Меню

Проективный тест дом дерево человек интерпретация



Психологический тест: Дом-Дерево-Человек

Тест «Дом — Дерево — Человек» был предложен Дж.Буком в 1948 году и представляет собой проективную методику исследования личности. Он предназначен как для взрослых, так и для детей, также может быть использован при проведении группового обследования.

Дом - Дерево - Человек

Испытуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

При использовании теста «Дом — Дерево — Человек» Р.Бернс всегда просил своих обследуемых изобразить дерево, дом и человека в одной происходящей сцене, на одном рисунке. Он считал, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то можно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Инструкция к тесту

«Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы Вы как можно лучше нарисовали дом, дерево и человека. Вы можете рисовать их так, как Вам захочется. Вы можете стирать нарисованное столько, сколько Вам угодно. Также Вы можете обдумывать рисунок необходимое Вам количество времени. Все это никак не отразится на Вашей оценке. Постарайтесь нарисовать дом, дерево и человека, как можно лучше, во всех важных, на Ваш взгляд, деталях и подробностях».

Испытуемый может выражать отказ. Такая манера поведения характерна для человека среднего и пожилого возраста. Обычно она сопровождается утверждениями типа: «я не художник», «я не умею рисовать», «в школе у меня не было такого предмета, как рисование», «на рисовании я всегда получал негативные отметки» и т. д.

В таком случае, исследователю необходимо убедить испытуемого, что тест «Дом — Дерево — Человек» — это не тест на художественные способности, что Вас интересуют нечто другое, нежели способности испытуемого к рисованию. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-то подручный предмет, скажи ему, что рисунок необходимо выполнить от руки.

В процессе проведения теста «Дом — Дерево — Человек» важно записывать:
1) все аспекты и нюансы, связанные с фактором времени:
а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию;
б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования;
в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок;

2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, последовательно пронумеровывая их; отклонения от последовательности изображения деталей обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку может помочь более качественно оценить завершенный рисунок;

3) все спонтанные комментарии, сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека в связке с последовательностью нарисованных деталей; процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, которые, на первый взгляд, совершенно не соответствуют изображаемым объектам, тем не менее, они могут предоставить много полезной информации об испытуемом;

4) любую эмоцию, проявленную испытуемым в процессе выполнения теста в связке с изображаемой в этот момент деталью; процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.

Чтобы вести записи более успешно, исследователю необходимо сделать так, чтобы наблюдать за процессом рисования можно было свободно и беспрепятственно. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение — слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными, это вынудит их скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

Пост-рисуночный опрос к тесту «Дом — Дерево — Человек»
После того, как невербальная фаза теста «Дом — Дерево — Человек» завершается, исследователю необходимо предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и проинтерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Важно учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени не мог выразить.

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек», состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой — избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.

Пост-рисуночный опрос не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».

Вопросы пост-рисуночного опроса к тесту

Вопросы к рисунку о человеке:
Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
Ч2. Сколько ему (ей) лет?
Ч3. Кто он?
Ч4. Это Ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
Ч5. О ком Вы думали, когда рисовали?
Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?)
Ч7. О чем он думает?
Ч8. Что он чувствует?
Ч9. О чем Вас заставляет думать нарисованный человек?
Ч10. Кого Вам напоминает этот человек?
Ч11. Этот человек здоров?
Ч12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч13. Этот человек счастлив?
Ч14. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч15. Что Вы чувствуете по отношению к этому человеку?
Ч16. Считаете ли Вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
Ч17. Какая на Ваш взгляд погода на рисунке?
Ч18. Кого напоминает Вам этот человек? Почему?
Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему?
Ч20. Как одет этот человек?

Вопросы к рисунку о дереве:
Др1. Что это за дерево?
Др2. Где в действительности находится это дерево?
Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева?
Др4. Это дерево живое?
Др5.
А. (Если испытуемый считает, что дерево живое)
а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
в) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева?
г) Как Вы думаете, когда это произошло?
Б. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое)
а) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева?
б) Как Вы думаете, когда это произошло?
Др6. Как Вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину?
Др7. Что именно в рисунке подтверждает Вашу точку зрения?
Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?
Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?
Др10. Когда Вы смотрите на рисунок дерева, как Вам кажется, оно расположено выше Вас, ниже Вас или находится на одном уровне с Вами?
Др11. Как Вы думаете, какая погода на этом рисунке?
Др12. Есть ли на рисунке ветер?
Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер?
Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер?
Др15. Если бы на этом рисунке Вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось?
Др16. Как Вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе?
Др17. О чем заставляет Вас думать это дерево?
Др18. О чем оно Вам напоминает?
Др19. Это дерево здоровое?
Др20. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Др21. Это дерево сильное?
Др22. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Др23. Кого Вам напоминает это дерево? Почему?
Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?
Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть?

Вопросы к рисунку о доме:
Д1. Сколько этажей у этого дома?
Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
ДЗ. Это Ваш дом? (если нет, то чей он?)
Д4. Когда Вы рисовали этот дом, кого Вы представляли себе в качестве его хозяина?
Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был Вашим? Почему?
Д6. Если бы этот дом был Вашим и Вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется:
а) Какую комнату Вы бы выбрали для себя? Почему?
б) С кем бы Вы хотели жить в этом доме? Почему?
Д7. Когда Вы смотрите на рисунок дома, он Вам кажется расположенным близко или далеко?
Д8. Когда Вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше Вас, ниже Вас или примерно на одном уровне с Вами?
Д9. О чем Вас заставляет думать этот дом?
Д10. О чем он Вам напоминает?
Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный?
Д12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Д13. Считаете ли Вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?
Д14. Какая, по Вашему мнению, погода на этом рисунке?
Д15. О ком Вас заставляет думать этот дом? Почему?
Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?
Д17. Куда ведет этот дымоход?
Д18. Куда ведет эта дорожка?
Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?

