Меню

Проективный тест рисунок семьи цель



Методика «Рисунок семьи»

Методика предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Она поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Методика

  1. Описание теста
  2. Инструкция к тесту
  3. Интерпретация результатов теста
  4. Симптомокомплексы детского рисунка семьи

Описание теста

Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Инструкция к тесту

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т. д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется». Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

  • порядок заполнения свободного пространства;
  • порядок появления персонажей рисунка;
  • время начала и окончания работы;
  • возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т. д.);
  • время, затраченное на выполнение отдельных персонажей;
  • эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения.

Вот вопросы, которые следует задать:

  • Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
  • Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
  • Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
  • Кто в семье самый хороший и почему?
  • Кто самый счастливый и почему?
  • Кто самый грустный и почему?
  • Кто больше всех нравится ребенку и почему?
  • Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
  • Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.

  • Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
  • Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
  • Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
  • Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
  • Представь себе, что ты попал на. необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
  • Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть?

Вопроса: «Почему ребёнок не нарисовал того или иного члена семьи (если так произошло).» Следует избегать, так как это может индуцировать тревогу и защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например:«Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.).

Для дальнейшей интерпретации предварительно узнать:

  • возраст исследуемого ребенка;
  • состав его семьи, возраст братьев и сестер;
  • если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретация результатов теста

Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

На основании особенностей изображения можно определить:

1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п. , тогда как большие размеры, применение-ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).

Приведем основные критерии, по которым можно оценить особенности внутрисемейных отношений (Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001).

1. Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает:

А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать».
Б. Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем — его как бы нет во внутреннем мире субъекта.

2. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка:

А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные
с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место»;
Б. Безразличие к близким (отсутствие вовлеченности): «Я не стремлюсь найти здесь свое место», «Меня здесь ничто не волнует».

3. Пространство листа — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.

4. Положение рисунка на листе. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».

5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов.

6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.

7. Изображение головы. Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову.

8. Изображение рта. Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других.

9. Изображение рук. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии.

10. Изображение постороннего персонажа. Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.

11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним.

12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонах, обладающей по мнению автора наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связан с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: еого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

Читайте также:  Примерная программа учебной дисциплины Озеленение населенных мест с основами градостроительства

14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом прибывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.

15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается или с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожашей линией. Автор как бы не решается его изобразить.

16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами –«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, то есть бояться просить о помощи.

17. Изображение ног. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги – признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.

18. Точка реальности. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые стоят на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

Симптомокомплексы детского рисунка семьи

1. Благоприятная семейная ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи
2. Преобладание людей на рисунке
3. Изображение всех членов семьи
4. Отсутствие изолированных членов семьи
5. Отсутствие штриховки
6. Хорошее качество линии
7. Отсутствие показателей враждебности
8. Адекватное распределение людей на листе

2. Тревожность у ребенка

1. Штриховка
2. Указана линия основания
3. Линия над рисунком
4. Линия с сильным нажимом
5. Стирание
6. Преувеличенное внимания к деталям
7. Преобладание вещей
8. Двойные или прерывистые линии
9. Подчеркивание отдельных деталей

3. Конфликтность в семье

1. Барьеры между фигурами
2. Стирание отдельных фигур
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур
4. Выделение отдельных фигур
5. Изоляция отдельных фигур
6. Неадекватная величина отдельных фигур
7. Член семьи, стоящий спиной
8. Отсутствие на рисунке какого-то члена семьи

4. Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации

1. Автор рисунка непропорционально маленький
2. Расположение фигур на нижней части листа
3. Изоляция автора от других
4. Все фигуры маленькие
5. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора
6. Отсутствие автора
7. Автор стоит спиной

5. Враждебность в семейной ситуации

1. Агрессивная позиция фигуры
2. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа
3. Зачеркнутая фигура
4. Деформированная фигура
5. Обратный профиль
6. Руки раскинуты в стороны
7. Непропорционально большие кисти рук

Источник

Методика «Рисунок семьи»: описание, анализ и интерпретация

Эксперт – психолог Наталия Холоденко

Методика «Рисунок семьи» – один из самых популярных приемов, используемых в практической работе. Цель этого теста – выявить эмоциональные проблемы и сложности семейных отношений. В статье мы расскажем вам все о методике «Рисунок семьи», поделимся интерпретацией результатов, проведем анализ рисунков на примерах.

