Средства контроля уровня развития физических качеств студентов тесты нормативы
Физическое состояние студентов следует понимать как совокупность результатов, характеризующих физическое развитие, функциональные возможности, уровень развития основных двигательных способностей и состояния здоровья. Объективная оценка физического состояния и установление его динамики во времени и количестве являются непременными условиями эффективного управления учебно-тренировочным процессом. Построение процесса физического воспитания в вузе ведется в соответствии с Учебной программой [1].
Примерная учебная программа дисциплины «Прикладная физическая культура» для вузов отражает требования государственного образовательного стандарта, а также может быть расширена с учетом регионально-территориальных, социокультурных и климатических факторов, материально-технических условий. Учебная дисциплина «Прикладная физическая культура» предусматривает контроль физической подготовленности студентов, которую кафедры физической культуры оценивают по балльно-рейтинговой системе. На протяжении более 25 лет мы можем наблюдать, что существенных изменений в подходе к оценке физической подготовленности студентов не происходит.
Так, базисная учебная программа дисциплины «Физическая культура» для вузов 1990 г. содержала более 10 контрольных тестов для оценки физической подготовленности студентов и включала практически все виды испытаний современного комплекса ГТО с оценкой в очках [2].
Примерная программа 2010 г. включила оценку в баллах трех обязательных тестов физической подготовленности, соответствующих предыдущей программе, но с учетом массы тела испытуемого в беге на 3000 м и подтягиваниях на перекладине у мужчин и в беге на 2000 м у женщин [1].
Многочисленные исследования показывают, что показатели физической подготовленности и уровень здоровья населения нашей страны, в том числе студенческой молодежи, неуклонно снижаются. Это определило необходимость издания Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина (2014 г.) и дальнейшую разработку нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) для различных возрастных групп населения России, предусматривающего выполнение установленных государством нормативов.
Нововведение вызвало интерес и желание попробовать свои силы по выполнению нормативов комплекса ГТО у студентов. В то же время это вызвало интерес у преподавателей вузов: выяснить, как справляются студенты с нормативами комплекса ГТО [3–6]. А также возник вопрос: как оценить уровень физической подготовленности студентов в балльной системе в соответствии с нормативами ВФСК ГТО. В настоящее время интеграции комплекса ГТО и программы обучения в вузе на уровне контроля результатов не наблюдается. Но кто же, как не кафедры физической культуры, должны готовить молодых людей к выполнению нормативов ВФСК ГТО?
Цель работы – разработать шкалу оценивания показателей физической подготовленности с учетом нормативных требований комплекса ГТО VI ступени для промежуточной аттестации студентов.
Материалы и методы исследования
В основе получения информации о состоянии и эффективности деятельности занимающихся в процессе многолетних учебных занятий по физической культуре лежит педагогический контроль с использованием адекватного тестирования. Тест – это контрольное упражнение, результат которого можно рассматривать как качественный и количественный показатель физической подготовленности. Педагогические тесты дают возможность объективно и комплексно определять отдельные стороны физической подготовленности студентов, оценить эффективность используемых средств и методов, выделить основные и вспомогательные упражнения для контроля над уровнем развития физических качеств. В соответствии с методикой обучения преподавателю необходимо планировать и регулировать физическую нагрузку в строгом соответствии с возможностями организма занимающихся, способствовать развитию у них высокого уровня адаптации к мышечным напряжениям, т.е. соблюдать принципы физического воспитания – доступности и индивидуализации. Разрабатываемые тесты и нормативы позволяют в большей степени учесть различия в физическом состоянии студентов, методически целесообразно подойти к проведению учебного процесса, определить уровень развития физических качеств каждого студента.
Для оценки физического состояния студентов мы опирались на следующие методические приемы, направленные на создание системы непрерывного контроля:
1) определение оптимального объема показателей;
2) выбор тестов, достаточно полно отражающих искомые показатели и в то же время удобных для массовых измерений.
Физическая подготовленность студентов оценивается относительной шкалой оценок, разработанных на базе модельных статистических показателей подготовленности с учетом региональных, возрастных и половых особенностей.
