Итоговый тест по дисциплине «Психология аномального развития ребенка» (Тест из 155 вопросов с отметками на правильных ответах)
1. Основные положения в дефектологии и специальной психологии разработал
А) Лебединский В.В.
Б) Петровский А.В
2. Первичный дефект развития наиболее близко связан
А) с плохой обучаемостью ребенка
+Б) с повреждениями ЦНС
В) с поведенческими проблемами ребенка
3. Дизонтогенез — это
+А) различные формы нарушений развития
Б) нарушения структуры развития отношений
В) недостатки интеллектуального развития
4. Дизонтогении — это
А) заболевание ребенка
Б) аномалии строения костей лица и черепа
+В) аномалии развития ребенка
5.В параметры нарушенного развития не входят
Б) функциональная локализация нарушений
Г) структура нарушенного развития
6.Отклоняющееся развитие можно охарактеризовать как:
А) развитие, имеющее стихийный, непредсказуемый характер
Б) развитие, протекающее вне воспитательного воздействия
В) развитие, протекающее в рамках иной языковой культуры
+Г) развитие, при котором влияние неблагоприятных факторов превышает компенсаторные возможности индивида
7.Задачами психологии аномального развития являются
А) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии
+Б) изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития
В) создание коррекционных педагогических технологий
8.Теорию системного строения дефекта выдвинул:
Б) В.В. Лебединский
9. По времени возникновения нарушения развития классифицируют:
10. Дети, у которых нарушения в поведении и деятельности вызваны нарушениями в ЦНС относятся к группе детей:
+А) биологического риска
Б) социального риска
11.Уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно – количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей того же возраста, пола, культуры и т.д. называется:
А) Социальная норма
+Б) Статистическая норма
В) Функциональная норма
12. Представление о неповторимости пути развития каждого человека лежит в основе концепции
А) Социальная норма
Б) Статистическая норма
+В) Функциональная норма
13. К возможным причинам психического дизонтогенеза относятся:
А) генетические факторы
Б) экзогенно-органические факторы
В) длительное неблагоприятное воздействие микро-социально-психологических факторов
Г) разнообразное сочетание тех и других
+Д) верно все перечисленное
14. Повышенную восприимчивость ЦНС ребенка к различным вредностям обуславливает
+А) незрелость мозга
Б) слабость нервной системы
В) неблагоприятные условия воспитания
15. Наибольшее значение в возникновении повреждений ЦНС имеет
А) время повреждения
Б) отсутствие профилактических мероприятий
В) сопутствующие заболевания ребенка
+Г) верны все ответы
Д) нет правильных ответов
16.Характер нарушений ЦНС зависит от
А) системы медицинской помощи
Б) от мозговой локализации процесса и степени его распространенности
В) поражения генетического материала плода
+Г) верны все ответы
Д) нет правильных ответов
17. Наиболее серьезные нарушения развития вызывают вредности действующие на ребенка
А) в дошкольный период детства
Б) весь период развития человека
+В) во внутриутробный период развития ребенка
18. Компенсация, как правило выше при
А) локальном повреждении мозга
Б) при диффузном повреждении мозговых структур
+В) при сохранности других систем и функций
19. К социально – психологическим факторам возникновения нарушений у детей не относится:
А) материнская депревация
Б) сенсорная депревация
+В) злоупотребление матерью алкоголем во время беременности
Г) жестокое обращение с ребенком
20. К характеристикам патогенного фактора не относятся:
21. К развитию анаклитической депрессии приводит:
+А) материнская депревация
Б) сенсорная депревация
В) злоупотребление матерью алкоголем во время беременности
Г) жестокое обращение с ребенком
22. Наследственные патогенные факторы называются:
23. К факторам, опосредующим влияние патогенных факторов на возникновение отклонений в развитии, не относится:
Б) качество помощи
В) детско – родительские отношения
+Г) психологические защиты
24. Компенсаторные возможности индивида включают:
Б) психологические защиты
25. К эндогенным причинам отклонений в развитии относится:
Б) родовая травма
В) перенесенные ребенком инфекционные заболевания
26. Понятие о сверхкомпенсации ввел в психологию
27. Развитие аномального ребенка подчиняется тем же закономерностям, что и развитие
+А) детей с подобными дефектами
Б) нормального ребенка
В) всей популяции детей
28. Компенсаторные возможности индивида обусловлены
А) стремлением ребенка стать лучше
Б) системой психологической помощи
+В) пластичностью нервной системы
29. Для экстрапунитивного типа дисгармонического развития наиболее характерно
+А) формирование негативистических и протестных форм поведения
Б) неуверенность и робость в поведении
В) вялость, безразличие
30. Для интрапунитивного типа дисгармонического развития наиболее характерно:
А) формирование негативистических и протестных форм поведения
Источник
Поврежденное развитие это тест
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Александра
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Данный буклет разработан в помощь приемным родителям.