Методика «Рисунок семьи»

Автор методики

Это название объединяет целую группу приемов, которые служат для оценки семейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Их обычно используют при обследовании детей, но иногда применяют и ко взрослым.

  • В литературе указывают, что В. Хьюлс (в 1951 году) является самым первым, кто упомянул о технике «Рисунок семьи». Но сложно с этим согласиться, ведь эту методику применяли намного раньше.
  • Следующий этап развития этого теста сопоставляют с такими учеными, как Л.Корман (1964), Р. Бернс и С.Кауфман (1972).
  • Сегодня наши отечественные психологи все больше применяют методику, которую предложили В.К.Лосева и Г.Т. Хоментаускас.

Мы будем рассматривать именно последний вариант. Методика “Рисунок семьи” предлагает проводить анализ рисунка по трем уровням:

  1. Общая структура рисунка
  2. Изображение отдельных членов семьи
  3. Анализ процесса рисования

Получите бесплатный анализ рисунка дерева от нашего эксперта Татьяны Кузнецовой

Сфера: Графология. Психодиагностика.

Татьяна Кузнецова, графолог
✍️Прочту тебя по почерку
💥Бью «в точку»
⭐️Предписываю предназначение

Методика «Рисунок семьи»: описание

Одна из немногих диагностик, которые можно использовать с раннего возраста. Даже, когда вместо людей “головоноги” или даже палочки, уже всё понятно.

Как правило, первым ребёнок рисует значимого взрослого. Его силуэт обычно большой и с различными “элементами декора”. Затем остальных членов семьи. Иногда ребёнок забывает кого-то нарисовать, что говорит о напряженных (по мнению ребёнка) отношениях или присутствии обиды со стороны ребёнка.

Методика «Рисунок семьи»

Также на таком рисунке видны, как относятся друг к другу братья и сёстры. Иногда мама посередине своих детей, а иногда и с кем-то одним, особенно часто так рисуют, когда появляется малыш в доме.

Иногда ребёнок забывает сам себя нарисовать, что говорит о непринятии себя и отчужденности от семьи.

Ещё бывает много-много всех. И бабушки-дедушки, и тёти-дяди, и даже кошки. На самом деле, ребёнок окружает себя всеми, прячась от одиночества.

О детском рисунке семьи можно судить по многим признакам, но главное это должен делать специалист. И, как правило, для точного анамнеза одной диагностики недостаточно.

Инструкция: Предлагаем ребенку лист бумаги, карандаши и просим нарисовать свою семью. Важно позволить ему рисовать так, как ему хочется, и кого хочется. Пока он рисует, мы наблюдаем за тем, как он это делает.

Что можно узнать из такого рисунка?

  • Кого ребенок включает в «семью»: только родители или расширенный вариант, с бабушками, дядями, нянями, домашними животными и пр. Как правило, в рисунок включаются те, кто для ребенка важен и дорог.
  • Как ребенок воспринимает отношения в семье. Все ли члены семьи вместе или кто-то обособлен, существуют ли группировки и пр. Кто как расположен по отношению к другим членам семьи. Все ли одинаковые или кто-то сильно выделяется внешним видом.
  • Кого ребенок считает более значимым и влиятельным в семье: размер человека на рисунке пропорционален влиятельности в глазах малыша.
  • К кому ребенок испытывает наиболее теплые чувства: этих людей он будет «прорисовывать» с особенной аккуратностью и добавлять как можно больше украшений и деталей, а также нарисует их первыми, наверняка поближе к себе.
  • Как ребенок видит свое положение в семье и свою безопасность: место расположения себя, размер, количество деталей , выделяется ли он на фоне других и пр.

