Меню

Почему Беларусь Называют Зямля пад белыми крылами и Белая Русь

почему Беларусь Называют (Зямля пад белыми крылами)? и Белая Русь?

У Короткевича есть книга «Земля под белыми крыльями» посвящённая Беларуси.
Видимо, отсюда и пошло. Но я, если честно, очень редко слышу такое. Хотя живу в Беларуси.

А про Белую Русь. Есть много версий. Говорят. что это связано с цветом волос и одежды жителей. Поэтому и белая.

из откровения и. богослова-дракон брошен в озеро огненное, горящее серою (это роза) и белый камень (волшебный белый свет), т. е. роза установлена алфой и омегой для возрождения неБЕСного (не бесового) царства! белая роза-белорусь (русь-рутсь-руотси-по скандинавски пылающий или роза)

Наталья Андрушко

Может от многочисленности аистов, а они ведь белые

Хотя мне думается что не ту страну назвали Гондурасом (((. По моему мнению — Гондурас расположен в центре Европы и граничит с Польшей, Литвой, Латвией, Гондурасом 2 и Гондурасом 3

Происхождение термина окончательно не выявлено. Согласно одной версии, так называли земли, которые в некое время не зависели ни от монголо-татарских ханов, ни от литовских князей; белая в данном случае — независимая, свободная (М. Довнар-Запольский, М. Любавский. А. Потебня) . Согласно другой версии, название происходит от белого цвета волос или одежды жителей этих земель (Я. Рейтенфельс, В. Татищев, Е. Карский, Н. Янчук) . Третья версия предполагает, что Белой Русью называли земли, население которых было христианским в противоположность Черной Руси, где будто бы долгое время сохранялось язычество [3]. Четвертая версия исходит из того, что Белая — значит великая или древняя (Н. Карамзин) [4]. Распространена также и гипотеза о том, что название происходит от цветовой аналогии сторонам света. Входит в тройку «Черная Русь» , «Червонная Русь» и «Белая Русь».

Источник

Интерактивная игра «Земля под белыми крыльями»

Интерактивная игра «Земля под белыми крыльями»

Цель: закрепить знания учащихся по теме «Белорусские земли в древнейшие времена».

Задачи: повторить в игровой форме, ранее изученный материал; развивать у учащихся интерес к истории своей Родины; создать условия для проявления творческих способностей учащихся, умения работать в группе.

Тип урока – урок повторения и систематизации знаний.

Форма проведения – урок-игра.

Оформление: столы для команд – участников, стулья для зрителей, стол для жюри.

Оборудование: карточки с заданиями.

Структура урока:

2. Приветствие команд

4. «История в датах»

5. «О чем идет речь»

6. « Что здесь лишнее?»

7. Конкурс капитанов

8. «Составь Синквейн»

9. Подведение итогов урока и награждение команд

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.” М. Сервантес

В игре принимают участие учащиеся 6 класса. До начала игры учащиеся делятся на 3 команды по 8-9 человек, знакомятся с правилами игры, ее структурой. Каждая команда выбирает название для своей команды, девиз, капитанов. Ведущий (учитель) назначает жюри — (3-4 человека) из числа учащихся.

Ребята! Сегодня мы с вами проводим увлекательную интеллектуальную игру по истории Беларуси. Прошу команды занять свои места.

Приветствие команд

Команды поочередно встают, называют свое название, озвучивают девиз.

Каждая команда получает карточки, на которых написаны, шесть исторических терминов. В течение 5 минут командам необходимо написать определения к этим терминам. За каждый правильный ответ -1 балл. Жюри отслеживает время, подсчитывает количество правильных ответов.

«История в датах»

Хронология – помощница истории, изучает события и их даты. Поэтому знание хронологии очень важно. Вот и проверим, как вы знаете даты. За каждый правильный ответ – 1 балл.

« О чем идет речь»

От каждой команды приглашаются по 2 ученика (по желанию). Поочередно учитель задает вопросы, где нужно определить о ком или о чем идет речь. Если один затрудняется ответить, то за него может ответить другой. Ориентировочно каждому ученику задается по 3 вопроса. За каждый правильный ответ – 3 балла.

