Меню

Оценка функционального состояния и эффективности работы человека прогнозирование его работоспособности Специ

Современные гигиено-физиологические методы изучения влияния трудового процесса на состояние отдельных систем (ЦНС, системы крови, сердечно-сосудистой, мышечной, органов дыхания) в процессе труда

Оценка функционального состояния и эффективности работы человека, прогнозирование его работоспособности. Специфические методы оценки функционального состояния высшей нервной деятельности. Изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системе при работе.

Рубрика Медицина
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 04.02.2016
Размер файла 19,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра гигиены труда, профессиональных заболеваний, гигиены детей и подростков

Тема: «Современные гигиено-физиологические методы изучения влияние трудового процесса на состояние отдельных систем (ЦНС, системы крови, сердечно-сосудистой, мышечной, органов дыхания) в процессе труда»

Дисциплина «Гигиена труда»

Специальность 051102 — «Общественное здравоохранение»

Составители: Жакенова С.Р.

Введение

Несмотря на то, что понятие о функциональном состоянии организма является широко распространенным как в клинике, так и в физиологии труда, в настоящее время не представляется возможным дать ему исчерпывающее определение, которое удовлетворяло бы в равной степени разных специалистов. Поэтому мы ограничимся определением функционального состояния лишь с позиций физиологии труда, хорошо понимая известную узость такого определения.

Производительная деятельность человека связана с переходом организма на новый, рабочий уровень функционального состояния систем и органов, обеспечивающих возможность выполнения труда. При этом основные физиологические изменения наблюдаются со стороны нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Отмечаются изменения в составе крови и водно-солевом обмене. Как правило, степень выраженности сдвигов различна при выполнении физического и умственного труда и зависит от их тяжести и напряженности. I

трудовой процесс орган дыхание

Методика исследования ЦНС

1. Одним из наиболее адекватных методов изучения функционального состояния нервной системы является исследование динамики изменения биопотенциалов его коры. Причем показано нетолько отражение на ЭЭГ сдвигов функционального состояния, но сами биоритмы коры мозга рассматриваются как элемент гомеостатического механизма, в определенных пределах управляющего этим функциональным состоянием.

ЭЭГ. Процент времени ритмов ЭЭГ, чаще всего альфа-индекс, а также дельта-, тета — и бета-индексы.

2. Сенсомоторная анализатарная рефлексометрия оценивает скорость простой и сложной сенсомоторной реакции на свет, звук. Для определения лотентного периода зрительно-моторной, слухо-моторной и температурной реакций с помощью универсального хронорефлексометра (на кафедре ПАВ О1 «Атака»). Исследования реакциина движущий обьект (РДО) используется для изучения пространственно-временной ориентации, процессов слежения.

3. Исследование подвижности нервных процессов и анализаторов с помощью прибора определения критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ), что позволяет определить подвижность нервных процессов в зрительном анализаторе.

4. Исследования внимания и прежде всего таких его показателей, как концентрация, устойчивость, объем, переключение, является важнейшими в психофизиологической оценке умственного труда, труда операторов.

Для определения устойчивости внимания применяются следующие тесты:

4.1 Буквенные тесты (корректурный способ Бурдона (психолог, француз.1895) его модификации, таблицы Анфимова, Иванова-Смоленского, Коновалова и др.)

4.2 Цифровой тест. Таблицы Платонова, Платонова-Щульца, Грюнбаума.

4.3 Кольца Ландольта (200 и 600 колец с разрывом).

5. Устойчивость памяти (текстовое запоминание).

Изменения в сердечно-сосудистой системе при работе

При работе учащается число сердечных сокращений и возрастает систолический объем крови, т.е. объем крови, выбрасываемый при каждом сокращении. Частота пульса с 70-75 во время работы до 180-200 в мин. А систолический объем — с 50-60 мл может достигать 100-150 мл в результате чего увеличивается минутный объем крови (произведение частоты пульса на систолический объем), который в покое составляет 3-6 л, а при работе может возрасти до 30-40 л.

