Меню

Первые психологические тесты и история возникновения

Психологические тесты: виды и принцип действия — Блог Викиум

Часто люди проходят психологические тесты в интернете. Они дают возможность по ответам определить тип личности и рассказать много интересного о человеке. Каков принцип работы таких тестов? Отличаются ли их результаты от тех, что могут дать профессиональные исследования?

Первые психологические тесты и история возникновения

Первые тесты на психологию человека появились в конце XIX века. Их создателем стал Джеймс Маккин Кеттел, американский психолог, автор статьи «Интеллектуальные тесты и измерения», которая была опубликована в 1890 году. После этой статьи психологические тесты обрели большую популярность, а их проведением стали заниматься профессионально. Однако тогда подход к тестам сильно отличался от привычного нам и напоминал, скорее, клинические испытания.

Форма тестирования в виде «вопроса-ответа» появилась только в 1904 году благодаря Альфреду Бине. Именно по его формату и разработке Джеймса Кеттела стали создавать тесты и другие специалисты. Спустя несколько лет, в 1917 году появился заказ армии США на разработку коллективной методики формирования тестов, не требующей от специалистов каких-либо знаний по теме психологии. Артур Синтон Отис выполнил этот заказ и сделал новый виток в эволюции тестов на психологию. После этого в Соединенных Штатах Америки началась массовая разработка новых способов познания человеческого мозга и принципов его работы.

Работа тестов в современных реалиях

Стоит понимать, что тест – это стандартизированная, годами отработанная методика, посредством которой человек всегда приходит к одному из ранее заготовленных сценариев. Он и определяет его тип личности, характер, склад ума и другие характеристики. Каждый ответ в системе предопределен заранее, и выйти за его рамки невозможно. Сегодня психологические тесты проводят везде: в школах, при устройстве на работу, в медицинских учреждениях, в социальных структурах. Среди них есть специальные для детей, для женщин или мужчин, людей определенных категорий. Каждый из таких тестов имеет свои нюансы, некоторые направлены на выявление психических отклонений, другие определяют насколько продуктивный или творческий человек. В интернете можно найти даже тесты, которые смогут определить тотемное животное по ответам человека. Конечно, это уже будет не научный тест, и относиться к нему крайне серьезно не стоит. В принципе, можно ли верить психологическим тестам в интернете – вопрос достаточно спорный. Можно, скорее всего, только в том случае, когда этот тест находится на каком-то серьезном портале, посвященном психологии.

Разновидности психологических тестов

Выделяют несколько видов:

  1. Вербальные тесты

Такой тип тестирования используют для отбора работников на различные вакансии. Задания, которые предлагает выполнить тест, оценивают способность человека к верному и логическому восприятию информации на письме, её интерпретации. Кроме этого, результаты вербального тестирования выявляют способности к формированию логических выводов, к самостоятельной организации отчетов, а также четкой формулировке мыслей и вопросов.

Как работают психологические тесты такого типа? Вербальное тестирование строится таким образом: человеку для ознакомления дается отрывок из текста, после которого написан вывод, который можно сделать из прочитанного, но он может неправильно трактовать суть текста. Испытуемому необходимо сделать выбор, согласен он с приведённым ниже выводом или нет.

  1. Тесты достижений

Они направлены на оценку уровня навыков и знаний, достигнутых испытуемым, проверку на наличие потенциала. Эта категория тестов разделяется на подкатегории, в одних из которых узконаправленные испытания, а в другой – более обширные. У такой формы тестирования нет единой формы и структуры: человека могут попросить выполнить определенное действие, решить задачу, написать текст, всё зависит от формата теста.

  1. Тест имитации

Один из популярных методов тестирования. Для его проведения испытуемому предлагают выполнить практическое задание, но спрашивают, как он собирается его выполнять. К примеру, человека, который пришёл устраивается на должность учителя, попросят смоделировать ситуацию, в которой ему нужно будет успокоить сильно расшумевшихся детей. Здесь испытуемому необходимо подойти к тестированию со всей ответственностью, чётко отвечать на вопросы, а также постараться продумать всё до мелочей.

  1. Тест на интеллект

Самым знаменитым и распространённым является тест на уровень IQ. Особенности таких тестов следующие:

  • направлены на словесно-логическое мышление;
  • оценивают развитие наглядно-действенного, а также наглядно-образного типа мышления;
  • определяют качество памяти, сосредоточенности, ориентировки в пространстве, вербального развития личности.

На данный момент можно встретить десятки и даже сотни разновидностей психологического тестирования, а всё благодаря таким великим людям, как Зигмунд Фрейд, Беррес Фредерик Скиннер, Жан Пиаже. Наиболее популярен стандартный тест на психологию личности, который позволяет определить личностные и психофизиологические свойства человека. Например, к этой категории относится тест «пессимист-реалист-оптимист».

