Меню

Коробкова Ю Философия Конспект лекций



Тесты по дисциплине: «Основы философии»

Браева Замира Батрбековна

ТЕСТЫ

по дисциплине

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (по отраслям),

38.02.04 КОММЕРЦИЯ (по отраслям),

38.02.05 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ,

19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

43.02.01ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

43.02.10 ТУРИЗМ

Скачать:

Вложение Размер
testy_po_distsipline_osnovy_filosofii.doc 173.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (по отраслям),

38.02.04 КОММЕРЦИЯ (по отраслям),

38.02.05 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ,

19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

43.02.01ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

Одобрено предметной (цикловой)

комиссией общественных и правовых дисциплин

Протокол № 1 от 5 сентября 2014 г.

Председатель Г.Н. Волина

Автор — составитель З.Б. Браева

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе И.В. Иванова

Тесты по дисциплине «Основы философии» разработаны в соответствии с ФГОС СПО для специальностей базовой подготовки: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в укрупненную группу специальностей 40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, входящих в укрупненную группу специальностей 38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ;19.02.10 Технология продукции общественного питания, входящей в укрупненную группу специальностей 19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ; 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, 43.02.10 Туризм, входящих в укрупненную группу специальностей 43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ.

  1. Цель создания
  • Выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся
  • Мотивация обучающихся к активизации работы по усвоению нового материала
  • Устранение пробелов в знаниях

Использование тестов исключает субъективность подхода преподавателя к оценке знаний учащихся.

Данные тесты могут быть использованы на уроке или как итоговое тестирование за семестр.

  1. Структура тестов

Каждый из 5 тестов включает 25 заданий-определителей, с одним правильным ответом. Правильно выполненные задания оцениваются в 1 балл.

Общий максимальный балл за выполнение всех заданий теста – 25 баллов

3. Время выполнения теста 45 минут

4. Каждый раздел включает 1 задание

5. Задания в тесте расположены в соответствии с логикой изучаемого материала.

Содержание тестов определяется требованиями к уровню знаний («Должен знать»), сформированных у обучающегося в результате освоения учебной дисциплины «Основы Философии».

Источник

Ответы на тесты по философии: Теория познания. Философия науки.

Ответы:
Скачать: teoriya-poznaniya.rar [18,32 Kb] (cкачиваний: 4678)
teoriya-poznaniya.docx [20,81 Kb] (cкачиваний: 2318)

Теория познания. Философия науки

1. Гносеология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

*г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

4. Дедукция — это:

*а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

5. Индукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:

8. Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

9. Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

10. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания;

д) метод познания.

11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

*г) гносеологический оптимизм;

13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм;

15. Уровни научного познания (укажите все варианты):

16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:

24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

б) средних веков;

*г) Нового времени;

26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:

д) математического анализа.

29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:

30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

а) расчет адекватных средств для данной цели;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:

34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

*в) большой предсказательной способностью;

г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

д) своей исключительной эстетической ценностью.

35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

а) абсолютная истина;

б) эмпирически достоверное знание;

в) математически обоснованное знание;

*д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:

37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:

39. К основным концепциям истины относят:

40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):

г) физическая жизнь;

41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:

2 а) «Я верю, чтобы знать»;

1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»;

4 г) «Мы живем внутри языка».

42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм;

б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм;

3) «философия жизни»;

43. Соотнесите термин с определением:

В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову

б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной

а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю

44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?

а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;

б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);

в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной;

г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).

45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:

а) романтический; 2 1) XVII в.

б) классический; 1 2) XVв.

в) неклассический; 3 3) XXI в.

г) постнеклассический. 4 4) XX в.

46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?

а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;

б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;

3. Добыть новые экспериментальные факты;

4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.

47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:

а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм;

б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм;

не дает никакого знания о мире;2

в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм;

г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм.

конкретными людьми в жизненных ситуациях.3

48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:

а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм;

б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм;

в) практика.2 3) конвенционализм.

