Меню

Методика тест векслера для дошкольников



Тест Векслера для исследования интеллекта детей (WISC)

Тест для измерения уровня интеллектуального развития детей от 6 до 16 лет, основанный на иерархической модели интеллекта Дэвида Векслера. Относится к числу индивидуальных тестов и применяется в исследовательских и практических целях для измерения общих когнитивных способностей. На текущий момент актуальной версией является пятая.

В нашей стране методические руководства к тесту и сам тест выпустили несколько психодиагностических предприятий, но наиболее популярным в практике является перевод и адаптация А. Ю. Панасюка (1973), под редакцией Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеева (1998). В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера». Авторы исправили некоторые погрешности описания Панасюка и модифицировали некоторые субтесты. Стоит отдельно отметить, что все существующие версии являются адаптацией первых версий оригинальных методик, которые в настоящее время являются в значительной мере устаревшими, и которые никогда не были стандартизированы на российской выборке. Так, при подсчете результатов по методике WISC для перевода полученных сырых баллов в стандартизированные, используются нормативные таблицы оригинальной версии 1949 года.

Проведение и шкалы теста

Тестирование занимает в среднем 60-90 минут и проводится психологом индивидуально. Общая шкала интеллекта Векслера варьирует от 40 до 160 баллов (среднее — 100 баллов, стандартное отклонение 15 баллов).

Тест интеллекта Векслера для детей состоит из 12 субтестов, разделенных на две группы, объединяющие соответственно вербальные и невербальные субтесты. В методическом руководстве субтесты представлены последовательно от 1-го до 12-го, сначала все вербальные, потом — невербальные. Однако практика применения теста Векслера показывает, что лучше чередовать вербальные тесты с невербальными. Несмотря на то, что тест охватывает большую возрастную группу (от 5 до 15 лет 11 месяцев), есть указания на то, что действительно информативными и надежными результаты становятся начиная с 7-8-ми летнего возраста.

История создания теста

Первая форма шкал Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера—Бельвю была разработана в 1939 году. По форме и по содержанию эта шкала служит базисной моделью для всех последующих шкал интеллекта. Она имела ряд методических недостатков, касавшихся, в основном, величины и репрезентативности нормативной выборки, а также надежности некоторых субтестов. Эти недостатки были устранены в следующих вариантах. Парадокс создания этой шкалы состоит в том, что Дэвид Векслер критиковал предыдущие тесты интеллекта, отмечая, что они разрабатывались для детей и адаптировались для взрослых просто добавлением более трудных заданий того же типа. И что содержание этих тестов не представляло никакого интереса для взрослых.

Однако в 1949 году, разрабатывая шкалу интеллекта для детей, Векслер лишь добавил в шкалу для взрослых более легкие задания. Таким образом, в первой редакции WISC детям, например, предлагалось считать сигары. Третья редакция теста Векслера для детей (WISC-III) была разработана в 1991 году и рассчитана для тестирования детей от 5 до 15 лет.

В 2003 году была разработана 4-я редакция теста интеллекта для детей Д. Векслера. И хотя примерно 70% заданий остались прежними, в новой редакции тест претерпел большие изменения. Во-первых, больше не производится подсчет показателей вербального и невербального интеллекта. Вместо них введены индексы: индекс вербального понимания и индекс перцептивного мышления. Кроме того добавлены индексы рабочей памяти и скорости обработки информации. Во-вторых, в 4-й редакции теста 15 субтестов и только 10 из них присутствовали в предыдущей редакции. Появились 3 новых субтеста (Picture Concepts, Letter-Number Sequencing, Matrix Reasoning) и 2 новых дополнительных субтеста (Cancelation and Word Reasoning). Два субтеста из 3-й редакции не вошли в новую редакцию теста («Последовательные картинки» и «Складывание фигур»).

В 2014 году была опубликована 5 редакция теста, в которой были введены дополнительные субтесты, позволяющие высчитать дополнительные показатели: количественный показатель рассуждений, показатель слухоречевой рабочей памяти, невербальный показатель, показатель познавательной активности и показатель общих способностей. Изменилась также возрастная группа, на которую рассчитан тест (с 6 до 16 лет).

Со времени выхода в свет первых шкал Векслера было предложено множество их сокращенных вариантов. Цель этих сокращенных шкал — уменьшить время тестирования. В некоторых исследованиях для оценки интеллекта используются всего два субтеста «Словарный» и «Кубики Кооса», как наиболее показательные в вербальной и невербальной части.

Однако, несмотря на высокую валидность кратких форм, психодиагносты не рекомендуют их использовать за исключением тех случаев, когда необходим быстрый и приблизительный отбор испытуемых. Это связано с тем, что при использовании сокращенных шкал утрачивается много существенной информации, обедняются результаты качественного наблюдения за выполнением.

