Меню

Классификация и характеристика основных типов психодиагностических методов

Мир психологии

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Классификация и характеристика основных типов психодиагностических методов

Классификация и характеристика основных типов психодиагностических методов

Классификация и характеристика основных типов психодиагностических методов

Средства, которыми располагает современная психодиагностика делятся на две группы: формализованные и малоформализованные методики.

К формализованным относятся тесты, опросники, проективные, психофизиологические методики. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала), стандартизация, надежность и валидность.

Эти методики позволяют быстро собрать диагностическую информацию в короткие сроки, количественно и качественно сравнить индивидов между собой. Они экспериментальные.

К малоформализованным методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов Деятельности. Они проверке не подвержены. Эти методики дают очень ценный материал, сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые мало поддаются объективизации. Малоформализованные методики очень трудоемки.

Формализованные методики

Тесты. С английского – «испытание», «проверка», «проба».

Тесты – это стандартизированные и обычно короткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Главное отличие от других методик – на задания нужно дать правильный ответ.

Признаки теста:

  1. Четкая инструкция, жестко определяющая поведение испытуемого.
  2. Оценивание проводится по критерию правильности.
  3. Стимульный материал должен однозначно восприниматься испытуемыми.

Тесты подразделяются по цели, форме и содержанию. По цели: для отбора; для классификации; для распределения. По форме: индивидуальные, групповые, аппаратурные, компьютерные, бланковые, вербальные, невербальные. По содержанию: интеллекта, креативности, общих способностей, специальных способностей, Личности, достижений, критериальноориентированные. Индивидуальные тесты. Взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Оно имеет свое преимущество: возможность наблюдать за испытуемым, слышать и фиксировать ответы, позволяет оценивать отношение к обследованию.

Групповые тесты позволяют проводить испытания с очень большой группой людей. При групповом тестировании особенно строго надо соблюдать единообразие условий проведения эксперимента.

Устные и письменные тесты различаются по форме ответа. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других случаях он должен выбрать из нескольких вариантов (закрытые ответы). Письменные тесты носят также открытый и закрытый характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты различаются по материалу, который используется при тестировании.

Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.

Опросники

Это группа психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия и несогласия.

От испытуемого требуется ответить на вопрос, или согласиться или не согласиться с утверждением. Разновидность самонаблюдения.

  1. Метод косвенной самооценки.
  2. Результаты оцениваются не по принципу правильности или неправильности.

Проблема: интерпретация результатов.

Личностные опросники могут рассматриваться как стандартизированные самоотчеты, которые по форме могут быть групповыми и индивидуальными. По характеру ответов закрытыми и открытыми. Могут быть подразделены на опросники: черт Личности, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок.

Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Могут быть с открытыми, закрытыми и полузакрытыми вопросами. Используются для получения информации об истории жизни человека (биографические анкеты).

Проективные техники

Эта группа методик предназначена для диагностики Личности. Для них характерен глобальный подход к оценке Личности, а не выявление отдельных черт.

Был определен Юнгом. Если косвенным образом воздействовать на значимые области переживаний человека, то можно вызвать изменения в экспериментальной Деятельности.

Испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать неопределенные стимулы. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность давать испытуемому благоприятные ответы.

Все действия человека имеют отпечаток его психологического состояния:

  1. Приписывание другим людям социально неприемлемых желаний.
  2. Символический перенос во вне содержания внутреннего мира.
  1. Неопределенность стимульных условий.
  2. Неопределенная ситуация обследования. Действия не определены стандартами, не заданы четко.
  3. Ответы на задания приобретают смысл в связи с личностным значением, которое им придается испытуемым. Поэтому ответы на задания не оцениваются по критерию правильности и неправильности. Любой ответ принимается и интерпретируется.