Особенности проведения пост-рисуночного опроса

По завершении этапа пост-рисуночного опроса, исследователю предстоит выяснить то возможное значение, которое может иметь для испытуемого наличие необычных или отсутствие «обязательных» деталей в pисунках, соотношение любых необычных пропорциональных, пространственных или позиционных отношений между нарисованными объектами или их фрагментами.

Например, исследователю необходимо узнать у испытуемого о значении таких необычных деталей в рисунке дома, как разбитые стекла, дырявая крыша, обвалившийся дымоход и т.д.; в рисунке дерева — рубцы, тени, сломанные или мертвые ветви и т. д.

Принято считать, например, что рубцы на стволе дерева, сломанные или поврежденные ветви, почти неизменно символизируют «душевные раны» — следствие психологических травм, перенесенных испытуемым в прошлом. Время, когда произошел травмирующий эпизод, можно определить по расположению рубца на стволе, принимая основание ствола у корней дерева за период раннего детства, верхушку дерева — за настоящий возраст испытуемого, а расстояний между ними — за промежуточные годы.

К примеру, если 30-летний испытуемый нарисовал рубец примерно на высоте одной трети ствола от его основания, то травмирующий эпизод мог предположительно произойти в 9-11-летнем возрасте. Исследователь может спросить: «Что необычного произошло с Вами, когда Вам было около 10 лет?».

Считается, что изображение тени на рисунке имеет большое значение и может представлять собой:
1) символизацию чувства тревоги, переживаемой испытуемым на сознательном уровнe;
2) наличие фактора, который своим постоянным присутствием в психологическом настоящем или в недалеком прошлом, вероятно, препятствует нормальной интеллектуальной работоспособности.

Речь идет о сознательном уровне, потому что обычно тени изображаются на земле, которая символизирует реальность. Ухудшение интеллектуальной работоспособности подтверждается рассеянностью. Тень предполагает осведомленность испытуемого о существовании другого элемента — солнца, которое обычно забывают нарисовать, это, в свою очередь, и имеет определенное качественное значение. Исследователю необходимо обратить внимание, на какую поверхность падает тень: на воду, землю, снег или лед…

Исследователю необходимо постараться получить от испытуемого объяснение отсутствия обычных деталей — окон, дверей или дымохода в рисунке дома; ветвей в рисунке дерева; глаз, ушей, рта, ступней и т. д. в рисунке человека — в том случае, если предположение об умственной отсталости испытуемого лишено основания.

Читайте также:  Тест анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья

Если в рисунке отмечены какие-то необычные позиционные отношения объектов, то необходимо определить, чем это вызвано. Например, если нарисованы покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек, исследователю необходимо попросить испытуемого объяснить, в чем причина такого положения.

Как уже говорилось выше, в рисунке дерева каждая сторона имеет свое временное значение: правая — это будущее, левая — прошлое, то же самое, хотя и не настолько определенно, можно сказать и о рисунке дома. Однако оказалось, что на рисунок человека это, как правило, не распространяется, потому что — если говорить о рисунке человека в профиль — правша обычно рисует фигуру, обращенную лицом влево, а левша — обращенную вправо.

Исследователю необходимо попытаться установить причины любого необычного положения рук или ног нарисованного человека. Если человек нарисован в абсолютный профиль, так, что видна только одна его сторона, и нет никаких признаков существования другой, исследователю необходимо попросить испытуемого oписать: 1) положение невидимой руки, 2) если что-нибудь, есть в этой руке, то что именно, 3) что нарисованный человек этой рукой делает.

Время проведения пост-рисуночного опроса не oграничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части (64 вопроса и дополнительный опрос, приведенный выше), то его завершение, вероятно, лучше перенести на следующий сеанс.

Исследователю можно порекомендовать отмечать кружочками номер любого вопроса, ответ на который, как ему кажется, требует дополнительного пояснения в последующей беседе. Также очень полезно дать испытуемому высказать свои ассоциации, касающиеся содержания рисунков и пост-рисуночного опроса.

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек» преследует 2 цели:

  1. создать благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки, олицетворяющие жилище, существующий или некогда существовавший предмет и живущего или некогда жившего человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности т. д.;
  2. предоставить исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.

Источник

Кто вы, согласно знаменитому тесту «Дом. Дерево. Человек»

Вы наверняка уже проходили тест «Дом. Дерево. Человек», который часто используется психологами для диагностики детей и взрослых.

Для его выполнения нужно нарисовать на листе бумаги дом, дерево и человека. Полученный рисунок может многое рассказать о ваших особенностях, состоянии и отношении с близкими людьми.

Мы предлагаем вам интересную и упрощенную версию этого теста, который поможет вам узнать, кем вы, на самом деле, являетесь.

