Меню

Школьный тест умственного развития штур бланки



Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Описание теста ШТУР, наборы заданий для форм А и Б, принципы проведения исследования, его составные части. Какие знания и качества выявляются в каждом из подтестов.

Школьный тест умственного развития (ШТУР) применяется для определения уровня умственного развития учащихся 7−9 классов в возрасте от 12 до 16 лет. Авторами ШТУР являются К.М. Гуревич, В.Г. Зархин, М.К. Акимова, Г.П. Логинова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова. В основе создания методики лежит принцип диагностики, ориентированной на социально-психологический норматив.

Описание исследования

ШТУР включает в себя 6 подтестов, каждый из которых содержит 15−25 заданий. Является групповым. Тест проводится не на скорость, дается достаточное количество времени на его выполнение. Он соответствует всем критериям других диагностических методов.

Каждый подтест объединен определенной темой:

  1. «Осведомленность». Показывают общий уровень эрудиции школьников, насколько они владеют общественными, политическими, научными и культурными сведениями. Это информация, полученная вне школы. В этом субтесте требуется продолжить предложение, подобрать синоним к слову.
  2. «Аналогии». Тестируемому предлагается пара понятий, в которой ему нужно установить логико-функциональную связь. А далее нужно самостоятельно подобрать пару к следующему слову по аналогии с первой.
  3. «Логические классификации». В этой категории учащийся должен показать свое умение абстрактно мыслить, использовать вербальные понятия. Например, из предложенных слов выбрать одно, которое не может быть сгруппировано с остальными.
  4. «Логические обобщения» используются для определения способности ученика обобщать, рассуждать.
  5. «Ряды из чисел». Выявление способности к нахождению математической закономерности числового ряда.

В усовершенствованной версииt ШТУР 2.0, добавлены два новых субтеста (7,8) — «Пространственные представления», где задания построены на материалах черчения и геометрии. Исследуются пространственное воображение, способность к комбинированию. Например, из какого сочетания частей можно собрать заданную геометрическую фигуру.

Методика тестирования

Хорошая подготовка — основа максимально точных результатов школьного теста умственного развития. Методика ШТУР предполагает участие двоих исследователей. Первый специалист создает правильный настрой среди тестируемых: объясняет цель происходящего, озвучивает инструкции и контролирует временные рамки, в которых проводится тест. Второй наблюдает за учениками, чтобы соблюдались все правила в ходе выполнения исследования. В целом на тест уходит около часа. Он имеет две формы: А, Б. Если что-то непонятно, ученикам разрешается задать вопрос, чтобы уточнить.

Сам опрос проводится отдельно по каждому из субтестов. Экспериментатор объясняет, что нужно делать в первом подтесте, незаметно для тестируемых включает секундомер, и учащиеся выполняют задание. Когда время для выполнения первой части подходит к концу, специалист останавливает процесс словом «Стоп», зачитывает вторую группу заданий и также засекает время. Далее — аналогично.

Скачать описание методики ШТУР в формате .docx [23 КБ] — клик.

ШТУР по математике с субтестами для учащихся 5, 6, 7, 8 и 9 классов (документ разбит по классам с 5 по 9) в формате .docx [176 КБ] — клик.

Примеры заданий теста по формам А и Б

Ниже приведены несколько примеров заданий теста ШТУР по формам А и Б, с описанием, примерами и контрольными бланками. Вы можете скачать любое из них в формате Microsoft Word .docx, кликнув на соответствующую ссылку.

Набор 1

Задания набора содержат вопросительные предложения, и в каждом не хватает слова. Нужно из пяти предложенных слов подчеркнуть одно, которое правильно дополняет это предложение.

Примеры заданий теста:

Примеры заданий теста

Скачать первый набор в .docx [21 КБ] — клик

Набор 2

К заданному слову нужно подобрать одно слово-синоним из 4 предложенных и подчеркнуть его.

Примеры заданий теста

Скачать второй набор в .docx [19 КБ] — клик

Набор 3

Приводится три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует такая же связь. Это слово и нужно подчеркнуть.

Примеры заданий теста

Скачать третий набор в .docx [21 КБ] — клик

Набор 4

Предлагаются пять слов, четыре из которых объединены по общему признаку. Нужно найти пятое слово, которое не подходит к этому признаку, и подчеркнуть его.

Пример

Скачать четвёртый набор в .docx [19 КБ] — клик

Набор 5

Предложено несколько рядов чисел, расположенных по определенному правилу. Нужно определить число, которое может быть продолжением соответствующего ряда, и записать его.

Выглядит это так:

Примеры заданий

Скачать пятый набор в .docx [18 КБ] — клик

Набор 6

Предлагаются несколько рядов чисел, расположенных по определенному правилу. Нужно определить число, которое может быть продолжением соответствующего ряда, и записать его. Отличие от пятого набора заключается в том, что каждый ряд чисел построен по своему правилу. При нахождении правил построения ряда понадобится использование умножения, деления и других математических действий.

Скачать шестой набор в .docx [18 КБ] — клик

Обработка результатов

Проводится количественная и качественная обработка теста. А также — индивидуальная и групповая. Индивидуальный показатель по каждому конкретному заданию (кроме подтеста 5) равен 1 баллу. В субтесте 5 оценивается качество обобщения: ставятся баллы от 0 до 2. Чтобы проставить их, экспериментаторы используют таблицу, в которой приведен перечень ответов, соответствующих каждому баллу. Более подробным является список из слов, соответствующих оценке в 2 балла.

Для наглядности можно построить график, отражающий индивидуальную структуру развития ученика. По горизонтали (на оси абсцисс) откладываются субтесты, а по вертикали — количество правильных ответов на вопросы. По такому графику можно увидеть, насколько равномерно происходит развитие учащегося.

