Меню

Круги времени Тома Коттла тест



Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методы изучения и коррекции целостности жизненных перспектив личности

Методы изучения и коррекции целостности жизненных перспектив личности
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

1. Методики диагностики целостности жизненных перспектив личности

Методика «Циклический тест времени» (Т. Коттл)

Инструкция: С помощью трех кругов попробуйте изобразить на бумаге свои представления о времени. Круги обозначают прошлое, настоящее и будущее. Расположите эти круги так, чтобы они выражали Ваши переживания взаимосвязи вашего личного прошлого, настоящего и будущего. Вы можете использовать круги разной величины. Обозначьте, какой круг соответствует прошлому, какой — настоящему, какой — будущему.

Тест кругов Т. Коттла призван оценивать два параметра: 1) степень связанности временных зон; 2) предпочтение или значимость той или иной временной зоны. Второй параметр выясняется путем измерения в миллиметрах диаметров кругов и подсчета соотношения временных зон в процентах.
Т. Коттл предложил и способ измерения степени связанности временных зон, или степени, в которой круги соприкасаются, пересекаются или перекрывают друг друга. Им была разработана система начисления баллов за связанность каждого из рисунков. Так, если все три круга изображены отдельно друг от друга, то степень связанности оценивается в 0 баллов, если соприкасаются какие-либо из двух кругов — в два балла, если какие-то из двух кругов пересекаются — четыре балла, если один из кругов полностью расположен в другом круге — шесть баллов.
Для оценки связанности временных зон рисунка в целом необходимо сложить степени связанности каждой из пар временных зон. Таким образом, общая связанность рисунков лежит в пределах от 0 баллов (все 3 круга изображены отдельно) до 18 баллов (каждый круг расположен в другом круге, рисунок имеет вид мишени) (см.: [3]).

Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо

Опросник временной перспективы Зимбардо (англ. ZimbardoTim ePerspectiveInventory, ZTPI) представляет собой методику, направленную на диагностику системы отношений личности к временному континууму. Опросник временной перспективы разработан Ф. Зимбардо в соавторстве с А. Гонзалесом. Оригинальная версия опросника состоит из 56 пунктов, ответы по которой распределяются по пятибалльной шкале Ликкерта. Из опросника возможно извлечение пяти показателей.
Фактор восприятия негативного прошлого выражает степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований.
Фактор восприятия позитивного прошлого выражает степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию.
Фактор восприятия гедонистического настоящего. При этом настоящее видится оторванным от прошлого и будущего, единственная цель — наслаждение.
Фактор восприятия фаталистического настоящего. Настоящее видится независимым от воли личности, изначально предопределённым, а личность — подчинённой судьбе.
Степень ориентации на будущее выражает наличие у личности целей и планов на будущее.
Данная методика была переведена и адаптирована коллективом авторов (А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина) [12].

Инструкция: Пожалуйста, прочитайте все предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или верно в отношении меня?» Отметьте свой ответ в соответствующей ячейке, используя шкалу (1 — совершенно неверно,
2 — скорее неверно, 3 — нейтрально, 4 — скорее верно, 5 — совершенно верно). Пожалуйста, ответьте на ВСЕ вопросы.

1.Я считаю, что весело проводить время со своими друзьями — одно из важных удовольствий в жизни.

2.Знакомые с детства картины, звуки, запахи часто приносят с собой поток замечательных воспоминаний.

3.Судьба многое определяет в моей жизни.

4.Я часто думаю о том, что я должен(-на) был(а) сделать в своей жизни иначе.

5.На мои решения в основном влияют окружающие меня вещи и люди.

6.Я считаю, что каждое утро человек должен планировать свой день.

7.Мне приятно думать о своем прошлом.

8.Я действую импульсивно.

9.Я не беспокоюсь, если мне что-то не удается сделать вовремя.

10.Если я хочу достичь чего-то, я ставлю перед собой цели и размышляю над тем, какими средствами их достичь.

11.Вообще говоря, в моих воспоминаниях о прошлом гораздо больше хорошего, чем плохого.

12.Слушая свою любимую музыку, я часто забываю про время.

13.Если завтра необходимо закончить (сдать) работу и предстоят другие важные дела, то сегодня я думаю о них, а не о развлечениях сегодняшнего вечера.

14.Если уж чему-то суждено случиться, то от моих действий это не зависит.