  • Ответы на тесты по философии: Философские термины и категории.
  • Ответы на тесты по философии: Философия и ее роль в жизни человека и общества
  • Шпаргалки по философии МГУ
  • Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истинности
  • Основные этапы и формы процесса познания

Просмотров: 420 207 | Комментариев: (0) | | Обсудить на форумеОбсудить на форуме

Источник

Коробкова Ю. Философия: Конспект лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ

Основные вопросы лекции:
1. Происхождение и предмет философии.
2. Философия и мировоззрение.
3. Философия и наука
4. Специфические черты философского знания.
5. Функции философии.
6. Основной вопрос философии.

1. Происхождение и предме тфилософии.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает
«любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал
древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако
это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение».
Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская
– греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период
по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса.
В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории:
начинается процесс самоосознания человеком своего собственного
бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства
религий и появлению философии.
В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; ВИндии
возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране
Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине
выступали пророкиИлия, Исайя, Иеремия; в Греции– это время Гомера,
философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и
механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо
друг от друга в разных частях мира появились все направления
философии, были разработаны основные категории, которые
используются и сейчас, заложеныосновымировых религий. Это период
мощного духовного подъема в истории человечества.
Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины
бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее
познание? Вчем назначение человека и почемуегожизнь столь сложна
и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества,
4
где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать
ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляютпредметфилософии.
Этим вопросам соответствуют основные разделы философии:
онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании,
антропология – учение о человеке, социальная философия – учение
об обществе, философия истории – учение об основных
закономерностях развития истории, аксиология – учение о ценностях,
этика – учение о морали, эстетика – учение о красоте. В целом
философию можно определить как науку, изучающую основные
закономерности развития и существования природы, общества,
человека и мира в целом.

2. Философия и мировоззрение.

Философия носит двойственный характер и рассматривается во-
первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука.
Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и
убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют
отношение человека к миру. Основные вопросы мировоззрения:
Что такое человек и мир?
Откуда он произошел?
Куда и зачем движется его судьба?
Какой смысл в существовании человека и общества?
В истории человечества существует три основные формы
мировоззрения: мифология, религия, философия.
Исторически первой была мифология – мировоззрение древнего
общества, содержащее в себе как фантастическое, так иреалистическое
восприятие окружающей действительности. Вмифах соединенызачатки
знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы.
Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы;
нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие
фантастических богов, их активноеи непосредственное взаимодействие
с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений;
практическая направленность мифа на решение конкретных задач
(хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная
форма выражения; описательный характер.
Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как
вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют
на жизнь человека и окружающий мир. Вомногом схожа смифологией
(наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие
действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии
характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой
5
из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной
организации и обязательногорелигиозного культа (обряды и традиции).
Она носит более обязательный и систематичный характер, чем
мифология.
Третья, самая поздняя в историческом плане форма, –
философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное
мировоззрение. Философия в отличие отмифологии и религии основана
не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит
рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат,
стремится к систематичности и внутреннемуединству, пытается найти
законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е
опирается на доказательства в обосновании своих положений).

3. Философия и наука.

Философия первоначально являлась протознанием, единой и
единственной наукой – «царицей наук» -, включающей в себя все
известное человеку на данный исторический момент знание о
природе, обществе, о нем самом — по всем направлениям.. Такая
ситуация продолжалась доХУвека. В этот период начинается процесс
формирования частных наук (физика, химия, биология и т.д.) со своим
специфическим предметом. Конкретные науки «отпочковываются»
от философии. Предмет частных наук – законы какой-то конкретная
области бытия (природа — живая или неживая, психическая организация
человека и т.д.), предметфилософии– это законы и устройство мира в
целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего
целого. Философия опираются в своем исследовании на данные
частных наук, философия служит для частных наук методологией.

4. Специфические черты философского знания:

— основная специфика философского знания как уже отмечалось
заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много
общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный
аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом
виде;
— главное отличие философии от всех иных наук заключается в
том, что философия является теоретическим мировоззрением,
предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний;
— предмет философии шире предмета исследования любой
отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но
не поглощает их, не включает в себя всенаучное знание, не стоит над
ним;
— имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию,
логикуи т.д.)
6
— носит предельно общий, теоретический характер;
— содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в
основе других наук;
— во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и
мировоззрения отдельных философов;
— является совокупностью объективного знания, ценностей,
нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние
эпохи;
— изучает не только предмет познания, но и механизм самого
познания;
— имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя
(познание обращено как на окружающий мир. Так т и на само себя);
— испытывает на себе cильное влияние доктрин, вырабатываемых
прежними философами;
— в тоже время динамично– постоянно развивается и обновляется;
— неисчерпаемо по своей сути;
— ограничено познавательными способностями человека
(познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы
(происхождение бытия, первичность материи или сознания,
происхождениежизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога,
его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть
достоверно разрешены логическим путем.

