Меню

Профиль когнитивного развития ребенка



Диагностическая методика РЕР-3.

В «Центре специального образования №3» города Великие Луки,

Телефон – 8(81153) 3-11-95

Адрес — 182104, Псковская область, г. Великие Луки, ул.Половская, дом 3,

Координаты — 56.354677 30.518223

Методика PEP-3 (Психолого-Образовательный Профиль) создана для обследования детей с аутизмом (позволяет выявить уровень его развития в 7 областях), чтобы дифференцированно оценить способности ребенка с расстройствами аутистического спек­тра (РАС) к обучению. Практи­чески являетсяочень важным моментом, так как развитие различных психических функций при аутизме происходит неравномерно, что необ­ходимо учитывать при составлении индивидуальных коррек­ционных программ развития ребенка.

В РЕР-3 информацию о ребенке получают из двух основ­ных источников. Во-первых, это результаты выполнения за­даний, основанных на типичных для детей формах активно­сти; эти результаты оцениваются по стандартизированным, соотнесенным с типичным развитием шкалам. Во-вторых, информацию получают из опросника для родителей (или законных представителей ребенка).

⭕ РЕР-3 включает 172 задания, которые предлагают ребён­ку выполнить:

· блок «коммуникация» -по вербальному и невербальному интеллекту объединены

· блок «моторика» — по общей, тонкой мото­рике зрительно-двигательному подражанию (зрительно- моторной координации)

· блок «дезадаптивное по­ведение» — аффективные проявления, социальное взаимодействие, типичное поведение в двигательной и речевой сферах.

Описание некоторых из них:

1. Ребёнку предлагают 3-5 кубика с различными текстурами для того, чтобы выявить сенсорную модальность, и насколько она адекватна. То есть «зависает» ли ребёнок сопределенными тактильными ощущениями и, если да, то с какими. Это помогает в дальнейшем работать с сенсорной составляющей и «насыщать» малыша.

2. Одним из средств изучения вербального/невербального интеллекта является соотношение изображения с реальным предметом. Предлагают такие предметы, как карандаш, стакан, зубную щетку, носок и т. п. Одновременно отмечают, знает ли ребёнок, как используются эти предметы

.

3. Для определения зрительно-двигательной координации и ведущего глаза/руки/полушария могут предложить калейдоскоп или белый лист бумаги с отверстием.

4. Графомоторные навыки ребёнка рассматривают по нескольким параметрам: это и мелкая моторика, и рисование, и графическая символика. Предлагают специальный альбом для рисования, чтобы понять, видит ли ребёнок контуры рисунка и может его закрасить, умеет ли скопировать и нарисовать прямую линию, круг, и т. д.

Вопросник для родителей, в котором — 10 вопросов в связи с проблемами поведения, 13 — о состоянии навыков самооб­служивания и 15 вопросов — по адаптивному поведению, то есть всего 38 вопросов.

Кроме того, родителям предлагается оценить уровень раз­вития ребёнка на момент обследования по пяти параметрам (способность к общению, развитие моторики, социальных на­выков и самообслуживания, а также способностей мышления) и в целом (какому возрасту соответствует состояние навыка или общего развития). Также родителям предлагают десять диагно­стических категорий (аутизм, умственная отсталость, шизофре­ния, речевые нарушения и т. д.), чтобы оценить, в какой степени они подходят их ребёнку и влияют на его развитие. Эти разделы характеризуют адекватность отношения родителей к ситуации нарушения развития у их сына или дочери, в какой степени эти оценки сходны у обоих родителей (если они оба заполняют вопросники).

⭕ РЕР-3 используется для решения следующих конкретных задач:

1. Определение сильных и слабых сторон развития ребёнка, как основы для составления индивидуальных программ обучения;

2. Получение информации, подтверждающей диагноз;

3. Определение уровня развития ребёнка и степени его адаптации;

4. Оценка эффективности педагогической и клини­ческой коррекции в динамике.

