Меню

Пространственные зоны общения в психологии что это такое

Как соблюдать правильную дистанцию при общении: зоны коммуникации

Каждый день мы контактируем со многими людьми , с родными и близкими в домашней обстановке, по пути на работу, в общественном транспорте, в офисе.

Некоторым мы позволяем подходить очень близко и даже обнимать нас, от других бессознательно стараемся держаться подальше , то есть, соблюдаем определенную дистанцию с разными людьми.

Что же такое пространственные зоны общения и какое влияние на нас оказывает их нарушение?

Как перестать общаться с неприятным или навязчивым человеком? Узнайте об этом из нашей статьи.

Пространственные зоны общения в психологии , что это такое?

Пространственные зоны общения в психологии - что это такое: понятие

Защита личного пространства является естественным для каждого представителя животного мира, в том числе и для человека , хотя и с большими оговорками ввиду его социализации.

В зависимости от того, как мы относимся к человеку, какие у нас с ним отношения, мы соблюдаем с ним определенную дистанцию при коммуникации.

Данную особенность в конце 1960-х годов выявил американский психолог Эдвард Холл, после чего разработал теорию дистанций общения.

Законы, по которым индивидуумы располагаются один относительно другого в процессе общения, он объединил в отдельный раздел социальной психологии, названный проксемикой , от английского слова proximity, означающего &#171,близость&#187,.

Границы межличностного общения и их характеристика

Эдвард Холл выделил 4 пространственных границы для общения, каждая из которых подразумевает соблюдение определенной дистанции с человеком при контакте:

Границы межличностного общения и их характеристика: список

  1. Интимная. Человек может находиться на расстоянии от 10-15 см до 40 см от нас при контакте. В эту зону допускаются лишь самые близкие друзья, родные, люди, с которыми мы пребываем в интимных отношениях. Для нее характерны частые прикосновения, объятия, негромкий голос, доверительность.
  2. Личная. Данная зона имеет границы от 40-45 см до 100 см. В нее входят люди, с которыми мы чаще всего контактируем при деловом общении с коллегами, встрече с друзьями и знакомыми.

Личная дистанция подразумевает только лишь уверенный визуальный контакт с общающимися людьми, и лишь иногда , социально обусловленные прикосновения.

Например, пожатие руки при встрече, похлопывание по внешней стороне руке от локтя к плечу.

  • Социальная. Границы этой зоны , от 1 м до 3-4 м. Соблюдается она при деловых встречах в просторных помещениях , как правило, имеющих подчеркнуто официальный характер, а также в классах и учебных аудиториях при контакте с учащимися.
  • Публичная. Имеет границы от 4 м. Соблюдается при выступлении перед большой группой людей , например, на концерте, митинге или же в так называемой поточной аудитории.
  • Границы межличностного общения и их характеристика и от чего зависят

    Указанные границы пространственных зон общения также могут несколько варьироваться от следующих факторов:

    1. От самооценки и уверенности человека. При этом нарушение дистанции общения или ее сокращение происходит по инициативе уверенного в своих силах, более активного человека. А вот люди с заниженной самооценкой стремятся держаться немного в стороне от собеседника, подчас даже отступая, делая шаг назад.
    2. От индивидуальных психологических особенностей человека. Холерики и экстраверты также имеют более сжатые границы общения, а флегматики и интроверты стремятся расширить свою интимную зону. При этом они склонны не только оберегать границы своей, но также и не нарушать интимную зону собеседника.
    3. От условий воспитания. Те люди, которые выросли без братьев и сестер, а также имели свою комнату в детстве, как правило, в зрелом возрасте нуждаются в более обширном личном пространстве, чем выросшие в тесноте дети.

    При этом очень сказывается и заложенное родителями отношение к личным границам человека.