Статья:
Выделяют следующие типы нарушений психического развития:
Общее психическое недоразвитие;
Задержанное психическое развитие;
Поврежденное психическое развитие;
Дефицитарное психическое развитие;
Искаженное психическое развитие;
Дисгармоничное психическое развитие.
Психическое недоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных, что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем)
Раннее время поражения. Выражена недостаточность высших психических функций.
Пример – умственная отсталость.
Задержанное развитие — замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах
Замедление темпа формирования познавательной и эмоционально-волевой сфер. Наряду с недостаточно развитыми функциями имеются сохранные. Пример – задержка психического развития
Поврежденное развитие связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.
Позднее (после 2 – 3 лет) нарушение. Большая часть мозговых структур и систем уже сформирована.
Дефицитарное развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной — при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.
Тяжелые нарушения отдельных систем и анализаторов.
Пример – слепота, глухота, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи.
Искаженное развитие — сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития.
Нарушение последовательности формирования психических функций.
Пример – ранний детский аутизм.
Дисгармоническое развитие. Основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Диспропорциональность развития эмоционально-волевой сферы.
Неравномерность психического развития.
Акселерация– это ускоренное (в среднем на 1-2года) физическое, интеллектуальное и сексуальное развитие в целом и парциально в детском и подростковом возрасте.
Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих более раннему возрасту.
Источник
Дизонтогенез: виды, признаки и особенности
Некоторые родители неправильно понимают состояние своего ребенка из-за неточной постановки диагноза. К примеру, при расстройстве аутистического спектра часто специалисты пишут «Задержка психического развития», хотя по своей сути РАС нельзя отнести к классической задержке. И это существенно усложняет понимание механизма нарушения, коррекцию его состояния, а также дальнейший прогноз.
Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит генетическая и видовая программа, которые реализуются в условиях смены средовых факторов. Есть такое понятие, как «онтогенез», которое означает постепенное изменение организма от менее к более совершенному по функционированию и состоянию. Дизонтогенезом, в широком смысле, называется индивидуальное развитие, которое в какой-либо форме отклоняется от общепринятой нормы.
Психический дизонтогенез – это нарушение психического развития (его составляющих или в целом) ребенка, которое вызвано расстройствами процессов созревания психических функций.
Классификация
Классификация психического дизонтогенеза формировалась постепенно. Л. Каннером была предложена классификация, которая основывалась на двух типах дизонтогенеза – недоразвитие и искаженное развитие.
Сейчас же используется классификация, предложенная В.В. Лебединским (созданная на основе предыдущих классификаций):
- Общее психическое недоразвитие. Это стойкая задержка психического развития при наиболее раннем времени поражения мозга, что обуславливает тотальность и первичность недоразвития мозговых систем. Речь, интеллект и другие высшие психические функции более нарушены, чем базовые (моторика, память и т.д.). Данный вид патологии соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость». Отмечают 4 степени умственной отсталости у детей: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Дети с легкой степенью достаточно успешно адаптируются в социуме, но только в том случае, если было проведено специальное обучение и воспитание в рамках вспомогательной школы.
- Задержанное психическое развитие. Это тоже отставание от общепринятой нормы психического созревания, но в этом случае незрелость высших психических функций частична, поэтому прогноз в целом более благоприятный. Разрыв между биологическим возрастом ребенка и уровнем его фактического умственного развития составляет не более двух лет. Для ЗПР характерны недостаток общего запаса знаний, незрелое мышление, ограниченность представлений, низкий познавательный интерес (преобладание игровых интересов), а также быстрая истощаемость в плане интеллектуальной деятельности. Возможно обучение детей с ЗПР по программе общеобразовательной школы, но в большинстве случаев они обучаются по коррекционным программам.