В основу разработки нашей шкалы оценивания показателей тестирования положена система нормативно-тестирующей части ВФСК ГТО, предусматриваюшая установки, заложенные в концепции о трудности выполнения нормативов: 70 % испытуемым должны быть посильны нормативы бронзового знака отличия, 60 % – серебряного и 20 % – золотого [7].
Вместе с тем мы опирались на систему разработки шкалы оценок физической подготовленности, реализованной в учебной программе по дисциплине «Прикладная физическая культура» для студентов вузов, согласно которой оценке 5 баллов соответствует 20 % лучших результатов (граница – 20-й перцентиль), оценкам 4, 3, 2 и 1 балл – границы 40-го, 60-го, 80-го, 90-го перцентиля соответственно [8].
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (ТИ (ф) СВФУ) расположен в Южной Якутии. Этот северный регион характеризуется неблагоприятными погодными условиями в период сдачи сессий студентами. В связи с чем кафедра физического воспитания ТИ (ф) СВФУ внесла для проведения текущей аттестации дополнительные тесты физической подготовленности: челночный бег 5х10 м и челночный бег в течение 40 с по длине волейбольной площадки, как альтернативные тесты на быстроту и выносливость, и разработала методику их проведения в условиях спортивного зала [9].
Объем выборки студентов для определения количественных показателей при расчете нормативных значений, соответствующих пяти выделяемым уровням физической подготовленности, составил: 201 чел. возрастной группы 18–24 года, 31 чел. возрастной группы 25–29 лет мужского контингента; 151 чел. и 22 чел. соответствующих возрастных групп женского контингента.
Результаты исследования и их обсуждение
На основании изученных материалов и методик для оценки физической подготовленности студентов ТИ (ф) СВФУ мы разработали шкалу оценивания показателей тестирования основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости. Из комплекса ГТО были взяты упражнения VI ступени возрастной группы 18–29 лет, с делением на подгруппы: 18–24 лет и 25–29 лет. Для мужчин это обязательные испытания – 4 теста: 1) бег 100 м, 2) бег 3 км, 3) подтягивание из виса на высокой перекладине, 4) наклон вперед с прямыми ногами из положения стоя на гимнастической скамье; испытания по выбору – 1) прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Для женщин обязательные испытания – также 4 теста комплекса ГТО: 1) бег 100 м, 2) бег 2 км, 3) подтягивание из виса на низкой перекладине, 4) наклон вперед с прямыми ногами из положения стоя на гимнастической скамье и два испытания по выбору – 1) прыжок в длину с места толчком двумя ногами, 2) поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой (количество раз за 1 мин.). Из испытаний по выбору женщинам предлагается выполнить один тест, с которым лучше справляются. Таким образом, для оценки текущей аттестации определили по 5 тестов для мужчин и женщин.
В связи с неблагоприятными погодными условиями в период летней сессии, а также в период зимней сессии в качестве альтернативных тестов для мужчин и женщин нами введены: тест на быстроту – челночный бег 5х10 м и тест на скоростную выносливость – челночный бег 40 с на волейбольной площадке 18 м.
Тесты измеряются в разных единицах, результаты тестирования представляются в виде баллов по шкале от 1 до 5. С практической точки зрения такая шкала отражает уровень физической подготовленности: 1 балл – низкий, 2 балла – ниже среднего, 3 балла – средний, 4 балла – выше среднего, 5 баллов – высокий и дает возможность понимания и оценивания занимающимися своих результатов.
В разрабатываемой шкале оценки показателей физической подготовленности студентов мы определили нормы испытаний на оценки 5, 4 и 3 баллов в соответствии с золотым, серебряным и бронзовым знаками отличия ВФСК ГТО. И включили альтернативные тесты на быстроту и скоростную выносливость, рассчитав их количественные показатели для баллов 5–3 в соответствии с методикой расчетов в комплексе ГТО. Также сделали количественные расчеты для нормативов на 2 и 1 балл в отобранных испытаниях комплекса ГТО и тестах на быстроту и скоростную выносливость по методике для учебных программ вузов.
Шкалы оценивания показателей физической подготовленности студентов и студенток представлены в табл. 1 и 2.
