Опросник для родителей «Типы воспитания детей»
Опросник для родителей «Типы воспитания детей»
Инструкция к тесту
Перед вами ряд различных утверждений о некоторых типах воспитания детей. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ «+», если нет – «-».
1. В нашем доме главный – наш ребенок.
2. Не могу себе даже представить, чтобы мой ребенок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.
3. Вы поймите, я не успеваю переделать за день все свои дела, и, конечно, мне не до души ребенка.
4. Мой ребенок должен быть мне благодарен, что воспитывается не в детском доме, а в семье.
5. Как бы мой ребенок ни старался угодить мне, я в нем вижу только недостатки.
6. Если мой ребенок провинился, я сдеру с него три шкуры.
7. Я все время вдалбливаю своему ребенку, чтоб он делал все только на совесть.
8. Я прощаю все капризы своему ребенку, лишь бы он был у меня здоровым.
9. Чем часами уделять внимание своему ребенку, для меня гораздо проще что-нибудь ему купить.
10. Мой ребенок всегда знает, к кому надо обратиться в данной ситуации (маме или папе), чтобы получить желанный для него ответ.
11. Раньше я все позволял(ла) своему ребенку, а теперь не позволяю ничего.
12. Мой ребенок с самого рождения уже знает, что ему нет равных.
13. Мой ребенок никогда сам без меня не примет никаких решений.
14. Я даю ребенку все: еду, одежду, кров – так зачем же еще уделять ему внимание.
15. Если бы вы только знали, как мешает мне ребенок!
16. Мой ребенок в тысячу раз хуже, чем ребенок у соседей.
17. Мнение ребенка ничего не стоит, мнение родителей – закон.
18. Я считаю: прежде всего у ребенка должны быть обязанности, а потом – права.
19. Я оберегаю своего ребенка от всего на свете. Он прекрасно знает, как мне дорого его здоровье.
20. Мой ребенок привык получать подарки каждый день. Не пойму, чем он все время недоволен.
21. В нашем доме каждый взрослый пользуется только своим стилем воспитания ребенка.
22. Моя дочь (мой сын) никак не понимает, что раз у нее теперь есть младший брат (сестра), мы не можем уделять ей максимум внимания.
23. Я живу лишь ради своего ребенка.
24. Не понимаю, почему все упрекают меня, что мой ребенок живет по подсказкам. Пусть по подсказкам, но зато моим…
25. Мне приходится воспитывать ребенка в основном по телефону.
26. Я не собираюсь уделять внимание своему ребенку. Мне его никто не уделял.
27. Я противопоставляю своего ребенка другим детям для его же блага.
28. Лучший способ воспитания – ремень.
29. Наш ребенок знает, что он должен оправдать наши надежды.
30. Я всегда иду на поводу у своего ребенка, помня о его плохом здоровье.
31. Мой ребенок не нуждается ни в чем. У него есть даже «птичье молоко».
32. У нас с мужем (женой) расхождения во взглядах на вопросы воспитания детей.
33. Не пойму, какая здесь трагедия, если теперь старшему ребенку достается меньше нежности и ласки, чем когда-то раньше, когда он еще в семье был лишь один.
34. Смысл моей жизни – это мой ребенок.
35. Мой ребенок никогда не совершит поступок, угрожающий его здоровью.
36. У меня нет времени знакомиться с друзьями моего ребенка.
37. Если даже мой ребенок не ночует дома – это его дело.
38. Моя дочь (мой сын) в сто раз способнее, чем сын (дочь).
39. Только страх, страх наказания – узда для моего ребенка.
40. Мой ребенок наравне со всеми отвечает за порядок в доме.
41. Если мой ребенок начинает жаловаться на свое здоровье, я лишаюсь полностью покоя.
42. Мой ребенок знает, как я занят (а) на работе и моя зарплата мне необходима, чтоб он не нуждался, как другие дети.
43. Моему ребенку надо целый день лавировать между мной и мужем (женой), дедушкой и бабушкой, чтобы угодить нам всем.
44. После появления в семье новорожденного нам пришлось невольно поменять свой метод воспитания по отношению к старшему ребенку.
45. Мой ребенок привык жить в семье в атмосфере поклонения и восхищения.
