Меню

Первый педагогический тест разработал

Тестовый метод контроля знаний учащихся

Современная педагогика определяет «тест» как систему упражнений (заданий), позволяющих за короткий промежуток времени оценить, насколько хорошо у испытуемого развиты те или иные свойства личности, уровень знаний, умений и навыков.

Слово заимствовано из английского языка со значением «испытание, проверка». Это так и есть на самом деле.

Тесты чаще всего представляются в виде вопросов с некоторым количеством вариантов ответов, среди которых кроме правильного есть несколько ложных, вводящих в заблуждение. Вопросы в тестах встречаются трёх типов: открытого, закрытого и развёрнутого.

По количеству вопросов тесты тоже бывают разными. Слишком большое количество вопросов утомляет, а небольшое их количество не вызывает интерес и не даёт полной картины знаний.

Поэтому лучше ориентироваться на тесты от 10 и более вопросов.

После прохождения теста выводится результат с количеством правильно выбранных вариантов.

  1. Тесты по основным предметам
  2. История создания тестов
  3. Метод тестов в России
  4. Польза тестов для проверки знаний
  5. Виды тестов
  6. Цели и задачи тестирования

Тесты по основным предметам

Здесь я начала размещать тесты по русскому языку и литературе. Эти предметы непосредственно связаны с развитием нашей речи — устной и письменной. А это тематика моего сайта.

Также я решила размещать тесты по психологии, как важной сферы нашего личностного развития.

Знать биографии литературных деятельно очень важно. Это раскрывает их как личностей, позволяет проникнуться духом времени, когда писалось то или иное произведение.
Тесты по биографиям помогут вспомнить все основные моменты жизни и творческой деятельности писателей и поэтов, чьи произведения изучают в школе.

История создания тестов

Многие тысячелетия тесты используются для определения пригодности человека к осуществлению конкретного рода деятельности.

Уже древние египтяне подвергались тестовым испытаниям. Это было необходимо для получения должности жреца.

Кандидата осматривали на внешность, изучали его на наличие образованности и коммуникабельность. А также на умение молчать и слушать, слушать и молчать.

После этих процедур будущего жреца испытывали мученическими пробами водой, огнём и даже угрозами смерти.

Не всякий мог выдержать такой тест на прочность.

В Древнем Вавилоне тест проходили кандидаты на должность писца. Человека проверяли на почерк (он должен быть безупречно красивым), на знание математики и юриспруденции.

На должность отбирались только очень грамотные и всесторонне развитые личности.

Те, кто владели музыкальной грамотой, обладал певческими и другими способностями, тех всегда предпочитали на хорошие должности.

Началом становления тестов в мировой практике называют период с 80 годов 19 века по 20-е годы 20 века.

В это время начали выдвигать предположения относительно эффективности тестов в выявлении некоторых личностных свойств. Данная теория появилась в работах английского психолога Ф. Гальтона.

Гальтон предложил три базовых принципа в использовании тестов, которые применяются и до настоящего времени:

  • серия одинаковых тестов может применяться для испытания большого числа лиц;
  • возможность статистической обработки результатов теста;
  • эталонность оценивания.

Гальтон неоднократно подчёркивал, что его тесты относятся к разряду умственным. Позднее эта трактовка была подхвачена Кеттеллом в 1890 году, когда он написал статью «Умственные тесты и измерения».

Важную роль в развитие тестирования отводят французскому психологу Альфреду Бине. Именно его считают родоначальником современных тестов для проведения диагностики интеллектуального развития личности.

Долгое время тесты использовали для индивидуальной диагностики. Лишь в 1917 году в США тесты стали использовать в группах испытуемых.

Групповые тесты начали разрабатываться согласно следующим принципам:

  1. Ограниченное время для выполнения.
  2. Детализированная инструкция, как проводится, критерии и уровни оценивания.
  3. Выборочные методы в тестах с возможностью подчёркивать случайные варианты, если правильный ответ не известен.
  4. Подбор тестовых заданий после обработки статистическими методами и экспериментально.

