Меню

Оценочный тест характеризуется тем что оценивает объем изученного



Тест как инструмент оценивания качества знаний.
статья по теме

Орлова Елена Николаевна

Создание системы оценки качества знаний – одна из основных задач в сфере образования. Один из способов оценки качества – тестирование учебных достижений школьников. Система тестирования – универсальный инструмент определения уровня обученности. Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого.

Скачать:

Вложение Размер
testy_teoriya.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Тест как инструмент оценивания качества знаний

Создание системы оценки качества знаний – одна из основных задач в сфере образования. Один из способов оценки качества – тестирование учебных достижений школьников. Система тестирования – универсальный инструмент определения уровня обученности. Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Индивидуальные результаты тестирования можно сравнить с результатами других школьников этой же группы и проранжировать их, можно сравнить результаты тестирования нескольких групп и т.д.

Помимо уровня знаний с помощью теста можно оценить структуру знаний, т.е. установить наличие последовательности в усвоенных обучающимися знаниях, отсутствие пробелов.

Тесты можно разделить на две категории – адаптивные и традиционные тесты.

Виды тестовых заданий:

  1. Задания с выбором ответов (закрытые задания).
  2. Задания на установление соответствия.
  3. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
  4. Задания с открытым ответом.

Тестирование в педагогике выполняет три основные вазаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

Преимущества и недостатки

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры поведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

Тестирование – более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестации учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.

Тесты это более объемный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный – 3-5. это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний – только из четырех.

Тестирование – это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзамеационных нервных напряжений.

По материалам Википедии – свободной энциклопедии.

Развитие познавательных способностей обучающихся

через использование компьютерного тестирования

на уроках английского языка.

Существуют различные средства повышения эффективности образовательного процесса. В век развития компьютерных технологий нельзя не использовать данные возможности на уроках в средней школе. Компьютерные технологии открывают широкие возможности для творчества учителя. Тестирование является одним из видов самостоятельной работы учащихся, которая в свою очередь является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Работая самостоятельно, обучающийся получает возможность работать в доступном ему темпе, постепенно переходя от одного уровня развития знаний к другому. Задания теста содержат вопросы, ответы на которые требуют всестороннего использования приобретенных знаний. Существуют также упражнения, способные подготовить к решению новой, более сложной задачи. При этом обучающийся сам может корректировать систему своего обучения, проверив, насколько прочно усвоен им изучаемый материал. Учитель, конечно же, обязан сначала научить учащегося работать с тестом, научить составлять примерный план действий, который приведет к правильному результату наиболее рациональными приемами, дать необходимые рекомендации или некоторые советы. Важно предупредить ребят, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний. Ну, а затем роль учителя сводится до минимума.

Следует напомнить о необходимости проведения анализа результатов, который позволяет не только прогнозировать ошибки при получении обучающимися знаний в соответствии с учебной программой в дальнейшем, но и выработать чувство ответственности за результаты своего труда. Это хороший способ основательно подготовиться к ГИА и ЕГЭ.

Как свидетельствует Википедия – свободная электронная энциклопедия — тесты можно разделить на две категории – адаптивные и традиционные. Существуют следующие виды тестовых заданий:

  1. Задания с выбором ответов (закрытые задания).
  2. Задания на установление соответствия.
  3. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
  4. Задания с открытым ответом.

При составлении тестов нужно следить за однозначностью ответов. Если верный ответ один, другие ответы должны быть только неверными. Нельзя допускать все ответы «верные» или «неверные». В заданиях с несколькими верными ответами количество верных ответов не должно превышать половины от их общего количества в задании. В заданиях на установление соответствия формулировка должна содержать фразу: «Установите соответствие …». При этом одна позиция в левой колонке должна соответствовать не более чем одной позиции в правой колонке и наоборот. При этом допускается неравное число позиций в колонках. Исходя из опыта работы хочется добавить еще несколько советов, которые следует учесть при составлении тестов. Правильные утверждения не должны быть полностью скопированы с достоверного источника. Обучающийся должен осмысливать определения, а не заучивать их механически. Вопросы по теме стоит подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали весь раздел. Чтобы «заставить» обучающегося проанализировать каждый вариант ответа и выявить в них ошибку, все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно. По возможности приводите несколько правильных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет правильный ответ.