индивидуальная структура развития ученика

Скачать примеры протоколов в формате .docx [48 КБ] — клик

Количественный показатель каждого отдельного школьника важен, хотя он не раскрывает подробностей, давая лишь общее представление об уровне развития. Однако подсчет общего балла необходим, чтобы двигаться дальше. Затем эта количественная характеристика подвергается более глубокому качественному анализу. Здесь подробно рассматриваются вопросы, на которые ответил тестируемый, а какие — пропустил, какие ответы верны, а какие ошибочны. Дается психологическое обоснование выполненных заданий теста.

Если нужно разделить учащихся по подгруппам для сравнения, используется среднее арифметическое. Выделяют пять групп по итогам тестирования.

  • 1-я — самые успешные — 10%;
  • 2-я — почти успешные — 20%;
  • 3-я — средние по успешности — 40%;
  • 4-я — малоуспешные — 20%;
  • 5-я — наименее успешные — 10%.

По полученным данным также строится график, как и в индивидуальном случае, где по оси абсцисс откладываются подгруппы, а по оси ординат — количество выполненных заданий, в %. Этот метод можно использовать и для сравнения классов между собой.

Кроме того, количественная оценка теста показывает разрыв между школьниками, отлично усваивающими материал, и теми, кто отстает в развитии. Более четко это различие можно увидеть с 6 по 8 класс. Тест поможет увидеть пробелы в знаниях, которые должны быть восполнены в процессе обучения. Для школьных психологов этот тест — хорошее подспорье в работе.

Качественный анализ

Оценка и анализ 1, 2 подтестов предназначены для определения уровня общественно-политической, научной, культурной осведомленности. Считается процентное соотношение в группе. Анализ 1 и 2 подтестов позволяет увидеть различие между учениками и подгруппами, в их развитии, успешности-неуспешности.

Анализ ответов по разделу «Аналогии» помогает выяснить наиболее усвоенные содержания теста, показывает, какие логические связи наиболее трудны, а какие воспринимаются с легкостью, выявляет ошибок в логике. Также исследование ответов на этот подтест помогает увидеть односторонность в восприятии информации, ограниченность развития.

Полную методику с примерами субтестов можно скачать в формате .pdf [152 КБ] — клик

Качественный анализ подтекста «Классификации» помогает выявить, какие именно вопросы приводят к затруднениям или, наоборот, решаются легко (из абстрактных понятий, конкретных, смешанных). Анализ «Обобщений» показывает, по какому признаку проводятся обобщения, что вызывает наибольшее затруднение.

Благодаря качественной оценке выполненного текста можно выявить склонности тестируемого. Таким образом, количественный и качественный анализ школьного теста по умственному развитию помогает оценить уровень развития как отдельного ученика, так и всей группы в целом, а также позволяет сравнивать между собой классы. Благодаря результатам теста выявляются наклонности тестируемых, а также те стороны, которые требуют коррекции.

Источник

Gurutestov.ru

Гуру в мире тестов

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Взрослых

  • Личность и характер
  • Эмоции и состояния
  • Мотивы и мотивация
  • Темперамент
  • Межличностные отношения
  • Интеллектуальная сфера
  • Профессиональная сфера

Детей

  • Личность и характер
  • Эмоции и состояния
  • Мотивы и мотивация
  • Темперамент
  • Межличностные отношения
  • Интеллектуальная сфера
  • Игровая и учебная деятельность

Методика «Эрудит» (Школьный тест умственного развития / ШТУР под ред. К.М.Гуревича в модификации Г.В.Резапкиной)

Шкалы: уровень развития мыслительных операций — установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей; степень усвоения школьных понятий в области — общественных, гуманитарных, естественных, физико-математических наук

Назначение теста

Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8-9-х классов.

Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.

Описание теста

Методика состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.

Выполнение этой методики требует интенсивной умственной работы в течение всего урока. Поэтому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда запланированы контрольные работы.

Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.

I. Инструкция

Даны три слова. Первое и второе слово связаны по смыслу. Из четырех слов выберите то, которое связано по смыслу с третьим так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву.

1. летчик : самолет = машинист : ?
1. пассажир;
2. поезд;
3. вагон;
4. вокзал.

Летчик управляет самолетом, машинист – поездом. Правильный ответ – поезд (b).

Тестовый материал

1. Рабовладельцы : капиталисты = рабы : ?
1. рабовладельческий строй;
2. буржуазия;
3. наёмные рабочие;
4. пленные.
2. Богатство : бедность = крепостная зависимость : ?
1. крепостные крестьяне;
2. личная свобода;
3. неравенство;
4. частная собственность.
3. Первобытный строй : рабовладельческий строй = рабовладельческий строй : ?
1. социалистический строй;
2. капиталистический строй;
3. демократическое правление;
4. феодальный строй.
4. Роза : цветок = врач : ?
1. занятие;
2. должность;
3. специальность;
4. профессия.
5. Война : смерть = частная собственность : ?
1. феодализм;
2. капитализм;
3. неравенство;
4. рабы.
6. Стихотворение : поэзия = рассказ : ?
1. проза;
2. писатель;
3. повесть;
4. предложение.
7. Старт : финиш = пролог : ?
1. заголовок;
2. введение;
3. кульминация;
4. эпилог.
8. Роман : глава = стихотворение : ?
1. поэма;
2. рифма;
3. строфа;
4. ритм.
9. Числительное : количество = глагол : ?
1. спряжение;
2. действие;
3. причастие;
4. часть речи.
10. Глагол : спрягать = существительное : ?
1. изменять;
2. образовывать;
3. употреблять;
4. склонять.
11. Колумб : путешественник = землетрясение : ?
1. природное явление;
2. образование гор;
3. извержение;
4. жертвы.
12. Север : юг = осадки : ?
1. пустыня;
2. полюс;
3. дождь;
4. засуха.
13. Папоротник : спора = сосна : ?
1. шишка;
2. семя;
3. растение;
4. ель.
14. Растение : стебель = клетка : ?
1. деление;
2. хромосома;
3. ядро;
4. фермент.
15. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон : ?
1. ясная погода;
2. циклон;
3. гроза;
4. влажность.
16. Фигура : треугольник = состояние вещества : ?
1. жидкость;
2. движение;
3. температура;
4. вода.
17. Прямоугольник : плоскость = куб : ?
1. сторона;
2. ребро;
3. высота;
4. объем.
18. Диаметр : радиус = окружность : ?
1. дуга;
2. сегмент;
3. отрезок;
4. круг.
19. Холодно : горячо = движение : ?
1. инерция;
2. покой;
3. скорость;
4. взаимодействие.
20. Слагаемые : сумма = множители : ?
1. разность;
2. делитель;
3. произведение;
4. умножение.

