидуального проведения исследования, представляет собой выбор того или иного цвета на специальной цветовой доске и разноцветных фишек. Для младших классов используют упрощенный вариант исследования.
- Упрощенная цветовая проективная методика. Ученикам предлагается соотнести определенные цвета с каждым из своих одноклассников. Значение потом толкуются исходя из психологической интерпретации цвета.
- Цветовая непроективная социометрия. Ученику даются таблицы с двумя графами: фамилия и имя одноклассников и пустая графа. Чистую ячейку ребенок должен раскрасить цветным карандашом, потом полученные результаты интерпретируются.
Если принято решение использовать цветовая социометрию для младших классов, то следует учесть значения цветов:
- Желтый – стремление походить на этого ученика, признание его явного лидерства.
- Синий – удаленный интерес, стремление к мирному взаимодействию. Уважение, но отсутствие явного стремления к общению.
- Зеленый – этот ученик кажется идеальным собеседником, рядом с ним легко и спокойно.
- Черный – нередко черным окрашивают тех, кого считают своей противоположностью. Ученик привлекает своей таинственностью, загадочностью, непонятностью.
- Серый – спорный цвет. Заслуги ученика признаются, но и его недостатки налицо: занудливость, навязчивость.
- Коричневый – полное равнодушие.
- Фиолетовый – абсолютное отсутствие интереса к человеку, игнорирование.
- Розовый – интерес, стремление к общению.
Оранжевый – сложное неоднозначное отношение, ученик привлекает, но кажется несколько непонятным.
Этапы исследования
Подготовительный
Прежде всего, следует дать ученикам задачу, мотивацию. Они должны четко понимать, что от них требуется и зачем. Цель исследования может быть сформулирована так:
Выявить лидера в классе и составить «рейтинг» учащихся. В этом случае задаются вопросы типа «Кого ты выберешь» («Кого ты выберешь главным в классе», «Кого ты выберешь в качестве соседа по парте», «С кем бы ты хотел выполнять сложное задание»). Критерий ответа в этом случае одинарен. Такая формулировка вопросов будет полезна при назначении старосты.
Определение партнерских взаимоотношений и психологического благополучия класса в целом. Используется двойной критерий оценки, вопросы выглядят так: «С кем бы ты хотел пойти погулять после уроков? А с кем бы не хотел?». Такое исследование поможет выявить детей, которые по каким-либо причинам становятся «изгоями» в коллективе и скорректировать проблему, пока не стало поздно.
Также на данном этапе следует определиться с количеством выборов: это может быть один вариант или же неограниченное количество (вплоть до всего класса).
Следующий шаг подготовительного этапа – разработка анкеты. Исследование может быть проведено в двух основных формах:
- Устная (проще для ребенка, но не каждому школьнику удается пойти на контакт со взрослым, доверять ему свои секреты).
- Письменная (более сложна для ребенка, но позволяет быть максимально честным, не боясь, что кто-то услышит. Удобна для школы, поскольку позволяет сразу опросить весь класс, существенно сэкономив время).
Если выбирается устная работа, то задача школьного психолога (а именно он будет проводить исследование) не только четко фиксировать ответы школьников, но войти к ним в доверие, установить эмоциональный контакт. Только в этом случае можно надеяться на объективные результаты и честные ответы.
При использовании письменной формы важно понять, что дети разобрались с тем, чего от них требуется, вопросы обязательно должны быть сформулированы в доступной для ребят форме, а бланки ответов детям следует обязательно подписать.
Анкетирование
Наиболее часто социометрическое исследование проводится методом анкетирования. Так можно в кратчайшие сроки узнать время всего класса и сделать определенные выводы.
Требования к анкете таковы:
- Простота.
- Доступность.
- Однозначность вопросов.
- Полная свобода выбора.
- Небольшое число вопросов, чтобы не затруднять восприятие ребенка.
- Гарантия анонимности (психолог должен дать детям обещание, что данные, ими указанные, не станут известны более никому).