15.Мне нравятся рассказы о том, как все было в старые добрые времена.

16.Болезненные переживания прошлого продолжают занимать мои мысли.

17.Я стараюсь жить полной жизнью каждый день, насколько это возможно.

18.Я расстраиваюсь, когда опаздываю на заранее назначенные встречи.

19.В идеале, я бы проживал(а) каждый свой день так, словно он последний.

20.Счастливые воспоминания о хороших временах с легкостью приходят в голову.

21.Я вовремя выполняю свои обязательства перед друзьями и начальством.

22.В прошлом мне досталась своя доля плохого обращения и отвержения.

23.Я принимаю решения под влиянием момента.

24.Я принимаю каждый день, каков он есть, не пытаясь планировать его заранее.

25.В прошлом слишком много неприятных воспоминаний, я предпочитаю не думать о них.

26.Важно, чтобы в моей жизни были волнующие моменты.

27.В прошлом я совершил(а) ошибки, которые хотел(а) бы исправить.

28.Я чувствую, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса работы, чем выполнить её в срок.

29.Я скучаю по детству.

30.Прежде чем принять решение, я взвешиваю, что я затрачу, и что получу.

31.Риск позволяет мне избежать скуки в жизни.

32.Для меня важнее получать удовольствие от самого путешествия по жизни, чем быть сосредоточенным(-ной) только на цели этого путешествия.

33.Редко получается так, как я ожидаю.

34.Мне трудно забыть неприятные картины из моей юности.

35.Процесс деятельности перестает приносить мне удовольствие, если приходится думать о цели, последствиях и практических результатах.

36.Даже когда я получаю удовольствие от настоящего, я все равно сравниваю его с чем-то похожим из своего прошлого.

37.Ты реально не можешь планировать свое будущее, потому что все слишком изменчиво.

38.Мой жизненный путь контролируется силами, на которые я не могу повлиять.

39.Нет смысла беспокоиться о будущем, так как я все равно ничего не могу сделать.

40.Я выполняю намеченное вовремя, постепенно продвигаясь вперед.

41.Я замечаю, что теряю интерес к разговору, когда члены моей семьи начинают вспоминать былое.

42.Я рискую, чтобы придать жизни остроты и возбуждения.

43.Я составляю список того, что мне надо сделать.

44.Я чаще следую порывам сердца, чем доводам разума.

45.Я способен(-на) удержаться от соблазнов, если знаю, что меня ждет работа, которую нужно сделать.

46.Волнующие моменты часто захватывают меня.

47.Сегодняшняя жизнь слишком сложна, я бы предпочел (-ла) более простое прошлое.

48.Я предпочитаю таких друзей, которые спонтанны и раскованы, а не очень предсказуемы.

49.Мне нравятся семейные традиции, которые постоянно соблюдаются.

50.Я думаю о том плохом, что произошло со мной в прошлом.

51.Я продолжаю работу над трудными и неинтересными заданиями, если это поможет мне продвинуться вперед.

52.Лучше потратить заработанные деньги на удовольствия сегодняшнего дня, чем отложить на черный день.

53.Часто удача дает больше, чем упорная работа.

54.Я часто думаю о том хорошем, что упустил(-а) в своей жизни.

55.Мне нравится, когда мои близкие отношения исполнены страсти.

56.Придерживаюсь мнения, что «работа не волк, в лес не убежит».

Ключи оригинальные:
Фактор «негативное прошлое»: 4, 5, 16, 22, 27, 33, 34, 36, 50, 54 (всего
10).
Фактор «гедонистическое настоящее»: 1, 8, 12, 17, 19, 23, 26, 28, 31, 32, 42, 44, 46, 48, 55 (всего 15).
Фактор «будущее»: 6, 9*, 10, 13, 18, 21, 24*, 30, 40, 43, 45, 51, 56* (все
го 13).
Фактор «позитивное прошлое»: 2, 7, 11, 15, 20, 25*, 29, 41*, 49 (всего 9).
Фактор «фаталистическое настоящее»: 3, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 52, 53 (всего 9).
Ключи по результатам апробации 2007 г.
А.Сырцовой, О.В Митиной:
Фактор «негативное прошлое»: 4, 5, 16, 22, 25, 27, 33, 34, 36, 50, 54 (всего 11).
Фактор «гедонистическое настоящее»: 1, 8, 12, 17, 19, 23, 26, 28, 31, 32, 42, 44, 46, 48, 52, 53, 55 (всего 17).
Фактор «будущее»: 6, 9*, 10, 13, 18, 21, 24*, 30, 40, 43, 45, 51, 56* (всего 13).
Фактор «позитивное прошлое»: 2, 7, 11, 15, 20, 25*, 29, 41*, 49 (всего 9).
Фактор «фаталистическое настоящее»: 3, 14, 24, 33, 35, 37, 38, 39, 47 (всего 9).