Следующим шагом в развитии тестов следует считать 20-60-е годы прошлого века. Американец В.А. Макколл решил классифицировать тесты на психологические и педагогические.

Психологические тесты рекомендовались для диагностики умственного развития.

Педагогические тесты применялись в школах для контроля знаний учеников по разным предметам. Такие тесты стали проводить после прохождения определённых разделов программы.

Первый педагогический тест разработал американский психолог Эдуард Ли Торндайку. Это был тест для арифметических задач.

Такое использование тестов для контроля знаний школьников по дисциплинарным наукам стало очень популярным в США.

Для разработки тестов создавались государственные службы, которые подготавливали задания и ответы к ним, нацеленные для конкретные предметы, например: для проверки знаний по иностранным языкам (грамматика, лексика, чтение).

Эти тестовые разработки стали внедрять во время выпускных экзаменов в нью-йоркских школах уже в 1925 году.

Первым языковым тестом по иностранному языку стала разработка Б. Вуда.

Затем в 1929 году американский психолог В. Хенмон предложил очередную свою разработку для тестирования лексики, фонетики и грамматики, а также для проверки умений читать, переводить, говорить и аудировать на иностранном языке. Его же тесты использовались для умения писать сочинения.

Коммуникативные языковые тесты успешно используются сейчас во всём мире.

Метод тестов в России

1925 год — в России создаётся специальная тестовая комиссия, целью которой стало разработка тестов для советских школ.

Весна 1926 года — разработка тестов, за основу которых взяты американские образцы.

Это были тесты по обществоведению, природоведению, решению задач и счёту, на понимание текстов после чтения, на контроль умения правописания.

Каждый тест сопровождался инструкцией и личной карточкой для визуализации динамики прогресса каждого испытуемого.

1936 год стал годом, когда тесты стали признавать за орудие дискриминации школьников, и они были удалены из стен образовательных учреждений.

С начала 60-х годов школы вновь стали обращаться к тестам, значительно их усовершенствовав. Это был новый толчок для развития тестового контроля знаний и умений учащихся.

Позднее начали использовать тестирование с помощью компьютеров. Тестологи стали всё чаще прибегать к методу усложнения заданий. Т.е., если ученик отвечал на вопрос правильно, то на следующем шаге ему выдавалось более сложное задание. А если же ответ был дан не верно, то следующее задание давалось на уровень проще.

На сегодняшний день тестовый контроль знаний и психических процессов в России очень широко используется для всех категорий граждан.

В школах тесты проводятся с учениками всех классов.

Большая популярность у компьютерных тестов, которые разрабатываются как для рядовых уроков, так и для экзаменов.

Для проведения Единого государственного экзамена разрабатываются тесты с разным уровнем сложности: базовый, повышенный и высокий.

Источник

Понятие педагогического теста

Ряд исследователей отмечает, что понятийный аппарат теории педагогических измерений еще полностью не сформирован. В частности не существует общепризнанного определения теста. Каждый исследователь отражает в определении теста свое видение проблемы педагогического тестирования.

Существует много определений ТЕСТА, довольно заметно отличающихся друг от друга. Приведем некоторые из них.

Согласно словарю ЕГЭ, ТЕСТ — это измерительная процедура, включающая инструкцию и набор заданий, прошедшая широкую апробацию и стандартизацию.

Рубинштейн С.Л. дал следующее определение: ТЕСТ — это испытание, которое ставит своей целью градуирование, определение рангового места личности в группе или коллек­тиве, установление её уровня.

Это определение сформулировано только с точки зрения достижения цели, не оговаривая, как эта цель достигается, а главное, не определяет тест как измерительный инструмент.

К.Ингенкамп — ТЕСТИРОВАНИЕ — это метод педагогической диагностики, с помощью которого выборка поведения, репрезентирующая предпосылки или результаты учебного процесса, должна максимально отвечать принципам сопоставимости, объективности, надежности и валидности измерений, должна пройти обработку и интерпретацию и быть готовой к использованию в педагогической практике.