  • От национальности. Разные народы также имеют свои традиционные дистанции для коммуникации. Например, они более обширны у японцев и жителей Северной Европы, которые избегают прикосновений при общении и стараются держаться на почтительном расстоянии от собеседника, а вот более темпераментные народы Кавказа, итальянцы, латиноамериканцы допускают более тесный контакт с собеседником.
  • Как влияет нарушение этих расстояний на человека?

    Как влияет нарушение этих расстояний на человека: примеры

    Нарушение пространственных границ происходит достаточно часто , например, в общественном транспорте или лифте, когда незнакомые люди вынуждены стоять очень близко, а иногда и касаться друг друга.

    При этом реакция практически всегда одинакова , люди стремятся выражать минимум эмоций, избегают зрительного контакта.

    В лифте люди смотрят на указатель этажей, а в общественном транспорте , в окна, при этом все производят минимум движений.

    Связано это с тем, что даже вынужденное нарушение другим человеком допускаемых границ общения приводит к дискомфорту. Вторжение в личное пространство бессознательно воспринимается, как угроза.

    Повышается частота биения сердца, артериальное давление, кровь приливает к голове , организм инстинктивно готовится к защите от нарушителя личной территории.

    Некорректное нарушение дистанции во время коммуникации может привести к неприятию со стороны собеседника. Если вы позволили себе прикоснуться к новому знакомому спустя несколько минут после знакомства, он может рассмотреть это, как вторжение в его личное пространство и впредь стараться избегать вас.

    В итоге это может препятствовать построению доверительных отношений не только в деловой, но и личной сфере.

    Как соблюдать правильную дистанцию?

    Как соблюдать правильную дистанцию в разговоре?

    Верное определение оптимальной дистанции между вами и вашим собеседником способно значительно поднять уровень общения.

    При этом ни вы, ни ваш партнер не будете испытывать дискомфорта.

    Научиться соблюдать правильное расстояние между вами и вашим собеседником можно, обратив внимание на следующие особенности.

    Интимную

    Для определения интимной зоны общения достаточно ненадолго придвинуться к вашему партнеру и посмотреть на его реакцию. Если собеседник не отстраняется, не стремится отойти в сторону, это может означать, что вы входите в число лиц, которым допустимо находиться на такой дистанции.

    Об обратном положении дел может свидетельствовать целый ряд бессознательных движений , нервное постукивание пальцами по столу, поднятие плеч и втягивание шеи, зажмуривание глаз, взгляд в сторону, ерзанье на месте, закидывание ноги на ногу.

    Таким образом тело собеседника скажет о нарушении границ интимного пространства даже в том случае, если сам он корректно об этом промолчит.

    Следует также помнить, что нарушение интимной дистанции может быть воспринято как заигрывание, если ваш партнер другого пола или же как панибратство.

    Интимные границы

    Если у вас нет намерения произвести такое впечатление на собеседника, настолько вторгаться в его интимное пространство категорически не рекомендуется.

    Иногда нарушение границ интимной зоны намеренно производится руководителями, а также агрессивно настроенными людьми с целью подавить волю или же показать свое доминирующее положение.

    В некоторых случаях , например, при поздравлениях, допустимы нарушения интимной дистанции между теми людьми, которые обычно держатся в личной зоне при коммуникациях.

    Тем не менее, поцелуй мужчиной-коллегой своей сотрудницы при поздравлении ее с днем рождения и поцелуй двух любовников разительно отличаются , если в первом случае между телами должно сохраняться расстояние 10-15 см между телами, то любовники обычно прижимаются телами друг к другу.

    Личную

    Личная пространственная зона наиболее универсальна при коммуникации. Однако ее границы могут варьироваться в некоторых случаях. Например, люди пожилого возраста и дети стараются находиться ближе к собеседнику, чем подростки и люди среднего возраста.

    Также границы личной зоны зависят от социального статуса , подчиненный будет стремиться находиться дальше от своего руководителя, а вот последний, напротив, может нарушать эту дистанцию.

