Меню

Подростки о родителях ADOR ПОР



Подростки о родителях, ADOR/ПОР

Результат теста

Расчеты ▾

Шкала Сырой балл Формула Балл С-Балл
P Шкала позитивного интереса 16 16 3
D Шкала директивности 12 12 3
H Шкала враждебности 3 3 2
A Шкала автономности 9 9 3
N Шкала непоследовательности 10 10 3
X Фактор близости 16 P – H 13 3
Y Фактор критики 12 D – A 3 3
Шкала Таблица перевода в станд. баллы (М.14-14) #
1 2 3 4 5
P 16 0–8 9–13 14–17 18–19 20 3
D 12 0–7 8–11 12–14 15–17 18–20 3
H 3 1–3 4–6 7–11 12–20 2
A 9 0–4 5–8 9–11 12–14 15–20 3
N 10 0–1 2–6 7–10 11–13 14–20 3
X 13 -20–-1 0–6 7–13 14–17 18–20 3
Y 3 -20–-6 -5–0 1–6 7–11 12–20 3

Графический профиль

  • Испытуемый показал средний результат по всем шкалам. Чаще всего это свидетельствует о гармоничном отношении этого родителя к ребенку.

    Краткое описание шкал

    Шкала позитивного интереса (POZ)

    Психологическое принятие матери мальчики-подростки, прежде всего, видят в относительно критическом подходе к ним. Принятие помощи и поддержки матери в большинстве случаев проявляется в склонности соглашаться с ее мнением. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, а также тенденции к лидерству при положительном отношении матери к сыну последним отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма. Но вместе с этим просто компетентного поведения, дружеского способа общения и нормальных эмоциональных контактов оказывается недостаточно для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему «позитивный интерес». Выбирая «позитивный интерес» матери, сыновья-подростки, как правило, стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

    Шкала директивности (DIR)

    «Директивность» матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, в ее декларациях и постоянных напоминаниях о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына ее «эталону» с исключением при этом возможности других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, симпатии, вызывающие положительное эмоциональное отношение, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

    Шкала враждебности (HOS)

    «Враждебность» матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется, с его точки зрения, ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, свое самолюбие и утрированное самоутверждение, как правило, исключает принятие ребенка. Последний воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Для этого используются различного рода манипуляции. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время при враждебном отношении матери к сыну могут наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес его и окружающих, целью которой является стремление унизить в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется позитивная активность и ответственность за судьбу сына.

    Шкала автономности (AUT)

    «Автономность» матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию) оказываются не характерными для автономных в отношениях с сыновьями матерей. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью и невовлеченностью матерей в их дела.

    Шкала непоследовательности (NED)

    «Непоследовательность» проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций, с одной стороны, и покорность (в адаптивных формах), деликатность, сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность – с другой. Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам выражения (амплитуда колебаний максимальна).

    Фактор близости (РОZ/НОS)

    Данный показатель характеризует степень проявления теплых чувств и принятия своего ребенка при высоких стандартных оценках и преимущественного его отвержения – при низких стандартных оценках.

    Фактор критики (DIR/AUT)

    Данный показатель характеризует высокую заинтересованность и тотальный контроль родителя в отношении своего ребенка при высоких стандартных оценках и отсутствие заинтересованности в сочетании с безнадзорностью – при низких стандартных оценках.

    Различия в восприятии образов матери и отца

    При сравнении воспитательной практики матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия.

    При психологическом принятии («позитивном интересе») родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения, почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве «позитивного интереса» мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражены независимость и твердость позиций.

    По шкале «Директивность» у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Такие матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы.

    «Враждебность» матерей отличается от характеристики «враждебности» отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим.

    «Автономность» матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования. Наряду с этим у матерей более заметен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов – отгороженность. И у тех, и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.

    «Непоследовательность» в проведении линии воспитания обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречивым формам проявления со значительной амплитудой колебания. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию являются уступчивость и гиперпротективность, а у отцов – доверчивость и конформизм.

    Источник

    Тест «Подростки о родителях» (ПоР)

    155/156 БТЧ Подростки о родителях (ПоР)

    Опросник «Подростки о родителях» (ПоР) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом и юношеском возрасте. ПоР — адаптированная русскоязычная версия словацкой методики ADOR.