Разработанная нами шкала оценки показателей физической подготовленности студентов утверждена научно-техническим советом ТИ (ф) СВФУ и введена в рабочие программы преподавателей с 1 сентября 2016 г. Данные контрольные тесты и нормативы физической подготовленности являются обязательными для промежуточной и итоговой аттестации студентов основной группы. В учебных группах тестирование проводится в форме соревнований, борьбы за результат.
Шкала оценивания показателей физической подготовленности мужского контингента студентов
Источник
Методика тестирования и оценки показателей развития физических качеств и двигательных способностей
Бег 30 м с высокого старта;
Непрерывный бег в течение 5 мин.;
Челночный бег 3 х 10 м;
10-секундный бег на месте с максимальной частотой движений;
Прыжок в длину с места;
Прыжок вверх с места;
Прыжки с «прибавками»;
Подтягивания из виса на руках;
Бросок набивного мяча;
Выкрут с палкой;
Дня велосипедного спорта предлагаются 5 видов тестирования, наиболее раскрывающих уровень показателей развития физических качеств и двигательных способностей.
Организация и проведение тестирования
При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкций и создания единых условий для выполнения упражнений всем учащимся СДЮСШОР. Тестирование проводят в соответствии с внутренним календарём СДЮСШОР 2 раза в год (октябрь, май ежегодно). Результаты тестирования заносят в личную карту спортсмена. При переходе в другую спортивную школу она служит основанием для включение спортсмена в списки тренировочных групп.
Ниже дана краткая инструкция по проведению тестирования юных спортсменов по указанной программе.
Бег 30 метров с высокого старта. Проводится на дорожке стадиона в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. После 10-15 минутной разминки дается старт.
Прыжок в длину с места, см — выполняется толчком двух ног от линии и края доски на покрытие, исключающее жёсткое приземление. Измерение дальности прыжка производится стальной рулеткой.
Подтягивание из виса на перекладине, количество раз. Выполняют из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч, Темп выполнения —
произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Не засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища.
Бросок набивного мяча весом 2 кг вперёд из-за головы, см . Выполняют из положения, сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках за головой. Перед броском спортсмен занимает у линии старта положение, при котором тазовый угол, образуемый при разведении ног, не выходит за стартовую линию. Дальность броска измеряется рулеткой.
Наклон вперёд, см . Выполняется из положения, стоя на гимнастической скамье, ноги вместе, выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укреплённых вертикально скамье линеек, т.о., чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Одна линейка обращена вверх, другая -вниз. Если кончики пальцев испытуемого ниже верхнего края скамейки, результат записывают со знаком +, если выше — со знаком -. Не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения.
Оценка результатов тестирования.
В таблицах приведены шкалы единых нормативных требований для оценки уровня развития физических качеств и двигательных способностей. По ряду упражнений (Наклон вниз), характеризующих главным образом подвижность суставов или некоторые важные для спорта психофизиологические механизмы, нормативные требования одинаковы для всех возрастных групп. По этим показателям с возрастом могут наблюдаться негативные сдвиги.
Суммарная оценка результатов тестирования показателей физических качеств и двигательных способностей в группах велосипедистов должна составлять 15 баллов за выполнение 5 тестов.
Источник
Тесты для оценки физических качеств.
материал по физкультуре на тему
Тест «Крауса — Вебера»
Тесты для определения быстроты
Тесты для определения выносливости
Тесты для определения гибкости
Тесты для определения ловкости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_dlya_otsenki_fizicheskikh_kachestv.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тесты для оценки физических качеств
тест «Крауса — Вебера»
1. Для определения силы мышц живота и разгибателей тазобедренного сустава используется упражнение «сед из положения лежа на спине, руки за головой». В том случае, если ученик не может подняться, он получает 0 баллов, если выполняет упражнение частично с помощью преподавателя — 5 баллов, при правильном самостоятельном выполнении — 10 баллов.
2. Для определения силы мышц живота используется упражнение «сед из положения лежа на спине с согнутыми коленями». Подсчет баллов делается так как и при выполнении первого упражнения.