Читайте также:  Asus Xonar D2X обзор функциональных возможностей

II. Инструкция

Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке.

а) корова; b) лошадь; c) собака; d) волк.

Три слова обозначают домашних животных, а четвертое – дикого. Значит, правильный ответ – d) волк.

Тестовый материал

21. а) рабовладелец; b) раб; c) крестьянин; d) рабочий.
22. а) социология; b) психология; c) педагогика; d) техника.
23. а) Кутузов; b) Суворов; c) Ушаков; d) Пирогов.
24. а) император; b) дворянин; c) царь; d) вождь.
25. а) ООН; b) НАТО; c) ОБСЕ; d) АОЗТ.
26. а) предлог; b) корень; c) суффикс; d) окончание.
27. а) пословица; b) стихотворение; c) поэма; d) рассказ.
28. а) Ахматова; b) Блок; c) Васнецов; d) Гумилев.
29. а) пролог; b) сюжет; c) развязка; d) эпилог.
30. а) описание; b) сравнение; c) характеристика; d) сказание.
31. а) барометр; b) азимут; c) термометр; d) компас.
32. а) цитоплазма; b) питание; c) рост; d) раздражимость.
33. а) Линней; b) Павлов; c) Микоян; d) Дарвин.
34. а) аорта; b) вена; c) сердце; d) артерия.
35. а) углекислый газ; b) свет; c) вода; d) крахмал.
36. а) парабола; b) гипербола; c) ломаная; d) прямая.
37. а) Сахаров; b) Алферов; c) Ландау; d) Пастернак.
38. а) длина; b) метр; c) масса; d) объём.
39. а) скорость; b) колебание; c) вес; d) плотность.
40. а) круг; b) ромб; c) прямоугольник; d) треугольник.

III. Инструкция

Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки.

1. сосна – ель:
1. растения,
2. природа,
3. деревья,
4. хвойные деревья.

Правильный ответ – d, потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.

Тестовый материал

41. Феодализм – капитализм:
1. устройство общества,
2. формы правления;
3. неравенство;
4. общественный строй.
42. Радио – телевидение:
1. способы передачи информации;
2. средства массовой информации;
3. достижения науки;
4. формы воздействия на людей.
43. Наука – искусство:
1. виды творчества;
2. интеллект;
3. культура;
4. области человеческой деятельности.
44. Школа – институт:
1. образование;
2. здания;
3. учебные заведения;
4. способы получения знаний.
45. Монархия – демократия:
1. государственный строй;
2. формы правления;
3. правительство;
4. устройство общества.
46. Сказка – былина:
1. литературный жанр;
2. выдумка;
3. устное народное творчество;
4. литературное произведение.
47. Пролог – кульминация:
1. литературный прием;
2. элементы литературного произведения;
3. художественные средства;
4. способы изложения.
48. Глагол – прилагательное:
1. главные члены предложения;
2. части речи;
3. второстепенные члены предложения;
4. лингвистические термины.
49. Классицизм – романтизм:
1. стиль;
2. жанры;
3. художественный стиль;
4. направления в искусстве.
50. Определение – обстоятельство:
1. члены предложения;
2. части речи;
3. виды предложений;
4. уточняющие слова.
51. Азия – Африка:
1. страны;
2. континенты;
3. материки;
4. части света.
52. Сердце – артерия:
1. органы кровообращения;
2. анатомия;
3. система кровообращения;
4. органы тела.
53. Облачность – осадки:
1. природные явления;
2. дождь;
3. погода;
4. атмосферные явления.
54. Жиры – белки:
1. биологические вещества;
2. микроэлементы;
3. органические вещества;
4. химический состав тела.
55. Канал – плотина:
1. гидроэлектростанции;
2. водные сооружения;
3. водоемы;
4. водные преграды.
56. Сумма – произведение:
1. математические термины;
2. вычисления;
3. результаты математических действий;
4. результаты вычислений.
57. Газ – жидкость:
1. молекулы;
2. состояние;
3. химическое вещество;
4. агрегатное состояние вещества.
58. Дифракция – интерференция:
1. волновые явления;
2. характеристики световой волны;
3. природные явления;
4. физические термины.
59. Ампер – вольт:
1. электричество;
2. физические термины;
3. единицы измерения электрического тока;
4. ученые-физики.
60. Синус – косинус:
1. квадратичные функции;
2. тригонометрические функции;
3. четные функции;
4. нечетные функции.

IV. Инструкция

Числа в каждом ряду расположены по определённому правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.