В определении К.Ингенкампа рассматривается метод, а не средство педагогической диагностики и никак не характеризуются задания теста.

А.Н.Майоров приводит следующее определение теста, разработанное в 1997-1998 гг. группой авторов при разработке понятийного аппарата тестологии:

Читайте также:  Топ 5 самых безопасных кроссоверов вторичного рынка

ТЕСТ – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качества и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

В.С.Аванесов определяет ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ как систему параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, специфической формы, позволяющую качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.

В одной из последних работ В.С.Аванесов (2005) несколько смягчил формулировку:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ определяется как система параллельных заданий возрастающей трудности, специфической формы, которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень и структуру подготовленности испытуемых.

Сравнение обоих определений показывает, что произошло исключение требования равномерности возрастания трудности заданий. Обусловлено это тем, что обеспечить возрастание трудности заданий достаточно легко. Чтобы достичь этого составитель тестовых заданий ориентируется на различную сложность элементов предметной области. Для каждого элемента составляются задания и затем эмпирически проверяются, что действительно получены задания различной трудности. В самом тесте задания располагаются в порядке возрастания трудности.

Требование же равномерности возрастания трудности задания чрезвычайно сложно реализовать на практике. Хотя такой тест обеспечил бы линейную шкалу трудностей, что снизило бы ошибку измерения.

Исключение требования равномерности возрастания трудности задания заметно упрощает создание теста. Отметим, однако, что в этом случае, шкала трудностей получается нелинейной, с неравномерным покрытием заданного диапазона трудности заданий теста. Это, естественно, снижает точность педагогического теста как измерительного инструмента.

Для лучшего понимания этого определения полезно дать краткое истолкование его основных терминов.

Система означает, что в тесте собраны такие задания, которые обладают системообразующими свойствами. Здесь, в первую очередь, надо выделить общую принадлежность заданий к одной и той же системе знаний, т.е. к одной учебной дисциплине, их связь и упорядоченность. Для итоговой аттестации выпускников школ нужно разрабатывать интегративные задания, содержание которых охватывает систему знаний.

Специфическая форма тестовых заданий отличается тем, что задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в форме высказываний, истинных или ложных, в зависимости от ответов. Традиционные вопросы, напротив, истинными или ложными не бывают, а ответы на них нередко настолько неопределенны и многословны, что для выявления их правильности требуются заметные, в суммарном исчислении, затраты интеллектуальной энергии преподавателей. В этом смысле традиционные вопросы и ответы нетехнологичны, и потому их лучше не включать в тест.

Определенное содержание означает использование в тесте только такого контрольного материала, который соответствует содержанию учебной дисциплины; остальное в педагогический тест не включается ни под каким предлогом. Например, проверка уровня интеллектуального развития является предметом психологического тестирования. Содержание теста существует, сохраняется и передается в одной из четырех основных форм заданий. Вне тестовых форм ни тест, ни его содержание не существуют.

Теоретически оправданным критерием упорядочения содержания так называемого гомогенного теста является критерий трудности заданий. Внеучебное содержание (например, проверка уровня интеллектуального развития) в педагогический тест не включается. Это предмет психологического измерения.

Возрастающую трудность заданий можно образно сравнить с барьерами на беговой дорожке стадиона, где каждый последующий выше предыдущего. Пробежать дистанцию и успешно преодолеть все барьеры сможет только тот, кто лучше подготовлен. Поскольку в педагогическом тесте задания упорядочиваются по принципу возрастающей трудности, одни испытуемые «заваливаются» уже на самом легком, первом задании, другие — на последующих заданиях. Ученик среднего уровня подготовленности могут ответить правильно только на половину заданий теста и, наконец, только самые знающие в состоянии дать правильный ответ на задания самого высокого уровня трудности, расположенные в конце теста.