Большое значение для оценки функционального состояния организма во время работы имеет кровяное давление, причем больше возрастает максимальное (систолическое) давление. Это обуславливает увеличение пульсового давления — разница между СД и ДД.

Систолическое давление является показателем энергии, затрачиваемой сердцем и связано с объемом систолы, в то же время оно характеризует реакцию сосудистых стенок на давление волны крови. Повышение систолического давления во время работы — показатель усиленной деятельности сердца. СД при работе может достигать 180-200 мм. рт. ст. и выше. Восстановление АД после работы происходит быстрее чем пульса и обычно заканчивается в течение 10 минут.

Диастолическое давление (минимальное) является показателем сосудистого тона, степени расширения сосудов и зависит от сосудо-двигательного механизма. При работе ДД изменяется мало. Снижение его свидетельствует о расширении сосудистого ложа и уменьшении периферического сопротивления продвижению крови.

В следствие повышения СД и уменьшения ДД при работе повышается пульсовое давление (ПД), которое характеризует объем кровоснабжения работающих органов и составляет у здорового человека около 25-30% от величины максимального давления.

Изменения дыхательной системы

Идет увеличение частоты дыхания (если в покое 18-20 в минуту, то при работе она может достигать 50 и более в минуту). Возрастает не только частота дыхания, но и глубина дыхания, по (ЖЕЛ) мало изменяется при тяжелой работе в неудобной позе может даже снизиться. Тем не менее объем дыхательного воздуха возрастает в 2,5 раза за счёт уменьшения резервного и дополнительного воздуха.

Учащение и углубление дыхания в несколько раз приводит к возрастанию легочной вентиляции — произведения числа дыханий на объем 1 акта дыхания. В покое она колеблется от 4 до 10 л/мин., а при работе может достигать 100 и более л/мин. Легкая работа — легочная вентиляция не превышает 12 л/мин, средней тяжести 20 л/мин, а при тяжелых достигает 86-100 л/мин.

В норме человек потребляет в минуту в среднем 0,25-0,3 л. кислорода, при легких работах до 1 л., при работе средней тяжести 1,5 л., при тяжелых 2,5-3 л/мин.

Существует предел максимального количества кислорода которое может потреблять человек — так называемый кислородный потолок — 3 — 4 л/мин.

Методы исследования

1. 1. Измерение частоты и глубины дыхания. Часто подсчет дыхательных движений производится путем визуального наблюдения за дыхательными экскурсиями грудной клетки. Более точной, однако, является запись дыхательных движений грудной клетки при помощи пневмографа, но данный метод очень неудобен при работе мышц корпуса (артефакты). Чаще используют приборы для анализа величины легочной вентиляции.

2. 2. Спирометрия. Количество воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого при спокойном вдохе и выдохе, называется дыхательным объемом (обычно около 500 мл). При максимальном вдохе (после спокойного вдоха) в легкие поступает так называемый дополнительный воздух — около 1500 мл. При максимальном выдохе (после спокойного вдоха) из легких выводится резервный воздух — около 1500 мл. Сумма этих трех объемов называется жизненной емкостью легких (ЖЕЛ). Ее определяют с помощью спирометра (сухой и водный). Остаточный объем воздуха рассчитывают, принимая во внимание, что он равен 33% ЖЕЛ, резервные объемы вдоха и выдоха (42-43% от ЖЕЛ), дыхательный объем (15% от ЖЕЛ).

3. Физическая мышечная работа увеличивает ЖЕЛ, тяжелая работа снижает.

4. Измерение легочной вентиляции. Мерило легочной вентиляции — минутный объем дыхания (МОД). Он определяется произведением глубины вдоха в литрах на частоту дыхания в минуту. Практически МОД обычно рассчитывают по объему воздуха, выдохнутого испытуемым за определенное время (3-5 мин.), полученный объем делят на число минут. Для измерения объема выдохнутого воздуха используют различные газометры (газовые часы, газовые счетчики).

5. В.В. Рознблат (1970) предложил классификацию по величине МОД.