Примечания к тесту

Для многих субтестов (за исключением субтестов «Понятливость», «Повторение цифр», «Недостающие детали» и «Складывание фигур») вся возрастная группа, на которую рассчитан тест, делится на две подгруппы: до 8 лет и начиная с 8 лет не подозреваемых в задержке интеллектуального развития. Если первой подгруппе задания в субтестах предъявляют начиная с первого, то для второй начало отсрочено (самые простые задания в субтестах не используются, по крайней мере, с самого начала). В субтесте «Шифровка» этим двум подгруппам дают разные варианты заданий.

В ряде случаев при проведении теста допускается оказание строго дозированных видов помощи. Возможны и подсказки для первых заданий субтестов. Так, в субтесте «Сходство» в случаях неправильных ответов предоставляются подсказки: для первого задания (лимон кислый, а сахар …сладкий); и для пятого задания (для детей старше 8 лет) психолог поясняет «кошка и мышка — это животные». Для последующих заданий этого субтеста подсказки не предусмотрены. Следует отметить, что в руководстве точно определено, для каких заданий можно давать подсказки и в какой форме они должны быть представлены. Это существенный момент стандартизации процедуры.

Одна из особенностей инструкций в этом тесте — это подробные указания относительно того, когда и какие вопросы следует задавать испытуемому, если его ответ неясен или недостаточен. Приводятся дословные формулировки этих вопросов. Дополнительный вопрос задается только в том случае, если ответ ребенка невозможно оценить в 0 или 1 балл; если же ответ находится между 1 и 2, дополнительный вопрос не задается и ответ оценивается в 1 балл. При этом форма вопроса должна быть самой общей: «Скажи мне что-нибудь еще» или «Расскажи мне что-нибудь еще об этом».

Кроме того, в руководстве теста даются очень четкие указания по оцениванию ответов. В инструкции к каждому субтесту сначала предоставляются общие критерии оценок, а затем для каждого задания разъясняются специфические правила, на которые следует опираться при оценивании; приводятся примеры ответов. Так, в субтесте «Понятливость» для четвертого задания («Чтобы ты маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться?») общие принципы оценки разъясняются следующим образом: 2 балла даются в случаях, если ребенок проявляет собственную активность, т. е. сам принимает решение или сам пытается исправить предлагаемую в вопросе ситуацию («Успокою или займу чем-нибудь или остановлю его. Объясню ему, что так нельзя. Переведу в шутку»). В 1 балл оцениваются такие ответы: «попрошу кого-нибудь остановить его», «скажу маме», «поставлю в угол». В 0 баллов оцениваются ответы следующего типа: «повалю и буду держать его», «оттолкну», «дам сдачи».

Недостатки теста

Одним из недостатков всего теста, а особенно вербальных субтестов является не постепенное, а поэтапное усложнение вопросов, что может привести к фрустрации ребенка, в первую очередь это касается дошкольников. Например, в субтесте «Осведомленность» тестирование можно прекратить после пяти неудач подряд, однако, последним вопросом, на который правильно может ответить среднестатический дошкольник является вопрос о временах года, в то время как по инструкции ему могут задаваться вопросы вплоть до: «Почему нефть или масло плавают на воде, а не тонут?». Это же замечание касается субтестов «Понятливость», «Арифметический», «Сходство» и других.

Последняя адаптация теста была в 1991 году и естественно, что есть «неработающие» вопросы, на которые не могут ответить современные дети. Серьезные проблемы у детей вызывает 26-й и 23-ий вопросы субтеста «Осведомленность»: «Кто открыл Южный полюс?» и «Из чего получают скипидар?»

В Субтесте «Понятливость» практически никто не может ответить на 13-й вопрос: «Почему мы выбираем депутатов парламента?» В этом же субтесте есть неудачные вопросы, требующие предсказать свое поведение в маловероятных ситуациях, такие, как: «Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?» и «Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?»

В Субтесте «Словарный» было отмечено ложное понимание слов «катакомбы» (дети уверены, что это что-то вроде бомбоубежищ), «ирония» (смысл слова искажен прекрасным фильмом Э.Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром»; дети так отвечают на вопрос: Что такое «ирония»? — это «судьба», или даже идут дальше, добавляя «с легким паром».).

Читайте также:  Умственнная отсталость Симптомы

В Субтесте «Недостающие детали» не совсем удачны рисунки «зонтика» и «человека в шляпе».

