Меню

Опросник шк мотивации Лускановой



Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация»
тест (5 класс) на тему

Булатова Татьяна Николаевна

Для проведения мониторинга личностных результатов обучающихся я использовала опросник Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация»

Скачать:

Вложение Размер
luskanova_anketa.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?
  • не очень
  • нравится
  • не нравится
  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по-разному
  • иду с радостью
  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
  • не знаю
  • остался бы дома
  • пошел бы в школу
  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится
  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю
  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы
  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  • часто
  • редко
  • не рассказываю
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы
  1. У тебя в классе много друзей?
  • мало
  • много
  • нет друзей
  1. Тебе нравятся твои одноклассники?
  • нравятся
  • не очень
  • не нравятся

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

Первый уровень . 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень . 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень . 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень . 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень . Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Источник

Опросник шк.мотивации Лускановой

Для изучения характера мотивации учащихся использовалась Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Исследуя мотивацию учения, психологи и педагоги должны установить мотивы и цели учения, эмоции, которые ученик переживает в процессе учения, умение учиться. Мотив проявляется в ситуации выбора, поэтому лучше всего изучить мотивы учения через предпочтение учащимися одних учебных предметов другим, выбор более или менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий.

Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса. Очевидно, что эти два мотивов учения неравноценны. Они могут находиться на разных уровнях.

Для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни мотивов:

— широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

— учебно-познавательные мотивы — ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

— мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

— широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

— узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение);

— мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения.

Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова).

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Цель методики.Анкета позволяет изучить уровень школьной мотивации.

Психофизиология мотивации

. устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. В любой мотивации необходимо различать две составляющие: энергетическую и направляющую. Первая . активность нейронов различных уровней мозга — в регулярную. Доминирующая мотивация отражается в характерном распределении межстимульных интервалов у нейронов различных .

Возрастные ограничения.Опросник предназначен для работы с детьми 6-11 лет.

Процедура диагностики.Диагностика может проводиться как в индивидуальной , так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Необходимые материалы.Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

«Ребята, сейчас Вам будет предложена анкета, состоящая из 10 вопросов. На каждый вопрос есть три варианта ответов. Выберите пожалуйста один из предложенных ответов на каждый вопрос».

1. Тебе нравится в школе или не очень?

  • не очень
  • нравится
  • не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по-разному
  • иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

  • не знаю
  • остался бы дома
  • пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  • часто
  • редко
  • не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

  • мало
  • много
  • нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

  • нравятся
  • не очень
  • не нравятся

Обработка.Для возможности дифференцироваю детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:

Педагогические условия формирования мотивации учения у школьников

. по 2 главе Заключение Список использованных источников Приложение Введение Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной . такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т д. Объектом данной курсовой работы является формирование мотивации учения у школьников. Предметом можно обозначить .

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;
  • нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов.

1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и .п.

2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, в при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей .

. зависит от собственной сноровки, чем от случая». [1;с.46] Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять . что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется. Однако все чаще педагоги-практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович, К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно .

Психология ребёнка. От рождения до 11 лет. Методики итесты. Под. Ред. А.А. Реана. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

Примеры похожих учебных работ

Формирование мотивации к учению

. связанные с содержанием учения………………..22 2.7. Мотивы, связанные с процессом учения…………………..25 2.9.Формирование учебной мотивации 2.8. Мотивы, связанные с процессом учения Заключение………………………………………………………………..27 Список литературы………………………………………………………29 .

Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции в учебной деятельности студентов 1 курса

. Теоретические основы изучения мотивации достижения и саморегуляции в учебной деятельности. 1.1 Мотивация достижения и саморегуляция как предмет исследования. 1.1.1 Подходы к определению понятий: мотивация и мотив. Концепции и теории .

Организация работы по формированию учебной мотивации младшего школьника

. Берч, А. Маслоу и другие. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и .

Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 4

. ]. Конец младшего школьного возраста знаменуется особым кризисом. Данный кризис содержит в себе позиции, когда мотивация учебы исчерпана-это еще одна житейская потребность, а содержательный мотив учения еще не проявился. .

Учебные мотивы учащихся 2-го класса

. мотивации учебной деятельности (Практикум по психологии младших школьников. Выпуск 2. Деятельность. Учебно.-метод. пособие под ред. М. Г. Пирожковой, Е. Р. Гореловой); — Мотивы долга и ответственности в учении .

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей детей младшего .