Предваряет анкетирование вступительное слово психолога, оно должно мотивировать детей давать честные ответы. Образец вступительного слова таков:
«Ребята, сегодня важный день в нашей жизни. Ваш класс – это большой корабль, совершающий увлекательное плавание в волшебный мир открытий и знаний. Но чтобы корабль этот плавно плыл по волнам, не попадал в бури, необходимо, чтобы на нем царила дисциплина, правили мир и порядок. И сегодняшний тест поможет нам наладить отношения в команде. Но очень важна честность, ведь неправильные ответы совершенно бесполезны. Поэтому смело отвечайте честно, ведь ваше мнение навсегда останется между мной и вами. Удачи!»
Образец анкеты:
- С кем бы ты хотел отмечать свой день рождения? А с кем бы не хотел?
- С кем бы ты пошел в кафе? А с кем бы не пошел?
- С кем бы ты хотел сидеть за одной партой целый год? А с кем бы не хотел?
- Кто, по твоему мнению, был бы самым лучшим капитаном класса? А самым худшим?
Для удобства школьников вопросы следует разместить в таблицу из двух граф: первая графа – сам вопрос, а вторая – свободная, в ней следует вписать ответ.
Бланки подписываются и сдаются после заполнения.
Возможен и иной образец анкеты. Пример приведен ниже:
- Представь, что ты переезжаешь в другой город и можешь взять с собой пять одноклассников? Кто это будет? (ниже размещаются пять строчек, чтобы ребенок вписал фамилии и имена)
- А кого из своих одноклассников ты не стал бы брать в свою новую школу? (также пять вариантов)
- Как ты думаешь, кто из твоих одноклассников позвал бы тебя в свой новый класс?
- А кто не позвал бы?
- Кого из одноклассников ты пригласил бы на футбольный матч или на театральное выступление?
- А кого не пригласил бы?
Обработка результатов
Для удобства обработки составляется матрица – таблица следующего содержания:
- Список детей – отвечающих на вопросы – по горизонтали.
- Список детей, указанных в ответах других – по вертикали.
- Результаты – в центральной части, на пересечении данных горизонтали и вертикали.
Ответы школьников могут быть односторонними (как положительными, так и отрицательными) или взаимными (также положительными и отрицательными). В нижней части таблицы подводится цифровой итог: количество выборов всего и число взаимных выборов. Исследование позволяет вычислить и социометрический статус отдельного ученика, для этого следует разделить общее число полученных учеником положительных выборов на общее число школьников, уменьшенное на единицу.
Далее для анализа формируется социограмма типа «мишень» со следующими областями:
- Внутренний круг – наиболее популярные в коллективе дети, лидеры, «звезды».
- Следующий круг – предпочитаемые, принятые (особой популярности у них нет, но с ними хотят общаться, это «нормальные» дети).
- Следующий круг – игнорируемые, общение с ними не распространено.
- Внешний круг – одиночки.
Лидеров 1–3, предпочитаемые или принятые составляют большую половину класса. Одиночки довольно немногочисленны.
Проведенный анализ позволит разделить школьников по группам, выявить, кто из детей является изгоем и скорректировать поведение класса. Для наиболее точных результатов исследование следует проводить не реже 2–3 раз в год.
Чтобы понять, насколько класс благополучен в целом, следует провести расчет коэффициента взаимного выбора, для этого число взаимных выборов следует разделить на общую численность выборов.
Важно учесть
Чтобы результаты исследования носили объективный характер, необходимо, чтобы члены коллектива находились во взаимодействии не менее полугода. При этом никто другой (кроме самих учеников класса) в анкетировании принимать участие не должен.
Важно, чтобы дети доверяли психологу, поэтому перед проведением социометрического исследования необходимо познакомиться с каждым ребенком, побеседовать с ним, вызвать симпатию, желание поделиться своими переживаниям. Крайне неохотно ученики младшего класса пойдут на контакт с незнакомым, а уж тем более не станут доверять ему свои секреты.