5. Функции философии:

1. Мировоззренческая – способствует формированию
целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте
человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;
2. Методологическая — заключается в том, что философия
вырабатывает основные методы познания окружающей
действительности;
3. Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное
познание окружающей действительности;
4. Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и
существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать
противоречия. Конечная задача данной функции– расширение границ
познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация,
увеличение достоверности знания;
5. Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений
окружающего мира с точки различных ценностей – морально-
нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции –
быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное
7
и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция
особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних
веков – поиск новых ценностей после крушения Рима; эпоха
Возрождения; реформации; кризис капитализма конца Х1Х-началаХХ
вв. и др.)
6. Социальная – объяснить общество, причины его
возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру,
элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их
устранения или смягчения. Совершенствования общества.
7. Воспитательно-гуманитарная – распространять
гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществ,
способствовать укреплению морали, помочь человекуадаптироваться
в окружающем мире и найти смысл жизни;
8. Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании
имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке,
достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее
материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и
общества.
Основные методы философии –это пути и средства с помощью
которых осуществляется философское исследование:
· Диалектика – это метод философского исследования, при
котором вещи , явления рассматриваются критически и
последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений,
развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
· Метафизика – метод, противоположный диалектике, при
котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а
не с точки зрения взаимосвязанности), статично (игнорируется факт
постоянныхизменений, самодвижения, развития) и однозначно ( (ведется
поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не
осознается их единство).

6. Основной вопрос философии.

Каждая философская теория имеет
стержневой, главный вопрос вокруг которого выстраивается вся система.
Так, для милетской школы это вопрос о первоначале бытия, для Сократа
– проблема человека, для философов Нового времени – поиск всеобщего
метода познания и т.д. Однако нет ни одной философской системы,
которая не отвечала бына вопрос о том, чтопервично: дух или материя,
идеальное или материальное? Именно этот вопрос является главным
для философии, составляет основу любого философского построения.
В зависимости от ответа на него выделяются такие крупные философские
направления, как материализм и идеализм.
8
Согласно материализму материя вечна, независима,
неуничтожима и первична – источник всех вещей; существует и
развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное –
вторично, определяется материальным. Достоинство материализма –
опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая
сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его
происхождение,прежде всего) и всего идеального.
Виды материализма:
· Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный
и наивный)– это первоначальный вид материализма, согласно которому
окружающий мир состоит из материальных элементов (воды, земли,
воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается
сам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес
Милетский, Левкипп, Демокрит. Гераклит. Эмпедокл и др.).
· Метафизический (механистический) материализм Нового
времени – в основе его лежит изучение природы. Однако все
многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме
движения материи (Г.Галилей, Ф.Бэкон. Дж. Локк, Ж.Ламетри.
К.Гельвеций и др.)
· Диалектический материализм – представляет органическое
единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя
находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по
законам диалектики. В результате этого самодвижения материя
приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы
развития (К.Маркс, Ф.Энгельс). Сознание– свойствоматерии отражать
самусебя. Бог — идеальный образ, созданный человеком для объяснения
непонятных явлений
· Вульгарный материализм – сводит идеальное кматериальному,
сознание отождествляет с материей – материя производит сознание
как «печень желчь» (Фохт, Молешотт, Бюхнер).
Согласно идеализму первично духовное начало (Бог, дух, идея
или индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется
ему. Идеализм также неоднороден:
· Объективный идеализм провозглашает независимость
идеального начала не только от материи (Платон, Фома Аквинский,
Гегель).
· Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего
мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).
Крайнейформой субъективного идеализма является солипсизм (от лат.
solus – один, единственный и ipse — сам), согласно которому с
9
достоверностью можно говорить о существовании только моего
собственного «Я» и моих ощущений.
Ключевые понятия: философия, мировоззрение, мифология,
наука, основной вопрос философии, материализм, идеализм,
диалектика, метафизика, солипсизм, гносеология, онтология,
антропология.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Когда и где зародилась философия? Каков предмет ее
исследования?
2. В чем отличие философии от религии и мифологии?
3. Вчем состоит специфика философии? Является ли она наукой?
4. Назовите основные разделы философии.
5. Определите отличие объективного идеализма от субъективного.