Применение теста интеллекта Д. Векслера для оценки интеллектуального развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Многие специалисты считают, что тест интеллекта Векслера не подходит для измерения уровня интеллекта детей с РАС, поскольку не учитывает особенностей этой группы, в частности асинхронию развития многих способностей, а также то, что значительная часть детей невербальны и не может ответить на вопросы в субтестах вербальной серии. Тем не менее, оценка интеллектуального развития важна для детей с РАС, поскольку знания интеллектуальных способностей ребенка могут стать основой для понимания наблюдаемого поведения и функционирования в других областях [5]. Специалисты редко ограничиваются только исследованием интеллекта ребенка. Чаще всего тест интеллекта, наряду с тестами адаптивного поведения и академических достижений, помогают в диагностике РАС. Кроме того, поскольку дети с РАС обычно показывают большую изменчивость когнитивных навыков, чем типично развивающиеся дети, возможность сопоставить профиль интеллектуального развития с оценками по тестам адаптивного поведения чрезвычайно ценна. Результаты тестирования дают полезную информацию относительно сильных и слабых сторон когнитивных навыков ребенка, включая информацию о том, действительно ли наблюдаемые различия статистически значимы.

Несмотря на сильные стороны теста интеллекта для детей Векслера, этот тест подходит далеко не всем детям с РАС: для детей младшего возраста с интеллектуальными нарушениями эффект пола скорее всего не позволит увидеть сильные и слабые стороны развития когнитивных навыков ребенка. Этот тест не рекомендуется также использовать для детей, не пользующихся устной речью и для детей, которые не могут работать в ограниченном временном диапазоне.

Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН

(1) «Диагностика структуры интеллекта: тест Д.Векслера — детский вариант», методич. рук-во., состав. Ю.И.Филимоненко, В.И.Тимофеев, «Иматон», С-Пб., 1998. (2) Дружинин В.Н. Психология общих способностей, Латерна Вита, Москва, 1995. (3) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб: Питер, 2002 (Серия «Мастера психологии»). (4) Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. Психометрическая и клинико-психологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2003. (5) Ozonoff S., Goodlin-Jones B. L., Solomon M. Evidence-based assessment of autism spectrum disorders in children and adolescents //Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. – 2005. – Т. 34. – №. 3. – P. 523-540. (6) Volkmar F. R. Encyclopedia of autism spectrum disorders. – New York : Springer, 2013.

Источник

Тест Векслера на интелект для детей

03.05.2019 Тесты на Айкью

Тест Векслера на интеллект

Для диагностики количественной и качественной оценки эрудированности ребенка уже почти век используется тест Векслера для детей, который достоверно проводит анализ на интеллект. Детский вариант методики предусматривает оценивание умственных способностей от 6 до 16 лет, при этом с 10 лет задания усложняются.

Тестирование состоит из 11 частей (субтестов), которые предполагают оценку 2-х групп:

  • вербальный параметр – показывает общую степень образованности ребенка, связанную с условиями жизни и развитием, проверяется объем памяти и словарный запас;
  • невербальная группа – оценивает скорее природные данные, аналитические способности, а также пространственное и логическое мышление.

Результаты тестирования предоставляются в баллах с учетом соотношения, как вербальных, так и невербальных заданий. В случае, если выявлены слишком низкие показатели, то это говорит о наличии отклонений у ребенка. Часто, таким образом, ставится предварительный диагноз умственно отсталых детей.

С целью полноценной оценки интеллекта ребенка рекомендуется бесплатно пройти онлайн тест, что позволит провести точную классификацию IQ-показателей по Векслеру.

Источник

Методика тест векслера для дошкольников

Приятно общаться с умным человеком, который может поддержать любую тему, вовремя пошутить и стать серьезным. О таких людях говорят, что они имеют высокий уровень интеллекта. Что это за понятие и какие его уровни бывают?

Уровень интеллекта — что это?

Интеллект характеризуется как определенное качество психики человека, которое позволяет ему адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Он также заключается в способности обучаться чему-то новому, понимать и применять свои знания и опыт. Уровень интеллекта — это определенный коэффициент, выраженный в количественной оценке способности человека адаптироваться к новым условиям жизни.

Тест Векслера

Определением уровня интеллекта занимались многие ученые, но особенной популярностью пользуется в последнее время шкала Векслера. Разработанная в 1939 году, она позволяет определить аспекты интеллектуальных особенностей ребенка и взрослого в диапазоне от трех до семидесяти четырех лет. Базируются тесты Векслера на иерархической интеллектуальной модели, вершиной которой и является вербальный и практический (невербальный) интеллект.

История возникновения критериев определения умственного развития в тесте

тесты Векслера

Его особенности

iq тест векслера

Какие есть модификации этой методики?

Векслер сделал объединение субтестов по содержанию и уровням трудности. А умственный IQ перенаправил на возрастной.