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование с применением компьютерных технологий имеет свои преимущества и недостатки. Существенным недостатком является тот факт, что удобство его применения целиком зависит от заложенного программного обеспечения компьютерного класса, от имеющейся компьютерной техники. Постоянно приходится согласовывать расписание работы компьютерного класса и школьный график контрольных работ. Нельзя не учитывать и такой факт, как информационная безопасность, связанная с предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам данных..

Но все это можно предотвратить. Ведь наряду с недостатками, есть очень существенные преимущества. Используя в течение ряда лет программированный контроль для оперативной оценки знаний учащихся по английскому языку, убедилась в том, что использование тестовых заданий очень эффективный способ проверки знаний обучающихся, стимулирующий подготовку обучающихся к каждому уроку и повышающий мотивацию к изучению английского языка. Повысилась объективность оценки знаний, т.к. устранена возможность подсказок и списывания. С изменением роли учителя, связанной с контролем знаний и проставлением оценок, улучшилась психологическая атмосфера в группах обучающихся. И, что также очень важно, учитель или администратор, используя статистические данные, может оперативно получить объективную картину успеваемости, полностью освободившись от проверки контрольных работ. Учитель может наглядно проследить, какие вопросы обучающиеся усвоили хорошо, а какие плохо, и, таким образом, своевременно скорректировать учебный процесс и устранить имеющиеся пробелы в знаниях обучающихся.

В результате применения заданий по тестированию ушли в прошлое скучные традиционные уроки. Их заменили уроки с использованием новых компьютерных технологий. Теперь мы становимся свидетелями уроков с яркими красочными презентациями, информационно-обучающими программами, тестированием.

Источник

9.6. Оценочное тестирование

После завершения комплексного тестирования приступают к оценочному тестированию, целью которого является тестирование программы на соответствие основным требованиям. Эта стадия тестирования особенно важна для программных продуктов, предназначенных для продажи на рынке.

Оценочное тестирование, которое также называют «тестированием системы в целом», включает следующие виды:

• тестирование удобства использования — последовательная проверка соответствия программного продукта и документации на него основным положениям технического задания;

• тестирование на предельных объемах — проверка работоспособности программы на максимально больших объемах данных, например, объемах текстов, таблиц, большом количестве файлов и т. п.;

• тестирование на предельных нагрузках — проверка выполнения программы на возможность обработки большого объема данных, поступивших в течение короткого времени;

• тестирование удобства эксплуатации — анализ психологических факторов, возникающих при работе с программным обеспечением; это тестирование позволяет определить, удобен ли интерфейс, не раздражает ли цветовое или звуковое сопровождение и т. п.;

• тестирование защиты — проверка защиты, например, от несанкционированного доступа к информации;

• тестирование производительности — определение пропускной способности при заданной конфигурации и нагрузке;

• тестирование требований к памяти — определение реальных потребностей в оперативной и внешней памяти;

• тестирование конфигурации оборудования — проверка работоспособности программного обеспечения на разном оборудовании;

• тестирование совместимости — проверка преемственности версий: в тех случаях, если очередная версия системы меняет форматы данных, она должна предусматривать специальные конвекторы, обеспечивающие возможность работы с файлами, созданными предыдущей версией системы;

• тестирование удобства установки — проверка удобства установки;

• тестирование надежности — проверка надежности с использованием соответствующих математических моделей [66];

• тестирование восстановления — проверка восстановления программного обеспечения, например системы, включающей базу данных, после сбоев оборудования и программы;

• тестирование удобства обслуживания — проверка средств обслуживания, включенных в программное обеспечение;

• тестирование документации — тщательная проверка документации, например, если документация содержит примеры, то их все необходимо попробовать;

• тестирование процедуры — проверка ручных процессов, предполагаемых в системе.

Естественно, целью всех этих проверок является поиск несоответствий техническому заданию. Считают, что только после выполнения всех видов тестирования программный продукт может быть представлен пользователю или к реализации. Однако на практике обычно выполняют не все виды оценочного тестирования, так как это очень дорого и трудоемко. Как правило, для каждого типа программного обеспечения выполняют те виды тестирования, которые являются для него наиболее важными. Так базы данных обязательно тестируют на предельных объемах, а системы реального времени — на предельных нагрузках.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является целью тестирования программ? Почему?

2. Перечислите известные вам виды контроля качества программного обеспечения. На каких этапах применяют каждый их них?

3. Какие подходы к тестированию вы знаете? В чем они заключаются?

4. Почему функциональное тестирование называют «тестированием по методу черного ящика»? Перечислите методы функционального тестирования и определите, в каких случаях следует использовать каждый из них.

