Меню

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Краснова Н. Л.

студентка 4 курса

психолого-педагогического факультета

Чебоксары Россия,

ESPECIALLY THE MEMORY OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Krasnova N. L.

the 4th year student of psycho-pedagogical faculty

Cheboksary, Russia

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Возрастной особенностью развития памяти младших школьников является то, что произвольное внимание у них развито сравнительно слабо, в отличие от непроизвольного. А вот сосредоточиться учащемуся начальных классов крайне трудно, особенно если работа однообразна и неинтересна. Со временем память становится произвольной и управляемой.

Ведущие виды памяти у детей – образная и эмоциональная. Первоклассник или второклассник в первую очередь запомнит то, что кажется ему ярким и неожиданным, вызовет у него эмоциональный отклик. Однако не стоит полагаться на эмоциональную память полностью. Например, на контрольной, которая является для ребенка сильным потрясением, эмоциональная память может быть ослаблена.

Детям легче запомнить конкретные предметы, события и лица, чем описания, объяснения и определения. Тем не менее, образная память имеет определенные ограничения. Нередко в памяти ребенка некоторые детали могут быть опущены, а некоторые – преувеличены.

Традиционно хорошая память связывается с памятью на слова, а младшие школьники при запоминании словесной информации больше склонны к механическому запечатлению материала. Поскольку, с точки зрения взрослых, близкое к тексту воспроизведение информации – результат добросовестного выполнения ребенком домашней работы, школьник старается заучивать материал наизусть. Стоит также упомянуть, что учащиеся младших классов еще не владеют развернутой речью, поэтому и прибегают к дословному воспроизведению.

Произвольное внимание ребенка – это скорее результат общения со взрослыми, поэтому оно формируется в социальном контакте. И если сначала, вследствие определенных особенностей развития памяти, младшие школьники могут реализовывать только те задачи, которые ставят перед ними взрослые, постепенно у детей развивается способность самостоятельно работать над запоминанием материала.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др. Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению.

Совершенствование памяти у детей младшего школьного возраста в первую очередь обусловлено приобретением во время учебной деятельности разнообразных способов запоминания, которые связаны с организацией и обработкой материала. Педагоги для развития памяти младших школьников проводят специальные упражнения, игры, диагностики и мониторинги, с помощью которых повышается успеваемость детей и их учебная мотивация.

Мы проводили экспериментальную работу на базе «СОШ №19» г. Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 23 учащихся – учащиеся 2 «Б» класса, из них 9 мальчиков и 14 девочек. Средний возраст обследуемых составляет 9 лет. Степень успешности занятий учащихся различна, но отстающих детей нет. Диагностика проводилась в первой учебной четверти.

Первая методика «Диагностика опосредованной памяти». Данная методика позволяет выявить уровень развития опосредованной памяти. Исследование проводилось индивидуально. Ребенку последовательно одно за другим зачитывали следующие слова и выражения:

Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 секунд. В это время ребенок должен успеть отобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.

Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

При первичной диагностике памяти по методике «Диагностика опосредованной памяти» были выявлены следующие результаты: 2 учащихся (8,7%) имеют высокий уровень памяти, 11 (47,8%) – хороший, 8 (34,8%) – средний, 2 (8,7%)–низкий.

Вторая методика «Заучивание 10 слов». Методика заучивания десяти слов дает возможность изучить процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Испытуемому зачитывались следующие слова:Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

По методике «Заучивание 10 слов» были выявлены следующие результаты: 5 (21,7%) учащихся имеют высокий уровень, 13(56,6%) – средний, 5(21,7%) – низкий.

После анализа результатов первичной диагностики была отобрана группа учащихся с наиболее низкими показателями развития памяти, а также составлена коррекционно-развивающая программа. Программа включила в себя пять занятий.

Нами был разработан и проведен практикум для родителей с выдачей рекомендаций по развитию процессов памяти младших школьников. К рекомендациям относятся несколько упражнений, но занимаясь с ребенком, родителям необходимо обязательно соблюдать несколько условий. Во-первых, родитель должен проконтролировать, что упражнения были ребенком поняты и, самое главное, что они будут ребенку интересны. Во-вторых, не нужно превращать их в дополнительный урок. Многие вещи вполне можно делать, например, во время прогулки, поездок в транспорте, в очереди к врачу.

Читайте также:  Какие признаки указывают на анемию у детей и как лечить этот железодефицитный синдром

Все игры и упражнения, которые мы предлагаем для работы с ребёнком дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даёт возможность выполнять их с детьми в домашних условиях правильно.