тест векслера детский вариант

W-B (Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales) — это, скорее, была интеллектуальная шкала для взрослых. Она подвергалась редакции дважды. В итоге в 1949 году свет увидели тесты Векслера WAIS, то есть Wechsler Adult Intelligence Scale. Это уже была стандартизованная методика, которая распределена по половым и возрастным признакам. Из них 1700 исследуемых имели возраст от 16 до 64 лет, а 475 – от 60 лет и выше. При стандартизации учитывался не только возраст, но также профессиональный статус и образование. Итоговая шкала предназначена для диапазона десять-шестьдесят лет. Главные критерии субтестов — это:

  • высокая корреляционная составляющая с другими тестами;
  • различие по функциям, что исключает специфическое влияние определенных способностей или их отсутствия;
  • возможность определенных выводов согласно результатам тестирования.

Сегодня используются три вида диагностики: тест WAIS (взрослые от 16 до 64 лет), WISC (дети и подростки 6,5-16,5 лет) и WPPSI (дети 4-6,5 лет). Для Российской Федерации адаптацию прошли только первые два: WAIS и WISC.

Блоки теста

тест векслера для дошкольников

  • вербальный, состоящий из 6 подтестов;
  • невербальный – 5 подтестов.

В первом блоке исследуют общую компетентность (осведомленность), сообразительность (понятливость), арифметику, подобие (сходство), повторение цифр, словарь. А к невербальной относят исследования в области недостающих деталей, последовательных картинок, используют кубики Коса, складывают фигуры, используют шифровку. Все задания даются в порядке повышения сложности от уровня к уровню. По времени тестирование занимает один час на подопечного и еще один – для обработки результатов. При проведении учитывают возрастную категорию, так как есть отдельный тест Векслера — детский вариант, и отдельный – для взрослых.

Что учитывается в результатах теста?

тест векслера для детей

Используя классический вариант для получения результата, специалист подсчитывает первые «мокрые» оценки каждого исследования. После этого он подводит итоги по оценкам из таблиц, которые соответствуют заданию, переводит в типовые и отображает в виде профиля. Вербальные оценки и невербальные необходимо сложить по отдельности, затем определить показатели, исходя из общих таблиц IQ.

Описание шкал методики Векслера

тест векслера на интеллект

1. Шкала общей осведомленности состоит из 29 вопросительных заданий, на которые необходимо дать ответ. В этом заключается диагностика уровня простых знаний, без специальной теоретической подготовки. Правильно – один балл, неправильные ответы не учитываются.

2. Шкала понимания содержит в себе 14 задач исследования смысловой нагрузки выражений и способности к рассуждению. Оценки по уровню правильности — от нуля до двух баллов.

3. Арифметическая состоит из 14 заданий из курса арифметической науки начального образования. Тест устный, здесь важна внимательность специалиста, который проводит обследование. Он смотрит на легкость оперирования данными и временной интервал.

4. Найти схожесть объектов — 13 задач на выявление общей категории объектов. В этом блоке важна понятийность. Оценки от нуля до двух.

5. Запомнить цифры – ряды 3-9 цифр (прослушать и устно повторить) и 2-8 цифр, которые воспроизводят в обратном порядке.

6. Запас слов состоит из 42 понятий. При этом изучается вербальный опыт, понятийность, осмысленность. Десять слов в этом блоке взяты из повседневного языка общения, двадцать — имеют средний уровень сложности, 12 из них — абстрактные и теоретические понятия. Оценки здесь выставляются от нуля до двух за один вариант.

Тест Векслера взрослый — вариант невербальной оценки интеллекта. Он включает 5 действий:

  1. Символьные данные (шифровка) – 100 цифр по 1,5 минуты.
  2. Довершение рисунков — 21 штука (20 минут).
  3. Гексаэдры Косса (40 кубиков) — собрать из кубиков чертеж.
  4. Последовательность – 8 серий карточек.
  5. Сбор объектов из фигур – 4 задания.
Читайте также:  Блефарит описание причины лечение

Результат проверки интеллекта по такой методике, как тест Векслера для детей, зависит от общей сформированной культуры ребенка и его успеваемости в школе. Успешность выполнения заданий связана с уровнем общего IQ, но также определена генетикой. Из этого следует, что скорость обретения вербальных навыков и знаний определит его успешность и уровень образованности.

Разъяснение результатов

Самым интересным моментом в любом тесте является время расшифровки результатов. Это относится ко всем методикам, ведь человеку интересно знать, зачем он потратил столько времени и что он из себя представляет в рамках выбранной тематики.

Тест Векслера на интеллект также предполагает определенную градацию результатов. Эта характеристика умственного развития здесь рассматривается в следующих диапазонах:

  • Более чем высокий интеллект – оценка 130.
  • Высокий – 120-129.
  • Хороший – 110-119.
  • Средний – 90-109.
  • Плохой – 80-89.
  • Граничная зона – 70-79.
  • Низкий (умственный дефект) – до 69.