⭕ К достоинствам РЕР-3 можно отнести:

· гибкость схемы применения (нет временных ограничений — можно проводить обследование в течение нескольких занятий с перерывом, за несколько дней и т. п.),

· возможность оце­нить зону ближайшего развития, поскольку результат оцени­вается не только как «выполнено» / «не выполнено», но и как «выполнено с помощью», виды которой строго регламентиро­ваны для каждого задания.

⭕ БезусловноРЕР-3, не может применяться без других методов исследования (наблюдение, клиническая беседа и т.п.), он не лишен недостатков (в частности, недостаточно точно диф­ференцирует легкие нарушения в двигательной сфере), но, как показывает практика, является во многих отношениях очень полезным инструментом психолога и дефектолога.

⭕ РезультатРЕР-3представлен не только качественными, описательными данными, но также наглядно (в форме графика) и количественно (психический возраст по семи шкалам)».

Источник

Протокол комплексного психологического обследования

Профиль когнитивного развития ребенка

Батарея тестов Кауфманов (Kaufman Assessment Battery for Children, 2nd edit.). Данный метод представляет собой батарею заданий, предназначенных для оценки уровня интеллектуального развития и академических достижений у детей в возрасте от 3 до 18 лет 11 месяцев. Он включает задания, относящиеся к нескольким шкалам: шкала сукцессивной обработки информации, шкала симультанной обработки информации, невербальная шкала, шкала достижений, шкала планирования и общий показатель теста. Существенным достоинством теста Кауфманов является его опора на нейропсихологическую модель и большое разнообразие шкал, показывающих профиль интеллектуального развития. Тест Кауфманов не был адаптирован на русском языке, в связи с этим представляется оправданным использовать только шкалы невербального интеллекта.

Психолого-образовательный профиль, 3-е издание (PEP-3) (Schopleretal., 2004). Данный тест предназначен для оценки уровня возможностей детей, имеющих нарушения коммуникации. Методика стандартизирована на группе нормативно развивающихся дошкольников. Благодаря этому по итогам проведения теста формируется профиль способностей, выраженный в возрасте, которому соответствует развитие основных навыков. В тесте используются следующие шкалы: когнитивное вербальное / превербальное развитие; экспрессивная речь; понимание речи; мелкая моторика; крупная моторика; зрительно-моторная имитация. Каждой шкале соответствует набор заданий. Сумма баллов по каждой шкале переводится в возраст развития психической функции.

Читайте также:  7 Тест Конфликтная компетентность учителя

Тест Векслера — детский вариант предназначен для тестирования интеллектуальных способностей у детей и подростков от 6,5 до 16,5 лет. Тест был адаптирован на русском языке и стандартизирован на отечественной выборке. Тест включает 11 субтестов, позволяющих измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; выявить потенциал обучаемости; определить уровень сохранности интеллекта.

Нейропсихологическое обследование проводится с использованием альбома для нейропсихологического тестирования ребенка. Целью обследования является качественная оценка профиля развития высших психических функций, выявление сохранных и нарушенных звеньев.

Общий диагностический протокол для определения риска расстройств аутистического спектра (РАС)

План диагностического обследования при аутизме (Autism diagnostic sobservation scheduale — ADOS-2) является стандартизированным методом оценки социального поведения. ADOS-2 позволяет дать качественную и количественную квалификацию имеющихся симптомов относительно критериев, используемых в DSM-4 и МКБ-10 для постановки диагноза аутизм и аутистический спектр расстройств. План обследования включает в себя последовательность стандартных ситуаций, провоцирующих ребенка на взаимодействие с интервьюером. Оценивается общение, социальное взаимодействие, игра, стереотипные формы поведения. ADOS-2 состоит из четырех модулей, в каждом из которых предусмотрен свой протокол. Выбор модуля зависит от уровня общего и речевого развития ребенка. Время проведения обследования 30-45 минут. Методика была переведена на русский язык и адаптирована.