Тестовый материал

61. 6 9 12 15 18 21 ?
62. 9 1 7 1 5 1 ?
63. 2 3 5 6 8 9 ?
64. 10 12 9 11 8 10 ?
65. 1 3 6 8 16 18 ?
66. 3 4 6 9 13 18 ?
67. 15 13 16 12 17 11 ?
68. 1 2 4 8 16 32 ?
69. 1 2 5 10 17 26 ?
70. 1 4 9 16 25 36 ?
71. 128 64 32 16 8 4 ?
72. 1 2 6 15 31 56 ?
73. 31 24 18 13 9 6 ?
74. 255 127 63 31 15 7 ?
75. 3 4 8 17 33 58 ?
76. 47 39 32 26 21 17 ?
77. 174 171 57 54 18 15 ?
78. 54 19 18 14 6 9 ?
79. 301 294 49 44 11 8 ?
80. 23 46 48 96 98 196 ?

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Аналогии Классификация Обобщение Закономерности
Общественные науки
1 c 21 a 41 d 61 24
2 b 22 d 42 b 62 3
3 d 23 d 43 d 63 11
4 d 24 b 44 c 64 7
5 c 25 d 45 a 65 36
Гуманитарные науки
6 a 26 a 46 c 66 24
7 d 27 a 47 b 67 18
8 c 28 c 48 b 68 64
9 b 29 b 49 d 69 37
10 d 30 d 50 a 70 49
Естественные науки
11 a 31 b 51 d 71 2
12 d 32 a 52 a 72 92
13 b 33 c 53 d 73 4
14 c 34 c 54 c 74 3
15 a 35 d 55 b 75 94
Физика-математика
16 a 36 c 56 c 76 14
17 d 37 d 57 d 77 5
18 a 38 b 58 a 78 2
19 b 39 b 59 c 79 4
20 c 40 a 60 b 80 198

Обработка результатов теста

Обработка заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов.

За каждый правильный ответ начисляется один балл.

Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики:

• с 1 по 5 строки бланка занимают вопросы общественных наук,
• с 6 по 10 строки – вопросы гуманитарных наук,
• с 11 по 15 строки – вопросы естественных наук,
• с 16 по 20 – физика и математика.

Степень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям:

• «Аналогии»,
• «Классификация»,
• «Обобщение»,
• «Закономерности».

По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:

• наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых;
• близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых;
• средние по успешности – 40% от общего числа;
• мало успешные – 20 % от общего числа;
• наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.

К следующему, завершающему, уроку, психолог должен вернуть ребятам обработанные бланки. Ни в коем случае нельзя зачитывать эти результаты вслух – во-первых, можно травмировать тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряется время.

Источник

Школьный тест умственного развития штур бланки

Гуру в мире тестов

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Взрослых

  • Личность и характер
  • Эмоции и состояния
  • Мотивы и мотивация
  • Темперамент
  • Межличностные отношения
  • Интеллектуальная сфера
  • Профессиональная сфера

Детей

  • Личность и характер
  • Эмоции и состояния
  • Мотивы и мотивация
  • Темперамент
  • Межличностные отношения
  • Интеллектуальная сфера
  • Игровая и учебная деятельность

Методика «Эрудит» (Школьный тест умственного развития / ШТУР под ред. К.М.Гуревича в модификации Г.В.Резапкиной)

Шкалы: уровень развития мыслительных операций — установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей; степень усвоения школьных понятий в области — общественных, гуманитарных, естественных, физико-математических наук

Назначение теста

Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8-9-х классов.

Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.

Описание теста

Методика состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.

Выполнение этой методики требует интенсивной умственной работы в течение всего урока. Поэтому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда запланированы контрольные работы.

Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.

I. Инструкция

Даны три слова. Первое и второе слово связаны по смыслу. Из четырех слов выберите то, которое связано по смыслу с третьим так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву.

1. летчик : самолет = машинист : ?
1. пассажир;
2. поезд;
3. вагон;
4. вокзал.

Летчик управляет самолетом, машинист – поездом. Правильный ответ – поезд (b).

Тестовый материал

1. Рабовладельцы : капиталисты = рабы : ?
1. рабовладельческий строй;
2. буржуазия;
3. наёмные рабочие;
4. пленные.
2. Богатство : бедность = крепостная зависимость : ?
1. крепостные крестьяне;
2. личная свобода;
3. неравенство;
4. частная собственность.
3. Первобытный строй : рабовладельческий строй = рабовладельческий строй : ?
1. социалистический строй;
2. капиталистический строй;
3. демократическое правление;
4. феодальный строй.
4. Роза : цветок = врач : ?
1. занятие;
2. должность;
3. специальность;
4. профессия.
5. Война : смерть = частная собственность : ?
1. феодализм;
2. капитализм;
3. неравенство;
4. рабы.
6. Стихотворение : поэзия = рассказ : ?
1. проза;
2. писатель;
3. повесть;
4. предложение.
7. Старт : финиш = пролог : ?
1. заголовок;
2. введение;
3. кульминация;
4. эпилог.
8. Роман : глава = стихотворение : ?
1. поэма;
2. рифма;
3. строфа;
4. ритм.
9. Числительное : количество = глагол : ?
1. спряжение;
2. действие;
3. причастие;
4. часть речи.
10. Глагол : спрягать = существительное : ?
1. изменять;
2. образовывать;
3. употреблять;
4. склонять.
11. Колумб : путешественник = землетрясение : ?
1. природное явление;
2. образование гор;
3. извержение;
4. жертвы.
12. Север : юг = осадки : ?
1. пустыня;
2. полюс;
3. дождь;
4. засуха.
13. Папоротник : спора = сосна : ?
1. шишка;
2. семя;
3. растение;
4. ель.
14. Растение : стебель = клетка : ?
1. деление;
2. хромосома;
3. ядро;
4. фермент.
15. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон : ?
1. ясная погода;
2. циклон;
3. гроза;
4. влажность.
16. Фигура : треугольник = состояние вещества : ?
1. жидкость;
2. движение;
3. температура;
4. вода.
17. Прямоугольник : плоскость = куб : ?
1. сторона;
2. ребро;
3. высота;
4. объем.
18. Диаметр : радиус = окружность : ?
1. дуга;
2. сегмент;
3. отрезок;
4. круг.
19. Холодно : горячо = движение : ?
1. инерция;
2. покой;
3. скорость;
4. взаимодействие.
20. Слагаемые : сумма = множители : ?
1. разность;
2. делитель;
3. произведение;
4. умножение.

