Меню

Лекция 1 Введение Предмет и задачи курса Технологии критериального оценивания

Тесты на знание Критериальной системы оценивания учебных достижений школьников

Тесты разработаны для учителей и студентов педагогических специальностей работающих по обновленной программе образования РК, и имеющих желание проверить свои знания о критериальном оценивании.

Содержимое разработки

Тестовые задания

Тема: «Критериальное оценивание».

Оценка учебных достижений обучающихся в соответствии с заранее известными критериями, установление степени соответствия реально достигнутых обучающимися результатов планируемым целям обучения.

Внешнее суммативное оценивание

Внутреннее суммативное оценивание.

Система критериального оценивания в начальных классах включает

Внешнее суммативное оценивание

Формативное оценивание и суммативное оценивание

Внешнее и внутренне оценивание

Только суммативное оценивание

Вставьте пропущенное слово

Термин «критериальное оценивание» впервые использован …. (1963 г.) и характеризует процесс, способствующий определению набора типичных поведенческих моделей и соответствия между достигнутым и потенциальным уровнями учебных достижений обучающихся.

Исключите лишнее.

Система критериального оценивания учебных достижений обучающихся:

основывается на единстве воспитания и оценивания;

направлена на формирование целостного подхода к обеспечению прогресса и успеваемости обучающегося;

обеспечивает реализацию целей обучения и сбор доказательств

получения знаний и развития навыков в соответствии с учебными программами;

включает разнообразие способов и форм оценивания на основе содержания учебной программы по предмету для каждого класса

основана на взаимосвязи преподавания, обучения и оценивания.

Результаты критериального оценивания используются для …

эффективного планирования и организации образовательного процесса.

оценки степени развития навыков обучающихся.

информирования об уровне компетентности каждого обучающегося.

анализа соответствия между достигнутым и потенциальным уровнями учебных достижений обучающихся.

Все ответы верны

Для обеспечения комфортной адаптации первоклассников к школе в первом классе обучение целесообразно строить на принципах … .

спиральности при проектировании содержания предмета

по принципу S.M.A.R.T.

интеграции учебных предметов

планомерности и непрерывности

Учителю рекомендуется использовать критериальное оценивание таким образом, чтобы ….

более эффективно организовывать учебный процесс

оказывать своевременную поддержку обучающимся и обеспечивать их прогресс в обучении

предоставлять информацию о результатах обучения заинтересованным сторонам

мотивировать детей к успешному обучению и выявить пробелы в знаниях и наглядно демонстрировать их рост.

Все ответы верны

Исключите неправильный вариант ответа.

Опыт 30-ти пилотных школ, участвующих в апробации ГОС НО, показал, что критериальное оценивание успешно используется для …

развития у обучающихся интереса к обучению

создания гуманной, дружелюбной среды обучения,

поддержки учеников в процессе обучения

укрепления дальнейшей мотивации обучающихся к учебе, к участию в исследовательской, творческой деятельности.

дифференциации учащихся на группы в соответствии с их уровнем учебных достижений

Формативное оценивание служит для…

1. определения уровня освоения знаний и сформированности навыков обучающихся в процессе обучения

2. корректировки образовательного процесса на итоговом уроке

3. осуществления обратной связи.

Уровень развития каких мыслительных навыков следует оценивать при формативном и суммативном оценивании у учащихся?

Знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка

Навыки заучивания, распределения и концентрации внимания, наблюдения.

Знание, понимание, применение

Анализ, синтез, оценка, сравнение, абстракция

Обобщение, конкретизация, анализ, синтез

Описание какого мыслительного навыка представлено ниже:

«Формирование суждения о значимости идей или фактов по определенным критериям».

Описание какого мыслительного навыка представлено ниже:

«Демонстрация способности делить информационные материалы на составные части, изучать информацию для получения различных выводов путем определения мотивов или причин, умозаключений и/или нахождения доказательств для обоснования общих правил».

Исключите неверное:

Формативное оценивание состоит из следующих ключевых стратегий:

разъяснение ожидаемых результатов и критериев оценивания;

формирование эффективных обсуждений и взаимодействий в классе, которые будут свидетельствовать о понимании обучающихся;

предоставление обратной связи, которая будет стимулировать обучающихся к достижению результатов;

вовлечение обучающихся в качестве источников и ресурсов взаимообучения;

становление обучающегося как «объекта» обучения.