3. Для определения силы мышц-сгибателей тазобедренного сустава и мышц живота применяется упражнение «поднимание ног из положения лежа на спине». Ученик, который тестируется должен поднять ноги на высоту 10 дюймов (25,4 см) над полом и как можно дольше удержать их в этом положении. За каждую секунду присуждается один балл. Максимальное количество присуждаемых баллов — 10.
4. Для определения силы мышц спины используется упражнение «поднимание туловища из положение лежа на животе». Тот, кто тестируется ложится на живот на специальную подушку, руки кладет за голову.
Партнер фиксирует его ноги, после чего он поднимает туловище и удерживает его в этом положении на протяжении 10 с. Подсчет баллов проводится так, как в предыдущем упражнении.
5. Исходное положение следующего упражнения — «поднятие ног в положении лежа на животе»: — такое же, как и в предыдущем. Партнер фиксирует верхнюю часть его туловища, после чего испытуемый поднимает прямые ноги над полом и удерживает их в этом положении на протяжении 10 с.
Подсчет баллов проводится также, как в упражнении 3.
6. Последнее упражнение — наклон туловища — выполняется с целью определения уровня развития гибкости. Тестируемый должен тронуть кончиками пальцев пол — в этом случае упражнение считается выполненная. Если же он не дотягивается до пола, то результат составляет количество сантиметров от пола до кончиков пальцев со знаком минус.
Подсчитывается общее количество баллов. Краус считает, что лица, которые не в состоянии выполнить эти минимальные требования, не могут считаться в достаточной степени физически развитыми.
Тесты для определения быстроты
а) Сидя за столом, рука на столе. Выполняя движения только кистью, за 10 секунд нанесите на лист бумаги карандашом максимальное количество точек.
б) Стоя, в согнутую под прямым углом правую руку возьмите линейку вертикально так, чтобы её нулевая отметка была на одном уровне с мизинцем. Разожмите, отпуская линейку, и сразу же как можно быстрее вновь сожмите пальцы рук. Чем меньше расстояние от нижнего края линейки до ладони, тем лучше.
в) Бег на месте в течение 10 секунд. Чем большее количество шагов вам удастся сделать за это время, тем лучше результат.
Тесты для определения выносливости
1. Измеряем пульс
Измерьте свой пульс. У здорового человека он должен быть около 60–80 ударов в минуту. Начинайте приседать в спокойном темпе. После того, как вы присели 20 раз, снова измерьте пульс. Если он увеличивается более, чем на 20 ударов в минуту, это означает, что ваша сердечно-сосудистая система не вполне адекватно реагирует на небольшую физическую нагрузку. Поэтому имеет смысл задуматься о том, чтобы обследоваться у врача — это во-первых, а во-вторых — что вам в жизни не хватает физической нагрузки.
2. Измеряем давление
Почти такой же способ оценить свою выносливость существует и с измерением артериального давления. У здорового человека давление около 120 на 80. Измерив давление, сделайте новое измерение. Если давление повышается более, чем на 20 миллиметров ртутного столба, вам нужно обследовать свои сосуды: ваша сердечно-сосудистая система не готова к таким нагрузкам.
3. Встаем на дорожку
Более сложный способ — это сходить в тренажерный зал и встать на беговую дорожку, включить скорость 6 километров в час и посмотреть, через какое количество времени ваш пульс увеличится на 20 ударов в минуту. Если это происходит через 3–4 минуты или раньше, это тоже повод задуматься о состоянии вашей сердечно-сосудистой системы.
4. Измеряем дыхание
Можно оценить выносливость, считая количество вдохов и выдохов. Обычно человек в минуту совершает 14–18 дыхательных движений (вдох с выдохом). Потом дайте себе нагрузку — те же 20 приседаний или 5 минут ходьбы на дорожке со скоростью 6 километров в час и посмотрите, насколько участилось ваше дыхание. Если у вас появилась одышка, если вам трудно дышать, или если частота дыхания увеличилась на треть и более — значит, у вас проблемы с выносливостью дыхательной системы, она плохо адаптируется к физическим нагрузкам.
Тесты для определения гибкости
1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.
2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+).
«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.
5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.
Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.
Тесты для определения ловкости
1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).
Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.
