Меню

Презентация Рисуночные методики для снятия тревожности у детей с ОВЗ

Презентация «Рисуночные методики для снятия тревожности у детей с ОВЗ»

РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ СНЯТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Описание презентации по отдельным слайдам:

РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ СНЯТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Цели и задачи, которые решаются с помощью арт-терапии в работе с особыми детьми: Поднятие самооценки Расширение стереотипов Развитие сенсорики Развитие моторики Работа со страхом, тревогой, агрессией Развитие речи Решение проблем поведения Проявление инициативы и стимуляция выбора Освоение различных художественных материалов и средств выражения с их использованием.

«Рисунки из ладошки»

Рисование мыльными пузырями

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-558310

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы

Время чтения: 1 минута

В Минобрнауки назвали вузы с бюджетными местами на подготовительных курсах

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

В Санкт-Петербурге создадут молодежное пространство с TikTok-хаусом

Время чтения: 1 минута

Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования

Время чтения: 2 минуты

Госдума приняла закон, упрощающий выезд детей за рубеж

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)

На главную Психодиагностика психолога в школе Проективные тесты исследования личности Проективные методики в психокоррекционной практике педагога-психолога

Проективные методики в психокоррекционной практике педагога-психолога
Психодиагностика психолога в школе — Проективные тесты исследования личности

О проективных методиках.

Проективные (рисуночные) тесты – один из самых распространенных методов в клинической психологии, также широко применяются в психологическом консультировании, психотерапии (семейная, детско-родительская и др.) Проективные методики имеют свои плюсы и минусы. Так, к плюсам можно отнести их валидность и надежность, широкий возрастной спектр применения (начиная со старшего дошкольного возраста), возможность многократного повторного проведения, в отличие от некоторых стандартизированных тестов, а к минусам – фактор субъективной оценки в процессе интерпретации.

Рисуночные тесты дают возможность представить человека в целом, создать его психологический портрет. Однако, для создания более-менее полной картины необходимо проведение батареи тестов. Повторное проведение позволяет отслеживать динамику состояния.
Проективные методики не выявляют интеллектуальные способности (за исключением «Пиктограмм»).

  • Классические проективные техники лучше выполнять простым карандашом (М, ТМ), так как это занимает меньше времени, лучше отражает характер движения, степень нажима и т. д;
  • Желательно отказаться от использования ластика, т.к. первый вариант самый «верный», наиболее связанный с бессознательным, все коррективы сознательны. Однако, некоторые люди, например те, которым присуща высокая тревожность, могут отказаться рисовать без ластика. Если использование ластика все же требуется клиенту, то лучше предложить ластик на карандаше – он хуже стирает и, соответственно, лучше видны исправления;

Описательные характеристики материалов:

  • Бумага гладкая — сопротивление меньше, шершавая больше;
  • Пастель сухая – оттенки бледнее, сопротивление больше;
  • Пастель масляная – оттенки ярче, сопротивление меньше, ложится мягче;
  • Гуашь – сопротивление больше, чем у пастели, цвета более насыщенные;
  • Гиперактивному ребенку больше подходят материалы с сильным сопротивлением, тревожному – наоборот.

Легкость перекрываемости материалов и цветов:

  • Фломастер – сложно перекрыть полученный цвет;
  • Легче всего перекрывается акварель;
  • Гуашь можно перекрыть только после высыхания, закрыв цвет белым и нанеся сверху желаемый цвет;
  • Фломастеры и карандаши способствуют регрессу в детское состояние.

Выбор размера листа бумаги и цветовой палитры:

Посыл / возможная интерпретация

Самый маленький лист

«Я чувствую себя неуверенно, сужаю свои границы, не хочу сейчас сильно выделяться»

Психолог расширяет пространство, постепенно увеличивая размер листа

Лист самый большой, рисунок выходит за границы

«Я плохо чувствую пространство, его масштабы»

Психолог постепенно уменьшает размер листа, способствуя тем самым выработке саморегуляции на заданном пространстве

Палитра земноводных (зеленый, синий, охра, полутона), акварель.

Человек находится в состоянии выбора, неопределенности;

Палитра млекопитающих (яркие, насыщенные цвета), гуашь.

Человек знает, чего хочет в данный момент.

Палитра человека (все цвета, включая яркие и полутона), пастель.

Четкого равновесия нет. Осознание положительных и отрицательных сторон ситуации.