    Основой этой методики служит опросник «Children’s Report of Parental Behavior In­ventory» (CRPBI), который создал E. Schaefer в 1965 году. Методика базируется на положении E. Schaefer о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают подростки) можно охарактеризовать при помощи трех переменных:

    — эмоциональное принятие — эмоциональное отвержение

    — психологический контроль – психологическая автономия

    — скрытый контроль – открытый контроль.

    Все исследования по адаптации русскоязычной версии методики ADOR, которая была названа «Подростки о родителях», и ее практической апробации были проведены в лаборатории клинической психологии Научно-исследовательского психоневрологического ин­ститута им. В.М. Бехтерева в период с 1991 по 1994г.

    Область применения. Методика весьма полезна для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от стороннего взгляда педагогов и психологов, так и, зачастую, неизвестных самим родителям.

    Процедура проведения. Перед началом обследования подростка вводят в курс дела относительно его целей и задач. Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей (в начале, например, заполняется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы матери, затем этот бланк сдается экспериментатору, и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены уже в применении к отцу). Обследуемому нужно оценить степень своего согласия (да/частично/нет) с 50-тью утверждениями.

    При использовании методики в компьютерном варианте утверждения с 1 по 50 применяются для исследования оценки подростком воспитательных принципов матери (или лица женского пола, ее заменяющего, например, бабушки), а утверждения с 51 по 100 — отца (или лица мужского пола, его заменяющего, например, дедушки).

    Результат. На основе полученных данных, выраженных в баллах, строятся оценочные профили отношений к матери и к отцу по следующим параметрам:

    11.5. Измерение родительских установоки реакций
    (опросник PARY)

    157/158 БТИ Опросник «PARY»

    Опросник PARY направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей в целом.

    В опросник заложены 23 шкалы, при факторном анализе связей между которыми было выделено три фактора:

    — Гиперопека — отсутствие родительской опеки.

    — Демократичность — отсутствие демократичности в отношениях с ребенком

    — Диктат в воспитании — отказ от авторитарности.

    Процедура проведения. Данная форма опросника включает 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Обследуемые оценивают степень своего согласия по каждому из утверждений.

    Тест межличностных отношений(Лири)

    197/198 БТИ Тест межличностных отношений (Лири)

    Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям.

    Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации:доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь, которые соответствуют более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

    Область применения. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я».

    Читайте также:  Должностная инструкция приемосдатчика груза и багажа

    Данная методика может использоваться для изучения проблемы психологической совместимости, а также в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

    Процедура проведения. Обследуемому предъявляются 128 оценочных суждений, из которых ему предлагается указать те, которые соответствуют его представлению о себе, своем идеале и другом человеке.

    Результат.После подсчета баллов с помощью специального «ключа», строится личностный профиль. По формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие. В зависимости от этих показателей определяются характерные типы поведения:

    а также 8 типов отношения к окружающим:

    11.7. Оценка способов реагирования в конфликте (Тест К. Томаса)

    297/298 БТИ Оценка способов реагирования в конфликте (Тест К. Томаса)

    Данная методика разработана для изучения личностной предрасположенности человека к конфликтному поведению, позволяет оценить характерные для испытуемого способы реагирования в конфликтной ситуации. Для описания типов поведения людей в конфликтной ситуации применяется двухмерная модель регулирования конфликтов. Одна ось – кооперация (внимание человека к интересам других людей вовлеченных в конфликт); вторая ось – напористость (акцент на защите своих интересов). Выделяется пять типов поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

    Область применения. Может быть использована в качестве диагностического инструмента при подборе кадров на коммуникативные профессии, а также на руководящие должности, при формировании кадрового резерва, для оценки эффективности социально – психологического тренинга, при индивидуальном консультировании.

    Процедура проведения. Проводится в форме вербального теста. Испытуемому предлагается оценить 30 пар суждений, при этом некоторые суждения могут повторяться. Сравнивая суждения в каждой паре, испытуемый выбирает то суждение, которое является наиболее типичным для него.