По языковым предметам необходимо оценивать 4 вида речевой деятельности:

Аудирование, говорение, письмо и чтение.

Коммуникация, говорение, письмо и чтение.

Слушание, общение, письмо и чтение.

Перевод, говорение, письмо и чтение.

Нет правильного варианта ответа

Какое оценивание проводится по предметам «Самопознание», «Музыка», «Физическая культура», «Художественный труд»?

Оценивание не проводится

Формативное и суммативное

Для обеспечения объективности и прозрачности оценивания результатов обучения обучающихся по суммативному оцениванию за четверть учителями проводится ….

Если обучающийся отсутствует до двух недель по уважительной причине (болезнь, смерть близких родственников, участие в конференциях, олимпиадах и научных соревнованиях), он должен пройти суммативное оценивание

по индивидуальному графику, составленному школой.

в течение двух недель после прибытия в школу.

в течение двух дней после прибытия в школу.

в течение месяца после прибытия в школу.

В любой период после прибытия в школу.

В случае отсутствия обучающегося более двух недель по уважительной причине (болезнь, смерть близких родственников, участие в конференциях, олимпиадах и научных соревнованиях), он должен пройти суммативное оценивание

по индивидуальному графику, составленному школой.

в течение двух недель после прибытия в школу.

в течение двух дней после прибытия в школу.

в течение месяца после прибытия в школу.

В любой период после прибытия в школу.

Информация по итогам суммативного оценивания за раздел/сквозную тему

предоставляется обучающимся и родителям или иным законным представителям в бумажном или электронном формате.

Предоставляется учащимся в бумажном формате

Предоставляется администрации в бумажном или электронном формате.

Является конфиденциальной информацией школы

Все ответы верны

Четвертная оценка выставляется на основании результатов суммативного оценивания за разделы/сквозные темы в процентном соотношении

40% СОр на 60%СОч

60% СОр на 40%СОч

30% СОр на 70%СОч

70% СОр на 30%СОч

50% СОр на 50%СОч

Способ фиксирования и накопления индивидуальных учебных достижений обучающегося по предметам за учебный год

Уровень учебных достижений обучающихся

Единый сквозной компонент содержания, использующийся как инструмент интеграции знаний и умений из разных предметных областей для достижения цели обучения конкретного учебного предмета

Спецификация суммативного оценивания

Сквозная тема учебной программы

Ожидаемые результаты обучения

Уровень учебных достижений обучающихся

Методологической основой системы критериального оценивания является

Система безотметочного обучения Ш. А. Амонашвили

Образовательная система Д. Эльконина – В. Давыдова

Технология критериально-ориентированного обучения В.П. Беспалько

Система оценивания В.Ф. Шаталова

Методика оценки результатаов обучения В.П. Симонова

Вид контроля, который осуществляется на уроках или по завершении определенной темы и в режиме критериального оценивания соответствует формативному оцениванию.

Вид контроля, который проводится по завершении крупного раздела, четверти, полугодия. Проводится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующий уровень обучения и является важнейшей формой итоговой аттестации.

Основной задачей внешнего контроля по системе критериального оценивания является установление соответствия учебных достижений

Источник

Критериальное оценивание

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.

Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»), 3 («удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5 («отлично») и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:

  • уровень учащегося относительно определенного эталона,
  • уровень учащегося относительно класса в целом,
  • уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период

При критериальном оценивании

  • ученик становится настоящим субъектом своего обучения
  • снижается школьная тревожность ученика
  • учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора

Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.

Что же такое “критериальное оценивание”?

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Успешность учащегося по английскому языку складывается из:

  • знания отдельных грамматических конструкций (знание, понимание) (“А”);
  • умения понимать смысл прочитанного или услышанного, отвечать на вопросы и делать множественный выбор (мышление) (“В”);
  • умения использовать грамматические конструкции, изученную лексику в речи, (коммуникация) (“С”);
  • умения писать письма с использованием изученных лексических и грамматических единиц, поддерживать диалог по заданным темам (применение) (“Д”).