Здесь важно помнить, что нарисованное на бумаге, это видение ребенка. Нельзя ругать его за то, что он не нарисовал младшего брата или забыл бабушку. И вообще нарисовал все «не так», как есть на самом деле.

Ваша задача — понять, нравится ли вам виденье малыша? И подумать о том, как скорректировать отношения в семье или сделать их более понятными для ребенка.

Методика «Рисунок семьи»

Интерпретация рисунка семьи

На что обратить внимание в готовом рисунке

  • Состав семьи. Если дети спокойны, их обычно привлекают все члены семьи. Если кого-то не хватает, то в этом кроется некий эмоциональный конфликт, недовольство семейным положением.
  • Размещение персонажа. Когда члены семьи держатся за руки или имеют что-то общее, это положительный знак, говорящий о единстве и тесной эмоциональной связи. Если одна фигура человека очень далека от семьи, это связано с отрицательным отношением ребенка или низкой значимостью и отчуждением этого человека от семьи.
  • Изображение фигур. Как правило, люди, с которыми складываются хорошие эмоциональные отношения, более хорошо прорисовываются(много деталей, разные цвета). Напротив, негативное отношение часто проявляется в более схематичном или даже неполном виде определенных частей тела.
  • Размер персонажей. Чем больше, тем более выраженным, сильным и влиятельным его воспринимает ребенок. И наоборот.

Общая композиция

Голова и тело персонажей

Наталия Холоденко – психолог мотивационный спикер, женщина, которая создает себя сама!

Наталия Холоденко прошла путь к успеху – от психолога до основателя и руководителя Международного центра психологии Наталии Холоденко.

Сейчас Наталия – востребованный психолог, кандидат философских наук, популярный педагог, тренер личностного роста и телеведущая. Наталия Холоденко более 18 лет консультирует, организовывает семинары и обучает других, чтобы сделать их жизнь счастливее и успешнее с помощью психологии.

В видео Наталия проводит анализ рисунка «Моя семья»

Заключение

Методика «Рисунок семьи» довольна популярная для анализа отношений внутри семьи. Но кроме этой проективной методики есть и другие. Предлагаем прочитать нашу статью и испробовать другие методики «Проективные рисуночные методики для характеристики взрослых».

Также хочется отметить, что похожий тест для выявления особенностей внутрисемейных отношений есть у Э. Клессманн. Называется «Три дерева». О нем вы можете прочитать в статье «Проективная методика «Три дерева»: инструкция и интерпретация»

Читайте также:  Тест как ко мне отнесутся наруто

Источник

Проективный тест рисунок семьи цель

Эксперт – психолог Наталия Холоденко

Методика «Рисунок семьи» – один из самых популярных приемов, используемых в практической работе. Цель этого теста – выявить эмоциональные проблемы и сложности семейных отношений. В статье мы расскажем вам все о методике «Рисунок семьи», поделимся интерпретацией результатов, проведем анализ рисунков на примерах.

Методика «Рисунок семьи»

Автор методики

Это название объединяет целую группу приемов, которые служат для оценки семейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Их обычно используют при обследовании детей, но иногда применяют и ко взрослым.

  • В литературе указывают, что В. Хьюлс (в 1951 году) является самым первым, кто упомянул о технике «Рисунок семьи». Но сложно с этим согласиться, ведь эту методику применяли намного раньше.
  • Следующий этап развития этого теста сопоставляют с такими учеными, как Л.Корман (1964), Р. Бернс и С.Кауфман (1972).
  • Сегодня наши отечественные психологи все больше применяют методику, которую предложили В.К.Лосева и Г.Т. Хоментаускас.

Мы будем рассматривать именно последний вариант. Методика “Рисунок семьи” предлагает проводить анализ рисунка по трем уровням:

  1. Общая структура рисунка
  2. Изображение отдельных членов семьи
  3. Анализ процесса рисования

Получите бесплатный анализ рисунка дерева от нашего эксперта Татьяны Кузнецовой

Сфера: Графология. Психодиагностика.

