Меню

Пример анализа результатов теста СЖО



Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева

Текст методики смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).

Обычно мне очень скучно.

Обычно я полон энергии.

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.

В жизни я не имею определенных целей и намерений.

В жизни я имею очень ясные цели и намерения.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано.

Моя жизнь пуста и неинтересна.

Моя жизнь наполнена интересными делами.

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

Если бы я мог выбирать, то бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

Я человек очень обязательный.

Я человек совсем не обязательный.

Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния

природных способностей, и обстоятельств

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей.

В жизни я нашел свое призвание и цели.

Мои жизненные взгляды

еще не определились.

Мои жизненные взгляды

Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.

Моя жизнь в моих руках, и я

сам управляю ею.

Моя жизнь не подвластна

мне, и она управляется внешними событиями.

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:

В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.

Например, если по первому пункту у Вас был следующий результат 3210123, то после перевода в восходящую шкалу вы получите 5 баллов.

Если по второму пункту у Вас был похожий результат по начальной шкале: 3210123, то после перевода в нисходящую шкалу вы получите 3 балла.

После перевода всех двадцати пунктов в восходящие или нисходящие шкалы суммируются баллы по соответствующим субшкалам и заносятся в таблицу.

Субшкала 1 (Цели) – подсчитывается суммированием пунктов (пп.) 3, 4, 10, 16, 17, 18.;

Субшкала 2 (Процесс) – пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9.;

Субшкала 3 (Результат) – пп. 8, 9, 10, 12, 20.;

Субшкала 4 (Локус контроля – Я) – пп. 1, 15, 16, 19.;

Субшкала 5 (Локус контроля – жизнь) – пп.7, 10, 11, 14, 18,19.

Описание шкал опросника СЖО

Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:

1. «Цели в жизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

3. «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

4. «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)». Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.

5. «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни». Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Пример анализа результатов теста СЖО

Результаты сравнительного анализа смысложизненных ориентаций представителей поколений Z и Х.

Источник

Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев.

Цель: Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым.

Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. «Будущее» есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность.

Читайте также:  Клиническая эффективность Бифидум БАГ и Трилакт

Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев:

Инструкция к тесту СЖО:Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0 ,если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Тестовый материал к методике Леонтьева:

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей Жизнь мне кажется совершенно спокойной и рутинной
В жизни я не имею определенных целей и намерений В жизни я имею очень ясные цели и намерения
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал(а) Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал(а)
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни
Моя жизнь пуста и неинтересна Моя жизнь наполнена интересными делами
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности
Я человек очень обязательный Я человек совсем не обязательный
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком Я не могу назвать себя целеустремленным человеком
В жизни я ещё не нашел своего признания и ясных целей В жизни я нашел своё призвание и цель
Мои жизненные взгляды ещё не определились Мои жизненные взгляды вполне определились
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

Протокол: Приложение 2

Обработка данных:

Для подсчета баллов пункты переводятся

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 : 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 : 2, 5, 6, 7, 10, 13, 15, 18, 19, 20.

После этого баллы суммируются.

Общий показатель ОЖ – все 20 пунктов теста;

Субшкала 1 (Цели) – 3,4,10,16,17,18

Процесс– 1,2,4,5,7, 9.

Результат–8,9, 10,12,20.

Локус контроля-Я – 1,15,16,19.

Локус контроля – жизнь – 7,10,11,14,18,19.

Шкала Мужчины Мужчины Женщины Женщины
Среднее знач. Станд. откл. Среднее знач. Стан. Откл.
1. Цели 32,90 5,92 29,38 6,24
2. Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
3. Результат 25,46 4.30 23,30 4,95
4. ЛК-Я 21,13 3,85 18,58 4,30
5. ЛК-жизнь 30.14 5,80 28.70 6,10
Общий ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54

1. Цели в жизни Придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале при общем высоком ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним и вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна ее прожитая часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Интерпритация:

Цели в жизни.Низкие баллы по этой по этой шкале,присущи человеку, живущему сегоднешним и вчеравшинм днем.

Процесс жизни. Низкие баллы признак неудовлетворенности свойе жизнью в настоящем, при этом ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущем.

Результативность жизни.Низкие баллы, неудовлетворенность прожитой жизнью.

Локус контроля-Я.Высокие баллы сответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающий достаточной свободой выбора.

