Меню

Ответы на тестовые задания 2 по дефектологии

Итоговый тест по дисциплине «Психология аномального развития ребенка» (Тест из 155 вопросов с отметками на правильных ответах)

1. Основные положения в дефектологии и специальной психологии разработал

А) Лебединский В.В.

Б) Петровский А.В

2. Первичный дефект развития наиболее близко связан

А) с плохой обучаемостью ребенка

+Б) с повреждениями ЦНС

В) с поведенческими проблемами ребенка

3. Дизонтогенез — это

+А) различные формы нарушений развития

Б) нарушения структуры развития отношений

В) недостатки интеллектуального развития

4. Дизонтогении — это

А) заболевание ребенка

Б) аномалии строения костей лица и черепа

+В) аномалии развития ребенка

5.В параметры нарушенного развития не входят

Б) функциональная локализация нарушений

Г) структура нарушенного развития

6.Отклоняющееся развитие можно охарактеризовать как:

А) развитие, имеющее стихийный, непредсказуемый характер

Б) развитие, протекающее вне воспитательного воздействия

В) развитие, протекающее в рамках иной языковой культуры

+Г) развитие, при котором влияние неблагоприятных факторов превышает компенсаторные возможности индивида

7.Задачами психологии аномального развития являются

А) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии

+Б) изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития

В) создание коррекционных педагогических технологий

8.Теорию системного строения дефекта выдвинул:

Б) В.В. Лебединский

9. По времени возникновения нарушения развития классифицируют:

10. Дети, у которых нарушения в поведении и деятельности вызваны нарушениями в ЦНС относятся к группе детей:

+А) биологического риска

Б) социального риска

11.Уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно – количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей того же возраста, пола, культуры и т.д. называется:

А) Социальная норма

+Б) Статистическая норма

В) Функциональная норма

12. Представление о неповторимости пути развития каждого человека лежит в основе концепции

А) Социальная норма

Б) Статистическая норма

+В) Функциональная норма

13. К возможным причинам психического дизонтогенеза относятся:

А) генетические факторы

Б) экзогенно-органические факторы

В) длительное неблагоприятное воздействие микро-социально-психологических факторов

Г) разнообразное сочетание тех и других

+Д) верно все перечисленное

14. Повышенную восприимчивость ЦНС ребенка к различным вредностям обуславливает

+А) незрелость мозга

Б) слабость нервной системы

В) неблагоприятные условия воспитания

15. Наибольшее значение в возникновении повреждений ЦНС имеет

А) время повреждения

Б) отсутствие профилактических мероприятий

В) сопутствующие заболевания ребенка

+Г) верны все ответы

Д) нет правильных ответов

16.Характер нарушений ЦНС зависит от

А) системы медицинской помощи

Б) от мозговой локализации процесса и степени его распространенности

В) поражения генетического материала плода

+Г) верны все ответы

Д) нет правильных ответов

17. Наиболее серьезные нарушения развития вызывают вредности действующие на ребенка

А) в дошкольный период детства

Б) весь период развития человека

+В) во внутриутробный период развития ребенка

18. Компенсация, как правило выше при

А) локальном повреждении мозга

Б) при диффузном повреждении мозговых структур

+В) при сохранности других систем и функций

19. К социально – психологическим факторам возникновения нарушений у детей не относится:

А) материнская депревация

Б) сенсорная депревация

+В) злоупотребление матерью алкоголем во время беременности

Г) жестокое обращение с ребенком

20. К характеристикам патогенного фактора не относятся:

21. К развитию анаклитической депрессии приводит:

+А) материнская депревация

Б) сенсорная депревация

В) злоупотребление матерью алкоголем во время беременности

Г) жестокое обращение с ребенком

22. Наследственные патогенные факторы называются:

23. К факторам, опосредующим влияние патогенных факторов на возникновение отклонений в развитии, не относится:

Б) качество помощи

В) детско – родительские отношения

+Г) психологические защиты

24. Компенсаторные возможности индивида включают:

Б) психологические защиты

25. К эндогенным причинам отклонений в развитии относится:

Б) родовая травма

В) перенесенные ребенком инфекционные заболевания

26. Понятие о сверхкомпенсации ввел в психологию

27. Развитие аномального ребенка подчиняется тем же закономерностям, что и развитие