2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей).
Ребенок встает в стойку — носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги — и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируетса учший результат.
3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).Ребенок принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основа теории тестов и оценок физической подготовленности обучаюшихся
Квалификация тестов, которые характеризуют уровень физического развития учащихся, а в системе тестирования, позволяет в динамике контролировать физическую подготовленность каждого занимающегося.
План – конспект урока по предмету « Физическая культура». Тема: « Формирование знаний о правилах выполнения тестов для оценки физической подготовленности»
· Определить индивидуальный общий уровень физической подготовленности. (ОУФП).
Тесты, характеризующие основные физические качества и двигательную активность школьников.
ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО
Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО ( из опыта работы).
Рекомендации для учителей физической культуры.
ОЦЕНКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Уровень спортивных достижений напрямую зависит от индивидуальных морфофункциональных показателей и возможностей организма спортсмена. В спорте особую значимость имеет выявление наиболее одаренных, пер.
Выступление на педсовете учителя физкультуры ДОКЛАД «ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА» ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА — ЭТО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОДАРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СИЛА БЫСТРОТА ГИБКОСТЬ ЛОВКОСТЬ ВЫНОСЛИВОСТЬ
Физическое качество – сила. Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Наилучшим временем для .
Источник
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
CC BY
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко В.П., Халилова Л.И., Митенкова Л.В., Мирниченко В.А.
В статье приведены материалы мониторинга физической подготовленности студентов СПбГПМУ всех факультетов 1-3 курсов за двухлетний период обучения по дисциплине «Физическая культура». Представлены результаты тестирования , позволяющие осуществить коррекцию учебно-воспитательного процесса по физической культуре в соответствии с физической подготовкой студентов и требований образовательного стандарта.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иващенко В.П., Халилова Л.И., Митенкова Л.В., Мирниченко В.А.
Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ»
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова — выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.
10. Сокова В.М., Зуйкова Е.Г. Бушма Т.В. Психофизиологическая адаптация
студентов к учебным занятиям по аэробике // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сб. науч. тр. всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Институт физической культуры, спорта и туризма. — СПб. : Изд-во Политехн. унта, 2018. — С.308-310.
11. Усатов И.А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 2. — С. 21-25.
12. Устинова О.Н., Черкасова А.В., Яичников И.К. Современные проблемы коррекции психофизического развития студентов с отклонениями в состоянии здоровья//В сборнике: НЕДЕЛЯ НАУКИ СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием. 2016. С.70-72.
13. Ханин Ю.Л. Буланова Г.В. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. — С.261-267.
14. Щелина Т.Т., Колясникова В.А. К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1774-1778.
15. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.
В.П. Иващенко, Л. И. Халилова, Л.В. Митенкова, В.А. Мирниченко
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, irekovnal@mail.ru
Резюме. В статье приведены материалы мониторинга физической подготовленности студентов СПбГПМУ всех факультетов 1 -3 курсов за двухлетний период обучения по дисциплине «Физическая культура».
Представлены результаты тестирования, позволяющие осуществить коррекцию учебно-воспитательного процесса по физической культуре в соответствии с физической подготовкой студентов и требований образовательного стандарта. Ключевые слова: контрольные нормативы, мониторинг, физическая подготовленность, тестирование.
Summary. V.P. Ivashchenko, L.I. Khalilova, L.V. Mitenkova, V.A. Mirnichenko Control regulations as a means of evaluating the level of development of physical qualities of students.
The article provides materials for monitoring the physical fitness of students of St. Petersburg State Medical University for all faculties of 1-3 courses for a two-year period of study in the discipline «Physical Culture». Testing results are presented that allow for the correction of the educational process in physical education in accordance with the physical preparation of students and the requirements of the educational standard.
Keywords: control standards, monitoring, physical fitness, testing.
Систематическое и последовательное планирование учебного материала предполагает постепенное увеличение физической нагрузки на занятиях и последовательное обучение двигательным навыкам. Планируя учебный материал, следует отводить на каждую тему методико-практических занятий, сколько требуется, для усвоения им физические упражнения были усвоены основной массой занимающихся. Рабочая программа из года в год усложняется, в связи с этим физическая нагрузка в течение года и на каждом отдельном занятии возрастает.