- Поврежденное психическое развитие. Для этой формы характерно изначально правильное развитие малыша (до 2-4 лет) до момента травмирующего фактора: перенесенная инфекция, травма головного мозга и т.д. В неврологическом статусе часто отмечаются судорожные припадки, парезы и параличи. Кроме того, у детей могут наблюдаться нарушения памяти, внимания, речи, моторики и т.д.
- Дефицитарное психическое развитие. Связано с первичной недостаточностью какой-либо системы организма: слух, зрение, опорно-двигательный аппарат. В связи с этим вторично происходит изменение процесса созревания эмоционально-волевых, познавательных, а также личностных функций и свойств психики.
- Искаженное психическое развитие. Это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития «в одном флаконе». Оно характерно для процессуального психического заболевания и раннего детского аутизма.
- Дисгармоничное психическое развитие. В этом случае речь идет о врожденной или рано приобретенной диспропорциональности психики (преимущественно в эмоционально-волевой сфере). Происходит патологическое формирование личности, что часто имеет под собой наследственную природу.
Основные формы и виды психического дизонтогенеза
В психиатрии выделены основные типы психического дизонтогенеза – это регрессия, распад, ретардация и асинхрония. Ниже представлена характеристика видов дизонтогенеза.
Регрессия – это регресс, т.е. возврат функций на более ранний период развития. Регрессия может носить временный или стойкий характер. К примеру, к временной потере навыков ходьбы и опрятности может привести обычное соматическое заболевание, перенесенное в первые годы жизни. Проявлением стойкого регресса может быть возвращение к автономной речи, что вызвано потерей необходимости в общении, что характерно для расстройства аутистического спектра.
Для распада характерен не возврат функций на более ранний период развития, а их выпадение или грубая дезорганизация.
Ретардация – это приостановка или запаздывание психического развития. Ретардация бывает тотальной и парциальной. Для парциальной ретардации характерно запаздывание или приостановка развития свойств личности и отдельных психических функций.
Асинхрония – это дисгармоничное и диспропорциональное психическое развитие. В этом случае имеется в виду, что одни психические функции развиваются в ускоренном темпе, тогда как другие функции развиваются со значительным отставанием от нормы.
Источник
Ответы на тестовые задания 2 по дефектологии
Ответы на тестовые задания 2 по дефектологии
1. Специальная психология это область:
а) психологической науки;
б) педагогической науки;
в) психолого-педагогического познания;
г) ответ иной_______________
2. Специальная психология изучает особенности психики людей, для которых характерно отклонение от нормы психического развития, связанное с тем, что имеются:
а) врожденные нарушения;
б) приобретенные нарушения;
в) те и другие;
г) ответ иной ________________________
3. Специальная психология имеет важное значение для:
в)специальной педагогики;
а) физический недостаток;
б) психический недостаток;
в) физический и психический недостаток;
г) ответ иной Это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.
5. Учение о структуре дефекта разработано:
г) ответ иной________________ .
6. Компенсация психических функций — это:
а) возмещение недоразвитых или утраченных функций;
б) исправление недоразвитых или утраченных функций;
в) специально организованное обучение;
г) ответ иной__________________ .
7. Сколько типов нарушений психического развития выделяют в структуре дизонтогенеза:
8. Что относится к биологическим факторам психического развития:
а) задатки способностей;
в) уровень развития науки;
г) ответ иной_________________ .
9. Большими возможностями компенсации обладают дети:
а) дошкольного возраста;
б) младшего школьного возраста;
г) ответ иной Дошкольного и младшего школьного возраста
10. При психологическом обследовании ребенка с проблемами в развитии важно:
а) всестороннее изучение познавательной и эмоционально-волевой сферы;
б) определение причин нарушенного хода развития;
в) соблюдение принципов психологического обследования;
11. Причиной умственной отсталости является:
а) неправильное семейное воспитание;
б) органическое поражение головного мозга;
в) неадекватное обучение;
г) ответ иной________________ .