2. Техники коррекции целостности жизненных перспектив личности

Упражнение «Целостность образа будущего»

Цель: переживание целостности представлений о будущем. Инструкция: предлагается нарисовать образ своего будущего. Этот образ может иметь любую форму, размер, цвет, он может быть конкретным или абстрактным. Написать, какие основные желания стоят за этим образом, какие чувства он вызывает, какие мысли приходят, какая энергия (активность) пробуждается в связи с образом.
Далее группа разбивается на микрогруппы по три человека и обсуждает рисунки. Каждый участник рассказывает о своем образе. Другие слушают, помогают найти ценные, полезные моменты, отображенные в рисунке. Затем все подгруппы объединяются в круг, ведущий проводит дискуссию по обсуждению полученного в упражнении опыта. Участникам, по необходимости, предлагается изменить что-либо в рисунках.

Упражнение «Круги времени»

Цель: оценить целостность собственной субъективной картины жизненного пути, выявить наиболее привлекательный период времени (прошлое, настоящее, будущее).
Инструкция: Представьте себе всю свою жизнь от начала до конца и изобразите ее на листе бумаги в виде трех кругов — прошлого, настоящего и будущего. Круги могут быть маленькими или большими, пересекаться или нет. Использовать можно любое положение листа.
После этого участников просят объяснить, почему они нарисовали так, а не иначе. Обращается внимание на разнообразие переживаний времени, на важность и взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в жизни каждого человека. Проводится дискуссия по результатам теста.

Упражнение «Оценка временной ориентации»

Цель: осознание своей временной ориентации.
Инструкция: закройте глаза. Сейчас у каждого из вас будут возникать какие-то ощущения, картинки, образы. Это могут быть ваши телесные ощущения, впечатления, связанные с тем, что вы испытываете в данный момент. Может быть, вы обращаете внимание на звуки, запахи, положение своего тела. Также у вас могут появиться какие-то воспоминания, образы из прошлого. А может быть, возникают картины будущего, в которых отражены ваши ожидания, надежды, сомнения, опасения. Сосредоточьтесь на этих образах и зафиксируйте их в своем сознании. Теперь вернитесь в ситуацию «здесь и сейчас», сохранив в памяти ваши ощущения. Откройте глаза.
Поделитесь своими ощущениями, расскажите о возникших образах, обращая внимание на то, с каким периодом жизни они были связаны: с прошлым, настоящим или будущим.
По результатам упражнения проводится дискуссия, направленная на осознание того, насколько часто человек мысленно пребывает в своем прошлом, настоящем или будущем.

Техника восстановления целостности субъективной картины жизненного пути

Цель: формирование целостного восприятия своей жизни.
Инструкция: нарисуйте поочередно красками образы своего прошлого, настоящего и будущего. Этот образ может иметь любую форму, размер, цвет, он может быть детальным или целостным и т.д.
Разложите все свои рисунки, внимательно посмотрите на них, попытайтесь их сопоставить. Важно обратить внимание на сходства и отличия рисунков: что в образе настоящего сохранилось из прошлого, а что ушло; как то, что происходит сейчас и происходило в прошлом, отразилось на образе будущего, что нового ожидается в предстоящей жизни.
В конце упражнения предлагается поделиться своими чувствами, впечатлениями, высказаться по поводу того, насколько у каждого получилось проследить связь личного прошлого, настоящего и будущего, оценить то новое, чем отличается каждый период жизни.