    Имеет значение и рост контактирующих людей. Люди более высокого роста, как правило, стремятся находиться ближе к партнеру, тогда как человек небольшого роста обычно держится на более почтительном расстоянии.

    Личное расстояние

    Однако у женщин может наблюдаться обратная тенденция , маленькая женщина будет подходить ближе к высокому мужчине при контакте, тогда как высокая , отстраняться на некоторое расстояние.

    Связано это с ментальными установками, что мужчина должен быть больше, крупнее представительницы женского пола , поэтому высокие женщины увеличивают личную зону при беседе с мужчинами маленького роста, как бы пытаясь скрыть свой недостаток.

    Также стоит обратить внимание на эмоциональное состояние человека, с которым вы общаетесь , уверенный в себе, спокойный человек не будет настолько занят сохранностью собственных личных границ, как подавленный чем-то партнер.

    Агрессивные люди, склонные к конфликтам, напротив, расширяют свою личную зону коммуникации.

    Об этом сигнализируют размашистые движения и жесты, которые словно показывают , эта дистанция контролируется мной, соответственно, ее нарушение может быть воспринято как акт агрессии.

    Социальную

    Социальная зона общения поддерживается в том случае, если вам не требуется устанавливать личные отношения с вашим собеседником , то есть, когда имеет место лишь официальное общение, а личные мотивы не затрагиваются.

    Читайте также:  Узнаем имя супруга по вашей дате рождения

    Социальная зона общения

    При этом обсуждаются именно какие-либо деловые аспекты, а не какой-либо конкретный человек.

    В таком случае между общающимися может стоять письменный стол, или же собеседники находятся в разных концах кабинета, не стремясь сокращать дистанции.

    Сам разговор при этом не конфиденциален, не окрашен эмоционально, ведется спокойным, четким, ровным голосом.

    Публичную

    Публичная дистанция требуется, когда нужно хорошо рассмотреть человека, который делает доклад или каким-то образом показывает себя в общественном месте , например, на концерте.

    Также подобная дистанция позволяет выступающему вовремя среагировать и принять соответствующие меры при нападении на него.

    Оптимальное расстояние, на котором будут находиться люди в процессе их коммуникации, может зависеть не только от особенностей характера людей, их менталитета и сложившихся к этому моменту отношений.

    Публичная дистанция

    Также оно может быть продиктовано и содержанием беседы , например, в случае, если в общественном месте требуется срочно сообщить какие-либо сведения, которые уместно слышать только лишь вашему партнеру, расстояние между беседующими может быть значительно сокращено вплоть до нарушения интимной зоны.

    Для того, чтобы ваше общение с людьми было комфортным, следует не только оберегать собственные пространственные зоны, но и тщательно следить за нарушением той дистанции, которую считает оптимальной ваш собеседник.

    Только в этом случае контакт будет доверительным, а само общение не вызовет негатива.

    Источник

    ааапапа

    Скачать:

    Вложение Размер
    testirovanie.docx 27.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов, -это:
    1. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:
    1. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к:
    1. Уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющие относительно устойчивую характеристику личности, это:
    1. Построение образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона — это:
    1. Форма обучения учащихся в малых группах, в которых обучающиеся помогают и поддерживают друг друга — это:
    1. Вхождение ребёнка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, осуществление жизненного самоопределение – всё это
    1. Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности — это:
    1. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека — это:
    1. К особенностям общения подростка со взрослыми относятся:

    Все кроме активное отстаивание своих прав на самостоятельность

    1. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится
    1. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:

    Принцип полноты образования

    1. Принцип организации воспитания и обучения детей в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими, психофизиологическими и другими природными особенностями — это:
    1. Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике, -это:
    1. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это
    1. Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, действовать в рамках моральных норм относится к:
    1. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей является:
    1. Выделить важнейшую функцию семьи в области воспитания
    1. Принцип, обеспечивающий переход от адаптивной и репродуктивной модели образования к деятельностной и преобразующей, — это принцип:

    Принцип развивающего обрразования

    1. Отстранённая позиция коммуникатора характеризуется

    когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоположные точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявляя об этом открыто

    1. Выделяют в качестве вида общения непосредственное и опосредствованное?
    1. Общение выступает важнейшим фактором как психического, так и социального развития человека?
    1. Исключите лишнее. Выделяют следующие позиции коммуникатора:
    1. Общение многофункционально?
    1. При этом под прямым общением понимается естественный контакт лицом к лицу» при помощи… «

    Вербальных и невербальных

    1. Содержание общения — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому?
    1. Манипуляция – это

    вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша

    1. Исключите лишнее. Общение:
    1. В процессе общения происходит социализация личности?
    1. Всероссийская олимпиада школьников проводится для
    1. Девиантное поведение может не соответствовать или даже нарушать номы права?
    1. Детская одаренность это потенциал личности ребенка?
    1. Детская социальная группа может являться совокупностью детей, объединенных какой-либо совместной деятельностью негативной в социальном плане?
    1. Индивидуальная образовательная траектория можно рассматривать как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности?
    1. к талантливым детям относит лиц, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, …

    высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей

    1. Девиантное поведение — это поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам?
    1. Согласно Федеральном закону Об образовании в Российской Федерации взимание платы за участие во всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, ___.
    1. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности

    федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями

    1. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации предусмотрена обязанность органов власти оказывать содействие талантливым детям?
    1. Можно сказать, что тесты делятся на два основных типа: собственно психологические тесты и тесты достижений?
    1. Специальная психология исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека?
    1. Можно сказать, что интервьюирование представляет собой метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы?
    1. Можно ли сказать, что гуманистическая психология изучает вершины «самоактуализации»?
    1. А. Маслоу полагал, что потребности иерархически могут быть организованы, но разные для всех людей. Верно ли данное суждение?
    1. Тифлопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга?
    1. Беседа предполагает только прямое получение сведений путем речевого общения?
    1. Сурдопсихология изучает закономерности психической деятельности человека с недостатками слуха?
    1. С древнегреческого означает «psyche» это…
    1. Можно ли сказать, что фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которой расходятся между собой?
    1. Формы работы с обучающимися и родителями (законными представителями) классного руководителя включают:
    1. Исключите лишнее. Классный руководитель осуществляет ведение и составление следующей документации:
    1. Классные руководители имеют права, социальные гарантии и меры социальной поддержки педагогических работников?
    1. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в вариативной части организуется выявление и поддержка обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Верно ли данное суждение?
    1. Классный руководитель выполняет обязанности, относящихся непосредственно к управленческой деятельности, а не к педагогической деятельности. Верно ли данное суждение?
    1. Воспитательные функции выполняют все педагогические работники общеобразовательной организации?
    1. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы не организуется. Верно ли данное суждение?
    1. Одним из механизмов формирование активной жизненной и социальной позиции обучающихся является использование возможностей волонтёрского движения и детских общественных движений?
    1. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в инвариантной части организуется изучение формирование навыков информационной безопасности у обучающихся. Верно ли данное суждение?
    1. Организация деятельности по классному руководству на местном уровне (в муниципальных районах и городских округах) должна быть направлена на создание дополнительных задач с учётом социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных муниципальных образованиях
    1. Деятельность по развитию личности и созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства можно ли назвать воспитанием?
    1. Классный руководитель осуществляет свою деятельность на основе локальных нормативных актов образовательной организации?
    1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, относится комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах
    1. Вариативная часть деятельности, связанной с классным руководством, в том числе содержит направление работы по содействию повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося.
    1. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития осуществляется на основе как принятия общечеловеческих российских традиционных духовных ценностей, но и практической готовности им следовать
    1. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в инвариантной части организуется изучение психофизиологических особенностей обучающегося, в том числе социально-бытовых условий, состояния и условий семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье.
    1. План работы классного руководителя устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации?
    1. Классный руководитель самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями)?
    1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, относится системность как степень вовлечённости в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса
    1. Воспитание детей в рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года рассматривается как стратегический общенациональный приоритет?
    1. В рамках одного класса педагогический работник, осуществляющий классное руководство, является единственным субъектом воспитательной деятельности. Верно ли данное суждение?
    1. Педагогический коллектив общеобразовательной организации не является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания. Верно ли данное суждение?
    1. Среди уровней конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся классных руководителей включается уровень, характеризирующий сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России?
    1. Среди уровней конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся классных руководителей включается уровень, характеризирующий сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России?
    1. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:
    1. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:
    1. Сложная социальная система, характеризующаяся органичным единством организации и психологической общности – это
    1. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, — это:
    1. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов – это
    1. Фундаментальное основание педагогической деятельности, включающее совокупность принципов и базирующееся на определенной концепции, — это:
    1. С точки зрения теории системного построения воспитательного процесса, воспитание – это