При вступительной речи психолог должен подчеркнуть, что важно мнение каждого ученика, которое не станет известно ни родителям, ни учителям, ни тем более одноклассникам. Следует акцентировать внимание на честности ответов, на недопустимости списывания.
При проведении исследования могут возникнуть и некоторые трудности:
- Не все дети готовыотвечать честно, из стеснения или страха могут писать не те имена, которые хотели бы назвать.
- Некоторые могут не понятьвопроса и написать противоположный ответ.
- Если психолог не смог завоевать доверие, то и ответы вряд ли будут честными.
Несмотря на подобные сложности, исследование по методики социометрии помогает выявить рейтинги учеников в классе, обнаружить изгоев и своевременно включить их в работу коллектива. Вот почему подобные анкетирования полезно проводить в младших классах, пока еще не стало слишком поздно.
Мансуров Вячеслав Михайлович
Источник
Методика социометрия для младших школьников и подростков
Социометрия – это методика для школьников, которой пользуются психологи, изучая межличностные отношения в классе. Как инструмент психодиагностики социометрия была предложена Дж. Морено, который рекомендовал методику для младших школьников.
В этой статье я расскажу об особенностях и разновидностях данного психодиагностического инструментария.
Определение понятия
Социометрия для младших школьников является разновидностью социально-психологического тестирования, которое позволяет узнать детали межличностных отношений одноклассников. В основу методики была положена идея о наличии связи (прямой зависимости) между самочувствием человека в коллективе и особенностями его общения с другими членами данной группы.
Суть тестирования сводится к анализу социально-психологического статуса индивида в группе, который положительно коррелирует со взаимными выборами членов сообщества и общим числом выборов, сделанных самим испытуемым. На основе полученных результатов психолог составляет рекомендации для оптимизации социально-психологической структуры коллектива.
Для школьников социометрия (как одна из основных методик диагностики коллектива) позволяет выявить:
- лидера в классе;
- изгоев и отвергаемых в классе;
- наличие асоциальных группировок в классе;
- степень сплоченности классного коллектива;
- степень доверия участников коллектива друг к другу.
Результаты социометрии не только помогают психологу спланировать работу со школьниками. Методика позволяет разработать рекомендации для педагогов по корректировке стиля педагогического общения.
В результате апробации методики при исследовании взаимоотношений детей школьного коллектива психологи пришли к выводу, что социометрию можно применять и в отношении участников производственной бригады.
Особенности
Дж. Морено писал о том, что при проведении методики социометрии для младших школьников должны соблюдаться следующие особенности диагностической процедуры:
- Методика должна применяться только для учеников одного класса. Лица, не являющиеся членами данного классного коллектива, к участию в тестировании не допускаются.
- Перед проведением методики психолог должен провести беседу с классом, в ходе которой разъяснить важность искренности при ответах, значимость мнения каждого ученика для формулирования правильных выводов. Чтобы школьники не боялись написать свои секреты, психолог сообщает им о строгой конфиденциальности при обработке результатов теста.
- При организации тестирования нужно создать такие условия, которые исключали бы возможность списывания ответов у соседа по парте.
- При проведении тестирования психологу следует убедиться, что каждый вопрос анкеты будет понят однозначно. Если испытуемый неправильно понял вопрос, велика вероятность, что вместо перечисления симпатий он напишет в бланке свои антипатии.
- При анализе результатов тестирования психолог должен учитывать длительность существования детского коллектива. Бессмысленно проводить методику в первом полугодии с первоклассниками, так как межличностные отношения за столь короткий период еще не успели сложиться.