Оценивая отдельную работу, преподаватель обращает внимание учащегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности, которых выставляется итоговая отметка. Таким образом, отметка становится более «прозрачной» и учащийся понимает, каким аспектам своей деятельности необходимо уделить большее внимание.

Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели.

При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата.

Каждая работа оценивается по ряду критериев и инструкций к ним. Критерии и инструкции вырабатываются в ходе общественного договора.

Например, каждое задание в работе оценивается определенным количеством баллов от 0 до 10 или от 0 до 5. В части “А” учащийся должен набрать 30 баллов. В части “А” проверяется знание отдельных грамматических конструкций.

Вы продемонстрировали очень незначительное знание грамматики английского языка. Неправильно используете пройденный материал. Вы мало занимались в этой теме. Вы должны повторить следующие грамматические структуры: конструкция have to\has to, простое будущее время, а также настоящее совершенное

Вы продемонстрировали удовлетворительное знание и понимание пройденного материала, используете грамматические конструкции довольно правильно и связно; Есть явные основания полагать, что Вы знаете, как использовать грамматический материал по пройденной теме, уместно используете полученные знания и раскрываете скобки практически без ошибок. Все же Вам необходимо еще поработать над пройденным материалом. Повторите, как образуется The Present Perfect Tense, как строятся утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения с конструкцией have to\has to)

Читайте также:  Правила обращения ИЛП в аптеках Часть 1

Вы продемонстрировали великолепное знание и полное понимание пройденных грамматических конструкций; Великолепно используете пройденный материал, точно и уверенно демонстрируете полное понимание процессов образования грамматических конструкций.

Подобные инструкции учащийся получает по каждой части (“А”, “В”, “С”, “Д”). После проведения работы по теме, учащийся имеет возможность сам оценить свой результат.

При критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу.

Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой.

Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.

Примерные задания к части А.

Критерии оценивания – знание грамматических конструкций.

A1. Complete the sentences. Use have to or has to

  1. School starts at eight thirty. I ……….. get up at seven o’clock.
  2. Mike wants to speak French very well. He ……… study every day.
  3. …… we ….. go there by car? It isn’t very far.
  4. She …………… read this book. She has already done it.
  5. When it is summer, we ……………. get up at seven o’ clock in the morning.

A2. Use will or won’t

  1. Holmes …….. (catch) a cold tomorrow.
  2. Cluless …….(not\be) a better detective.
  3. Cluless ……. (catch) a lot of fish this afternoon.
  4. Cluless ……. (marry) Holmes.
  5. It …… (not\rain) this afternoon.

A3. Complete with Present Perfect

  1. Vicki …….. (choose) Lucky.
  2. Mark …….(not\meet) Bob before.
  3. …….. (not\be) here before.
  4. Vicki …… (not\speak) to the vet.
  5. (find) ……. you ……a new home for Tessie?

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Источник



Технология критериального оценивания тесты с ответами

Одной из главных задач современного образования является совершенствования методики преподавания дисциплин, подготовки компетентных кадров для этих дисциплин, обьективная оценка знаний учащихся. Поэтому в последние годы одним из основных направлений методической работы в школе является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. Технология критериального оценивания как одна из современных методик обучения в принципе должна решить многие проблемы современного образования. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

– отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

– педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником;

– отметки, выставляемые учащимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

– при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;

– отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению [3].

Для решения данных проблем в школах необходимо разработать и внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с целями, задачами и ожидаемыми результатами обучения.

Попробуем разобраться основными принципами критериального оценивания. Что означает само критериальное оценивание? Какие у нее достоинства и недостатки ? Во-первых критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Само понятие крите?рий означает – признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

В основных принципах критериального оценивания (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание означает такую шкалу как определение степени приближения ученика к данной цели [1].

Кроме этого критериальное оценивание подразделяются на формативное и суммативное оценивание. Формативное (текущее) оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения.

Суммативное внутреннее оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения определенного блока учебной информации. Суммативное внутреннее оценивание осуществляется педагогами или администрацией школы.

Суммативное внешнее оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении уровня обучения – начальной школы (5 кл), основной школы (10 кл), старшей школы (11-12 кл).