    Управление процессом развития ребенка

    1. Совокупность необходимых знаний и качеств, позволяющих эффективно решать проблемы в соответствующей области знаний или практической деятельности, — это:
    1. Выделяют следующие виды общения:
    1. косвенное общение характеризуется

    включением в процесс общения дополнительного» участника как посредника

    1. Закрытая позицию коммуникатора характеризуется
    1. Детская социальная группа – это..
    1. Организатором Всероссийской олимпиады школьников выступает:

    Источник

    

    Зоны межличностного общения

    В психологии есть понятие межличностного пространства или дистанции общения – это расстояние в пространстве между людьми в процессе общения. Общаясь с одними, мы чувствуем себя комфортно, нам приятно беседовать, а с другими мы испытываем дискомфорт и хотим держаться подальше или, вообще, прекратить беседу. Это напрямую зависит от границ/зон общения.

    На эффект общения влияет не только статус, психологические особенности, пол личности, но и на какой дистанции он от вас находится. Существует предел допустимого расстояния между собеседниками. Каждый интуитивно чувствует, когда этот предел нарушен. Это вызывает раздражение, тревогу или подавленность.

    Зоны или границы межличностного общения.

    • Интимная зона/граница. Это расстояние от человека в пределах 40 — 50 см. Она считается более важной для каждого, в которую не всех допускают. В этих границах происходит очень доверительное и тесное общение, например, с детьми, родителями, влюблёнными, очень близкими людьми или друзьями. В интимную зону мы допускаем врачей. Если эту границу переходит «чужак», это вызывает отторжение и раздражение.
    • Личностная или персональная зона/граница. Это расстояние на уровнеот 40-50 см. до 1,2-1,5 м. В такой пространственной зоне мы общаемся со знакомыми, с сотрудниками, она предназначена для неформальных и деловых отношений.
    • Социальная зона/граница. Это расстояние на уровне от 1,2-1,5 м. до 3,0-3,5 м. В это пространство мы допускаем мало знакомых людей, оно предназначено для официального или формального общения, в деловых встречах, в беседах, не связанных с личным.
    • Публичная зона/граница. Это расстояние в пределах более 3,5 м. Оно предназначено для большой аудитории: для презентаций, чтения лекций, проведения собраний и т.д.

    Нарушение границ общения влияет на эмоциональное состояние человека. Когда вас хотят переубедить или заставить сделать то, что вы не желаете, активно нарушают интимную зону. Если при этом смотрят вам в глаза и говорят убедительно с повышением тона, наседая и подавляя, то вы «сдадитесь».

    В деловых отношениях, в коммерческой деятельности важно знать эти зоны, т.к. правильно выбранная дистанция напрямую связана с результатом общения.