6. 1. Легкая работа — МОД до 12 л/мин.

7. 2. Средней тяжести — МОД до 20 л/мин.

8. 3. Тяжелая — МОД до 36 л/мин.

9. 4. Сверх тяжелая — МОД свыше 36 л/мин.

10. Измерение газообмена. Под газообменом понимают процессы поглоще-

11. ния организмом кислорода из вдыхаемого воздуха и выделение углекислого газа. Газоанализаторы могут быть химические и физические.

12. Химический газоанализатор получивший распространение — Холдена.

13. Физические газоанализаторы основаны на измерении теплопроводимости газовой смеси.

· Иллюстративный материал

Литература

1. Гигиена. /Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г. — 668 с. др.

2. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008. — 592 с.

3. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред д. м. н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. — Караганда, 2008. — 562 с.

4. Галаева А.И. Производственные аэрозоли, их гигиеническая оценка и нормирование.

5. Методы исследования и профилактика пылевой профпатологии. Учебное пособие. — Караганда, 2008 г. — 80 с.

6. Гигиена труда при работе с видеотерминалами. Учебно-методическое пособие. Тогузбаева К.К. Алматы. 2010 г.68 с.

7. Гигиена труда в ведущих отраслях промышленности РК. Учебно-методическое пособие. Тогузбаева К.К. Алматы. 2010 г.73 с.

8. Методика изучения производственного микроклимата и его влияния на организм работающих. Под. ред. к. м. н. Жакеновой С.Р. Учебно-методическое пособие. ISBN 9965- 406-50-2. — Караганда, 2005г. — 56 с.

9. Предупредительный и текущий санитарный надзор за вентиляцией. Под ред. Сраубаев Е.Н., Жакенова С.Р., Шинтаева Н.У. — Караганда, 2010г. — 66 с.

10. Предупредительный санитарный надзор при новом строительстве и реконструкции промышленных предприятий. Учебно-методическое пособие. Тогузбаева К.К. Алматы. 2010 г.72 с.

11. Санитарные нормы и правила по гигиене труда промышленности.3 т. — Омск. 1995. — 1050с.

12. Шайзадина Г. Н — Предупредительный санитарный надзор. Учебно-методическое пособие. Астана, 2010, 50 стр.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика заболеваний сердечно–сосудистой системы, специфика и методика использования способов физической реабилитации. Объективные симптомы при заболеваниях дыхательной системы. Методы диагностики функционального состояния органов дыхания.

реферат [38,1 K], добавлен 20.08.2010

Наличие и степень выраженности декомпенсации жизненно важных функций организма. Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы и системы органов дыхания. Крайне тяжелое общее состояние больного. Оценка функционального состояния почек.

презентация [197,9 K], добавлен 29.01.2015

Нарушения функционального состояния сердечно-сосудистой системы у спортсменов вследствие физического перенапряжения. Факторы возникновения заболеваний, роль наследственности в патологии. Оценка работы слухового, вестибулярного и зрительного анализаторов.

контрольная работа [1000,5 K], добавлен 24.02.2012

Анатомия и физиология сердечно–сосудистой системы. Вены, распределение и ток крови, регулирование кровообращения. Давление крови, кровеносные сосуды, артерии. Определение показателя состояния осанки и плоскостопия у учащихся. Орган вкуса, виды сосочков.

курсовая работа [2,2 M], добавлен 25.12.2014

Особенности адаптации организма человека к экологическим факторам. Исследования влияния погодных условий на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей и подростков. Оценка влияния холодового фактора на военнослужащих и приезжих людей.

реферат [33,0 K], добавлен 09.09.2014

Рассмотрение функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы. Изучение клиники врожденных пороков сердца, артериальной гипертензии, гиппотезии, ревматизма. Симптомы, профилактика и лечение острой сосудистой недостаточности у детей и ревматизма.

презентация [382,4 K], добавлен 21.09.2014

Функциональная проба по Н.А. Шалкову. Зависимость характера физической нагрузки от состояния ребенка. Задержка дыхания на вдохе. «Степ-тест» (подъем на ступеньку). Нагрузочная проба на велоэргометре. Детская эхокардиография, показания к ее проведению.