Группы проективных методик:

  • методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);
  • методики конструирования: создание из деталей единого целого;
  • методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ);
  • методики катарсиса: осуществление игровой Деятельности в специально организованных условиях (психодрама);
  • экспрессивные: рисование на свободную или заданную тему;
  • импрессивные: требуют предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера);
  • адаптивные или методики дополнения: требуется завершить что-то (предложение, рассказ и т.д.).

Психофизиологические методики

Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатываются отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название дифференцированная психофизиология.

Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности и т.д.). Они лишены оценочного подхода к индивиду. Методики являются аппаратурными: ЭЭГ и др. Носят индивидуальный характер.

Малоформализованные методики

Наблюдение

Старейший метод в диагностике. Особо важное значение этот метод имеет для изучения психологических особенностей детей. В нашей стране в 20-е годы наблюдение широко использовалось в работах М.Я. Басова при изучении поведения детей. Им были разработаны методика психологических наблюдений и общие принципы воспитания у педагогов-психологов умений проводить наблюдения. Основной принцип – максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений. Второй принцип – наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов. Третий принцип – избирательность записи. Басовым был единственным в мировой литературе научно разработан метод наблюдения. Т.к. в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, важно, чтобы наблюдатель овладел техникой наблюдения. Басов проводит резкую грань между педагогическим наблюдением и научным. Он отмечает, что педагогическое наблюдение пассивно, нецеленаправленно, случайно. Научное наблюдение характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуации наблюдения, наблюдение на основе продуманного плана определенных качеств и особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения.

Поисковое и конкретное наблюдение.

Поисковое проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы.

Если цель конкретна и определена, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений – исследующее наблюдение.

Предметное наблюдение может быть частным или широким.

Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления.

Прежде чем наблюдать необходимо выделить стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению (единица поведения), которые и есть единица наблюдения.

Способы и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер – поисковый или исследующий. Однако имеются общие требования:

  1. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, без личных впечатлений наблюдателя.
  2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и окружающую обстановку, в которой он происходит.
  3. Запись должна, по возможности полно, в соответствии с поставленной целью, отражать изучаемую реальность.

При поисковом наблюдении обычно используется форма записей в форме сплошного протокола и дневника. Сплошной протокол предс-тавляет собой обычную форму без каких-либо рубрикаций.

При исследующем наблюдении уже перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения.

Виды наблюдений:

  1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные или «продольные» (проводятся в течение длительного времени и предполагают постоянный контакт испытуемого и исследователя), периодические (проводятся в определенное, заранее заданное время) и единичные.
  2. В зависимости от наблюдения могут быть полевые, лабораторные, спровоцированные в естественных условиях.
  3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдения: открытые, скрытые, наблюдение со стороны или включенные.
  1. Можно оценить поведение человека в естественной обстановке.
  2. В процессе наблюдения можно выявить основное и отделить от малого.
  3. Для осуществления не требуется получение согласия испытуемого и не требуется контакт с ним.
  1. Требует много времени.
  2. Трудно дать количественную оценку результатам. Сложно сравнивать разных людей по наблюдению.
  3. Крайний субъективизм результатов. Сам человек является измерительным инструментом.

Требования к наблюдению ( по Кеттеллу):

  1. Поведение должно исследоваться во многих ролях и ситуациях.
  2. Должно быть длительным (2 – 3 месяца, не меньше; несколько раз в неделю или ежедневно).
  3. Заранее должны быть определены особенности поведения, и они должны быть соотнесены с результатами.
  4. Наблюдатель должны быть подготовлен (натренирован).
  5. Исключить ролевые отношения между наблюдателем и испытуемым.
  6. Наблюдать должны не 1, а не менее 10 наблюдателей, не зависящих друг от друга. Затем результаты суммируются.

Опрос (беседа)

Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Надо знать, как спрашивать, какие вопросы задавать, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Сложность – формулирование вопросов.

Могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме и косвенной. Они могут иметь открытый или закрытый характер.