Читайте также:  П 113 12 Пожарно технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность

Их проникновению на наши земли препятствовал суровый климат ледниковой эпохи. Но наступления ледников сменилось межледниковьями. Тогда погода становилась теплее. Во время одного такого межледниковья с юга на территорию Беларуси пришла небольшая группа людей. Их привлек наш край, леса которого были полны дичи, а реки – рыбы.

Каждое племя имело специальное место, где молились богам и приносили им жертвы. Обычно в центре стоял идол, а вокруг горели костры. Огонь могли поддерживать постоянно.

С распространением земледелия древние жители белорусских земель стали украшать глиняную посуду различными фигурами: круг, ромб, крест. Они символизировали Солнце, плодородие, вечность природы, ее круговорот.

В ней нагревали железную руду и получали пористую массу – крицу, а затем ковкой – сильными ударами молота – очищали ее от примесей.

Благодаря появлению предметов из этого металла увеличились урожаи, появились излишки продуктов питания, расширился обмен, войны стали более жестокими, произошло выделение ремесел.

Свою историю они ведут с конца нового каменного века. В ходе расселения они заняли территорию в Восточной Европе и на побережье Балтийского моря. По месту расселения они и получили свое название.

Его справедливо называли «северным золотом». За этот камень европейские и восточные торговцы готовы были предложить хорошую цену.

Они себя так называли, потому что «владели словом», т.е понимали друг друга.

Сначала засевали одну часть поля, а вторая отдыхала. В следующий раз все происходило наоборот.

«Что здесь лишнее»?

Каждая команда получает карточку с заданием, в котором необходимо в ряду терминов найти один лишний (не подходящий по смыслу). За каждый правильный вариант ответа – 2 балла.

Конкурс капитанов

За каждый правильный вариант ответа – 4 балла.

Необходимо на карте показать следующее:

«Составь Синквейн»

Команды получают следующее задание: составить синквейн на тему «Белорусские земли в древнейшие времена».

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это форма стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

За правильно выполненное задание команды получают по 5 баллов.

Подведение итогов урока и награждение команд

Источник



Земля под белыми крылами тест

Зараз вясна. Над усёй нашай краінай, наставіўшы белыя ветразі крылаў, планіруюць буслы. Іх многія і многія тысячы — хто лічыў? На вільчыках сялянскіх хат, на дрэвах, на калонах старых разбураных палацаў, на слупах капліц сярод маладога зялёнага жыта. Гнёзды паўсюль.

І таму мне здаецца, што ў гэтыя — і не толькі ў гэтыя — дні зямлю нашу, Беларусь, можна назваць «зямлёю пад белымі крыламі». І не здзіўляйцеся, дзяўчаты і хлопцы, на дзіўную назву кнігі, якая трапіла да вашых рук.

Да пэўнай ступені бусел — сімвал Беларусі. Ёсць, вядома, дацкія буслы, апетыя Андэрсенам, ёсць буслы і ў іншых заходніх краінах. Ёсць яны і на поўдні. Але на ўсход ад Беларусі, калі не лічыць сярэднюю Азію, яны ўжо амаль не водзяцца. Так што нават цікава, а хто там прыносіць у дом дзяцей.

Вось так і планіруюць, планіруюць буслы. Ветразі іхнія раскрылены над дрэвамі, пушысты хвост, як веерам, накрыў выцягнутыя ногі. А мне пад іхні палёт асабліва добра думаецца пра Беларусь, нашу з вамі радзіму. І для вас я і хачу, наколькі хопіць маіх ведаў і здольнасцяў, расказаць пра яе.

Па-першае, чаму «Беларусь»? Ёсць некалькі варыянтаў паходжання гэтай назвы. Прывяду два з іх.

Читайте также:  Программа реабилитации после Ковид 19

Першы: белыя адзенні даўніх вясковых людзей, белыя іхнія валасы, белы колер скуры.

Другі. А ён аніяк не супярэчыць з першым. Калі на нашы старажытныя славянскія землі прыйшлі татара-манголы — здолелі адбіцца ад іх амаль адны толькі мы. Паў Уладзімір, Разань, Кіеў. Да Ноўгарада захопнікі не дайшлі толькі таму, што пачаліся дажджы.

Мы — адбіліся. І менавіта таму мы «белая», «чыстая ад нашэсця татараў» Русь. А гэта да шмат чаго абавязвае. І вы заўсёды памятайце гэта.