Особенности детского варианта теста

Шкала диагностики для детей школьного возраста (6,5-16,5 лет) включает в себя двенадцать подтестов, соответствующих WAIS, но с привнесенными более легкими и похожими по типу задачами и подтестом «лабиринт».

детский тест векслера

Тесты Векслера для дошкольников отличаются тем, что «понимание» заменено на «запоминание цифр», а «лабиринт» – на «кодирование». Во время эксперимента вербальная и невербальная части чередуются для того, чтобы ребенок мог с легкостью усваивать задания и выполнять их. Для подсчета IQ дополнительные исследования не принимают во внимание.

Подтест «лабиринт» состоит из заданий, которые постепенно возрастают по трудности выполнения. Для этого предусматривается определенное время (найти выход), после чего подсчитываются ошибки.

В 1967 году увидела свет версия WPPSI, состоящая из 11 подтестов, из которых один — вспомогательный. Восемь из них облегченные и прошли адаптацию к WISC, а остальные три — абсолютно новые. Диагностирование по этой методике можно провести в два этапа.

Вербальный блок включает в себя: компетентность, запас слов, арифметические способности, подобие, осознание и предложения.

В шкалу действий этой модификации теста входят: дом для животного, довершение рисунков, лабиринты, геометрические схемы, конструирование блоков – гексаэдры Косса.

«Предложения» в этом блоке заменили на «запоминание символов», которые взяты из WISC, им либо заменяют любой вербальный тест, либо применяют дополнительно.

Подтест «дом для животного» взят вместо «шифровки» из WISC и состоит он из карточек с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок расставляет домики в соответствии с ключом.

Условия его проведения

При процедуре исследования интеллектуальной сферы детей тестирование начинают только после мотивации подопечного. Тогда лишь детский тест Векслера покажет реальные результаты. При этом необходимо постараться настроить положительно ребенка, используя улыбку и создав позитивный настрой.

Ребенок не должен чувствовать себя, как на экзамене. Вход в тестирование должен быть в игровой форме. Вопросы формулируются четким произношением и точно. Все ответы, за исключением явно отрицательных, необходимо поощрять. Неудачные ответы амортизируют, а при молчании ребенка специалист должен стимулировать его к ответу. К следующему заданию не переходят, пока не получат ответ на предыдущее. При противоречиях необходимо дать выбрать правильный вариант наводящим вопросом «как?». Дополнительные вопросы в этом случае неуместны, так как они ставят детей в затруднительную ситуацию.

Возможен и такой вариант, когда ребенок выполнит поставленную задачу неправильно. Тогда тестирующий психолог должен сделать вид, как будто не заметил этого, и предложить ребенку заняться обдумыванием ответа на следующий вопрос. После удачи в следующем ответе испытуемому предлагается опять вернуться к предыдущему вопросу.

Подход к молодым людям в возрасте от 16 лет, когда они проходят тест Векслера взрослый, абсолютно идентичен детскому, с небольшими поправками на возраст.

Интерпретация невербальных показателей детского варианта теста

IQ (тест Векслера) анализируется с помощью коэффициентов. Важно специально уделить внимание совершенствованию невербальных компонентов у ребенка. Многие ученые считают, что невербальная диагностика намного шире в возможностях.

Необходимо учитывать, что результат тестирования в детском возрасте может значительно поменяться, если меняются условия жизни, воспитания и обучения ребенка. Шаблонная методика не способна полностью показать интеллект индивидуума, поскольку не принимает во внимание динамические аспекты развития умственных способностей. Справедливо сказать, что высокий IQ — это еще не гениальность. Часто бывает, что люди высокого интеллекта незаметны для социума, со средним — добиваются больших профессиональных успехов. Дело в том, что успешность зависит от специфического интеллекта, оригинальности мышления, силы устремления к цели и прочего. Нельзя категорически говорить по итогам теста об интеллектуальном потенциале, пределе развития ребенка. Это недопустимо с точки зрения морали.

Корректность в описании итогов теста

Именно по этой причине от психолога требуется некоторая мягкость в описании результатов, показывающих невысокий интеллектуальный уровень. Интерпретация теста Векслера предполагает наличие разного итога прохождения методики. Когда приходит время оглашать результаты, специалист должен это сделать без намека на низкий уровень интеллекта, подавая надежду человеку, советуя ему, не останавливаясь на достигнутом, развиваться дальше.

Источник

Тест Векслера

В Российской Федерации для определения особенностей мышления и уровня развития интеллекта дошкольников и школьников применяется тест Векслера. Самое главное – тест имеет показатели, учитывающие возрастные особенности ребенка. Поэтому тест активно применяется в том числе и при прохождении ПМПК.