Читайте также:  Текст песни слова Макс Барских Zivert BESTSELLER

II. Инструкция

Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке.

а) корова; b) лошадь; c) собака; d) волк.

Три слова обозначают домашних животных, а четвертое – дикого. Значит, правильный ответ – d) волк.

Тестовый материал

21. а) рабовладелец; b) раб; c) крестьянин; d) рабочий.
22. а) социология; b) психология; c) педагогика; d) техника.
23. а) Кутузов; b) Суворов; c) Ушаков; d) Пирогов.
24. а) император; b) дворянин; c) царь; d) вождь.
25. а) ООН; b) НАТО; c) ОБСЕ; d) АОЗТ.
26. а) предлог; b) корень; c) суффикс; d) окончание.
27. а) пословица; b) стихотворение; c) поэма; d) рассказ.
28. а) Ахматова; b) Блок; c) Васнецов; d) Гумилев.
29. а) пролог; b) сюжет; c) развязка; d) эпилог.
30. а) описание; b) сравнение; c) характеристика; d) сказание.
31. а) барометр; b) азимут; c) термометр; d) компас.
32. а) цитоплазма; b) питание; c) рост; d) раздражимость.
33. а) Линней; b) Павлов; c) Микоян; d) Дарвин.
34. а) аорта; b) вена; c) сердце; d) артерия.
35. а) углекислый газ; b) свет; c) вода; d) крахмал.
36. а) парабола; b) гипербола; c) ломаная; d) прямая.
37. а) Сахаров; b) Алферов; c) Ландау; d) Пастернак.
38. а) длина; b) метр; c) масса; d) объём.
39. а) скорость; b) колебание; c) вес; d) плотность.
40. а) круг; b) ромб; c) прямоугольник; d) треугольник.

III. Инструкция

Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки.

1. сосна – ель:
1. растения,
2. природа,
3. деревья,
4. хвойные деревья.

Правильный ответ – d, потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.

Тестовый материал

41. Феодализм – капитализм:
1. устройство общества,
2. формы правления;
3. неравенство;
4. общественный строй.
42. Радио – телевидение:
1. способы передачи информации;
2. средства массовой информации;
3. достижения науки;
4. формы воздействия на людей.
43. Наука – искусство:
1. виды творчества;
2. интеллект;
3. культура;
4. области человеческой деятельности.
44. Школа – институт:
1. образование;
2. здания;
3. учебные заведения;
4. способы получения знаний.
45. Монархия – демократия:
1. государственный строй;
2. формы правления;
3. правительство;
4. устройство общества.
46. Сказка – былина:
1. литературный жанр;
2. выдумка;
3. устное народное творчество;
4. литературное произведение.
47. Пролог – кульминация:
1. литературный прием;
2. элементы литературного произведения;
3. художественные средства;
4. способы изложения.
48. Глагол – прилагательное:
1. главные члены предложения;
2. части речи;
3. второстепенные члены предложения;
4. лингвистические термины.
49. Классицизм – романтизм:
1. стиль;
2. жанры;
3. художественный стиль;
4. направления в искусстве.
50. Определение – обстоятельство:
1. члены предложения;
2. части речи;
3. виды предложений;
4. уточняющие слова.
51. Азия – Африка:
1. страны;
2. континенты;
3. материки;
4. части света.
52. Сердце – артерия:
1. органы кровообращения;
2. анатомия;
3. система кровообращения;
4. органы тела.
53. Облачность – осадки:
1. природные явления;
2. дождь;
3. погода;
4. атмосферные явления.
54. Жиры – белки:
1. биологические вещества;
2. микроэлементы;
3. органические вещества;
4. химический состав тела.
55. Канал – плотина:
1. гидроэлектростанции;
2. водные сооружения;
3. водоемы;
4. водные преграды.
56. Сумма – произведение:
1. математические термины;
2. вычисления;
3. результаты математических действий;
4. результаты вычислений.
57. Газ – жидкость:
1. молекулы;
2. состояние;
3. химическое вещество;
4. агрегатное состояние вещества.
58. Дифракция – интерференция:
1. волновые явления;
2. характеристики световой волны;
3. природные явления;
4. физические термины.
59. Ампер – вольт:
1. электричество;
2. физические термины;
3. единицы измерения электрического тока;
4. ученые-физики.
60. Синус – косинус:
1. квадратичные функции;
2. тригонометрические функции;
3. четные функции;
4. нечетные функции.

IV. Инструкция

Числа в каждом ряду расположены по определённому правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.

Тестовый материал

61. 6 9 12 15 18 21 ?
62. 9 1 7 1 5 1 ?
63. 2 3 5 6 8 9 ?
64. 10 12 9 11 8 10 ?
65. 1 3 6 8 16 18 ?
66. 3 4 6 9 13 18 ?
67. 15 13 16 12 17 11 ?
68. 1 2 4 8 16 32 ?
69. 1 2 5 10 17 26 ?
70. 1 4 9 16 25 36 ?
71. 128 64 32 16 8 4 ?
72. 1 2 6 15 31 56 ?
73. 31 24 18 13 9 6 ?
74. 255 127 63 31 15 7 ?
75. 3 4 8 17 33 58 ?
76. 47 39 32 26 21 17 ?
77. 174 171 57 54 18 15 ?
78. 54 19 18 14 6 9 ?
79. 301 294 49 44 11 8 ?
80. 23 46 48 96 98 196 ?

