Меню

Профотбор для пилотов курсантов и поступающих



Тесты на пилота [Психологические тесты профотбора]

Пилоты при приеме на работу представляют документы о полученном профильном образовании, сдают теоретические и практические экзамены. Кроме того, придется пройти медицинское освидетельствование и налетать необходимое количество часов.

Тест на частного пилота проходит в общем порядке. После многоэтапного собеседования и тестирования соискателя принимают на первоначальные курсы подготовки.

Какие качества нужны в авиации

Федеральное агентство воздушного транспорта («Росавиация») регулярно обновляет тесты профотбора для пилотов, для допуска к полетам и получения лицензий. Они направлены на контроль навыков летчика, его готовности к должности.

В соответствии с требованиями Росавиа, с помощью оценочных испытаний выявляют способность человека к обучению, скорость его реакции, когнитивные показатели.

Будущего лётчика проверяют на:

  • ВЛЭК и отсутствие противопоказаний по здоровью (дальтонизм, сердечно-сосудистые и хронические заболевания);
  • выполнение нормативов;
  • профпригодность;
  • знание основ аэронавигации;
  • работу с метеорологическими данными, картами, кодами и прогнозами;
  • возможности личности по контролю угрозы и недопущения ошибок;
  • правила полета при меняющихся погодных условиях;
  • знание устройства силовых установок, поршневых двигателей и особенностей топлива;
  • умение пользоваться гироскопическими приборами, компасом иными устройствами;
  • знание воздушного законодательства и правил поведения при авариях.

Перед трудоустройством будущих пилотов ждет тестирование, в ходе которого выявляют не только профессиональные качества (например, знание компаса), но и базовые способности и личностные наклонности.

В каждой авиакомпании используются разные испытания, однако, принцип у них примерно один. Крупные работодатели, например, аэрофлот или s7 предлагают пройти дополнительные тесты для линейных пилотов — на знание корпоративной культуры, соответствие стандартам и др.

Психологические тесты для пилотов

СМИЛ, используемый в российской практике отбора кадров на работу – это модифицированный вариант международного опросника MMPI. При трудоустройстве встречаются варианты по 566, 360 вопросов, а также экспресс-варианты из 71 вопроса.

психологические тесты для пилотов

СМИЛ считается стандартом психологического тестирования при приеме на работу из-за высокой достоверности и привлекательной, по сравнению с продуктами SHL OPQ32 и talentQ Dimensions, стоимостью.

Хотя в психологических опросниках используются защиты от чрезмерно положительных ответов, кандидаты могут научиться проходить их, показывая наличие качеств, которые интересны работодателю.

СМИЛ проходят на компьютере, в присутствии представителя работодателя. Результаты и психологический профиль формируются автоматически, исключая субъективную оценку рекрутеров.

Тесты СМИЛ для пилотов гражданской авиации оценивают:

  • психологический портрет: темперамент, характер, особенности личности, стиль поведения и общения;
  • склонность и противопоказания к работе;
  • уровень выраженности стресса и эмоциональное состояние;
  • устойчивость психологическим нагрузкам, склонность к конфликтам;
  • способность к продуктивному анализу и принятия решений.

Кроме СМИЛ используют и другие тесты для пилотов, например, оценку умственных способностей по системе Равена (Райвена). Это одно из наиболее популярных испытаний при приеме на работу пилотов.

тест пилота онлайн

Его цель – оценка уровня IQ («общего» интеллекта), способностей к обучению и обработке абстрактной информации. Тестирование состоит из 5 серий по 12 заданий. Результаты сравнивают с другими кандидатами того же возраста и категории.

Тестирование проходит с ограничением времени или без него. В первом случае кандидату дается от 20 до 30 минут. Тест Равена состоит из матриц последовательностей и аналогичен логическим тестам способностей при приеме на работу.

Уровень интеллекта не считается определяющим условием при приеме в авиацию — решение о найме принимают исходя из результатов всех проведенных испытаний и собеседований.

Задания на счет, реакцию, мышление

Будущим летчикам предложат и дополнительные задачи на выявление когнитивных способностей.

Они предназначены для оценки качеств мышления, например:

  • устного счета
  • сравнения,
  • анализа,
  • логического построения,
  • поиска закономерностей и различий.

Соискателям предстоит решать математические задачи на время в уме, искать последовательности фигур, решать задания, связанные с работой бортовых приборов, часов и измерительных шкал. Подобные задачи не требуют профессиональных знаний. Единственная сложность – ограничение времени.

