Меню

Компоненты культуры речи нормативный коммуникативный этический

Компоненты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический

Культура речи – это:

а) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме;

б) умение выбрать и организовать языковые средства так, чтобы в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации;

во-вторых, область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком.

Культура речи содержит в себе три компонента:

Нормативный компонент (аспект). Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка. Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры.

Основа коммуникативного аспекта культуры речи – умение отбирать и употреблять языковые средства в процессе речевого общения.

Этический аспект культуры речи связан с умением использовать правила языкового поведения в конкретных ситуациях общения.

Нормативный аспект культуры речи неотделим от понятия языковая норма.

Языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. Языковая норма – отличительный признак литературного языка.

— их обязательность для всех говорящих и пишущих на русском языке;

— их историческая изменчивость.

Если бы нормы не были устойчивыми, если бы они легко подвергались различного рода воздействиям, языковая связь между поколениями была бы разрушена. Устойчивость норм также обеспечивает преемственность культурных традиций народа. В то же время устойчивость норм не абсолютна, а относительна. Норма, как и все в языке, медленно, но непрерывно изменяется под влиянием разговорной речи, местных говоров, речи различных социальных и профессиональных групп людей, заимствований.

Коммуникативный аспект культуры речи. Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения. Это может быть язык науки, обыденная разговорная речь. Язык располагает большим арсеналом средств:

— так, для официально-делового стиля характерной чертой является штамп (стандартные обороты речи);

— для эффективной деловой беседы по телефону необходимо сразу же отрекомендоваться;

— при ведении делового разговора не должно быть никаких излишеств.

Главнейшее требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств для создания определенного текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи.

Этический аспект культуры речи. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Они касаются и многих моментов общения. Простой пример. Если вы утром садитесь за стол с членами своей семьи, чтобы просто позавтракать, то вполне этичным будет попросить: Передай-ка мне хлеб (1). Но если вы сидите за большим праздничным столом с незнакомыми или с не очень близкими вам людьми, то по отношению к ним уместнее будет ту же просьбу выразить так: Не можете ли вы (или: вас не затруднит) передать мне хлеб? (2). Различие между первым (1) и вторым (2) способом выражения просьбы именно в следовании этическим нормам.

Наиболее явно этический аспект проявляет себя при выполнении контактоустанавливающей функции. Данная функция – это сам факт общения, тема при этом не имеет большого значения. Здесь этический аспект общения выступает на первый план. Вам, например, неудобно идти молча со своим знакомым, с которым вас, однако, связывает не слишком многое, и вы начинаете разговор о погоде, хотя вам и вашему собеседнику она в данный момент безразлична. Цель такого разговора одна – установление контакта. Роль этических норм в общении можно прояснить и на другом примере. Сквернословие – это тоже «общение», но в таком общении грубейшим образом нарушены именно этические нормы.

Таким образом, культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с целями и ситуацией общения.

Выделяют четыре показателя культуры речи:

— словарный состав и словарный запас. В деловой речи должны быть полностью исключены диалекты и жаргоны;

— произношение. Необходимо полностью исключить неправильное ударение;

— грамматика. В деловой речи центральное место занимают существительные. Очень редко используют прилагательные и совсем не используют междометия, местоимения, уменьшительные или увеличительные суффиксы существительных;

— стилистика. Стиль – это яркость речи, образность, эмоциональность. Нельзя допускать лишних слов («короче», «Собственно говоря»), избитых выражений, шаблонных слов и словосочетаний. Отсутствие манерности и высокопарности речи является хорошим стилем. Краткость, логичность, стройность изложения, точное соответствие речевых средств мысли и ситуации – все это характеризует хороший стиль речи.

Культурная речь – прежде всего правильная, грамотная речь.

— следить за правильным употреблением слов, их произношением и ударением;

— не использовать обороты, содержащие лишние слова;

— избавляться от слов-«паразитов»;

— избегать заносчивости, категоричности и самонадеянности.