Интерпретация теста » Дом. Дерево. Человек»

Тест «Дом. Дерево. Человек » – один из самых известных проективных тестов в психологии, который используется для оценки личных качеств человека.

Автором этого теста считается клинический психолог Джон Бак ( John Buck). По его мнению в рисунке человек в разной степени изображает себя, свои скрытые эмоции и внутренние конфликты. Кроме особенностей характера, этот тест может помочь выявить повреждения мозга и другие неврологические проблемы.

Тест может выполнить любой человек старше 3-х лет. Рисовать можно так, как хочется, а после того, как рисунок готов, психолог, как правило, задает несколько вопросов, касающихся изображения.

Интерпретация теста » Дом. Дерево. Человек» считается сложной задачей. Вот несколько основных особенностей, о которых может рассказать этот тест.

Крыша: интеллектуальная сторона человека. Также она связана с фантазией и воображением. Очень большая крыша говорит о том, что человек предпочитает мир фантазий реальности. Плоская крыша может говорить об отсутствии фантазии или эмоциональной заторможенности.

Стены указывают на то, насколько сильное эго у человека.

Двери и окна показывают связь человека с внешним миром. Открытые окна – признак того, что человек открыт контактам с другими, в то время как отсутствие окон может говорить об изоляции человека и бегстве от внешнего мира.

Отсутствие дверей — человеку сложно раскрыться перед другими, в то время как большие двери могут свидетельствовать о том, что человек слишком зависим от окружающих. Маленькие двери часто присутствуют в рисунке человека, не готового впускать других людей в свое пространство, или говорят о чувстве нерешительности в ситуациях общения.

Размер дома также имеет значение. Если дом слишком маленький – это может означать, что человек отвергает свою жизнь в доме.

Дорожки которые ведут прямо к двери, подтверждают открытость человека в отличие от их отсутствия, указывающего на замкнутое, отрешенное состояние.

Забор вокруг дома может быть признаком защитного поведения.

Ствол дерева представляет собой внутреннюю силу человека, его эго, целостность его личности. Тонкий ствол и большие ветки могут говорить о потребности человека в удовлетворении.

Сильно подчеркнутый ствол свидетельствуют об эмоциональной незрелости, а заштрихованный ствол о внутренней тревоге. Если ствол открыт и связан с листвой – это является признаком высокого интеллекта и нормального развития. Темная тень от ствола говорит о тревожности.

Ветви также могут намекать на отношения человека с внешним миром. Дерево, нарисованное без ветвей – один из признаков того, что человек избегает контактов с другими людьми. Ветви, оторванные от дерева, говорят о трудностях в установлении контактов.

Нарисованная листва свидетельствует о том, что попытки наладить контакт с внешним миром достаточно успешны. Отсутствие листвы может говорить о том, что человек чувствует, что его попытки безрезультатны, в то время как оторванная от веток листва может указывать на то, что забота, которую получает человек, непостоянна. Заостренные листья – один из показателей агрессивности, чрезмерной зацикленности на деталях.

Расположение человека, количество деталей, изображенных в рисунке человека, тоже являютcя частью интерпретации. Если на рисунке изображен человек того же пола, что и испытуемый, то это, как правило, изображает самого рисующего.

Руки показывают наше умение приспособиться к нашему окружению. Открытые руки говорят о готовности взаимодействовать, а закрытые руки — о механизме защиты, оторванные от туловища руки – чувство беспомощности. Заостренные пальцы или кулаки – признак агрессии, спрятанные руки или руки в перчатках – тревожность или антисоциальные склонности.

Ноги также представляют собой основу и силу. Если ноги отрезаны у основания (нет ступней), это может говорить о потере независимости, замкнутости, робости. Очень маленькие, как и очень большие ноги указывают на потребность в безопасности.

Шея отделяет голову (контроль) от тела (желания и потребности). Если шея очень длинная, человек чувствует потребность отделить эти два понятия. Короткая шея – признак потакания своим желаниям.

Рот говорит о том, насколько удовлетворяются наши потребности. Большой рот – потребность в одобрении, полные губы – сексуальные потребности, закрытый рот – отказ от потребностей или пассивная агрессия.

Лицо. Большое количество деталей на лице представляет собой желание представить себя в принятом свете. Если на лице есть глаза, нос, рот, уши, то у человека есть сенсорная связь с действительностью.

Это лишь часть характеристик, которые можно узнать по тесту «Дом, дерево, человек». Однако нужно помнить о том, что этот тест не может служить единственным методом анализа особенностей человека.

Источник

Проективный тест дом дерево человек интерпретация

14 мая 2013

Тест «ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК»

Графический проекционный тест ДДЧ «Дом – дерево – человек»
Создал и детально разработал систему интерпретации теста ДДЧ американский психолог Дж. Бак (1948).
Тест ДДЧ предназначен для психологической диагностики ребенка. Считается, что рисунок дома, дерева и человека – это своеобразный портрет рисующего человека, т.к. в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.

Выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования (для психолога – наблюдение) и беседы после него.
Методика состоит из двух этапов: на первом – ребенок создает рисунки, на втором – проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им.
Инструкция: «Нарисуй дом как можно лучше».
Следует засечь время, потраченное на рисунок. После того как ребенок закончит изображение, попросите его нарисовать дерево, а затем человека. Пока ребенок работает над рисунком, надо наблюдать за ним, и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.