46. Я продумал(ла) всю жизнь своего ребенка до малейших мелочей.
47. Мое дело приготовить что-то для ребенка. Съест ли он – это его забота.
48. Я не дам даже копейки на игрушки для ребенка. Надо же, чего он захотел.
49. Мне приходится все время поправлять своего сына (свою дочь). Что бы он (она) ни делал (а), он (она) все делает хуже других.
50. Дисциплина – это наказание и страх.
51. Мой ребенок знает, что ему необходимо заниматься музыкой и языком, чтобы чего-то достичь в жизни.
52. Когда мой ребенок заболеет, я готов (а) выполнить его любую прихоть.
53. Если у меня вдруг будет выбор: ехать мне в командировку или же побыть с ребенком, я, конечно, выберу командировку, потому что это важно для карьеры, а ребенку привезу подарок.
54. В нашем доме постоянные дискуссии о том, как надо правильно воспитывать ребенка.
55. Я теперь уже не балую ребенка, пусть довольствуется тем, что он имеет.
56. Все, что хочет мой ребенок, – для меня закон.
57. По возможности, где только можно, я оберегаю своего ребенка.
58. Мне родители почти не уделяли в детстве времени на мои заботы. Почему я должен (на) уделять?
59. Я совсем не для того позволил (а) себе иметь ребенка, чтобы думать каждый день во что его обуть, одеть, чем накормить. Пусть лучше думает об этом государство.
60. Я думаю, что лучший метод воспитания – противопоставление ребенка другим детям.
61. Лишь ремнем я отрезвляю своего ребенка.
62. В те часы, когда я на работе, старший сын (дочь) заботится о младших.
63. Мне все время кажется, что мой ребенок заболел.
64. Если бы я сидел (а) со своим ребенком дома, он бы не имел такие дорогие необычные игрушки, вызывающие зависть у других детей.
65. В выходные дни я занимаюсь перевоспитанием ребенка, потому что в дни, когда я на работе, бабушка и дедушка балуют его.
66. Моя дочь (мой сын) никак не может свыкнуться с той мыслью, что у нас в семье теперь кумир другой.
67. В нашем доме дышат все лишь в такт дыханию ребенка.
68. Если что-то я диктую своему ребенку, то из самых благих побуждений.
Я, конечно, за развитие ребенка, но мне жалко тратить время на него.
70. Еще не хватало, чтобы я заботился(лась) о своем ребенке.
71. Я даже не скрываю то, что у меня среди моих детей есть свой любимчик.
72. Я не «пряником» воспитываю своего ребенка, а «кнутом».
73. Я привык (ла) поручать ребенку все ответственные взрослые дела.
74. Я согласен (на), чтобы мой ребенок рос под колпаком, только бы он больше не болел.
75. Не пойму, что не хватает моему ребенку. Мы купили ему даже видеокамеру.
76. Из-за нашего ребенка у нас дома постоянные скандалы, потому что мы не сходимся с женой (мужем) во взглядах на проблемы воспитания детей.
77. Моя дочь (сын) никак не хочет примириться с тем, что после моего развода с ее (его) папой у меня совсем уже нет денег, чтобы выполнять все прихоти ее (его).
78. Мой ребенок знает, что он самый лучший.
79. Мой ребенок во всем полагается только на мой вкус.
80. Пусть воспитывают моего ребенка воспитатели.
81. Когда мой ребенок заболеет, я врача не вызываю – выздоровеет сам.
82. Моя дочка (сын), видно, ожидает сказочного принца (принцессу), хотя ей (ему) еще так далеко до сказочной принцессы (принца).
83. Я привык (ла), чтоб мой ребенок мне беспрекословно подчинялся.
84. Мой ребенок знает, что он должен быть отличником, иначе – я не потерплю.
85. Когда мой ребенок себя плохо чувствует, я дрожу над ним, как будто он новорожденный.
86. Думаю, что мой ребенок рад, когда себя я заменяю ему новой безделушкой.
87. То, что я сегодня разрешаю делать своему ребенку, завтра запрещает ему папа (мама).
88. Я сменил (а) свой стиль воспитания ребенка для его же пользы.