Татьяна Кузнецова, графолог
✍️Прочту тебя по почерку
💥Бью «в точку»
⭐️Предписываю предназначение

Методика «Рисунок семьи»: описание

Одна из немногих диагностик, которые можно использовать с раннего возраста. Даже, когда вместо людей “головоноги” или даже палочки, уже всё понятно.

Как правило, первым ребёнок рисует значимого взрослого. Его силуэт обычно большой и с различными “элементами декора”. Затем остальных членов семьи. Иногда ребёнок забывает кого-то нарисовать, что говорит о напряженных (по мнению ребёнка) отношениях или присутствии обиды со стороны ребёнка.

Методика «Рисунок семьи»

Также на таком рисунке видны, как относятся друг к другу братья и сёстры. Иногда мама посередине своих детей, а иногда и с кем-то одним, особенно часто так рисуют, когда появляется малыш в доме.

Иногда ребёнок забывает сам себя нарисовать, что говорит о непринятии себя и отчужденности от семьи.

Ещё бывает много-много всех. И бабушки-дедушки, и тёти-дяди, и даже кошки. На самом деле, ребёнок окружает себя всеми, прячась от одиночества.

О детском рисунке семьи можно судить по многим признакам, но главное это должен делать специалист. И, как правило, для точного анамнеза одной диагностики недостаточно.

Инструкция: Предлагаем ребенку лист бумаги, карандаши и просим нарисовать свою семью. Важно позволить ему рисовать так, как ему хочется, и кого хочется. Пока он рисует, мы наблюдаем за тем, как он это делает.

Что можно узнать из такого рисунка?

  • Кого ребенок включает в «семью»: только родители или расширенный вариант, с бабушками, дядями, нянями, домашними животными и пр. Как правило, в рисунок включаются те, кто для ребенка важен и дорог.
  • Как ребенок воспринимает отношения в семье. Все ли члены семьи вместе или кто-то обособлен, существуют ли группировки и пр. Кто как расположен по отношению к другим членам семьи. Все ли одинаковые или кто-то сильно выделяется внешним видом.
  • Кого ребенок считает более значимым и влиятельным в семье: размер человека на рисунке пропорционален влиятельности в глазах малыша.
  • К кому ребенок испытывает наиболее теплые чувства: этих людей он будет «прорисовывать» с особенной аккуратностью и добавлять как можно больше украшений и деталей, а также нарисует их первыми, наверняка поближе к себе.
  • Как ребенок видит свое положение в семье и свою безопасность: место расположения себя, размер, количество деталей , выделяется ли он на фоне других и пр.

Здесь важно помнить, что нарисованное на бумаге, это видение ребенка. Нельзя ругать его за то, что он не нарисовал младшего брата или забыл бабушку. И вообще нарисовал все «не так», как есть на самом деле.

Ваша задача — понять, нравится ли вам виденье малыша? И подумать о том, как скорректировать отношения в семье или сделать их более понятными для ребенка.

Методика «Рисунок семьи»

Интерпретация рисунка семьи

На что обратить внимание в готовом рисунке

  • Состав семьи. Если дети спокойны, их обычно привлекают все члены семьи. Если кого-то не хватает, то в этом кроется некий эмоциональный конфликт, недовольство семейным положением.
  • Размещение персонажа. Когда члены семьи держатся за руки или имеют что-то общее, это положительный знак, говорящий о единстве и тесной эмоциональной связи. Если одна фигура человека очень далека от семьи, это связано с отрицательным отношением ребенка или низкой значимостью и отчуждением этого человека от семьи.
  • Изображение фигур. Как правило, люди, с которыми складываются хорошие эмоциональные отношения, более хорошо прорисовываются(много деталей, разные цвета). Напротив, негативное отношение часто проявляется в более схематичном или даже неполном виде определенных частей тела.
  • Размер персонажей. Чем больше, тем более выраженным, сильным и влиятельным его воспринимает ребенок. И наоборот.

Общая композиция

Голова и тело персонажей

Наталия Холоденко – психолог мотивационный спикер, женщина, которая создает себя сама!

Наталия Холоденко прошла путь к успеху – от психолога до основателя и руководителя Международного центра психологии Наталии Холоденко.