презентация [796,9 K], добавлен 14.03.2016

Источник

Тест с ответами по теме: “Гигиена”

1. Основоположник российской гигиены:
а) Соловьев
б) Доброславин +
в) Семашко

2. Имя ученого, который первым предложил термин “экология”:
а) Геккель +
б) Гумбольдт
в) Энглер

3. Группа живых организмов, которые образуют детрит:
а) продуценты
б) консументы второго порядка
в) детритофаги +

4. Какая оптимальная относительная влажность воздуха в жилом помещении:
а) 40 – 60 % +
б) 80 – 90 %
в) 20 – 30 %

5. Как называется прибор, используемый для непрерывной, автоматической записи температуры воздуха:
а) гигрограф
б) психрометр
в) термограф +

6. Антирахитическим действием обладают:
а) красные лучи
б) ультрафиолетовые лучи +
в) инфракрасные лучи

7. Как называется часть солнечного спектра, оказывающая бактерицидное действие:
а) инфракрасные лучи
б) видимый свет
в) ультрафиолетовые лучи +

8. Биологическим действием УФО солнечного спектра является:
а) образующее витамин +
б) тепловое
в) охлаждающее

9. Внесение в почву чего может быть причиной развития у человека метгемоглобинемии
а) фосфорных удобрений
б) пестицидов
в) азотных удобрений +

10. Причиной развития чего может быть попадание в рану человека загрязненной почвы:
а) холеры
б) газовой гангрены +
в) сальмонеллеза

11. Передача возбудителей кишечных заболеваний человеку из почвы не происходит:
а) через поврежденную кожу +
б) через пищевые продукты
в) с водой из поземных источников

12. Почва является фактором передачи таких инфекционных заболеваний:
а) грипп
б) сибирская язва +
в) туберкулез

13. Химическое соединение, входящее в состав питьевой воды, которое вызывает диспепсию:
а) сульфаты +
б) хлориды
в) фториды

14. Как называется микроэлемент, отсутствие или малое количество которого вызывает кариес зубов:
а) цинк
б) свинец
в) фтор +

15. Как называется микроэлемент, избыток которого вызывает флюороз зубов и других костных образований:
а) фтор +
б) мышьяк
в) йод

Источник



Методика 7.4. Тест К.К. Платонова

Цель: изучение способности выполнять действия, требующие постоянного переключения внимания с одного ряда действий на другой.

1. Таблица 60х60 см, разделенная на 49 клеток–квадратов, в которых размещены числа, написанные черными (или арабскими) – от 1 до 25 и красными (или римскими) – от I до XXIV цифрами, примерно по следующему образцу.

Таблица для исследования переключения внимания

IV VI XII
XIII II XVI XIX
IX XV XXIII
IX XVII V XXIV
XIV XX I VII
XXI III VIII XVIII
XI XXII X

Числа расположены в беспорядке, но так, чтобы близкие по величине возможно реже были рядом.

Порядок исследования. В данном исследовании предлагается одновременно отыскивать числа, изображенные арабскими (или черными) и римскими (или красными) цифрами; при этом арабские (черные) числа исследуемый должен отыскивать в прямом порядке, от 1 до 25, а римские (красные) – в обратном, от XXIV до I. Следовательно, порядок его действий должен быть таким: 1, XXIV, 2, XXIII, 3, XXII, 4, XXI и т. д.

Исследование можно проводить и иначе: сначала дать задание отыскать в таблице все арабские числа в обычном порядке ( от 1 до 25), затем римские в обратном порядке — от XXIV до I; наконец, одновременно отыскивать арабские и римские числа, как описано ранее.