+А) детей с подобными дефектами

Б) нормального ребенка

В) всей популяции детей

28. Компенсаторные возможности индивида обусловлены

А) стремлением ребенка стать лучше

Б) системой психологической помощи

+В) пластичностью нервной системы

29. Для экстрапунитивного типа дисгармонического развития наиболее характерно

+А) формирование негативистических и протестных форм поведения

Б) неуверенность и робость в поведении

В) вялость, безразличие

30. Для интрапунитивного типа дисгармонического развития наиболее характерно:

А) формирование негативистических и протестных форм поведения

Источник

Поврежденное развитие это тест

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Александра
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Данный буклет разработан в помощь приемным родителям.

Статья:

Выделяют следующие типы нарушений психического развития:

Общее психическое недоразвитие;

Задержанное психическое развитие;

Поврежденное психическое развитие;

Дефицитарное психическое развитие;

Искаженное психическое развитие;

Дисгармоничное психическое развитие.

Психическое недоразвитие общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных, что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем)

Читайте также:  Для целей настоящего федерального закона используются следующие основные понятия тест

Раннее время поражения. Выражена недостаточность высших психических функций.

Пример – умственная отсталость.

Задержанное развитие — замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах

Замедление темпа формирования познавательной и эмоционально-волевой сфер. Наряду с недостаточно развитыми функциями имеются сохранные. Пример – задержка психического развития

Поврежденное развитие связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.

Позднее (после 2 – 3 лет) нарушение. Большая часть мозговых структур и систем уже сформирована.

Дефицитарное развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной — при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.

Тяжелые нарушения отдельных систем и анализаторов.

Пример – слепота, глухота, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи.

Искаженное развитие — сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития.

Нарушение последовательности формирования психических функций.

Пример – ранний детский аутизм.

Дисгармоническое развитие. Основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Диспропорциональность развития эмоционально-волевой сферы.

Неравномерность психического развития.

Акселерация– это ускоренное (в среднем на 1-2года) физическое, интеллектуальное и сексуальное развитие в целом и парциально в детском и подростковом возрасте.

Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих более раннему возрасту.

Источник



Дизонтогенез: виды, признаки и особенности

Некоторые родители неправильно понимают состояние своего ребенка из-за неточной постановки диагноза. К примеру, при расстройстве аутистического спектра часто специалисты пишут «Задержка психического развития», хотя по своей сути РАС нельзя отнести к классической задержке. И это существенно усложняет понимание механизма нарушения, коррекцию его состояния, а также дальнейший прогноз.

Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит генетическая и видовая программа, которые реализуются в условиях смены средовых факторов. Есть такое понятие, как «онтогенез», которое означает постепенное изменение организма от менее к более совершенному по функционированию и состоянию. Дизонтогенезом, в широком смысле, называется индивидуальное развитие, которое в какой-либо форме отклоняется от общепринятой нормы.

Психический дизонтогенез – это нарушение психического развития (его составляющих или в целом) ребенка, которое вызвано расстройствами процессов созревания психических функций.

Классификация

Классификация психического дизонтогенеза формировалась постепенно. Л. Каннером была предложена классификация, которая основывалась на двух типах дизонтогенеза – недоразвитие и искаженное развитие.

Сейчас же используется классификация, предложенная В.В. Лебединским (созданная на основе предыдущих классификаций):