Сейчас Наталия – востребованный психолог, кандидат философских наук, популярный педагог, тренер личностного роста и телеведущая. Наталия Холоденко более 18 лет консультирует, организовывает семинары и обучает других, чтобы сделать их жизнь счастливее и успешнее с помощью психологии.

В видео Наталия проводит анализ рисунка «Моя семья»

Заключение

Методика «Рисунок семьи» довольна популярная для анализа отношений внутри семьи. Но кроме этой проективной методики есть и другие. Предлагаем прочитать нашу статью и испробовать другие методики «Проективные рисуночные методики для характеристики взрослых».

Также хочется отметить, что похожий тест для выявления особенностей внутрисемейных отношений есть у Э. Клессманн. Называется «Три дерева». О нем вы можете прочитать в статье «Проективная методика «Три дерева»: инструкция и интерпретация»

Источник

Методика «Моя семья»: цель, анализ, интерпретация результатов

Понять своего ребенка бывает непросто. К тому же дети не всегда могут правильно рассказать о том, что происходит в их голове. Рисуночная методика «Моя семья» помогает проанализировать отношения ребенка с родителями, разобраться в возникших проблемах и вовремя их устранить.

Цель теста

Перед тем как вы попросите своего ребенка нарисовать семью и приступите к интерпретации результатов, нужно точно понять, что может дать вам эта методика. Когда ребенок рисует, он не задумывается о том, правильно это или нет. Все, что лежит у него на сердце, он изображает на бумаге. Это может помочь родителям понять, как ребенок относится к ним, кем он чувствует себя в семье, какие имеет скрытые проблемы. Также получится его психологическое состояние здоровья. То, о чем молчит ребенок, он покажет на листе бумаги. Данный тест может помочь родителям наладить отношения с малышом, а также избежать многих неприятных ситуаций.

Задание

В тихой и спокойной обстановке предложите ребенку нарисовать его семью. Дайте ему листочек А4 и разноцветные карандаши. Кроме семьи можно изображать и другие объекты по желанию. При этом не следует пристально смотреть за тем, что малыш будет делать. Наблюдайте за ним со стороны. Очень важно заметить последовательность, в которой он будет рисовать. По окончании можно также задать вопросы по рисунку.

Рисуночная методика «Моя семья» помогает выявить самые различные проблемы, а поэтому каждая деталь, каждая нарисованная палочка и точечка очень важны. Стоит обратить внимание на то, как расположены люди на рисунке, каким цветом они раскрашены. Немаловажно проанализировать и размер каждого члена семьи.

Выполнение задания

Если ребенок живет в спокойной и дружной обстановке, он сразу же примется рисовать задание. И начнет он именно с членов семьи. Если же малыш начал рисовать дополняющие детали, то это означает, что он чувствует себя некомфортно и неуверенно. Вероятно, в семье сейчас не самый лучший период, и ему совсем не хочется там находиться. Если кого-то он и вовсе забыл нарисовать, значит, с этим человеком у маленького художника нет контакта. Если же на рисунке присутствуют посторонние люди – ребенку не хватает заботы и любви. Наиболее сложный случай, если самого художника нет на изображении. Это означает, что ребенок не чувствует себя членом семьи. Он не связан с нею эмоционально.

Перед тем как приступить к расшифровке рисуночной методики «Моя семья», обязательно спросите ребенка о том, что нарисовано. Без маленького художника толковать изображение будет очень сложно. Например, девочка нарисовала следующий рисунок.

На нем есть только сама художница. А из взрослых – никого. Она объяснила, что родители в доме с маленькой сестричкой. Такой рисунок – это настоящий крик о помощи. Ребенок не чувствует себя нужным и важным. Скорее всего, с появлением сестры родители стали уделять ей меньше внимания и заботы. Темные деревья, дымарь и дым из трубы свидетельствуют о депрессивном состоянии девочки.