    Результат. Подсчитывается количество баллов, набранное испытуемым по каждой шкале и выявляется наиболее предпочитаемая форма социального поведения испытуемого в ситуации

    Социометрия

    255/256 БТИ Социометрия

    Область применения. Метод социометрии предназначен для изучения структуры малой группы и личности как элемента этой группы. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    Социометрическая процедура может иметь целью:

    а) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе;

    б) выявление «социометрических позиций», т.е. относительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

    в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

    Процедура проведения. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После формулировки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев для опроса членов групп. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на социометрическую карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатией или, наоборот, антипатией, доверия или недоверия и т.д.

    Социометрическая процедура может проводиться в дух формах: непараметрической (без ограничения числа выбора испытуемых) и параметрической (с ограничением числа выборов испытуемых).

    Обработка результатов. Простейшими способами количественной обработки социометрических данных являются табличный (1), графический (2) и индексологический (3).

    1. Табличный способ предполагает построение социоматриц, где каждый испытуемый представлен как в вертикальном, так и в горизонтальном ряду. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям.

    Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученный и отданный выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы возможно построение социограммы – карты социометрических выборов (социометрические карты), а также расчет социометрических индексов.

    2. Социограмма – схематическое изображение реакций испытуемых друг на друга при от-ветах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительные структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальный знаков.

    3. Индексологический способ обработки — это подсчет социометрических индексов, персональных (индекс социометрического статуса, индекс эмоциональной экспансивности члена группы) и групповых (индекс эмоциональной экспансивности группы, индекс психологической взаимности в группе).

    Примечание: В текущей версии программы реализована обработка с автоматическим получением только числовых результатов — по типу 1 и 3.

    Шкалы развития

    12.1. Экспертная оценкауровня развития
    (Экспертная система Лонгитюд)

    РВИ Экспертная оценка уровня развития

    Данная методика является составной частью экспертной системы индивидуального сопровождения развития детей Лонгитюд и более подробно описана выше в соответствующем разделе настоящего пособия.

    Ниже приведено только краткое описание методики для предварительного ознакомления с ней.

    С помощью метода «Экспертной оценки» можно сопоставлять данные о развитии ребенка, полученные при обследовании традиционными методами. Кроме того, «Экспертная оценка» может быть использована в качестве самостоятельного критерия для автоматизированной подготовки «Программы развития».Авторами данной методики являются А.Е. Ивановаи С.А. Мирошников.

    Область применения. Метод «Экспертная оценка» предназначен для использования специалистами, работающими с детьми в возрасте от двух месяцев до семи лет. Предполагается, что специалист самостоятельно вводит данные о ребенке в компьютер после того, как сделал выводы о его развитии. Т.о., данный метод не требует обследования ребенка.

    Процедура проведения.

    В процессе ввода данных предъявляются названия отдельных параметров. По каждому параметру необходимо определить:

    1) относительный уровень развития обследуемого ребенка (по сравнению с возрастной нормой)

    2) ориентировочный возраст, которому соответствует развитие ребенка (в случае соответствия норме это будет календарный возраст ребенка).

    По умолчанию оценки по всем параметрам будут выставлены как соответствующие норме и календарному возрасту. Специалист может подтвердить либо исправить оценки по всем или некоторым параметрам.

    Результат.После ввода данных составляется заключение об уровне развития ребенка, состоящее из нескольких разделов, соответствующих оцениваемым параметрам, и создается индивидуальная «Программа развития», включающая рекомендации по работе с ребенком.

    Литература.

    А.Е. Иванова, С.А. Мирошников, Методические материалы к экспертной системе индивидуального сопровождения «Лонгитюд», СПб, 2002.

    12.2. Шкала развития
    (Экспертная система Лонгитюд)

    011/012 РВИ Шкала развития

    Данная методика, также как и предыдущая, является составной частью экспертной системы индивидуального сопровождения развития детей Лонгитюд и более подробно описана выше в соответствующем разделе настоящего пособия.

    Ниже приведено только краткое описание методики для предварительного ознакомления с ней.

    Методика Шкала развития, разработанная Санкт-Петербургскими психологами А.Е. Ивановойи С.А. Мирошниковым,используется для определения уровня развития детей и контроля его динамики, а также для выявления возможных отклонений в психомоторном развитии. По результатам обследования автоматически составляется «Программа развития» индивидуально для каждого ребенка.

    Область применения: Методика ориентирована на нормативную и близкую к ней популяцию детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Она позволяет проводить длительное наблюдение за ходом развития ребенка с целью своевременного обнаружения возможного отставания и его коррекции с помощью специально разрабатываемой системы занятий.