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Аналогии Классификация Обобщение Закономерности
Общественные науки
1 c 21 a 41 d 61 24
2 b 22 d 42 b 62 3
3 d 23 d 43 d 63 11
4 d 24 b 44 c 64 7
5 c 25 d 45 a 65 36
Гуманитарные науки
6 a 26 a 46 c 66 24
7 d 27 a 47 b 67 18
8 c 28 c 48 b 68 64
9 b 29 b 49 d 69 37
10 d 30 d 50 a 70 49
Естественные науки
11 a 31 b 51 d 71 2
12 d 32 a 52 a 72 92
13 b 33 c 53 d 73 4
14 c 34 c 54 c 74 3
15 a 35 d 55 b 75 94
Физика-математика
16 a 36 c 56 c 76 14
17 d 37 d 57 d 77 5
18 a 38 b 58 a 78 2
19 b 39 b 59 c 79 4
20 c 40 a 60 b 80 198

Обработка результатов теста

Обработка заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов.

За каждый правильный ответ начисляется один балл.

Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики:

• с 1 по 5 строки бланка занимают вопросы общественных наук,
• с 6 по 10 строки – вопросы гуманитарных наук,
• с 11 по 15 строки – вопросы естественных наук,
• с 16 по 20 – физика и математика.

Степень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям:

• «Аналогии»,
• «Классификация»,
• «Обобщение»,
• «Закономерности».

По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:

• наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых;
• близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых;
• средние по успешности – 40% от общего числа;
• мало успешные – 20 % от общего числа;
• наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.

К следующему, завершающему, уроку, психолог должен вернуть ребятам обработанные бланки. Ни в коем случае нельзя зачитывать эти результаты вслух – во-первых, можно травмировать тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряется время.

Источник

Методика ШТУР: расшифровка аббревиатуры, особенности проведения теста, итоговый анализ и результаты

Практические психологи сталкиваются в своей работе со множеством проблем. Наиболее актуальная из них — неуспеваемость школьников. Причин этому существует достаточно. Это и педагогическая запущенность, и невысокая степень умственного развития, и пробелы в знаниях, и элементарное неумение учиться, а также многие другие.

Именно на плечи школьного психолога ложится ответственность за решение этого клубка проблем, выявление их доминирующих причин, а также разработку коррекционной программы, которая способствовала бы оптимизации учебного процесса. И здесь ему окажет неоценимую помощь методика ШТУР. Она позволит специалисту овладеть данными об особенностях и своеобразии умственного развития не только отдельного ученика, но и всего класса.

Автором методики ШТУР, или «Школьного теста умственного развития», является К. М. Гуревич, а также работавший под его руководством коллектив лаборатории психодиагностики, входящей в штат НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В его состав входили Г. П. Логинова, В. Т. Козлова, В. Г. Зархин, Е. М. Борисова и М. К. Акимова. Перед тем как предложить определенный подбор заданий, авторами методики был проведен психологический анализ учебников и школьных программ. В процессе выполнения своей работы научный коллектив лаборатории опирался на те сведения, которые были получены в процессе бесед с учителями.

Методологические принципы

Школьный тест умственного развития (ШТУР) разработан для проведения диагностики, позволяющей определить умственное развитие учеников, начиная с подросткового и заканчивая юношеским возрастом. Это дети 6-8 классов.

Подбор основных понятий авторы производили руководствуясь следующими принципами:

  • они должны быть общими, позволяющими определить уровень усвоения того или иного предмета и лежащими в основе понимания определенной школьной дисциплины;
  • включаемые в каждое из заданий понятия составляют основу знаний, которые необходимы каждому человеку, вне зависимости от направления получаемого им образования;
  • они должны находиться в соответствии с жизненным опытом, который имеет ребенок данного возраста.

Особенности метода

Школьный тест умственного развития (ШТУР) разработан для исследования уровня сформированности у ребенка определенных понятий, а также совершаемых учеником логических действий с ними. Он содержит в себе такие задания и способы анализа результатов, которые существенно отличают данную разработку от традиционно используемых интеллектуальных текстов.

Описание методики ШТУР указывает на то, что она, прежде всего, выстроена на том материале, который обязательно должен быть усвоен школьником. Для детей это не что иное, как их школьные программы. Именно через них в тот или иной исторический период подлежат реализации требования, предъявляемые обществом каждому из своих членов. Что в таком случае можно сказать об особенностях ШТУР? Содержание этих тестов целиком определяется требованиями общества или социально-психологическими установками к умственному развитию детей.

Среди особенностей методики ШТУР, или школьного теста умственного развития, можно выделить отличный от большинства подобных способов анализ диагностических результатов. Основывается он вовсе не на статистических нормах. Для оценки групповых и индивидуальных результатов берут социально-психологические нормативы. Иначе говоря, выявленный показатель развития интеллекта ребенка является степенью приближенности полученных результатов к определенному критерию, в качестве которого выступают задания, содержащиеся в тесте. При этом определение результата происходит не по количественной, а по качественно-количественной характеристике.

Читайте также:  Центрально черноземный район природные ресурсы характеристика таблица

Предмет диагностики

Методика ШТУР (школьный тест умственного развития) используется для выявления общей осведомленности учащегося, адекватности использования им научных понятий и терминов, а также умения устанавливать логические классификации, обобщения, аналогии, выстраивать числовой ряд. Применяют данный способ для анализа успешности развития ребенка по мере его перехода из одного класса в другой.