  1. Для контроля пространственного мышления пилота используют тест на работу с показаниями радиокомпаса. Используется восемь направлений четырех частей света.
  2. Задания с лабиринтами оценивают скорость сенсомоторной реакции и уровень экстраполяции.
  3. Для исследования произвольного внимания, психомоторной деятельности, работоспособности и сосредоточенностью используются корректурные таблицы или кольца Ландольта.
  4. Тест военного пилота включает оценку образного (абстрактного) мышления – способности выстраивать пространственные положения летательного аппарата. Для этого используются задания по совмещению вырезов и вращения фигур, таблицы Шульте.
  5. Нередко летчик, поступающий на работу, проходит также тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра. Соискателю предлагаются задания на исключение слова, поиск аналогий, обобщения.

В тестирование когнитивных функций летчиков входят:

  • арифметические задачи,
  • числовые ряды,
  • вопросы на пространственное воображение и обобщение,
  • задачи на вербальный интеллект,
  • задания на математическую одаренность.
  • задания на реакцию и скорость мышления

Как готовиться тестированию на пилота

как пройти тест пилота

Тесты на пилотов, помимо профессиональных – это задачи на оценку развития интеллекта, скорость реакции, вычисления в уме и поиск логических последовательностей. Поскольку заучить вопросы или скачать ответы невозможно, единственной действенной подготовкой к трудоустройству считается тренировка на аналогичных примерах.

Для тренировки логических навыков, подготовки к матрицам Равена и заданиям на мышление отлично подходят тренировочные логические тесты способностей. Тренируясь онлайн, кандидат сразу видит правильный ответ и работает над ошибками, что улучшает скорость реакции и навыки решения логических задач.

Чтобы пройти психологические тесты, кандидатам важно понимать, какие качества считаются положительными, а какие – отрицательными. Кроме того, важно понимать, за какое качество отвечает каждое утверждение в задании. Помимо этого, придется выучить правила и особенности тестирования: как избегать «перекоса» в оценочном профиле, как не попасться при проверке честности ответов и т.д. Для этого созданы учебные психологические задачи, руководства и информационные статьи.

Для тренировки математических способностей подойдут числовые тесты и когнитивные тренажеры. Такая тренировка в любом случае не будет лишней: она сохранит когнитивные функции человека и поможет в работе. Нелишним будет и отработка устного счета без использования калькулятора.

Заключение

Сдать тест Росавиации для гражданских пилотов, поможет тренировка на аналогичных задачах и когнитивные тренажеры на скорость реакции и память. Поскольку логические задачи на абстрактное и пространственное мышление в тестировании пилотов встречаются чаще всего, им рекомендуется уделять особое внимание. Ведь тестирование – одна из основных преград при трудоустройстве.

Источник

Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса»

date image2015-07-14
views image15016

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Исследование производится с помощью плаката (рис. 6) на котором схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка. Затем из 5 компасов определить, который показывает в направлении, обозначенном в самом начале строки. Например, на 1-й строке указано – искать ЮЗ. Это № 2 и № 3. Задание дается на 10 мин. Оценка выводится по таблице 29.

Оценка в баллах
Количество пра­вильных ответов 14-15 12-13 10-11 8-9 6-7

Инструкция: «Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север – сверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева. (Показать на демонстрационном плакате.) На ваших картах схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки на плакате.) Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть. Время на работу 10 мин».

Исследование производится или с помощью бланка с изображением 42 циферблатов, на которых по одному числу, около

любого часа, а циферблат повернут на неопределенное количество градусов (рис. 7), или используется небольшой стенд с вращающимся циферблатом (диаметром около 50 см), стрелками и зажимом с набором чисел от 1 до 12, обозначающими часы (рис. 8). Необходимо определить, какое время показывают стрелки.

При работе с бланками оценка выводится по таблице 30.

При работе со стендом каждая картинка представляется на 12 с (по определенной программе) и в первом и во втором случае обследуемые пишут номера заданий и ответ, например: 3 = 11 ч 15 м; 4=21 ч 20 мин. Оценки при этом (как и в случае использования плаката вместо бланков) облегчаются на 2 ответа (9 баллов=35 правильных ответов; 8 баллов=32 – 34 и т. д.).

Инструкция для работы по бланкам: «Перед вами бланки, на которых нарисованы ряды циферблатов со стрелками. Циферблаты повернуты вокруг оси – они в необычном положении. Нужно, ориентируясь только на одну цифру, показывающую какой-нибудь час, определить время на каждом циферблате. Бланки вращать не разрешается, положение часов нужно представлять мысленно».