    Не нужно забывать, что данные границы распространяются далеко не на всех, т.к. в других странах или регионах свои традиции, следовательно и межличностное пространство другое.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Авторские права

    Блог создан в 2008 году. За время работы написано более 350 статей на психологическую таматику. Авторские права полностью защищены. Копирование и любое использование информации — только с согласия автора.

    Email: info@sherbakova.com
    Адрес: 115035, г. Москва, Овчинниковская наб., 6 строение 1, ст. м. Новокузнецкая

    Разделы

    • Главная
    • Статьи по психологии
    • Литература
    • События, мысли, впечатления
    • Об авторе
    • Контакты

    Новостная рассылка

    Уведомления о новых и популярных статьях месяца. Подборка будет приходить не чаще двух раз в месяц . Посмотреть пример письма можно по ссылке.

    СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных

    Я, субъект персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152 «О персональных данных» предоставляю согласие на обработку персональных данных, указанных мной в форме на сайте в сети «Интернет», владельцем которого является Оператор.

    Под персональными данными субъекта перональных данных понимается нижеуказанная общая информация: ФИО, адрес электронной почты и номер телефона.

    Принимая настоящее Соглашение, я выражаю свою заинтересованность и полное согласие, что обработка персональных данных может включать в себя следующие действия: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение, осуществляемых как с использованием средств автоматизации (автоматизированная обработка), так и без использования таких средств (неавтоматизированная обработка).

    Я понимаю и соглашаюсь с тем, что предоставленная информация, является полной, точной и достоверной; при предоставлении информации не нарушается действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц; вся предоставленная информация заполнена мною в отношении себя лично; информация не относится к государственной, банковской и/или коммерческой тайне, информация не относится к информации о расовой и/или национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, не относится к информации о состоянии здоровья и интимной жизни.

    Я понимаю и соглашаюсь с тем, что Оператор не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых мной, и не имеет возможности оценивать мою дееспособность и исходит из того, что я предоставляю достоверные персональные данные и поддерживаю такие данные в актуальном состоянии.

    Согласие действует по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Согласие может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.

    Источник

    Проксемика: правильная дистанция и расстояние в разных ситуациях общения

    Проксемика исследует пространственные условия общения — взаиморасположение собеседников в момент их физического, визуального или иного контакта. В зависимости от времени суток, наполненности помещения и собственного физического состояния человек может занимать в помещении разные места. Существуют оптимальные «зоны» для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры к другой. В частности, выделяются интимная,персональная (личная), социальная и публичная дистанции.

    • Интимная дистанция ( до 45 см ) – дистанция общения самых близких людей, при котором включены все сенсорные каналы. Иными словами, доступ в эту зону разрешен лишь лицам, с которыми установлен тесный эмоциональный контакт: детям, родителям, супругам и любовникам . Внутри этой зоны можно выделить подзону радиусом в 15 см – сверхинтимную зону, или зону физического контакта.

    Небезынтересны в этой связи наблюдения за супружескими парами специалиста по семейной терапии Д. Рассела Крейна. Он утверждает, что эмоциональную близость между супругами можно измерять в метрах и сантиметрах. Расстояние, которое выбирают для общения супружеские пары, неудовлетворенные своим браком, примерно на 30% превышает расстояние между счастливыми супругами. В среднем счастливые партнеры останавливаются на расстоянии 28,5 см друг от друга, а несчастливые — на расстоянии 37 см, но если для первых это расстояние эмоциональной близости, то для последних — непреодолимая пропасть.

    Таким образом, считает С. Cтeпaнoв, довольно легко установить, какого уровня общения желает придерживаться ваш потенциальный партнер. Достаточно намеренно сократить личную дистанцию, и другой человек неосознанно сделает движение, чтобы установить то расстояние, которое в данный момент находит приемлемым.

    Например, если вы придвигаетесь (наклоняетесь) к собеседнику или собеседнице, сокращая дистанцию до уровня интимного общения, а он или она не торопится отстраниться, то это, по всей вероятности, свидетельствует о готовности к более близкому контакту. Однако необходимо помнить, что злоупотребление этим диагностическим приемом чревато тем, что ваше приближение может быть воспринято как агрессия или панибратство, а может быть — как беззастенчивое заигрывание.