89. Если даже мой ребенок будет требовать луну, я ему ее достану.
90. Мой ребенок не имеет никаких забот, зная то, что обо всем я позабочусь сам (а).
91. Мой ребенок полностью свободен: хочет – ходит в школу (детский сад), хочет – нет.
92. Не скрываю, меня не волнует, где и с кем проводит время мой ребенок.
93. Моя дочь (сын) все время грезит наяву, как будто бы во сне. Лучше б она (он) занималась (лея) делом и хоть чем-то походил (а) бы на брата (сестру).
94. Я держу своих детей в «ежовых рукавицах».
95. Я все время доверяю своему ребенку полностью вести наше хозяйство.
96. Чтобы мой ребенок лишний раз не заразился от других детей, ему я запрещаю ходить в гости, театр, цирк, кино.
97. Мой ребенок мной всегда гордится. Я достиг (ла) всего, и он имеет все. Для чего ж ему необходимо еще и общение со мною.
98. Мой ребенок никогда не знает, что ему сегодня «можно», что «нельзя».
99. Раз мой муж (жена) нашел(а) себе другую, новую семью, я не могу по-старому баловать ребенка.
100. Мой ребенок знает, что он – идеал.
101. Даже если мой ребенок не родился вундеркиндом, я все сделаю, чтоб он им был.
102. Безусловно, мне важнее пойти в магазин, чем потратить время на прогулку с собственным ребенком.
103. Мой ребенок – лишняя обуза для меня.
104. Младший сын (дочь) меня все время раздражает. Хорошо, что у нас есть еще один ребенок.
105. Если кто-то вдруг пожалуется мне на моего ребенка, я с ребенком разберусь сам так, что он об этом еще долго будет помнить.
106. Моя дочь (мой сын) прекрасно знает, что она (он) должна(ен) ухаживать за дедушкой.
107. Я стараюсь не перегружать ребенка и оберегать его от переутомления и стрессов.
108. Если даже я немного уделяю времени своему ребенку, я стараюсь это компенсировать любыми ценными подарками.
109. Только мое настроение определяет, как сегодня буду я воспитывать ребенка.
110. Хорошо, что бабушка уехала в деревню, я теперь сам (а) взялся (лась) за нашего ребенка.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Считаем совпадения по знаку +
1. «Кумир семьи» – 1,12,23,34,45,56,67,78,89,100;
2. Гиперопека – 2,13,24,35,46,57,68,79,90,101
3. Гипоопека – 3,14,25,36,47,58,69,80,91,102;
4. Безнадзорность – 4,15,26,37,48,59,70,81,92,103;
5. «Золушка» – 5,16,27,38,49,60,71,82,93,104;
6. «Ежовые рукавицы» – 6,17,28,39,50,61,72,83,94,105;
7. Повышенная моральная ответственность – 7,18,29,40,51,62,73,84,95,106;
8. «Культ болезни» – 8,19,30,41,52,63,74,85,96,107;
9. «Кронпринц» – 9,20,31,42,53,64,75,86,97,108;
10. Противоречивое воспитание – 10,21,32,43,54,65,76,87,98,109;
11. Смена образцов воспитания – 11,22,33,44,55,66,77,88,99,110.
Если максимальное количество баллов набрали несколько типов воспитания (за исключением специально выделенных синергетических типов воспитания), то это чаще всего говорит о противоречивых воспитательных воздействиях (разновидности противоречивого воспитания).
Синергетические типы воспитания – это типы воспитания, которые обычно сочетаются друг с другом и дают в конечном результате потенцированный (суммирующий), усиливающий эффект.
Синергизм в переводе с греческого означает – содействие, соучастие, сотрудничество.
Примеры этих типов: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» или Кумир + Гиперопека + «Культ болезни» и т. д.
Расхождения во взглядах на вопросы воспитания ребенка между мужем и женой констатируются ярче всего при сравнении ответов мамы с папой.
Шапарь психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д., 2006. С.77-85.
Многообразие этих характеристик проявляется в типах воспитания детей, которые в психолого-педагогической науке имеют названия, в некоторой степени образно отражающие и особенности отношений родителей к детям, и тип семейного воспитания, и преобладающий стиль родительского поведения.