Инструкция испытуемому. «Перед Вами таблица, разделенная на клетки. В этих клетках разбросаны числа, написанные арабскими цифрами и римскими. Арабские Вы должны находить в обычном порядке от 1 до 25, а римские – в обратном, от XXIV до I. Вы должны попеременно отыскивать числа того и другого ряда, т. е. порядок вашей работы должен быть таким: 1, XXIV, 2, XXIII, 3, XXII и т. д. Поняли? (Экспериментатор отвечает на вопросы и добивается полного понимания порядка работы.) Вы должны будете работать как можно скорее, но не делать ошибок. Поочередно называйте числа, написанные арабскими и римскими цифрами: первые – от начала к концу, а вторые – от конца к началу. Приготовьтесь. Начинайте!»

Пускается секундомер, фиксируется время выполнения задания. В течение всего опыта экспериментатор следит за работой испытуемого. Если исследуемый указывает не то число, экспериментатор говорит: «Нет! Вы должны сейчас найти XXI, а не XX».

Учет и анализ результатов. Экспериментатор регистрирует все ошибки, например: «Указал 17 вместо 16». Чтобы легче было наблюдать за ходом исследования, экспериментатору необходимо помнить, что арабское (черное) число и следующее за ним римское (красное) при данной инструкции дают в сумме 25.

При наблюдении надо установить:

быстро ли находит испытуемый данные числа, бывают ли большие задержки во времени;

насколько хорошо удается отыскивать в указанном порядке числа двух самостоятельных рядов, в чем проявляются затруднения (замедленность работы, забывание последних действий, заторможенность);

какие способы использует исследуемый, чтобы справиться с затруднениями в связи с необходимостью переключать внимание;

не испытывает ли особых затруднений в середине выполнения задания, когда числа обоих рядов близки друг к другу (ряды скрещиваются);

если взгляд исследуемого направлен на искомое число, всегда ли он его замечает, или бывает(часто ли), что не воспринимает.

При опросе следует уточнить:

трудно ли было выполнять задание, в чем выразились затруднения;

легко ли было помнить при возвращении к данному ряду, на каком числе остановился;

когда было труднее выполнять задание: в начале работы, в середине или конце.

При определении качественных показателей учитывается время, затраченное исследуемым на выполнение каждого задания. Отдельно фиксируются ошибки. В качестве показателя хорошей или плохой переключаемости внимания можно взять разность между временем выполнения данного задания по «арабско-римской» таблице и временем отыскивания чисел в таблице с одними арабскими или римскими цифрами. Следовательно, этот показатель вычисляется по формуле

где С – время выполнения задания на «арабско-римской» таблице, a – время выполнения задания на «арабской» таблице; b – время выполнения задания на «римской» таблице.

Чем меньше этот показатель дополнительного времени, тем лучше, значит, исследуемый справился с заданием. Аналогичным образом подсчитывается показатель дополнительного времени, если исследуемый отыскивает сначала арабские (черные), потом римские (красные) числа, а затем одновременно и те и другие.

Выделяются следующие уровни переключения внимания (по красно-черной таблице):

I – разница во времени до 60 сек

V – 121 с и выше.

В исследованиях автора методики в которых сначала проводились эксперименты с «красно-черной» таблицей, а затем с «арабско-римской», были получены следующие результаты: время выполнения задания по «красно-черной» табл. 2 мин 5с…8 мин 8с; качество – от безошибочного решения до семи ошибок; время выполнения задания по «арабско-римской» таблице (это исследование проводилось после предыдущего) 2 мин 45с…8 мин 15с, а качество– от безошибочного решения до девяти ошибок.

Примеры краткой характеристики выполнения задания. Исследуемый Ю. Задание понял сразу. Выполнил первое задание («черно-красная» таблица) быстро – за 2 мин 5 с с небольшим числом ошибок – 2. Второе задание («арабско-римская» таблица) было выполнено им тоже быстро (2 мин 46 с) и совершенно без ошибок. Необходимость переключения внимания не вызывала никаких видимых затруднений; не отмечено ни лишних слов, ни задержек в отыскании чисел. Задание считает не очень трудным и интересным.