. школьной мотивации учащихся начальных классов. (Лусканова Н. Г.) — Методика «Осознание целей учения». — «Модифицированная анкета для изучения мотивации учебной деятельности». (Пирожкова М. Г.) — Методика «Мотивы . книгу, заданную в школе на лето. .

Источник

Опросник шк.мотивации Лускановой

Для изучения характера мотивации учащихся использовалась Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Исследуя мотивацию учения, психологи и педагоги должны установить мотивы и цели учения, эмоции, которые ученик переживает в процессе учения, умение учиться. Мотив проявляется в ситуации выбора, поэтому лучше всего изучить мотивы учения через предпочтение учащимися одних учебных предметов другим, выбор более или менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий.

Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса. Очевидно, что эти два мотивов учения неравноценны. Они могут находиться на разных уровнях.

Для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни мотивов:

— широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

— учебно-познавательные мотивы — ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

— мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

— широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

— узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение);

— мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения.

Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова).

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Цель методики.Анкета позволяет изучить уровень школьной мотивации.

Психофизиология мотивации

. устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. В любой мотивации необходимо различать две составляющие: энергетическую и направляющую. Первая . активность нейронов различных уровней мозга — в регулярную. Доминирующая мотивация отражается в характерном распределении межстимульных интервалов у нейронов различных .

Возрастные ограничения.Опросник предназначен для работы с детьми 6-11 лет.

Процедура диагностики.Диагностика может проводиться как в индивидуальной , так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Необходимые материалы.Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

«Ребята, сейчас Вам будет предложена анкета, состоящая из 10 вопросов. На каждый вопрос есть три варианта ответов. Выберите пожалуйста один из предложенных ответов на каждый вопрос».

1. Тебе нравится в школе или не очень?

  • не очень
  • нравится
  • не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по-разному
  • иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

  • не знаю
  • остался бы дома
  • пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  • часто
  • редко
  • не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

  • мало
  • много
  • нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

  • нравятся
  • не очень
  • не нравятся

Обработка.Для возможности дифференцироваю детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:

Педагогические условия формирования мотивации учения у школьников

. по 2 главе Заключение Список использованных источников Приложение Введение Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной . такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т д. Объектом данной курсовой работы является формирование мотивации учения у школьников. Предметом можно обозначить .

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;
  • нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов.

1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и .п.

2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, в при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей .

. зависит от собственной сноровки, чем от случая». [1;с.46] Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять . что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется. Однако все чаще педагоги-практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович, К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно .

Психология ребёнка. От рождения до 11 лет. Методики итесты. Под. Ред. А.А. Реана. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

Примеры похожих учебных работ

Формирование мотивации к учению

. связанные с содержанием учения………………..22 2.7. Мотивы, связанные с процессом учения…………………..25 2.9.Формирование учебной мотивации 2.8. Мотивы, связанные с процессом учения Заключение………………………………………………………………..27 Список литературы………………………………………………………29 .

Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции в учебной деятельности студентов 1 курса

. Теоретические основы изучения мотивации достижения и саморегуляции в учебной деятельности. 1.1 Мотивация достижения и саморегуляция как предмет исследования. 1.1.1 Подходы к определению понятий: мотивация и мотив. Концепции и теории .

Организация работы по формированию учебной мотивации младшего школьника

. Берч, А. Маслоу и другие. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и .

Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 4

. ]. Конец младшего школьного возраста знаменуется особым кризисом. Данный кризис содержит в себе позиции, когда мотивация учебы исчерпана-это еще одна житейская потребность, а содержательный мотив учения еще не проявился. .

Учебные мотивы учащихся 2-го класса

. мотивации учебной деятельности (Практикум по психологии младших школьников. Выпуск 2. Деятельность. Учебно.-метод. пособие под ред. М. Г. Пирожковой, Е. Р. Гореловой); — Мотивы долга и ответственности в учении .

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей детей младшего .

. школьной мотивации учащихся начальных классов. (Лусканова Н. Г.) — Методика «Осознание целей учения». — «Модифицированная анкета для изучения мотивации учебной деятельности». (Пирожкова М. Г.) — Методика «Мотивы . книгу, заданную в школе на лето. .

Источник

Методика школьной мотивации (по Лускановой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика школьной мотивации (по Лускановой) поможет выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Просмотр содержимого документа
«Методика школьной мотивации (по Лускановой)»

Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.

Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы 1 .

Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.

Тебе нравится в школе или не очень?

-не очень ; — нравится; — не нравится;

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома; — бывает по-разному; — иду с радостью;

Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?