В современном мире технологии нового поколения оставили неизгладимый след и на психологии. Именно поэтому в клиниках уже есть машины, которые полностью замещают рутинную работу с написанием тестов и анализом анкетируемых. Всё это теперь замещено оборудованием, которое занимается подобной работой в разы быстрее и эффективнее.

Можно ли верить тестам?

Большинство опросников по сей день создаются за рубежом и могут совершенно не соотноситься с нашей культурой и нашим образом жизни. Происхождение теста играет большую роль, ведь чем локальнее и приближённее тест к человеку, тем лучше он сможет его описать.

Есть также универсальные методики проведения тестов, однако, они менее точны. Большая роль и ответственность также лежит на специалисте, который работает с тестируемым, от его квалифицированности зависит многое. Провести опрос действительно может любой человек, но не каждый сможет верно интерпретировать и истолковать ответы, а также верно их донести до человека. Такое под силу только настоящему профессионалу своего дела.

К примеру, тест Кеттела можно проводить только при наличии у работника лицензии, полученной после годового обучения. Учебные материалы найти бесплатно в интернете никак не удастся, они продаются только в специальных магазинах и дорого стоят. Если человеку и удастся найти тест Кеттела в интернете, то только неполную версию, а проходить по ней тестирование самостоятельно и ставить себе диагноз – дело бесполезное. Только опытный специалист сможет резко со стороны оценить результаты, обладая необходимыми знаниями по этой теме.

Читайте также:  Принципы организации паллиативной помощи тест с ответами

Почему людям интересны любые виды тестов в интернете?

Каждому важно иметь представление о том, каким человеком он является, изучать себя и открывать в себе что-то новое, чего раньше он мог не видеть или не осознавать. Тесты становятся незаменимыми помощниками в этом деле. Прохождение тестов практически не занимает времени, а значит, доступно каждому человеку. Составители наверняка знают, какая аудитория их читает, и чего именно люди ждут от результатов прохождения теста. Именно поэтому многие люди дойдя до конца тестирования про себя думали: «Ничего себе, действительно, так и есть!».

К сожалению, большинство людей не осознаёт, что тесты сделаны так, чтобы там не было ответов, которые бы не подошли, они обобщенные и заранее подходят под описание каждого. В этом случае эффект Барнума работает на все сто. Иными словами, человек цепляется за определенную часть описания своей личности и не обращает внимания на откровенные несовпадения, которые связаны с отсутствием должной персонализации теста.

К результатам тестов никогда нельзя относится как к стопроцентной информации о вас, а также всерьёз воспринимать прописанные в некоторых из них советы. Каждое тестирование имеет строгую направленность, поэтому ни в коем случае нельзя себя клеймить тем, что прописано в очередном тесте на проверку IQ, найденном в интернете, или ссылаться на тест Роршаха, найденный в книге. Такие методы самоанализа отличаются не большей точностью, чем гороскопы, построенные по такому же принципу эффекта Барнума.

Психология – это наука, а психологическое тестирование – это серьёзная процедура, требующая глубоких знаний в этой сфере. Именно поэтому никогда нельзя беспрекословно верить онлайн-тестам, которые за минуту смогут вас сильно обрадовать или, наоборот, разочаровать. Однако самопознание и саморазвитие – необходимые этапы становления личности. Если вы хотите узнать себя лучше, тщательнее выбирайте тесты для прохождения. А если вы озадачены развитием, проходите основанные на психологии человека курсы. Викиум предлагает большой выбор курсов, помогающих развивать те или иные навыки. Например, курс «Менталист» помогает научиться разбираться в поведении людей, прогнозировать их эмоции и реакции на разные ситуации.

Источник

Классификация психологических тестов

В 1950 году американский психолог Саул Розенцвейг предложил выделять три группы методов психодиагностики: субъективные, объективные и проективные методы.

Рассмотрим их подробнее.

1. Субъективные тесты:

К субъективным тестам относят опросники, автобиографии. Исследователь получает информацию на основе самооценки испытуемым своего поведения и личностных особенностей.

По принципу построения выделяют опросники и опросники — анкеты.

Опросник — это тест выявления индивидуально-психологических различий на основе самоописания их проявлений испытуемыми.

— вопросник — совокупность последовательно задаваемых вопросов, закладываемых в анкету или опросник при их конструировании;

— ключи для обработки получаемых данных;

— сведения по интерпретации результатов.

Опросники — анкеты — это опросники с элементами анкеты, содержащие вопросы открытого и закрытого типа.

В зависимости от сферы применения выделяют опросники узкопрофильные и широкопрофильные. Узкопрофильные — опросники, разработанные для конкретной сферы применения, например, для сферы менеджмента и работы с персоналом. Широкопрофильные могут применяться в разных сферах, например, MMPI, миннесотский многопрофильный личностный опросник применяется в клинике, в отборе персонала.