Главным же условием работы является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет выполнять задания не один. Нужно хвалить ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Родителям необходимо помнить, что заниматься с ребёнком 2 — 3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Лучше всего заниматься ежедневно по 15 – 20 минут. Главным достижением этих занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Работа учителя в классе и родителей дома приведет к успешному развитию процессов памяти школьника, стимулированию его саморазвития.

Память – сложный психический процесс, исследованию которого посвящены труды многих учёных. Их результаты позволяют уже сейчас проводить эффективные занятия по развитию памяти, используя нетрадиционные способы переработки и хранения информации. В связи с этим, готовясь к урокам, педагогу надо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.

Учителю необходимо добиться от учащегося максимального запоминания материала и его воспроизведения. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники научились правильно и осмысленно запоминать учебный материал. Надо систематически знакомить учащихся с приёмами рационального запоминания, не рассчитывая на то, что школьники по мере приобретения опыта учебной работы сами их найдут. А родителям, стремясь развить память своего ребёнка, надо иметь в виду: независимо от того, хорошая или плохая у ребёнка память, перегружать её вредно.

Очень важно и в тестировании, и в коррекции памяти ребёнка ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запомнить тот или иной материал.

Таким образом, с раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям: механическая память постепенно дополняется и замешается логической; непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств; непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная), кроме того независимо от этого каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания.

Айсмонтас, Б. Б. Общая психология. Схемы. / Б. Б. Айсмонтас. – Москва : Владос-Пресс, 2003. – 288 с.

Как развивать хорошую память и запоминать цифры / И. Ю. Матюгин, Е. Л. Жемаева, Е. И. Чакаберия, И. К. Рыбникова. – Москва : РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 704 с.

Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. / В. Г. Крысько. – Минск : Зарвест, 2000. – 384 с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. С. 88-125.

Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для вузов по спец. 050707 Педагогика и методика нач. образования / Чуваш. гос. пед. ун-т ; сост. Т. В. Петрова. – Чебоксары : ЧГПУ, 2010. – 141 с.

Современная экспериментальная психология [Электронный ресурс] : в 2 т. Т. 2 / под ред. В. А. Барабанщикова. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2011. – 493 с.

Источник

Исследование восприятия, мышления, памяти у ребёнка при поступлении в школу. 5 тестов.

1.Зрительное восприятие.

От уровня зрительного восприятия детей зависит скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого из учебника и других источников информации материала.

Задание . Ребёнку последовательно показываются таблички с изображением предметов.

Инструкция : «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»

Оценка результатов . Ребёнок правильно назвал все фигуры или допустил 1-2 ошибки-тест выполнен хорошо.

Задание считается выполненным, если ребёнок допустил 3-4 ошибки.

Задание считается невыполненным, если допущено 5 и более ошибок.

2. Слуховое восприятие . От уровня слухового восприятия зависит, как ребёнок будет воспринимать объяснение учителя или детей класса.Чтобы выявить уровень слухового восприятия, надо попросить ребёнка рассказать, как он понял прочитанный вами текст.

Инструкция. Вы читаете предложение ( только один раз), ребёнок слушает: » Серёжа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошёл в школу.» Задаёте вопрос:»Назови порядок действий Серёжи»

Оценка результатов . Действия названы правильно, последовательно- тест выполнен. 1-3 ошибки -тест также считается выполненным, но это 2 уровень выполнения задания.

Читайте также:  Тест Представление об организации баз данных

Более 3 ошибок- тест не выполнен.

Мышление. Его компонентами являются следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

У ребёнка должны быть развиты все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

3.Методика «Сюжетные картинки» . Задание. Перед ребёнком произвольно (вразброс) кладутся сюжетные картинки. Надо разложить их по порядку и составить рассказ по ним.

Источник



Тесты «Диагностика памяти учащихся 1-4 кл.»

1. Методика «Определение типа памяти»

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.

Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении — 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). С = a /10, где а — количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. Методика «Изучение логической и механической памяти»

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Источник

Психология младшего школьного возраста

1. Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует младший школьный возраст: А) генитальной Б) оральной В) анальнойГ) фаллической Д) латентной

2. Какая когнитивная функция интенсивно развивается в период младшего школьного возраста: А) память Б) мышление В) восприятие Г) речь Д) воображение

3. Ведущая деятельность младшего школьника: А) предметно-манипулятивная деятельность Б) учебно-познавательная деятельность В) сюжетно-ролевая игра Г) интимно-личностное общение Д) непосредственно-эмоциональное общение

4. У детей младшего школьного возраста произвольное внимание может длиться: А) 5 мин. Б) 15 мин. В) 45 мин.