Привычка говорить «спасибо», вежливость и учтивость, использование подобающего языка и умение одеваться соответствующим образом относятся к числу тех требований, которые необходимы современному руководит

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Компоненты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический

Компоненты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический

Компоненты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический

Читайте также:  Тест История развития философской мысли

Источник

Тест по культуре речи с ответами

1. Качество речи, призванное регулировать речевое поведение:
а) уместность +
б) логичность
в) строгость

2. Немотивированное употребление одних и тех же слов в составе одного предложения или нескольких предложений, расположенных рядом, называется:
а) многословием
б) лексическими повторами +
в) тавтологией

3. Если различия между СМИ основаны на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов, то в периодической печати представлена:
а) единичная знаковая система: язык в устной форме
б) триада: устная речь + естественные звуки + музыка
в) двоичная знаковая система: язык в письменной форме и иконические знаки +

4. Синтез народно-разговорного языка и церковнославянского языка осуществил:
а) Ломоносов
б) Лермонтов
в) Пушкин +

5. Закон … гласит, что из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, а другое ложным, и не может быть третьего суждения, истинного по отношению к тому же предмету в то же самое время:
а) достаточного основания
б) взаимозаменяемости
в) исключенного третьего +

6. Современный русский язык существует в нескольких формах, среди которых ведущую роль играет:
а) просторечие
б) литературный язык +
в) литературно-разговорный язык

7. Такое качество речи, как …, обусловливают законы тождества, не-противоречия, исключенного третьего, достаточного основания:
а) последовательность
б) доступность понимания
в) логичность +

8. Речь городского малообразованного населения называется:
а) просторечие +
б) жаргон
в) диалект

9. Жанр письменной разговорной речи, формирующийся общим миром чувства-мысли адресанта и адресата, актуальностью одних и тех же обстоятельств:
а) письмо
б) текст выступления
в) записка +

10. Овладение … является лингвистическим условием логичности речи:
а) теорией аргументации
б) эвристикой
в) логикой изложения +

11. Жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога:
а) рассказ +
б) замечание
в) признание

12. Использование диалектизмов, грубо-просторечных выражений, жаргонизмов допустимо в:
а) речи юристов
б) языке художественной литературы +
в) официально-деловой речи

13. Охватывающие некоторые имена существительные родовые варианты, употребляющиеся для обозначения лиц женского пола (преподаватель – преподавательница), стилистически:
а) нейтральны, однако в официальных документах, номенклатурных наименованиях для обозначения лиц женского пола следует использовать существительные мужского рода +
б) сниженные, но употребление их в официальных документах возможно
в) сниженные и употребительны только в просторечии

14. Появляющиеся в результате нарушения правил правописания ошибки – это ошибки:
а) стилистические
б) грамматические
в) орфографические и пунктуационные +

15. Впервые в зависимости от стилистической характеристики языковых единиц … разграничил стили литературного языка:
а) Ломоносов +
б) Винокур
в) Ожегов

16. Ошибки, наблюдающиеся в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений:
а) грамматические +
б) орфографические
в) стилистические

17. Ошибки, появляющиеся в результате смешения паронимов, неправильности или неточности в употреблении отдельных слов, незнания точного значения слов, неуместного использования их в речи:
а) орфографические
б) грамматические
в) лексические +

18. Документ, адресованный руководителю учреждения и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте, называется:
а) служебной запиской
б) докладной запиской +
в) деловыми справками

19. В русском языке в числе стилистически окрашенной лексики выделяют лексику:
а) общего употребления
б) межстилевую
в) письменной речи +

20. Лексика, употребляемая в определенной местности, называется:
а) арго
б) жаргонной
в) диалектной +

21. Разговоры, происходящие между участниками, имеющими разные социально-ролевые характеристики, например, между отцом и сыном, между соседями, имеющими разный общественный статус, относятся к разговорам:
а) предписывающим +
б) информативным
в) и предписывающим, и информативным

22. Речевые жанры и их построение изучаются в:
а) стилистике художественной речи
б) стилистике текста
в) функциональной стилистике +

23. Жанр разговорной речи, так же как и рассказ, являющийся по преимуществу монологической речью, которая учитывает все компоненты прагматической ситуации (в том числе память):
а) совет
б) разговор
в) история +

24. К книжно-письменной разновидности русского литературного языка относятся:
а) все тексты, существующие в письменной форме
б) все тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и художественной литературы +
в) все тексты за исключением просторечных и диалектных