Техника изменения временных ориентаций

Цель: развитие способностей жить настоящим, одновременно опираясь на опыт своего прошлого и строя планы на будущее.
Инструкция: с помощью листов бумаги создайте на полу линию времени протяженностью примерно 2 метра. Определите, ориентируясь на свои собственные внутренние ощущения, какой ее конец будет соответствовать прошлому, а какой будущему. Можно пометить на соответствующих листах прошлое и будущее.
Теперь вспомните любой из моментов своей жизни, когда вы были переполнены воспоминаниями о прошлом, живо и зримо переживали минувшее. Побудьте в этом состоянии и мысленно зафиксируйте его в виде ощущения, чувства, образа и т.д. Затем вспомните любой из моментов вашей жизни, когда вы были полностью ориентированы на будущее, полны надежд и планов. Закрепите это ощущение в каком-либо образе. Наконец, вспомните любой из тех моментов, когда вы полностью пребывали в настоящем — например, купались, загорали, наслаждались каким-либо развлечением. Побудьте в этом состоянии и мысленно зафиксируйте его.
Теперь обратите внимание на вашу линию времени и встаньте на ту ее точку, которая примерного соответствует вашему состоянию сейчас. Определите, какой конец дальше от вас (прошлое, настоящее или будущее?), повернитесь к нему спиной и начните медленно пятиться к этому концу, одновременно как бы все более погружаясь в соответствующие ощущения и приближаясь к его пику. Дойдя до одного конца линии времени, повернитесь на ней, и все так же спиной медленно пройдите до противоположного конца, одновременно усиливая в себе соответствующие ощущения. Сделайте эти походы из конца в конец несколько раз.
Сойдите с линии времени и ощутите «здесь и сейчас», после чего опять вернитесь к ней и встаньте на точку, которая теперь соответствует вашей временной ориентации. Оставаясь в настоящем, разведите руки, мысленно возьмитесь за полюс прошлого, пусть на периферии вашего сознания возникнет образ, связанный с этим периодом. Затем так же мысленно возьмитесь за полюс, соответствующий вашему будущему, припомните его образ. Теперь максимально сконцентрируйтесь на ситуации «здесь и сейчас», одновременно удерживая в своем сознании образы прошлого и будущего, ощутите, что они привносят в ваше настоящее и притяните к себе оба полюса линии времени, чтобы они соединились в ваших ощущениях.

Упражнение «Место будущего на линии времени»

Цель: определить место будущего в субъективной картине жизненного пути.
Инструкция: участники группы представляют себе свою жизнь от начала до конца и изображают ее на листе бумаги в виде трех кругов — прошлого, настоящего и будущего. После участников просят обратить внимание на местоположение круга «будущее» в общей картине жизни и его взаимосвязь с прошлым и настоящим. Затем участники группы должны поделиться своими впечатлениями.

Источник: Методы изучения и коррекции жизненных перспектив М 545 личности : учебное пособие / И.А. Ральникова, О.С. Гурова, С.С. Даренских, Е.А. Ипполитова, Г.Ф. Кроян, под общ. ред. О.С. Гуровой ; Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. — 185 с.

Источник

Круги времени Тома Коттла (тест)

Круги времени Тома Коттла (тест)

Круги времени Тома Коттла.

Есть такой любопытный психологический тест, который позволяет определить, как люди различных национальных культур да и просто люди, если брать безо всякой национальности, смотрят на прошло-настоящее-будущее.
В инструкции — «нужно подумать о прошлом, настоящем и будущем и нарисовать на листе три круга, расположив их таким образом, чтобы они отражали ваш взгляд на отношения между этим прошлым, настоящем и будущим. Размеры окружностей выбираются произвольно, в зависимости от того, какому времени вы придаете большее значение. Окружности могут пересекаться, а могут и нет.»
В 1967 году профессор Коттл опубликовал тест, позволяющий понять, в каком временном отрезке предпочитает находиться человек. Думает ли он о своем будущем, строит ли планы по его созданию. Или он предпочитает вспоминать события ушедших дней, стараясь что-то исправить.
Давайте посмотрим, как можно интерпретировать результаты теста.
В этом тесте важны 2 параметра:
— размер кругов
— дистанция между кругами
Как интерпретировать размер кругов:
Размер круга показывает, какое значение вы придаете прошлому, настоящему или будущему. В каком времени вы живете сейчас:
— предпочитаете вспоминать о событиях в прошлом
— живете настоящим
— планируете ваше будущее
Чем больше круг, тем важнее для вас те события, которые есть в данном временном периоде.

Круги времени Тома Коттла (тест)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Ваше прошлое, настоящее и будущее: тест профессора Коттла

В 1967 году профессор психологии Том Коттл разработал необычный тест. С помощью трех кругов он смог проанализировать, что человек думает о своем прошлом, настоящем и будущем, как они влияют на его жизнь и эмоциональное состояние. На подсознательном уровне открывается зависимость от различных событий.