Трудность задания может определяться двояко: а) умозрительно, на основе предполагаемого числа и характера умственных операций, необходимых для успешного выполнения заданий, и б) после эмпирического опробывания заданий, с подсчетом доли неправильных ответов. В классической теории тестов многие годы рассматривались только эмпирические показатели трудности. В новых вариантах психологических и педагогических теорий тестов больше внимание стало уделяться характеру умственной деятельности учащихся в процессе выполнения тестовых заданий различных форм (1).

К этому можно добавить еще один критерий — это критерий логической определенности тестового задания. Его можно сформулировать следующими словами: задание является определенным, если на него можно ответить утвердительно или отрицательно, и если существует эффективный процесс для нахождения такого ответа.

Ответ на задание педагогического теста представляет собой краткое суждение, связанное по содержанию и по форме с содержанием задания. Каждому заданию ставятся в соответствие ответы правильные и неправильные. Критерии правильности заранее определяются авторами теста. Вероятность правильного ответа на любое задание зависит от соотношения уровня знаний испытуемого и уровня трудности задания. При наличии сопоставимых шкал, эту вероятность выражают значением от нуля до единицы. Оценка ответов по степени их правильности проводится довольно редко, но при необходимости создаются задания с такими ответами, которые правильны в различной степени. Инструкция для испытуемых в таких случаях может быть такой: «Обведите кружком номер (нажимайте на клавишу с номером) наиболее правильного ответа!»

Посредством тестирования чаще других признаков проверяются знания, умения, навыки и представления. С точки зрения педагогических измерений полезно ввести два основных показателя качества знаний — уровень и структура знаний. Они оценивается посредством регистрации оценок, как за знание, так и за незнание всех требуемых компонентов проверяемого материала. Для объективизации этого процесса все компоненты должны быть одинаковы. Одинаковыми являются и правила выставления оценок испытуемым. Эти условия открывают дорогу для объективного сравнения индивидуальных структур знания и не знания.

Уровень знаний выявляются при анализе ответов каждого ученика на все задания теста. Чем больше правильных ответов, тем выше индивидуальный тестовый балл испытуемых. Обычно этот тестовый балл ассоциируется с понятием «уровень знаний» и проходит процедуру уточнения на основе той или иной модели педагогического измерения. Один и тот же уровень знаний может быть получен за счет ответов на различные задания. Например, в тесте из тридцати заданий ученик получил десять баллов. Эти баллы, скорее всего, получены за счет правильных ответов на первые десять, сравнительно легких заданий. Присущую для такого случая последовательность единиц, а затем нулей можно назвать правильным профилем знаний ученика.

Если тестовый балл ниже требуемого уровня (измеряемого критерия), то проявленные при этом знания, умения, навыки и представления указывают на докритериальный уровень подготовленности испытуемого.

В истории науки и искусств известно немало случаев, когда имевшийся в соответствующие времена критериальный уровень требований к знаниям (или мастерству) мешал общественному признанию отдельных талантов. Поэтому признание нередко приходило только по мере изменения критериев оценки. Чаще всего после смерти авторов многих бессмертных произведений в сфере науки, музыки, живописи и др. Яркий пример такого рода — изменение критериев оценки творчества Ван Гога, творчества многих художников-импрессионистов, формалистов и др. Известны и такие, например, факты. Будущий лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн летом 1895 года не смог сдать экзамены в Цюрихский политехникум, а всемирно известный пианист С. Рихтер дважды отчислялся из консерватории за общую неуспеваемость.

Структура знаний оценивается на основе последовательности правильных и неправильных ответов на задания возрастающей трудности. Формой представления индивидуальной структуры знания и незнания является профиль знаний испытуемого, представляемый последовательностью единиц и нулей, получаемых каждым студентом.

Профиль знаний представляет собой упорядоченный набор оценок (вектор-строку) в матрице тестовых результатов. Если испытуемый отвечает правильно на первые, сравнительно легкие задания, можно говорить о правильной структуре знаний. Профиль называется правильным, если в строке баллов у испытуемого все нули следуют за всеми единицами.