§ 2. ВНИМАНИЕ Объем внимания

Исследование объема внимания осуществляется с помощью тахистоскопа. Смысл исследования – в предъявлении на короткое время (около 1 с) карточки с изображенными на ней фигурами, например, кружков или крестиков (рис. 9). Каждая карточка предъявляется дважды. Сначала берутся карточки с двумя фигурами, затем с тремя и т. д. После предъявления изображения испытуемый в течение 10 – 15 с должен нанести на своем бланке точки (крестики) в соответствии с тем, что он увидел. На воспроизведение 2 – 5 фигур дается по 10 с, 6 – 7 фигур – по 15 с, 8 – 9 фигур – по 20 с.

Читайте также:  Соотношение понятий государственное управление и исполнительная власть

На упрощенном тахистоскопе карточки могут высвечиваться на бумаге за матовым стеклом зажиганием лампочки. Возможно предъявление их с эпидиаскопа на слайдах. Обследование проводится обычно групповым способом. Важно исключить списывание друг у друга. Оценка результатов осуществляется по таблице 31.

Концентрация внимания. Тест «Перепутанные линии»

Среди методик, направленных на исследование концентрации внимания, может быть рекомендовано задание «Перепутанные линии» (рис. 10), которое рассматривают так же, как один из тестов, характеризующих устойчивость внимания. Исследование может проводиться как на индивидуальных бланках, так и с помощью плаката на стандартном листе ватмана или высвечиванием на эпидиаскопе. Испытуемые на своих бланках записывают номера начала линий по порядку и за ними номера их окончания. На выполнение задания дается 7 мин. Оценка при выполнении задания с плаката по таблице 32.

Оценка в баллах
Количество пра­вильных ответов 22-23 20-21 17-19 14-16 12-13 8-11

Инструкция: «На бланке вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она кончается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинайте с линии, обозначенной слева, № 1, найдите, где она закончится, там стоит соответствующий номер, затем переходите к линии № 2 и т. д. Ответы записывайте по порядку, например: 1 – 17, 2 – 14, 3 – 22 и т. д. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля, не вести линии карандашом или пальцем».

Источник

Психологический тест с компасом

При поступлении в лётные училища, кроме экзаменов по физике и математике, с давних пор принято проверять физическую подготовку, здоровье, и кроме того уровень эрудиции. Логика тут проста, математика нужна чтоб в бухгалтерии не обманули, физика чтоб мешать спирт с водой в нужной пропорции, физкультура чтоб мешки с покупками таскать из магазина безпошленной торговли, а вот с эрудицией всё сложно.
Каким образом проверяется ментальная устойчивость кандидата в лётные училища? Очень просто, для начала дают анкету на 300-700 вопросов в которой вкратце интересуются, есть ли у будущего лётчика голоса в голове, которые велят ему делать плохие вещи? Или последние случаи когда с ним приключались конвульсии? И в том случае если голоса, и конвульсии происходят не очень часто, то кандидат проходит в следующий тур соревнований.
Тут уже кроме хорошей памяти необходимо будет продемонстрировать навыки пространственного мышления, которые с непривычки могут поставить в тупик юного абитуриента или даже неопытного штурмана.
Итак-его величество компас.
Суть задания сводится к тому, чтобы определить направление стороны света, на которое указывает стрелка компаса
Задание 1

Если вы справились с первым заданием то прошу под кат.

Стрелка показывает на Восток. Молодец!

Усложняем задание:
2. Куда теперь указывает стрелка?

А теперь то, что вам встретится на ПО (проф отборе) при поступлении в училище:
3. Найти направление куда указывает стрелка прибора.

Источник

Тест на пилота: Профотбор для пилотов, курсантов и поступающих

Этот тест на военного пилота уникален одновременно своей простотой и сложностью. С первого взгляда он немного легкомысленный и несерьёзный, но мало кто продержится в нём и 10 секунд!

Честно сказать, очень сомневаюсь, что он имеет какое-то отношение к храбрым военным лётчикам, но всё-равно он очень увлекательный и по своему полезный — тренирует внимание, рефлексы и реакцию.

На этой странице нет самого теста, а лишь описание его. Ссылки на две версии этого теста найдёте в конце статьи.

Профотбор для пилотов, курсантов и поступающих

Задание «Шкалы» выполняется без листка бумаги и ручки. Для того чтобы определить величину отклонения стрелки на каждой из 9 шкал приборов, требуется предварительно установить цену деления каждой шкалы. По определенной программе должны быть суммированы показания нескольких приборов. Сумма записывается. Всего дается 10 заданий. Оценивается оперативная память. Помните: значение слева от «0» со знаком « —«, справа — « +«.