Ваше прошлое, настоящее и будущее: тест профессора Коттла

Графический тест показывает, в каком времени на самом деле «застрял» человек, подсказывает, что мешает ему развиваться в работе или личных отношениях, куда направлены его ресурсы. Простой рисунок помогает понять, строит ли он планы на будущее или живет потерянными мечтами прошлого.

Графический тест Коттла

Для прохождения теста необходима спокойная обстановка без раздражителей и отвлекающих факторов. Возьмите лист чистой бумаги и начните спокойно вспоминать свое прошлое, поднимать наиболее важные для себя события, факты, встречи. Представьте свою жизнь в настоящем и будущем времени, перечислите мысленно планы, реализация которых важна для счастья и успеха.

Каждый промежуток времени перенесите на бумагу в виде круга, подпишите, где на рисунке прошлое, будущее и настоящее. При этом не акцентируйте внимание на диаметре окружности, располагайте в любой последовательности: рисунок делайте, основываясь на подсознании и сиюминутном желании. Круги могут свободно пересекаться, находиться на расстоянии и даже располагаться внутри друг друга.

Как расшифровать тест

При внимательном рассмотрении нарисованных кругов обратите внимание на расстояние между ними, соприкасаются ли окружности и величину кругов. В жизни любого человека прошлое неизменно влияет на поступки и планы в будущем, его действия в настоящем.

Согласно инструкциям профессора Коттла, нормальным и «здоровым» результатом считается расположение практически одинаковых по диаметру окружностей, которые слегка заходят друг на друга. Рисунок, внешне напоминающий эмблему автомобиля «Ауди», означает, что в прошлом человека практически отсутствует негатив. Он в настоящем делает шаги, которые будут поддерживать его в будущей карьере или личной жизни.

Если круги нарисованы отдельно, словно рассыпаны на листе бумаги, вы не делаете выводов из собственных поступков, не анализируете уроки прошлого. Возможно, вы сознательно отдаляетесь от воспоминаний, отстраняетесь от «вчерашнего» себя. Это мешает реализовать планы и амбиции, снижает эффективность в работе и поиске партнера для личных отношений.

Размеры подписанных кругов намекают на следующее:

  • Большой круг прошлого указывает, что определенные события в детстве или юности сильно влияют на способность действовать в настоящем времени, планировать и мечтать.
  • Увеличенный диаметр «настоящего» характерен для прагматичных людей, которые сосредоточены на построении карьеры, отбросив все лишнее. В сочетании с маленьким кругом будущего тест показывает человека, предпочитающего жить «одним днем», не задумываясь о последствиях.
  • Большой круг будущего указывает на важность событий, которые произойдут через время.

Если окружность уменьшена относительно остальных, можно говорить о минимальном значении и влиянии событий, которые произошли в этот период. Наиболее сложным вариантом профессор Коттл считал рисунок, где круги вписаны друг в друга. Это свойственно людям, не способным разделять проблемы прошлого и будущего. Обычно, при возникновении трудностей, они не действуют, а мечтают, как все образуется само собой, плывут по течению, не оказывая сопротивления.

Как проходят тест Коттла жители разных стран

Психологи провели интересное исследование, во время которого проанализировали тесты людей из разных стран и континентов. Наиболее ровные результаты оказались у жителей Европы: более равномерные круги заходят друг на друга, словно поддерживают соседнюю окружность. Специалисты объясняют это финансовой стабильностью европейских стран, где жители уверены в будущем, относительно довольны настоящим, уважают и чтут историю.

Тесты жителей развивающихся стран показали неуверенность в будущем, нежелание строить планы и стремиться к переменам. Для них более важным оказались проблемы настоящего. У российских испытуемых круги чаще расположены отдельно, что указывает на нежелание делать выводы из ошибок прошлого.

Ваше прошлое, настоящее и будущее: тест профессора Коттла

Прохождение теста Коттла нередко предлагается руководителям крупных компаний и организаций. Он помогает понять руководителя, его целеустремленность и настроенность на будущий успех. По простому эскизу из трех кругов опытный психолог раскрывает потенциал человека, его желание реализовать мечты, особенности характера.опубликовано econet.ru

Разобраться в себе, отношениях с партнером, детьми и родителями.