Гиперопека — тип воспитания, который характеризуется чрезмерной опекой родителями своих детей, проявляется в желании взрослых по возможности «облегчить» жизнь детей, осуществляя вместо них множество действий по самообслуживанию, игровой и продуктивной деятельности, учения. Это приводит к множеству деформаций развития: выученной беспомощности, отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыков деятельности и другим. Образно можно описать этот тип фразой: «Настелить бы соломки ребенку на всю жизнь».
«Кумир семьи», «Кронпринц» — крайнее проявление тенденций гиперопеки, когда ребенок является в семье главным лицом, желания которого есть закон и обязательны для исполнения. Взрослые члены семьи, стараясь угодить всеобщему любимцу, часто соревнуются в реализации его пожеланий. Часто такой тип воспитания встречается в семьях, где ребенок поздний и единственный, кроме того, один среди нескольких взрослых (родителей, бабушек, дедушек, тетей и дядей). Психологические характеристики такого ребенка: любовь к себе и любование собой, эгоизм, неумение сопереживать и сочувствовать, нежелание следовать общественным нормам поведения.
«Культ болезни» характеризуется тем, что все внимание родителей и других родственников сосредоточено на здоровье ребенка, вернее, на его болезнях, к сожалению, как реальных, так и мнимых. Если ребенок какое-то время не болеет, родители начинают «видеть» в этом зарождение в организме малыша еще более сложного заболевания, которое пока не поддается диагностике, и усиливают свою активность по поиску лучших врачей, лекарств, нетрадиционных средств и способов лечения, вариантов возможного оздоровления ребенка. Причем простейшие способы оздоровления (закаливание, рациональное питание, двигательный режим, оптимальный для каждой погоды подбор одежды), воспринимаются родителями отрицательно. В таких семьях и царит так называемый «культ болезни», когда главное желание родителей — «беречь» ребенка всеми силами, чтобы он не болел.
Гипоопека — противоположный всем предыдущим тип воспитания, в котором проявляются родительские установки на максимальную самостоятельность ребенка без учета индивидуальных возможностей и характера ситуаций. Безусловно, такой подход дает возможность ребенку развивать собственную самостоятельную позицию (мнения, убеждения). Однако в жизни каждому ребенку необходимы эмоциональная поддержка, совет, иногда жесткие и четкие указания. При гипоопеке дети лишены такой поддержки, так как родители следуют принципу: «Жизнь сама всему научит».
Безнадзорность — крайнее выражение гипоопеки, когда родители вообще не уделяют внимания ребенку и он сам добывает опыт жизнедеятельности во взаимодействии со средой и социальным миром. Как правило, такой тип воспитания характерен для неблагополучных семей, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, проявляют антисоциальное поведение. Психологический портрет детей, вырастающих в таких условиях, в основном выражен следующими общими чертами: повышенной тревожностью, агрессивностью, часто озлобленностью, неподчинением общественным правилам и нормам.
Повышенная моральная ответственность предполагает наличие у родителей жестких моральных установок, а также представлений о том, каким должен быть их ребенок. Причем, в представлениях взрослых есть только «черное» и «белое», правильное, хорошее (то есть социально одобряемое) и обратное –– неправильное, нехорошее. Соответственно, в процессе воспитания детей они реализуют эти требования без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Такие родители развивают у ребенка постоянное чувство вины, комплекс неполноценности. Эти состояния обусловлены тем, что дошкольник не может ежеминутно быть образцом поведения, а именно это и вызывает критику и неодобрение со стороны родителей.
«Ежовые рукавицы» — образное изречение, которое отражает крайнюю выраженность вышеописанной позиции родителей, требующих жесткого и беспрекословного подчинения детей своим требованиям. Часто это сопряжено с отсутствием эмоциональной поддержки, частым применением угроз, физического наказания. Соответственно, у детей, воспитывающихся в таких семьях, развивается либо протест против воздействия взрослых (неподчинение, агрессия, конфликты с родителями), либо полное подчинение, безволие.