Интервью для диагностики аутизма (ADI-R) представляет собой полуструктурированное интервью, предназначенное для получения всего объема информации, необходимой для выявления черт развития, характерных для РАС. Применение ADI-R предполагает участие опытного клинического интервьюера, а также родителя или воспитателя, хорошо знакомого с историей развития и с актуальным поведением пациента. Ограничением применения методики является ментальный возраст испытуемого до 2 лет. В последнем случае надежность методики снижется, ее применение оказывается не оправданным. Время проведения интервью и оценки его результатов — 1,5 —2,5 часа.

Анализ наследственного характера заболевания

Генограмма семьи представляет собой графическую запись информации о семье. Основной целью использования генограммы в клинической практике является выявление случаев наследуемого заболевания, что представляет собой важный этап дифференциальной диагностики при РАС. При составлении генограммы особый акцент необходимо ставить на выяснение особенностей психического и физического статуса всех членов «расширенной» семьи.

Развитие социальной сферы

Шкала адаптивного поведения Вайнеленд представляет собой полуструктурированное интервью, позволяющее оценить 4 основные сферы: коммуникацию, повседневные житейские навыки, социализацию и моторные навыки. В методике также представлена шкала дезадаптации. Результатом применения методики является составление профиля адаптации с указанием сильных и слабых сторон и определением возрастного эквивалента. Уровень адаптации квалифицируется как низкий, умеренно низкий.

Социально-коммуникативный опросник. Скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с расстройством аутистического спектра. Анкета заполненяется родителем или опекуном. Опросник состоит из 40 вопросов в формате да\нет.

Скрининговые методы

Модифицированная анкета для определения риска аутизма у детей раннего возраста — это скрининговая методика, позволяющая определить риск развития аутистической симптоматики у детей раннего возраста. Анкета состоит из 23 вопросов, требующих ответа «да» или «нет». Подсчет баллов состоит в определении количества ответов, не совпадающих с ключом. Время проведения обследования — 10 минут

Источник

Психолого образовательный тест pep

Диагностика РЕР (Программа ТЕАССН)

РЕР (Psychoeducational Profile) — Психолого-образовательный профиль

РЕР предлагает возможность оценки развития аутичных и психотических детей, а также детей с задержками в развитии. Результаты теста используются для составления индивидуальных программ обучения ( IEP) для таких детей.

Концепция развития в тесте представлена в разных аспектах. Во-первых, РЕР напоминает нам, что ребенок, нормальный или больной, растет и изменяется соответственно возрасту. Во-вторых, т.к. тест используется для составления IEP, уровень развитости функционирования ребенка должен быть вычислен исходя из результатов заданий его индивидуальной программы.

Основой развития является также описание и понимание примеров характерных обучающих программ для таких детей. Т.е., у одного ребенка различные функции могут проявляется соответственно различным уровням развития. Таким образом, самая подходящая техника обучения должна быть соотнесена с уровнем развития всех функциональных зон.

РЕР является одним из лучших тестов, выявляющих отклонения в поведении и умственном развитии детей. Он помогает составить нестандартные и идиосинкразические обучающие программы. В большинстве случаев он рассчитан на детей дошкольного возраста, но также может быть использован для детей до 12 лет.

Как результат оценки, РЕР дает информацию о развитии следующих функциональных зон: имитация, восприятие, мелкая моторика, крупная моторика, интеграция рук и глаз, когнитивные представления, вербальная. Как диагностическая система, РЕР выявляет уровни поведенческих патологий и наличие психозов в следующих зонах аффекта: взаимоотношение, взаимодействие, интерес к людям, игра и интерес к предметам, сенсорные формы и речь.