Витальность, символ -огонь, энергия, иногда –агрессия (положительная или отрицательная),

Символ – вода.
«+» — спокойствие, умиротворение, размышление;
«-» — пассивность.

Символ – солнце;
Жизненная энергия, ресурс, инфантильная радость.
Внесение вкраплений желтого в рисунок может трактоваться как желание наполнить все сферы жизни.

Символ – растение;
Стабильная активность.

Символ – начало.
Гармония, идеальное равновесие, присутствие всего, множество возможностей.

Нежность, девичество, спокойствие.

Черный цвет (отсутствие цвета)

Начало, связанное с образом смерти, окончание чего-то.
Не встречается в природе в чистом виде.
Низкий уровень энергии, переживания.

Касательно рисунка в целом целесообразнее интерпретировать не отдельные цвета, а общий колорит: теплый, холодный, сбалансированный, бедная цветовая палитра и т.д.

Работа с пальчиковыми красками

  • В качестве знакомства с пальчиковыми красками можно предложить порисовать разными цветами пальчиковых красок. Желательно, чтобы цветовой выбор был не слишком скудным, и каждый отдельный рисунок был своего цвета.
  • Далее можно задать вопросы по рисунку, предложить рисующему дать ему название.

Обсуждение рисунка возможно начиная с 6 – 7 летнего возраста.
Можно использовать в беседе куклу, задавая вопросы «через нее», например: — «Как ты думаешь, кукла хотела бы…. могла бы…?» и т.д.

  • Неприятные ощущения при работе пальчиковыми красками могут быть связаны с трудностями внутриутробного развития (консистенция красок несколько схожа с околоплодными водами) или с фиксацией на анальной стадии развития.
  • Во время работы с ребенком с пальчиковыми красками нельзя его одергивать.
  • Рисунки могут быть на свободную или заданную тему.

Примеры ресурсных тем: «Весна», «Солнце», «Счастье» и др.

  • Лучше выполнять рисунки на листах бумаги формата А3.

Методика «Свободный рисунок» («Рисунок на свободную тему», «Красивый рисунок»)

Данная методика представляет собой рисунок — сообщение.
Инструкция: «Нарисуй, что захочешь» или «Нарисуй красивый цветной рисунок».
Материалы: бумага, большой выбор карандашей и пастели.
Интерпретация:

  • Общее впечатление;
  • Детальная интерпретация начинается с наиболее необычных элементов рисунка; уточняющие вопросы по этим элементам;
  • Формальные признаки:

— формат рисунка и его адекватность размеру листа бумаги;
— нажим в целом (сильный может свидетельствовать о чрезмерном контроле, иногда – об агрессивных тенденциях, слабый – о неуверенности, астеничном состоянии, варьируемый – о неустойчивости, подвижности нервной системы);
4. Содержательные признаки:
— отсутствие важных элементов рисунка;
— нажим при прорисовке деталей.
5. Расположение рисунка на листе:
— расположение в центре листа является типичным и не интерпретируется;
— смещение вверх – высокий уровень притязаний, «парение в облаках», отсутствие опоры, неустойчивость родственных / социальных связей;
— смещение вниз – неуверенность в собственных силах, желание оставаться в тени, низкая самооценка;
— рисунок вверх ногами – у детей до 4-х лет может считаться нормой, у более старших – может говорить о нарушении понятий «верх- низ».
6. Другие элементы и их возможное значение:
— острые углы – склонность к агрессивным проявлениям;
— четкая геометрия – интеллектуализм, иногда в сочетании с недостаточной развитостью эмоциональной сферы;
— обилие геометрических (в т.ч. прямоугольных) форм – потребность вписаться в границы, стандарты, желание соответствовать общепринятым нормам;
— шахматная раскраска – рациональность;
— штриховка – тревожность;
— затемнение элемента или его чрезмерная прорисовка в конкретной области – проблемная зона, ригидность, например, затемнение рта, может говорить о трудностях в коммуникативной сфере;
— схематичность – плохое понимание себя или нежелание раскрываться в рисунках и словах;
— странности в рисунке, например, использование растительных элементов в рисунке человека или животного и другие неадекватные контексту элементы являются тревожными, болезненными признаками, за исключением случаев сильного творческого начала.