  • Общее психическое недоразвитие. Это стойкая задержка психического развития при наиболее раннем времени поражения мозга, что обуславливает тотальность и первичность недоразвития мозговых систем. Речь, интеллект и другие высшие психические функции более нарушены, чем базовые (моторика, память и т.д.). Данный вид патологии соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость». Отмечают 4 степени умственной отсталости у детей: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Дети с легкой степенью достаточно успешно адаптируются в социуме, но только в том случае, если было проведено специальное обучение и воспитание в рамках вспомогательной школы.
  • Задержанное психическое развитие. Это тоже отставание от общепринятой нормы психического созревания, но в этом случае незрелость высших психических функций частична, поэтому прогноз в целом более благоприятный. Разрыв между биологическим возрастом ребенка и уровнем его фактического умственного развития составляет не более двух лет. Для ЗПР характерны недостаток общего запаса знаний, незрелое мышление, ограниченность представлений, низкий познавательный интерес (преобладание игровых интересов), а также быстрая истощаемость в плане интеллектуальной деятельности. Возможно обучение детей с ЗПР по программе общеобразовательной школы, но в большинстве случаев они обучаются по коррекционным программам.
  • Поврежденное психическое развитие. Для этой формы характерно изначально правильное развитие малыша (до 2-4 лет) до момента травмирующего фактора: перенесенная инфекция, травма головного мозга и т.д. В неврологическом статусе часто отмечаются судорожные припадки, парезы и параличи. Кроме того, у детей могут наблюдаться нарушения памяти, внимания, речи, моторики и т.д.
  • Дефицитарное психическое развитие. Связано с первичной недостаточностью какой-либо системы организма: слух, зрение, опорно-двигательный аппарат. В связи с этим вторично происходит изменение процесса созревания эмоционально-волевых, познавательных, а также личностных функций и свойств психики.
  • Искаженное психическое развитие. Это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития «в одном флаконе». Оно характерно для процессуального психического заболевания и раннего детского аутизма.
  • Дисгармоничное психическое развитие. В этом случае речь идет о врожденной или рано приобретенной диспропорциональности психики (преимущественно в эмоционально-волевой сфере). Происходит патологическое формирование личности, что часто имеет под собой наследственную природу.
Читайте также:  Тест кот методика сложные аналогии тесты

Основные формы и виды психического дизонтогенеза

В психиатрии выделены основные типы психического дизонтогенеза – это регрессия, распад, ретардация и асинхрония. Ниже представлена характеристика видов дизонтогенеза.

Регрессия – это регресс, т.е. возврат функций на более ранний период развития. Регрессия может носить временный или стойкий характер. К примеру, к временной потере навыков ходьбы и опрятности может привести обычное соматическое заболевание, перенесенное в первые годы жизни. Проявлением стойкого регресса может быть возвращение к автономной речи, что вызвано потерей необходимости в общении, что характерно для расстройства аутистического спектра.

Для распада характерен не возврат функций на более ранний период развития, а их выпадение или грубая дезорганизация.

Ретардация – это приостановка или запаздывание психического развития. Ретардация бывает тотальной и парциальной. Для парциальной ретардации характерно запаздывание или приостановка развития свойств личности и отдельных психических функций.

Асинхрония – это дисгармоничное и диспропорциональное психическое развитие. В этом случае имеется в виду, что одни психические функции развиваются в ускоренном темпе, тогда как другие функции развиваются со значительным отставанием от нормы.

Источник

Ответы на тестовые задания 2 по дефектологии

Ответы на тестовые задания 2 по дефектологии

1. Специальная психология это область:

а) психологической науки;

б) педагогической науки;

в) психолого-педагогического познания;

г) ответ иной_______________

2. Специальная психология изучает особенности психики людей, для которых характерно отклонение от нормы психического раз­вития, связанное с тем, что имеются:

а) врожденные нарушения;

б) приобретенные нарушения;

в) те и другие;

г) ответ иной ________________________

3. Специальная психология имеет важное значение для:

в)специальной педагогики;

а) физический недостаток;

б) психический недостаток;

в) физический и психический недостаток;

г) ответ иной Это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

5. Учение о структуре дефекта разработано:

г) ответ иной________________ .

6. Компенсация психических функций — это:

а) возмещение недоразвитых или утраченных функций;

б) исправление недоразвитых или утраченных функций;

в) специально организованное обучение;

г) ответ иной__________________ .

7. Сколько типов нарушений психического развития выделяют в структуре дизонтогенеза:

8. Что относится к биологическим факторам психического развития:

а) задатки способностей;

в) уровень развития науки;

г) ответ иной_________________ .

9. Большими возможностями компенсации обладают дети:

а) дошкольного возраста;

б) младшего школьного возраста;

г) ответ иной Дошкольного и младшего школьного возраста

10. При психологическом обследовании ребенка с проблемами в развитии важно:

а) всестороннее изучение познавательной и эмоционально-волевой сферы;

б) определение причин нарушенного хода развития;

в) соблюдение принципов психологического обследования;

11. Причиной умственной отсталости является:

а) неправильное семейное воспитание;

б) органическое поражение головного мозга;

в) неадекватное обучение;

г) ответ иной________________ .