«Золушка» — это образное название типа воспитания, который основан на том, что взрослые видят в ребенке в основном одни недостатки. Они постоянно противопоставляют ребенка другим детям, сравнивая его достижения с успехами сверстников. При этом родители убеждены в том, что такая их позиция идет только во благо ребенку, заставляет смотреть на жизнь реально. Эффект у такого типа воспитания обратный: развитие у детей комплекса неполноценности, чувства зависти и агрессии к сверстникам, неприятие родителей. Ребенок действительно чувствует себя ненужной и нелюбимой родителями Золушкой.
Противоречивое воспитание реализуется тогда, когда родительские установки неоднозначны, конформны; сами родители как личности противоречивы или подвержены влияниям ситуаций; матери и отцы, а также представители разных поколений (родители и прародители) имеют различные взгляды и подходы к воспитанию детей. В таком случае взрослые проявляют разные, порой противоположные, тенденции во взаимодействии с ребенком в процессе воспитания. Это зависит от случайных факторов. Такой тип воспитания приводит к многочисленным психологическим проблемам в развитии детей.
Смена образцов воспитания наблюдается в ситуациях, когда по разным причинам (появление в семье еще одного ребенка, развод родителей, ухудшение материального, жилищного или социального положения семьи) родители резко меняют стиль общения с ребенком, уровень требований к нему, соотношение самостоятельности и контроля за поведением ребенка. Эта ситуация, как правило, является травмирующей для ребенка, поэтому вызывает волну протеста, изменение поведения в худшую сторону, неприятие родителей.
Существуют также так называемые «синергетические» типы воспитания, которые представляют сочетание некоторых вышеописанных типов друг с другом и дают в конечном результате суммирующий, усиливающий эффект. Примеры этих типов могут быть такими: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» (жесточайший контроль за жизнью ребенка при полном отсутствии поддержки и внимания к проблемам этой жизни со стороны родителей) или «Кумир семьи» + Гиперопека + «Культ болезни» (все силы родителей направлены на доказательство любви и борьбу с реальными и, особенно, мнимыми заболеваниями ребенка).
Источник
Тест для родителей «Воспитание ребёнка в семье»
Капранова Екатерина Витальевна
Тест для родителей «Воспитание ребёнка в семье»
Инструкция: выберите из четырех вариантов самый предпочтительный.
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?
A. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
B. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
A. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
B. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
A. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)
B. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.) Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер.)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
A. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
B. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
A. Если просит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
B. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц, чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
A. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
B. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?
A. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.
B. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? A. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. B. Расстроюсь. Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю.
Стиль поведения Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Автори-тетный Б В В Г В Г А Б Г Б
Автори-тарный А А Г В Б Б Б А А А
Либе-ральный В Б Б Б А А Г В В В
Индиф-ферент-ный Г Г А А Г В В Г Б Г
Интерпретация результатов теста:
Пользуясь таблицей, отметьте выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.
Постарайтесь понять, каким же мы всё-таки хотим видеть своего ребёнка, а также и самого себя как родителя.
Готов ли ребенок к школе? Тест для родителей • Хочет ли Ваш ребенок идти в школу? • Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?.
Консультация для родителей. Воспитание детей в многодетной семье Создание комфортного самочувствия всех детей в многодетном семейном коллективе — серьезная педагогическая и творческая задача для родителей.
Консультация для родителей «Воспитание ребёнка, когда он не слушается?» Можно ли всегда найти подход к своим детям? Помочь им? Когда малыш не слушается, не реагирует на ваши замечания, то в этом случаи тяжело.
Консультация для родителей «Воспитание здорового образа жизни в семье» «Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.
Презентация-консультация для родителей «Воспитание здорового ребенка в семье» Сегодня проблема вырастить ребенка здоровым становится все острее. С чем это связано? Причин много: ухудшение экологии, замена натуральных.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Наша планета Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут,.
Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребёнка в семье ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА РЕБЁНКА В СЕМЬЕ. 1. Принимать ребенка, таким как он, есть, и любить его. 2. Обнимать.
Воспитание эмоциональной сферы ребёнка в семье «Воспитание эмоциональной сферы ребёнка в семье через развитие его музыкальности». «Добрая сказка — родительский дом… Синие звёзды горят.
Источник
Типы семейного воспитания тест для родителей
Уважаемые родители! С помощью этого теста попробуйте оценить свойственный вам стиль семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый предпочтительный для вас.