Последовательное усложнение упражнений и постепенное увеличение нагрузок при обучении и тренировке — непременное условие успеха в физическом воспитании [1,4-10]. Только после того, как прочно усвоен предыдущий материал, можно переходить к последующему. И только тогда, когда студент уверенно справляется с объемом и интенсивностью тренировочных занятий, нагрузка может быть увеличена. Таким образом, многократное повторение материала в постоянно меняющейся обстановке -обязательное условие прочного его усвоения.
Целью настоящего исследования явилось определение влияния увеличения физической нагрузки в динамике трехгодичного цикла занятий по
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».
К 170-летию Ивана Петровича Павлова — выдающегося русского российского
исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. учебной программе дисциплины физическая культура.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить исходный уровень физической подготовленности студентов на начальном этапе обучения.
2. Провести статистический анализ динамики показателей физической подготовленности студентов.
3. Выявить динамику изменения показателей физических качеств.
Методы, организация исследований. СПбГПМУ явилась опытно-
экспериментальной базой исследования. В эксперименте приняли участие 190 студентов 1, 2, 3 курса факультетов: педиатрический (ПФ), лечебный (ЛФ), медико-профилактическое дело (МПД), медицинской биофизики (МБ), стоматологический (СФ) и клинической психологии (КП).Эксперимент проводился на протяжении двухлетнего периода обучения по дисциплине «Физическая культура».
В процессе решения задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ, обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, определение физической подготовленности студентов и методы ее оценки по тестам примерной государственной программы для вузов, а также методы экспертной оценки и математической статистики.
В качестве оценивания эффективности практических занятий по дисциплине «Физическая культура» применялись обязательные тесты по общей физической подготовке для студентов основной медицинской группы, разработаанные кафедрой физической культуры СПбГПМУ[2].
Результаты исследования. Статистическому анализу были подвергнуты результаты тестирования по определению показателей физической подготовленности
В течение двухлетнего наблюдения за динамикой развития физических качеств было выявлено, что скоростные качества и выносливость у юношей изменились незначительно. Средний показатель прохождения дистанции 100 м констатирует о плохом развитии скоростных качеств студентов за последний период. У юношей результат колеблется в диапазоне, 14,6-15,2 с, что является удовлетворительным. С каждым годом число студентов, не способных справится с предложенными нормативами, растет. Если в 2017 году таких студентов было 18,7 %, в 2018 году 29,1 %, то к 2010 году их количество увеличилось до 24,8 %.
Показатели студентов 1, 2 и 3 курсов по тесту «челночный бег 3*10 м» различий не имеют и у девушек, и у юношей. Среднее значение затрачиваемое на этот тест составляет у юношей 1и 2 курса — 7,6±0,6 с, 3 курса — 7,7±0,8 с.. Намного хуже обстоят дела с результатами тестов на выносливость. Выполнение на отлично норматива на средней дистанции 1000 м юноши, предусмотренный, рабочей программой по дисциплине «Физическая культура », может незначительная часть студентов[3,11-15]. За последние 2 года среднее время прохождения дистанции значительно возрастает.
В 2017 г. результат на «хорошо» в беге на средние дистанции смогли показать 51,2 % юношей. В 2018-2019 гг. таких студентов стало меньше на 4,9 % . Так же хотелось бы отметить тот факт, что с каждым годом увеличивается число студентов сошедших с дистанции по причине ухудшения самочувствия во время бега. Уровень развития силовых качеств определялся по тестам: сила рук и плечевого пояса тестом «сгибание и разгибание рук, в упоре лежа», а сила мышц брюшного пресса — «поднимание и отпускание туловища из положения, лежа на спине» за 1 минуту .Так, сгибание и разгибание рук в упоре лежа юноши в 2017-2018 г в среднем выполняли 28-35 раз, а в 2019 году среднее значение этого показателя возросло до 44±15. Показатели в тесте «поднимание и отпускание туловища из положения, лежа на спине» за 1 минуту улучшаются с каждым годом, хотя находятся на среднем уровне.