Методика «Четыре рисунка»
Инструкция: «Сложите лист бумаги пополам и затем еще раз пополам. Пронумеруйте полученные прямоугольники. Под номером один будет рисунок «Я в виде животного», под номером два – «Я в виде растения», под номером три «Я в виде неживого предмета» и под номером четыре «Я в виде пейзажа».
Значение и краткая интерпретация рисунков:

  • «Я в виде животного» отражает образ «Я» (какой я есть, сущность, внутренние качества, некоторые аспекты прошлого).

хвост трубой – довольство;
пантера – скрытая сила, способность постоять за себя;

  • «Я в виде растения» отражает рост (физический и духовный), временные представления, представления о настоящем и особенно, о будущем (аналогия с деревом в тесте «Дом – дерево – человек »). Маленькое растение – недостаточно ресурсов, сил; большое – предстоящие свершения, амбиции, внутренняя сила.

Обрезанный стебель – не самодостаточность, перспективы дальнейшего роста смутные.
Много цветов / букет – разносторонность интересов, перспектив развития.

  • «Я в виде неживого предмета» — отражение значимой сферы деятельности, интересов, хобби, «Я — концепции».

— замок – закрытость;
— открытый замок – высокая избирательность, внутреннее содержание;
— сундук, шкаф – накопление чего-то, например, опыта, достижений.

  • «Я в виде пейзажа» трактуется как общий эмоциональный настрой, особенности взаимоотношения с окружающим миром. Значения отдельных элементов пейзажа:

>> Modules Anywhere >>> —>

река – движение, гибкость;
волны – эмоциональные всплески;
камни – препятствия;
цветы – положительный настрой;
гора – трудности и одновременно путь вверх;
солнце – потребность в тепле / желание давать тепло окружающим.

Московский государственный педагогический институт ., программа повышения квалификации «Рисуночные и игровые методики в психокоррекционной практике психолога образовательного учреждения»., Павленко Т.А., Москва, 2010, 5 стр.

Источник



ВЕБИНАР:
Проективная психодиагностика.
Практика применения рисуночных тестов и тестов — дополнения в детском консультировании

ВНИМАНИЕ! Занятия проводятся на платформе ZOOM. Для повышения качества обучения рекомендуется присутствовать на занятиях с включенными видеокамерой и микрофоном.

Вебинар рассчитан на школьных и дошкольных психологов, психологов-консультантов, специалистов ППМС-центров.

  • систематизировать имеющиеся представления о проективной психодиагностике, в целом, и рисуночных тестах, в частности;
  • освоить наиболее эффективные рисуночные методики и тесты — дополнения;
  • получить опыт работы с ними, сформировать базовые навыки их использования в работе с детьми разного возраста.
  • Проективная психодиагностика:
    • преимущества и недостатки рисуночных методик;
    • возможности и ограничения использования.
  • Знакомство с проективными рисуночными тестами:
    • «Кактус»;
    • «Три дерева»;
    • «Человек под дождем»;
    • «Семейная социограмма».
  • Знакомство с проективными тестами — дополнения:
    • фильм-тест Рене Жиля;
    • проективная методика «Hand-тест».
  • Алгоритм проведения тестирования (инструктаж, тестирование, обработка результатов, их анализ и интерпретация).
  • Особенности интерпретации и анализа проективных тестов. Составление психологического заключения.
  • Примеры диагностических заключений и психологических рекомендаций.

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

Замечательный вебинар Татьяна Александровны Колосовой! Очень подробно разобрали методики проведения рисуночных тестов и как можно интерпретировать полученные результаты. Каждую методику разобрали отдельно, попробовали на себе и отработали во время выполнения домашнего задания. В последний день подробно разобрали домашнее задание и написание диагностических заключений, психологических рекомендаций. Огромное спасибо за полученные подарки после вебинара! Все очень пригодится в работе!

Это второй вебинар Татьяна Александровны Колосовой! Как всегда, на одном дыхании, время пролетает незаметно. Очень важно, что все методике пробуем на себе лично. Выполняем домашние задание и получаем обратную связь от педагога!
Спасибо Татьяна Александровна! Спасибо ИМАТОН!

Отличный вебинар. Столько интересной и полезной информации! Получила дополнительные методы работы с клиентами разных возрастных групп.

Вебинар очень интересный и полезный! Я раньше слушала вебинар Татьяны Александровны. Всегда очень содержательно, интересно!Спасибо Татьяне Александровне и институту «Иматон»!

