Меню

Содержание и соотношение понятий развитие воспитание обучение личности Воспитанность личности и ее критерии



Тест по предмету «Теория и методика воспитательной работы» с ответами

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 1. Выберите наиболее точное определение понятия »воспитание»?

  • целенаправленный процесс осуществления деятельности воспитуемых;
  • планомерный процесс подготовки детей к трудовой деятельности в обществе;
  • целенаправленное воздействие воспитателя на сознание и поведение детей;
  • целенаправленный процесс организации и стимулирования активной деятельности развивающейся личности по овладению общественным опытом;
  • деятельность педагога по передаче подрастающему поколению общественного опыта

Вопрос 2. Что является движущей силой процесса воспитания?

  • активность воспитанников;
  • педагогическое воздействие воспитателя;
  • диалектическое противоречие;
  • ценностные ориентации личности;
  • установки общества

Вопрос 3. Каким понятием называется в педагогике совокупность руководящих положений, требований воспитательного процесса?

  • концепция воспитания;
  • принципы воспитания;
  • методика воспитания;
  • теория воспитания;
  • система воспитания

Вопрос 4. Кто из педагогов обосновал принцип воспитания в коллективе и через коллектив?

  • Ушинский К.Д.
  • Макаренко А.С.
  • Крупская Н.К.
  • Коменский Я.А.
  • Алтынсарин Ы.

Вопрос 5. Какой принцип характеризуется совместными усилиями семьи, школы, общественности в процессе воспитания?

  • субъектности;
  • единства воспитательных требований;
  • гуманистической направленности;
  • личностный подход;
  • стимулирования активности

Вопрос 6. Какой принцип воспитания характеризуется опорой на личностные качества воспитанника, его ценностные ориентации, жизненные планы?

  • общественной направленности;
  • стимулирования активности;
  • единства воспитательных воздействий;
  • личностной направленности;
  • учета индивидуальных и половозрастных особенностей

Вопрос 7. Что является важным признаком результативности процесса воспитания?

  • знание воспитанниками, в соответствии с их возрастом, норм и правил поведения;
  • наличие специально подготовленных людей для передачи знаний;
  • понимание сущности процесса воспитания воспитателями;
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • совершенствование знаний в практической деятельности

Вопрос 8. К числу основных принципов воспитания относится?

  • самовоспитание и перевоспитание;
  • нравственное воспитание и формирование личности;
  • гуманизм и уважение личности воспитанника;
  • объективность и независимость воспитания;
  • поликультурное воспитание и развитие личности

Вопрос 9. Какой принцип воспитания характеризуется пониманием воспитанниками роли труда в жизни общества, требует развития трудолюбия?

  • стимулирования активности личности;
  • учета индивидуальных и половозрастных особенностей;
  • гуманистической направленности;
  • общественной направленности;
  • связи с жизнью, трудом

Вопрос 10. Какой принцип воспитания требует учета в воспитании возраста, пола воспитанников, их личностных и умственных особенностей?

  • субъектности;
  • учета индивидуальных и половозрастных особенностей;
  • общественной направленности;
  • стимулирования к активности;
  • связи с жизнью и трудом

Вопрос 11. Чем должен руководствоваться педагог при организации воспитательной работы?

  • советами более опытных коллег;
  • советами родителей;
  • интересами школьников;
  • требованиями школьной администрации;
  • принципами воспитания

Вопрос 12. Определите требования принципа опоры на положительное в человеке в его воспитании:

  • принцип указывает на необходимость воспитания положительных качеств в человеке;
  • принцип требует выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на которые, развивают недостаточно сформированные;
  • принцип требует от воспитателя вести постоянную борьбу с вредными привычками;
  • принцип обусловлен противоречивым характером развития человека;
  • принцип рекомендует воспитателю уделять большое внимание развитию личности ребенка

Вопрос 13. Определите требование личностного подхода:

  • учет индивидуальных особенностей воспитанников;
  • учет возрастных особенностей в воспитании;
  • изучение личности воспитанника;
  • учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников в формировании личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций;
  • участие воспитанников в совместном обсуждении программы воспитания

Вопрос 14. Нравственное воспитание характеризуется:

  • формированием умений выстраивать поведение с учетом общественных требований и норм морали;
  • воздействием на формирование полового сознания и поведения детей;
  • развитием у воспитанников общетрудовых умений;
  • формированием у человека ответственного отношения к семье;
  • развитием бережного и ответственного отношения к природе

Вопрос 15. Эстетическое воспитание характеризуется:

  • формированием у человека ответственного отношения к семье;
  • развитием бережного и ответственного отношения к природе;
  • знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение;
  • укреплением здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости;
  • совершенствованием в человеке способности воспринимать, создавать и ценить прекрасное в жизни и искусстве

Вопрос 16. Укажите группу, в которой указаны основные составные части воспитания:

  • интеллектуальное, общая эрудиция, трудовая зрелость, политехническая подготовка, нравственное и гражданское воспитание;
  • умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое;
  • умственное, духовное совершенствование, физическое воспитание;
  • трудовое воспитание, энциклопедичность знаний, нравственная чистота, эстетическая культура;
  • трудовое воспитание, политехническое образование, нравственная чистота, эстетическая культура

Вопрос 17. Экологическое воспитание характеризуется:

  • развитием бережного и ответственного отношения к природе;
  • развитием экономического мышления;
  • знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение;
  • укреплением здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости;
  • совершенствованием в человеке способности воспринимать, создавать и ценить прекрасное

Вопрос 18. Что относится к основным компонентам научного мировоззрения?

  • знания, умения, навыки, опыт;
  • взгляды и интересы;
  • знания, взгляды, убеждения, идеалы;
  • знания, установки, качества личности;
  • установки, идеалы, взгляды, мечты

Вопрос 19. Что такое мировоззрение:

  • осознание собственного я;
  • специфическая форма сознания человека;
  • понимание человеческих отношений;
  • выбор собственной позиции;
  • способ понимания другого человека

Вопрос 20. Патриотическое воспитание характеризуется:

  • развитием экономического мышления;
  • пониманием ценности природы на Земле;
  • знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение;
  • формированием у человека ответственного отношения к своему народу и Отечеству;
  • формированием добросовестного и творческого отношения к трудовой деятельности
Читайте также:  Тесты к практическому занятию для самоподготовки студентов на тему Санитарно эпидемиологический режим в ЛПУ

Вопрос 21. Трудовое воспитание характеризуется:

  • укрепление здоровья, обеспечение работоспособности, силы, выносливости;
  • формированием у человека ответственного отношения к семье;
  • развитием экономического мышления;
  • совершенствованием в человеке способности воспринимать, создавать и ценить прекрасное;
  • формированием добросовестного и творческого отношения к трудовой деятельности

Вопрос 22. К закономерностям воспитания относится?

  • обусловленность воспитания общественными потребностями;
  • единство мыслей и поведения;
  • педагогическое требование;
  • учет индивидуальных потребностей ученика;
  • социальная среда

Вопрос 23. Эффективность правового воспитания зависит от степени:

  • потребности соблюдения законов;
  • самооценки поведения;
  • контроля общества за соблюдением законов;
  • сформированности правового сознания;
  • строгости наказания за нарушение законов

Вопрос 24. Какое из предложенных определений отражает суть умственного воспитания?

  • целенаправленное воздействие на детей с целью подготовки их к школе;
  • целенаправленное воздействие, воспитание правильного отношения к окружающему миру;
  • целенаправленная деятельность педагога и детей по формированию культуры учебного труда и кругозора школьников;
  • многократное повторение одного и того же учебного материала;
  • самостоятельная деятельность учащегося по усвоению знаний

Вопрос 25. Физическое воспитание характеризуется:

  • укреплением здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости;
  • знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение;
  • формированием у человека ответственного отношения к семье;
  • понимание непреходящей ценности природы на Земле;
  • совершенствованием в человеке способности воспринимать, создавать и ценить прекрасное

Вопрос 26. Какие направления являются составными частями формирования здорового образа жизни?