Здарылася так, што я пачаў па-сапраўднаму пазнаваць Беларусь толькі ў вашым узросце. Яна была «да вайны», і за час вайны моцна забылася. Бамбёжкі, акружэнні, эвакуацыя. Масква ў кастрычніку 1941 года, горы Урала, Казахстан, Арэнбургскія стэпы. А пасля руіны Мінска і роднае мне Оршы, высечаныя ля дарог акупантамі (ад жаху перад партызанамі) лясы, пераховы забітых людзей. Так усё і пачало запісвацца зноў, нібыта на чыстай дошцы. Любоў да Беларусі нараджалася ў самыя галодныя, халодныя і цяжкія часы. І, магчыма, таму стала асабліва моцная.

Бачыў я пасля, як цяжка даводзiлася нам аднаўляць сваю гаспадарку, падводзiць пад кроквы новыя хаты замест спаленых, садзiць новыя сады, будаваць новыя школы. Бачыў на свае вочы, як аднаўлялiся Мiнск i дзесяткi iншых нашых гарадоў. Бачыў, як набiралi сiлы беларускiя сёлы. I вось менавiта таму, што я — сведка, я i лiчу, што маю некаторае права расказаць пра нашу рэспублiку вам, дарагiя падлеткi.

Мы з вамі дзеці адной гісторыі, аднолькавай сучаснасці і агульнай будучыні. Нас яднае агульны лёс. Нават у «важлівых дробязях».

Уся розніца паміж мною і вамі ў тым, што я на нейкія трыццаць год старэйшы за вас і таму крыху болей бачыў. Дажывяце да майго — можа, будзеце куды больш бывалыя. А пакуль што я хачу трошкі памагчы вам у вашых першых кроках, даць вам ключ ад нашага дома, каб далей вы ўжо асвойваліся ў ім самі.

Я аб’ездзіў на Беларусі амаль ўсё. Няшмат засталося нават глухіх куткоў, дзе я не пабываў бы. Таму я насмельваюся сказаць, што ведаю сваю краіну і яе людзей. І менавіта таму, дарагія дзяўчаты і хлопцы, я стану гаварыць з вамі толькі аб тым, што сам бачыў і чуў. Гэта будзе кніга, напісаная сведкам, які многае (што датычыць сучаснасці) бачыў на ўласныя вочы. І я дужа хацеў бы, каб вы мне верылі, нават калі я стану вам расказваць самы незвычайныя рэчы. Таму што жыццё багацейшае, чым мы яго ўяўляем. Жыццё часам бывае настолькі падобнае на казку, што нельга не ўскрыкнуць: «Ды не можа гэтага быць!»

Вы можаце спытаць, нашто гэта вам, калi вы самi жывяце тут i шмат чаго бачыце «на свае вочы». Ну, па-першае, Беларусь вельмi розная. Розняцца людзi, будоўлi, пейзажы. Калi вы жывяце на вёсцы недзе пад Столiнам, вы можаце не ведаць, як жывуць вашы браты i равеснiкi недзе на Вiцебшчыне. Па-другое, калi вы — дзiця вялiкага горада, вы можаце ўвогуле не мець уяўлення пра першабытныя лясы недзе над Бярозай-ракой. Па-трэцяе, не тая ўжо i вёска. Людзi носяць не тыя ўборы, глядзяць замест батлейкi тэлевiзары. Яны жывуць нязмерна лепей, але i: падабней адзiн да аднаго. I мне хочацца расказаць вам аб тым, што знiкае i чаму я быў сведкам, каб добра ведалi сваё месца ў гэтым жыццi i вы.

Мне патрэбна будзе расказаць і пра гісторыю. І тут вы, вядома, мажаце злавіць мяне на слове, сказаўшы, што не мог я, скажам, быць сведкам барацьбы майго народа з крыжакамі. Ваша праўда. Але я ў гэтых выпадках, ведайце, браў кнігі людзей найбольш вартых даверу, кнігі сумленныя і цікава напісаныя.

Читайте также:  Техника манипуляции и подготовка к ней

То пойдзем у наша падарожжа.

