Меню

Программа Сол ная сказка тестопластика

Программа «Солёная сказка» (тестопластика)

«Солёная сказка»

(тестопластика)

Пояснительная записка

Направленность программы

Программа «Соленая сказка» относится к художественно-эстетическому направлению и ориентирована на приобщение детей к древнему виду творчества – тестопластике.

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.

Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста (тестопластика) как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. Поэтому я решила заняться тестопластикой с детьми коррекционной школы. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом — это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Занятия тестопластикой способствуют развитию речи детей. У младших школьников коррекционной школы формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

Особое влияние занятие тестопластикой оказывает на развитие детского творчества, фантазии. На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид худо­жественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребенка, формируется образ.

Занятия по лепке из соленого теста не просто вооружают детей умениями и навыками, но и помогают им почувствовать себя творцами, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осу­ществлять задуманное.

И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, свое отношение к увиденному, к услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.

Соленое тесто наиболее доступный материал для творчества. Программа «Соленая сказка» поможет воспитанникам овладеть навыками лепки из соленого теста, а забавные композиции, сделанные своими руками, украсят интернат и станут прекрасными подарками.

Актуальность программы

Лепка – любимое и увлекательное занятие детей. Можно лепить из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое. Программа «Соленая сказка» знакомит с нетрадиционным материалом для лепки – соленым тестом. Несмотря на древность этого искусства, сегодня оно становится все более популярным и востребованным, потому что этот материал является наиболее доступным и сравнительно дешевым. Дети легче осваивают основные приемы лепки, работая именно с соленым тестом: оно эластично, не пачкает рук, в сравнении с пластилином; легче, чем глина поддается обработке. Поделки из соленого теста получаются легкими, прочными, а самое главное – экологически чистыми. Они наполняют дом уютом и теплом, служат прекрасным подарком для друзей и близких.

Приобретая практические умения и навыки в области лепки, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то сделать своими руками.

Новизна программы

Новизна программы заключается:

— в интеграции близких ребенку знаний о традициях и ценностях семьи, способах укрепления традиций и роли декоративно-прикладного творчества в этом процессе;

— в использовании нетрадиционных для данного вида искусства способах работы для создания художественного образа (каркас, декорирование изделия различными материалами, такими как текстиль, фурнитура, бисер);

— в комплексном использовании заданий и упражнений по развитию творческого воображения на каждом занятии.

Педагогическая целесообразность

Предоставляемая данной программой возможность «пробы сил» воспитанников в данном виде творчества – лепке из соленого теста, содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценке детей. Дети младшего школьного возраста нуждаются в том, чтобы результат их деятельности – созданное изображение из соленого теста – прежде всего, удовлетворял бы их самих, а также вызывал бы одобрение их сверстников и взрослых. А это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, навыков и умений, необходимых для успешного овладения искусством тестопластики и развития их творчества.

Функционально мелкая пластика в современной культуре может выполнять не только традиционную роль произведения декоративно-прикладного искусства, но и быть средством общения (сувенир или подарок), связующим звеном между культурой прошлого поколения и современной культурой (интерпретация традиционных образов глиняной, деревянной и других игрушек в знаковой символической форме), способом творческого самовыражения (компенсаторная функция искусства).

Читайте также:  Тест Методические рекомендации Минздрава России Особенности клинических проявлений и лечения заболевания вы

Разделы программы «Украшаем дом» (1 год обучения), «Мой родной, уютный дом» (2 год обучения) и тематика индивидуального обучения раскрывают мир духовных ценностей в семейных праздниках, насыщенных традициями и обрядами.

Цели и задачи образовательной программы

Цель: через обучение искусству тестопластики, через развитие рук, развивать речь, мышление и творческое воображение младших школьников.

1. В области образования:

— обучить основным приемам лепки, основным элементам формообразования на примере изготовления различных поделок из соленого теста;

— сформировать представление о роли цвета в мелкой пластике;

— сформировать представление об основах композиции;

— сформировать основные знания по объемной и плоскостной лепке.

2. В области воспитания:

— воспитание ценностного отношения к культуре и искусству своего народа, к семейным ценностям;

— воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность в работе,

— способствовать преодолению воспитанниками «комплекса неумения» средствами декоративно-прикладного искусства, развитие уверенности в себе и своих возможностях.

3. В области развития:

— развивать мелкую моторику рук;

— активизировать воображение, фантазию;

— развитие мотивации к творческому поиску;

— развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Дети приобретут коммуникативные навыки и умения работы в коллективе, а также навыки трудолюбия и аккуратности в работе.

Источник

Советы по приготовлению и работе с соленым тестом

Рецепт соленого теста.

Непосредственно рецепт приготовления соленого теста.

Объемные пропорции. Для простых моделей.

200 гр. = ( 1 СТАКАН ) = муки
200 гр. = (0,5 Стакана) = соли
125 мл. воды

! Обратите внимание, соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы, а по объёмы соль занимает примерно в два раза меньше.