5. Почему структурное тестирование называют «тестированием по методу белого или прозрачного ящика»? Перечислите методы структурного тестирования и определите возможности каждого из них. Какой метод структурного тестирования обеспечивает наибольшую вероятность обнаружения ошибок?

6. Используя методы обоих подходов, сформируйте пакет тестов для тестирования программы, вычисляющей действительные корни квадратного уравнения. Какие методы вы использовали и почему?

7. Чем нисходящее тестирование отличается от восходящего? Что понимают под комплексным тестированием и чем оно отличается от тестирования компонент? Когда можно прекращать тестирование компонентов?

8. Перечислите виды тестирования системы в целом. В каких случаях применяют каждый из

10. ОТЛАДКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Отладка программы — один их самых сложных этапов разработки программного обеспечения, требующий глубокого знания:

• специфики управления используемыми техническими средствами,

• среды и языка программирования,

• природы и специфики различных ошибок,

• методик отладки и соответствующих программных средств. Обсуждению последних двух вопросов и посвящается данная глава.

10.1. Классификация ошибок

Отладка -это процесс локализации и исправления ошибок, обнаруженных при тестировании программного обеспечения. Локализацией называют процесс определения оператора программы, выполнение которого вызвало нарушение нормального вычислительного процесса. Доя исправления ошибки необходимо определить ее причину , т. е. определить оператор или фрагмент, содержащие ошибку. Причины ошибок могут быть как очевидны, так и очень глубоко скрыты.

В целом сложность отладки обусловлена следующими причинами:

• требует от программиста глубоких знаний специфики управления используемыми техническими средствами, операционной системы, среды и языка программирования, реализуемых процессов, природы и специфики различных ошибок, методик отладки и соответствующих программных средств;

• психологически дискомфортна, так как необходимо искать собственные ошибки и, как правило, в условиях ограниченного времени;

• возможно взаимовлияние ошибок в разных частях программы, например, за счет затирания области памяти одного модуля другим из-за ошибок адресации;

• отсутствуют четко сформулированные методики отладки.

В соответствии с этапом обработки, на котором проявляются ошибки, различают (рис. 10.1): синтаксические ошибки — ошибки, фиксируемые компилятором (транслятором, интерпретатором) при выполнении синтаксического и частично семантического анализа программы; ошибки компоновки — ошибки, обнаруженные компоновщиком (редактором связей) при объединении модулей программы;

ошибки выполнения — ошибки, обнаруженные операционной системой, аппаратными средствами или пользователем при выполнении программы.

Синтаксические ошибки. Синтаксические ошибки относят к группе самых простых, так как синтаксис языка, как правило, строго формализован, и ошибки сопровождаются развернутым комментарием с указанием ее местоположения. Определение причин таких ошибок, как правило, труда не составляет, и даже при нечетком знании правил языка за несколько прогонов удается удалить все ошибки данного типа.

Следует иметь в виду, что чем лучше формализованы правила синтаксиса языка, тем больше ошибок из общего количества может обнаружить компилятор и, соответственно, меньше ошибок будет обнаруживаться на следующих этапах. В связи с этим говорят о языках программирования с защищенным синтаксисом и с незащищенным синтаксисом. К первым, безусловно, можно отнести Pascal, имеющий очень простой и четко определенный синтаксис, хорошо проверяемый при компиляции программы, ко вторым — Си со всеми его модификациями. Чего стоит хотя бы возможность выполнения присваивания в условном операторе в Си, например:

if (c = n) x = 0; /* в данном случае не проверятся равенство с и n, а выполняется присваивание с значения n, после чего результат операции сравнивается с нулем, если программист хотел выполнить не присваивание, а сравнение, то эта ошибка будет обнаружена только на этапе выполнения при получении результатов, отличающихся от ожидаемых */ Ошибки компоновки. Ошибки компоновки, как следует из названия, связаны с проблемами,

обнаруженными при разрешении внешних ссылок. Например, предусмотрено обращение к подпрограмме другого модуля, а при объединении модулей данная подпрограмма не найдена или не стыкуются списки параметров. В большинстве случаев ошибки такого рода также удается быстро локализовать и устранить.