12. Причины аномального развития бывают:

в) эндо-, экзогенными;

г) ответ иной _______________________

13. Интеллектуальное нарушение, связанное с хромосомными абер­рациями (аутосомное):

а) синдром Крузона;

б) синдром Клайнфелтера;

в) синдром Дауна;

г) ответ иной__________________ .

14. Вредоносные агенты, действующие в натальный период и по­влекшие за собой нарушения в развитии, относятся к:

б) экзогенным;

г) ответ иной____________________ .

15. К категории лиц с дефицитарным развитием относятся:

а) умственно отсталые дети;

б) дети с сенсорными нарушениями;
в) дети с РДА;

г) ответ иной______________

16. Психологические параметры дизонтогенеза выражаются:

а) во времени поражения;

б) в нарушении межфункциональных взаимодействий;

в) во времени поражения, нарушении межфункциональных взаи­
модействий, асинхронии;

17. Этиопатогенез — это:

а) нарушенный ход психического развития ребенка;

б) генетическое нарушение, повлекшее за собой аномальное раз­
витие;

в) двигательное расстройство при ДЦП;

г) ответ иной Совокупность знаний о причинах возникновения и механизмах развития болезни.

18. Структуру дизонтогенеза предложил:

19. Первичный дефект, согласно структуре , всегда:
а) биологический;

г) ответ иной _________________________

20. На вторичный дефект влияют с помощью:

а) педагогической коррекции;

в) медикаментозного воздействия;

г) ответ иной____________________

21. Умственная отсталость — это:

б) нестойкое снижение познавательной деятельности;

в) нарушение эмоционально-волевой сферы;

г) ответ иной____________________

22. Ядерным признаком умственной отсталости является:

а) нарушение хода физического развития;

б) патология эмоционально-волевой сферы;

в) нарушение познавательной деятельности;

г) ответ иной _______________________________

23. Сколько форм олигофрении выделено в классификации:
а) 3;6)5;

г) ответ иной_______________________ .

24. При умственной отсталости нервные процессы:

а) инертны;

в) патологически инертны;

г) ответ иной________________________ .

25. Классификация олигофрении, данная , построена с
учетом:

а) клинических особенностей;

в) особенностей ВИД;

г) ответ иной__________________________

26. При умственной отсталости речь у детей:

а) вторично нарушена;

б) первично нарушена;

г) ответ иной__________________________ .

Читайте также:  Хирургическое лечение приобретенных пороков сердца

27. Снижение познавательной деятельности, органическое пораже­ние ЦНС на раннем этапе онтогенеза характерны для:

а) ЗПР церебро-органического генеза;

б) олигофрении;

г) ответ иной___________________

в) 6 степеней умственной отсталости;

г) ответ и ной___________ .

29. При неосложненной форме олигофрении наблюдаются:
а) расторможенность влечений, аффективность;

б) снижение работоспособности, изменение в поведении;

в) дисциплинированность, неплохая ориентация в быту;

г) ответ иной_______________ _.

30. Органическое поражение головного мозга до 3-х лет приводит к:
а) деменции;

б) олигофрении;

в) ЗПР церебро-органического генеза;

г) ответ иной_______________ .

31. Классификация ЗПР на основе этиологического принципа была предложена:

г) ответ иной_____ .

32. Термин «задержка психического развития» был предложен:

г) ответ иной___________ .

33. При ЗПР чаще всего происходит:

а) нарушение мыслительных операций;

б) нарушение поведения;

в) нарушение эмоционально-волевой сферы;

г) ответ иной___________ .

34. Отличие ЗПР от олигофрении выражается в:

а) этиологии происхождения;

б) неравномерности нарушений психических функций;
в) недостаточности восприятия;

г) ответ иной____________

35. Стойкие формы ЗПР связаны с:

а) мозаичным повреждением ЦНС;

б) диффузным поражением ЦНС;

в) органическим поражением ЦНС;

г) ответ иной________________ .

36. При деменции интеллектуальный дефект является:

а) приобретенным;

в) ответ иной ____________________________.