Дом
Сколько этажей у этого дома?
Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
Это твой дом? (Если нет, то чей он?)
Когда ты рисовал этот дом, ты думал, кто его хозяин?
Ты бы хотел, чтобы этот дом был твоим? Почему?
Если бы этот дом был твоим: какую комнату ты бы себе выбрал? С кем бы ты хотел жить в этом доме?
Этот дом находится где-то далеко или близко?
О чем ты думаешь, когда смотришь на этот дом?
О чем он тебе напоминает?
Этот дом приветливый, дружелюбный?
Он похож на другие дома или отличается чем-то?
Какая погода на этом рисунке?
Чего не хватает в этом доме?
Куда ведет дорожка от дома?
Если бы рядом оказался человек, кто бы это был?

Дерево
Что это за дерево?
Где в действительности находится это дерево?
Каков приблизительный возраст этого дерева?
Это дерево живое?
Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
Отчего погибло дерево (если мертвое)?
Это дерево одинокое или рядом есть другие?
Как ты думаешь, какая погода на этом рисунке?
Есть ли на рисунке ветер?
Покажи, в какую сторону дует ветер?
О чем заставляет тебя думать это дерево?
О чем оно тебе напоминает?
Это дерево здоровое?
Это дерево сильное?
Если бы ты решил нарисовать солнце, куда бы ты его поместил?
Кого тебе напоминает это дерево? Почему?
В чем больше всего нуждается это дерево?

Человек
Это мальчик или девочка?
Сколько ему (ей) лет?
Кто он?
Это твой родственник, друг или кто-нибудь еще?
О ком ты думал, когда рисовал?
Что он делает? Где находится?
О чем он думает?
Что он чувствует?
Какие мысли приходят тебе в голову, глядя на него?
Кого тебе напоминает этот человек?
Этот человек здоров?
Почему ты так думаешь?
Этот человек счастлив?
Почему тебе так кажется?
Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?
Какая погода на рисунке?
Чего больше всего хочет этот человек? Почему?

Интерпретация.

Каждый рисунок следует рассматривать как автопортрет ребенка. Анализ рисунка проводится в следующей последовательности:
Детали
Перспектива
Время
Качество линий
Комментарии

ДеталиИнтерпретация начинается с такого показателя как количество деталей. Прежде всего, нужно удостовериться в наличии обязательных деталей. Дом должен иметь, по крайней мере, одну дверь (исключение – нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и дымоход или другое средство для выхода дыма или чего-то, что может использоваться для обогрева дома. Дерево должно иметь ствол, по крайней мере, одну ветвь. Человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки, а также два глаза, нос, рот, два уха. Отсутствие обязательных деталей в рисунках, кроме всего прочего может указывать на снижение уровня интеллекта, если только в процессе беседы ребенок не объяснил причину отсутствия деталей.

Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что ребенок в целом склонен к замкнутости или выражает свое несогласие с традиционными ценностями.

Если использование малого количества деталей сопровождается низким качеством рисунка с точки зрения пропорций и пространства, можно предположить, что у ребенка слабый контакт с реальностью, снижены интеллектуальные способности.

Чрезмерное количество деталей – признак того, что ребенок испытывает сильное чувство тревоги, что-то в его окружении заставляет его сильно беспокоиться и он пытается заглушить это чувство.

Отсутствие какой-либо обязательной детали из перечисленных указывает на серьезное нарушение. Наличие дополнительных деталей (кусты, цветы, тропинка) – стремление заполнить окружающее пространство, отсутствие чувства безопасности, тревога, незащищенность. Среди других тревожных признаков: отсутствие линии основания, разбитые окна, дверь по размеру меньше окна, окно не прямоугольное формы (если это не чердачное окно), прозрачная крыша или стена, сквозь которые можно видеть объекты внутри дома.

Читайте также:  Теста которые проверят псих ты или нет

Ветхий, старый дом, неустойчивая постройка – критичное отношение к самому себе. Дом состоит из нескольких разных строений – чувство враждебности к кому-то их близких ему людей.

Крыша, обозначенная горизонтальной линией, соединяющей стены, — заторможенность мышления, отсутствие эмоций, острых переживаний. Высокая, крупная крыша – ребенок склонен к фантазиям, даже зациклен на них.

Труба символизирует теплоту отношений, ее отсутствие — недостаток тепла, заботы, опеки или наличие конфликта во взаимоотношениях с близким человеком. Непропорционально большая труба в рисунке подростка — сексуальный конфликт. Из трубы выходит много дыма — ребенка что-то тревожит, внутреннее напряжение.

Дверь — возможность доступа или отступления. Фронтальная дверь — представляет собой и вход, и выход, символизирует доступность. Задняя или боковая дверь — бегство от действительности. Дверь отсутствует — ребенок недоступен, замкнут, не желает контактировать с другими. Открытая дверь — потребность ребенка в теплых, близких взаимоотношениях, его открытость, прямодушие, общительность. Очень большая дверь — ребенок тяжело переносит одиночество, требует внимания, любит быть в центре внимания. Слишком маленькая дверь — крайняя замкнутость, отрицание любых контактов, нежелание подпускать к себе окружающих. На дверях замок — скрытность, враждебность, потребность в защите. Забор возле дома — необходимость в защите.