Исследуемый П. Инструкцию понял не сразу. Поняв задание был смущен его трудностью. На выполнение первого и второго задания затратил очень много времени (8 мин 8 с и 8 мин 10 с); совершил при этом много ошибок (5 и 3). Необходимость переключения внимания вызывала заторможенность действий. Часто задерживался, терял нить (забывал, что ему нужно искать). При поиске очередного числа не мог охватить всю таблицу или ее часть, поэтому просматривал последовательно каждую строку, каждое число. Когда экспериментатор указывал на допущенную ошибку, не всегда сразу ее исправлял. Задание считает трудным: нелегко вспомнить число, на котором остановился, возвращаясь к данному ряду.

1. Психологический анализ причин неуспеваемости школьников / Сост. А.И. Раев, Л.А. Матвеева, отв. Ред. А.И. Щербаков. – Л., 1981.

2. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1987.

Источник

Тест по ОБЖ Правила личной гигиены для 11 класса

Тест по ОБЖ Правила личной гигиены для 11 класса с ответами. Тест состоит из 10 заданий с выбором ответа.

1. Что такое гигиена?

1) наука о питании человек
2) область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний
3) раздел биологии, изучающий взаимодействие растений и животных

2. Какое мыло необходимо использовать при сухой коже?

1) хозяйственное
2) глицериновое
3) жидкое

3. Сколько раз в неделю необходимо принимать ванну?

1) не реже семи раз
2) не реже одного раза
3) больше трех раз

4. Как часто необходимо принимать душ?

1) ежедневно
2) один раз в неделю
3) три раза в неделю

5. Сколько времени нужно чистить зубы?

1) 1 минуту
2) не менее 3 минут
3) 5 минут

6. Какой водой лучше мыть голову?

1) мягкой
2) кипяченой
3) прохладной

7. Каким шампунем нужно мыть жирные волосы?

1) шампунем с глицерином
2) французским шампунем
3) шампунем без содержания мыла

8. Чем необходимо ополаскивать жирные волосы?

1) настоем из корней лопуха
2) настоем из корня дуба
3) настоем ромашки

9. Как часто нужно менять нательное белье летом?

1) 1 раз в неделю
2) 2-3 раза в неделю
3) 7 раз в неделю

10. Как необходимо расчесывать длинные волосы?

1) от кончиков
2) от корней
3) в разных направлениях

Ответы на тест по ОБЖ Правила личной гигиены для 11 класса
1-2
2-2
3-2
4-1
5-2
6-1
7-3
8-1
9-2
10-1

Источник

Тест по гигиене с ответами

I вариант.

1. Что является государственной системой наблюдения за качеством окружающей среды и состоянием здоровья населения?
а) система санитарно-эпидемиологического нормирования
б) гигиеническая диагностика
в) социально-гигиенический мониторинг+
г) федеральная система гидрометеорологического мониторинга
д) методология оценки риска

2. Что может передаваться через воду?
а) брюшной тиф+
б) сыпной тиф
в) туляремия+
г) гепатит А+
д) гепатит В

3.Что из ниже перечисленного является источником антропогенного загрязнения поверхностных водоемов?
а) бытовые сточные воды+
б) промышленные стоки+
в) ливневые стоки+
г) геохимический состав почвы
д) судоходство+

4. Что характерно для эпидемии водного происхождения?
а) быстрый рост числа заболеваний+
б) медленный спад числа заболеваний после изоляции очага
инфекции
в) малое число заболевших
г) длительный период возникновения единичных случаев заболевания после ликвидации вспышки («контактный хвост»)+
д) территориальная ограниченность распространения заболевания+

5. Как можно уменьшить «водный голод» на Земле?
а) создание водохранилищ+
б) пополнение подземных водных горизонтов поверхностными водами+
в) закачивание промышленных сточных вод в глубокие подземные горизонты
г) организация оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях+
д) использование опресненных вод морей и океанов+

6. Какие существуют методы обеззараживания воды?
а) коагуляция
б) хлорирование+
в) фторирование
г) озонирование+
д) обработка ультрафиолетовыми лучами+