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете (будете подавать) ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
Обработка результатов
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.
Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Интерпретация результатов теста
• Авторитетный стиль (демократический, сотрудничество). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
• Авторитарный стиль (автократический, диктат, доминирование). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители своим стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
• Либеральный стиль (попустительский, снисходительный). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
• Индифферентный стиль (безразличный).Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Источник: Успешное замещающее родительство: книга для приемных родителей /Авторы-составители: Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова. – Уфа, 2015. – 200 с.)
Источник
Типы семейного воспитания тест для родителей
В какой роли вас видит ваш ребёнок?
Существует несколько основных стилей воспитания: авторитарный, демократичный (авторитетный), попустительский (либеральный). Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.
Мы предлагаем вам, ответив на вопросы теста, узнать, какой используют в вашей семье. В каждом вопросе надо выбрать один вариант ответа:
1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?
A. Обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит.
Б. Должен рассказывать только то, чем сам захочет поделиться.
B. Ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.
2.Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спроса чужую игрушку?
A. Отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться.
Б. Поговорите с ребенком «по душам» и предоставите ему право самому принять правильное решение.
B. Предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах.
3.Какой будет ваша реакция, если ребенок хорошо и быстро выполнит ваше поручение?
A. Примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
Б. Похвалите и расскажете родным и знакомым о том, какой он у вас молодец.
B. Порадуетесь.
4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?
A. Строго накажете.
Б. Постараетесь довести до его понимания, что в вашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
B. Не станете придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочитаете сделать?
А. Включитесь в игру: поможете, подскажете, сделаете замечание.
Б. Понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются.
В. Займетесь своими делами.
6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримете?
A. Разозлитесь и отругаете ребёнка
Б. Расскажете ему о своих планах, попросите одеваться быстрее.
B. Попытаетесь сами быстренько его одеть.
7. Какова ваша стратегия воспитания?
A. Ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его.
Б. В процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком.
B. Решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача родителей – следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору вместо того, чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?
A. Без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать.
Б. Объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати.
B. Позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.
9. Ребенок не хочет выполнять просьбу или поручение. Что вы предпримете?
A. Заставите его выполнить ваше поручение,
Б. Постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме.
B. Ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.
10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
A. Постараетесь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Попробуете разобраться, что его побудило солгать.
B. Расстроитесь.
Обработка результата:
Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для вас стиль воспитания.
А – авторитарный
Б – демократичный
В – либеральный
Авторитарный стиль
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считаются с мнением ребенка.
Часто применяют угрозы, ставят условия, то есть заботятся, прежде всего, о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Авторитарные родители считают себя вправе применять физические наказания, кричать на детей, при авторитарном стиле родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, четкого выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения.
Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их связь с родителями нарушается, происходит отчуждение. Они чувствуют себя незначительными и нежеланными. Этот стиль порождает у одних детей подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость, у других – враждебность, агрессивность и раздражительность. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.
Демократичный, авторитетный стиль
При демократичном стиле воспитания родители всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение, а также, если дело касается его личного выбора – друзей, профессии, занятий, хобби. Такие родители дают ребенку уверенность в себе, поддержку и заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо. Сторонники демократичного, авторитетного стиля семейного воспитания поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, возрастные возможности, доверяют им.
Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому между ними складываются теплые, дружеские отношения. Демократичный стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности ответственности.
Попустительский, либеральный стиль
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны самоустраняться с воспитания ребенка, они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели.
При либеральном, попустительском стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Практикуется вседозволенность, ему предоставляют полную свободу и не требуют ответственности за то, что он делает, говорит.
Родители играют роль добрых взрослых. В семье наблюдаются отчужденные слабые эмоциональные связи, безразличие к делам и чувствам другого. Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, уверенными в себе, импульсивными. Такие дети пытаются быть либо неформальными лидерами, либо вовлекаются в асоциальное, зависимое поведение, К сожалению, это приводит к большим трагедиям, но уже в более взрослом возрасте.