Профотбор для пилотов тренировка

Встречаются у психолога профотбора при прохождении ЦВЛЭК

В одном ящике было 14 яблок, в другом на 6 яблок больше. Сколько было яблок в обоих ящиках?

У мальчика было 24 яблока. Часть из них он отдал. 7 яблок у него осталось. Сколько яблок он отдал?

У колхозников было 24 гектара земли. С каждого они сняли по 5 центнеров урожая. 1/3 продали государству. Сколько у них осталось?

Хозяйка варит за 5 дней 15 килограммов картофеля. Сколько килограммов она варит за неделю?

По теме: Огэ средства выразительности тренировка

На двух полках всего 18 книг. На другой полке в 2 раза больше, чем на другой. Сколько книг стоит на каждой полке?

Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше. Сколько лет отцу сейчас?

Длина свечи 15 сантиметров. Тень от свечи длинее свечи на 45 см. Во сколько раз тень длинее свечи?

Хозяин заплатил за хлеб, крупу и картофель 40 рублей. Хлеб стоит 12 рублей, крупа — 6 рублей. Сколько стоит картофель?

Ученик купил 1 карандаш и 1 ручку и заплатил 25 копеек. Другой ученик купил 1 карандаш и 2 ручки и заплатил 37 копеек. Сколько стоит 1 карандаш? Сколько стоит 1 ручка?

Хозяйка за 5 дней тратит 20 литров молока. Сколько тратит за неделю?

Профотбор для пилотов, курсантов и поступающих

Перед Вами две таблицы по 9 клеток (З*З) в каждой.

В левой таблице приведена нумерация клеток для второй (основной) таблицы схематически изображающей ЦИФЕРБЛАТ часов.

Вам предстоит за 5 минут запомнить таблицу-циферблат.

В ходе выполнения теста будут предъявляться двузначные числа, где каждая однозначная цифра указывает номер клетки в таблице-циферблате.

Вам необходимо каждое двузначное число заменить на два соответствующие символа из таблицы – циферблата, нажав мышкой экранные клавиши.

Например: 75 это ←Ц; 19 это ↑↓; 26 это 123 и т.д.

Интервал между предъявлением чисел меняется от 11 сек. до 6 сек., поэтому, если Вы не успели выполнить текущее задание, — выполняйте следующее.

Необходимо определить наибольшее количество чисел.

Какие качества нужны в авиации

Федеральное агентство воздушного транспорта («Росавиация») регулярно обновляет тесты профотбора для пилотов, для допуска к полетам и получения лицензий. Они направлены на контроль навыков летчика, его готовности к должности.

В соответствии с требованиями Росавиа, с помощью оценочных испытаний выявляют способность человека к обучению, скорость его реакции, когнитивные показатели.

Будущего лётчика проверяют на:

  • ВЛЭК и отсутствие противопоказаний по здоровью (дальтонизм, сердечно-сосудистые и хронические заболевания);
  • выполнение нормативов;
  • профпригодность;
  • знание основ аэронавигации;
  • работу с метеорологическими данными, картами, кодами и прогнозами;
  • возможности личности по контролю угрозы и недопущения ошибок;
  • правила полета при меняющихся погодных условиях;
  • знание устройства силовых установок, поршневых двигателей и особенностей топлива;
  • умение пользоваться гироскопическими приборами, компасом иными устройствами;
  • знание воздушного законодательства и правил поведения при авариях.

Перед трудоустройством будущих пилотов ждет тестирование, в ходе которого выявляют не только профессиональные качества (например, знание компаса), но и базовые способности и личностные наклонности.

В каждой авиакомпании используются разные испытания, однако, принцип у них примерно один. Крупные работодатели, например, аэрофлот или s7 предлагают пройти дополнительные тесты для линейных пилотов — на знание корпоративной культуры, соответствие стандартам и др.

Профотбор для пилотов, курсантов и поступающих

Цель: предназначена для оценки таких качеств мышления, как способность к анализу и сравнению, умения делать логические построения, легкости возникновения ассоциативных связей, установления тождества и различия, скорости переключения с одного способа умственного действия на другой, а так же для характеристики устойчивости внимания и оперативной памяти. Инструкция: задание требует от вас внимательности, сообразительности, умения улавливать закономерности. На бланке имеются 25 строчек по 5 слов в каждой. Слева перед каждой строчкой изображены значки: + ? * и т. п. Порядок расположения этих знаков соответствует порядку расположения букв в одном или нескольких словах, которые имеются в данной строке. Ваша задача – определить, в каких словах каждой строчки порядок расположения букв соответствует порядку расположения знаков. Таких слов в одной строке может быть от ни одного до пяти. Если все буквы в слове разные, то и знаки, обозначающие это слово должны быть тоже разные. Если буквы в слове повторяются, то и знаки, обозначающие эти буквы, тоже должны повторяться.
Рекомендации Находите похожие символы и начинайте сравнение с них. Когда найдёте подходящее слово, сравните остальные символы

Читайте также:  Введение сердечных гликозидов при анафилактическом шоке показано тест

Психологические тесты для пилотов

СМИЛ, используемый в российской практике отбора кадров на работу – это модифицированный вариант международного опросника MMPI. При трудоустройстве встречаются варианты по 566, 360 вопросов, а также экспресс-варианты из 71 вопроса.