Виды социометрии для школьников
Разработанная Дж. Морено методика социометрии для младших школьников и подростков с течением времени трансформировалась. Практикующие педагоги-психологи адаптировали ее для разных возрастов. Сегодня существуют следующие разновидности этого теста:
- Социометрия в форме анкетирования. Эта разновидность метода изучения межличностных отношений считается традиционной. Для ее проведения психолог раздает участникам тестирования бланки, на которых под соответствующим номером вопроса они пишут фамилии своих одноклассников в соответствии со своими симпатиями или антипатиями. Тестирование проводится в групповой форме.
- Устная форма социометрии. Эта разновидность используется педагогами-психологами в ДОУ, где воспитанники еще не умеют читать и писать. Для проведения методики необходимо подготовить фотографии всех членов группы. Диагностика проводится индивидуально.
- Цветовая социометрия. Проективная методика социометрии для школьников предполагает использование образцов разного цвета. Испытуемому предлагается ассоциировать каждого члена коллектива с образцом определенного цвета. Сразу после этого психолог проводит тест цветовых предпочтений, с помощью которого выясняется отношение личности к тому или иному цвету. В некоторых случаях допускается упростить диагностическую процедуру, отказавшись от выявления цветовых предпочтений (в этом случае эмпирические данные обрабатывают, руководствуясь психологической характеристикой того или иного цвета). Тестирование проводят индивидуально.
Стадии проведения социометрического исследования
Социометрическое исследование имеет строго регламентированную схему проведения.
Подготовительный этап
Цель подготовительного этапа – создать у членов коллектива мотивацию на искренние ответы на вопросы теста. Для того, чтобы достичь этой цели, психолог должен четко сформулировать для испытуемых цель предстоящей диагностики.
Далее специалисту необходимо разработать анкету, сформулировав вопросы с учетом возрастных особенностей испытуемых.
Кроме того, на подготовительном этапе психолог объясняет правила заполнения анкеты, ограничивает количество положительных и отрицательных выборов.
Анкетирование
Следующим этапом социометрии является непосредственно само анкетирование. Для его проведения психологу нужно подготовить бланк ответов для каждого испытуемого. Обязательными принципами этой стадии являются:
- однозначность формулировок вопросов;
- ограниченность количества вопросов;
- возможность свободной формы ответов испытуемых;
- конфиденциальность.
В качестве образца примерный перечень вопросов анкеты для школьников может выглядеть так:
- С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
- С кем из одноклассников ты не хотел бы сидеть за одной партой?
- Перечисли тех одноклассников, кого ты пригласишь на свой день рождения?
- Кого из одноклассников ты ни за что не пригласишь на свой день рождения?
- С кем из одноклассников ты станешь готовиться к контрольной работе?
- С кем из одноклассников ты ни за что не стал бы готовиться к контрольной работе?
Для того, чтобы была возможность правильно обработать анкеты, нужно напомнить респондентам, что листок необходимо подписать.
Обработка результатов
При обработке результатов социометрии составляют таблицу. В ней в столбцах и строках в алфавитном порядке пишут список испытуемых. В столбцах таблицы фиксируется суммарное количество выборов, полученное каждым испытуемым. В строках таблицы указывается, кто именно из членов группы сделал тот или иной выбор. Взаимные положительные и взаимные отрицательные выборы участников группы обводятся в кружок.
В последних строках таблицы подсчитывается общее количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым участником социометрической процедуры.
Чтобы определить социально-психологический статус каждого участника группы, нужно разделить количество положительных выборов у того или иного испытуемого на общее количество участников диагностики без учета самого индивида, для которого в данный момент рассчитывается социально-психологический коэффициент.
Детализация результатов социометрического исследования осуществляется с помощью мишени, в которой социально-психологические уровни представлены в виде кругов:
- Центральный маленький круг – это зона лидерства, куда помещают тех, кто набрал максимально высокое количество положительных выборов от одноклассников. Эти дети обладают самым высоким социально-психологическим статусом в школьном коллективе. Они популярны среди одноклассников, к их мнению прислушиваются, им стараются подражать.