Ждем вас в нашем закрытом клубе https://course.econet.ru/private-account

Выбирайте наиболее актуальную для вас тему в наших подборках видео https://course.econet.ru/live-basket-privat

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Методы исследования временной компетентности личности

Профессиональная, познавательная деятельность человека, осуществляемая в социуме, опосредована межличностными отношениями, которые, в свою очередь, имеют временные характеристики: последовательность, ритмичность, прерывность, сукцессивность.

Знание временных характеристик, допустимых лимитов и параметров межличностного взаимодействия, т.е. временная компетентность может способствовать повышению коммуникативной компетентности личности, созданию атмосферы принятия, понимания в ситуации общения-диалога. Игнорирование временных особенностей развития, организации межличностного взаимодействия, своевременности и временных лимитов общения может стать одной из причин разрушения отношений в самом начале их формирования.

Изучение самоактуализации личности во времени.Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу построена в русле экзи-

1 См. об этом: Элькин Д. Г. Восприятие времени. М., 1960; Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1978.

стенциально-гуманистического направления в психологии (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл и др.) Популярность этой теории связана, с одной стороны, с эвристичностью понятия самоактуализациии, возможностью его операционализации и использования в эмпирических исследованиях. С другой стороны, данная модель личности, подчеркивая положительные проявления человеческой природы, такие как творчество, альтруизм, дружба и т.д., служит неким эталоном в процессе становления и развития личности. Абрахам Маслоу определяет самоактуализацию как стремление к самоосуществлению (точнее тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций человека). Понятие самоактуализации включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и адекватной временной ориентации субъекта, своего места в нем.

CAT измеряет самоактуализацию личности по двум базовым шкалам и ряду дополнительных шкал.

Шкала «Компетентность во времени» — составная часть теста самоактуализации личности (CAT), созданного на базе опросника личностной ориентации 1 (POI) Э. Шострем (1963).

Э. Шострем, Ф. Пэрл указывают на прямую и непосредственную связь ориентации во времени с уровнем самоактуализации личности.

Тест включает 17 пунктов, каждый из которых представлен двумя противоположными высказываниями. Максимальная оценка по этому опроснику равна 17 баллам. Подсчет баллов проводится с помощью ключа.

Инструкция. Каждый пункт данного опросника содержит два высказывания (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и в бланке ответов (или на самом опроснике — как решит экспериментатор) пометьте «галочкой» то из них, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения.

1. а) Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего; б) Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.

2. а) Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем; б) Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

1 См.: Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: МГУ, 1987.

3. а) Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем;

Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к настоящей жизни, а живу по-настоящему уже сейчас. Мне не нравится, когда люди много времени проводят в бесплодных мечтаниях;

Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья;

Осуществление моих планов в будущем лишь незначительно зависит от того, будут ли у меня друзья. Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром»;

Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром».

Я часто переживаю оттого, что в настоящий момент не делаю ничего значительного;

Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного. Я предпочитаю оставлять приятное «на потом»; Я не оставляю приятного «на потом». Я часто вспоминаю о неприятных мне вещах; Я редко вспоминаю о неприятных мне вещах. Я недоволен своим прошлым; Я доволен своим прошлым.

Обычно я расстраиваюсь из-за поломки или потери нравящихся мне вещей;

Обычно я не расстраиваюсь из-за поломки или потери нравящихся мне вещей.

Человек должен раскаиваться в своих проступках; Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих проступках.

Мое прошлое в значительное степени определяет мое будущее;

Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее. Довольно часто мне бывает скучно; Мне никогда не бывает скучно.

15.а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое; б) Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.

16. а) Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои

поступки; б) Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.

17. а) Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в буду-

щем; б) Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.

Обработка данных. Один балл присваивается за выбранное высказывание под буквой «а» под номером 1 и 4, а также за высказывания под буквой «б» под номерами 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12, 13, 14, 15, 16, 17. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация данных. Высокий балл свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить «настоящим», т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни, во-вторых, о способности ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть жизнь целостной.

Низкий балл означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (на прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего жизненного пути.

Тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (А. Ньюгартен) разработан группой американских ученых, занимающихся социально-психологическими проблемами геронтологии. Впервые опубликован в 1961 г., широко применяется при исследовании проблем жизненного пути, социальной адаптации и психологических состояний человека.