Теперь попробуем разобраться какие преимущества и недостатки имеет критериальное оценивание, по сравнению с другими педагогическими методиками.

Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:

– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

– определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;

– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

– обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса [2, 3].

Проблема выставления оценок школьникам – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках традиционной системы образования и поэтому не отражает результат полного усвоения знаний, что не соответствует в полной мере современным требованиям учебной программы [2].

Процесс оценивания является постоянной составляющей образовательного процесса и также подлежит развитию.

В соответствии с уровнем развития современной науки и технологии необходимо создание универсальной, отвечающей всем требованиям современного общества системы оценивания. Существенный вклад в развитие теории оценивания внесли многие отечественные педагоги – исследователи, которые определяли оценку как результат учебной деятельности в целом.

Не менее значимы, такие проблемы, как грамотная организация-процесса оценивания с целью формирования у учащихся учебно-познавательной мотивации и стимулирования, учебных достижений. В принципе естественно критерий оценивания должен рассматриваться как некоторый эталон, показатель уровня владения учебным материалом, имеющий значение стимула для повышения учебных достижений учащихся.

Учебно-познавательную компетентность учащихся, необходимо рассматривать в контексте технологии критериального оценивания учебных достижений как одно из современных научных направлений.

Основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки. Здесь должны быть четкие критерии в выборе отметки, которое будет понятно и ученикам, и родителям, одним словом «карта» должна быть полностью открытой и прозрачной.

Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися основных образовательных программ.

Нужно отметить, что при введении в учебный процесс технологии критериального оценивания нужно это условие непременно согласовывать между всеми учениками и родителями, так как сам процесс оценивания знания учащихся должен быть прозрачным для всех.

В зависимости от темы занятия, от уровня работы учеников, для каждого задания по тесту или письменной работы заранее оговариваются соответствующие баллы, имеется также шкала перевода баллов в оценки.

Вот только при такой прозрачной работе с учениками, при открытом диалоге между учениками и учителем можно объективно оценивать работу учеников, со стороны родителей тоже не будет возражений, такие объективные оценки результатов удовлетворяют всех [4].

Систем оценки учебных достижений учащихся в школе как и любая система в принципе естественно должна претерпеть определенные изменения в соответствии с уровнем развития науки и техники, это конечно создает определенный стимул для прогресса и совершенствования знаний учащихся.

Главной задачей педагогов, преподавательского состава и руководства школы несомненно должно стать создание условий способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха. Одним из достоинств и преимуществ критериального оценивания является объективность, открытость, прозрачность новой системы технологии критериального оценивания, самое главное естественно – это стимулирующий потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей [4].

В данной методике можно отметить следующие основные преимущества технологии критериального оценивания:

1. Это методика очень прозрачная и соответствует учебным целям предмета;

2. Знания учеников оценивается объективно в соответствии с составленным критериям оценок, заранее знакомое все ученикам;

3. При данной методике оценивания знаний учеников со стороны учеников, родителей, учителей не может быть никаких претензий;

4. В образовательном процессе методика преподавания дисциплины, оценка по данной дисциплине идет по заранее подготовленному стратегическому плану технологии критериального оценивания;

5. Данная методика позволяет ученикам заранее подготовиться и способствует развитию навыков самооценивания, также приучает к самостоятельной подготовке по данному предмету;

6. Повышает качество пройденного материала.

Здесь пожалуй наряду с достоинствами технологии критериального оценивания можно и необходимо наверное отметить и некоторые сложные моменты этой системы.

Самое главное ученикам и учительскому составу несомненно нужно переориентироваться на такую систему, изменять свои привычные традиционные взгляды при проведении занятий, при оценке знания учащихся, при подготовке определенных новых тестовых заданий школьникам. Одним словом нужно кардинально менять традиционные системы и перестроить систему учебного процесса для технологии критериального оценивания, все это естественно определенная трудоемкая работа.

Читайте также:  Тест Сложноподчин нное предложение с несколькими придаточными 9 класс

Постепенное изменение системы проведения учебных занятий, системы оценивания подготовки школьников потребует определенного адаптационного периода. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки. Но при бурном развитии современного общества она требует само собой определенной корректировки. Традиционная пятибальная система оценки образования естественно является обьективной, но она в современных условиях развития методики системы образования требует дальнейшей методической доработки. Это связано с тем, что учащийся должен дальше прогрессировать, развивать свои знания, подходить творчески к усвоению знания.