- Следующая орбита – зона предпочитаемых личностей. Сюда помещают тех школьников, которым выражают симпатии лидеры. Эти дети чувствуют себя комфортно, они являются приближенными лидеров.
- Следующий уровень – зона принятых. Сюда помещают тех, у кого количество положительных выборов превышает количество отрицательных. Эти дети не так популярны, как лидеры и предпочитаемые, но их не обижают. При условии личной активности и инициативности, они легко могут перейти в зону предпочитаемых.
- Предпоследняя окружность – зона непринятых. Сюда помещают тех респондентов, у которых количество отрицательных выборов больше количества положительных. Эти дети имеют низкий социально-психологический статус в коллективе, часто они объединяются в асоциальные группировки, стараясь завоевать авторитет девиантными формами поведения.
- Крайний уровень мишени – зона изгоев. Сюда помещают тех, кто не получил от одноклассников ни положительных, ни отрицательных выборов. Общения с одноклассниками они избегают, дети их не замечают. Как правило, причина столь низкого социально-психологического статуса данной группы респондентов – слабое развитие коммуникативных навыков, замкнутость, тревожность.
Дети двух последних уровней нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении.
Чтобы узнать коэффициент благополучия социально-психологического климата коллектива, нужно разделить количество взаимных выборов испытуемых на сумму всех выборов.
По итогам социометрии психолог составляет заключение для классного руководителя, дает адресные рекомендации детям и их родителям, проводит психокоррекционную работу с теми участниками, чей социально-психологический статус в коллективе оказался слишком низким.
Заключение
Социометрия среди практикующих психологов является самым удобным методом диагностики межличностных отношений участников коллектива. Данная методика позволяет специалисту не только узнать особенности психологического комфорта отдельно взятой личности, но и рассчитать индекс благоприятности климата в коллективе в целом.
Социометрия вскрывает ряд проблем группового взаимодействия. После проведенной диагностики психолог дает рекомендации классному руководителю по ведению воспитательной работы в классе. Следование советам специалиста позволяет учителю осуществлять профилактику психоэмоциональных проблем воспитанников.
Источник
Социометрия для младших школьников
Определение понятия «социометрия класса»
Первые несколько лет жизни ребенка являются основополагающими при становлении личности. Во время обучения в школе ребенок помимо освоения необходимой ему школьной программы, знакомится также с жизнью, которая выходит за пределы школьной парты. Существенная часть обучения младших школьников осуществляется в игровой форме, т.к. информация, преподнесенная в обычной сухой форме не будет усваиваться таким ребенком. Помимо обучения школьник заводит новые знакомства и учится правилам общения со сверстниками или старшими людьми. Именно в этот период педагоги часто применяют социометрическую методику, которая некогда была разработана Джекобом Морено, утвердившим, что климат внутри группы влияет на каждого ее отдельного участника, его продуктивность и т.д.
Социометрия для школьников заключается в прохождении ими тестов, основанный на социальной психологии. Необходимо это для определения качества отношений внутри группы. А для полноценного развития и комфортного взаимодействия с группой школьникам младшего возраста это крайне необходимо.
При прохождении теста школьник делает выбор между двумя предоставленными ему критериями относительно членов его группы. Он делает выбор в пользу какого-либо участника группы и высказывает свое мнение обо всех членах группы.
Пример социометрии младших школьников
Социометрия получила широкое распространение, но это не отменяет того факта, что некоторые школьники могут столкнуться с определенными проблемами в ходе процесса. Так как по большей части школьник знают друг друга только в пределах школы, а не за ее пределами, то у них могут возникнуть трудности при выборе лидера.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Зачастую при исследовании школьники отдают предпочтением тем ученикам, у которых более высокие оценки, которые также выделяются педагогами и т.д. В таком возрасте школьники рассказывают родителям о своих впечатлениях и дают родителям понять, что лидер есть. Происходит это посредством следующих фраз:
- «Его/ее учитель вспоминает чаще, чем других»;
- «Учитель хвалит его (ее) чаще, чем всех остальных»;
- «Он (она) лучше остальных усваивает материал».