СМИЛ считается стандартом психологического тестирования при приеме на работу из-за высокой достоверности и привлекательной, по сравнению с продуктами SHL OPQ32 и talentQ Dimensions, стоимостью.

Онлайн-пример психологического теста:

Хотя в психологических опросниках используются защиты от чрезмерно положительных ответов, кандидаты могут научиться проходить их, показывая наличие качеств, которые интересны работодателю.

Что такое пилотное тестирование? Определение, значение, примеры

  • Home
  • Testing
    • Back

    9000 J4000 Тестирование 9000 J4000

    JUnit LoadRunner Ручное тестирование Мобильное тестирование Mantis Почтальон QTP

    • Назад
    • Центр качества (ALM)

    RPA 9000 Testing 5 Управление TestLink

    • SAP
      • Назад
    • APO
    • Начинающий
    • Basis
    • BODS
    • BI
    • BPC
    • CO

    Назад CRM Crystal Reports QMO Заработная плата

    • Назад
    • PI / PO
    • PP
    • SD
    • SAPUI5
    • Безопасность
    • Менеджер решений
    • Successfactors
    • Учебники SAP

    AngularJS ASP.Net C C # C ++ CodeIgniter СУБД JavaScript

    • Назад
    • Java
    • JSP
    • Kotlin
    • Linux
    • Linux
    • Kotlin
    • Linux
    • Perl
    • Назад
    • PHP
    • PL / SQL
    • PostgreSQL
    • Python
    • ReactJS
    • Ruby & Rails
    • Scala
    • SQL
    • UML
    • VB.Net
    • VBScript
    • Веб-службы
    • WPF

    Алгоритмы Android Блокчейн Business Analyst Веб-сайт сборки CCNA Облачные вычисления

    COBOL 9000 Compiler 0005 9000 Встроенный COBOL 9000 Дизайн 9000 Ethical Hacking Учебные пособия по Excel Программирование на Go IoT ITIL Jenkins MIS Сетевые подключения Операционная система

    • Назад
    • Управление проектами Обзоры

    Salesforce SEO Разработка программного обеспечения VBA Big Data

    BigData Cassandra Cognos Хранилище данных

    MicroStrategy MongoDB .Расширение браузера

    Тест военного пилота

    Самая «лёгкая» версия…

    Тест №1

    …и настоящий, суровый…

    Тест №2

    Обращаю внимание — тест нужно проходить на более-менее мощном компьютере, чтоб страница быстро отрисовывалась в окне браузера и синие блоки не ползали как вареные мухи, а летали как перепуганные.

    Нескучного времени суток и приятного времяпровождения.

    Такой тест на военного пилота. До новых полезных компьютерных программ и интересных приложений для Андроид.

    для повышения безопасности сети

    Как работает расширение браузера частной сети Firefox?

    Расширение браузера Firefox Private Network создает зашифрованный туннель, называемый прокси-сервером, между вашим браузером и сетью, управляемой нашим доверенным партнером CloudFlare. Пока вы просматриваете веб-страницы, ваши данные о просмотре передаются из Firefox напрямую через это безопасное соединение. Это означает, что ваш интернет-провайдер, сетевой менеджер или перехватчики в общедоступной сети Wi-Fi не могут видеть ваш просмотр.Поскольку ваш веб-трафик передается через прокси-сервер CloudFlare, прежде чем он попадет в Интернет, ваше местоположение и IP-адрес также замаскированы, поэтому онлайн-трекерам будет сложнее следить за вами во время просмотра.

    Почему мне нужно платить за расширение браузера Firefox Private Network?

    Всегда есть затраты, связанные с сетевой инфраструктурой, необходимой для запуска защищенной прокси-службы, такой как расширение браузера Firefox Private Network. Мы считаем, что самый простой и прозрачный способ учесть эти расходы — это предоставить эту услугу за умеренную абонентскую плату.

    Работает ли частная сеть Firefox во всех браузерах?