Если у Вас возникают проблемы с воспитанием ваших детей, и Вы не знаете, как поступить, всегда можно обратиться за психологической помощью по Телефону здоровья, а также записаться на прием по телефону: 26-43-52. С понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00 часов.
Источник
Узнайте, какой у вас стиль воспитания: тест для родителей
Выделяют четыре стиля воспитания: авторитетный, авторитарный, попустительский и либеральный. Пройдите тест и узнайте, какой стиль вы используете в воспитании своего ребёнка.
Тест «Ваш стиль воспитания»
Начать
Ниже — подробные описания каждого результата и рекомендации родителям.
А этот график поможет вам лучше понять, в каком случае и чего ребёнку может не хватать.
Самый здоровый и гармоничный стиль воспитания — авторитетный. При нём одинаково много любви и ожиданий со стороны родителя. Если оказалось, что у вас другой, можно немного изменить подход. При авторитарном стиле — добавить больше любви; при либеральном — чуть больше ожиданий и разумного контроля; при попустительском — и любви, и ожиданий
Попустительский стиль
Родители, для которых характерен этот стиль воспитания, мало ожидают от ребёнка, и любви проявляют тоже недостаточно. Отношения с ним нейтральные или холодные. «Сам как-нибудь вырастет, мы же смогли», — на этом убеждении всё строится.
Плюсы. Ребёнок не по годам самостоятельный, может позаботиться о себе и, если захочет, о других.
Минусы:
- Ребёнку не хватает любви и тепла. Не знает, как это, быть любимым, и не умеет проявлять свои чувства.
- Ему сложно доверять людям и окружающей среде, он ни в чём и ни в ком не уверен. Отсюда постоянный стресс.
- Может вырасти закрытым и сам от этой закрытости страдать. Не уметь выстраивать доверительные, прочные отношения с людьми.
- Не знает своего места в жизни, потому что в детстве его развитием, поиском точек интереса и сильных сторон никто не занимался.
- Имеет проблемы с самооценкой, даже если со стороны кажется уверенным.
Рекомендации. Ребёнку важно чувствовать внимание, поддержку и любовь родителя — это фундамент, который мотивирует идти вперёд и преодолевать сложности, бороться за своё счастье и верить в себя.
Не менее важно формировать ожидания. Развивать у ребёнка самостоятельность, отмечать успехи и показывать, что он может научиться чему угодно. Содействие родителей в реализации потенциала — то, что помогает человеку найти своё место в жизни и добиваться результатов в выбранной деятельности.
Начните уделять ребёнку больше внимания, чаще общайтесь с ним и совместно ухаживайте за домом, предложите развивающие занятия по возрасту. Хвалите его, не стесняйтесь обнимать. Дайте почувствовать, что он важен для вас.
Либеральный стиль
Для либерального стиля характерны заниженные ожидания, при этом родитель проявляет много любви и выстраивает тёплые отношения с ребёнком. Делает всё, что он попросит, и ничего не запрещает. Требований к ребёнку мало, он растёт в атмосфере вседозволенности.
Плюсы. У ребёнка нет недостатка любви и внимания дома. Ему хорошо и спокойно с родителями.
Минусы:
- Со временем возникают проблемы в общении со сверстниками. Ребёнок не умеет слушать других и уважать их желания. Одновременно не знает, как обозначать и защищать свои границы, потому что никто не подал ему пример.
- Ребёнок привыкает, что его хвалят за каждую мелочь и удивляется, когда чужие люди, например, учителя, от него требуют серьёзного отношения к деятельности. В итоге часто бросает её и копит в себе обиды.
- Ребёнку сложно решать проблемы самостоятельно, потому что привык, что за него всё делают родители. Он не может проявлять инициативу, занимать позицию лидера.
- Всю жизнь ищет опору в других.
- Вырастает инфантильным, не хочет взрослеть.
- Не умеет контролировать себя.
- Чувствует себя бесполезным в социуме.
- Имеет уязвимую самооценку.
Рекомендации. Важно понимать, что любовь — не значит вседозволенность. Если родитель не научит ребёнка самостоятельно решать проблемы, относиться к себе и своей деятельности серьёзно, контролировать себя и брать ответственность, во взрослой жизни его ждут большие разочарования. А ещё бесконечные походы к психотерапевтам.