Читайте также:  Тест по географии сможешь ли ты назвать столицы этих стран Африки

В данном случае методика «Моя семья» помогла выявить, что ребенок закрыт от общения. Девочка чувствует себя одинокой и ненужной. То, что она нарисовала себя над домом, говорит о том, что она всеми силами пытается обратить на себя внимание. Девочка словно взывает к родителям: «Вот же я, посмотрите на меня!», но ее никто не слышит. Возможно, в последнее время такой ребенок станет еще более непослушным и капризным. И все это только способ привлечь внимание близких.

Последовательность

Очень важно обратить внимание на то, кого маленький художник нарисовал первым. Именно этого человека он любит большего всего, именно с ним у него налажен контакт. Если же первым он нарисовал свой образ, значит, считает себя самым лучшим в этой семье. Если при этом фигура еще и большого размера — возможно, ребенок растет эгоистом.

Последнее место в рисунке отведено человеку, с которым малыш плохо ладит. Если ребенку кажется, что его отвергают, последним он нарисует себя. Иногда на детском рисунке семьи малыш изображает всех и сразу. Он рисует три головы, три туловища, каждому руки, ноги, глаза. В таком случае это будет означать, что он не выделяет никого и для него все равны. Но такое бывает крайне редко.

Размер фигур

Этот параметр указывает на авторитетность членов семьи. Не следует путать с предыдущим пунктом. Ведь последовательность означает чувства ребенка к членам семьи, а вот размер указывает на влияние нарисованной фигуры. Так, в семье, где даже мама побаивается папу, ребенок нарисует его больше всех.

Дети, которые купаются в любви, заботе и имеют значительное влияние на всех членов семьи, рисуют себя самыми высокими, иногда даже больше родителей. И наоборот, если художник чувствует себя никому не нужным, он изобразит свою фигуру маленькой, едва заметной. Одинаковые размеры фигур говорят о том, что все в семье равноправны.

Часто детский рисунок семьи помогает выявить и проблемы в отношениях родителей. Например, если папа постоянно обижает маму, ребенок нарисует агрессора большим и злым, а жертву — маленькой и обиженной. Очень важно обратить внимание, какое место при этом выберет себе ребенок. Если он будет такого же размера, что и папа, значит, он согласен с его действиями, а если как мама — значит, он жалеет ее.

Расстояние между фигурами

В интерпретации методики «Моя семья» важная часть уделяется и расположению объектов на рисунке. Если ребенок растет в дружной обстановке, все будут расположены на одном уровне и близко друг к другу. Чем дальше ребенок рисует себя от кого-либо, тем сложнее у него с этим человеком складываются отношения. Множество посторонних объектов между членами семьи также говорит о конфликтах, недопонимании, ссорах. Между этими людьми в реальной жизни есть барьеры, которые мешают нормальным отношениям.

Часто такие пробелы в рисунке дети заполняют различными животными. Тревожный сигнал, если таковые в вашем доме не живут. Кошечки и собаки – не что иное, как внимание. Если его не хватает, ребенок включает в «свою семью» новых членов, которые уж точно будут его любить и с ним играть.

Ребенок нарисовал только себя

В интерпретации методики «Моя семья» этот случай считается достаточно тяжелым. Ребенок, который разделяет себя и своих родителей, на самом деле очень одинок. Он не ощущает себя членом семьи. При этом различным образом малыш может объяснять ее отсутствие. В примере выше девочка сказала, что родители находятся в доме. Иногда дети говорят, что мама и папа на работе или еще где-то. Но все указывает на то, что между ребенком и родителями нет прочной эмоциональной связи.

Иногда такой рисунок можно встретить и у детей — кумиров семьи. Подобная ситуация считается абсолютно противоположной. Ребенок считает себя самым главным в семье. Все остальные для него – пустое место. В таком случае в рисунке будет преобладать много ярких цветов. Да и сама фигура художника будет радостной и счастливой.

Прорисовка лица и других частей тела

В рисуночных тестах важна каждая деталь. То, как ребенок рисует себя и родителей, очень важно. Для начала посмотрите, все ли части тела есть у членов семьи и каких они размеров.