не знаю; — остался (осталась) бы дома; — пошёл (пошла) бы в школу;

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

— не нравится; — бывает по-разному; — нравится;

Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел (а) бы; — не хотел (а) бы; — не знаю;

Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю; — не хотел (а) бы; — хотел (а) бы;

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто; — редко; — не рассказываю;

Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю; — хотел (а) бы; — не хотел (а) бы;

У тебя в классе много друзей?

— мало; — много; — нет друзей;

Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся; — не очень; — не нравятся.

Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.

За первый ответ

За второй ответ

За третий ответ

Уровни школьной мотивации:

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:

Источник

Лусканова и уникальная методика изучения мотивации

Сегодняшний день характеризуется многочисленными анкетами, оценивающими стимуляцию познавания и эффективность доведения необходимой информации. Однако необходимо сказать, что учебный процесс, проходящий на начальных уровнях, намного менее отображён не только в научных работах, но и элементарных психологических методиках. На этом фоне великолепно «смотрится» универсальная методика, созданная Лускановой Н. Г., для выяснения уровня мотивации маленьких школьников и проведением педагогом эффективных методов, которые смогут увеличить эффект восприятия школьной программы.

Разработанная методика представляет собой небольшую анкету, где школьнику предложено рассмотреть десять вопросов. Такой опросник довольно эффективен, потому как, не включает большие объёмы (это утомляет пользователя) и позволяет проводить тестирование как в личностном порядке, так и для большой аудитории.

Стимуляция познаний и их разновидности

Направленность обучаемого на различные аспекты познавательного процесса и является мотивом учения. Многочисленные психологические исследования, проведённые учёными и авторитетными педагогами, показали, что мотив учения наиболее ярко и полно раскрывается ситуации выбора, когда ученик имеет возможность выбирать. Очень важно, чтобы мотивация ученика была на высоком уровне. Изучая эту проблему, различают несколько моментов, которые крайне важны в вопросах мотивации:

  1. Общие познавательные мотивы — стремление учащегося как можно больше получить общей информации.
  2. Учебно-познавательные мотивы — способность ученика эффективно осваивать учебную программу.
  3. Процессы самообразования — желание ученика искать такие источники информации, которые отсутствуют в учебной программе.

Кроме того, крайне важную роль играют узкие и широкие социальные мотивы, а также стремление ученика сотрудничать с педагогами. Изучение таких вопросов крайне важно, так как помогают не только понять морально-психологическое состояние ученика на данный момент, но и «вычислить» факторы, которые стимулируют деятельность маленьких представителей учебного заведения.

Система анализа познавательных процессов (Н. Г . Лусканова)

Скрининговая оценка уровня школьной мотивации может быть выведена самыми разными методами, но наиболее эффективным является опросник, состоящий из десяти коротких разделов. Отвечая на вопросник, учащийся младших классов чётко дать понять преподавателю, что является основным психологическим стимулятором ребёнка и какие моменты познания наиболее интересны. Разделы анкеты:

1. Тебе нравится место, где ты получаешь знания?

  • не очень;
  • нравится;
  • не нравится.

2. Просыпаясь с утра, тебя тянет в школу или не очень хочется туда идти?

  • чаще хочется остаться дома;
  • в зависимости от настроения;
  • иду с удовольствием.

3. Если учитель сказал, что завтра уроков не будет, ты пошёл бы в школу или остался дома?

  • не знаю;
  • остался бы дома;
  • всё равно пошёл бы.

4. Поднимает ли тебе настроение отмена каких-либо уроков?

  • не нравится;
  • бывает по-разному;
  • нравится.

5. Хотелось тебе, чтобы домашние задания были отменены?

  • хотел бы;
  • не хотел бы;
  • не знаю.

6. Ты хочешь, чтобы не было уроков, а сплошные перемены?

  • не знаю;
  • не хотел бы;
  • конечно.

7. Насколько часто ты делишься впечатлениями о школе с родителями?

  • часто;
  • редко;
  • утаиваю.

8. Хорошо было, если бы преподаватель был менее требовательным?

  • точно не знаю;
  • было бы отлично;
  • не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

  • мало;
  • достаточно;
  • нет друзей.

10. Тебе симпатизируют твои одноклассники?

  • очень хорошие;
  • не очень;
  • не нравятся.

Результаты и аналитика системного опросника

Такой опрос подразумевает три вида вариантов ответа опрашиваемого, где позитивное отношение рассматривается в три пункта, отсутствие решения в один, а негативное отношение в ноль пунктов. Интерпретация, имеющая максимальное значение в тридцать пунктов, оценивает стимуляцию участника учебного заведения по следующим показателям:

— максимальное значение (25–30 пунктов). Такие представители отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, стремятся искать альтернативные источники информации, позволяющие проводить эффективные процессы самообразования.