7. Чем отличаются воды поверхностных водоёмов от межпластовых вод?
а) большей минерализованностью
б) содержание солей аммония+
в) большей бактериальной обсемененностью+
г) более стабильным химическим составом
д) большей склонностью к «цветению»

8. Что подразумевает под собой сбалансированное питание?
а) достаточную энергетическую ценность рациона в результате адекватного+
потребностям поступления белков, жиров и углеводов
б) соблюдение соответствия ферментного набора химической структуре пищи
в) оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ+
г) оптимальный режим питания

9. Для какой болезни являются фактором риска особенности солевого состава воды?
а) дизентерии
б) диабету
в) мочекаменной болезни+
г) гипертонической болезни+
д) гепатиту А

10. Какую инфекцию могут принести яйца водоплавающей птицы?
а) стафилококковой интоксикации
б) ботулизма
в) сальмонеллеза+
г) брюшного тифа
д) афлатоксикоза

11. Какой должен быть уровень общей минерализации воды, чтобы их назвали пресными ?
а) 300 мг/дм³+
б) 500 мг/дм³+
в) 1000 мг/дм³+
г) 1500 мг/дм3
д) 2000 мг/дм3

12. Источником чего является рыбий жир?
а) аскорбиновой кислоты
б) каротина
в) кальциферола
г) рибофлавина+
д) тиамина

13. С чем чаще всего связаны стафилококковые интоксикации?
а) салатами из овощей
б) консервированными мясными продуктами
в) консервированными рыбными продуктами
г) яйцами водоплавающей птицы
д) молочными продуктами+

14. Что обеспечивают гигиенические нормативы?
а) защиту всех компонентов окружающей природной среды
б) предупреждение отдаленных вредных эффектов+
в) предупреждение немедленных эффектов+
г) отсутствие выраженных физиологических адаптационных реакций
д) отсутствие вредных эффектов в последующих поколениях+

15. Что включает в себя профилактика заболеваний водного происхождения?
а) рациональный выбор источника водоснабжения+
б) создание зон санитарной охраны+
в) стандартизацию качества воды и соблюдение гигиенических нормативов+
г) эффективную обработку воды на водопроводных станциях+
д) использование в качестве источников воды только межпластовых вод

16. Какие существуют оздоровительные мероприятия на промышленных предприятиях?
а) законодательные, административные, организационные+
б) технологические+
в) санитарно-технические+
г) использование средств индивидуальной защиты+
д) лечебно-профилактические+

17. Какие проводятся мероприятия по профилактике близорукости у школьников?
а) рациональное общее искусственное освещение+
б) контроль за правильной посадкой школьников+
в) соответствие учебной мебели ростовой группе+
г) местное освещение на партах
д) рациональная планировка класса+

18. Каковы основные пути по профилактике неблагоприятного влияния химических веществ на организм человека
а) запрещение производства и применения вредных веществ+
б) гигиеническое нормирование допустимого содержания химических веществ в объектах окружающей среды+
в) установление экологических нормативов
г) запрещение воздействия на население или работающих, запрещение выбросов и сбросов в окружающую среду+
д) замена опасных химических веществ на менее опасные+

19. На какие виды подразделяются условия труда?
а) оптимальные+
б) допустимые+
в) неблагоприятные
г) вредные+
д) опасные+

20. Что входит в обязанности врачей медико-санитарной части?
а) оказание квалифицированной медицинской помощи рабочим и служащим+
б) профилактическое наблюдение за состоянием здоровья работающих+
в) надзор за проведением профилактических мероприятий и соблюдением правил техники безопасности совместно с отделом охраны труда+
г) контроль за содержанием токсичных веществ в воздухе рабочей зоны
д)санитарно-просветительная работа+

II вариант.

1. Кто является основоположником отечественной гигиены в России?
а) Доброславин А.П.;+
б) Семашко Н.А.;
в) Соловьев З.П.;
г) Чарльз Дарвин.

2. Что обозначает термин «гигиена»?
а) наука о жилище;
б) наука о форме и строении человека;
в) наука о правильном и рациональном образе жизни;+
г) наука о жизнедеятельности живого организма.