12. Причины аномального развития бывают:
в) эндо-, экзогенными;
г) ответ иной _______________________
13. Интеллектуальное нарушение, связанное с хромосомными аберрациями (аутосомное):
а) синдром Крузона;
б) синдром Клайнфелтера;
в) синдром Дауна;
г) ответ иной__________________ .
14. Вредоносные агенты, действующие в натальный период и повлекшие за собой нарушения в развитии, относятся к:
б) экзогенным;
г) ответ иной____________________ .
15. К категории лиц с дефицитарным развитием относятся:
а) умственно отсталые дети;
б) дети с сенсорными нарушениями;
в) дети с РДА;
г) ответ иной______________
16. Психологические параметры дизонтогенеза выражаются:
а) во времени поражения;
б) в нарушении межфункциональных взаимодействий;
в) во времени поражения, нарушении межфункциональных взаи
модействий, асинхронии;
17. Этиопатогенез — это:
а) нарушенный ход психического развития ребенка;
б) генетическое нарушение, повлекшее за собой аномальное раз
витие;
в) двигательное расстройство при ДЦП;
г) ответ иной Совокупность знаний о причинах возникновения и механизмах развития болезни.
18. Структуру дизонтогенеза предложил:
19. Первичный дефект, согласно структуре , всегда:
а) биологический;
г) ответ иной _________________________
20. На вторичный дефект влияют с помощью:
а) педагогической коррекции;
в) медикаментозного воздействия;
г) ответ иной____________________
21. Умственная отсталость — это:
б) нестойкое снижение познавательной деятельности;
в) нарушение эмоционально-волевой сферы;
г) ответ иной____________________
22. Ядерным признаком умственной отсталости является:
а) нарушение хода физического развития;
б) патология эмоционально-волевой сферы;
в) нарушение познавательной деятельности;
г) ответ иной _______________________________
23. Сколько форм олигофрении выделено в классификации:
а) 3;6)5;
г) ответ иной_______________________ .
24. При умственной отсталости нервные процессы:
а) инертны;
в) патологически инертны;
г) ответ иной________________________ .
25. Классификация олигофрении, данная , построена с
учетом:
а) клинических особенностей;
в) особенностей ВИД;
г) ответ иной__________________________
26. При умственной отсталости речь у детей:
а) вторично нарушена;
б) первично нарушена;
г) ответ иной__________________________ .
27. Снижение познавательной деятельности, органическое поражение ЦНС на раннем этапе онтогенеза характерны для:
а) ЗПР церебро-органического генеза;
б) олигофрении;
г) ответ иной___________________
в) 6 степеней умственной отсталости;
г) ответ и ной___________ .
29. При неосложненной форме олигофрении наблюдаются:
а) расторможенность влечений, аффективность;
б) снижение работоспособности, изменение в поведении;
в) дисциплинированность, неплохая ориентация в быту;
г) ответ иной_______________ _.
30. Органическое поражение головного мозга до 3-х лет приводит к:
а) деменции;
б) олигофрении;
в) ЗПР церебро-органического генеза;
г) ответ иной_______________ .
31. Классификация ЗПР на основе этиологического принципа была предложена:
г) ответ иной_____ .
32. Термин «задержка психического развития» был предложен:
г) ответ иной___________ .
33. При ЗПР чаще всего происходит:
а) нарушение мыслительных операций;
б) нарушение поведения;
в) нарушение эмоционально-волевой сферы;
г) ответ иной___________ .
34. Отличие ЗПР от олигофрении выражается в:
а) этиологии происхождения;
б) неравномерности нарушений психических функций;
в) недостаточности восприятия;
г) ответ иной____________
35. Стойкие формы ЗПР связаны с:
а) мозаичным повреждением ЦНС;
б) диффузным поражением ЦНС;
в) органическим поражением ЦНС;
г) ответ иной________________ .
36. При деменции интеллектуальный дефект является:
а) приобретенным;
в) ответ иной ____________________________.