I. Зямля мая беларуская

Ад палескiх iмхоў да асвейскiх крынiц

Насельніцтва Беларусі складае больш за 9 мільёнаў 300 тысяч чалавек. З іх беларусаў 7 мільёнаў 286 610 чалавек. У вайну, вы ведаеце, загінуў кожны чацвёрты жыхар рэспублікі. Часам едзеш лесам, і раптам — паляна, здзічэлыя садовыя дрэвы (вёска так і не адрадзілася) і абеліск, а на ім словы, ад якіх сціскаюцца кулакі і ідзе па скуры мароз:

“Тут пахаваны расстраляныя немцамі

12. IX.1943 г.

Кароль Алена Мікітаўна

1925 года нараджэння,

Павел 1920 г.,

Васіль 1898 г.,

Зофія 1892 г.,

Уладзімір 1922 г.,

Іван 1924 г.,

Мікола 1927 г.,

Марыя 1934 г.,

Вера 1939 г.,

бабуля 70 год,

Сіневіч Антон Валяр’янавіч 1884 г.

і Серафіма Іллінічна 1888 г.

і іншыя”.

Гэта значыць, за сувязь з партызанамі ці проста так, з помсты, прыехалі немцы, ачапілі сяло, загналі мірных жыхароў у гумно і спалілі. Такім ці іншым чынам было ператворана ў попел 9200 вёсак. 706 з іх — разам з людзьмі. І 187 засталіся неадноўленыя. Акрамя таго, знішчана 209 гарадоў і пасёлкаў.

Але не трэба думаць — ды вы і самі чулі гэта з расказаў старэйшых, што забітыя гінулі пакорліва. Гэта не так. Хто мог змагацца — загінуў у баі: на фронце, у падполлі або ў партызанскіх атрадах. Беларусь нездарма называюць краінай класічнай партызанскай барацьбы. Партызанаў было тут 374 тысячы. Падпольшчыкаў каля 70 тысяч чалавек. Гэта толькі тыя, што змагаліся са зброяю ў руках, не лічачы сувязных. А калі ўжо казаць пра тых, хто спачуваў, збіраў звесткі, здабываў

Источник

ПОЧЕМУ БЕЛАРУСЬ – ЗЕМЛЯ ПОД БЕЛЫМИ КРЫЛЬЯМИ?

date image2020-04-12
views image233

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Во-первых, почему Беларусь? Во-вторых, почему под белыми крыльями? Есть несколько вариантов этого образного названия.

Белорусы носили белую одежду из льна, имели светлые льняные волосы и светлую белую кожу и светлые глаза. Поэтому мы говорим белорус, значит, белый, светлый.

Жители земли под белыми крыльями очень ценят белый цвет – цвет добра и чистоты. В комнатах белорусов всегда много белого – белые стены, потолок, шторы на окнах, белая скатерть на столе. И одеваться люди любили в белые рубашки с красным орнаментом.

Белые крылья – это крылья аиста. С давнего времени аисты в большом количестве селились на территории Беларуси. Люди верили: если на доме поселится аист, то в доме будет счастье и много детей.

В древности славянские земли завоевали татаро-монголы. Долгое время существовало татаро-монгольское иго. Только на территории древней Беларуси не было татаро-монгольского ига. Это значит, Беларусь была чистая, свободная.

Задание 3. Закончите предложения:

1. Во-первых, почему…

2. Во-вторых, почему…

3. Есть несколько вариантов …

4. Белорусы носили белую.

5. Поэтому мы говорим белорус, значит, …

6. Жители земли под белыми крыльями …

7. В комнатах белорусов .

8. И одеваться люди…

9. Белые крылья – это …

10. С давнего времени аисты …

11. Люди верили: если на доме поселится аист, то …

12. В древности славянские земли завоевали…

13. Долгое время существовало …

14. Только на территории древней Беларуси не было…

15. Это значит, Беларусь…

Задание 4. Поставьте вопросы к тексту, используйте слова:

Что

Кто

Какую

Как

Почему

Кто

Что

Где

Как

Что

Когда

Во что

Когда

Кто

Как долго

Где

Какая

Задание 5 Выпишите из текста все словосочетания со словом белый и синонимы к нему.

Задание 6. Составьте план текста.

Задание 7. У белорусов есть легенда, что белокурый аист в красных сапогах ходит по болоту. Как Вы думаете, что это значит?

Источник