Локус контроля — жизни.Человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Источник

Тест смысложизненных ориентаций шкалы

Цель: Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым.

Читайте также:  Рейтинг топовых видеорегистраторов не только съемка

Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. «Будущее» есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность.

Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев:

Инструкция к тесту СЖО:Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0 ,если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Тестовый материал к методике Леонтьева:

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей Жизнь мне кажется совершенно спокойной и рутинной
В жизни я не имею определенных целей и намерений В жизни я имею очень ясные цели и намерения
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал(а) Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал(а)
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни
Моя жизнь пуста и неинтересна Моя жизнь наполнена интересными делами
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности
Я человек очень обязательный Я человек совсем не обязательный
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком Я не могу назвать себя целеустремленным человеком
В жизни я ещё не нашел своего признания и ясных целей В жизни я нашел своё призвание и цель
Мои жизненные взгляды ещё не определились Мои жизненные взгляды вполне определились
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

Протокол: Приложение 2

Обработка данных:

Для подсчета баллов пункты переводятся

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 : 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 : 2, 5, 6, 7, 10, 13, 15, 18, 19, 20.

После этого баллы суммируются.

Общий показатель ОЖ – все 20 пунктов теста;

Субшкала 1 (Цели) – 3,4,10,16,17,18

Процесс– 1,2,4,5,7, 9.

Результат–8,9, 10,12,20.

Локус контроля-Я – 1,15,16,19.

Локус контроля – жизнь – 7,10,11,14,18,19.

Шкала Мужчины Мужчины Женщины Женщины
Среднее знач. Станд. откл. Среднее знач. Стан. Откл.
1. Цели 32,90 5,92 29,38 6,24
2. Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
3. Результат 25,46 4.30 23,30 4,95
4. ЛК-Я 21,13 3,85 18,58 4,30
5. ЛК-жизнь 30.14 5,80 28.70 6,10
Общий ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54

1. Цели в жизни Придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале при общем высоком ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним и вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна ее прожитая часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Интерпритация:

Цели в жизни.Низкие баллы по этой по этой шкале,присущи человеку, живущему сегоднешним и вчеравшинм днем.

Процесс жизни. Низкие баллы признак неудовлетворенности свойе жизнью в настоящем, при этом ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущем.

Результативность жизни.Низкие баллы, неудовлетворенность прожитой жизнью.

Локус контроля-Я.Высокие баллы сответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающий достаточной свободой выбора.

Локус контроля — жизни.Человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Читайте также:  В Москве начали проводить аэрацию воздуха из за жары

Источник

Инструкция:

«Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)»

3 2 1 1 2 3
1. Обычно мне очень скучно. Обычно я полон энергии.
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей. Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений. В жизни я имею очень ясные цели и намерения.
4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.
5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.
9. Моя жизнь пуста и неинтересна. Моя жизнь наполнена интересными делами.
10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
13. Я человек очень обязательный. Я человек совсем не обязательный.
14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.
15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
16. В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей. В жизни я нашел свое призвание и цели.
17. Мои жизненные взгляды еще не определились. Мои жизненные взгляды вполне определились.
18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.
20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

Ключ к тесту СЖО

Ключ к тесту СЖО:

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия.

При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:

  • в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
  • в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым.

  • Субшкала 1 (цели в жизни) – 3, 4, 10, 16, 17, 18.
  • Субшкала 2 (процесс жизни) – 1, 2, 4, 5, 7, 9.
  • Субшкала З (результат жизни) – 8, 9, 10, 12, 20.
  • Субшкала 4 (локус контроляЯ) – 1, 15, 16, 19.
  • Субшкала 5 (локус контроляжизнь) – 7, 10, 11, 14, 18, 19.
  • Общий показатель осмысленность жизни (ОЖ) все 20 пунктов.
Уровни цели в жизни процесс жизни результат жизни локус контроля — Я локус контроля — жизнь ОЖ
Высокий 37-42 35-42 27-35 24-28 35-42 113-140
Средний 23-36 22-34 19-26 14-23 23-34 79-112
Низкий до 22 до 21 до 18 до 13 до 22 до 78

Интерпретация:

В тесте используются следующие субшкалы:

1. Цели в жизни.

Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временнýю перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.

Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.

Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни).

Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни.

При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Источник