Задания РЕР состоят из различных игр, которые должны быть представлены ребенку экзаменатором. В свою очередь, экзаменатор, должен наблюдать за реакцией ребенка и правильностью выполнения заданий, делать выводы и отмечать особенности ребенка. После прохождения ребенком теста, результаты нужно идентифицировать по таблицам итогов. Таким образом, будет получена картина развития семи функциональных зон и выявлено наличие патологий в поведении ребенка.

Большинство подобных тестов содержат только два возможных результата ответов: положительный и отрицательный, РЕР же имеет еще один — удовлетворительный. Удовлетворительный ответ показывает то, что ребенок имеет достаточно знаний и возможностей для выполнения задания, но не может понять смысла или не видит надобности в его выполнении. Таким образом, если ребенок демонстрирует некоторое понимание смысла задания или может выполнить его частично, но делает это неким необычным образом, его результат стоит рассматривать, как удовлетворительный.

Читайте также:  Тест по определению интересов и способностей учеников

Т.к. РЕР служит для составления IEP, то в нем выделяются 5 характерных отличий от других подобных тестов:

1. Задания, представленные в РЕР проводились долгие годы и доказали свою эффективность.

2. Возрастные уровни и результаты заданий распределены таким образом, что здоровый ребенок может выполнить соответственное задание раньше, чем указано в таблице возрастов.

3. Указания в РЕР построены таким образом, что они не звучат, как приказ, а являются приглашением к игре.

4. Т.к. для таких детей характерны проблемы с речью, задания и указания в РЕР составлены таким образом, что необходимость понимание речи в них минимальна.

5. Результаты теста рассматриваются не стандартно, т.к. они направлены на составление индивидуальных программ.

Описание теста и указания к нему.

Развитие функциональных зон.

Задания теста распределены по семи развивающимся функциональным зонам: имитация, восприятие, мелкая и крупная моторика, интеграция глаз и рук, вербальная зона и когнитивные представления.

В тесте содержится 10 заданий на имитацию, которые позволяют выявить способность ребенка имитировать определенные вещи как вербально, так и двигательно. Имитация связана также и с речью, хотя некоторые дети не могут повторить определенных звуков, в то время как легко изображают некоторые действия. Упражнения на моторную и вербальную имитацию часто могут способствовать кооперации в случаях у детей с низким уровнем развития.

В РЕР представлено 11 заданий на восприятие, зрительное и слуховое. Навыки восприятия необходимы ребенку для учебы и общения. Эти упражнения очень важны, т.к. у аутичных детей и детей с другими психотическими заболеваниями часто возникают трудности с восприятием и интеграцией сенсорной информации.

Мелкая и крупная моторика.

В тесте представлено 10 заданий на мелкую моторику и 11 заданий на крупную моторику. Большинство из них выявляют нормальную способность ребенка двигаться в первые годы жизни. Это задание не только помогает установить развитость координации движений, но также доставляет детям удовольствие, т.к. никак не связана с заданиями на речь и достаточно легко выполняется.

Интеграция глаз и рук.

В тесте представлено 14 заданий на кооперацию левых и правых глаз и рук, это также относится в некоторой степени к мелкой моторике. Эти задания необходимы для рисования и письма.

Когнитивные представления и знаки.

Последние две зоны напрямую связаны с познавательной способностью ребенка и речью. Отличие между этими двумя зонами заключаются лишь в том, что задания на когнитивные представления как правило проходят в игре и требуют лишь понимания указаний, а задания на когнитивные знаки требуют четкого вербального ответа.

В тесте представлено 14 заданий на выявление патологического и психотического поведения. Они подразделяются на 5 подгрупп:

2. Взаимодействие, взаимоотношение и интерес к людям

3. Игра и интерес к тестовому материалу

4. Сенсорные модели

Задания на патологии не показывают обширной вариации развития. В год-полтора нормальный ребенок должен проходить все эти задания. Другими словами, задания на патологические зоны направлены на диагностику и выявление предположений, они дают информацию об уровне неорганизованности поведения ребенка, а также идентификация специфических зон, в которых эта патология может быть представлена.