Если для обучающего не будет стимула для дальнейшего творческого роста, то это уже тормозит процесс познания, поэтому целесообразно стимулировать учащихся выставляя более высокие баллы. Например если мы традиционную пятибальную систему оценки приравняем к сто баллам, тогда для учеников кто подходит творчески к конкретной теме, решению задачи и т.д. можно будет поставить и более ста баллов, это уже будет огромный стимул для учащихся [3].

Здесь конкретно нужно развивать «рефлексию» обучающихся, что это значит, попробуем обьяснить простым языком. Рефлексия – то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но еще знать о своем знании. Значит для обучающего это способ осознания конкретных результатов исследования, регуляция своей жизнедеятельности, стимул для дальнейшего прогресса. Одним словом обучающих нужно учить подходить к проблеме творчески, активно участвовать в процессе познания законов природы.

Критериальная система оценивания является-нормативной системой, она широко применяется в Международной школе бакалавриата. Эта система направлена не только на оценивание знания учащихся, но и на развитие индивидуальных качеств школьника, на раскрытие таланта молодежи, на правильное взаимоотношение с окружающей средой, на совершенствование своих знаний.

Критериальная система оценивания является реальной системой которая согласована с педагогическим коллективом, направлена на индивидуальное развитие компетенции учеников, соответствующей целям и содержанию учебного плана образования.

Источник

Лекция 1. Введение. Предмет и задачи курса «Технологии критериального оценивания».

(1 час)

1. Введение. Предмет и задачи курса «Технологии критериального оценивания».

2. Место и роль критериального оценивания в системе образования.

Тезисы лекции:

Введение. Оценивание – необходимый компонент образовательного процесса, представляющий собой сбор и анализ информации об успеваемости учащихся на текущих и итоговых стадиях обучения. Цель, задачи, предмет, объект, принципы, методы, формы и инструменты оценивания должны быть понятны всем субъектам образовательного процесса – администрации школы, учителям, родителям и самим учащимся. Система оценивания -– это основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, позволяющее определять качество образования, его соответствие мировому стандарту, принимать кардинальные решения по стратегии и тактикам обучения в случае его несоответствия современным задачам в области образования, совершенствовать как содержание образования, так и формы оценивания ожидаемых результатов образования. Оценивание – процесс

соотношения полученных результатов и запланированных целей. Предмет и задачи курса «Технологии критериального оценивания».

— раскрыть научные основы методики критериального оценивания;

— проектировать критерии, оценивающие предметные и метапредметные результаты;

— разработать систему критериального оценивания, отвечающую требованиям системы 12-летнего образования;

— определить механизм оценивания и самооценивания сформированности ключевых компетенций, обеспечивающих функциональную грамотность личности;

— определить требования к мониторингу учебных достижений учащихся;

— описать предмет итоговой оценки.

Технологии критериального оценивания. Место и роль критериального оценивания в системе образования. Критериальное оценивание как педагогическая технология. Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно-ориентированного подходов в современном образовании. Влияние критериального оценивания на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся. Организационно-педагогические условия реализации модели технологии критериального оценивания. Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся.

Литература

1. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2013. – 80 с.

2. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно-методическое пособие. / Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. — 56 с.

3. Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы. Учебно-методическое пособие. — Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016.-47 с.

4. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. – 80 с.

5. Бородкина Н. В. Формирующее оценивание в школе: Учебное пособие — Ярославль, 2015.

Формат проведения занятия: беседа, работа над текстом.

Лекция 2. Научные основы разработки норм критерии оценки на уроках истории. (1 час)

1. Психолого-педагогические теории.

2. Разработка норм критерии оценки на уроках истории.

Тезисы лекций

Психолого-педагогические теории: активной познавательной деятельности и развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд); развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.Г. Петерсон); гуманизации и личностно-ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); формирования мотивации к учению (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.М. Гельмонт).

Методологическое обоснование процесса оценивания в научных работах В.Л.Беспалько, И.Л. Лернер, В.М. Полонского, Н.М. Скаткина. Нормативный подход к оцениванию учебных достижений учащихся.