Ошибки выполнения. К самой непредсказуемой группе относятся ошибки выполнения. Прежде всего они могут иметь разную природу, и соответственно по-разному проявляться. Часть ошибок обнаруживается и документируется операционной системой. Выделяют четыре способа проявления таких ошибок:

• появление сообщения об ошибке, зафиксированной схемами контроля выполнения машинных команд, например, переполнении разрядной сетки, ситуации «деление на ноль», нарушении адресации и т. п.;

• появление сообщения об ошибке, обнаруженной операционной системой, например, нарушении защиты памяти, попытке записи на устройства, защищенные от записи, отсутствии файла с заданным именем и т. п.;

• «зависание» компьютера, как простое, когда удается завершить программу без перезагрузки операционной системы, так и «тяжелое», когда для продолжения работы необходима перезагрузка;

• несовпадение полученных результатов с ожидаемыми.

Примечание . Отметим, что, если ошибки этапа выполнения обнаруживает пользователь, то в двух первых случаях, получив соответствующее сообщение, пользователь в зависимости от своего характера, степени необходимости и опыта работы за компьютером, либо попробует понять, что произошло, ища свою вину, либо обратится за помощью, либо постарается никогда больше не иметь дела с этим продуктом. При «зависании» компьютера пользователь может даже не сразу понять, что происходит что-то не то, хотя его печальный опыт и заставляет волноваться каждый раз, когда компьютер не выдает быстрой реакции на введенную команду, что также целесообразно иметь в виду. Также опасны могут быть ситуации, при которых пользователь получает неправильные результаты и использует их в своей работе.

Причины ошибок выполнения очень разнообразны, а потому и локализация может оказаться крайне сложной. Все возможные причины ошибок можно разделить на следующие группы:

• неверное определение исходных данных,

• накопление погрешностей результатов вычислений (рис. 10.2).

Н е в е р н о е о п р е д е л е н и е и с х о д н ы х д а н н ы х происходит, если возникают любые ошибки при выполнении операций ввода-вывода: ошибки передачи, ошибки преобразования, ошибки перезаписи и ошибки данных. Причем использование специальных технических средств и программирование с защитой от ошибок (см.§ 2.7) позволяет обнаружить и предотвратить только часть этих ошибок, о чем безусловно не следует забывать.

Л о г и ч е с к и е о ш и б к и имеют разную природу. Так они могут следовать из ошибок, допущенных при проектировании, например, при выборе методов, разработке алгоритмов или определении структуры классов, а могут быть непосредственно внесены при кодировании модуля.

К последней группе относят:

ошибки некорректного использования переменных , например, неудачный выбор типов данных, использование переменных до их инициализации, использование индексов, выходящих за границы определения массивов, нарушения соответствия типов данных при использовании явного или неявного переопределения типа данных, расположенных в памяти при использовании нетипизированных переменных, открытых массивов, объединений, динамической памяти, адресной арифметики и т. п.;

ошибки вычислений , например, некорректные вычисления над неарифметическими переменными, некорректное использование целочисленной арифметики, некорректное преобразование типов данных в процессе вычислений, ошибки, связанные с незнанием приоритетов выполнения операций для арифметических и логических выражений, и т. п.;

ошибки межмодульного интерфейса , например, игнорирование системных соглашений, нарушение типов и последовательности при передачи параметров, несоблюдение единства единиц

Источник

Оценочное тестирование

date image2014-02-12
views image4024

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

После завершения комплексного тестирования приступают к оценочному тестированию, целью которого является тестирование программы на соответствие основным требованиям. Эта стадия тестирования особенно важна для программных продуктов, предназначенных для продажи на рынке. Оценочное тестирование, которое также называют «тестированием системы в целом», включает следующие виды:

• тестирование удобства использования — последовательная проверка соответствия программного продукта и документации на него основным положениям технического задания;

• тестирование на предельных объемах — проверка работоспособности программы на максимально больших объемах данных, например, объемах текстов, таблиц, большом количестве файлов и т. п.;

• тестирование на предельных нагрузках — проверка выполнения программы на возможность обработки большого объема данных, поступивших в течение короткого времени;

• тестирование удобства эксплуатации — анализ психологических факторов, возникающих при работе с программным обеспечением; это тестирование позволяет определить, удобен ли интерфейс, не раздражает ли цветовое или звуковое сопровождение и т. п.;

• тестирование защиты — проверка защиты, например, от несанкционированного доступа к информации;

• тестирование производительности — определение пропускной способности при заданной конфигурации и нагрузке;

• тестирование требований к памяти — определение реальных потребностей в оперативной и внешней памяти;