Система подсчета результатов РЕР состоит из трех уровней: положительный, удовлетворительный и отрицательный.

1. Положительный: результат рассматривается как положительный, если ребенок может успешно выполнить задание без предварительной демонстрации.

2. Удовлетворительный: если ребенок имеет представление о том, как выполнить задание, но ему не хватает понимания. Также результат считается удовлетворительным, если ребенку необходима предварительная демонстрация выполнения задания.

3. Отрицательный: если ребенок не может выполнить задание даже частично или не пытается выполнить его, даже после демонстрации.

Подсчет результатов заданий на патологии.

Система подсчета заданий на патологии отличается от системы подсчета других функциональных зон по нескольким параметрам. Во-первых, критерии подсчета данных заданий основываются на клинических выводах. Такие термины, как «адекватный», «адекватный по возрастному уровню» и «входящий в рамки нормы», используются для того, чтобы отобразить соответствие между рангом поведения нормального ребенка и возрастными уровнями. При этом, экзаменатор должен основываться при подсчете на статистические возрастные уровни.

Во-вторых, задания на патологии подсчитываются по уровню или сумме нарушенных, ненормальных реакций. В итоге, патология может отсутствовать, быть средней, а может быть тяжелое нарушение. В этих заданиях нет удовлетворительного уровня. Результат определяется как отсутствие патологии (А), если поведение ребенка соответствует его возрастному уровню. Средним (В) результат считается, если ребенок ведет себя, как дети более младшего возраста. В этом случае важно не перепутать это с действительными нарушениями в поведении ребенка. Тяжелым нарушением (С) считается неадекватное во всех отношениях поведение ребенка, этот результат не похож на предыдущие два.

Когда следует подсчитывать результаты теста.

Все задания, за исключением заданий на патологии, подсчитываются при их выполнении. Если экзаменатор не уверен в своем решении относительно результата в каком-то специфическом задании, он должен понаблюдать за поведением и игрой ребенка, после чего, по окончании теста, проконсультироваться в руководстве.

Читайте также:  ВПР по биологии 5 класс Варианты 2021 года с ответами

Задания с 71 по 98 на выявление патологий всегда учитываются сразу после выполнения каждого из них. Экзаменатор должен сделать свои заметки относительно поведения ребенка и подсчитать результаты, пока его впечатление о ребенке еще свежо.

Источник

Методика PEP-3

Методика PEP-3 (Психолого-Образовательный Профиль) создана для обследования детей с аутизмом, чтобы дифференцированно оценить способности ребенка с расстройствами аутистического спек­тра (РАС) к обучению, что является практи­чески очень важным моментом, так как развитие различных психических функций при аутизме происходит неравномерно, что необ­ходимо учитывать при составлении индивидуальных коррек­ционных программ.

В РЕР-3 информацию о ребенке получают из двух основ­ных источников. Во-первых, это результаты выполнения за­даний, основанных на типичных для детей формах активно­сти; эти результаты оцениваются по стандартизированным, соотнесенным с типичным развитием шкалам. Во-вторых, информацию получают из опросника для родителей (или законных представителей ребенка).

РЕР-3 включает 172 задания, которые предлагают ребен­ку выполнить.

Задания представляют собой то, чем обычно занимаются дети дошкольного возраста: сложить пазл, пустить мыльные пузыри, скатать колбаску из пластилина, что-то нарисовать, срисовать или раскрасить, покормить игрушечную собачку и др. Количество заданий представляется большим, чем есть на самом деле, поскольку одно реальное задание может исполь­зоваться для оценки сразу нескольких параметров.

Задания по вербальному и невербальному интеллекту объединены в блок «коммуникация», по общей, тонкой мото­рике и зрительно-двигательному подражанию (зрительно- моторной координации) — в блок «моторика», аффективные проявления, социальное взаимодействие, типичное поведение в двигательной и речевой сферах — в блок «дезадаптивное по­ведение».