Окно — образ визуального контакта. Окна без рам, отсутствие окон, нет окон на первом этаже, ставни, штриховка, занавески, шторки — замкнутость, ушедший в себя ребенок. Окна нарисованы высоко от земли — некоторый отрыв ребенка от жизненных реалий и предпочтение воображаемых миров. Окна рисует в последнюю очередь — стремление к уединению, нежелание контактировать с окружающими. Раскрытые окна — прямолинейность, чувство уверенности, некоторое самолюбие.

Крупное, очень большое дерево — агрессия. Очень маленькое дерево — низкая самооценка. Ребенок отказывается изображать более тщательно крону — враждебность. Рубцы на теле дерева, сломанные, поникшие или мертвые ветви — душевная травма. Мертвое дерево — чувство неполноценности, неприспособленности, несостоятельности, бесполезности, вины. Поврежденные ветви — травмирующие воздействия окружающей среды. Мертвая корневая система — внутриличностная дисгармония.

Ветер символизирует чувства подверженности воздействию сил, которые практически не поддаются контролю. Направление ветра умеренной силы слева направо по горизонтали считается общепринятым и не интерпретируется. Если ветер сильный, а направление отличается от обычного, то это имеет особое значение. Ветер, который дует снизу вверх (вертикально или по диагонали) — сильное желание перенестись из реального мира в мир фантазий. Ветер, дующий по диагонали, от верхнего угла к нижнему, имеет противоположное значение (при этом направление трактуется с точки зрения времени: левый угол это прошлое, правый — будущее).

Заходящее солнце — депрессивное состояние, подавленность. Солнце, нарисованное за облаком, — между ребенком и тем человеком, которого он считает «дающим тепло», имеют место тревожные, напряженные, не приносящие удовлетворения отношения.

Руки человека — орудия при помощи, которых совершается оборонительная или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя, а ступни символизируют движение. Автопортрет без рук и ступней — беспомощность. Разведенные руки — выражение стремления к действию. Руки скрещены на груди — свидетельство замкнутости, мнительности, ухода в себя. Длинные руки — наличие каких-то стремлений, амбиций. Короткие руки — отсутствие стремлений, направленных на внешний мир. Руки длинные и слабые — признак зависимости и потребности в защите и опеке. Непропорционально длинные ноги — стремление к независимости. Короткие ноги — чувство беспомощности.

Глаза, нос, рот, уши представляют собой рецепторы воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (выслушивание обвинений, критики), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека имеющего только глаза, — подозрительность, излишняя осторожность. Отсутствие носа, ушей и рта — указывает на отсутствие желания общаться.

Другие особенности рисунка.

Лишними деталями (представляют собой потребность сгладить тревожную ситуацию) являются: для рисунка дома — дерево во дворе, для рисунка дерева — птица на нем или животное рядом с ним, для рисунка человека — любые окружающие его предметы. Деревья (кусты), нарисованные возле дерева или человека, часто олицетворяют людей (членов семьи), а расстояние между ними часто символизирует близость или отдаленность в их взаимоотношениях.

Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или человека, — не является уместной деталью. Она интерпретируется как признак незащищенности (линия земли являет элементом, укрепляющим реальность рисунка). Линия основания дает необходимую точку отсчета; обеспечивает стабильность рисунка в целом.

К неуместным деталям можно отнести облака в небе (для любого из трех рисунков), которые могут указывать на общее чувство тревожности, связанное с взаимоотношениями с окружающими.

Акцентирование ребенка на той или иной детали обязательно учитывается при интерпретации. Акцентирование может выражаться в чрезмерном внимании к деталям, (например, окно расчерчивается на множество клеток, и становится похожим на сетку), в навязчивом возвращении к детали после ее завершения. Такое подкрепление может означать смутную тревогу.

Последовательность деталей.

При выполнении рисунка дома должен соблюдаться следующий порядок: крыша, стена, дверь, окно (или сперва окно, затем дверь). Другой возможный вариант — начать с линии земли, затем нарисовать стены, крышу и т.д. Неуверенные в себе дети могут рисовать детали объекта без учета какой-либо связи между ними.

Рисунок дерева обычно выполняется в следующей последовательности: сначала ствол, затем ветви и крона и/или листва или сначала макушка дерева, затем ветви, ствол и основание ствола. Ветви дерева символизируют сферу контактов и взаимоотношений ребенка с окружающим миром, и отражают уровень его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует его чувства, касающиеся его основных способностей, личного потенциала. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывают на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.

Человек изображается в следующей последовательности: сначала голова, затем лицо, потом шея, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т.д. Если рисунок человека начинается со ступней и заканчивается головой и чертами лица, то такую последовательность можно назвать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать: 1) о тенденции отвергать воспринимаемые внешние стимулы; 2) о желании оттянуть, на сколько возможно идентификацию нарисованного человека.

Любое отклонение от нормальной последовательности, включая:

— необычный порядок изображения;

— произвольный возврат к чему-то ранее нарисованному;

— подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся), следует расценивать как требующие особого внимания.

Следует обратить внимание на согласованность рисунков. Все три рисунка должны быть выполнены в примерно одинаковой манере, с одинаковой силой нажима, одинаковой прорисованностью деталей и их количеством.

Пропорции рисунка.

С помощью пропорций ребенок указывает на то, какие оценки он присваивает нарисованным объектам, или тому, что они символизируют.