Оценка успешности учебной деятельности учащихся может выражаться в следующих формах: малые формы (проявляющиеся в мимике, жестах, модуляции голоса, кратких замечаниях по поводу успеваемости и др.); общей характеристики учащегося; отметки; оценочных высказываний (в индивидуальных беседах с учеником, на родительских собраниях); в других формах, предусмотренных внутренним распорядком конкретной школы. Функции педагогической оценки.

Литература

1. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2013. – 80 с.

2. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно-методическое пособие. / Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. — 56 с.

3. Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы. Учебно-методическое пособие. — Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016.-47 с.

4. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. – 80 с.

5. Бородкина Н. В. Формирующее оценивание в школе: Учебное пособие — Ярославль, 2015.

Формат проведения занятия: беседа, конспект.

Источник

Технология критериального и формирующего оценивания.Как сделать оценивание оцениванием для обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс оценивания актуален во все времена. Это вид деятельности по установлению степени достигнутого учеником путем сравнения с эталоном. Но чтобы это сравнение имело объективный характер, прежде всего должен быть установлен эталон и способы измерения степени его достижения.

Просмотр содержимого документа
«Технология критериального и формирующего оценивания.Как сделать оценивание оцениванием для обучения.»

Технология критериального и формирующего оценивания.Как сделать оценивание оцениванием для обучения.

Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс оценивания актуален во все времена. Это вид деятельности по установлению степени достигнутого учеником путем сравнения с эталоном. Но чтобы это сравнение имело объективный характер, прежде всего должен быть установлен эталон и способы измерения степени его достижения.

Следовательно, прежде всего необходима деятельность, в которой проводится измерение достигнутого.

Объективной оценивающей деятельности предшествует деятельность по объективному измерению достигнутого. Педагогическая наука выработала различные подходы в решении этой проблемы.

В работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.М. Фридмана, Ю.Б. Зотова отмечается, что контрольно-оценочная деятельность педагога – это один из этапов образовательной деятельности в учебном процессе. Ш.А. Амонашвили, В.М. Полонский говорят, что оценка – есть процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном 1 2 . И.П. Подласый утверждает, что можно достаточно точно определить, что конкретно и на каком уровне усвоил учащийся 3 . О количественном определении усвоения говорит и В.П. Беспалько и предлагает определять коэффициент усвоения по количеству правильно выполненных операций учащимся при сравнении его ответа с эталоном 4 . Н.В. Селезнев указывает на необходимость организации обучения и оценочной деятельности учащихся как равноправных субъектов учебно-воспитательного процесса. Он доказывает, что оценочная деятельность носит многосторонний характер и должна проводиться как учителем, так и учеником 5 . И во всех работах выделяются обязательные компоненты оценочной деятельности:

— Определение целей обучения.

— Выбор контрольных заданий, определяющих достижение этих целей.

— Отметка или иной способ выражения результатов проверки.

Следовательно, для осуществления оценочной деятельности учителю необходимо определить предмет оценивания и сопоставить предмет оценки с определенными критериями, то есть объективно измерить достижения ученика.

Таким образом, в современном образовании под оцениванием понимается один или более процессов определения, сбора, накопления и анализа данных, используемых для оценки достижения результатов, целей учебной деятельности 6 .

Проблема объективного оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе в настоящее время полностью не решена. Ее остро чувствуют не только учителя, но и другие участники образовательного процесса: обучающиеся и родители.

Оценивая знания или умения, учитель часто не может исключить влияния на эту оценку уже имеющихся у него оценок других сторон, свойств и качеств ученика. В оценке появляется субъективный элемент. Это приводит не только к необъективным оценкам, но и порождает, как говорит Шацкий, «тяжелые педагогические явления». «Наши способы оценки учеников являются весьма грубыми … на практике мы очень часто к оценке работы ученика присоединяем и целый ряд суждений, касающихся его внимания, прилежания, лености и т.д. При помощи этих оценок, для которых … нет достаточных оснований, мы даем повод к созданию весьма тяжелых педагогических явлений» 7 [с.229-230, 232].