• тестирование конфигурации оборудования проверка работоспособности программного обеспечения на разном оборудовании;

• тестирование совместимости — проверка преемственности версий: в тех случаях, если очередная версия системы меняет форматы данных, она должна предусматривать специальные конвекторы, обеспечивающие возможность работы с файлами, созданными предыдущей версией системы;

• тестирование удобства установки — проверка удобства установки;

• тестирование надежности — проверка надежности с использованием соответствующих математических моделей ;

• тестирование восстановления — проверка восстановления программного обеспечения, например системы, включающей базу данных, после сбоев оборудования и программы;

• тестирование удобства обслуживания — проверка средств обслуживания, включенных в программное обеспечение;

• тестирование документации — тщательная проверка документации, например, если документация содержит примеры, то их все необходимо попробовать;

• тестирование процедуры — проверка ручных процессов, предполагаемых в системе.

Естественно, целью всех этих проверок является поиск несоответствий техническому заданию. Считают, что только после выполнения всех видов тестирования программный продукт может быть представлен пользователю или к реализации. Однако на практике обычно выполняют не все виды оценочного тестирования, так как это очень дорого и трудоемко. Как правило, для каждого типа программного обеспечения выполняют те виды тестирования, которые являются для него наиболее важными. Так базы данных обязательно тестируют на предельных объемах, а системы реального времени — на предельных нагрузках.

Источник

Тестирование как средство оценки результатов обучения

Термин «тест» (от англ. Test — испытание, исследование) имеет в русском языке несколько значений (см. словарь иностранных слов).

Приведем определение теста как инструмента педагогического измерения, данное Майоровым А.Н.: «Тест — это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, сдандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии и анализа результатов для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений, изменение которых возможно в процессе систематического обучения».

Известный ученый в области исследования проблем педагогических измерений, разработки научно обоснованных тестов для объективной оценки знаний — В.С. Аванесов предлагает несколько определений, уточняющих сущность понятие «педагогический тест». В учебном пособии «Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе» автор дает следующее определение сущности понятия «педагогический тест»: «Педагогическим тестом называется система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей сложности система, создаваемая с целью объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся» (1,с.5). В монографии «Научные проблемы тестового контроля знаний» это определение выглядит следующим образом: «Педагогический тест-это система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющее качественно оценить, структуру знаний и эффективно измерить уровень знаний испытуемых»(2). В то же время В.А. Аванесов рассматривает тест как «стандартизированное задание, результат выполнение которых, позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемых» (3).

Термин «тест» может использоваться для обозначения 1) метода педагогического измерения; 2) инструмента педагогического измерения.

Тест как метод предполагает технологию измерения, которая включает в себя разработку системы тестовых заданий с заданными качественными и количественными характеристиками для объективного и надежного оценивания учебных достижений испытуемых, стандартизированную процедуру проведения тестирования, методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов.

Тест как инструмент измерения определяется как система заданий (в большинстве случаев возрастающей трудности) специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Отличия теста от других форм контроля

  1. Содержание теста подвергается четкому планированию. На стадии разработки теста проходит отбор содержания, которое будет подвергаться проверке, планируется форма заданий, их количество и расположение. Содержательный план теста анализируется экспертами.
  2. Форма заданий. В тестах форма заданий стандартизирована — по форме предъявления и по форме записи ответов.
  3. Наличие статистических характеристик у тестовых заданий. Заранее известно, какова трудность предлагаемого задания, будет ли оно одинаково выполняться слабыми и сильными испытуемыми или нет (дифференцирующая способность) и др.
  4. Наличие специальных шкал, которые соотнесены со стандартизированными нормами, для подведения результатов тестирования.
  5. Наличие оценок точности измерения (ошибки измерения). С помощью статистических методов мы можем оценить ошибку измерения, а по результатам оценки принять или не принять результаты тестирования.
  6. Отличительные особенности теста определяют преимущества теста перед традиционными формами контроля учебных достижений: объективность, надежность, точность, экономичность измерений.

Структура теста

Тест, предъявляемый испытуемому, состоит из инструкции и тестовых заданий. В инструкции даются указания из скольких частей состоит тест, какое количество времени дается на его выполнение, какой стратегии должен придерживаться испытуемый (например, если не знаете ответ на задание, приступайте к выполнению следующего), что надо сделать, чтобы записать правильный ответ. Если тест включает различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению данной формы задания.