    Для бесплатного расширения требуется браузер Firefox для настольных ПК, который доступен в Windows, Mac и Linux.

    это VPN?

    Нет. Расширение для браузера Private Network предлагает установить и забыть сетевую защиту во время совершения покупок, банковских операций и просмотра веб-страниц в Firefox. Он легкий и простой. VPN — это более надежное программное приложение, которое позволяет переключать местоположение. Это отдельное приложение, которое вы устанавливаете для защиты всего на вашем устройстве, которое подключается к Интернету, включая все браузеры, приложения для социальных сетей и банковские приложения.Узнайте больше, если вас интересует наш VPN.

    Когда частная сеть Firefox будет доступна за пределами США?

    Мы предложим бета-версию частной сети Firefox в США в начале 2020 года. Вскоре после этого мы работаем над распространением услуги на другие регионы.

    Регистрирует ли частная сеть Firefox мою историю просмотров?

    Firefox стремится защищать вашу конфиденциальность. Наша политика конфиденциальности описывает, как мы обрабатываем ваши данные. Защита на уровне браузера, предоставляемая Cloudflare, временно регистрирует неопознанную историю просмотров и удаляет эти данные в течение 24 часов в качестве механизма для обнаружения и обработки злоупотреблений в сети.Ни Firefox, ни Cloudflare не могут связать использование с пользователями, поскольку каждая сторона владеет частичными аспектами этих данных, которые никогда не объединяются.

    Суть теста на военного лётчика

    «А ты не лётчик, а я была так рада Любить героя из лётного отряда…»

    Как писал выше — всё очень просто. Нужно кликнуть левой кнопкой мышки по красному квадрату, что в центре чёрного квадрата и не отпуская её (левую кнопку мыши) маневрировать между хаотично летающими синими блоками. При этом нельзя касаться этих блоков и чёрных стенок большого внешнего квадрата…

    Источник

    Ваш психолог. Работа психолога в школе.

    Самое популярное

    • Психологическая характеристика ученика (образец)
    • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
    • Самооценка подростка
    • Годовой план работы школьного психолога
    • Аналитический отчет о работе психолога (образец)

    На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Способности восприятия (перцептивные процессы) — Восприятие пространственных признаков. Методика компаса

    Способности восприятия (перцептивные процессы) — Восприятие пространственных признаков. Методика компаса
    Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
    Индекс материала
    Способности восприятия (перцептивные процессы)
    Восприятие пространственных признаков. Методика компаса
    Тест А. Рея Многозначные рисунки
    Методика диагностики способностей зрительного восприятия (методика С.В. Филиной)
    Приложения 1-3
    Приложения 4-5
    Осязательное и слуховое восприятие
    Все страницы

    1.5. Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса»

    Исследование производится с помощью плаката (рис. 1), на котором схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка. Затем из 5 компасов определить, который показывает в направлении, обозначенном в самом начале строки. Например, на 1-й строке указано — искать ЮЗ. Это № 2 и № 3. Задание дается на 10 мин.
    Инструкция: «Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север — сверху, юг — внизу, восток — справа, запад — слева. (Показать на демонстрационном плакате.) На ваших картах схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки на плакате.) Ваша задача — определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. Эти компасы подчеркнуть. Время на работу 10 мин».

    компас

    Оценка выводится по таблице.

    Оценка в баллах

    Количество
    правильных
    ответов

    1.6. Методика «часы»

    Исследование производится с помощью бланка с изображением 42 циферблатов, на которых по одному числу около любого часа, а циферблат повернут на неопределенное количество градусов (рис. 1), или используется небольшой стенд с вращающимся циферблатом (диаметром около 50 см), стрелками и зажимом с набором чисел от 1 до 12, обозначающих часы. Необходимо определить, какое время показывают стрелки. Инструкция для работы по бланкам: «Перед вами бланки, на которых нарисованы ряды циферблатов со стрелками. Циферблаты повернуты вокруг оси — они в необычном положении. Нужно, ориентируясь только на одну цифру, показывающую какой-нибудь час, определить время на каждом циферблате. Бланки вращать не разрешается, положение часов нужно представлять мысленно».

    стимульный материал

    При работе со стендом каждая картинка представляется на 12 сек (по определенной программе) и в первом и во втором случае обследуемые пишут номера заданий и ответ, например: 3—11 ч 15 мин; 4 — 21 ч 20 мин.

    Оценка результатов

    При работе с бланками оценка выводится по таблице.

    Оценка в баллах

    Количество
    правильных
    ответов

    При работе со стендом оценки (как и в случае использования плаката вместо бланков) облегчаются на 2 ответа (9 баллов — 35 правильных ответов; 8 баллов — 32 — 34 и т. д.).