В зависимости от того, к какой категории относится исследуемое явление, выделяют опросники состояний (опросник САН), личностные и комплексные опросники (опросник Спилбергера-Ханина — шкала реактивной и личностной тревожности).

От степени охвата свойств опросники классифицируются на типологические и опросники, реализующие принцип черт. Цель тестирования с помощью типологического опросника — выявить близость обследуемого к типу. Тип описывается через характеристику усредненного или, наоборот, ярко выраженного представителя. Пример, методика Айзенка (интро-, экстраверсии и нейротизма), адаптированная Шмелевым для определения типа темперамента.

Опросники, построенные по принципу черт могут быть одномерными и многомерными. Одномерные выявляют наличие или степень выраженности одного свойства, например, шкала тревожности Тейлор, которая может применяться для отбора по какому-либо признаку, в данном случае — высоко или низко тревожных.

Многомерные опросники измеряют несколько свойств, например, 16- факторный опросник Кеттелла.

Личностные опросники в зависимости от исследуемой подструктуры личности могут измерять какую-либо подструктуру или личность как целое. Выделяют опросники:

— темперамента: методики В. Русалова, Я. Стреляу, А. Белова. Плюс этих методик в том, что они не требуют специального оборудования, много временных трат, можно опросить группу. Но недостаток в том, что они дают информацию о типичных формах реагирования испытуемого в ситуациях;

Источник



Тесты как метод психодиагностики. Классификация тестов

Тесты (в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологическихразличий.

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются следующие три основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.

Формы психологического тестирования

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты — это такой тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Эти тесты имеют большую историю. С них началась психодиагностика. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, другими непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к тестированию, функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, психолог, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, может по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии — для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Для индивидуального тестирования нужно, как правило, много времени. Оно предъявляет высокие требования к уровню квалификации экспериментатора. В этом отношении индивидуальные тесты менее экономичны по сравнению с групповыми.

Читайте также:  Какие награды получал победитель древних Олимпийских игр

Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).

Одно из главных преимуществ групповых тестов — массовость испытаний. Другое преимущество — инструкции и процедура проведения достаточно просты, и от экспериментатора не требуется высокой квалификации. При групповом тестировании в большой степени соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов обычно носит более объективный характер. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ. Еще одно преимущество группового тестирования — относительная легкость и быстрота сбора данных и как следствие более благоприятные по сравнению с индивидуальным тестированием условия для сопоставления с критерием. Для большинства современных стандартизированных тестов нет ничего необычного в том, что их нормативные выборки включают от 100 до 200 тыс. человек, в то время как даже наиболее тщательно разработанные индивидуальные тесты при стандартизации с трудом набирают данные для 2—4 тыс. человек.

Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать его и заручиться его согласием сотрудничать. Любые случайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты в групповых тестах, нежели в индивидуальных. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.

Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно («открытые» ответы), в других — он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным («закрытые» ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить «открытый» или «закрытый» характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу оперирования. Бланковые тесты (другое широко известное название — тесты «Карандаш и бумага») представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (если тестируются дети младшего возраста). Для старших подростков предусмотрены варианты, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно, до тех пор, пока они не износятся. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известные из них — кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского—Сахарова. Предметные теста в основном проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты — это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. С их помощью моделируются различные виды деятельности (например, водителя, оператора). Это особенно важно для профессиональной диагностики, ориентированной на определенный критерий. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с помощью клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить матема-тико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически невозможно:

время выполнения заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа в процессе тестирования.

Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.

Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной речевой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например, творческих).

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

Источник

Психологические тесты

Вы будете перенаправлены на Автор24

Читайте также:  Национальное квалификационное тестирование учителей казахстана тесты

Понятие теста

Тест – это проба, испытание, проверка, так переводится этот термин с английского языка. Тестирование получило широкое распространение в различных областях знания и имеет совершенно давнюю историю.

Тест является синонимом слова «чашка» и происходит из старофранцузского языка. Сосуды из обожженной глины, которые использовали алхимики для своих опытов, назывались «тесты».

В русском языке это слово имело два значения:

  1. Религиозная клятва, испытательная присяга, которую давал человек, вступающий в общественную должность, доказывая, таким образом, что он не тайный католик;
  2. Второе значение – это плоский плавильный сосуд, который использовался для выделения олова из золота или серебра.

Как психологический термин «тест» появился в конце XIX века. Термин тест используется наряду с термином методика и в 1970-е годы, когда проходило становление советской психодиагностики, термин имел негативное значение, обозначая его «буржуазное происхождение». В то время все тесты были переименованы в методики. В наше время нет оснований отказываться от этого термина-понятия, с которым связана вся история психодиагностики.