Цель:

  1. Создание мотивации к обследованию (подготовка) как положительная подготовка к диагностике.
  2. Снизить тревожность.
  3. Получение информации – диагностическое интервью. Клиническое интервью – оказание психологической помощи.

Задачи : составить план беседы, подготовить вопросы, проведение беседы.

Беседа имеет некоторые различия по форме и характеру организации.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа. Оно бывает свободное, стандартизированное и частично стандартизированное. Интервью делится на диагностическое (метод получения информации о свойствах Личности) и клиническое (метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения), а нализ продуктов Деятельности

Это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющих изучать природу человеческой Деятельности. Для получения достоверной информации был разработан специальный метод – контент-анализ – анализ содержания. Он был разработан, начиная с 1920 гг. для обработки материалов средств массовой информации. Основная процедура анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. Для этого выделили несколько типов единиц: смысловые и количественные единицы.

Контент-анализ – метод изучения содержания документов. Сущность – систематическая надежная фиксация заданных единиц изучаемого содержания, подсчета этих единиц и статистический анализ их (единиц).

Источник

Классификация психодиагностических методик

Существует большое количество психодиагностических и исследовательских методик. За рубежом выходят специализированные издания психодиагностических (коммерческих) методик: «Ежегодник психических измерений» (Mental Measurements Yearbooks), «Тесты в печати» (Tests in Print) и исследовательских (некоммерческих) методик, которые не вышли за рамки научных исследований и не предназначены для продажи другим пользователям: «Справочник неопубликованных экспериментальных психических инструментариев» в 6 томах (Directory of Unpublished Experimental Mental Measures). В них содержится краткое описание существующих методик, а в некоторых из них (например, в Tests in Print) обновляется информация об уже известных или новых методиках, приводится список публикаций, в которых использовалась данная методика, что является своего рода «индексом используемости» методик. Так, в пятом издании Tests in Print V содержится описание 2939 методик.

В нашей стране подобных изданий нет, но совсем недавно проведена работа по созданию первого Компендиума методик, опубликованных в советский и постсоветский период. В него вошло более 550 методик. Однако собственно профессиональных психодиагностических методик (тестов), соответствующих принятым требованиям, значительно меньше.

Большое количество ПДМ сопровождается их заметным разнообразием, что нередко создает трудности в плане ориентировочно-поисковой активности, а потому возникает задача их классификации.

Существует несколько классификаций, в зависимости от выбранного критерия.

Читайте также:  Тестостерон венозная кровь в Владимире

1. По форме стимульного материаларазличают вербальные и невербальные методики.

Вербальный тест содержит стимульный материал, представленный в форме либо осмысленных текстовых заданий (например, вопросы или утверждения в тест-опросниках, ряды прилагательных, отрывки текстов и т.п.), либо бессмысленных заданий (сочетание из трех букв, слоги и т.п.). Работа с таким материалом предполагает наличие речевых знаний и навыков, приобретенных человеком.

Невербальный тест содержит стимульный материал, представленный в виде осмысленных (например, геометрические фигуры, рисунки, фотографии, предметы и т.п.) или бессмысленных (необычные геометрические фигуры, чернильные пятна) заданий.

2. По типу методиксуществует несколько классификаций.В более общую включены тесты интеллекта и способностей (общих и специальных), тесты креативности, тесты достижений, личностные опросники, тесты дей­ствия (или ситуационные тесты), проективные и психосемантические тесты.

Выделяют и более широкий спектр методик, например: опросники, тесты способностей и достижений, проективные, психосемантические и ассоциативные методики, экспертные методики, методики попарного сравнения и свободного выбора, методики ранжирования, психофизиологические, клинические и аппаратурные методики.