Проверьте развитие интеллекта своего ребенка

Запишитесь на диагностику по тесту Векслера

Что позволяет определить тест Векслера

Тест Векслера – одна из наиболее распространенных комплексных методик исследования интеллекта. Тест Векслера применяется для определения интеллектуального развития ребенка. Его результаты позволяют подтвердить или исключить диагнозы, связанные с нарушениями мышления. Тест применяется при диагностике состояний ребенка, связанных с нарушениями речевого развития, трудностями обучения, проявлениями гипер- и гипоактивности.

Тест Векслера является комплексным тестом с субтестами:

  • на вербальную (речевую)
  • и невербальную части.

Сравнительный анализ вербального и невербального интеллекта позволяет сделать выводы об общем уровне развития ребенка, нарушениях частного характера и определить направления коррекционной работы.

Результаты тестирования по методике Векслера позволяют:

  • оценить уровень развития умственных способностей, общей эрудиции;
  • выявить умственную отсталость и задержки в психическом развитии;
  • определить преобладающую форму мышления;
  • оценить объём памяти;
  • особенности познавательных процессов ребенка;
  • оценить возможные причин неуспеваемости у школьников;
  • спрогнозировать трудности в обучении.

В тесте Векслера не производится проверка навыков письма, чтения и счета, что отличает его от тестов IQ Айзенка.

Виды тестов Векслера

Тест несколько раз перерабатывался и адаптировался в России. Сегодня используются 3 типа тестов, предназначенных для разных возрастов:

  • WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) – для детей дошкольного возраста (от 2,5 до 7 лет).
  • WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) — для школьников (5-16 лет);
  • WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale) – для взрослых (от 16 лет);

«Взрослая» версия (WAIS) адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева в 1956 г., последняя официальная адаптация WAIS проведена психологами СПбГУ в 1991 г.

Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 г. Вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 5 до 16,5 лет. WISC адаптирован А.Ю. Панасюком в 1973 г. В 1992 году Ю. Филимоненко и В. Тимофеев провели новую адаптацию версии WAIS для унификации его с WAIS.

Официальная информация об адаптации версии теста Векслера в варианте WPPSI (дошкольный) отсутствует. Вариант адаптации WPPSI произведен М.Н Ильиной и опубликован в работе «Психологическая оценка интеллекта у детей» (СПб., изд. Питер, 2006). Несмотря, на то, что М.Н Ильина провела адаптацию дошкольной версии WPPSI, она указывает, что валидным для детей от 3 до 4 лет пока можно считать только тест Стэнфорда – Бине.

Задания (субтесты) методики Векслера

Всего в методике Векслера 12 групп заданий (субтестов): 10 основных и 2 дополнительных.

Субтесты разделены на 2 группы:

  • вербальные – для оценки вербально-логического интеллекта. Субтесты позволяют оценить уровень и качество общего развития и уровня образованности. Субтест измеряет: общую осведомлённость, способность строить умозаключения и обобщать, уровень словарного запаса, математические и логические способности, объем памяти.
  • невербальные для оценки характеристик восприятия менее зависимых от уровня знаний. Невербальный показатель оценивает: пространственное мышление, способность соотносить части и целое, аналитико-синтетические способности, внимание.

Поскольку часть заданий включает работу с наглядными материалами (специальными кубиками, частями изображений, последовательными картинками, лабиринтами), то результаты диагностики обрабатываются исключительно вручную. Диагност подсчитывает баллы по каждому субтесту, сверяет их с нормативными таблицами, переводит результаты в стандартизированные единицы.

Процедура прохождения теста Векслера

Тест Векслера дает достаточно надежные и валидные результаты только, если ребенок сохраняет работоспособность.

Длительность тестирования порядка 1-1,5 ч. Это достаточно высокая нагрузка для ребенка, особенно дошкольника и требует высокой квалификации и значительного опыта от психолога для сохранения у ребенка активности, мотивации к выполнению заданий и работоспособности. Дошкольники часто показывают низкую устойчивость деятельности, что сопровождается ухудшением результатов в случае продолжительного выполнения тестовых заданий. Когда ребенок значительно утомлен или отказывается от выполнения тестовых заданий, результаты тестирования искажены и могут привести к ошибочным выводам.

Читайте также:  Тест кто ты меланхолик сангвиник флегматик или холерик для подростков

Для детей с ЗПР или дефектами сложной структуры результаты тестирования по Векслеру могут оказаться спорными. Например, у ребенка, выросшего с молчаливыми родителями, тестирование покажет низкие результаты, т.к. его визуальное и наглядно-действенное мышление развито лучше вербального. Поскольку ребенок развивался в норме, то начав читать, он сможет в достаточной мере восстановить свое речевое развитие, особенно если параллельно будет заниматься с логопедом. Пример показывает, что тест Векслера может только подтвердить ранее поставленный диагноз, но не даст представление о ведущем факторе в дефекте интеллекта и формах его компенсации.