Гибкость и подвижность суставов определялась по результатам измерения расстояния при наклоне стоя на гимнастической скамейке. Уровень развития гибкости девушек значительно выше, чем у юношей. Тестирование гибкости показало, что у большинства студентов (89 %) это качество в течение года остаётся без изменений.
1. В ходе проведения эксперимента были зафиксированы показатели физической подготовленности юношей с использованием следующих тестов:
— поднимания туловища из положения лежа на спине;
-сгибание и разгибание рук из упора лежа;
— «челночный бег 3*10 м;
2.В тестах прослеживается положительная восходящая динамика роста показателей физической подготовленности юношей 3 курса СПбГПМУ за весь период эксперимента.
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова — выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. 3. По итогам первого испытания у студентов 1курса были лучше
показатели физической подготовленности.
4.Занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на здоровье
и физическое развитие молодых людей. Они способствуют совершенствованию
физической подготовленности, физического развития и физической
1. Веселов В. И., Стулов В. В. О повышении эффективности
физического воспитания студентов // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». — 2015. — Т. 7. 46-50 с. — URL: http://e-
2. Волкова Л.М., Волков В.Ю., Устинова О.Н., Бякова Т.Г., Митенкова Л.В., Мусатова Е.В., Пискун Т.М., Рулева С.В., Туганова М.П. Организация физического воспитания студентов на специальном отделении// СПб, СПбПУ, 2014, 254с.
3. Иващенко, В.П. Методические разработки лекционных и практических занятий // Учебное пособие для студентов // СПб.СПбГПМУ, -2014. — 24 с.
4. Иващенко В.П., Плотникова С.С., Яичников И.К. Подходы к индивидуализации учебно-тренировочных занятий студентов-медиков специализации обучения «Клинической психологии и дефектологии» // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: образование, наука, практика, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С.122-124.
5. Калина,И.Г.. Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой на основе расширения применяемых в учебном процессе средств / И.Г. Калина, Г.Ш. Ашрафуллина // Педагогические науки. — 2011. — № 1. — С. 106-109.
6. Калина,И.Г. Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой на основе расширения применяемых в учебном процессе средств / И.Г. Калина, Г.Ш. Ашрафуллина // Педагогические науки. — 2011. — № 1. — С. 106-109.
7. Люйк, Л.В. Влияние двигательной активности студентов на результаты сдачи ГТО / Л.В. Люйк, В.А. Солодяников, Н.В. Максимова / Физическая культура и спорт в постиндустриальную эпоху: проблемы и пути их
решения: Матер. V Междунар. практ. конф. (17-18 ноября, 2016).- СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. — 96 с.
8. Митенкова, Л.В. Характеристика гемодинамики исполнения разминки учебно-тренировочного занятия студентами основной и специальной медицинской группы /Л.В. Митенкова, Л.И. Карецкая, Н.В. Прокофьева //Неделя науки СПбПУ: материалы научного форума с международным участием. Институт физической культуры, спорта и туризма, — СПбПУ, 2015. — С.21-23.
9. Пискун, О.Е. Методы мотивации и стимулирования студентов к выполнению норм и требований комплекса ГТО // О.Е.Пискун, В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.О.Миронов // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, (14-15 июня 2017года. Изд-во Политехн. ун-та. — 2017.- С.59-66.
10. Пискун Т.М., Бондарчук И.Л., Халилова Л.И. Исследование физической работоспособности студентов в вузе (тезисы) Материалы 9 Всероссийской научно- практической конференции с международным участием «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения» СПбГПУ фак. «ИМОП»-СПб: 2014- Том 9,ч.1. -446-448 с.
11. Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Варзин С.А. Подходы к индивидуализации занятий физической культурой в вузе //Стратегические направления вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 2012. С. 293-296.
12. Сборник основных Федеральных законов РФ; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 Ш29-ФЗ ст. 19 (ред. от 22.11.2016); [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fzrf.su/zakon/o-fizicheskojkulture- i-sporte-329-fz/st-19.php (Дата обращения 29.04.2017).
13. Сущенко, В.П. Организационно-педагогические основы подготовки студентов к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Учебное пособие — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 135с.