5. Основная линия отношений для социальной ситуации развития младшего школьника: А) ребенок — воспитатель Г) ребенок — сверстники 129 Б ) ребенок — учитель Д) ребенок-ближайшее окружение В) ребенок – родители

6. Новообразованиями младшего школьника не являются: А ) изменение Я-концепции, определяющее стремление познать себя, подчинение нормам коллективной жизни Б) потребность в общественно-значимой деятельности В) произвольность психических процессов, рефлексия, самоконтроль Г ) новый уровень самосознания, потребность в совместной деятельности Д) внутренний план действий

7. Автор известного теста ориентировочной оценки школьной зрелости: А) А. Анастази Б) Д.Б. Эльконин В) Н.И. Гуткина Г ) И. Йирасек Д) А.Керн

8. Ориентировочный тест школьной зрелости состоит из субтестов (исключи лишнее): А) рисунок человека Б) рисунок животного В) срисовывание группы точек Г) списывание графической фразы Д) соединение узора по клеткам

9. Методика Н.И. Гуткиной «Домик» предназначена для оценки: А) уровня развития эмоциональной сферы ребенка Б) уровня развития мотивационной сферы ребенка В ) уровня развития произвольной сферы ребенка Г) уровня развития интеллектуальной сферы ребенка

10. Автор методики «Графический диктант»: А) А. Анастази Б) Д.Б. Эльконин В) Н.И. Гуткина Г) И. Йирасек Д) А.Керн

Норма объема памяти ребенка 7-8 лет: А) свыше 5 единиц Б) свыше 7 единиц В) 3-5 единиц

12.Методика Векслера предназначена для диагностики умственного развития: А) дошкольникаБ) младшего школьника 130 В) подростка Г) старшеклассника Д) зрелого человека

3 .10. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста

1. Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует пубертатный период: А) генитальной Б) оральной В) анальной Г) фаллической Д) латентной

2. Базовое образование в юности (по Э. Эриксону): А) генеративность Б) автономность В) компетентность Г) инициативность Д) идентичность

3. Ведущая деятельность старшего школьника: А) предметно-манипулятивная деятельность Б) непосредственно-эмоциональное общение В) сюжетно-ролевая игра Г) интимно-личностное общени е Д ) учебно-профессиональная деятельность

4. Исключи лишнее из перечня новообразований подростка: А) стремление к взрослости Б) потребность в самоутверждении среди сверстников В) потребность в общественно-значимой деятельности Г) критическое отношение к окружающим Д) самоконтроль

5. Исключи лишнее из перечня новообразований старшего школьника: А) мировоззрение Б) профессиональные интересы В) потребность в самовоспитании Г) самоопределение Д) потребность в самоутверждении среди сверстников

6. Ведущей деятельностью подростка является: А) учебная деятельность Б) непосредственно-эмоциональное общение В) интимно-личностное общение Г) сюжетно-ролевая игра 131 Д) предметно-орудийная деятельность

Читайте также:  Всероссийская военно спортивная игра Победа

7. Назовите автора монографии «Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков»: А) К. Леонгард Б) А.Е. Личко В) Л.С. Выготский Г) Б.В. Зейгарник Д) Анна Фрейд.

8. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) позволяет выявить у подростка и юноши: А) склонность к алкоголизации Б) делинквентность, В) откровенность Г) типы психопатий Д ) типы акцентуаций характера.

9. Кого называют «отцом психологии подросткового возраста»: А) Л.С. Выготского Б) А.Е. Личко В) Стенли Холла Г) Зигмунда Фрейда Д) И.С. Кона.

10. Чем характеризуется пубертатный кризис: А) критическим отношением к окружающим Б) стабилизацией личности и самоопределением В) половым созреванием Г ) стремлением к взрослости

11. Что, по мнению А.В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности: А) подростковый период Б) молодость В) юность Г) зрелость Д) старость

12. Методика «Несуществующее животное» позволяет оценить (исключи лишнее): А) проявления независимости Б) агрессивность В ) уровень самооценки Г ) уровень ригидности Д) тип темперамента

13. Методика ШТУР предназначена для диагностики умственного развития: 132 А) дошкольника Б) младшего школьника В) подростка Г) старшеклассника Д) зрелого человека

3 .11. Психология зрелых возрастов (молодость, зрелость, старость)

1. Возрастные рамки зрелости по Э. Эриксону: А) 40-70 лет Б) 25-60лет В) 30-60лет