    Процедура проведения. Шкала развития является не тестом, а экспертной системой, основой которой служат знания экспертов и статистические данные. Из наличия/отсутствия способности к выполнению некоторого действия ребенком делается вывод о степени опережения/отставания его в развитии (если таковые обнаруживаются), т.о. данная методика опирается в первую очередь на объективно регистрируемые результаты деятельности обследуемого. Действия, способность к выполнению которых необходимо оценить, соответствуют пяти основным, выделяемым в данной методике, сферам развития, каждая из которых включает в себя ряд более мелких параметров:

    · Развитие социально — эмоциональной сферы (социально-адаптивные функции, развитие эмоций, развитие самосознания, самоконтроль)

    · Моторное развитие (общая моторика, координация общих движений, зрительно-моторная координация, тонкая моторная координация)

    · Умственное развитие (восприятие и познавательная активность, представления о форме предметов, представление о величине предметов, представление о цвете предметов, восприятие, внимание, память, мышление, вербальное мышление, невербальное мышление, понимание отношений «часть — целое», понимание пространственных отношений, понимание отношений «сходство — различие», понимание отношения «общее — частное», понимание причинно-следственных связей, объём знаний, развитие математических представлений, временные представления)

    · Речевое развитие (слух, понимание речи, активная речь, грамматический строй речи, развитие речи)

    · Развитие деятельности (развитие деятельности, рисование, конструктивная деятельность, навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки).

    Результат.В методике используются современные математические методы нечетких множеств и нечеткой логики для оценки отставания или опережения в развитии ребенка, позволяющие выявлять различные переходные ступени между обычными градациями «нормы» и «отклонения». Выводы по результатам обследования формулируются в терминах степени отклонения, изменяющейся непрерывно от «-1» (полная уверенность в наличии значительного отставания от нормативной популяции) до «+1» (полная уверенность в значительном опережении нормативной популяции). Чем ближе это значение к 0, тем вероятнее принадлежность обследуемого ребенка «идеальному среднему» для данного возраста. Каждый вопрос центрирован на том возрасте, где половина популяции уже освоила действие, а другая половина – еще нет. Выводы по каждому вопросу основываются на известных данных о том, какой процент обследуемых в нормативной популяции отвечает на этот вопрос «да». Т.о., данная методика ориентирована на определение статистической достоверности признаков отклонения в развитии ребенка: числовое значение отдельного параметра – это оценка степени уверенности экспертной системы в наличии отклонения.

    После завершения процедуры тестирования создается файл графического представления результатов всех проведенных обследований в виде таблицы. По этим данным подготавливается иллюстрированная «Программа развития» ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, которая ориентирована на ближайшую зону его развития и может использоваться родителями для занятий в домашних условиях. Программа состоит из разделов, соответствующих параметрам, которые оцениваются во время обследования. Она рассчитана на ближайшие месяцы жизни ребенка и включает в себя общие рекомендации, игры и упражнения, которые уже по силам ребенку и способствуют его дальнейшему развитию. Через рекомендованный в «Программе развития» промежуток времени возможно повторное обследование с подготовкой «Программы» на следующий период.

    Читайте также:  Тест по русскому языку Общеупотребительные слова 6 класс

    Основой для диагностического заключения и подготовки «Программы развития» в данной методике являются не средние баллы по различным шкалам, а практические знания экспертов, заложенные в систему. Это знания о том, что и в каком возрасте может делать здоровый ребенок, насколько вероятны индивидуальные различия в возрасте успешного освоения разных действий и знаний, а также какие занятия полезны для ребенка в том случае, если он освоил эти действия и еще не освоил другие.

    Источник

    Тест «Подростки о родителях» (ПоР)

    155/156 БТЧ Подростки о родителях (ПоР)

    Опросник «Подростки о родителях» (ПоР) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом и юношеском возрасте. ПоР — адаптированная русскоязычная версия словацкой методики ADOR.

    Основой этой методики служит опросник «Children’s Report of Parental Behavior In­ventory» (CRPBI), который создал E. Schaefer в 1965 году. Методика базируется на положении E. Schaefer о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают подростки) можно охарактеризовать при помощи трех переменных:

    — эмоциональное принятие — эмоциональное отвержение

    — психологический контроль – психологическая автономия

    — скрытый контроль – открытый контроль.