Вполне понятно, что как любому инструменту познания, тесту присущи свои особенности. В зависимости от конкретных обстоятельств исследования особенности тестов могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков.

Эффективность использования тестов будет зависеть от учета многих факторов:

  • Теоретическая концепция, являющаяся базой того или иного теста;
  • Область его применения;
  • Комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам и психометрическим характеристикам.

Надо сказать, что известные представления о «простоте» и доступности тестов совсем не соответствуют действительности. Тест, являясь средством исследования сложнейших психических явлений, никак не может толковаться упрощенно как предложение задания и регистрация его решения. Только при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих исследований, возможно научное использование тестов. Помимо этого важно следовать этическим нормам психодиагностики.

Таким образом, психологический тест – это стандартизированное задание. Его результаты говорят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях, навыках испытуемого. Психологические тесты имеют свои сферы приложения:

  • Диагностика психических состояний и свойств личности;
  • Диагностика межличностных и семейных отношений;
  • Диагностика профессионального подбора кадров.

Виды тестов

Классификация тестов в психодиагностике разнообразна. Они подразделяются по особенностям используемых тестовых заданий, по форме процедуры обследования, в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений, по принципам их конструирования:

  • Вербальные и невербальные тесты, они связаны с наличием или отсутствием в тесте речевого компонента. Вербальный тест – это тест на словарный запас, невербальный тест требует определенных действий в качестве ответа;
  • Индивидуальные тесты и тесты групповые. Их отличие состоит в том, что при групповом тестировании исследуется группа испытуемых;
  • Личностные тесты и тесты достижений. Они различаются на основе того, какие из свойств личности подвергаются тестированию;
  • Тесты достижений или тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и, безусловно, тесты интеллекта;
  • Личностные тесты. К ним относятся тесты на установки, характерологические тесты, интересы, темперамент, мотивационные тесты. В данном делении возможны некоторые отклонения.
  • Большинство тестов достижений и психофизиологических тестов, относятся к объективным тестам. При выполнении субъективных тестов испытуемый может не предполагать о действительной цели исследования;
  • Проективные тесты. Суть их в том, что они дают ответ, который нельзя расценить как «правильный» или «не правильный». В тесте должен быть дан свободный ответ, т.е. испытуемый получает ответ из «головы», а не выбирает его из заданного списка;
  • Тесты простые и тесты сложные, Их различие состоит в том, что сложные состоят из нескольких самостоятельных подтестов. Для каждого подтеста должен быть дан ответ, а затем высчитывается общая оценка;
  • К тестам можно отнести и опросники. Правда, только в том случае, если они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к данному методу сбора психологической или социологической информации.
  • Широкое распространение в настоящее время получили критериально-ориентированные тесты. Они дают возможность оценивать испытуемого по отношению к заранее заданной норме, при этом, не сравнивая со среднестатистическими данными;
  • Самые современные – это компьютерные тесты.

Характеристики психологических тестов

Применяемые в наше время тесты, как в научных исследованиях, так и в практическом консультировании, очень разнообразны. Несмотря на это разнообразие к ним предъявляются одни и те же требования или, говоря другими словами, психологические тесты имеют основные характеристики – валидность, надежность, стандартность. Остановимся на этих характеристиках:

  • Стандартность. Любая тестовая методика обязательно проходит стандартизацию, по её итогам полученные данные должны соответствовать закону нормального распределения или норме социокультурного характера. В соответствии с этими нормами формируются диапазоны значений, которые говорят о силе выраженности исследуемого признака;
  • Второй характеристикой тестов является их надежность или свойство теста при повторном измерении давать близкие результаты. Если методика надежна, то должна давать сходные результаты, независимо от пола экспериментатора, времени года. Сама методика должна сводить к минимуму все фоновые факторы, что и определяет её надежность;
  • Такая характеристика как валидность показывает соответствие результатов теста той характеристике, для которой он предназначен. Валидность может быть внутренней и внешней. Внешняя валидность может быть проверена положительной корреляцией с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта можно сопоставить с академической успеваемостью. В отношении внутренней валидности гораздо сложнее. В данном случае речь идет о теоретической связи – насколько реально внутренняя модель моделирует заявленный аспект. При наличии аналогичных «проверенных» методик уже проще, потому что возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. Внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы.

Психологическое тестирование в наше время используется в различных сферах общественной практики. Успех или неуспех в конкретных ситуациях определяют интеллектуальные, эмоциональные, личностные особенности человека. Психологические процедуры в виде тестов дают возможность быстро и довольно точно определить, какими качествами обладает конкретный человек. Информация, полученная таким способом, позволяет понять многое из того, что случилось в его судьбе, прогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.

Источник