Далее, после инструкции, располагаются пронумерованные тестовые задания. Задания в тесте, в соответствии с теорией тестирования, должны располагаться по нарастанию трудности, т.е. в начале теста включаются легкие задания, потом более сложные. Эта стратегия объясняется тем, что слабым испытуемым дается возможность выполнить какое-то количество заданий. Если же тест начинать со сложных заданий, то может возникнуть ситуация, когда испытуемый не может справиться со сложным заданием, но и не выполняет и более простые, потому что у него не хватит времени, соответственно мы не можем измерить уровень его учебных достижений.

Тест всегда сопровождается подробной инструкцией для организаторов и наблюдателей тестирования. Данная инструкция должна обеспечить равные условия для всех, кто выполняет тест. Поэтому в этой инструкции четко оговариваются условия тестирования (требования, предъявляемые к помещению, где будет проходить тестирование, количество испытуемых в группе, время тестирования), форма заполнения тестовых бланков (данные испытуемого: имя, возраст, пол, школа и др.; как заносить правильные ответы и т.д.).

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

В отечественной и зарубежной тестологии предлагаются различные классификации педагогических тестов в зависимости от выбранного основания: цели тестирования, формы предъявления теста, однородности содержания, подход к разработке теста.

По целям использования: (классификация предложена Гронлундом, ее же придерживаются ЧелышковаМ.Б., Майоров А.Н.)

  • входное тестирование обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения;
  • формирующее и диагностическое тестирование предполагает контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения;
  • тематическое, итоговое, рубежное тестирование обеспечивает определение итоговых достижений.

Входное тестирование проводится в начале обучения или следующего его этапа, для того чтобы определить степень владения необходимыми (базовыми) знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины, т.е. входное тестирование позволяет выявить готовность к усвоению новых знаний у учащихся. С помощью входного тестирования также определяют степень владения новым материалом до начала его изучения.

Использование входного тестирования тесно связано с повышением эффективности учебного процесса. Анализ его результатов помогает преподавателю выбрать правильную обучающую стратегию при работе на новом этапе. Входное тестирование дает возможность определить, есть ли слабые обучаемые, для которых новый материал давать еще рано, соответственно для них необходимо обеспечить повторение базовых знаний и устранение пробелов, прежде чем приступить к дальнейшему обучению. Это поможет избежать хронического отставания учащихся. Чтобы определить готовность обучаемых к новому этапу, предлагаются предварительные тесты (претесты), которые нацелены на проверку базовых (необходимых) знаний и умений.

Для сильных учащихся, предположительно уже имеющих некоторые знания из области дисциплины, которая только будет изучаться, предлагается также входной тест (претест). Но его содержание уже базируется на новом материале. Анализ результатов этого тестирования помогает преподавателю определить, как он будет работать с сильными учащимися. Если тест выполнен хорошо, то их следует перевести на более высокий уровень обучения, а если нет, то освоение нового материала и для сильных учеников будет проходить по плану. Таким образом, входное тестирование помогает педагогу выбрать наиболее эффективную стратегию обучения, при этом учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Текущий контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения можно проводить, используя формирующее и диагностическое тестирования.

Формирующий тест (т.е. помогающий формировать качественные знания) используется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Задания, включенные в тест, нацелены на проверку изучаемого или только что изученного материала или темы. Он выполняет функцию обратной связи между преподавателем и обучаемым. Если большинство тестируемых не справляется с формитующим тестом, то следовательно необходимо дополнительное повторение, детализация и закрепление изучаемого материала. Если несправившихся с тестом меньшинство, то освоение новых тем и разделов дисциплины продолжается по плану, а с отстающими (несправившимися) проводится индивидуальная дополнительная работа. Формирующий тест способствует своевременному выявлению и устранению пробелов в процессе обучения. В отличие от традиционных средств контроля формирующее тестирование эффективнее, так как экономит время и усилия преподавателя.

Формирующий тест может быть представлен в компьютерном варианте, что позволяет учащимся самостоятельно контролировать свои знания и умения. Формирующий тест зачастую сопровождается конкретными рекомендациями для исправления допущенных ошибок и обучающими модулями по каждой единице материала. Обучающие модули могут содержать определения, правила, формулы, алгоритмы выполнения заданий, фактический материал, примеры.