Возможности метода

Школьный тест умственного развития ребенка (ШТУР) имеет особое содержание. Он выстроен на материалах школьных программ. Благодаря этому применение методики позволит дать оценку не только уровню развития у учащихся разнообразных операций, но и их предпочтения в работе с общественно-гуманитарными, естественнонаучными или физико-математическими предметами.

Подобный качественный анализ позволяет решить много задач. Среди них профориентационные, консультативные и психопрофилактические. После выполнения контроля обучения, используя данные теста, психолог разрабатывает общие и индивидуальные рекомендации, направленные на коррекцию умственного развития школьника.

В настоящее время существует вторая, несколько измененная версия методики ШТУР. В ней откорректировали содержание некоторых заданий и добавили два субъекта, позволяющих провести диагностику у учащихся пространственного мышления. Связано это с тем, что вторая версия методики ШТУР создавалась в совершенно иных социальных условиях, в которых некоторые понятия начальной работы ученых оказались устаревшими.

Плюсы методики

Разработанный диагностический тест находится в полном соответствии с высокими статистическими критериями, которых должны придерживаться любые из подобных заданий. Методика обладает высокой степенью пригодности и обоснованности. Это было определено благодаря ее успешному применению, а также путем сравнений с тестом интеллекта Амтхауера.

Минусы

Проведение школьного теста умственного развития требует высокого уровня профессионализма психолога. Этот специалист должен обладать мастерством, позволяющим ему проводить глубокую и системную обработку полученных данных.

Описание методики

Школьный тест умственного развития состоит из шести наборов заданий, или субтестов, а именно:

  • «осведомленность» (два задания);
  • «аналогии»;
  • «обобщение»;
  • «классификация»;
  • «числовые ряды».

Помимо этого в методику ШТУР включено две эквивалентные формы – «А» и «Б».

Для того чтобы тестирование было проведено правильно, необходимо строгое соблюдение инструкции, а также контроль времени выполнения задания, который проводится с помощью секундомера. Кроме того, в процессе проведения теста специалист не должен помогать испытуемым.

Инструкция к методике ШТУР предусматривает следующее время выполнения заданий:

  1. Первый субтест – «осведомленность» – содержит 20 заданий. Время на их выполнение составляет 8 мин.
  2. Второй субтест – также «осведомленность». Он включает в себя 20 заданий, которые ученики должны выполнить за 4 минуты.
  3. Третий субтест – «аналогии». Это 25 заданий, выполнить которые необходимо за 10 минут.
  4. Четвертый субтест – «классификации». Он предусматривает выполнение 20 заданий в течение 7 минут.
  5. Пятый субтест – «обобщения». В него входит 19 заданий, на выполнение которых отводится 8 минут.
  6. Шестой субтест – «числовые ряды». Здесь ученику предстоит рассмотреть 15 заданий за 7 минут.

Последовательность проведения исследований

При использовании методики школьного теста умственного развития экспериментатор прежде всего объясняет детям поставленную цель. Этим он создает у них соответствующий настрой. Сделать это помогают следующие слова: «Сейчас я предложу вам определенные задания. С их помощью могут быть выявлены ваши умения сравнивать явления и объекты окружающего мира, возможность видеть в них различное и общее, а также рассуждать. Каждое из предложенных заданий несколько не похоже на те, которые вы выполняли на уроках. Сейчас мы вам раздадим бланки для проведения методики ШТУР. При этом каждому из вас будет предложен свой набор заданий. Перед тем как приступить к их выполнению, будут даны описания задач и на конкретных примерах разъяснен способ их решения. Сдать бланки необходимо через строго определенное время. Начало и конец работы над каждым набором заданий будут определены по данной нами команде. Все, что находится в бланках для проведения методики ШТУР, необходимо решать по порядку. Не стоит долго задерживаться на одном задании. Старайтесь выполнять все быстро и не совершая ошибок».

После проведения подобного инструктажа экспериментатору необходимо раздать школьникам бланки теста, в которых он должен попросить детей заполнить графы со сведениями об их фамилии и дате проводимого эксперимента. Необходимо указать также школу и класс, в которых организуется тестирование.

Далее экспериментатору следует проконтролировать правильность написания сведений. После этого, согласно инструкции по проведению школьного теста по методике ШТУР, он должен попросить детей отложить ручки в сторону и внимательно выслушать его наставления. Далее экспериментатору необходимо прочесть детям инструкцию и разобрать примеры из первого субтеста. После этого он должен спросить у учеников, есть ли у них вопросы. Если школьники задают их, то экспериментатору необходимо давать ответ, зачитывая соответствующий текст из теста. Это позволит создать одинаковые условия при любых исследованиях.

Далее специалист дает указание детям перевернуть страницу и приступить к выполнению заданий. При этом ему нужно незаметно включить секундомер. Зафиксировав на этом внимание испытуемых, специалист может вызвать у них чувство напряженности. По прошествии некоторого времени, которое отводится для выполнения заданий первого субтеста, экспериментатор тут же должен прервать работу детей. При этом ему следует предложить им отложить в сторону ручки.

Далее экспериментатор приступает к чтению инструкции к следующему набору заданий. При проведении теста специалисту необходимо контролировать, правильно ли дети выполняют озвученные им требования.

Обработка результатов

Все ответы, которые дали ученики в процессе выполнения теста, должны быть проанализированы экспериментатором. Полученные данные позволят специалисту оценить с различных сторон умственное развитие как группы учащихся, так и отдельного ученика. При этом будет достигнута основная цель методики ШТУР. А именно, исходя из выявленных недостатков интеллектуального развития ребенка, выявляется возможность определения путей по их устранению.