3. По предмету диагностики предлагается различать методики, которые направлены на изучение: личностных особенностей (свойств, качеств), направленности и мотивации, темперамента и свойств нервной системы, характера, самооценки и самоотношения, интеллекта и специальных способностей, достижений, когнитивной, волевой и эмоциональной сферы, состояний, стилей, ценностей и смыслов, межличностных отношений, аттитюдов (установок), психических отклонений и нарушений.

По поводу этих классификаций надо отметить несколько обстоятельств. Первая классификация является чрезмерно общей. Во второй не очевидно содержание критерия, в качестве которого выступает тип методики. Отсюда, в частности следует, что: а) в более общей классификации нет места некоторым психофизиологическим и психомоторным методикам (например, теппинг-тесту); б) в более широкой типологии в один ряд ставятся методики и некоторые методические принципы их построения; например, попарное сравнение представляет собой один из способов построения тест-опросника, ранжирование является формой униполярной порядковой шкалы, которая используется в тест-опросниках (методика ценностных ориентаций Рокича), проективных методиках (тест цветового выбора Люшера). В третьей классификации не нашлось места методикам изучения социально-психологических феноменов малой группы (например, сплоченности, доверия, сработанности) и активности индивида в группе (адаптация, роли и статусы, лидерство).

4. По содержанию стимульного материала и ответных реакций на него испытуемых следует различать объективные и субъективные методики.

В методиках объективного типаработа испытуемого со стимульным материалом предполагает:

а) правильность выполнения заданий:

— тесты мышления: тест прогрессивные матрицы Равенна, тест структуры интеллекта Амтхауэра,тест технического мышления Беннета, методика «двойной стимуляции» Выготского-Сахарова и др.;

— тесты памяти: методика изучения непроизвольного запоминания (А.А. Смирнов), методика измерения объема кратковременной памяти (Д. Джекобс), методика определения индекса кратковременной и оперативной памяти(Л.С. Мучник и В.М. Смирнов), методика изучения объема оперативной памяти (Л. Постман), методика изучения процессов воспроизведения и узнавания и др.;

— тесты внимания: корректурные пробы Бурдона, Кольца Ландольта, Таблицы Шульте, Черно-красные таблицы Горбова, аппаратная методика Тахистоскоп и др.;

— тесты пространственного восприятия и воображения: тесты Часы, Компас, Совмещение вырезов;

— комбинированные тесты: шкала Бине-Симона, шкала Стэнфорд-Бине, тест Векслера;

б) точность выполнения заданий:

— тесты ощущений: глазомерная линейка Леманна для определения зрительного порога различения, периметр Фестера для определения границ полей зрения, методика Кекчеева для определения разностного порога кинестетической чувствительности рук;

— тесты координации: методика измерения статического и динамического тремора рук, мерная пластина Давлетшина, манипуляционный тест «монтаж-демонтаж» для изучения ловкости пальцев и ручной умелости, миокинетическая методика Мира-и-Лопеца для изучения возбудимости-тормозности и напряженности, кинематометр Жуковского для определения баланса возбудительного и тормозного процессов;

в) скорость выполнения заданий: теппинг-тест для определения силы нервной системы;

г) одновременно скорость и правильность (точность) выполнения заданий: Исполнение инструкцийв разных модификациях; в некоторых объективных тестах другой категории учитывается скорость выполнения заданий (тест прогрессивные матрицы Равенна) или работа испытуемого лимитируется (Кольца Ландольта), но в них испытуемых не ставят в очень ограниченные временные рамки, как в тестах данной категории;

д) регистрацию двигательных и физиологических реакций у испытуемого: ручной динамометр Колена для измерения мышечной силы кистей рук, методика Гурфинкеля для исследования спонтанной двигательной активности, методика измерения простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой сигналы, полиграф.

В методиках субъективного типа работа испытуемого со стимульным материалом предполагает высказывание своего мнения относительно чего-либо. Важное значение имеет частота и/или направленность высказываний (выбираемых вариантов ответов). В отличие от методик объективного типа, здесь нет достаточно очевидных и объективированных критериев оценки результатов работы и реакций испытуемого.