Диагностический тест, используемый в текущем контроле, направлен на выявление причин допущенных ошибок, на выяснение, почему возникли те или иные пробелы в знаниях учащихся, систематические ошибки. Диагностический тест состоит из заданий, на определенную конкретную область содержания, такие задания отличаются предельной детализацией, это помогает отследить на каком этапе возникают ошибки. Диагностический тест проводится после формирующего, когда определены систематические ошибки, устойчивые пробелы. Анализ результатов диагностического теста помогает установить причины ошибок и пути их устранения.

Итоговое тестирование проводится по окончании обучения и служит для оценки результатов обучения, т.е. определяет его эффективность: насколько реальные результаты совпадают с ожидаемыми, планируемыми, насколько они соответствуют стандарту. Итоговый тест охватывает достаточно широкую область содержания изученной темы, раздела, дисциплины, этапа обучения. В итоговый тест включаются задания на проверку знаний самых важных элементов содержания, сформированность необходимых навыков.

Преимущества тестов

  • Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
  • Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.
  • Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
  • Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.
  • Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.
  • Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Недостатки тестов

  • Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.
  • Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
  • Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
  • Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
  • Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.
  • В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

В своей работе я использую следующие виды тестов:

  • входное тестирование (при диагностике учащихся 5-х классов, а также вновь поступающих учащихся);
  • диагностическое тестирование ;
  • тематическое, итоговое, рубежное тестирование

Приведу примеры тестовых заданий, применяемых на уроках русского языка.

1. Задания с выбором ответов

Задания с выбором одного правильного ответа:

Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие

а) глагола и прилагательного
б) наречия и прилагательного
в) глагола и наречия
г) причастия и наречий

Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую “зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации)

Укажите неверное утверждение.

а) деепричастие – неизменяемая часть речи
б) деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида
в) деепричастие в предложении обычно бывает обстоятельством
г) деепричастие – изменяемая часть речи.

Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями)

Укажите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия несовершенного вида.

Задания с выбором нескольких правильных ответов

Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется Е

а) ветер обв..вает
б) вьюн обв..вает
в) посв..тить фонариком

2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа)

Задания на завершение (дополнение) высказывания (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил)

Причастный оборот – это…

Задания на установление правильной последовательности

Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.

а) 1, 2, 3 в) 1, 3
б) 1, 2 г) 1

3. Практические задания.

Они достаточно разнообразны, приведу лишь некоторые из них:

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Ребята, сбежавшись наверх смотрели на новенького.
б) Виноград вился, карабкаясь по соседним деревьям.
в) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив…
г) Карабкаясь по соседним деревьям, вился виноград.

Укажите предложение, в котором НЕ пишется слитно.

а) Сидели все (не)шевелясь.
б) Он работал (не)покладая рук.
в) Я ушёл, (не)годуя на друзей.
г) Он шел (не)думая ни о чём.

В каком варианте ответа указаны все наречия из предложения:

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе это по-летнему теплый день.
а) говорила, теплый, бабушка
б) певуче, ясно, себе
в) певуче, ясно, по-летнему
г) певуче, ясно

В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?

а) ничуть, (не)скучно, (не)выразительно читать
б) (не)плохо танцевать, (не)весело, а грустно
в) (не)лепо двигаться, говорить совсем (не)искренне
г) говорил (не)искренне, сделать (не)брежно.

Рекомендации при проведении тестирования

При проведении тестирования, учителю необходимо предусмотреть:

  • Время (с 9.00-12.00) и продолжительность (в среднем, на решение одного задания по русскому языку требуется от 1,5 до 2 минут);
  • Количество заданий (начиная с 5 класса, на текущий и итоговый контроль отвожу по 10 заданий);
  • Дать чёткую инструкцию перед началом выполнения работы;
  • Учитывать уровень подготовки класса, возраст детей, адаптировать готовые тесты, прогнозировать результат;
  • После проведения теста провести анализ результатов, выявить типичные ошибки, разработать систему работы по корректировке знаний учащихся.
  1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: учеб. пособие. М.: Исследовательский центр. 1989 г. -214 с.
  2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр.-1994.- с.112
  3. Аванесов В.С. Тесты: теория и методика их разработки. Управления школой.-1999.-№29.-с.8-14
  4. Аванесов В.С. Определение педагогического теста. Управление школой, 1999.-№28 -с.33
  5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования. -М: Народное образование, 2000.-351с.
  6. Словарь — справочник по педагогике/ Авт. -сост. В.А. Мижериков.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-448с.

Источник

Читайте также:  Тест по географии Национальный половой религиозный состав населения 10 класс