    Все исследования по адаптации русскоязычной версии методики ADOR, которая была названа «Подростки о родителях», и ее практической апробации были проведены в лаборатории клинической психологии Научно-исследовательского психоневрологического ин­ститута им. В.М. Бехтерева в период с 1991 по 1994г.

    Область применения. Методика весьма полезна для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от стороннего взгляда педагогов и психологов, так и, зачастую, неизвестных самим родителям.

    Процедура проведения. Перед началом обследования подростка вводят в курс дела относительно его целей и задач. Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей (в начале, например, заполняется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы матери, затем этот бланк сдается экспериментатору, и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены уже в применении к отцу). Обследуемому нужно оценить степень своего согласия (да/частично/нет) с 50-тью утверждениями.

    При использовании методики в компьютерном варианте утверждения с 1 по 50 применяются для исследования оценки подростком воспитательных принципов матери (или лица женского пола, ее заменяющего, например, бабушки), а утверждения с 51 по 100 — отца (или лица мужского пола, его заменяющего, например, дедушки).

    Результат. На основе полученных данных, выраженных в баллах, строятся оценочные профили отношений к матери и к отцу по следующим параметрам:

    11.5. Измерение родительских установоки реакций
    (опросник PARY)

    157/158 БТИ Опросник «PARY»

    Опросник PARY направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей в целом.

    В опросник заложены 23 шкалы, при факторном анализе связей между которыми было выделено три фактора:

    — Гиперопека — отсутствие родительской опеки.

    — Демократичность — отсутствие демократичности в отношениях с ребенком

    — Диктат в воспитании — отказ от авторитарности.

    Процедура проведения. Данная форма опросника включает 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Обследуемые оценивают степень своего согласия по каждому из утверждений.

    Тест межличностных отношений(Лири)

    197/198 БТИ Тест межличностных отношений (Лири)

    Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям.

    Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации:доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь, которые соответствуют более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

    Область применения. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я».

    Данная методика может использоваться для изучения проблемы психологической совместимости, а также в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

    Процедура проведения. Обследуемому предъявляются 128 оценочных суждений, из которых ему предлагается указать те, которые соответствуют его представлению о себе, своем идеале и другом человеке.

    Результат.После подсчета баллов с помощью специального «ключа», строится личностный профиль. По формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие. В зависимости от этих показателей определяются характерные типы поведения:

    а также 8 типов отношения к окружающим:

    11.7. Оценка способов реагирования в конфликте (Тест К. Томаса)

    297/298 БТИ Оценка способов реагирования в конфликте (Тест К. Томаса)

    Данная методика разработана для изучения личностной предрасположенности человека к конфликтному поведению, позволяет оценить характерные для испытуемого способы реагирования в конфликтной ситуации. Для описания типов поведения людей в конфликтной ситуации применяется двухмерная модель регулирования конфликтов. Одна ось – кооперация (внимание человека к интересам других людей вовлеченных в конфликт); вторая ось – напористость (акцент на защите своих интересов). Выделяется пять типов поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

    Область применения. Может быть использована в качестве диагностического инструмента при подборе кадров на коммуникативные профессии, а также на руководящие должности, при формировании кадрового резерва, для оценки эффективности социально – психологического тренинга, при индивидуальном консультировании.

    Процедура проведения. Проводится в форме вербального теста. Испытуемому предлагается оценить 30 пар суждений, при этом некоторые суждения могут повторяться. Сравнивая суждения в каждой паре, испытуемый выбирает то суждение, которое является наиболее типичным для него.

    Результат. Подсчитывается количество баллов, набранное испытуемым по каждой шкале и выявляется наиболее предпочитаемая форма социального поведения испытуемого в ситуации

    Социометрия

    255/256 БТИ Социометрия

    Область применения. Метод социометрии предназначен для изучения структуры малой группы и личности как элемента этой группы. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    Социометрическая процедура может иметь целью:

    а) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе;

    б) выявление «социометрических позиций», т.е. относительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

    в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

    Процедура проведения. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После формулировки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев для опроса членов групп. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на социометрическую карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатией или, наоборот, антипатией, доверия или недоверия и т.д.

    Социометрическая процедура может проводиться в дух формах: непараметрической (без ограничения числа выбора испытуемых) и параметрической (с ограничением числа выборов испытуемых).