Оценка результатов по методике ШТУР проводится при количественной и качественной обработке данных. Рассмотрим эти составляющие анализа подробнее.

Количественная обработка

Как проводится такой способ получения результатов теста ШТУР? При количественной обработке экспериментатором выявляются:

  1. Индивидуальные показатели. Их определяют по каждому субтесту (за исключением пятого). При этом по тесту и субтесту выводится определенный балл. Определяется он при подсчете количества верно выполненных заданий. Например, если ребенок в 3-м субтесте дал правильные ответы на 13 заданий, то ему ставят 13 баллов.
  2. Качество обобщения. В зависимости от него оцениваются результаты 5-го субтеста. При этом ученику выставляется 2, 1 или 0 баллов. При обработке результатов по методике ШТУР в этом случае используются таблицы с занесенными в них примерными ответами, которые даны к заданиям на обобщение. То, что способно получить оценку в два балла, описывается достаточно полно. При этом экспериментатор может рассматривать не только прямые ответы, но и их интерпретацию. Школьный тест умственного развития ШТУР может быть оценен в 1 балл. Перечень подобных ответов дан в предлагаемых таблицах менее полно. При этом у испытуемых появляется больше возможностей для осуществления выбора. На 1 балл оцениваются ответы, данные учеником правильно, но при этом довольно узко, а также те, которые имеют категориальные обобщения. Экспериментатор может поставить и 0. Такое количество баллов дается за неправильные ответы. При выполнении 5-го субтеста дети могут максимально получить 38 баллов.
  3. Индивидуальные показатели. В целом они представляют собой сумму баллов, полученных от сложения результатов выполнения заданий по всем субтестам. По замыслу авторов методики, тест, выполненный на 100%, считается нормативом умственного развития. Именно с этим показателем впоследствии и должны сравниваться те задания, которые были выполнены учащимся правильно. Также в инструкции к описываемой методике для подростков (ШТУР) можно выяснить процент правильных ответов. Именно это и является определением количественной стороны работы испытуемых.
  4. Сравнительные показатели ответов групп. Если экспериментатор объединил учащихся тем или иным образом и анализирует их суммарный балл, то в этом случае ему необходимо взять среднее арифметическое всех баллов. По результатам тестирования ученики могут быть разбиты на 5 подгрупп. В первую из них войдут самые успешные, во вторую – близкие к ним по выполнению заданий, в третью – середнячки, в четвертую – малоуспешные, и в пятую – менее всего успешные. После подсчета среднего балла для каждой из этих подгрупп экспериментатор строит систему координат. При этом на оси абсцисс он отмечает номера «успешности» детей, а по оси ординат – процент решенных ими заданий. Нанеся соответствующие точки, специалист вычерчивает график. Он и укажет на приближенность каждой из отмеченных подгрупп к существующим социально-психологическим нормативам. Подобный вид обработки результатов проводится и исходя из рассмотрения всего теста в целом. Полученные таким образом графики позволяют дать заключение по методике ШТУР в разрезе учеников как одного, так и различных классов.
  5. Разрыв в умственном развитии, который имеет место между самыми хорошими и самыми плохими учениками класса. Исследователями установлено, что подобное явление становится еще более ярко выраженным к 6–8-му классу. Лучшие ученики, взрослея, все более приближаются к существующим социально-психологическим нормативам. Те же дети, которые дают много неверных ответов по школьному тесту умственного развития, продолжают оставаться на том же уровне. Для выравнивания результатов специалистом даются рекомендации по проведению более интенсивных занятий с отстающими учениками.
  6. Сравнение с группой. Проводя анализ результатов теста, специалистом рассматриваются глобальные оценки отдельного учащегося. При этом уровень его развития обозначается такими терминами, как «хуже» и «лучше», «ниже» и «выше». Также специалистом выставляются общие баллы. При этом стоит понимать, что если они у ребенка, посещающего шестой класс, менее 30, седьмой – ниже 40, а у восьми- и девятиклассника не дотянули до 45, то такие результаты могут говорить о низком умственном интеллекте ребенка. А каковы хорошие показатели теста методики для подростков ШТУР? Это более 75 баллов у шестиклассника, 90 – у семиклассника, 100 – у ребенка из 8-го класса.

Количественные показатели умственного развития необходимо сочетать с качественными. Это позволит дать психологическую интерпретацию по методике ШТУР невыполненных и выполненных заданий.

Качественная обработка

Этот анализ результатов тестов, как групповых, так и индивидуальных, позволяет определить наиболее сложные по своему типу логические связи. При этом качественная обработка проводится специалистом по следующим направлениям:

  1. Для набора заданий 3-го субтеста выявляют самые легкие (отработанные), а также наиболее сложные типы логических связей. Среди них род-вид, причина-следствие, целое-часть, функциональные связи и противоположность. Также экспериментатор выделяет типичные ошибки, которые делают дети. Рассматриваются наиболее и наименее усвоенные области биологии, физики, математики, истории, литературы и таких циклов школьных дисциплин, как физико-математический, естественнонаучный и гуманитарный.
  2. Для набора заданий под номером 4 специалист должен установить, какие из них ребенок выполнил лучше, а какие хуже. Также ему предстоит проанализировать ответы на вопросы, касающиеся абстрактных и конкретных понятий, и какие из них вызывают большие затруднения школьника.
  3. Анализируя задания 5-го набора, экспериментатору предстоит выявить характер обобщений, разбив их по категориальному, видовому и конкретному признаку. Предполагается также изучение характера типичных ошибок. В каких понятиях они встречаются наиболее часто (в конкретных или абстрактных)?

Источник