Если же обнаруживается противоположная картина, (испытуемый правильно отвечает на трудные задания и неправильно — на легкие), то это противоречит логике теста и потому такая структура знаний может быть названа инвертированной. Она встречается редко, и чаще всего, из-за нарушения требования располагать задания по мере возрастающей трудности. При условии, что тест сделан правильно, каждый профиль свидетельствует о структуре знаний.

Читайте также:  Отек Квинке Ангионевротический отек Гигантская крапивница

Каждое учебное заведение должно стремиться, в первую очередь, к формированию правильных индивидуальных структур знаний, в которых не было бы пробелов (разрывов в знаниях), и на этой основе повышать уровень подготовки.

Человек не может хорошо учиться, если разрывы для него между известным и неизвестным слишком велики. Уровень знаний в значительной степени зависит от личных усилий и способностей учащихся. В то время как структура знаний зависит от правильной организации учебного процесса, от индивидуализации обучения, от мастерства педагога, от объективности контроля. В общем, от всего того, чего обычно у нас не хватает.

В результате анализа приведенных определений теста мы склоняемся к выводу, что приемлемым может оказаться следующее определение:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ — это система тестовых заданий различной трудности, которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень и структуру подготовленности испытуемых.

Это достаточно лаконичное и полное определение основано на определении В.С.Аванесова с некоторыми изменениями. Рассмотрим эти отличия.

1. Вместо слова «задание» использован термин «тестовое задание». Это позволило исключить требование «специфической формы», поскольку оно содержится в понятии «задание в тестовой форме» и, следовательно, в понятии «тестовое задание».

2. Исключено требование «параллельности» заданий. Это требование введено В.С.Аванесовым для повышения «живучести» теста, с тем, чтобы обеспечить возможность многократного использования теста, за счет варьирования в нем параллельных заданий. С этой точки зрения это вполне обоснованное требование. Однако, если мы определяем тест как таковой, отвлекаясь от привлекательной для практики его применения свойства «непотопляемости», то требование параллельности можно исключить.

3. Требование «возрастающей трудности» заменено требованием «различной трудности». Дело в том, что если мы располагаем тестовыми заданиями различной, известной трудности, то, формируя тест, легко можем расположить их в любом порядке, в частности, в порядке возрастания трудности.

Некоторые авторы предлагают размещать задания в порядке уменьшения трудности, аргументируя это оптимальным распределением умственного напряжения тестируемых во времени. К концу тестирования, когда испытуемые утомлены, целесообразно предъявлять им более легкие задания.

Иногда предлагается дать возможность выбора задания самими испытуемыми, которые будут соизмерять свои возможности с теми усилиями, которые им понадобятся при прохождении теста. Это позволит им показать наилучший результат.

При компьютерном тестировании зачастую используется случайный порядок предъявления заданий, при этом сам тест формируется «на лету». Тестовые задания автоматически извлекаются из банка заданий в соответствии с той или иной процедурой, заданной разработчиком теста. Если порядок предъявления одинаков для всех испытуемых, то, находясь в одном компьютерном классе, за соседними компьютерами, они могли бы подглядывать за ответами других испытуемых. При случайном порядке предъявления заданий уменьшается вероятность подобного нарушения процедуры тестирования.

Источник



Первый педагогический тест разработал

Главная >>> Из истории тестов

Сегодня тесты активно используются в образовательном процессе. А задумывались ли вы над тем когда же появился первый тест? Как оказалось, история возникновения и использования тестирования как диагностического метода уходит в глубь веков. Есть сведения, что уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности. Однако всё вышеперечисленное нельзя назвать тестами в современном понимании этого термина.