МАСТЕР Класс — Месим тесто (для начинающих)

Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:
— 15-20 г (столовую ложку) клея ПВА или
— крахмала ( столовую ложку)
— клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)
НАПРИМЕР:

Крепкое тесто для крупных изделий:
200 гр. муки
400 гр. соли
125 мл воды

Тесто для тонких работ:
300 гр. муки
200 гр. соли
4 ст. л. глицерина (можно приобрести в аптеке)
2 ст. л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать

Для замеса лучше использовать миксер – это упростит задачу, да и тесто получится качественнее.

Подкрашивать соленое можно пищевыми красителями, акварелью, гуашью.
Отличный шоколадный цвет получается при добавлении какао.

При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но если вы покроете поделку лаком — снова станет ярче.

СОВЕТЫ (не вредные)

* Муку блинную — НЕЛЬЗЯ (фигурки при высыхание поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются)
* Соль Йодированную — НЕЛЬЗЯ (крупные вкрапления не растворяются, в последствии тесто не однородное — в крупинку)
* ВОДА- лучше всего ОЧЕНЬ ХОЛОДНУЮ, добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связано с тем что для разной муки, может понадобиться разное количество воды).
* Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.
* Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

Инструменты и ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Что же пригодится для творчества?

Да всё.
Всё, что есть на кухне или незаметно валяется по дому!

* Для начало самое необходимое:
Скалка, ножик или стек, расческа (незаменимый предмет, например делать корзинки)
Ещё незаменимый предмет обычная шариковая ручка и особенно СТЕРЖЕНЬ!
Замечательно разным концом стержня делать точки и дырочки различные узоры, дырки в сыре, глазки и многое другое.

* Для оформления поделок и для увлекательной игры с детьми пригодятся фигурные ножи для печенья или уже готовые фигурные наборы для пластилина, вот например:

* Теперь ищем по дому всё, чем можно сделать отпечатки, например:
фигурные пуговки, заколки, мешковина, кружево, бусинки, колечки, детские игрушки, подставки от свечек на торт, ручки, вилки, у ручек ложек и вилок — бывают ажурные узоры, детские колготки — интересно печатаются, подошва обуви даёт интересный узор (это мой ученик придумал, правда здорово? ), детали от миксера и многое другое.

В ДОМЕ СТОЛЬКО ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО ОТПЕЧАТАТЬ.

Часто задаваемый вопрос: Как сушить?
Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях,
но это долго, поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил.
1. Духовка должна быть на минимальной температуре
2. Хорошо если сушка идет с приоткрытой крышкой духовки
3. Не желательно класть изделий в горячую духовку- сразу, нагрев должен происходить постепенно. Так же и как и вытаскивать изделие из духовки, лучше если оно остывает постепенно вместо с духовкой
4. Лучше производить сушку в несколько этапов, то есть час посохло с одной стороны, перевернули поделку, сохнет с изнанки. Я ещё делаю перерывы между сушками, час сохнет в духовке — сутки сохнет само — потом опять часа полтора в духовке с обратной стороны.
5. Время сушки изделия зависит от толщины самого изделия

Читайте также:  Причины врожденной паховой грыжи и патогенез

Расписывем, покрываем лаком

И так наше изделие высохло! Что дальше?
1. Можно подрумянить в духовке, для естественного цвета.
2. Можно расписать красками.

* Какие краски использовать?
-Любые (гуашь, акрил, акварель — те которые больше нравятся)

* Какой лак использовать?
Акриловый художественный можно. Возможно и обычный строительные на водной основе для дышащих поверхностей т. е. для паркета или дерева.
использовать можно строительный вот такой

Потрескивание или вспучивание. Приклеивание или сборка изделий

Значит первое по потрескиванию:

Вспучивание или потрескивание поделки происходит в двух случаях:

1. Не правильно подобранная мука. Чем она проще — тем лучше.
Самое главное чтобы была без добавок каких либо. Можно добавить в тесто ржаной муки (цвет будет более теплый и потрескиваний быть не должно) (например, стакан обычной + стакан ржаной, 1 к 1), 50 гр. крахмала — тоже придают тесту эластичность и не дают потрескаться. Я добавляю в тесто ложку клея ПВА (он тоже придает пластичность и не дает подняться)

2. Второй вариант почему трескаются изделия — не правильная сушка.
Конечно лучше всего сохнет само и долго, но это опять же именно — очень долго, а хочется побыстрее 🙂
Я сушу в три — четыре этапа, в духовке на самом минимуме и обязательно с открытой крышкой примерно по часу- полтора, потом перерыв часа на два — на три, или на всю ночь, поделка сохнет сама, а потом опять включаю духовку на минимум с откр. крышкой.