Прекрасно структурированный материал, нет гонки, есть профессиональное стремление Татьяны Александровны систематизировать наш опыт и обогатить его, наполнить своим. Все с опорой на примеры из практики, спасибо за вебинар — очень полезный и актуальный. Есть желание продолжить сотрудничество с Татьяной Александровной Колосовой.

Источник

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Развитие и особенности психических процессов человека изучаются давно и очень тщательно. На эти темы уже собрано достаточно информации. Однако исследование развития личности до сих пор актуально в связи со спецификой объекта изучения. Не всегда возможно ограничиться просто тестовыми методиками, диагностиками, которых разработано множество. Они все формализованы и редко учитывают индивидуальные характеристики человека. Средством дополняющего характера для получения полной информации многие ученые считают проективные методы.

Их достоинством можно считать тот факт, что они позволяют создать комфортные условия для раскрытия внутреннего мира человека. Реакция на внешние стимулы побуждает личные интересы, установки, переживания отображаться в творческой, продуктивной деятельности.

Однако можно говорить и о том, что их надежность снижена. Их анализ подчас носит субъективный характер, так как не стандартизирован. Их результаты это не однозначные выводы, а лишь дополнение к основным методам исследования личности.

История проективных методов начинается с научных трудов Френсиса Гальтона, в которых он доказывает, что ассоциации человека определяются опытом его предшествующей жизни [5].

Позже Зигмунд Фрейд описал механизм проекции как выбрасывание внутренне развившегося возбуждения во внешний мир. Это проявляется в неосознаваемом проецировании своих переживаний, чувств, желаний на внешние объекты. З. Фрейд также заметил, что механизм проекции выполняет функцию защиты, уменьшая расхождение между истинными внутренними побуждениями человека и сознательными стремлениями [8].

Именно этот эффект и дал основание для проективных методов, а понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк [4].

Обратимся к определениям проективного метода.

В кратком психологическом словаре проективный метод рассматривается как «один из методов исследования личности», который позволяет выявлять «проекции в данных эксперимента с последующей интерпретацией» [7]. Это самое обобщенное определение, отражающее специфику техники данного метода.

Соколова Е.Т. в своем понимании проективных методов акцентирует наше внимание на ситуациях их применения – «специальная техника клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу» [8].

В своем учебном пособии «Методы психологического исследования» З.А. Киреева определяет проективные методики как «приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, слабоструктурированной стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии установок, отношений и других личностных особенностей» [5]. Автор подчеркивает, что для проведения диагностики необходимо создать специальные условия, которые вызовут у человека определенную ответную реакцию. Как созданная ситуация, так и решение ее специфичны и неоднозначны. Мы считаем, что данное определение наиболее полно отражает суть проективных методов, однако, стоит добавить, что после ответной реакции идет интерпретация результатов, на основе которой даются выводы.

Выделяют несколько классификаций проективных методов.

Это классификация, представленная О. В. Беловой, в которой предметом их разделения является стимульный материал:

1. Методики дополнения – стимульный материал: набор слов-стимулов (ассоциативный тест К.Г. Юнга, «Неоконченные предложения», «Кто Я?»).

2. Методики интерпретации – стимульный материал: набор картинок, фотографий (ТАТ, САТ, Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля, Тест Сонди).

3. Методики структурирования – малоструктурированный стимуль­ный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов творчества – стимульный материал: рисунок, респондента («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», «Автопортрет», «Картина мира», «Свобод­ный рисунок», «Несуществующее животное») [2].

Общепринятая классификация Л. Франка. Она появилась самой первой, постепенно ее расширяли, сейчас она остается наиболее полной. По ней выделяют 8 типов проективных методов, отличающихся либо стимульным материалом, либо целью, либо особенностями деятельности испытуемого:

Конституитивные – на основе какого-либо аморфного материала испытуемый ищет смысл, проецируя свои внутренние установки на тестовый материал (методика Роршаха).

Конструктивные – предлагаются оформленные детали (фигурки людей, животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Исследователь делает выводы о личности создателя, о специфике их окружения.

Интепретативные – на основе таблиц-картин с неопределенными ситуациями необходимо составить рассказ с указанием того, что привело к такому выводу. Это дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его интересов, побуждений.

Катартические – осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Это дает возможность обнаружить конфликты, проблемы.

Рефрактивные – изучение личностные особенности, скрытых мотивов с помощью средства коммуникации (речь, почерк).