Широкое развитие применение тестов в образовательном процессе получило за рубежом. В школьной практике тесты начали применяться Ф.Галтоном в 1892 году. В 1894 году впервые в школах появились тесты успешности (для проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным учебным дисциплинам – первыми стали применяться тесты для проверки правописания). Американец В.А. Макколл разделил тесты на педагогические (Educational Test) и психологические (Intelligence Test) Макколл обосновал цель использования педагогических тестов – объединение в группы учащихся, усваивающих равный по объёму материал с одинаковой скоростью. Однако основоположником педагогических измерений считается американский психолог Э. Торндайк (1874—1949). Ему приписывают разработку первого педагогического теста. В 1904 году вышла его книга «Введение в теорию психологии и социальных измерений». Признанный авторитет в области педагогического тестирования Э. Торндайк выделяет три этапа внедрения тестирования в практику американской школы:

1. Период поисков (1900—1915). На этом этапе происходило осознание и первоначальное внедрение тестов памяти, внимания, восприятия и других, предложенных французским психологом А. Бинэ. Разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития.

2. Последующие 15 лет — годы «шума» в развитии школьного тестирования, приведшие к окончательному осмыслению его роли и места, возможностей и ограничений. Были разработаны и внедрены тесты О. Стоуна по арифметике, Б. Зекингема для проверки правописания, Э. Торндайка по диагностике большинства школьных предметов. Т. Келли разработал способ измерения интересов и наклонностей обучаемых (при изучении алгебры), а Ч. Спирмен предложил общие основы использования корреляционного анализа для стандартизации тестов.

3. С 1931 г. начинается современный этап развития школьного тестирования. Поиски специалистов направляются на повышение объективности тестов, создание непрерывной (сквозной) системы школьной тестовой диагностики, подчиненной единой идее и общим принципах, созданию новых, более совершенных средств предъявления и обработки тестов, накопления и использования диагностической информации.

Педагогика, развившаяся в России в начале века, безоговорочно приняла тестовую основу объективного школьного контроля. Первые научные труды по теории тестов появилась в начале ХХ века, на стыке психологии, социологии, педагогики и других так называемых поведенческих наук. Педагогическая тестология — это прикладная методическая теория научной педагогики. Ключевыми понятиями тестологии, как одной из методических теорий, являются измерение, тест, содержание и форма заданий, надежность и валидность результатов измерения. Кроме того, в тестологии используются такие понятия статистической науки, как выборочная и генеральная совокупность, средние показатели, вариация, корреляция, регрессия и др.

Распространение психолого-педагогической диагностики в России связано с возникновением в 20-е годы XX века новой науки – педологии, которую Л.С. Выготский определял как науку о целостном развитии ребенка. Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и др. Однако, начиная с 30-х годов наука о тестах стала называться буржуазной, все её цели считались «реакционными». После известного постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) были ликвидированы не только интеллектуальные, но и безобидные тесты успеваемости. Попытки возродить их в 70-х годах ни к чему не привели. В этой области наша наука и практика значительно отстали от зарубежной.

Однако, в последние годы мы наблюдаем активное внедрение тестов в образовательный процесс. И не смотря на недостатки, которые имеют место при использовании такой формы контроля и оценки знаний, тестирование занимает довольно прочную позицию.

Источник

Педагогическое тестирование

Время зарождения тестологии относят ко второй половине XIX века, когда психологи стали исследовать индивидуальные различия физических, физиологических и психических особенностей человека.

В середине ХIХ века особое внимание исследователей уделялось изучению умственной отсталости, которую в этот период впервые стали рассматривать как болезнь. Французский врач Э. Сеген разработал собственную методику и основал первую школу для обучения умственно отсталых. Впоследствии многие из разработанных им приемов вошли в тесты на выявление уровня интеллекта.