* И ещё один момент если фигурки толстоваты (больше 7 мм) то после первого этапа, нужно с обратной стороны вынуть излишек теста. (Рисунок есть в книжке у Ханановой, у меня на страничке — в книжках)
* При сушке поделку необходимо поворачивать при каждом этапе сушки т. е. час сохнет лицевой стороной, отдыхает, на след этапе перевернули (если нужно вынули избишек теста) и сохнет уже обратной стороной.
* Всё что отваливается — просто замечательно и главное не заметно приклеивается клеем ПВА.

Приклеиваю и склеиваю всё клеем ПВА (только не канцелярским, а строительным). Держит — вечно :-))

Самый главный предмет необходимый для творчества — это ВАША фантазия и ВАШИ руки. :-)))

Источник



Программа «Солёная сказка»
рабочая программа по теме

Крупеник Людмила Васильевна

Программа расчитанна на один год обучения,для учащихся начальной школы.

Скачать:

Вложение Размер
Программа «Солёная сказка». 40.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Берёзовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат»

Обсуждена и согласована

на методическом объединении

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Среди многообразия видов творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Лепка — одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей — соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название — «Тестопластика».

Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода.

Тесто — материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:

  • способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. чтобы получить желаемый результат;
  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

  • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально- разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.

Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.

Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.

Фигурки, картины, панно — все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Ребята из начальной школы способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.

Цель данной программы — Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально — образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

научить лепке из солёного теста, развивая не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.

  • повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  • развивать общую умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение;

— формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

  • Расширять Словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
  • Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.
  • Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы,
  • воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма,
  • воспитывать самостоятельность в работе,

воспитывать волевые качества.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

Объяснительно -иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • Метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • частично- поисковый.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Солёная сказка» рассчитана на 1 год(2а класс,3б класс,4б класс) занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут

Источник

Поделка изделие Моделирование конструирование Солёная сказка Тесто соленое

Здравствуйте, мастерицы! Это моя первая работа с солёным тестом) Но она была уже отдана в подарок) В Стране много у кого есть домики, а у меня вот башня с рыцарем, длинношеийм драконом и скучающей принцессой))))

Здравствуйте, мастерицы! Это моя первая работа с солёным тестом) Но она была уже отдана в подарок) В Стране много у кого есть домики, а у меня вот башня с рыцарем, длинношеийм драконом и скучающей принцессой)))) фото 1

Дальше будут фотографии «вокруг»))

Здравствуйте, мастерицы! Это моя первая работа с солёным тестом) Но она была уже отдана в подарок) В Стране много у кого есть домики, а у меня вот башня с рыцарем, длинношеийм драконом и скучающей принцессой)))) фото 2

Здравствуйте, мастерицы! Это моя первая работа с солёным тестом) Но она была уже отдана в подарок) В Стране много у кого есть домики, а у меня вот башня с рыцарем, длинношеийм драконом и скучающей принцессой)))) фото 3

Здравствуйте, мастерицы! Это моя первая работа с солёным тестом) Но она была уже отдана в подарок) В Стране много у кого есть домики, а у меня вот башня с рыцарем, длинношеийм драконом и скучающей принцессой)))) фото 4

Принцесса и рыцарь поближе

Здравствуйте, мастерицы! Это моя первая работа с солёным тестом) Но она была уже отдана в подарок) В Стране много у кого есть домики, а у меня вот башня с рыцарем, длинношеийм драконом и скучающей принцессой)))) фото 5

Вот и дверца с боооооольшим замком на двери)

Здравствуйте, мастерицы! Это моя первая работа с солёным тестом) Но она была уже отдана в подарок) В Стране много у кого есть домики, а у меня вот башня с рыцарем, длинношеийм драконом и скучающей принцессой)))) фото 6

Здравствуйте, мастерицы! Это моя первая работа с солёным тестом) Но она была уже отдана в подарок) В Стране много у кого есть домики, а у меня вот башня с рыцарем, длинношеийм драконом и скучающей принцессой)))) фото 7

Тесто использовала по мк Инночки (извините, не знаю отчество) https://stranamasterov.ru/node/87113?c=favorite большое спасибо ей за этот замечательный рецепт. Тесто хранится долго и не теряет эластичности. Спасибо за внимание!

Ольга Александровна

Ксан_Бесноватый

Elena_naber

Ксан_Бесноватый

Огромное спасибо, я еще учусь, так что будем совершенствоваться.

Elena_naber

совершенству нет предела, дерзайте,главное желание. к соленому тесту только слегка прикоснулась, еще не поняла смогу ли

Ксан_Бесноватый

О, талантливый человек, талантлив во всем, так что не переживайте!

А мне вот хочется очень многое попробовать, тысяча планов и задумок, а смогу или нет станет ясно по ходу дела

Elena_naber

с переживаниями у меня слабо..как попала в Страну, за многое взялась, как получается видно со стороны, а мне главное что удовольствие получаю от вечерних посиделок- поделок. В работе всегда несколько поделок разных по технике исполнения, так впечатляют фантазии и идеи мастериц

Источник