Экспрессивные – по рисунку на свободную или заданную тему делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностей.

Импрессивные – изучение результатов выбора стимулов из ряда предложенных (тест Люшера).

Аддитивные – завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи [5, 3].

Мы рассмотрели несколько классификаций проективных методов. Но не все проективные методики подойдут для работы с детьми. Потому что для некоторых нужен определенный багаж жизненного опыта, сформированность отдельных психических функций, некоторые не отвечают целям изучения личности детей.

В учебном пособии «Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте» Чиркова Ю. В. для рассмотрения возможностей проективных методик в изучении личности детей использует классификацию французских психологов Д. Анзье и К. Шабер [9]. В ней даются 12 категорий проектных методов.

Первая категория – ассоциативные тесты, включает в себя 5 видов. От ребенка требуется закончить, добавить, дополнить содержание того, что ему предлагают (картинка, текст, история).

Вторая категория – тематические. Чаще всего это набор картинок, связанных общей темой. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, расположить их в определенном порядке, составить рассказ.

Третья категория – визуальная перцепция. Это картинки, на которых изображено что-то непонятное и ребенку надо представить, что бы это могло быть, придать им какое-то значение.

Четвертая категория – слуховая перцепция. В данных текстах в качестве стимульного материала используются записи различных звуков. Это могут быть звуки природы, предметов, человеческий голос, непонятные, неразборчивые звуки. Ребенку нужно определить, что за звук, какие слова он услышал или придумать историю, связанную с этими звуками.

Следующая – классификация по категориям. Это тесты, связанные с восприятием цвета и формы. Ребенку нужно что-то раскрасить любимым цветом, выбрать предпочтительный цвет в разных жизненных ситуациях, составить фигуру из разных геометрических форм и цветов.

Шестая категория – аффективный выбор. Исходя из названия, мы можем узнать, что подобные тесты основываются на конкретном выборе ребенка. Это может быть выбор животного, с которым он себя ассоциирует, или же выбор эмоции в различных ситуациях.

Следующие несколько категорий подряд идут на символизм – в конструкторах, в драматических играх, в рисунках, в цвете, в почерке. Ребенку предлагается проявить свои творческие способности. Иногда ему могут давать определенную тему, а иногда свободу действий. Исследователь делает выводы о разные сторонах личности ребенка, исходя из того продукта, который получился, из самого процесса, из обсуждения-объяснения ребенка.

Последняя категория – словесно-моторная экспрессия. Для составления психологического портрета личности, рассматривают связь движений крупной и мелкой моторики детей с психическими проявлениями [9].

Как мы видим, данная классификация более обширна, ее основанием является различие методик по стимульному материалу, по виду восприятия, по характеру деятельности, а также по предмету изучения продукта деятельности (категории символизма).

В своей книге «Психодиагностический инструментарий в работе психолога и педагога-психолога учреждений социального обслуживания населения» Кознева Ю. В. представляет конкретные методики диагностики детей с целями их использования [6].

Мы представим сводную таблицу, в которой будем отталкиваться от цели изучения развития личности ребенка и классификации Д. Анзье и К. Шабер [6, 9].

Таблица 1 – Проективные методы в диагностике личности детей

Категория проективной методики

Особенности самооценки ребенка и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди

Тест «Рисунок человека»

Методика В.Г. Щур «Лесенка»

Ассоциативные тесты (добавление по картинке)

«Закончи предложение» Д. Сакса

Ассоциативные тесты (закончить предложение)

«Приключения Чернолапки» Л. Корман

Стремление к лидерству, стремление к уединению

Ассоциативные тесты (добавление по картинке)

Наличие и направленность агрессии и т.д.

Тест «Рисунок человека»

Символизм в рисунках

Ассоциативные тесты (добавление по картинке)

Детский апперцептивный тест Л. Беллак

Рисуночный тест «Кактус» М. А. Панфиловой

Психологическую готовность детей к школе, отношение к учителю, любознательность, ведущие мотивы

Ассоциативные тесты (добавление по картинке)

«Рисунок человека», «Рисунок школы», «Раскрась картинку», «Дорога в детский сад»

Детский апперцептивный тест Л. Беллак

«Приключения Чернолапки» Л. Корман

Наличие страхов, тревог

Тест детской апперцепции Л.Беллак и С.Беллак (САТ)

Тест «Рисунок человека»