Примерно так школьник дает понять другим, что думает по поводу того или иного участника группы. Социометрия будет полезна не только школьнику, но и учителю. После прохождения исследования школьниками, учитель может проанализировать свое поведение, а также отношение ко школьникам. При необходимости поведение следует кардинально поменять или слегка подкорректировать, т.к. именно учитель в значительной степени влияет на мнение учащихся.
Существует несколько технологий проведения социометрии для данной группы школьников. Каждый из которых имеет свои особенности, к технологиям относятся:
- Устное опрашивание. При использовании данной технологии лучше всего предоставлять ученикам фотографии сверстников, т.к. те могут забыть фамилии или имена, но внешне будут помнить. Такой формат исследования требует наличия достаточного количества времени.
- Письменное опрашивание в виде анкеты. Помимо стандартных вопросов используются также фотографии и различные изображения для большей ассоциации. Осуществляется значительно быстрее устного опрашивания.
- Социометрия, заключающаяся в цветовой проекции. Осуществляется на специальной доске при помощи наборов цветов или фишек. Для описываемой категории школьников используется упрощенный вариант, преподносимый в игровой форме;
- Уже упомянутый упрощенный вариант социометрии. Школьники должны интуитивно выбрать цвет, который у них ассоциируется с одноклассником. Каждый цвет имеет свои характеристики, из чего и делается вывод касательно отношений в группе и отношения к другим каждого отдельно взятого школьника.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Например, стремление быть похожим на кого-либо характеризуется желтым цветом. Синий является нейтральным и говорит о желании взаимодействия, но только при необходимости. Если школьник считает сверстника хорошим собеседником, то скорее всего он выберет зеленый цвет. Если речь идет о том, что ученик считает другого противоположностью себе, то цвет будет черным.
Социометрия проводится в несколько этапов. Первый подразумевает то, что ученик выбирает того кто ему нравится, а кто нет. Происходит это на основе собственного, а не постороннего мнения. Следующим шагом является составление письменной или устной анкеты. Устная форма является более оптимальной для данной возрастной категории, но не каждый школьник может открыться взрослому человеку, если и вовсе не откажется от данной затеи. Письменный вариант является менее оптимальным, но при этом ребенок не будет нервничать, а на вопросы даст максимально правдивый ответ, так как не будет испытывать стресса в виде взрослых, которые за ним в этот момент наблюдают.
Источник
Социометрия для школьников (образец)
Под социометрией обычно понимают социально-психологический тест для определения характера взаимоотношений внутри малой группы. В его основу заложена социометрия Морено, который считал, что психологическое состояние личности зависит от неформальной структуры отношений в ближайшем окружении – соотношения симпатий и антипатий в группе, частью которой она является. А значит, определив место конкретного человека в этой системе, можно разобраться в его проблемах.
Метод социометрии можно использовать в самых разных коллективах, в том числе и школьных. Он позволяет измерить уровень эмоциональной близости участников опроса в количественном выражении:
- определить социометрический статус каждого члена малой группы (класса);
- выявить наличие референтных подгрупп;
- измерить сплоченность группы;
- определить, кто является центром симпатий и антипатий («звезды» и отвергаемые).
Для этого всем членам группы (класса) предлагается выразить на опросном листе свои предпочтения в конкретных ситуациях, которые называются социометрическим критерием.
Выбирая критерий, нужно обращать внимание на его значимость и понятность для анкетируемой группы.
В социометрии применяются два основных типа критериев: коммуникативные (вопросы типа: «Кого бы ты выбрал, если…?») и гностические, позволяющие определить, насколько человек осознает свое положение в измеряемом коллективе («А кто, по-твоему, выбрал бы тебя, если…»).
Если нужно определить иерархию группы, выбираются «ординарные» критерии: «Кого бы ты выбрал капитаном команды КВН?». Чтобы выявить отношения партнерства – «двойные»: «С кем бы ты не пошел в поход?».