25. Стандартизация типовой документации проявляется в том, что большая часть текстов делового характера представляют собой:
а) образцы служебных документов
б) тексты, в которых использована экспрессивная лексика
в) готовые формуляры с неизменным текстом и пропусками, которые заполняются в зависимости от конкретной ситуации +

26. Чередование стандарта и экспрессии – неотъемлемая черта:
а) официально-делового стиля
б) публицистического стиля +
в) разговорного стиля

27. Выберите тот знаковый комплекс, который характеризует аудиовизуальные СМИ:
а) тетрада +
б) двоичная знаковая система
в) единичная знаковая система

28. Если нарушается закон тождества, то это приводит к такой логической ошибке, как:
а) необоснованность рассуждений
б) абсурдность высказывания
в) подмена тезиса, подмена обсуждаемой темы другой, несоответствие аргументов доказательства тезису +

29. Нормы литературного языка:
а) складываются в результате длительного употребления и сознательного отбора +
б) произвольно выбираются учеными и законодателями
в) существуют неизменно в течение последних 300 лет

30. Цитация активно используется в таком стиле:
а) разговорном
б) научном +
в) художественном

Источник



Нормативный компонент культуры речи предполагает тест

1. Понятие языковой нормы характерно для

+ а) литературного языка,

2. Определите тип ошибки в словосочетании главный лейтмотив:

Читайте также:  Тест по произведению Е С Велтистова Приключения Электроника

а) речевая недостаточность,

+ б) речевая избыточность,

в) семантическая ошибка.

3.Тест. Найдите предложение без грамматических ошибок.

а) Приедешь с Москвы – зайдешь.

+ б) Народ толпился у магазина с самого утра.

в) Это показалось мне наиболее интереснее.

4. Основная функция языка –

5. Нормам произношения посвящена

6. В каком слове перед звуком [э] произносится твердый согласный?

7. В каком слове допустимы два варианта ударения?

8. Какой глагол не имеет формы I лица настоящего/будущего времени?

9. Найдите нарушение в употреблении собирательных числительных.

б) пятеро учеников,

+ в) пятеро учениц.

10. Найдите нарушение в строении фразеологизма.

а) темна вода во облацех,

+ б) не робкой десятки,

в) не солоно хлебавши.

11. Не является синонимом к слову герой

Тест — 12. Укажите ошибочное словосочетание:

а) гармоничные отношения,

+ б) гармонический союз,

в) гармонический ряд.

13. Найдите предложение без грамматической ошибки.

+ а) Я по вас соскучился.

б) Я с тебя поражаюсь.

в) Я привез это с деревни.

14. Пример речевой избыточности –

а) фантастически безграмотный,

+ б) кавалькада всадников,

в) страшная катастрофа.

15. Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще сильнее грязнее. Укажите верный вариант коррекции предложения.

+ а) Войдя в комнату, я увидел, что здесь стало еще грязнее.

б) Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще грязнее.

в) Когда я вошел в комнату, мне показалось, что здесь стало сильнее грязнее.

16. Молодая биологичка показала новую школьную мебель. Укажите неверный вариант исправления ошибки.

а) Молодая учительница биологии показала новую школьную мебель.

б) Молодой биолог показала новую школьную мебель.

+ в) Молодая биологиня показала новую школьную мебель.

17. К официально-деловому стилю речи не относятся:

+ а) тезисы доклада для конференции,

б) милицейские протоколы,

в) справки об успеваемости.

18. Отметьте словосочетание с нарушением лексической сочетаемости:

б) коричневые брови,

в) вороная грива.

19. Найдите ошибку в склонении числительных:

а) пятьюдесятью пятью,

б) пятьдесят пятому,

20. Найдите ошибку в употреблении существительного с предлогом.

а) по прибытии поезда,

+ б) по приезду домой,

в) по окончании сессии.

21. Использование эмоционально окрашенной лексики характерно для

в) научного стиля.

22. Найдите ошибку в образовании форм существительных:

а) несколько юнкеров,

23. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

+ а) Открывая дверь, она легко скрипнула.

б) Когда мы открывали дверь, она легко скрипнула.

в) Открывая дверь, мы услышали легкий скрип.

24. Найдите предложение с ошибкой.

+ а) Вошедший снял промокшее пальто, и теперь его можно было повесить.

б) Он был не только двоечником, но и вруном.

в) Мальчик оказался на редкость сообразительным, хотя и упрямым.