«Приключения Чернолапки» Л. Корман

«В тридевятом царстве», тест Т. Фагула

Метод цветового выбора М. Люшера

Миокинестический психодиагноз Э. Мира-и Лопеца

Интеллектуальные или эмоциональные нарушения, признаки психопаталогии

Тест «Рисунок человека»

Тест «Картины с облаками» В. Штерна

Методика Ореховой О.А. «Домики»

Классификация по категориям

«Вербальный сумматор» Б. Скиннера­

Символизм в конструкторах

Рисуночный тест «Кактус» М. А. Панфиловой

Метод цветового выбора М. Люшера

Уровень развития воображения

Символизм в рисунках

Тест «Картины с облаками» В. Штерна

Экстра/ интравертность, общительность

Символизм в рисунках

Миокинестический психодиагноз Э. Мира-и Лопеца

Тест «Рисунок человека»

Фрустрационную толерантность, стили поведения в ситуациях с обвинениями и препятствиями

Методика исследования фрустрационных реакций Розенцвейга. Дети от 6 лет

Ассоциативные тесты (добавление по картинке)

«Человек под дождем» А. Абрамс

Субъективную семейную ситуацию ребенка, взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, восприятие других членов семьи и своего места среди них

Кинестетический рисунок семьи

Незаконченные предложения (Шипицина Л.М.)

Ассоциативные тесты (закончить предложение)

Ассоциативные тесты (добавление по картинке)

«Закончи предложение» Д. Сакса

Ассоциативные тесты (закончить предложение)

Тест семейных отношений Д. Антони и Е. Бене

Ассоциативные тесты (добавление в диалогах)

Тест « Сказки» Л. Дюсса

Ассоциативные тесты (составление истории)

Методика дополнения рассказов М. Тома

Ассоциативные тесты (составление истории)

Детский апперцептивный тест Л. Беллак

«Приключения Чернолапки» Л. Корман

Сценотест Г. фон Штаабс

Символизм в конструкторах

Символизм в драматических играх

Межличностные отношения сверстников

Ассоциативные тесты (добавление по картинке)

«Закончи предложение» Д. Сакса

Ассоциативные тесты (закончить предложение)

Детский апперцептивный тест Л. Беллак

Символизм в драматических играх

Итак, таблица наглядно показывает, что возможности проективных методов диагностики велики. С их помощью можно рассмотреть как отдельные проявления личности человека, так и составить обобщенную картину личностного развития. Использование проективных методик в изучении нарушений личностного развития детей дошкольного возраста дает нам ответы на многие вопросы. Которые связаны с отставанием в развитии, с эмоциональной нестабильностью, с отношением ребенка к окружающему миру и к самому себе, с психическими заболеваниями.

Диагностирование личности представляется почти невозможным без использования проективных методов. Потому что обычные тесты не всегда дают верные результаты, человек, выполняющий их, примерно представляет, что от него ожидают, и старается продемонстрировать себя в лучшем свете. Используя проективные методики, можно избежать этой проблемы.

В основе проективных методов лежит ответная реакция человека на стимулы, так называемая проекция. Когда внутренне неосознаваемые стремления, чувства, переживания находят свое отражение в творчестве человека: в сочиненных историях, играх, рисунках.

Список литературы :

Ашимов А.А., Акназаров, С.А., Мергенбаева, М.Т. Психодиагностика и проективные методы исследования личности как важнейшая форма психологической практики // Вестник КазНМУ. – 2013. – №3 (2). – С. 157-159.

Белова О. В. Общая психодиагностика (Методические указания). – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психодиагностику / Пси-фактор – Центр практической психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://psyfactor.org (дата обращения: 10.12.2019). – Загл. с экрана.

Евсеева О.Е. Проблема применения проективных методик в современной психодиагностике // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://sibac.info (дата обращения: 10.12.2019). – Загл. с экрана.

Киреева З.А. Методы психологического исследования. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 187 с.

Кознева Ю.В. Психодиагностический инструментарий в работе психолога и педагога-психолога учреждений социального обслуживания населения. – СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2016. – 60 с.

Краткий психологический словарь / Под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.

Кузьмина С.И., Голубь М.С. Проективные методики и особенности применения рисуночного метода диагностики // Международный научный журнал «символ науки». – 2016. – №3. – С. 159-161.

Чиркова Ю.В., Колосова Т.А. Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте: учебное пособие для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.

Источник

Читайте также:  Тест Тест Экстренная реанимационная помощь