Рисунок занимает очень маленькую площадь пространства – проявление чувства неполноценности, склонность избегать реальности или желание отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое значение. Рисунок занимает почти все отведенное место, или даже не умещается на странице – проявление чувства сильной фрустрации, вызванной отношением окружающих в сочетании с чувством враждебности: проявление напряженности и раздражительности или отражение чувства беспомощности (если ступни или части ног человека «срезаны» нижним краем листа).

Если дерево имеет большие размеры – ребенок остро ощущает свою зависимость от окружающей реальности, проявляет агрессивность или склонность к ней. Дерево крошечных размеров – чувство неполноценности, неадекватности и потребность замкнуться в себе.

Перспектива

Рисунок строго в центре листа – проявление чувства незащищенности и ригидности. Стремление разместить рисунок в верхнем левом углу – довольно заметная тревожность или регрессия. Это положение отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое. Если дом не поместился на листе и край листа «срезает» одну или несколько комнат дома, то это часто выражает нежелание ребенка рисовать данную комнату из-за каких-то неприятных ассоциаций, связанных с ней или живущими в ней людьми. Ребенок рисующий дом, примыкающий к краю листа, выражает чувство незащищенности, которое часто имеет временную привязанность (левый край – прошлое, правый – будущее). На то же указывает рисунок человека, примыкающий к краю. «Срезание» макушки дерева – стремление найти удовлетворение в фантазии. «Срез» левого края рисунка – фиксация на прошлом в сочетании со страхом перед будущим, а «срез» правого края – желание оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого. Если рисунок примыкает к верхнему краю листа – фиксация на размышлениях и фантазиях. Дерево, примыкающее к краю листа, — ощущение «зажатости», усиление агрессивных стремлений. Нижний край листа играет роль основания рисунка – угнетенное, депрессивное настроение, подавленность. Дерево, нарисованное как будто на возвышении, — чувство напряженности, потребность в защите и безопасности. Одинокое дерево на вершине холма – чувство одиночества в совокупности со стремлением к автономии. Использование в рисунке дерева и дома пространства слева от центра – доминирование эмоциональной сферы, а справа – интеллектуальной.

Время, затраченное на рисунок, может указать на то, насколько он значим для ребенка. Большое количество времени, затраченное на выполнение того или иного рисунка, свидетельствует о наличии сильного позитивного или негативного чувства ребенка по отношению к изображенному объекту. Если ребенок затратил очень мало времени – это указывает на косвенный отказ от изображения объекта или ситуации, символически представленной в рисунке. Следует учесть, что высокое качество рисунка оправдывает затраченное на него большое количество времени.

Качество линий

Рисунок выполнен жирными линиями – напряженность неопределенного характера. Если жирные линии использованы в изображении определенных деталей – фиксация на этой детали, или враждебность по отношению к нарисованному объекту, или тому, что он символизирует

Источник

Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для детей и взрослых

Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для детей

Психологический тест по рисункам для детей

  • Если вы хотите узнать, что на самом деле чувствует ваш малыш, тогда попросите его нарисовать дом, дерево, человека, а затем внимательно осмотрите рисунок, уделяя внимание всем, даже самым мелким деталям. Первое на что стоит обратить внимание, насколько сильно ваша кроха нажимает на карандаш, когда создает свой шедевр. Если линии слабо выражены и еле заметны, то это говорит о том, что у вас растет несмелый и где-то пассивный человек, который старается быть незаметным.
  • Также плохим сигналом является то, что ребенок очень часто использует резинку. Это свидетельствует о неуверенности и излишней тревожности. В случае если сын или дочка рисуют с сильным нажимом, то это указывает на то, что они достаточно сильно напряжены. Помимо этого, обязательно надо обращать внимание на то, какими цветами выполнена картинка. Идеальным вариантом считается использование пастельной гаммы.
  • Как правило, это говорит о том, что вы смогли вырастить личность, которая живет в гармонии со своим окружением. Но все же помните, чтобы моральное состояние деток и дальше оставалось таким, им крайне важно чувствовать вашу любовь, и будет лучше если вы будете проявлять ее тактильно. Для этого будет достаточно пару раз вдень обнять и поцеловать свое чадо.

Расшифровка цветов рисунка
Расшифровка цветов рисунка:

  • Красный. Такая цветовая гамма не должна вас настораживать так, как чаще всего ее используют открытые и непоседливые дети. Да, иногда они могут не слушаться или даже шкодничать, но это говорит скорее об индивидуальных особенностях, а не о психических расстройствах.
  • Синий. Чаще всего такую цветовую гамму предпочитают спокойные, уравновешенные дети, которые любят иногда остаться с собой наедине.
  • Зеленый. Такая цветовая гамма должна насторожить молодых родителей так, как она указывает на то, что вашему малышу не хватает внимания. Если вы не попробуете исправить такое положение дел, то с большой вероятностью можно сказать что ваш ребенок вырастет замкнутым и будет бояться доверять людям.
  • Желтый. Преобладание такой цветовой гаммы указывает на то, что в вашем доме растет мечтательная личность, которая смотрит на окружающий мир через розовые очки.
  • Темные оттенки (черный, коричневый, серый). Использование такой цветовой гаммы говорит о том, что у вашего ребенка есть достаточно серьезные психологические проблемы, которые без надлежащей коррекции могут перейти в довольно тяжелое депрессивное состояние.
Читайте также:  Тест нравишься ли ты бывшему