Тест включает в себя 20 пунктов-суждений. Респонденту предъявляется ответный бланк методики и дается инструкция. Мы приводим бланк с наложенным на него ключом. Бланк, предъявляемый испытуемому, дается без ключа. В инструкции просят отмечать крестиком или обводить шифр подходящего ответа (печатается стандартный шифр для машинной обработки, например 1, 2, 3).

Инструкция. «Люди по-разному оценивают различные периоды своей жизни. Здесь собраны некоторые, наиболее частые высказывания людей о своем настроении в разные периоды жизни. Отметьте каждое суждение — согласны вы с ним или нет».

Фамилия, имя, отчество испытуемого Дата исследования________________

Суждения Согла- Не со- Не
π/π сен гласен знаю
С возрастом многое мне кажется лучше,
чем я ожидал раньше
Жизнь принесла мне больше разочарований,
чем большинству людей, которых я знаю
Сейчас самый мрачный период в моей жизни
Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть
Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время,
когда был моложе
Большинство дел, которыми мне приходится
заниматься, скучные и неинтересные
Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни
Считаю, что в будущем меня ожидают
интересные и приятные дела
К своим делам и занятиям я испытываю такой же
интерес, как и раньше
С возрастом я все больше ощущаю какую-то
усталость
Ощущение возраста не беспокоит меня
Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю
чувство удовлетворения
Я не изменил бы свою прошлую жизнь,
даже если бы имел такую возможность
По сравнению с другими людьми моего возраста,
я сделал массу глупостей в своей жизни
Я выгляжу лучше, чем большинство людей
моего возраста
У меня есть некоторые планы, которые я намере-
ваюсь осуществить в ближайшее время
Оглядываясь на прошлое, могу сказать,
что я многое упустил в своей жизни
Я слишком часто по сравнению с другими людьми
нахожусь в подавленном настроении
Я получил довольно много из того, что ожидал
от жизни
Что бы ни говорили, а с возрастом большинству
людей становится хуже, а не лучше

Обработка и интерпретация данных. Суммарный балл (от 0 до 40) служит индексом жизненной удовлетворенности.

Получаемый в тесте показатель жизненной удовлетворенности ин-тегративно отражает общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированное™. Тест может быть использован для дифференцированной оценки особенностей стиля жизни, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентации человека с целью определения, какие из них положительно сказываются на его общем психологическом состоянии, а какие отрицательно.

С помощью методики измеряются наиболее общее психологическое состояние человека, определяемое его личностными особенностями, системой отношений к различным сторонам своей жизни.

Циклический тест времени Т. Коттл 1 .

Инструкция. «Представьте всю свою жизнь от начала и до конца — прошлое, настоящее и будущее, и попытайтесь проиллюстрировать ее в виде трех кругов — прошлого, настоящего и будущего. Круги могут быть маленькими или большими, пересекаться или нет, в зависимости от того, как Вы представляете эти категории».

Обработка и интерпретация данных. После того как задание выполнено, можно попросить испытуемого определить хронологические рамки этих временных модусов.

Анализ. В данном тесте имеет значение величина нарисованных кругов и их расположение (последовательность, пересечение и т.п.). При интерпретации можно задавать испытуемому дополнительные вопросы («Почему именно так нарисовал, а не иначе?» и т.п.).

Методика неоконченных предложений Дж. Ньюттена для исследования временной перспективы (адаптация Н. Н. Толстых). Модификация методики была предложена Н. Н. Толстых для исследования временной перспективы будущего. В основе метода лежит прожек-тивный прием завершения неоконченных предложений.

Суть методики заключается в том, что испытуемый должен закончить 30 неоконченных предложений (полный вариант содержит 60 предложений), которые затем обрабатываются экспериментатором по специальному временному коду. Принцип временного кода основан на теоретических представлениях автора о том, что временные знаки событий

1 Цит. по: КроникА. А., Головаха Е. И. Психологическое время личности, Киев, 1984.

возникают как результат временного опыта социализации индивида, сверяющего свой временной опыт по «социальным часам».

Чтобы дать каждому высказыванию временной знак, надо ответить на следующий вопрос: «Если предположить, что человек будет жить обычно, нормально, как большинство людей его социальной группы, когда случается то событие, о котором пишет этот человек?». Ответы помогут перевести каждое высказывание в термины символов, составляющих временной код.