Так, например, отсутствие ушей говорит о том, что эта фигура никого не слышит кроме себя или, возможно, не хочет слышать. В семьях, где между родителями постоянные ссоры и конфликты, дети часто изображают себя без ушей. Таким образом они показывают, что не хотят постоянно этого слышать. Большие уши, наоборот, указывают, что этот персонаж всех и во всем слушает, не имеет своего мнения.

Рот – это символ нападения. Им выражают весь спектр эмоций, от злости до счастья. Того, кто нарисован с большим и грозным ртом, ребенок сильно боится. Если же художник присвоил себе такой, значит, у него проявляются деспотические задатки. Отсутствие рта или точка вместо него говорит о замкнутости.

Шея отвечает за контроль чувствами. Если у нарисованной фигуры ее нет, значит, в понятии ребенка именно этот человек не умеет управлять своими эмоциями.

Руки в рисуночных тестах символизируют силу характера и взаимодействие с другими членами семьи. Если у кого-то на рисунке и вовсе они отсутствуют, значит, ребенок считает, что этот человек не может изменить ситуацию. Длина рук и детальная прорисовка кистей говорит об общительности. А вот короткие могут быть символом слабохарактерности.

Ноги отвечают за положение человека в обществе. Большая площадь опоры ног говорит о том, что эта фигура — уверенная в себе и сильная личность. Ножки-палочки, повисшие в воздухе, – неуверенность в себе и в своих силах.

Цветовая гамма

При проведении теста «Моя семья» ребенку предлагают использовать цветные карандаши или фломастеры. Это необходимо, чтобы детально изучить палитру чувств, которая излучается ребенком, когда он вспоминает о близких и родных. Любимых родственников он раскрасит яркими и красочными цветами. И наоборот, люди, которые вызывают у него страх или другие неприятные чувства, будут «одеты» в черные, коричневые и ярко-красные цвета. Часто дети пытаются оправдаться и говорят, что фигура нарисована так, потому что это ее любимый цвет. Но на самом деле подсознательно ребенок считает совершенно по-другому.

Чаще всего самыми красивыми дети изображают матерей. Они одеты в яркие платья, имеют неимоверные прически. Неестественный цвет волос (синий, розовый) также говорит о любви к матери. Чем больше ребенок привязан к тому или иному члену семьи, тем красочнее он его изобразит.

Бывает и наоборот, весь рисунок достаточно невзрачный, и только какая-то деталь выделена цветом. Это неспроста. Обратите внимание на нее. Именно эта деталь на данный момент больше всего близка вашему ребенку. В семье, где малыш чувствует себя одиноким, часто яркие цвета достаются котикам, собачкам или каким-то предметам: качелям, машинам.

В тесте «Моя семья» особое внимание следует уделить черному цвету. Чем больше его на рисунке, тем депрессивнее чувствует себя ребенок. Если любимого родственника малыш рисует черным, значит, между ними существует явная проблема.

Типы воспитания по рисункам

Проективная методика «Моя семья» позволяет точно определить, по какому принципу воспитывают ребенка в семье. В психологии выделяют 5 основных типов. Рассмотрим каждый из них и узнаем, как определить его при помощи рисуночной методики «Моя семья».

  • Кумир. Если ребенка в семье боготворят, тогда он начнет рисунок с себя. Причем фигура будет находиться прямо в центре листа. Родители же будут наблюдать за своим кумиром со стороны и любоваться ним. Скорей всего, ребенок будет нарисован красочным и значительно больше, нежели все остальные члены семьи.
  • Гипоопека. Этот тип воспитания выражается в том, что ребенок предоставлен сам себе. Родители не слишком много уделяют ему внимания. Ребенок растет вроде бы и в семье, но с другой стороны, он не чувствует заботы и любви. Такой тип воспитания юный художник может изображать по-разному. Очень часто на листе бумаге он рисует только себя. Выполняя анализ методики «Моя семья» и задавая ребенку наводящие вопросы, можно получить ответ, что родители на работе или ушли в гости. Но на самом деле это самые обыденные версии. В глубине души ребенок не воспринимает себя и родителей как одну семью.

Источник