    Обработка результатов. Простейшими способами количественной обработки социометрических данных являются табличный (1), графический (2) и индексологический (3).

    1. Табличный способ предполагает построение социоматриц, где каждый испытуемый представлен как в вертикальном, так и в горизонтальном ряду. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям.

    Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученный и отданный выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы возможно построение социограммы – карты социометрических выборов (социометрические карты), а также расчет социометрических индексов.

    2. Социограмма – схематическое изображение реакций испытуемых друг на друга при от-ветах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительные структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальный знаков.

    3. Индексологический способ обработки — это подсчет социометрических индексов, персональных (индекс социометрического статуса, индекс эмоциональной экспансивности члена группы) и групповых (индекс эмоциональной экспансивности группы, индекс психологической взаимности в группе).

    Примечание: В текущей версии программы реализована обработка с автоматическим получением только числовых результатов — по типу 1 и 3.

    Шкалы развития

    12.1. Экспертная оценкауровня развития
    (Экспертная система Лонгитюд)

    РВИ Экспертная оценка уровня развития

    Данная методика является составной частью экспертной системы индивидуального сопровождения развития детей Лонгитюд и более подробно описана выше в соответствующем разделе настоящего пособия.

    Ниже приведено только краткое описание методики для предварительного ознакомления с ней.

    С помощью метода «Экспертной оценки» можно сопоставлять данные о развитии ребенка, полученные при обследовании традиционными методами. Кроме того, «Экспертная оценка» может быть использована в качестве самостоятельного критерия для автоматизированной подготовки «Программы развития».Авторами данной методики являются А.Е. Ивановаи С.А. Мирошников.

    Область применения. Метод «Экспертная оценка» предназначен для использования специалистами, работающими с детьми в возрасте от двух месяцев до семи лет. Предполагается, что специалист самостоятельно вводит данные о ребенке в компьютер после того, как сделал выводы о его развитии. Т.о., данный метод не требует обследования ребенка.

    Процедура проведения.

    В процессе ввода данных предъявляются названия отдельных параметров. По каждому параметру необходимо определить:

    1) относительный уровень развития обследуемого ребенка (по сравнению с возрастной нормой)

    2) ориентировочный возраст, которому соответствует развитие ребенка (в случае соответствия норме это будет календарный возраст ребенка).

    По умолчанию оценки по всем параметрам будут выставлены как соответствующие норме и календарному возрасту. Специалист может подтвердить либо исправить оценки по всем или некоторым параметрам.

    Читайте также:  Итак Тест Насколько Вы амбициозны p

    Результат.После ввода данных составляется заключение об уровне развития ребенка, состоящее из нескольких разделов, соответствующих оцениваемым параметрам, и создается индивидуальная «Программа развития», включающая рекомендации по работе с ребенком.

    Литература.

    А.Е. Иванова, С.А. Мирошников, Методические материалы к экспертной системе индивидуального сопровождения «Лонгитюд», СПб, 2002.

    12.2. Шкала развития
    (Экспертная система Лонгитюд)

    011/012 РВИ Шкала развития

    Данная методика, также как и предыдущая, является составной частью экспертной системы индивидуального сопровождения развития детей Лонгитюд и более подробно описана выше в соответствующем разделе настоящего пособия.

    Ниже приведено только краткое описание методики для предварительного ознакомления с ней.

    Методика Шкала развития, разработанная Санкт-Петербургскими психологами А.Е. Ивановойи С.А. Мирошниковым,используется для определения уровня развития детей и контроля его динамики, а также для выявления возможных отклонений в психомоторном развитии. По результатам обследования автоматически составляется «Программа развития» индивидуально для каждого ребенка.

    Область применения: Методика ориентирована на нормативную и близкую к ней популяцию детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Она позволяет проводить длительное наблюдение за ходом развития ребенка с целью своевременного обнаружения возможного отставания и его коррекции с помощью специально разрабатываемой системы занятий.