3. Какие принимаются меры профилактики профессиональных отравлений?
а) контроль, над состоянием воздушной среды в воздухе рабочей зоны;
б) автоматизация и герметизация вредных производственных процессов;
в) гигиеническая стандартизация сырья и готовых материалов;
г) все перечисленное верно.+

4. Какой вид излучения обладает самой высокой проникающей способностью?
а) α-излучение;
б) β-излучение;
в) рентгеновское излучение;+
г) все перечисленное верно.

5. Какова гигиеническая норма КЕО в жилых помещениях?
а) не менее 1,5 %
б) не более 2%
в) не менее 0,5 %+
г) не более 5%

6. Выберите элементы здорового образа жизни:
а) рациональное питание;
б) отсутствие вредных привычек;+
в) занятия физической культурой;
г) все перечисленное верно.

7. Что включает в себя понятие «Гигиеническое воспитание»?
а) теория и практика оформления, сохранения и укрепления здоровья индивида+
б) закономерности влияния факторов среды на здоровье людей

8. Что является объектом гигиенического воспитания?
а) внешняя среда
б) здоровый человек+

9. Определите факторы, которые влияют на здоровье:
а) генетические предпосылки
б) особенности питания
в) личная гигиена
г) адекватная самооценка
д) все перечисленное+

10. Что такое здоровье?
а) отсутствие болезней
б) нормальное функционирование систем организма
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов физического развития+
г) состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения

11. Выберите тот фактор, который больше всего влияет на формирование здоровья населения:
а) образ жизни+
б) уровень и качество медицинской помощи
в) наследственность
г) окружающая среда

12. На что в первую очередь в вопросе здоровья обращает внимание Первичная медико-социальная помощь (ПМСП)?
а) на пассивное воспитание
б) на личную ответственность+

13. Какая доля здоровья человека зависит от его образа жизни?
а) 50%+
б) 20%
в) 10%

14. Что включает в себя гиподинамия?
а) отказ от занятий спортом
б) занятия в группах здоровья
в) малоподвижную деятельность на протяжении более чем 50% времени+

15. Выберите фактор, который не относится к гигиеническим требованиям в одежде:
а) сохранение теплового комфорта;
б) не затруднять движений человека;
в) быть модной;+
г) легко очищаться от загрязнений.

16. Что подразумевает под собой гигиена как науки ?(укажите все правильные ответы)
а) Наука о здоровье, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды на организм человека
б) Медицинская наука профилактического направления+
в) Наука, целью которой является сохранение окружающей человека среды, тем самым предупреждая вредное влияние на организм
г) Гигиена изучает влияние всех факторов окружающей человека среды на здоровье здорового человека+
д) Разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного воздействия изучаемых факторов и снижение или устранения их вредного влияния+

17. Каковы основные источники загрязнения атмосферного воздуха населенных мест. (укажите все правильные ответы)
а) Гидроэлектростанции (гэс)
б) Автотранспорт+
в) Электронная промышленность
г) Предприятия черной и цветной металлургии+
д) Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ)+
е) Химические заводы.+

18. Допустимое содержание диоксида углерода в воздухе помещений лечебных учреждений равно
а) 0,5‰
б) .0,7‰+
в) 1,0‰
г) 1,5‰

19. Какая часть солнечного спектра оказывает антирахитическое и бактерицидное действие ? (укажите один вариант ответа)
а) Лазерные лучи
б) Видимый свет
в) Ультрафиолетовые лучи+
г) Рентгеновские лучи
д) Инфракрасные лучи

20. При каких заболеваниях противопоказано профилактическое облучение искусственным УФ-излучением?(укажите все правильные ответы)
а) Активная форма туберкулеза+
б) Заболевания щитовидной железы+
в) Заболевания печени+
г) Заболевание почек+
д) Заболевание сердечно-сосудистой системы+

Источник

Читайте также:  10 секретов Гарри Поттера которые не разгадали даже настоящие знатоки поттерианы