    1.7. Методика изучения плоскостного и объемного глазомера

    Предлагается 8 карточек с геометрическими фигурами (см. рис. 1, уменьшенный в 2 раза). На каждой карточке — две фигуры, различающиеся только размерами. Необходимо определить, во сколько раз первая фигура больше второй. Подсчитывается количество правильных ответов.

    стимульный материал4

    1.8. Тест «Разрезные картинки»

    В качестве стимульного материала являются цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3 — 4-летних детей используют картинки, разрезанные на 2 — 4 части, а для 4 — 6-летних— картинки, разрезанные на 4 — 6 частей. Если вы считаете необходимым провести диагностику восприятия у школьников (обычно в этом возрасте оно уже не исследуется), рекомендуется применять более сложные рисунки — не с одним предметом, а с группами или с ситуациями.
    Инструкция следующая: «Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет».
    Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов — от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.
    При интерпретации, прежде всего, обращают внимание на наличие у ребенка целостного образа предметов. Тест направлен и на изучение уровня развития действий восприятия, умения выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета. В норме дети легко справляются с такими заданиями, быстро узнают нарисованные предметы, при сборке которых возможны некоторые затруднения в деталях (например, найти правильное место для ног куклы или ее банта). О нарушении восприятия можно говорить в том случае, если 3 — 4-летний ребенок не может узнать ни машинки, ни собаки. В этом случае необходимо
    начать обучение ребенка, показать ему наиболее характерные детали этих предметов, вместе с ним собрать картинку. После обучения необходимо предложить ребенку выполнить аналогичное задание, но уже без помощи взрослого. В сложных случаях детям показывают, на что надо смотреть, то есть показывают, как искать информативные точки не на одном, а на нескольких предметах.

    1.9. Тест «Коробочка форм»

    С помощью этого теста исследуется уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации. При проведении этого теста проверяют также наличие у ребенка сенсорных эталонов формы.
    Стимульный материал: деревянная или пластмассовая коробка, в крышке которой прорезаны отверстия в форме основных геометрических фигур — круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и т. д. В наборе имеются и трехмерные фигуры (деревянные или пластмассовые), в основании которых те же геометрические фигуры, то есть шар, куб, параллелепипед и т. д.
    Инструкция следующая: «Давай поиграем, как будто эта коробочка — почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показывают геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое оно может войти. Поэтому внимательно смотри на фигурку-письмо и ищи то отверстие, которое для него предназначено».
    Фигурки кладут перед ребенком рядом с коробочкой. В процессе работы взрослый может обратить внимание ребенка на информативные точки, если он не старается исследовать фигурку, а пытается силой впихнуть ее не в то отверстие. В таком случае детям показывают, что у данной фигурки есть, например, три острых угла, а отверстие круглое, поэтому фигурка в него не войдет, и надо найти такое отверстие, в котором также есть три угла. Затем совместно с ребенком отыскивают такое отверстие и демонстрируют, как легко входит в него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми 1 —3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно, либо тестирование прекращают. Если Вы хотите проверить, насколько хорошо ребенок владеет эталонами формы, можно дать ему дополнительное задание — разложить фигурки по форме, сложив вместе все кубы, шары или пар аллеле пипеды.
    При интерпретации полученных данных, прежде всего, следует обращать внимание на характер деятельности детей — наличие ориентировки, степень ее ин- териоризованности. Для детей 2,5 — 3 лет в норме еще не характерно выделение ориентировочной фазы деятельности, они стараются засунуть фигурки в любое отверстие, не разглядывая их и не соотнося друг с другом. Поэтому, помогая детям, взрослые их обучают, формируя ориентировку и действия восприятия одновременно. Более способные дети и более обучаемые быстрее «схватывают» новый материал и сразу после показа способа действия с одной-двумя фигурками начинают действовать самостоятельно. В норме ориентировка как самостоятельный этап деятельности появляется в 3 — 3,5 года (хотя у импульсивных детей может появиться и значительно позднее, к 4 — 4,5 годам). Поэтому 3 — 4-летние дети должны осматривать фигурки прежде, чем начать их опускать в коробку. Однако эта ориентировка может быть еще внешней, то есть ребенок помогает себе пальчиками, ощупывает фигурки, поворачивает их в разные стороны, пытаясь засунуть в коробку. В этом случае также допустимо участие взрослого, помогающего детям перейти к зрительной ориентировке, которая в норме должна появиться к концу третьего года их жизни. В это время попытка ощупать фигурку и, тем более, силой втиснуть ее в неподходящее отверстие считается уже грубой ошибкой, свидетельствующей о возможных нарушениях в интеллектуальном развитии. В этом случае особенно важно проверить обучаемость ребенка, так как хорошая обучаемость помогает быстро скорректировать это отставание, пока оно не отразилось на развитии мышления ребенка.