Предлагается высокодифференцированная система временных символов, выражающая временные индексы. Используются два типа символов — в категориях календарного времени и в категориях периодов социальной и биологической жизни субъекта.

Календарное время Т — настоящий момент (в момент заполнения теста); Д — в интервале дня; Н — в ближайшую неделю; М — в ближайший месяц; Г — в течение года, через год.

0 — период обучения;

В — взрослость, продуктивный период;

81 — переход к взрослой жизни;

82 — взрослая жизнь после окончания института;

83 — далее после окончания института; С — старость, «третий возраст»;

Ж — вся жизнь (для обозначения тех мотивационных объектов, которые относятся ко всему периоду предстоящей жизни и которые трудно локализовать точно во времени);

ОН — «открытое настоящее», когда человек пишет о желании обладать какими-то качествами, свойствами, умениями;

П — упоминание о прошлом;

ИБ — «историческое будущее» (цели, связанные не только с жизнью отдельного человека, но и с жизнью других людей, всего человечества).

1 — в личной жизни;

2 — в профессиональной сфере.

Бланк методики неоконченных предложений Инструкция. «Закончите 30 фраз, приведенных ниже, так, как вы лично закончили бы их. Не надо долго думать над каждой фразой. Надо

писать то, что первым приходит в голову. Не стремитесь правильно построить фразу грамматически. Важно писать о том, что действительно Вас волнует, к чему стремитесь, о чем думаете. Спасибо за участие!»

3. Я намереваюсь.

6. Я буду очень доволен, если.

8. Я все делаю для того, чтобы.

9. У меня есть большое желание.

10. Я бы хотел(а) быть способным(ой).

11. Я бы так хотел(а).

14. Я буду очень рад(а), если.

15. Я имею определенное намерение.

16. Я сделаю все возможное, чтобы.

17. Я буду рад(а), если мне разрешат.

18. Я бы ничего не пожалел(а) для того, чтобы.

19. Я всем сердцем надеюсь.

20. Всеми силами я стремлюсь.

21. Больше всего я буду расстроен(а), если.

23. Я буду протестовать, если.

24. Мне не понравится, если.

25. Я стараюсь избежать.

27. Я буду очень жалеть, если.

29. Мне не нравится думать о том, что.

30. Я бы не хотел(а).

Обработка и интерпретация данных. Временной код позволяет измерить «глубину» временной перспективы человека. Ньюттен предлагает вычерчивать «временной профиль», когда на оси абсцисс откладываются временные индексы, а на оси ординат — количество высказываний, в которых встречались мотивационные объекты с соответствующими временными индексами.

Можно объединить отдельные периоды в более крупные, а можно ввести более подробный временной код.

Сравнительное изучение глубины временной перспективы даже на небольшой выборке позволяет получить значительный разброс данных: выявить субъектов с глубокой временной перспективой и с практическим ее отсутствием. Эти данные важны для оценки особенностей личностного развития и создания программ ее целенаправленного формирования.

Семантический дифференциал как метод исследования временных отношений и особенностей переживания времени.К наиболее точным и современным методам исследования различных проблем в области психологии относятся методы экспериментальной психосемантики, в частности метод семантического дифференциала 1 .

В исследовании временной проблематики можно использовать несколько вариантов семантического дифференциала (СД). О. Н. Кузнецовым был разработан СД времени для студентов, по которому оценивалось переживание личного прошлого, настоящего и будущего.

Данный вариант СД включает 25 пар прилагательных-антонимов, по которым шкалируются понятия личного прошлого, настоящего и будущего. Оценка по семибалльной шкале. Результаты подвергаются математической обработке (как правило, используется факторный анализ по методу главных компонент, а-факторный анализ и др.), в ходе которой выявляются факторные структуры данных временных модусов, т.е. то, какими они представлены в сознании испытуемых.

Инструкция. «Вам предлагается 25 пар антонимов. С их помощью оцените свое личное прошлое (настоящее, будущее). Какое оно для Вас? Степень выраженности данных определений возрастает с середины шкалы в обе стороны: «3» — сильно; «2» — средне; «1» — слабо; «О» — не могу ответить определенно. Выбор обведите кружком».

1 Подробно об этом см.: Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983; Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988; Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983; Шмелев А. Г. Концепция систем значений в экспериментальной психосемантике // Вопросы психологии. 1983. № 4.

Источник

Читайте также:  Ассоциация медицинских сестер москвы официальный тесты для категории