  • эстетическое, нравственное, физическое воспитание;
  • трудовое, половое, нравственное воспитание;
  • экологическое, половое, правовое воспитание;
  • физическое, половое, экологическое воспитание;
  • умственное, физическое, трудовое

Вопрос 27. Одной из задач умственного воспитания является:

  • развитие потребности к здоровому образу жизни;
  • формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности;
  • развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний;
  • формирование опыта общественно-полезной деятельности;
  • формированием эстетического сознания

Вопрос 28. Укажите одну из задач эстетического воспитания:

  • воспитание нравственных привычек;
  • воспитание трудолюбия;
  • формирование опыта художественно-творческой деятельности;
  • воспитание интереса к производительной деятельности;
  • воспитание духовных качеств

Вопрос 29. Одной из задач нравственного воспитания является:

  • развитие потребности к здоровому образу жизни;
  • формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности;
  • развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний;
  • формирование опыта общественно полезной деятельности;
  • усвоение общечеловеческих ценностей, этики поведения

Вопрос 30. Укажите одну из задач трудового воспитания:

  • вооружение школьников этическими знаниями;
  • повышение умственной и работоспособности;
  • воспитание ответственного отношения к делу;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • воспитание гражданского долга

Вопрос 31. Цель воспитания определяется:

  • потребностями развития общества;
  • требованиями школы;
  • возможностями учителей и воспитателей;
  • требованиями родителей;
  • физиологическими и психическими возможностями воспитуемых

Вопрос 32. Какова цель — идеал воспитания?

  • воспитание многоязычного индивида;
  • воспитание поликультурной личности;
  • воспитание совершенного человека;
  • воспитание семьянина, гражданина;
  • воспитание всесторонне и гармонически развитой личности

Вопрос 33. Какова цель воспитания на современном этапе в Республике Казахстан?

  • воспитание поликультурной и конкурентоспособной личности;
  • воспитание совершенного человека;
  • воспитание интеллигентного человека;
  • воспитание труженника;
  • воспитание семьянина

Вопрос 34. Метод воспитания, основанный на подражании:

  • убеждение;
  • требование;
  • одобрение;
  • положительный пример;
  • приучение

Вопрос 35. Укажите методы, относящиеся к методам стимулирования:

  • воспитывающая ситуация;
  • упражнение, приучение;
  • наказание, поощрение;
  • беседы, лекции;
  • положительный пример

Вопрос 36. Закон жизни коллектива по Макаренко А.С. — это:

  • движение;
  • остановка;
  • продумывание;
  • осмысление;
  • переосмысление

Вопрос 37. К какому воспитательному методу относятся следующие приемы: благодарность, одобрение, награда, забота и внимание?

  • наказание;
  • соревнование;
  • поощрение;
  • убеждение;
  • внушение

Вопрос 38. Какой прием относится к методу прямого педагогического требования?

  • намек;
  • совет;
  • укор;
  • приказ;
  • воспитывающая ситуация

Вопрос 39. Какой прием относится к методу косвенного педагогического требования?

  • разъяснение;
  • убеждение;
  • приказ;
  • наказание;
  • совет

Вопрос 40. Какие методы являются методами организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?

  • убеждение, пример;
  • внушение, лекция;
  • поощрение, наказание;
  • создание ситуации успеха, поощрение;
  • требование, упражнение

Источник

Содержание и соотношение понятий «развитие», «воспитание», «обучение» личности. Воспитанность личности и ее критерии

Определение понятий «развитие», «воспитание», «обучение».

1. Развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом, знаниями, умениями и навыками, способностями творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

2. Проблема определения и использования на практике понятий «обучение», «воспитание» и «развитие» всегда существовала в педагогике. Актуальна она и в наши дни. Трактовки данных понятий по мере развития наук о человеке совершенствовались, уточнялись, видоизменялись, обретали статус междисциплинарных. Наиболее широко признано понимание обучения и воспитания в широком смысле как процессов целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков, а развития – как процесса количественных и качественных изменений личности. Постепенно в педагогике получило утверждение положение о том, что значимо не столько психическое развитие, развитие психофизиологических процессов в организме человека, сколько развитие личности.