На результаты тестирования по Векслеру оказывают влияние следующие объективные факторы: педагогическая запущенность, замедление психического развития при сенсорных и локальных дефектах, нарушения работы ЦНС вызванные органическими нарушениями и т.д.

На что обратить внимание

Если Вы хотите протестировать своего ребенка при помощи теста Векслера, обратите внимание на следующее:

  • тестировать можно старших дошкольников от 5 лет, используется вариант методики типа WISC. Дошкольники до 5 лет не справятся с заданиями варианта WISC, а вариант WPPSI для дошкольников 3-6 лет в России не адаптирован. Поэтому результаты тестирования можно поставить под сомнение, хотя исследования М.Н. Ильиной показывают их надежность. Если вашему ребенку меньше 5 лет и вам предложили пройти тест Векслера в методике 16 субтестов, то результаты тестирования можно ставить под сомнение;
  • различия между дифференцированными и общими результатами. Отдельные низкие результаты при прохождении субтестов, влияют на общий (генерализированный) показатель IQ;
  • могут быть значительные расхождения между результатами у ребенка с ЗПР, вызванной педагогической запущенностью и уровнем интеллекта, связанным с дефектом сложной структуры;
  • тест показывает симптоматику последствий нарушений работы головного мозга и их влияния на интеллект, но не всегда позволяет сделать выводы о причинах нарушений;
  • выводы об интеллектуальном развитии ребенка делаются без учета результатов тестов (могут просто не проводится, т.к. тестирование длительное), данных по анамнезу, текущего состояния ребенка и т.д.;
  • значительные требования к опыту психолога, проводящего тест. Ему необходимо поддерживать интерес к заданиям, мотивацию, активность и работоспособность у ребенка на протяжении значительного времени (до 1,5 часов) в условиях стрессовых для ребенка условиях.

Как подготовится к прохождению теста с дошкольником

Ребенок должен приходить на тестирование на пике интеллектуальной активности:

  • быть здоровым и отдохнувшим. Лучше не приходить на тестирование после школы, посещения бассейна, занятий в секции или с репетитором;
  • лучший день для прохождения тестирования – суббота или первые дни каникул. С одной стороны, сохраняется работоспособность, а с другой – отсутствует школьная нагрузка;
  • по времени для «жаворонков» лучше первая половина дня, для «сов» сразу после обеда.

Если школьники уже обычно готовы к прохождению тестирования и им психологическая подготовка не требуется, то для дошкольника, особенно если он первый раз участвует в подобном мероприятии, следует учесть следующие факторы:

  • перед тестированием постараться исключить эмоциональную и физическую активность;
  • предупредите, что с ним сначала поговорят, а потом будут работать с кубиками и картинками;
  • постарайтесь объяснить, что будут простые и интересные задания, которые должны будут ему понравиться.

Проверьте развитие интеллекта своего ребенка

Запишитесь на диагностику по тесту Векслера

Источник

Методика Векслера: детский вариант

Методика Векслера: детский вариант

Тест Векслера (Методика Векслера) был разработан в 1939 году американским психологом и психиатром Дэвидом Векслером. С ее помощью можно измерить интеллектуальное развитие и уровни его составляющих – вербальные/невербальные интеллекты. Так же методика позволяет оценить готовность ребенка к школе, его когнитивные способности. Можно выявить нарушения в различных интеллектуальных сферах, что позволит начать своевременную и эффективную психолого-педагогическую коррекцию.

Общие правила проведения тестирования

Несмотря на активное развитие исследований интеллекта в 20 веке, вплоть до 1930-х годов не было хорошо стандартизированных методов оценки интеллекта для взрослых. Это и послужило толчком Векслеру к созданию собственных шкал. Психолог разработал тест как «бальную шкалу», которая включала в себя вербальные, и невербальные составляющие.

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов.jpg

Изначально тест Векслера предназначался для лиц старше 16 лет. Позже для обследования детей в возрасте 6,5 – 16,5 лет был создан специальный вариант, стандартизированный и адаптированный в 1973 году А.Ю. Панасюком. Он состоит из 11 субтестов, которые соответствуют взрослому варианту, но представлены в более облегченной форме + двенадцатый «Лабиринты» (во взрослом варианте его нет).

Тест помогает решать педагогические и психологические задачи:

  • Выявлять не только уровень развития умственных способностей, но и эрудиции;
  • Оценка памяти, типа мышления;
  • Определение причин плохой успеваемости ребенка;
  • Профилактика трудностей при обучении, определение проблемных зон;
  • Возможность обнаружить нарушения психического развития.