25. Найдите предложение со стилистической ошибкой.

а) Разобраться в этом хаосе не представлялось возможным.

+ б) Безапелляционным тоном он навел шороху в этом осином гнезде.

в) Мы рванули с места преступления как ошпаренные.

26. Смешение признаков других стилей уместно

а) в официально-деловом,

+ в) художественном стиле.

27. Укажите ряд, в котором перечислены жанры публицистического стиля:

+ а) очерк, заметка, интервью,

б) инструкция, протокол, докладная,

в) реферат, монография, диссертация.

28 — Тест. Найдите предложение, в котором деепричастный оборот употреблен неверно.

а) Спрыгнув со стула, я пошатнулся.

+ б) Спрыгнув со стула, у меня закружилась голова.

в) Пошатнувшись, я спрыгнул со стула.

29. В тексте фиксируется использование однородности членов предложения. Укажите оптимальный вариант коррекции.

+ а) В тексте используются однородные члены предложения.

б) В тексте отмечается использование однородных членов предложения.

в) В тексте зафиксирована однородность членов предложения.

30. Клише, стандартизованные конструкции характерны для

Источник

Компоненты культуры речи

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие культуры речи

Культура речи — это выбор языковых средств и их организация, позволяющие в конкретной ситуации общения, соблюдая современные языковые нормы, а также этику общения, обеспечить эффективное достижение поставленных коммуникативных задач.

Культура речи складывается из трех составляющих компонентов:

  • нормативного,
  • коммуникативного,
  • этического.

Нормативный компонент

Культурная речь — это правильная речь с соблюдением норм литературного языка, воспринимающимися носителями языка как образец. Языковая норма является центральным понятием в речевой культуре, что делает нормативный аспект культуры речи одним из самых важных.

Языковая норма – явление историческое. Появление норм в национальном языке обусловлено формированием литературного языка. Национальный язык охватывает все сферы речевой деятельности, он является общим для всех представителей нации. Он очень неоднороден, в его составе есть все разновидности языка: территориальные диалекты, просторечие, жаргонная речь и, конечно, литературный язык. При этом литературный язык — высшая форма национального языка. Он нормирован, обслуживает культурные потребности определенного народа. Это официальный язык художественной литературы и науки, театра, печати и радио.

Помощь со студенческой работой на тему
Компоненты культуры речи

Культура речи начинает формироваться вместе со становлением и развитием языка литературного.

Коммуникативный компонент

Культура речи неразрывно связана с законами и специфическими особенностями функционирования языка, с многообразной речевой деятельностью. Данное понятие включает в себя возможность находить новую языковую форму для выражения конкретного содержания в определенной ситуации речевого общения. В процессе освоения культуры речи вырабатываются навыки отбора, а также употребления различных языковых средств в речевом процессе, формируется сознательное применение этих средств в речевой практике в соответствии с задачами конкретной коммуникации. В этом и заключается коммуникативный аспект речевой культуры.

Читайте также:  Тест Математика 2 сынып III тоқсан

Коммуникативная целесообразность — главная категория теории культуры речи. Важно иметь представление об основных коммуникативных качествах речи, учитывать их в процессе общения:

  • правильность,
  • логичность,
  • точность,
  • лаконизм,
  • ясность,
  • богатство,
  • выразительность,
  • чистота,
  • уместность.

Общение может быть эффективным, если соблюдаются следующие формулы коммуникации: говорящий спрашивает, а слушающий может и хочет отвечать или говорящий информирует, а слушающий нуждается в данной информации и способен ее усваивать. Если же гармония в данной ситуации нарушается, то коммуникативный успех невозможен.

Этический компонент

Этический аспект речевой культуры подразумевает знание и практическое применение правил языкового поведения в определенных ситуациях. Под этическими нормами речевого общения понимается речевой этикет, который включает речевые формулы приветствия, просьб, вопросов, благодарности, поздравлений, правила обращения к собеседнику с использованием местоимений «ты» или «вы», выбор для обращения полного или сокращенного имени и т.д.

Этический компонент культуры речи вносит запрет на сквернословие в общении, а также осуждает проведение речевой коммуникации на «повышенных тонах».

Обращение к незнакомому человеку лучше сформулировать без использования специальных форм, например: «Простите, вы не могли бы…» или «Скажите, пожалуйста…» и т.д.