    В целом мы не возражаем против оккупации нашей интимной зоны только в сочетании с любовью, вознаграждением и похвалой.

    Руководители также могут усиливать свои начальственные притязания посредством пространственного притеснения своих подчиненных.

    По мнению немецкого психолога Хорога Рюкле, при нарушении границ территории, в особенности интимного пространства того или иного человека, следует иметь в виду следующие реакции: беспокойное ерзанье, сигнализирующее о желании удалиться; закидывание ноги на ногу, прочь от захватчика — поворот в сторону и подготовка к бегству; постукивание пальцами (сигнал внутренней тревоги); опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться; зажмуривание глаз: «Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»; опускание подбородка на грудь: «Я подчиняюсь, да, мне страшно, и я защищаю свою шею, оставь меня в покое»; приподнимание плеч для прикрытия шеи: «Твое вторжение я расцениваю как нападение и защищаю свою шею»; хватание предметов, особенно карандашей, которые затем в большинстве случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «оккупанта»: «Я держу себя в руках или вооружаюсь, чтобы защититься от тебя». Вставание: «Я не позволяю так с собой обращаться, я делаю свои выводы и ухожу»

    • Персональная , или личная, дистанция ( от 46 до 120 см ) -нормальная дистанция, соблюдаемая при ежедневном общении. Зона неформальных дружеских и официальных контактов.

    В этом пространстве должны реализовываться нормальные коммуникационные процессы, происходящие между людьми. Однако люди, концентрирующиеся на внутренних переживаниях, стремятся к сохранению большего расстояния, чем экстраверты. Если человек не замечает личной зоны и слишком быстро приближается к интимной или даже вторгается в ее пределы, то он тем самым демонстрирует отсутствие у себя необходимого такта и верной оценки личности другого человека. Он в буквальном смысле слова предстает навязчивым и производит угнетающее впечатление. По сути дела, охрана личных зон является одним из главных принципов бессловесного общения.

    Но личная дистанция не одинакова и для людей, воспитанных в сходных условиях. Поближе к партнеру стремятся находиться дети и старики; подростки и люди среднего возраста предпочитают отдаленное расстояние. Кроме того, мы обычно стараемся быть на большем расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на близкой дистанции.

    Немаловажную роль при регуляции личной дистанции играют пол и рост собеседников. Чем выше мужчина, тем более он стремится приблизиться к собеседнику, и, наоборот, чем меньше его рост, тем на большем расстоянии он предпочитает держаться.

    У женщин же наблюдается противоположная зависимость. Объяснением этому служит то, что в обществе сложилась обыкновенная «культурная норма» — мужчина должен быть крупным, а женщина, напротив, миниатюрной. Мы неосознанно стремимся подогнать жизнь под эту условную норму. Рослому мужчине приятно стоять рядом с невысоким собеседником, а высокая женщина, наоборот, стремится отодвинуться подальше, чтобы скрыть свой «недостаток».

    • Социальная дистанция ( от 1,21 до 3,6 м ) – зона общения между чужими людьми; она соблюдается также на официальных приемах в случае различия в социальных статусах.

    С социальной дистанцией мы имеем дело главным образом в сфере деловых отношений. Непроизвольно размеры этой дистанции устанавливаются тогда, когда между собеседниками стоит обеденный или письменный стол. На таком расстоянии друг от друга происходят все беседы, во время которых не стремятся установить близкие отношения, и речь идет больше о том или ином деле, чем о человеке. На таком же расстоянии происходят и разговоры о проблемах, непосредственно не волнующих и рассматриваемых абстрактно, «со стороны».