    Процедура проведения. Шкала развития является не тестом, а экспертной системой, основой которой служат знания экспертов и статистические данные. Из наличия/отсутствия способности к выполнению некоторого действия ребенком делается вывод о степени опережения/отставания его в развитии (если таковые обнаруживаются), т.о. данная методика опирается в первую очередь на объективно регистрируемые результаты деятельности обследуемого. Действия, способность к выполнению которых необходимо оценить, соответствуют пяти основным, выделяемым в данной методике, сферам развития, каждая из которых включает в себя ряд более мелких параметров:

    · Развитие социально — эмоциональной сферы (социально-адаптивные функции, развитие эмоций, развитие самосознания, самоконтроль)

    · Моторное развитие (общая моторика, координация общих движений, зрительно-моторная координация, тонкая моторная координация)

    · Умственное развитие (восприятие и познавательная активность, представления о форме предметов, представление о величине предметов, представление о цвете предметов, восприятие, внимание, память, мышление, вербальное мышление, невербальное мышление, понимание отношений «часть — целое», понимание пространственных отношений, понимание отношений «сходство — различие», понимание отношения «общее — частное», понимание причинно-следственных связей, объём знаний, развитие математических представлений, временные представления)

    · Речевое развитие (слух, понимание речи, активная речь, грамматический строй речи, развитие речи)

    · Развитие деятельности (развитие деятельности, рисование, конструктивная деятельность, навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки).

    Результат.В методике используются современные математические методы нечетких множеств и нечеткой логики для оценки отставания или опережения в развитии ребенка, позволяющие выявлять различные переходные ступени между обычными градациями «нормы» и «отклонения». Выводы по результатам обследования формулируются в терминах степени отклонения, изменяющейся непрерывно от «-1» (полная уверенность в наличии значительного отставания от нормативной популяции) до «+1» (полная уверенность в значительном опережении нормативной популяции). Чем ближе это значение к 0, тем вероятнее принадлежность обследуемого ребенка «идеальному среднему» для данного возраста. Каждый вопрос центрирован на том возрасте, где половина популяции уже освоила действие, а другая половина – еще нет. Выводы по каждому вопросу основываются на известных данных о том, какой процент обследуемых в нормативной популяции отвечает на этот вопрос «да». Т.о., данная методика ориентирована на определение статистической достоверности признаков отклонения в развитии ребенка: числовое значение отдельного параметра – это оценка степени уверенности экспертной системы в наличии отклонения.

    После завершения процедуры тестирования создается файл графического представления результатов всех проведенных обследований в виде таблицы. По этим данным подготавливается иллюстрированная «Программа развития» ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, которая ориентирована на ближайшую зону его развития и может использоваться родителями для занятий в домашних условиях. Программа состоит из разделов, соответствующих параметрам, которые оцениваются во время обследования. Она рассчитана на ближайшие месяцы жизни ребенка и включает в себя общие рекомендации, игры и упражнения, которые уже по силам ребенку и способствуют его дальнейшему развитию. Через рекомендованный в «Программе развития» промежуток времени возможно повторное обследование с подготовкой «Программы» на следующий период.

    Основой для диагностического заключения и подготовки «Программы развития» в данной методике являются не средние баллы по различным шкалам, а практические знания экспертов, заложенные в систему. Это знания о том, что и в каком возрасте может делать здоровый ребенок, насколько вероятны индивидуальные различия в возрасте успешного освоения разных действий и знаний, а также какие занятия полезны для ребенка в том случае, если он освоил эти действия и еще не освоил другие.

    Источник

    Методика ADOR — подростки о родителях

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Характеристика методики ADOR

    ADOR — это опросник, которые позволяет объяснить взаимосвязь между поведением родителей и отношением подростков к ним.

    Данный тест позволяет отразить видение установок, поведения и методов воспитания, используемых родителями, их детьми. Он используется для описания отношений между родителями и детьми по таким проявлениям, как:

    • Доброжелательность;
    • Враждебность;
    • Автономность;
    • Директивность;
    • Непоследовательность родителя.

    В основе данного теста лежит методика Шафера, разработанная им в 1965 году. В Российской Федерации ее использование стало возможным благодаря лаборатории клинической психологии Института имени Бехтерева. Ее сотрудники смогли адаптировать методику Шафера. В результате это послужило началом активного использования опросника, называемого ADOR (подростки о родителях).

    Помощь со студенческой работой на тему
    Методика ADOR — подростки о родителях

    Иными словами, он используется для того, чтобы дети могли описать свое отношение к воспитательным воздействиям родителей.