Источник

Тесты к лекции 1. Предмет, структура и эволюция философии науки. Философия и эпистемология

Тесты к лекции 1. Предмет, структура и эволюция философии науки. Философия и эпистемология

1. Что является предметом философии науки?

1. Принципы научного познания;

2. История науки;

3. Социальные и культурологические аспекты философского знания;

4. Структура научного познания;

5. Методы научного познания.

2.Когда началось исследование феномена науки?

  1. ХVII век; 2. XVIII век; 3. XIX век; 4. XX век.

3.В рамках какого философского направления это было осуществлено?

1.философии жизни; 2. позитивизма;3.прагматизма; 4.психоанализа.

4.Когда начинает формироваться история науки как учебная дисциплина?

  1. XVII век; 2XVIII век; 3. XIX век;4.XX век.

5 .Какими дисциплинами исследуется наука как специфический тип знания?

1. логикой и методологией науки;

2. логикой и аксиоматикой;

3. логикой и эпистемологией.

6.К числу важнейших проблем современной эпистемологии относятся:

1 .проблема соотношения веры и разума;

2. проблема взаимодействия познания и практики;

3 .проблема познавательных процессов как момента эволюции живой природы;

4. проблема метода научного исследования;

5. проблема источников и движущих сил познавательного процесса;

6. проблема структуры и динамики научного знания.

7.Современная философия науки изучает:

1. эмпирическое и теоретическое в научном познании;

2. чувственное и рациональное в познании;

3. структуру и развитие теории;

4. соотношение логического и исторического;

5. абсолютную и относительную истину;

8.К современным эпистемологическим концепциям относятся:

1. эволюционная эпистемология;

2. классическая эпистемология;

3. генетическая эпистемология;

4. русская дореволюционная эпистемология;

5. эпистемология романтизма;

6. эпистемология прагматизма.

9.В качестве наиболее существенных в современной эпистемологии можно выделить следующие особенности:

1. критицизм; 2.наукоцентризм; 3.субъектоцентризм; 4. посткритицизм; 5.фундаментализм; 6. отказ от наукоцентризма.

Тесты к лекции 2. Наука как особая сфера культуры. Функции науки. Особенности научного знания. Классификация наук. Критерии научного знания.

1.Каковы основные три значения понятия науки? (выбери 3 правильных варианта)

1. форма духовной деятельности;

2. система дисциплинарных знаний;

3. социальный институт;

4. единственный способ получения объективной истины;

5. строго математизированное знание;

6. отчасти систематизированное знание.

2. Какая функция не является одной из основных для науки?

1. культурно-мировоззренческая функция;

2. функция непосредственной производительной силы;

3. функция производства истинного знания;

4. функция создания идеологии;

5. проективно-конструктивная функция.

3.Что отличает науку как особый вид мировоззрения? Из всего многообразия мира наука:

1. выбирает гносеологическое, субъектно-объектное отношение;

2. отдает предпочтение тем явлениям, которым присуща объективность и предметность;

3. последует только естественные явления, которые эмпирически проверяемы и изучаемы;

4. стремится к системной организации знания, к обоснованности и доказательности;

5. расширяет поле изучаемых объектов, безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения;

6. применяет особые средства и методы деятельности, развитие которых позволяет расширять рамки возможностей наличной производственной и социальной практики.

4.Какие этапы проходит наука в ее современном значении? Соотнесите их с временными рамками.

1.классический А. начало XX в. – по 80-е годы XXв.

2.неклассический Б. конец 80-х – по настоящее время.