При первом знакомстве с человеком, обязательно следует запомнить, как его зовут, и в процессе дальнейшего общения обращаться к нему по имени и отчеству, стараясь не допускать ошибок.

Достижение максимальной эффективности общения неразрывно связано со всеми тремя компонентами речевой культуры: нормативным, коммуникативным и этическим.

Источник

Тест 5. 1. Что такое культура речи?

1. Что такое культура речи?

2. Почему для современного специалиста в любой сфере деятельности необходимо владение культурой речи?

3. Охарактеризуйте основные компоненты культуры речи.

4. Какой аспект культуры речи считается одним из важнейших?

5. Что представляет из себя нормативный аспект культуры речи?

6. Что представляет из себя коммуникативный аспект культуры речи?

7. Что представляет из себя этический аспект культуры речи?

8. Что такое речевой этикет?

9. Какой должна быть речь современного культурного человека?

10. Что необходимо предпринимать, чтобы усовершенствовать свою речь?

11. Почему в речи так важна интонация?

12. Какие слова называются «слова-паразиты» и почему необходимо изживать их из речи?

13. Какие слова и выражения категорически неприемлемы в речи?

14. Как влияют средства массовой информации на состояние современной русской речи?

15. Какие процессы происходят в современном русском языке и с чем это связано?

16. В чем специфика культуры деловой речи?

17. Почему современному деловому человеку необходимо владеть нормами и правилами речевого этикета?

18. На какие этапы можно разделить деловую беседу?

19. Что необходимо для успешного проведения деловой беседы?

20. Почему в деловой беседе очень важно не только умение говорить, но и умение слушать?

21. Что необходимо помнить, вступая в деловой спор?

22. Каким должен быть стиль поведения в деловом споре?

1.Культура речи — это:

умение говорить красиво, ярко, образно, эмоционально;

владение правилами и нормами речевого этикета;

обладание четкой дикцией и красивым тембром голоса;

владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

2. Важнейшим аспектом культуры речи является:

3.Чтобы сделать свою речь грамотной и культурной, необходимо изживать из нее:

4. Ведя деловую беседу, следует:

сделать продолжительное по времени, обстоятельное вступление;

стараться излагать мысли предельно кратко;

проявлять жесткость и неуступчивость;

обязательно аргументировать свои суждения и доводы;

стараться «подавить» собеседника своим общественным положением и авторитетом.

5. В деловом споре главное:

быть эмоциональным, помогать себе мимикой, жестами, восклицаниями;

хорошо знать суть вопроса, по поводу которого ведется спор;

«загнать в угол» оппонента любыми способами и средствами;

четко сформулировать те положения, которые Вы обосновываете;

в случае несогласия с Вами оппонента прибегнуть, если это возможно, к административным мерам.

6. Непременным условием ведения культурной беседы является:

умение терпеливо слушать друг друга;

демонстрация собеседниками эрудиции и остроумия;

избегание тем, неприятных для собеседника;

исправление речевых ошибок собеседника.

7.Чтобы создать о себе впечатление как о воспитанном и культурном собеседнике, Вы изберете темой для беседы с малознакомым человеком:

обсуждение проблем своего здоровья;

свое семейное положение;

литературу и искусство;

личную жизнь своих знакомых и сослуживцев.

8. Узнав, что Ваш случайный собеседник является специалистом в интересующей Вас сфере (например, врач или юрист), Вы:

незамедлительно попросите у него профессионального совета;

отнесетесь к его профессии нейтрально;

поинтересуетесь его заработком.

9. Оказавшись в незнакомой компании и желая произвести хорошее впечатление, Вы:

будете рассказывать анекдоты;

станете отпускать шутки и остроты по поводу внешности кого-либо из присутствующих;

поддержите общую беседу, продемонстрировав знание предмета беседы;

постараетесь превзойти всех эрудицией;

предпочтете больше слушать, чем говорить.

10. Какие из формул речевого этикета Вы используете при обращении:

к пожилому человеку, чтобы спросить, который час;

к милиционеру, чтобы спросить, как проехать по нужному Вам адресу;

к приятелю, чтобы попросить учебник;

к декану, чтобы узнать решение по поводу Вашего заявления.

Источник