    • Публичная дистанция ( больше 3,6 м ) – это зона контакта с аудиторией и большими группами людей. Пределы общественной или общей зоны позволяют без всякого смущения наблюдать за людьми, в особенности за теми из них, кто выставляет себя напоказ. Это возможно еще и потому, что тот, за кем наблюдают с подобного расстояния, может быть уверен в том, что такое наблюдение не перерастает в нападение.

    Нападающий должен был бы сначала преодолеть довольно большое расстояние. Кроме того, различные подробности и мелочи, которые хотят скрыть от других, разглядеть на таком расстоянии невозможно. Находящийся на большом расстоянии взгляд наблюдателя не провоцирует появления каких-либо защитных механизмов или оборонительного языка телодвижений.

    Следует иметь в виду, что у разных народов дистанции заметно различаются. Американский исследователь Э. Холл провел интересный эксперимент. Он «сталкивал» в деловом разговоре незнакомых коренных граждан своей страны и типичных представителей стран Латинской Америки. По итогам разговора выяснялось представление собеседников друг о друге.

    Холл установил, что в ходе беседы латиноамериканцы непроизвольно стремились приблизиться к партнеру, а граждане США все время отодвигались. Впоследствии, разбираясь в своем первом впечатлении о новом знакомом, североамериканец думал о латиноамериканце: какой он навязчивый, бесцеремонный, претендует на установление близких отношений. А представитель латиноамериканской страны также искренне полагал, что янки спесив, равнодушен, слишком официален.

    На самом деле сказывались различия в традиционных зональных нормах. Принятая в США дистанция делового общения кажется латиноамериканцам непомерно большой, так как они с детства усвоили принятую в их странах норму подходить к собеседнику почти вплотную.

    В 1973 году под руководством А.А. Леонтьева было выполнено специальное исследование проксемических зон в русскоязычном коллективе. Оно дало следующие результаты. Личная дистанция (непринужденный разговор в домашней обстановке) для сидящих — в среднем 120 см. Это расстояние заметно уменьшается в общении между молодыми женщинами (интервал 55-100 см) и увеличивается между молодыми и пожилыми женщинами (125-230 см), а между мужчинами всех возрастов одинаково, приблизительно 70-156 см.

    Попытка определить социальную дистанцию не привела ни к какому убедительному результату, так как обнаружился огромный разброс (от 30 до 840 см). Было лишь зафиксировано, что раз принятое расстояние между общающимися в дальнейшем не меняется. В целом похоже, что в русской общности сама система зон не столь стабильна и больше зависит от различных не пространственных, а ситуативных факторов.

    Для дистанции общения не менее значимы и такие факторы, как социальный престиж или социальное положение собеседника, интравертность — экстравертность, общий объем беседы и, что особенно важно, — ее содержание. Существенно, что дистанция меняется и от внешних ситуативных факторов, например, от величины помещения.

    Все это демонстрирует значение и силу дистанции, а также показывает, что всем полезно научиться более тонко чувствовать все нюансы положения, занимаемого нами по отношению к собеседнику.

    Одно из правил общения, по А. Пизу , гласит:

    Границы указанных выше дистанций обусловлены национальными и культурными особенностями: арабы , например, говорят, что при общении хотят чувствовать дыхание друг друга. Одним из доказательств влияния пространства на поведение человека является существование так называемых юношеских и подростковых территориальных шаек. Территория шайки – это район, в котором члены организации чувствуют себя в безопасности, зато каждый пришелец может быть атакован.

    Заслуживает внимания один из экспериментов, проведенных в Пастеровском институте (Париж). Подопытных крыс поселили в коробки, из которых смоделировали высотное здание. Животных нормально кормили, поддерживали чистоту в коробках.

    Однако при значительном увеличении числа поставленных друг на друга коробок крысы начинали вести себя странным образом: возрастала агрессивность животных и падала их сообразительность – крысы явно тупели . Когда вместо бумажных коробок стали использовать ящики из прозрачного плексигласа (стекла), процесс отупления ускорился, а неврастения стала неизбежной.

    Источник