Читайте также:  Какой состав у разрыхлителя для теста

Основой для разработки педагогических стратегий обучения и воспитания становились философские и психологические концепции личности. Смена концепции развития личности в этих науках немедленно сказывалась на смене концепций обучения и воспитания, принимаемых педагогической теорией и практикой. В педагогических исследованиях проблема обучения, воспитания и развития зачастую сводилась к организации учебного процесса — необходимо было раскрыть связь между построением учебно-воспитательного процесса и ходом общего развития личности. Важно было установить, что дает развитию та или иная система обучения, каковы ее возможности и пределы. Поэтому апробировались и сравнивались по строению и эффективности различные способы обучения. Не потерял актуальности вопрос о зависимости качества усвоения знаний, умений и навыков от общего развития и воспитания личности.

В связи с эти при использовании терминов «развитие», «обучение» и «воспитание» возникают разногласия или подмена одного понятия другим. Процессы обучения, воспитания и развития взаимосвязаны, взаимообусловлены и должны осуществляться параллельно. Очевидно, именно такое понимание привело к тому, что учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях называют целостным педагогическим процессом. Обучение, воспитание и развитие реализуют свое единство в деятельности, и в одинаковой степени отражают как активность, так и инертность личности. Различие же между результатами развития, обучения и воспитания помогут осознать различие между одноименными процессами. Так, человек может быть хорошо развитым, способным к решению каких-то проблем, но в то же время плохо воспитанным; иногда качественное обучение также не является показателем личностного развития – об этом свидетельствуют простые наблюдения.

Процесс развития личности касается развития способности человека к чему-либо. Это процесс поступательный, однонаправленный, знаменующий переход, движение от низшего к высшему (как прогрессивный путь развития, так и регрессивный). Развитие личности обеспечивается сферой активного воздействия человека на среду. Наталкиваясь на преграды, человек преодолевает их путем соответствующих усилий, в которых принимают участие творчески-поисковый, волевой, эмоциональный и другие сферы его личности.

Кроме того, человек постоянно сталкивается с массой нестандартных, нелинейных задач. Отсутствие в его опыте алгоритмов их решения обуславливает необходимость особых творческих усилий, сопровождающихся мобилизацией всех или какой-то части его психических функций. Проблема всегда составляет начало мыслительной деятельности. Следовательно, проблемность способствует развитию основных сфер личности.

3. Воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщённой форме отражающих систему социальных отношений человека. Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором воспитания личности растущего человека. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания нам сегодня представляется наиболее оптимальным и продуктивным. Он позволяет сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуротворчества. Основное содержаниевоспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, на наш взгляд, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности. – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщённой форме отражающих систему социальных отношений человека.

Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором воспитания личности растущего человека. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания нам сегодня представляется наиболее оптимальным и продуктивным. Он позволяет сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуротворчества. Основное содержаниевоспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, на наш взгляд, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности.

4. Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности. Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.

Критерии воспитанности условно можно подразделить:

1) на «жесткие» — важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи;

2) «мягкие» — для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

Можно выделить две группы критериев воспитанности:

1) содержательные — связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;

2) оценочные — с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

1) общие критерии для диагностики конечных результатов — достигнутого уровня воспитанности личности;

2) частные критерии — для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Источник

Как связаны между собой понятия воспитание и обучение тест

1. __________________ исходит из того, что источником связи между содержанием отдельных учебных предметов является индивидуальная и общественная деятельность ученика.
концепция дидактического утилитаризма

2. __________________ исходит из того, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки.
теория материального образования

3. __________________ исходит из того, что при отборе и построении содержания программ нужно руководствоваться мировоззренческим подходом, отражая в содержании отдельных предметов их ведущую идею.
теория функционального материализма

Читайте также:  Ингредиенты для Сырный пирог на творожном тесте

4. __________________ предполагает, что в содержании обучения выделяются принципиальные вопросы (основные понятия, законы, теоремы, принципы, правила и т.п.), а также тщательно анализируются логические и содержательные связи, существующие между ними.
теория операциональной структуризации

5. __________________ рассматривает обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся.
теория дидактического формализма

6. Анализ развития познания с точки зрения становления его основных форм образует:
категориальный подход