Очень часто у детей появляется обида на необъективность выставления отметок, их необоснованность. Чаще учащиеся не знакомы с критериями учителя или не понимают их. А это может привести к подрыву авторитета учителя, неадекватной самооценке, демотивации к учебной деятельности. Б.Г. Ананьев установил, что среди многочисленных и разнообразных мотивов, побуждающих учебную деятельность учащихся, существенным является оценка учителем усвоенных ими знаний 8 .

Читайте также:  Chevrolet Niva Большой тест драйв б у Big Test Drive Шевроле Нива

Именно поэтому система оценивания занимает особое место. И поскольку проверять необходимо не только предметные результаты, то становится важным определить критерии, процедуры и формы представления по метапредметным результатам.

Выделяют два вида оценивания: итоговое оценивание, которое выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени и формирующее оценивание. Измерения, проводимые в рамках итогового оценивания, имеют констатирующий характер. В то время как формирующее оценивание – оценивание процесса достижения образовательного результата, в ходе которого становится видимым и понятным прогресс учащегося 9 . Оно предназначено для определения прироста знаний, умений, способов деятельности в процессе повседневной работы. Встраивается в лично-ориентированное обучение, позволяя отслеживать прогресс каждого ученика, при этом оценивает не только результат но и процесс, позволяя формировать оценочную самостоятельность обучающегося. Дает возможность учителю и ученику корректировать свою учебную деятельность и устранять возможные пробелы и недочеты до проведения итоговой работы. «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост» 10 11 .

Следовательно, возросший интерес к формирующему оцениванию сегодня обоснован, так как позволяет решать задачи по достижению образовательных результатов ФГОС ООО, а также видеть и корректировать процесс их достижения. Без критериев оценивание предметных и метапредметных учебных достижений, процесс их достижения, сбор информации о протекающем процессе обучения невозможны. Поэтому современное оценивание базируется, прежде всего, на критериальном оценивании.

Само понятие «критерий» означает – признак, эталон, ориентир, правило. Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, чаще коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (обучающимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся 12 .

В основных принципах критериального оценивания (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание означает такую шкалу (дескрипторы) как определение степени приближения ученика к данной цели.

Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие:

– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;

– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

– обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса 13 .

В данной методике можно отметить следующие основные преимущества технологии критериального оценивания:

1. Соответствует требованиям к целям основной образовательной программы основного общего образования и задачам оценивания;

2. Облегчает процесс оценивания учителю;

3. Знания всех учеников оценивается объективно в соответствии с составленным критериям оценок, заранее знакомых всем ученикам;

4. Открытость, прозрачность позволяет избегать недопонимания и конфликтной ситуации с учениками, родителями;

5. Дает возможность ученикам заранее предвидеть объем и требования к работе, приучает к самостоятельной подготовке по данному предмету, а также способствует развитию навыков самооценивания.

Критериальное оценивание позволяет 14 :

Разработать критерии, которые дают возможность увидеть качество результатов;

Использовать разнообразные технологии обучения и иметь инструменты оценивания;

Улучшить качество преподавания за счет возможности анализа усвоения учебного материала каждым учеников, ориентируясь по результатам и критериям;

Вносить корректировки по совершенствованию содержания учебной программы.

Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности;

Использовать весь спектр собственных знаний для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить;

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;

Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих одноклассников.

Получать объективные знания об уровне обученности своего ребенка;

Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы.

Социолог Е.Н. Васильева в своих исследованиях одной из причин отставания учащихся в учении называет слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности 15 .

Самооценка — один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Учащиеся дают себе характеристику собственных результатов, анализируют свои достоинства и недостатки, ищут пути их устранения. Самооценка позволяет увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.

Критерий к работе дает возможность анализировать и оценивать не только конечные результаты, но и сам процесс работы над ними, развивает навык самооценки у учеников.