37. Причинами деменции являются:
а) внутриутробные патологии;

б) постнатальные причины до 3-х лет;

в) экзогенные факторы;

г) ответ иной Считается, что наиболее частые причины – наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например, лекарства, алкоголь и наркотики, инфекции

38. Дети с резидуальной деменцией обучаются:

а) во вспомогательной школе;

б) в классах выравнивания;

в) в общеобразовательной школе;

г) ответ иной___________ __.

39. На фоне текущей шизофрении возникает следующий вариант психического дизонтогенеза:

а) психическое недоразвитие;

б) поврежденное развитие;

в) искаженное развитие;

г) ответ иной________ .

40. Нарастающий спад интеллекта наблюдается при:

а) ЗПР церебро-органического происхождения;

б) олигофрении;

в) при поврежденном психическом развитии;

г) ответ иной________________ .

41. Нарушение контакта, стремление к постоянству являются при­ знаками:

г) ответ иной______________ .

42. Стремление к постоянству, проявляемое в стереотипиях, харак­терно для:

а) умеренной умственной отсталости;

б) тяжелой умственной отсталости;

в) синдрома Каннера;

г) ответ иной___________

43. Аутостимуляция характерна для:

а) умственно отсталых детей;

б) детей с сенсорными нарушениями;

в) детей с искаженным психическим развитием;

г) ответ иной_____________

44. «Холдинг-терапия» показана:

а) всем детям с РДА;

б) детям с РДА, у которых превалирует страх окружающего, сте­реотипии;

в) детям, страдающим тяжелой степенью умственной отсталости;

г) ответ иной_______________ .

45. «Полевое поведение» проявляется в:

а) «притяжении» ребенком предметов к себе;

б)гиперактивности;

г) ответ иной_________________ .

46. Группу риска по дислексии, дисграфии составляют дошкольники
с речевыми нарушениями на фоне:

а) нарушения внимания;

в) гиперактивности и нарушения внимания;

г) ответ иной______________ .

47. У детей с ТНР отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности. Какой характер в структуре дефекта оно носит:

б) вторичный;

г) ответ иной____________ .

48. В школе V-гo вида обучаются:

а) дети с ТНР, сохранным слухом;

б) дети с ТНР и нарушенным интеллектом;

в) дети, страдающие дислалией;

г) ответ иной________________ .

49. Коррекционную работу с детьми с ТНР лучше всего начинать

а) в дошкольном возрасте;

б) в младшем школьном возрасте;

г) ответ иной__________________ .

50. Тяжелые нарушения речи приводят к:

а) ОНР;

б) умственной отсталости;

в) раннему детскому аутизму;

г) ответ иной_________________ .

51. Тугоухие дети — это:

а) дети с частичной потерей слуха;

б) дети, родившиеся с нарушенным слухом;

в) дети, потерявшие слух при уже сформированной речи;

г) ответ иной________________ .

52. При нарушениях слуха наблюдается:

а) два типа компенсации;

б) внутрисистемная компенсация;

в) межсистемная компенсация;

г) ответ иной_________________ .

53. Нарушение зрения относится к:

а) дисгармоничному развитию;

б) дефицитарному развитию;

в) искаженному развитию;

г) ответ иной ________________________

54. Причины нарушенного слуха:

а) эндогенного происхождения;

б) экзогенного происхождения;

в) этиопатогенетического характера;

г) ответ иной ________________________

55. У слабовидящих детей наблюдаются следующие нарушения:

а) нистагм;

в) нарушение прослеживающих функций;

г) ответ иной__________________ .

56. У большинства слабовидящих детей нарушено восприятие:

в) красного, зеленого, синего;

г) ответ иной _____________________________

57. При ДЦП структура дефекта включает в себя:

а) неравномерно сниженный запас представлений об окружаю­щем;

б) нарушение интеллектуальной деятельности;

в) выраженность психоорганических проявлений

г) все три особенности;

д)________________________________ ответ иной

58. Дети с ДЦП, имеющие интеллектуальное нарушение, обучаются:

а) в школах 8-го вида;

б) в школах 6-го вида;

в) в школах 5-го вида;

г) ответ иной______________________

59. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата нарушается:

а) мелкая моторика;

б) весь ход моторного развития;

в) звукопроизносительная сторона речи;

г) ответ иной ________________________________

60. При нарушениях опорно-двигательного аппарата в речевой дея­тельности в первую очередь нарушается:

Источник