14. Халилова, Л.И. Исследование физической работоспособности студентов в вузе/Материалы 9 Всероссийской научно — практической конференции с международным участием «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». 2014. Том 9, ч.1. -446-448 с.
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова — выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. 15. Халилова Л.И., Сименчук Р.В., Халилов Р.Ф. Профессионально-
личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и
спортом //Физическая культура студентов: материалы научно-практической
конференции. 2019. С.238-241.
О.Л.Комиссарова1, Л.В. Митенкова1, Т.В. Бушма1, Е.Г. Зуйкова2,
СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ
1 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; 2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, lmitenkova@mail. ru
Резюме. В работе изучена динамика силовой подготовленности студентов педиатрического университета, дана оценка эффективности использования тренажеров, для развития силы мышц брюшного пресса, рук и спины. Разработаны комплексы упражнений для силовой подготовки студентов на учебных занятиях.
Ключевые слова. Тренажеры, студенты, силовая подготовка.
Summary. O.A. Komissarova, L.V. Mitenkova, T.V. Bushma, E.G. Zuikova Strength training of students using simulators.
The work studied the dynamics of strength training of students of a pediatric university, assesses the effectiveness of the use of simulators for the development of muscle strength in the abdominal muscles, arms and back. Developed sets of exercises for the strength training of students in training sessions. Key words. Trainers, students, strength training.
Введение. Проведение учебных занятий в тренажерном зале является универсальным и доступным средством физического воспитания [1,2,15]. Качество проведения занятий во многом зависит от наличия оборудования. Спортивные залы для учебных занятий по физической культуре в СПбГПМУ
Источник
Тесты для определения уровня развития физических качеств
Тесты для определения уровня развития физических качеств.
1. Скоростные качества.
- Бег на 30 м со старта.
Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40м, ширина 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят два взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) – на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5 – 7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» — взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3 – 5 мин) проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями. Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат.
Внимание! Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.
- Челночный бег 3 x10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки)
Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.
3. Скоростно-силовые качества.
Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате, на котором нанесена разметка через каждые 10 см. Тестирование проводят два человека – первый объясняет задание, следит за тем, как ребенок принял исходное положение для прыжка, дает команду «прыжок»; второй замеряет длину прыжка (с помощью сантиметровой ленты).
Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см.
Делаются две попытки, засчитывается лучшая из них. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу.
Внимание! Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то следует засчитывать попытку и фиксировать тот результат, который отмечается в момент постановки ног на опору.
Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместить несколько ярких предметов на расстоянии 15 – 20 см за матом и предложить ребенку допрыгнуть до самого дальнего из них.
- Бросок набивного мяча массой 1 кг способом из-за головы двумя руками.
(тестируются уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности)
Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его как можно дальше; при этом одна нога впереди, другая сзади. При броске мяча ступни ног не должны отрываться от пола (земли).
Делаются два броска подряд, фиксируется лучший результат.
- Подъем туловища в сед (кол. раз за 30 сек) (силовой выносливости)
Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Воспитатель считает количество подъемов за 30 сек.. Тест считается правильно выполненным, если ребенок при подъеме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми.
Из двух попыток фиксируется лучший результат.
- Наклон туловища вперед из положения сидя.
На полу проводиться две прямые перпендикулярные пересекающиеся линии. Ребенок садиться (без обуви) со стороны с так, чтобы его пятки находились рядом с линией АБ, но не касались ее. Расстояние между пятками 20-30 см. Ступни стоят вертикально. Руки вперед ладонями вниз. Педагог прижимает колени ребенка к полу, не позволяет сгибать ноги во время наклонов. Выполняется три медленных предварительных наклона ( ладони скользят по размеченной линии). Четвертый наклон — зачетный, выполняется за 3 секунды. Результат зачитывается по кончикам пальчиков ру, он может быть срезультатом + и — точность до 0,5 см.
Ребенок встает в стойку — носок ноги, стоящей сзади, вплотную примыкает к пятке стоящей впереди — и пытается при этом сохранить равновесие.
Задание выполняется с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером; из двух попыток засчитывается лучший результат.
Протокол тестирования физических качеств детей
Источник