37. Причинами деменции являются:
а) внутриутробные патологии;
б) постнатальные причины до 3-х лет;
в) экзогенные факторы;
г) ответ иной Считается, что наиболее частые причины – наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например, лекарства, алкоголь и наркотики, инфекции
38. Дети с резидуальной деменцией обучаются:
а) во вспомогательной школе;
б) в классах выравнивания;
в) в общеобразовательной школе;
г) ответ иной___________ __.
39. На фоне текущей шизофрении возникает следующий вариант психического дизонтогенеза:
а) психическое недоразвитие;
б) поврежденное развитие;
в) искаженное развитие;
г) ответ иной________ .
40. Нарастающий спад интеллекта наблюдается при:
а) ЗПР церебро-органического происхождения;
б) олигофрении;
в) при поврежденном психическом развитии;
г) ответ иной________________ .
41. Нарушение контакта, стремление к постоянству являются при знаками:
г) ответ иной______________ .
42. Стремление к постоянству, проявляемое в стереотипиях, характерно для:
а) умеренной умственной отсталости;
б) тяжелой умственной отсталости;
в) синдрома Каннера;
г) ответ иной___________
43. Аутостимуляция характерна для:
а) умственно отсталых детей;
б) детей с сенсорными нарушениями;
в) детей с искаженным психическим развитием;
г) ответ иной_____________
44. «Холдинг-терапия» показана:
а) всем детям с РДА;
б) детям с РДА, у которых превалирует страх окружающего, стереотипии;
в) детям, страдающим тяжелой степенью умственной отсталости;
г) ответ иной_______________ .
45. «Полевое поведение» проявляется в:
а) «притяжении» ребенком предметов к себе;
б)гиперактивности;
г) ответ иной_________________ .
46. Группу риска по дислексии, дисграфии составляют дошкольники
с речевыми нарушениями на фоне:
а) нарушения внимания;
в) гиперактивности и нарушения внимания;
г) ответ иной______________ .
47. У детей с ТНР отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности. Какой характер в структуре дефекта оно носит:
б) вторичный;
г) ответ иной____________ .
48. В школе V-гo вида обучаются:
а) дети с ТНР, сохранным слухом;
б) дети с ТНР и нарушенным интеллектом;
в) дети, страдающие дислалией;
г) ответ иной________________ .
49. Коррекционную работу с детьми с ТНР лучше всего начинать
а) в дошкольном возрасте;
б) в младшем школьном возрасте;
г) ответ иной__________________ .
50. Тяжелые нарушения речи приводят к:
а) ОНР;
б) умственной отсталости;
в) раннему детскому аутизму;
г) ответ иной_________________ .
51. Тугоухие дети — это:
а) дети с частичной потерей слуха;
б) дети, родившиеся с нарушенным слухом;
в) дети, потерявшие слух при уже сформированной речи;
г) ответ иной________________ .
52. При нарушениях слуха наблюдается:
а) два типа компенсации;
б) внутрисистемная компенсация;
в) межсистемная компенсация;
г) ответ иной_________________ .
53. Нарушение зрения относится к:
а) дисгармоничному развитию;
б) дефицитарному развитию;
в) искаженному развитию;
г) ответ иной ________________________
54. Причины нарушенного слуха:
а) эндогенного происхождения;
б) экзогенного происхождения;
в) этиопатогенетического характера;
г) ответ иной ________________________
55. У слабовидящих детей наблюдаются следующие нарушения:
а) нистагм;
в) нарушение прослеживающих функций;
г) ответ иной__________________ .
56. У большинства слабовидящих детей нарушено восприятие:
в) красного, зеленого, синего;
г) ответ иной _____________________________
57. При ДЦП структура дефекта включает в себя:
а) неравномерно сниженный запас представлений об окружающем;
б) нарушение интеллектуальной деятельности;
в) выраженность психоорганических проявлений
г) все три особенности;
д)________________________________ ответ иной
58. Дети с ДЦП, имеющие интеллектуальное нарушение, обучаются:
а) в школах 8-го вида;
б) в школах 6-го вида;
в) в школах 5-го вида;
г) ответ иной______________________
59. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата нарушается:
а) мелкая моторика;
б) весь ход моторного развития;
в) звукопроизносительная сторона речи;
г) ответ иной ________________________________
60. При нарушениях опорно-двигательного аппарата в речевой деятельности в первую очередь нарушается:
Источник