3.постнеклассический В. XVII – XIX век;

5.Как известно, существовало несколько подходов к классификации наук. Заполните предложенную таблицу, указав не менее 3-4 видов классификации

Автор (Имя, время жизни) Основание для классификации Основные виды наук
Аристотель Отношение к миру -теоретическое знание -практическая наука Математика, философия, этика, политика, творческие(технические) науки
Ф.Бэкон По отношению к свойствам человека -разум -воображение -память Философия, математика, физика, история, поэзия
О.Конт Возрастающая сложность и убывающая общность Математика, физика, биология, химия, социология.
ВАК Параметры объекта и метода Технические науки, физ-мат, биологические, общественные, гуманитарные (22 науки =470 отраслей научного знания)

6.Сравните понятия « рациональное знание» и «научное знание», выделите сходства и отличия.

Рациональное знание обладает свойствами всеобщности, необходимости, обоснованности – оно открыто для критики.

Научное знание- система утверждений о мире(системность), имеет конкретную предметную область, объективно( т.е. не зависит от человека), практическая обоснованность.

Общее: стремление к самопознанию

7.Каковы признаки, критерии научного знания? Насколько они применимы?

5. логическая доказательность;

6. теоретическая или эмпирическая обоснованность;

7. практическая применимость;

8. принцип наблюдаемости;

9. пробабилизм — вероятностный взгляд на мир;

10. принцип системности.

8. Единые методологические стандарты не реализуемы по отношению к повседневности научного познания из-за существования:

1. неустранимого неявного социального, коллективного или личностного знания;

2. принятия когнитивных решений в условиях неполной определенности в надежде на адекватное понимание, научный консенсус;

3. не поясненного до конца контекста, а элементом, которого является конкурентный научный текст.

Тесты к лекции 3. Наука и философия. Наука и вненаучное знание. Проблема псевдонауки. Наука и религия.

1.Укажите формы культуры, в основе которых лежит рациональное знание:

1.Мифология; 2. Религия; 3. Искусство, 4. Мораль , 5. Наука, 6. Философия,

2.Выберите правильные суждения.

1. Философия отличается от науки большей сложностью и абстрактностью.

2. Философия отличается от науки тем, что исследует мир в целом, а наука — части мира

3. Философия отличается от науки тем, что допускает веру в Бога, а наука — нет.

4. Философия отличается от науки своими понятиями.

3.Философия отличается от науки тем, что.

1.большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически

2философия опирается на логику

3.философия внутренне непротиворечива

4. она является теоритической формой освоения мира человеком

4.Как соотносятся понятия «вера» и «религиозное знание».

5.Прочтите высказывание немецкого писателя Х1Х в. Г. Гейне, объясните его позицию, с какой особенностью религии она связана.

Г. Гейне « с того момента, как религия ищет помощи у науки, ее гибель неотвратима. Она пытается защищаться и гибнет, погружаясь все глубже в пустое словопрение. Религия . не должна оправдываться. Она должна быть нема».

6.Отнесите перечисленные ниже формы знания либо к научному, либо к ненаучному знанию . Обоснуйте свой ответ.

1.Астрология 2. Эзотерика 3 .Теософия 4.Астрономия 5.Химия 6. Мистика 7. Лысенковщина 8. Народная медицина 9. Ясновидение 10.Химия 11. Философия

Тесты к лекции 4. Возникновение науки, основные стадии ее развития. Протонаучное знание древнего Востока. Античная наука и ее основные характеристики.

1.Где проходит грань между научным и донаучным знанием?

2.В чем суть “рецептурной” формы научного знания?

3.Опишите основные черты древнекитайской науки.

4.Назовите основные математические достижения Индии.

5.Назовите предпосылки возникновения науки в древней Греции.

Тесты к лекции 5. Средневековая наука и ее основные характеристики. Наука в эпоху Возрождения

  1. Назовите современные научные термины, имеющие арабское происхождение.

2. В средневековой науке идеи Аристотеля занимали:

1. существенное место; 2. несущественное место; 3.полностью отвергались.

3.На развитие средневековой науки христианская религия оказала влияние:

Источник

Читайте также:  Тест с ответами по теме Современная классификация заболеваний слизистой оболочки полости рта Методы обследов