7. Апробация и оценка эффективности новых приемов и способов педагогической деятельности осуществляется в ходе
педагогического эксперимента

8. Аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы, — это:
непрерывное образование

9. Ассоциации как возможный механизм образования явлений психики впервые были рассмотренны
Дж. Локком

10. Аудиовизуальные средства (кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др.) входят в группу учебных пособий, которая называется:
изображения и отображения предметов и явлений действительности

11. В изданных в 80-90-х гг. учебниках и пособиях для студентов педагогических вузов педагогика чаще всего определяется с помощью категории:
«воспитание»

12. В излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни, обвиняют школу:
неотомисты

13. В качестве основного условия личностного развития, включающего систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается:
социальная ситуация развития

14. В качестве основной единицы анализа педагогического процесса может быть рассмотрена:
задача

15. В качестве принципиального противника систематического использования учебников, особенно в начальной школе, выступал:
С. Френе

Источник

Соотношение воспитания и обучения

Воспитание и обучение представляют собой взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы целенаправленно организованного процесса образования человека. Речь в данном случае, естественно, идет о воспитании в узком педагогическом смысле, ибо только оно находится в одном ряду с обучением, которое понимается как совместная целенаправленная деятельность преподавателя и учащегося, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности.

Термин «развитие личности» в этом контексте предполагает общее развитие, т. е.
развитие в соответствии с генетической программой человека и под воздействием всей совокупности внешних факторов, важнейшим из которых является социальная программа.
Речь здесь идет о физическом и умственном развитии в их взаимообусловленности. Под
умственным развитием понимается развитие как сознательных, так и подсознательных механизмов психики: восприятия, памяти, мышления, психомоторики, а также механизмов высшего уровня регуляции деятельности и поведения человека.

При рассмотрении проблемы соотношения обучения и воспитания принято исходить из того, что эти процессы, отличаясь спецификой содержания и закономерностей усвоения отдельных составных частей, имеют общие закономерности целостного явления передачи подрастающим поколениям социального опыта. Однако различение рассматриваемых
категорий вполне оправданно, поскольку они отражают разные характеристики этого явления.

Полноценное воспитание – это такое обучение всем компонентам социального опыта, при
котором их содержание обращено на нормы поведения, отношение к миру и систему ценностей.

Полноценное обучение – это воспитание, обращенное на все компоненты социального
опыта, обеспечивающие не только знания, умения и готовность к творчеству, но и отношение к
учебной деятельности как ценности.

Анализируя проблему соотношения обучения и воспитания, В.В. Краевский обращает
внимание на то обстоятельство, что педагог всегда решает две взаимосвязанные задачи:

  • подготовку детей к жизни;
  • включение их в жизнь.

По его мнению, обучение решает первую задачу, а воспитание – вторую. При этом обучение решает свои задачи по передаче элементов социального опыта через схематизацию и
моделирование объектов реального мира, создание учебных ситуаций, искусственность которых очевидна для учащихся. Воспитание же предполагает не формализацию, а «всамделишное» переживание детьми воспитательных ситуаций, реальное проживание.

Многие исследователи признают, что:

  • воспитание и обучение есть подсистемы единого процесса, который в современной
    отечественной литературе все чаще интерпретируется как образование;
  • и воспитание, и обучение есть целенаправленно организованные, т. е. педагогические
    по своей сути, процессы развития человека;
  • обучение преимущественно обращено к развитию интеллектуально-практической
    стороны человека, а воспитание – его эмоционально-ценностной стороны (воспитание
    обращено на бытие, обучение – на мышление);
  • воспитание и обучение – процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие.

Говоря о единстве воспитания и обучения в рамках целостного педагогического процесса, важно иметь в виду то обстоятельство, что воспитание в системе педагогической деятельности будет обучающим только тогда, когда наряду с воспитательными целями будут ставиться и реализовываться цели обучения. А обучение, в свою очередь, будет воспитывающим лишь в том случае, если наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться цели воспитания. Это определяется самой природой педагогического процесса как процесса целенаправленно организованного и, соответственно, природой воспитания и обучения, являющихся его целенаправленно организованными подсистемами.

Источник