Одним из первых, кто начал использовать тестовые технологии для измерения индивидуальных особенностей, стал английский биолог Френсис Гальтон. Он занимался вопросом наследственности, при этом разработал ряд методик для определения зрительной, слуховой и тактильной чувствительности, а также для определения мускульной силы, скорости реакции и др. В ходе сбора эмпирических данных Гальтон обследовал множество учреждений в системе образования с целью получить систематические измерения антропометрических характеристик учащихся. В 1884 году он организовал антропометрическую лабораторию на Всемирной выставке в Лондоне, где каждый желающий за небольшую плату мог измерить свои физические возможности по 17 показателям: рост, вес, сила кисти, сила удара, различения цвета, острота зрения и др. Таким образом, накапливались первые систематические данные по индивидуальным особенностям простых психофизических функций. По мнению Ф.Гальтона, тесты сенсорного различения можно использовать как средство оценки интеллекта человека.

Читайте также:  Тесты для сертификационного экзамена по внутренним болезням для врачей курсантов циклов ПП и ПК Терапия стр 19

Ф. Гальтон был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций.

Он сформулировал три принципа тестирования, эти выводы сохраняют актуальность до сих пор:

1) применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых;

2) необходимость накопления и обработки статистических результатов;

3) установление эталонов оценки.

Важнейшим вкладом Ф. Гальтона в развитие тестологии является разработка и использование методов математической статистики для обработки полученных данных по индивидуальным различиям. Он вводит метод сравнения двух рядов переменных, для оценки этого соотношения используется особая величина – индекс-коэффициент корреляции. Он также изучает взаимосвязь переменных, для чего впервые использует построение линий регрессии одной переменной на другую.

Психологические и педагогические тесты

В начале ХХ века также возникает идея использования тестирования для измерения уровня учебных достижений. Американский психолог В.А.Макколл предлагает разделить тесты на психологические (определение уровня умственного развития) и педагогические (измерение успешности учащихся по предметам за определенный период обучения). Целью педагогического тестирования, по мысли Макколла, должно быть выделение и объединение учащихся с близкими показателями уровня обученности.

Основоположником педагогических измерений считается американский психолог Эдуард Ли Торндайк, который создал первый педагогический тест (ability tests). Первые тесты учебных достижений представляли собой тесты на решение арифметических задач, правописание, оценку почерка, рассуждение. Свои выводы по использованию тестовых методов в педагогике Торндайк обобщает в книге «Введение в теорию психологии и социальных измерений» (1904).

3. Тестология в России

В России интерес к разработке тестов и практике их использования формируется в 20-х г. ХХ века. Видные российские психологи и педагоги занимались этой проблемой, среди них С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, Л.С. Выготский, Г.И. Залкинд и др. В книге С.М.Василейского «Введение в теорию и технику психологического, педологического и психотехнического исследования» (1927) изложены основные теоретические и практические принципы создания и использования тестов. В работе также были освещены вопросы статистической обработки результатов, проведения тестирования, методы изучения различных профессий. В 1925 году при педагогическом отделе Института методов школьной работы была создана особая Тестовая комиссия, которая способствовала организации деятельности педагогов и психологов по разработке тестов для советской школы. На основе американских были разработаны тесты по счету, решению задач, на понимание чтения, на правописание, на знание географической карты. Тесты сопровождались инструкциями по его проведению и выполнению заданий, а также личными карточками учета роста учебных достижений учащегося.

Под руководством П.П.Блонского осуществлялась проверка шкалы Бине-Симона, создание школьных тестов и построение стандартов. В Ленинградском научно-педагогическом институте им. А.И.Герцена и Детском обследовательском институте им. А.С. Грибоедова разрабатывались тесты диагностики одаренности и тесты школьной успешности для массовых обследований детей нормальных школ.

Постановление ЦКВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) запрещает использование тестов в педагогической практике советской школы. Тестология как наука и тестирование как метод измерения также прекращает свое существование в нашей стране на долгие годы.

Только в 60-е годы в дидактику возвращаются тесты (через систему программированного обучения). Однако следует отметить, что и в 40-60 годы тесты использовались, но в виде «контрольных заданий», «самостоятельных работ», упражнений и т. п.

В 1970-1980 гг. резко критиковалась традиционная система контроля знаний. В бывшем Советском Союзе развитие дидактической тестологии связано с работами Н.Ф. Талызиной по программированному обучению и В.П. Беспалько по проблемам педагогической технологии.