В воспитании сместите акцент в сторону развития самостоятельности у ребёнка. Подключайте его к выполнению домашних дел, не стесняйтесь просить его о помощи. Доверьте ребёнку зону ответственности — например, кормить домашних животных. Пусть он почувствует себя не только любимым, но и нужным, полезным членом семьи. Относитесь к своему ребёнку как к личности, а не беспомощному созданию.
Авторитарный стиль
Этот стиль воспитания характерен для родителей с высокими ожиданиями, но не умеющими проявлять безусловную любовь. Отношения с ребёнком холодные. Дни расписаны заранее, профессия выбрана, сценарий жизни спланирован, а отклонения от него наказываются.
Плюсы. Ребёнок хорошо осваивает определённый вид деятельности, в будущем она часто становится профессией.
Минусы:
- Нет самостоятельности и решительности, ребёнок постоянно ждёт чьих-то инструкций.
- Не чувствует себя нужным и любимым, отсюда проблемы с проявлением чувств и самооценкой.
- Ребёнку не хватает свободы — он не влияет на решения в своей жизни и ощущает себя не на своём месте.
- Не может обозначать личные границы.
- Постоянно пытается всем угодить.
- Не бывает доволен собой, ждёт оценок извне.
- Часто такие дети поддаются влиянию «плохих компаний».
- Во взрослой жизни грозят регулярные походы к психотерапевтам.
- Проживает не ту жизнь, которую хочет, занимается нелюбимым делом. Более того, ребёнок не знает, чего хочет, потому что за него давно сделали выбор.
Рекомендации. Ребёнку необходимы родительское тепло и любовь. Без них он не может гармонично развиваться и чувствовать себя счастливым. С проявлений любви и стоит начать: общайтесь с ребёнком, поддерживайте, занимайтесь с ним делами по дому совместно. Деликатно направляйте, а не принимайте решения за него.
Дайте больше свободы: выбрать занятие по душе из нескольких предложенных, одежду, которая нравится и т. д. А каждый раз, когда хотите заставить ребёнка что-то сделать против его воли, спросите себя: «Что мной движет? Почему я так поступаю? Зачем заставляю своего ребёнка делать то, что он не хочет?»
Меньше фокусируйтесь на достижениях. Ощущать себя счастливым человеку не менее важно, чем добиваться успеха в деятельности. Только путь, выбранный для себя самостоятельно и осознанно, может принести удовлетворение и радость.
Авторитетный стиль
Самый гармоничный и здоровый стиль воспитания. Для него характерно много понятных ожиданий и так же много проявлений любви со стороны взрослого. Отношения с ребёнком тёплые.
Правила устанавливает родитель, но ребёнок знает, что его мнение тоже важно, и не боится его высказывать. Он может участвовать в принятии решений сообразно возрасту, ответственности, которую может на себя брать на данном этапе. Чувствует себя полезным, полноценным членом семьи.
Плюсы:
- Ребёнок ощущает поддержку и любовь в семье, ему всегда хорошо дома.
- Растёт самостоятельным и уверенным в себе человеком.
- Умеет обозначать личные границы.
- Уважает желания окружающих.
- Инициативен, легко занимает позицию лидера и заботится о других.
- Умеет адаптироваться к постоянно меняющейся среде.
- Имеет здоровую, прочную самооценку.
- Не боится сложностей, потому что привык думать и находить решения.
- Знает своё место в жизни.
Минусы. Такой стиль воспитания предполагает готовность работать над собой и высокую степень осознанности со стороны родителей.
Рекомендации. Чтобы ребёнок и дальше гармонично развивался, а в семье царил мир, не забывайте находить время на себя и любимые занятия. Ребёнку важно видеть родителей счастливыми, а не измученными.
Марина Белых — Монтессори-педагог AMI, нейропсихолог и эксперт онлайн-курса «Развитие и воспитание с 3 до 6 лет»
Редактор: Камила Кленовиц
Демо-доступ к курсу «Развитие ребёнка с 1 до 3 лет»
В трёх бесплатных уроках наши эксперты поделятся быстрыми и эффективными практиками, которые помогут решить проблемные ситуации и быстро восстановить родительский ресурс
Источник