Вопросник для родителей включает 10 вопросов в связи с проблемами поведения, 13 — о состоянии навыков самооб­служивания и 15 вопросов — по адаптивному поведению, то есть всего 38 вопросов.

Кроме того, родителям предлагается оценить уровень раз­вития ребенка на момент обследования по пяти параметрам (способность к общению, развитие моторики, социальных на­выков и самообслуживания, а также способностей мышления) и в целом (какому возрасту соответствует состояние навыка или общего развития). Также родителям предлагают десять диагно­стических категорий (аутизм, умственная отсталость, шизофре­ния, речевые нарушения и т.д.), чтобы оценить, в какой степени они подходят их ребенку и влияют на его развитие. Эти разделы характеризуют адекватность отношения родителей к ситуации нарушения развития у их сына или дочери, в какой степени эти оценки сходны у обоих родителей (если они оба заполняют во­просники).

РЕР-3 используется для решения следующих конкретных задач:

  • определение сильных и слабых сторон развития ребенка, как основы для составления индивидуальных программ обучения;
  • получение информации, подтверждающей диагноз;
  • определение уровня развития ребенка и степени его адаптации;
  • оценка эффективности педагогической и клини­ческой коррекции в динамике.

К достоинствам РЕР-3 можно отнести гибкость схемы применения (нет временных ограничений — можно проводить обследование в течение нескольких занятий с перерывом, за несколько дней и т.п.), возможность оце­нить зону ближайшего развития, поскольку результат оцени­вается не только как «выполнено» / «не выполнено», но и как «выполнено с помощью», виды которой строго регламентиро­ваны для каждого задания. Результат представлен не только качественными, описательными данными, но также наглядно (в форме графика) и количественно (психический возраст по семи шкалам).

РЕР-3, безусловно, не может применяться без других методов исследования (наблюдение, клиническая беседа и т.п.), он не лишен недостатков (в частности, недостаточно точно диф­ференцирует легкие нарушения в двигательной сфере), но, как показывает практика, является во многих отношениях очень полезным инструментом психолога и дефектолога.

Источник

Психолого образовательный тест pep

Отечественных тестовых систем, специально предназначенных для обследования аутичных детей, нет, в то время как за рубежом их предложено довольно много. M.Rutter & E.Schopler разделяют все эти оценочные системы на три группы:

§ вопросники для родителей и учителей;

§ структурированное наблюдение за поведением детей;

§ стандартизированные интервью с родителями.

Примерами могут служить PEP (Psychological Educational Profile); CARS (Childhood Autism Raiting Scale, E.Schopler & R.Reichler) — 15 шкал для диагностики аутизма; ADI (Autistic Diagnostic Intrview, LeCouteuret al.); ADOS (Autistic Diagnostic Observation Scheldure — Lord, Rutter et al.) — интервью плюс наблюдение, направленные на оценку социального, коммуникативного, речевого поведения; по времени занимает 0,5 часа и мн. др.

Остановимся на одном из наиболее употребительных — психолого-образовательном профиле (PEP), который представляет собой инструмент для описания поведения и навыков ребенка. Использование теста более оправдано при тестировании детей, хронологический возраст которых находится в пределах от 0,5 до 7 лет, или если в эти рамки укладывается психологический или функциональный возраст. Если ребенок старше 7, но младше 12 лет, то PEP тоже можно использовать, но с учетом того, что некоторые навыки ребенка могут быть развиты лучше, чем это предусмотрено шкалами для их оценки.

PEP использует информацию и дает заключение о развитии таких областей психики ребенка, как

§ тонкая и общая моторика,

PEP также предоставляет информацию о неадекватности поведения по таким параметрам, как аффект (взаимодействие и интерес к человеку), игра и интерес к стимульному материалу, сенсорная модальность и речь.

Источник