2. Кризис середины жизни приходится на возраст : А) 40лет Б) 30 лет В) 50 лет

3. Преждевременное старение означает опережение: А ) хронологического возраста п сихологическим Б) психологического возраста биологическим В) биологического возраста хронологическим

4. Базовое образование зрелого возраста: А) инертность Б) направленность В ) продуктивность

5. Причины кризиса среднего возраста: А) страх смерти Б) депрессия В) уход детей из семьи Г) профессиональное становление

6. Критерии зрелости (по Б.Г. Ананьеву): А ) Гражданская зрелость Г) Соматическая зрелость Б) Умственная зрелостьД) Психологическая зрелость В ) Трудовая зрелость

7. Установите соответствие: Жизненная позиция пожилых людей Стиль поведения 1) конструктивная позиция а ) держатся замкнуто, отгораживаются от людей, старостьвоспринимают с негодованием 2) защитная позиция б) позитивно относятся к жизни, 133 из старости проблему не делают, ищут контакты 3 ) зависимая позиция в) ищут помощи, чувствуют себя несчастными

8. Особенности геронтогенеза: А) Эгоцентризм Б) Усиление чувства неполноценности В ) Усиление чувства одиночества Г) Изменение характера Д ) Усиление чувства тревоги, недоверия и осторожности

9. Геронтопсихология – это: А) Психология дошкольника Б) Психология младшего школьника В) Психология взрослого человека Г ) Психология преклонного возраста

10. Назовите возрастные рамки периода поздней зрелости по Э.Эриксону? А) от 50-ти лет Б) от 60-ти лет В) от 65-ти лет

11. Назовите кризис, характерный для периода поздней зрелости? А) кризис ухода на пенсию Б) кризис зрелости В) кризис окончания активной профессиональной деятельности

12. Назовите вариант развития, который характеризуется полной потерей психологического будущего: А) смена ведущей деятельности Б) сохранение основного содержания жизни В) доживание

13. Кто выделил 5 стадий процесса умирания? А) Кюблер-Росс Б) Эриксон В) Стюарт-Гамильтон 14. Какой из пяти стадий умирания характерно смирение и ожидание неизбежного конца? А) торг Б) депрессия В) принятие

15.Проективная функция методики А.Г. Шмелева, В.С. Болдыревой «Тест юмористических фраз ТЮФ» заключается в оценке: А ) специфики мотивационной сферы личности Б) уровня развития чувства юмора субъекта 134 В) развития воображения и фантазии человека Г) типа личности

3 .12. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях

1. Отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития: А) дефектология Б) социальная психология В) специальная психология Г) коррекционная психология

2. Госпитализм характеризуется: А) невозможностью удовлетворения органических потребностей Б) изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка в одиночестве В) недостатком общения со сверстниками

3. Установи соответствие. 1) тифлопсихология А) психология глухих 2 ) сурдопсихология Б) психология болезненных свойств личности 3) олигофренопсихология В) психология слепых 4) патопсихология Г) психология умственно отсталых

4. Дефектология – это: А) отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития Б) отрасль психологии, изучающая психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных условиях существования В) комплексная наука, изучающая особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения

5. Одаренными называют детей: А) опережающих своих ровесников по темпу умственного развития Б ) обнаруживающих высокий уровень общих способностей В ) обнаруживающих высокий уровень специальных способностей Г) демонстрирующих высокий коэффициент интеллектуальности

6. При явлении госпитализма: А) тормозится интеллектуальное развитие Б) тормозится эмоциональное развитие В) искажается «Я-концепция» Г) разрушается физическое благополучие 135 Д) все ответы верны

7. Общие признаки госпитализма (исключи лишнее): А) потеря в весе Б) апатичность В) сужение сознания Г) уход от контактов с окружающими

8. Психологический термин «госпитализм» происходит от: А) от лат. hospitalis — гостеприимный Б) от франц. hopital — больница В) от греч. homoios — подобный Г) от лат. hallucinatio – видение, призрак

9.Лишение человека сенсорных впечатлений называется : А) депривацией Б) экстремальностью В) иллюзией Г) депрессией

10. Сенсорная депривация способна вызвать: А ) галлюцинации Б) эйфорию и раздражительность В ) заторможенность, депрессию, апатию Г) сенсорный и эмоциональный голод Д) эйдетические представления

11. Установи соответствие (по классификации МКБ-9): 1) легкая степень умственной отсталости А) идиотия 2 ) средняя степень умственной отсталости Б) дебильность 3) тяжелая степень умственной отсталости В) имбецильность

Источник