Расшифровка местонахождения дома

  • Еще один критерий, на который надо обязательно обращать внимание — это размещение дома, дерева и человека на рисунке. Если предложенные вами фигуры ребенок нарисовал очень большими и громоздкими, это указывает на то, что у вашей крохи достаточно сильно повышена тревожность, и он не может расслабиться даже тогда, когда точно знает, что ему ничего не угрожает. Правда в этом случае существует одно исключение из правил. Если в вашем доме растет гиперактивный ребенок, то такое расположение фигур на листке можно считать вполне нормальным.
  • В случае если дом, дерево и человек расположены в самой верхней части листика (как правило, нижняя часть при этом остается полностью чистой), то это указывает на то, что вы вырастили малыша с очень завышенной самооценкой. В дальнейшем у такого ребенка могут возникать проблемы дома, в садике или в школе. Из-за того, что сын будет считать себя лучше всех остальных, он не сможет найти себе верных друзей и, что самое страшное, не сможет нормально вписаться в детский коллектив.
  • Негативным сигналом являются очень мелкие фигуры, расположенные в нижней части листа. Чаще всего так рисуют детки, которые имеют психологические проблемы. Вполне вероятно у вашего ребенка есть депрессия или у него очень сильно занижена самооценка. В идеале все детали рисунка должны быть нарисованы максимально пропорционально и ни в коем случае не наезжать друг на друга.

Расшифровка рисунка человека

  • Ну и на последнем этапе проведите общий анализ того, что нарисовал ваш малыш. Обязательно обратите внимание на то, каким он изобразил человека и где его расположил. Если человек вышел очень грустный и очень маленький по сравнению с другими объектами, то это говорит о том, что ваше чадо очень одиноко, и чувствует себя никому ненужным. Вполне вероятно вы просто проводите мало времени со своим ребенком и в его подсознании засело мнение что он для вас не так уж и важен.
  • Также плохим сигналом является полное отсутствие мимики у человека. Это говорит о том, что у вашей крохи достаточно плохое эмоциональное состояние, свидетельствующее об ужасном моральном самочувствии. Что касается дома, то он тоже должен быть максимально реалистичным. Конечно же, маленький ребенок вряд ли сможет нарисовать идеальное жилище, но все же потому как он это сделает можно понять насколько комфортно он себя чувствует в семье. Итак, если дом получился очень маленький и размещен как бы вдали, то вполне вероятно ваш малыш чувствует себя отвергнутым или чужим.
  • В случае если дом имеет нормальные размеры и размещен на картинке пропорционально, то это говорит о семейной гармонии и открытости вашей крохи. Также хорошим сигналом является наличие дверей и окон у нарисованного жилища. Поводом насторожиться является дерево, которое как бы прячется за дом. Чаще всего так располагают растительность детки очень строгих и доминирующих родителей, которые пытаются контролировать каждый шаг своего чада.

Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для взрослых

Психологический тест по рисункам для взрослых
Как вы уже, наверное, поняли рисунок может рассказать о человеке многое. Правда в случае со взрослыми больше внимания надо уделять мелким деталям полученной картинки. В отличие от детей они уже могут контролировать свои эмоции и очень часто пытаются обмануть специалиста, используя правильную цветовую гамму или рисуя с правильным нажимом. Поэтому первое на что вы должны обратить внимание, есть ли над домом струйка дыма.

Если из дымохода исходит очень тонкая струйка, то это показывает что человек эмоционально истощен и не чувствует тепла и заботы от своих близких. Слишком густой дым, идущий из трубы, сигнализирует о том, что человек находится в очень сильном моральном напряжении. И чем толще и темнее выходящий дым, тем хуже внутреннее состояние человека, проходящего тест.

Расшифровка рисунка дома

  • Если человек нарисовал красивый пропорциональный дом, у которого есть все окна и двери, то это указывает на то, что он находится в гармонии с самим собой и с окружающими. В случае если здание изображено без окон и дверей, это является признаком закрытости человека, которую чаще всего провоцируют достаточно сильные проблемы на работе. Таким образом он пытается показать, что не собирается пускать кого-то в свою жизнь. Также плохим сигналом является наличие ступеней или лестницы, которые расположены не у дверей или окна, а просто у глухой стены. Как правило, таким образом проявляет себя давний конфликт, который требует немедленного решения.
  • Также обратите внимание на то, как прорисованы стены жилища. Если они четкие и хорошо видны, тогда особых проблем у человека нет. Но если линии, обозначающие контур дома очень тонкие, практически прозрачные, значит человек чувствует какую-то опасность и боится, что ему не удастся от нее защититься. Открытые двери дома указывают на то, что человек не имеет проблем ни дома, ни на работе, и всегда рад гостям. А вот если двери слишком большие и занимают большую часть стены, то это указывает на то, что у мужчины или женщины есть проблемы с самооценкой и на данный момент они пытаются показать свою значимость и незаменимость.
  • Еще одним негативным сигналом является замок на двери, особенно если он очень большой. Как правило, таким образом подсознание человека показывает его враждебность, закрытость и агрессивность. Окна тоже могут многое рассказать о человеке. Если они имеют нормальные размеры и на них стоят цветы, то это говорит о том, что у человека нет каких психологических зажимов, мешающих его жизни. В случае если окна практически полностью закрыты занавесками, значит человеку трудно взаимодействовать с окружающим миром, и он пытается от него немного отгородиться.