Не только педагоги считают, что необходимо регулярно информировать обучающихся о конечном результате в их текущей учебной деятельности. На это есть запрос и самих учеников. К такому выводу в своей работе пришла Н.Л. Галеева 16 . Анализируя данные, полученные в ходе исследования по учебной мотивации обучающихся, Н.Л. Галеевой было установлено, что некоторые ученики средней школы и почти все ученики старшей школы достигают самого высокого уровня мотивации: социально-духовного или волевого. Наталья Львовна приходит к выводу, что у данной возрастной группы есть потребность в том, чтобы учитель информировал об обязательных результатах обучения, что на уроках должно присутствовать открытое целеполагание на каждый вид деятельности, должны быть созданы условия для самооценки деятельности ученика с целью последующей ее корректировки, что обучение должно быть созвучно с прогнозированием будущей жизнедеятельности обучающихся. Есть основание полагать, что при создании школьникам ситуации в обучении с учетом их потребностей, то есть с учетом уровня мотивации, результаты от такой деятельности будут выше. Большое внимание учителям следует уделять учебной мотивации, т.к. последняя является ведущим и целеобразующим внутренним ресурсом учебно-познавательной деятельности ученика. Об этом же писал еще П. Я. Гальперин, настаивая, что вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения 17 .

Критериальное оценивание отвечает запросу ученика на информирование об обязательных результатах обучения по данной теме. Оно также позволяет раскрыть смысл определенного вида деятельности на уроке. Оценочный лист, который предлагается ученику, описывает критерии ожидаемых достижений от ученика при осуществлении того или иного учебного задания. Благодаря этому у обучающегося складывается представление о том, как в идеале должен выглядеть конечный результат. По каждому критерию определяется уровень (дескриптор) приближения к данной цели. Ученик самостоятельно может установить соответствие между качеством выполненного и уровнем достижения результата, которое оценивается баллами.

Сумма баллов за каждое отдельное задание в работе и есть конечный результат. Критериальное оценивание применяется в условиях традиционной пятибалльной системе через перевод баллов в текущие отметки по разработанной учителем шкале.

На основании вышеизложенного, ясно, что критериальное оценивание позволяет отслеживать успешность учебной деятельности ученика не только по получению образовательного результата, но и самого процесса его достижения, позволяет формировать у обучающегося навык самооценки и способствует развитию его учебно-познавательной мотивации.

1Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – Москва : Педагогика, 1984. – 296 с.;

2Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1 — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/doc8701642_442663506?hash=07819e3bd25e87a8cd&dl=7fa3ef32ff39c40268. Дата обращения 24.10.2017.;

3Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 2 : Теория и технологии обучения : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. И специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 575 с.;

4Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. — 192 с.;

5Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования / авт.-сост. Е.А. Яровая, Н.В. Киселева. – Волгоград : Учитель, 2017. – 56 с.;

6Лебедева М.Б. Учебные ситуации: управляем формированием результата / Лебедева М.Б., Шилова О.Н. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://sites.google.com/site/usocenivanie2/formiruusee-ocenivanie,

7Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1 /под ред. Н.П. Кузина, М. Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1980. 304 с.;

8Степанова Е. И. Становление психологической школы Б. Г. Ананьева: Памятные даты и события / Е.И. Степанова. – СПб.: Симпозиум, 2003. – 215 с.;

9Безукладников К.Э. Критериальное оценивание образовательных результатов образования: монография / Безукладников К.Э., Красноборова А.А., Крузе Б.А.; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2011. — 127 с.;

10Фишман И.С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: метод. пособие. / И. С. Фишман, Г. Б. Голуб. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://prohorovaon.files.wordpress.com/2013/01/d184d0b8d188d0bcd0b0d0bd2.pdf, свободный. Дата обращения 10.10.2017.;

11Зотов Ю.Б. / Организация современного урока: кн. для учителя / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1984. — 144 с.;

12Методические материалы. Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся Автономной Организации Образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» — [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://edu.resurs.kz/metod/tehnologiya-kriterialnogo-otsenivaniya-uchaschihsya, свободный. Дата обращения 18.11.2017.;

13Абекова Ж.А. Технология критериального оценивания, методика ее применения в учебном процессе / Абекова Ж.А., Оралбаев А.Б., Бердалиева М., Избасарова Ж.К. // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 215-218;

14Аскарова М. А. О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 34-36.;

15Васильева Е.Н. Объектно и субъектно-ориентированные case-технологии в социальной работе: учебно-методическое пособие / Васильева Е.Н., Левковская Н.Г. // ФГАОУ ВПО «ВолГУ», Волгоград, 2013. – 77 с.;

Источник