По количеству возможных выборов, это могут быть «параметрические» критерии с ограничением числа выборов, и «непараметрические» — без ограничения, когда можно выбрать всех.
Тест социометрия для школьников
Социометрический критерий предлагается всем участникам в качестве письменного или устного вопроса. Для младших школьников социометрия класса должна ориентироваться на учебную деятельность или совместные внеклассные занятия. В частности, здесь предлагается социометрия для 5 класса.
На бланке анкеты нужно напечатать формулировки выбранных критериев и выделить место для ответов.
Пример анкеты:
- Если бы тебе пришлось перейти в другую школу, кого из своих одноклассников ты бы взял (а) с собой?
- Кого из своих одноклассников ты бы не взял(а) в новую школу?
Нужно предлагать минимальное количество вопросов, чтобы не затруднять процесс обработки заполненных анкет.
Всем ученикам обследуемого класса даются порядковые номера (можно использовать номера в классном журнале). Список номеров и фамилий можно написать на доске, но если речь идет о пятиклассниках, то лучше раздать им анкеты с готовыми списками.
Как провести социометрию в классе?
Анкетирование в классе проводит, как правило, школьный психолог. Важно, чтобы он пользовался у ребят определенным доверием, так как важно мотивировать их на выполнение этого серьезного дела. Для этого необходимо правильно составить вступительное обращение.
Возможный вариант инструкции:
«Хотите узнать, дружный у вас класс или нет? Вы же любите всякие анкеты! Вот мы с вами сейчас поиграем в социометрию: это такая анкета, в которой нужно будет ответить на несколько вопросов… Чтобы получились правильные результаты, нужно отвечать так, как вы думаете на самом деле… Сначала обязательно подпишите свой листок. Иначе ваши ответы не принесут пользы… А я обещаю, что никому не покажу ваши анкеты. Вы узнаете о результате только, когда я все подсчитаю… Ну, а теперь читайте вопросы и сразу отвечайте. И главное – не подглядывайте!»
Результаты социометрии
После подсчета количества выборов (положительных и отрицательных), составляется социоматрица. Для этого рисуется таблица, в которой слева по вертикали и сверху по горизонтали записываются фамилии всех учеников по порядку. И на пересечениях отмечаются сделанные выборы. Взаимные выборы или отказы можно выделять разным цветом и обводить кружком.
Итоговые числа нужно записать в нижних строках и крайних столбцах справа. По набранному количеству выборов в нижних строках матрицы можно определить лидирующего в классе ученика, или наоборот, аутсайдера (по максимуму отвержений).
Для каждого социометрического критерия составляется своя матрица.
Для дальнейшего анализа рисуется социограмма, на которой все участники опроса изображаются в виде геометрических фигур, соединенных стрелками, символизирующими отрицательные или положительные выборы.
Они могут быть:
- односторонними положительными,
- взаимными положительными,
- односторонними отрицательными,
- взаимными отрицательными.
Социоматрица и социограмма отражают иерархию отношений в опрошенном классе и статус каждого ученика. Чем он выше, тем выше его притягательность для одноклассников. Эмоциональными лидерами класса являются «звезды», набравшие более половины возможного числа положительных выборов, или собравший максимум плюсов от других популярных учеников.
На другом полюсе класса находятся отвергаемые, изолированные и игнорируемые ученики. У изолированных нет ни положительных, ни отрицательных выборов. Игнорируемые имеют больше отрицательных, чем положительных выборов; отвергаемые — только отрицательные выборы.
Социометрия для школьников выявляет также «высокостатусных», «среднестатусных» и «низкостатусных» детей в классе, в зависимости от суммы положительных выборов.
Тест может показать наличие в классе нескольких группировок со своими «звездами». Вся эта информация помогает учителю правильно планировать учебно-воспитательную работу в классе.
О социодраме и социометрии — видео
Источник