    1.10. Тест «Найди квадрат»

    Тест направлен на изучение константности восприятия.
    Ребенку показывают таблицу (рис. 1) с изображением 10 четырехугольников, среди них 5 совершенно одинаковых квадратов, и 5 четырехугольников, немного отличающихся от них: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот; какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.
    Ребенку предлагается отыскать на таблице все квадраты (четырехугольники, у которых все стороны и углы равны).
    Стимульный материал

    стимульный материал5

    Рис. 1
    Оценка результатов
    1 — Очень хороший результат, когда безошибочно найдены все фигуры или допущена только одна ошибка.
    2 — Средний результат, когда допущены 2 — 3 ошибки с фигурами, имеющими искажение прямого угла.
    3 — Низкий результат. Большее число ошибок, среди них неправильно опознаны прямоугольники.
    4 — Очень низкий результат. Не понимается определение квадрата, хаотично называются любые фигуры.

    1.11. Тест «Найди одинаковые фигуры»

    Ребенку предлагается бланк с различными геометрическими фигурами, всего 4 вида: трапеция, квадрат, параллелограмм и прямоугольник (рис. 1). Необходимо одинаковые фигуры пометить на бланке одинаковыми знаками (крестиками, кружочками, галочкой, плюсом) или поставить на одинаковых фигурах одинаковые цифры: 1, 2, 3 и т. д.

    Оценка результатов
    1 — Очень высокий результат. Ребенок не только безошибочно выполнил задание, но и назвал отличия фигур, или дал им общепринятые названия.
    2 — Высокий результат. Задание выполнено верно, но без словесно-логического анализа, или: дан анализ, но сделана ошибка.
    3 — Средний результат. Допущены 1 —2 ошибки, частичный анализ.
    4 — Низкий результат. Допущены 3 и более ошибки.

    1.12. Тесты реторазличения

    Методика 1. Ребенку предлагают 10 карточек одного цвета, но разные по светлоте. Необходимо разложить их по порядку от самого темного до самого светлого (самостоятельно изготовьте такие карточки с помощью акварели и воды).
    Методика 2. Ребенку предлагают 10 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности в нем желтого оттенка. Необходимо также разложить карточки по порядку, от менее желтых, до более желтых.
    Методика 3. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые имеют зеленый оттенок (например, серо-зеленые, сине-зеленые, желто-зеленые и др.).
    Оценка результатов: чем больше точность раскладки цветов, тем выше способности к цветоразличению у ребенка.
    Эти способности поддаются тренировке при отсутствии дефектов зрения. У японцев, например, благодаря их занятиям каллиграфией, во много раз больше развита способность различать оттенки серого цвета, чем у европейцев.

    1.13. Тест «Овощи и фрукты»

    Тест направлен на исследование цветоразличения. Ребенку предлагают поочередно несколько таблиц с черно-белыми изображениями на каждой карте, и к ним набор 4 — 5 различных цветов (карточек).
    Примеры стимульного материала

    овощи и фрукты

    К рис. 1: фиолетовая, оранжевая, зеленая и розовая цветные карточки.
    К рис. 2: коричневая, бордовая, желтая, красная и зеленая карточки.
    2.1. Зрительное восприятие
    Ребенку предлагают к каждому изображению на таблице подобрать подходящую цветную карточку.
    В норме все дети легко справляются с такими заданиями. Вместо овощей на них могут быть нарисованы животные, цветы, другие предметы, имеющие однозначную окраску.

    1.14. Тест «Дорисуй фигуры»

    Ребенку дают по очереди 3 бланка и предлагают дорисовать на них фигуры (квадраты и круги, стрекозу и рыбу) и подчеркивают, что все квадраты (круги, рыбы и т. д.) одинаковые (рис. 1, 2, 3).

    дорисуй

    Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этого типа дает возможноств составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формв1 предметов, о состоянии его графических наввжов, способности осугцествлятв симметричное изображение.

    Оценка результатов
    1. Хороший уровень: дети понимают принцип работы, безошибочно дорисовывают фигуры.
    2. Средний уровень: то же, что и в 1, но иногда допускают небольшую асимметрию в рисунках.
    3. Низкий уровень: уменьшение площади дорисованной фигуры; грубые изменения ее формы; непонимание принципа работы.

    Источник