    Методика Шафера позволяет охарактеризовать процесс воспитания детей посредством использования трех факторных переменных:

    • принятие — эмоциональное отвержение;
    • психологический контроль — автономия;
    • скрытый контроль — открытый контроль;

    Для более полного понимания следует отметить некоторые моменты:

    • Принятие представляет собой положительное отношение ребенка независимо от того, какие ожидания на него возлагались со стороны родителей;
    • Эмоциональное отвержение есть ни что иное, как отсутствие любви и уважения со стороны родителей к ребенку. Иногда это может проявляться и в форме враждебности;
    • Психологический контроль — это не только преднамеренное руководство ребенком, но и степень того, насколько последовательно используются воспитательные методы.

    Как проводится тест ADOR

    До начала проведения эксперимента ребенку сообщают цели и задачи исследования, дают инструкцию.

    В инструкции отражается в каком случае какую цифру (0, 1, 2) необходимо поставить. Как правило, если какое-то утверждение полностью совпадает с реальностью, ставится цифра «2». Если не совпадает вовсе, цифра «0». Единица используется в том случае, когда ребенок затрудняется дать ответ соответствует ли какое-либо утверждение воспитательным методам родителя (отца или матери).

    После того, как ребенок внимательно ознакомится с инструкцией, ему предоставляют бланк для заполнения. Он дается на каждого родителя отдельно. Это связано с тем, что в случае с матерью, все утверждения составлены в женском роде, а в случае с отцом — в мужском. Также необходимо отметить, что заполнение бланков осуществляется отдельно. То есть сначала подросток должен заполнить сведения об одном из родителей, сдать этот бланк и только после этого получить новый.

    Обработка результатов

    После заполнения ребенком двух бланков, полученные сведения отражают в «оценочном листе». Как правило, заполняют отдельно данные о матери и отдельно об отце.

    После этого подсчитывают сумму баллов по каждому из проявлений, указанных ранее (позитивность, директивность и т.д.). Такие «сырые» баллы необходимо перевести в стандартизированные. Для этого используются специальные таблицы, в которых баллы расположены от 1 до 5. Нормальным является значение любого из указанных проявлений равное 3, то есть среднее.

    О слабой выраженности проявления можно говорить в случае, если получается 1-2 балла. Соответственно, вполне отчетливое выражение будет равно 4-5 баллам.

    Заканчивается обработка данных построением на отдельном листе оценочных профилей отношений к матери и отцу (как и ранее, отдельно по каждому).

    Интерпретация результатов

    Рассмотрим оценку сыном обоих родителей.

    Если рассматривать отношение сына к матери, то о психологическом принятии можно говорить в случае относительно критического подхода в воспитании. Иными словами, зачастую сыновья ощущают необходимость в материнской помощи и поддержке. Как правило, они часто соглашаются с ней и ее мнением. Однако они не хотят получать от матери чрезмерный конформизм. Директивность в этом случае может проявляться в форме навязывания чувства вины, перенесением ответственности за все поступки ребенка на себя и т.д. Враждебность матери по отношению к сыну может проявляться в форме излишнего самоутверждения и исключения принятия ребенка. То есть в этом случае сын представляет собой соперника. А соперников принято давить для утверждения собственной значимости.

    В случае с оценкой отца, важным является наличие или отсутствие грубой силы, стремление достигнуть расположения ребенка. В этом случае позитивный интерес возможен, когда авторитет отца достигается без применения деклараций. Директивность в отношениях между сыном и отцом может быть выражена в постоянном стремлении к лидерству, которое достигается посредством доминантного стиля общения.

    Принятие в отношении отца обусловлено достижением авторитета без постоянного стремления к лидерству. То есть для того, чтобы говорить о психологическом принятии сына отцом, необходимо отсутствие грубой силы. В отношениях между сыном и матерью авторитаризм возможен в исключительных случаях, которые оправдываются «благом» ребенка.

    О позитивном интересе у отца можно говорить в случае с выраженной независимостью и наличием твердой позиции. У матери же это связано с наличием сверхопеки.

    Директивность также выражается разными способами. В случае с матерью, это наличие покровительства в отношениях. А отцы зачастую для достижения какой-либо цели используют собственный авторитет силы.

    Враждебность может проявляться в том, что в отношениях сына и матери — это борьба за независимость, а в отношениях сына и отца — конформность по отношению к окружающим.

    Источник