Вербальные показатели связаны с критериями общей культуры и успеваемостью. Тем самым результаты могут быть чувствительны к национальным различиям. Отражают способность к умозаключениям и обобщениям, словарный запас, осведомленность, объем памяти.

Субтесты для определения уровня вербального интеллекта:

  • «Общая осведомленность» — диагностирует уровень общей образованности.
  • «Понятливость» — определяет способность моделировать поведение в социуме. Могут выявляться признаки социальной дезадаптации, конформности.
  • «Арифметический» — оценивает легкость оперирования цифрами.
  • «Сходство» — определяет, на каком уровне развития находится абстрактно-логическое мышление.
  • «Словарный» — определяет уровень культуры речи и мышления. Может указывать на особенность личностных черт (например, импульсивность).
  • «Повторение цифр» — оцениваются особенности внимания.

Невербальные показатели отражают уровень общего интеллекта, связанный с различными навыками, а также с сенсомоторными, психофизическими и перцептивными особенностями и характеристиками.

Субтесты для определения уровня невербального интеллекта:

Методика Векслера.jpg

  • «Недостающие детали» — отражает уровень зрительной внимательности/наблюдательности и умения выделять основные признаки, что отражает уровень развития мышления.
  • «Последовательные картинки» — выявляет умение планировать и понимать социальные действия. Определяет уровень социальной активности и адаптации.
  • «Кубики Косса» — определяет уровень пространственного анализа и синтеза.
  • «Складывание фигур» — показывает способность составлять целое из частей.
  • «Шифровка» — диагностируется зрительная и моторная скорость.
  • «Лабиринт».

В СССР Метод Векслера был адаптирован научными работниками Ленинградского психо-неврологического института им. В.М. Бехтерева.

Правила проведения тестирования

Методика Векслера для дошкольников задания.jpg

  • Убедиться в желании испытуемого выполнять задания. Замотивировать, вызвать интерес.
  • Не должно создаваться ощущение, что испытуемого проверяют. Для ребенка важно почувствовать, как будто с ним хотят поиграть.
  • Точная формулировка при постановке вопроса.
  • Ответ, если он не отрицательный, следует поощрять, подбадривая ребенка словами: «правильно», «молодец» и т.п.
  • Когда испытуемый говорит «не знаю», необходимо поддержать.
  • В случае, когда ребенок молчит, нужно мотивировать к ответу. Важно не подсказывать и не подталкивать к определенному ответу.
  • Не давать следующее задание, если не выполнено предыдущее.
  • Если дается 2 непротиворечивых ответа, выбрать наиболее подходящий из них.
  • Если противоречивых, то подтолкнуть ребенка к выбору одного из вариантов.
  • Если на вопрос не получен ответ в течение 10-15 секунд, повторить в первоначальном виде (кроме 6 и 3 субтестов).
  • Дополнительные ответы учитываются, когда не получается оценить первоначальный вариант в 0 или 1 балл.
  • Если ответ оказывается между 1 и 2 баллами, то ставится 1 балл.
  • При неправильно выполненном задании, если установленное время еще не истекло, экспериментатору следует притвориться, что он ничего не заметил.
  • С основными определениями приводятся альтернативные выражения или слова, представленные в скобках, которые оцениваются в тот же балл.
  • Ответ после цифры «0» считается неудовлетворительным.
  • После знака «?» необходим дополнительный вопрос. Если качество ответа не меняется, то ставится «0» баллов.

Обработка и интерпретация данных

Обработка результатов тестирования происходит вручную: сумма баллов переводится в стандартезированные единицы при помощи специально разработанных таблиц.

IQ-показатели по Векслеру:

130 – очень высокие показатели IQ
120-129 – высокие показатели IQ
110-119 – IQ в норме
90-109 – средние показатели IQ
80-89 – низкие показатели IQ
70-79 – очень низкие показатели IQ
> 69 – дефект интеллектуального развития

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов.jpg

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов 2.jpg

Вместо заключения

Заключение про уровень интеллектуального развития конкретного ребенка необходимо делать корректно. Полученные данные по невербальному интеллекту могут указывать на зону ближайшего развития или возможности интеллекта в целом. В детском возрасте показатели весьма изменчивы в связи с условиями жизни, обучения и воспитания ребенка.

Важно осознавать, что стандартизированная методика не может максимально полно оценивать индивидуальные особенности интеллектуального развития. Высокие баллы IQ не всегда являются определяющими признаками гениальности. Успешность во многом зависит от таких составляющих, как целеустремленность, внимательность, креативность, усидчивость и т.д.

Источник