Расшифровка рисунка человека

Расшифровка рисунка человека

  • Чаще всего на наличие проблем у мужчин и женщин указывают размеры человека, которого они изобразили на рисунке. Чем он меньше и заметнее, тем более неуверенно чувствует себя тот, кто проходит тестирование. В этом случае тоже очень важны пропорции. Ведь если, например, изображенный человечек имеет очень большую голову, то это свидетельствует о стремлении доминировать над другими. Слишком маленькая голова показывает что у человека есть проблемы с интеллектуальным развитием, и он по этому поводу очень сильно переживает. Если мужчина или женщина не любят критики и пытаются дистанцироваться от неприятных слов, то на рисунке будет изображен человек без ушей.
  • Размеры шеи тоже могут рассказать о внутренних психологических проблемах. Широкая, но при этом короткая шея говорит о том, что у представителей мужского и женского пола есть черты характера, которые им не нравятся, но они пытаются от них избавиться. Слишком длинную и тонкую шею, как правило, рисуют люди, склонные к агрессивному поведению, не умеющие держать свои эмоции под контролем. Ну и, конечно же, не забудьте обратить внимание на руки и ноги человека. Если они прорисованы максимально четко, яркими линиями, то это говорит о том, что перед вами находится мужчина или женщина, твердо стоящие на земле и не боящиеся возникновения каких-либо сложностей.
  • Что касается глаз, то они тоже играют огромную роль в расшифровке рисунка. Если человек рисует очень маленькие глаза, это говорит о том, что он слишком погружен в свои внутренние проблемы. Наличие слишком больших глаз указывает на грубость и напористость тестируемого. А вот красивые и пушистые реснички выдают кокетливого человека, любящего внимание противоположного пола.

Расшифровка рисунка дерева

Расшифровка рисунка дерева

  • Чем симметричнее и красивее изображено дерево на картинке, тем гармоничнее чувствует себя человек. В случае же если как-то часть дерева больше или меньше чем надо, то это указывает на наличие психологических проблем. Например, если человек рисует небольшого размера дерево и очень массивные корни, то это верный знак того, что у него есть какие-то проблемы, которые он пытается спрятать от посторонних.
  • Очень часто на рисунке можно увидеть дерево, у которого слабо прорисованы листки, но при этом очень ярко закрашен ствол. Такое положение дел указывает на то, что тестируемый не боится столкнуться с трудностями. Ветви, опущенные вниз, как бы говорят нам что человек опустил руки и даже не пытается бороться с проблемами, которые возникают на его жизненном пути.
  • Особое внимание уделите тому какими линиями прорисовано дерево. Если все линии четкие плавные и нигде не прерываются, то однозначно можно сказать что перед вами находится индивидуум, который не боится жизненных трудностей и всегда идет к поставленным целям. В случае если линии кривые и периодически прерываются, то это является свидетельством нерешительности, трусости и заторможенности.

Пример

не умею рисовать. От слова совсем. Никакого пространственного воображения.

В рамках марафона я нарисовала вот такую картинку. И хотя я всегда жила в многоквартирных домах, понятие «дом» ассоциируется у меня с такой небольшой избушкой, с чердаком или вторым этажом и балкончиком. А вот и ответы на вопросы:

1. Домик стоит у леса (хвойного), на окраине деревни. 2. Дом снаружи небольшой, а внутри очень просторный и уютный, имеет много комнат, можно даже заблудиться. Каждый гость может найти себе уединенный уголок. 3. В нем живет старенькая бабушка, добрая, мудрая и уютная. И когда тебе требуется отдохнуть или подумать, ты приходишь к ней. Или просто прячешься от мирской суеты. 4. Стоит на окраине деревни где-то в Центральной России, а за забором лес, обязательно хвойный. 5. У него есть балкончик на втором этаже. На нем хорошо сидеть и любоваться лесом. 6. Есть и захламленная кладовка, куда складываются временно ненужные вещи. Там тесно и неуютно.

Описание рисунка по методике дом, дерево, человек: как правильно нарисовать и провести?

Рекомендации по проведению теста

  • Если вы решили провести подобный психологический тест своему ребенку или просто кому-то из взрослых членов семьи помните, что для того чтобы получить максимально точный результат, надо дать человеку полную свободу мыслей. Вы не имеете права подсказывать ему как прорисовывать ту или иную часть рисунка. Также категорически запрещено подталкивать тестируемого к выбору определенного цвета. Все то время пока человек будет справляться с заданием вы должны будете молча сидеть в стороне. А будет еще лучше если вы на некоторое время, вообще, выйдете из помещения. Таким образом вы позволите человеку остаться с собой наедине.
  • Также обязательно позаботьтесь о месте где будет проходить тестирование. Вы должны создать условия, в которых человеку будет максимально комфортно. Это значит, что на столе, на котором он будет рисовать не должно быть предметов, отвлекающих внимание. В идеале на столе должны лежать только листик бумаги, карандаши и резинка. Если тестирование будет проходить ребенок, то помимо вышеупомянутых вещей можете расположить на столе еще фломастеры и краски.
  • С их помощью малыш сможет максимально хорошо раскрыть свой внутренний мир. Что касается рисования, то тут каких-то четких правил не существует. Вы просто должны дать человеку задание, а он уже сам должен решить с чего он будет начинать создавать рисунок. Все что от вас будет требоваться в этой ситуации, молча наблюдать и терпеливо ждать, когда он закончит.

Источник