Ученики, получившие максимальные оценки, всегда готовы на тесное сотрудничество с преподавателем, относятся к учебному процессу серьёзно и крайне переживают в тех случаях, когда получают неудовлетворительную оценку;

— хорошая мотивация (20–24 балла). Ученик, набравший данное количество баллов, проявляет к учёбе, что называется, здоровый интерес. Надо сказать, что такое количество баллов набирает большинство учеников младших классов;

— положительное отношение к учёбе (15–19 баллов). Данные учащиеся положительно относятся к учебной программе, но зачастую их больше интересуют не учебная программа, а внеучебные моменты, которые происходят в учебном заведении.

Статистика гласит о том, что такие ученики очень общительны и какие моменты их больше привлекают в школе;

— негативная стимуляция учащегося (10–14 пунктов). Всегда существуют индивидуумы, для которых посещение места получения знания в тягость. Такие личности находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, крайне напряжённо идут на контакт с преподавателями и создают конфликтные ситуации внутри коллектива;

— крайне негативное отношение к учёбе (менее 10 пунктов).

Данная ситуация может сложиться в крайне редко, но имеет место. Такой ученик воспринимает школу, как среду недоброжелательную, становится похожим на «ёжика», который любые действия преподавателей или одноклассников воспринимает в «штыки». Зачастую такие учащиеся страдают нервно — психологической неустойчивостью.

Анкета, созданная Лускановой Н. Г., очень хорошо отображает не только сиюминутные настроения учеников младших классов, но и состояние нервной устойчивости, играющее колоссальную роль в развитии познавательных процессах, методов общения с одногодками и взрослыми. Мотивация основывается на внутреннем мировоззрении школьника, которая была заложена дома или в дошкольных учреждениях.

Методика детских рисунков

Надо отметить, что внутренний мир человека, особенно маленького, довольно просто определить по его рисункам, которые полностью отображают мотивацию и психологическое состояние личности.

Такая зависимость была замечена давно и разработано немало методик. К примеру, очень популярной в своё время была система Шуберта, выведенная ещё в 1922 году.

Уникальность анкеты, созданной Лускановой Н. Г., состоит в том, что изображения детей и их ответы на вопросник оцениваются по одной системе, преподнося специалисту полную информацию об уровне стимуляции ученика и его готовности выполнять те требования, которые предлагает учебное заведение.

Интерпретация изображений

Такое тестирование, как изображение, проводить просто, потому что все дети очень любят рисовать. Ученикам младших уровней предлагается нарисовать небольшую картину на тему (к примеру) «Как я отношусь к школе». Важно отметить, что проводить оценку рисунков — дело очень сложное и требует от преподавателя отличных знаний проективных техник. Как правило, рисунки подразделяются на два вида:

  1. Картины с учебными моментами, где отображаются преподаватели или одноклассники. Такие результаты говорят о позитивной учебной активности ребёнка.
  2. Изображения внеучебного характера говорят о хорошем отношении ученика к школе, но не к конкретно процессу получения знаний. Такие изображения предоставляют моменты перемен, «битвы» портфелями или другие активные игры.

Энергетическая позиция свидетельствует о том, что ученик восприимчиво относится к месту получения знаний, но преобладает двигательная ситуация. Как правило, на представленных изображениях можно увидеть качели или спортивные площадки на территории заведения. Важно понимать, что применять такую методику необходимо неоднократно. Такой подход даёт возможность наблюдать перемены в стимуляции учащегося и появлении новых эмоциональных воздействий на психологические процессы ребёнка.

Лускановой чётко определены психологические разновидности личностей, определяемые по рисункам и анкете. К примеру, психомоторная расторможенность свойственна тем личностям, чьи рисунки изображают футбол, драки и уроки физкультуры. Более «мягкие» натуры, склонные к сентиментальности, изображают элементы декора или умиротворённые картины. Начиная учебную деятельность, каждый школьник совершенно уникален, что важно понимать преподавателям.

Вполне понятно, что одинаково эффективно воспринимать учебную программу не будут, но задача педагога состоит в том, чтобы не только наказывать ученика за плохую успеваемость, но и понять истинные причины неуспеваемости. Такой подход, эффективно отображённый опросником Лускановой, помогает понять каждого индивидуума, «вычислить» уровень мотивации школьника, а главное, осознать важнейшие факторы, воздействующие на ещё неокрепшую психику маленького школьника.

Источник

Читайте также:  Volkswagen Golf 2020 новая генерация практичного городского хэтчбека