Отмечая, что учебные методы контроля пригодны для непосредственного общения учителя со школьниками на уроке по конкретным изучаемым на занятии вопросам, В.П. Беспалько пишет, что для оценки качества знаний эти методы контроля не годятся, так как необходимые диагностичность, точность и воспроизводимость результатов в них не заложены. Аналогичными недостатками страдают и обычные письменные контрольные работы. Поэтому необходима специальная разработка материалов тестов, ориентированных на уровни решения тех или иных учебных задач. Сейчас такой подход разделяется многими педагогами.

В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых профессионально занимаются работой с тестовыми технологиями. Среди наиболее активных следует отметить Центр тестирования Министерства образования Российской Федерации, занимающийся тестированием выпускников общеобразовательных учреждений, Центр тестирования профессионального образования, Центр психологического и профессионального тестирования МГУ и целый ряд других.

10-20 гг. ХХ века тестирование выходит за рамки научного эксперимента и превращается в массовое явление. Для упорядочения работы по разработке и использованию тестов создаются специальные организации и службы государственного уровня. В 1926 г. Совет колледжей США принял тест SAT и утвердил наборы заданий для профессиональной оценки деятельности педагогов.

В 1947 г. в США создается Служба тестирования в образовании (Educational Testing Service), которая является и научно-исследовательским центром, и организацией, контролирующей проведение тестирования на всех уровнях образования в стране.

К 1961 году только в США были созданы 2126 стандартизированных тестов. Здесь существует множество тестовых издательств, общая продукция которых представляет несколько тысяч различных тестов.

Возникло новое направление педагогического тестирования — международные сравнительные исследования, с целью оценки качества образования различных стран. Проведение международных исследований предоставляет странам возможность всесторонней оценки эффективности своих образовательных программ и сравнения подготовки своих учащихся с международными стандартами. Лидирующая роль в проведении подобных исследований принадлежит Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA — International Association for the Educational Achievement) — независимой организации, объединяющей научные центры более 50 стран мира, и проводящей сравнительные исследования по оценке эффективности образовательных систем стран мира, осуществляющих различную политику в области образования. Первые исследования IEA проводились совместно с ЮНЕСКО. За 35 лет существования, начиная с 1959 года, IEA проведено более 15 исследований. Во многих странах мира результаты исследований IEA дали толчок или явились основой для проведения реформ в области образования.

Компьютерное тестирование – разновидность тестирования с использованием современных технических средств, имеющее ряд преимуществ по сравнению с традиционным бланочным тестированием (получение мгновенного результата, исключение предвзятости, нормирование трудности и объёма тестовых заданий, массовость, лёгкость обработки результатов, возможность тестирующих программ работать в режиме обучения).

Функции компьютерного теста

– обучение (в качестве дидактического обучающего средства);

– контроль ЗУНов учащихся;

– самообучение (тренажёр) и самоконтроль;

– корректировка учебного процесса.

Инструментальные тестовые оболочки

Для создания тестов по предметной области разрабатываются специальные инструментальные программы-оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путем формирования базы данных из набора тестовых заданий.

1. Универсальные (содержат тестовую оболочку как составную часть. Примеры: «Адонис» (Москва), «Linkway» (Microsoft), «Фея» (Томск), «Радуга» (Москва) и т. п.

2. Специализированные (предназначены лишь для формирования тестов. Примеры: «Аист» (Москва), «I_now» (Иркутск), «Тест» (Красноярск) и др.

Для того чтобы разработать компьютерный вариант теста с помощью одной из названных выше программ, необходимо уяснить, какие формы тестовых заданий они допускают.

Показатели качественного компьютерного теста

– Восприимчивость к угадыванию тестируемым;

– восприимчивость к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого;

– положительное влияние на тестируемого и педагога, который использует тест.

Компьютерные формы представления

1. Альтернативные вопросы (требуют ответа да – нет).

Источник