Существует несколько категорий методик субъективного типа: тест-опросники, проективные и психосемантические методики.

1) Тест-опросники характеризуются четко стандартизированной процедурой сбора и обработки данных, постановки диагноза и интерпретации и имеют следующие отличительные признаки:

а) пункты могут быть представлены в виде:

— вопросов (например, «Любите ли вы часто бывать в компаниях?», «Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям и ощущениям?») или утверждений («В жизни я предпочитаю поступать по-своему, чем придерживаться общепринятых правил», «Бывает, что у меня избыток энергии внезапно сменяется вялостью»);

— отдельных слов или словосочетаний (например, для изучения трудовой мотивации – «зарплата», «интересная работа», «возможность общения», «проявление самостоятельности»);

б) по направленности на испытуемого или внешние объекты формулировки тестовых заданий могут быть прямые, т.е. апеллирующие непосредственно к личности испытуемого (например, «Легко ли вас обидеть?», и косвенные, т.е. адресованные к его представлениям о каких-то посторонних объектах, явлениях, событиях («Большинство людей честны»);

в) по направленности относительно проявления диагностируемого качества формулировки могут быть прямыми (например, для диагностики признака экстраверсии – «В свободное время предпочитаете ли вы обычно общение с людьми чтению книг?») или обратными («В свободное время предпочитаете ли вы обычно чтение книг общению с людьми?»);

г) варианты ответов могут быть двухальтернативные («Да» или «Нет», «Согласен» или «Не согласен», «Верно» или «Неверно»), трехальтернативные (например, «Да», «Не уверен» или «Нет»), пятиальтернативные («Да», «Пожалуй, да», «Нечто среднее», «Пожалуй, нет» или «Нет);

д) формы ответов могут быть лаконичные, как в приведенных выше примерах, или развернутые (например, «Приобретая какую-то вещь в магазине, меня больше устраивает, когда продавцы: а) уделяют мне пристальное внимание и улавливают мои пожелания; б) не перечат мне в случае моих претензий; в) держатся на дистанции, но в любой момент готовы что-то подсказать»);

е) методики могут быть одномерные, предназначенные для измерения какой-то одной характеристики (например, шкала мотивации одобрения, методика изучения склонности к риску) или многомерные, т.е. направленные на одновременное изучение нескольких психических качеств (16PF личностный опросник, многомерный профессионально-психологический личностный тест);

ж) некоторые тест-опросники содержат одну или несколько шкал контроля достоверности ответов испытуемого (Личностный опросник Айзенка, многомерный профессионально-психологический личностный тест, MMPI);

з) тест-опросники предназначены для диагностики:

— индивида: нервной системы (методика изучения свойств нервной системы Стреляу), темперамента (личностный опросник Айзенка, опросник структуры темперамента, методика диагностики реактивной и личностной тревожности); социально-психологических качеств(методика изучения уровня субъективного контроля, шкала мотивации одобрения), типов личности и типологических особенностей (патохарактерологический диагностический опросник, методика интерперсонального диагноза) и т.д.;

— группы, подгрупп и индивидов в группе: характеристик и уровня развития группы/подгруппы (например, методика изучения предметно-деятельностной и социально-психологической сплоченности группы и подгруппы), характеристик внешних отношений группы/подгруппы (методика изучения открытости группы и подгруппы), характеристик межличностного общения в группе/подгруппе (методика изучения межличностного доверия в группе и подгруппе), характеристик личности в группе/подгруппе (методика изучения стиля межличностного поведения, лидерства, вклада индивида в группе и подгруппе), характеристик отношения личности к группе/подгруппе (методика изучения группового и микрогруппового доверия в группе и подгруппе).

2) Проективные методики содержат неструктурированный, неопределенный, неоднозначный стимульный материал, работа с которым актуализирует у испытуемого процессы воображения (фантазии), в которых проецируются его индивидуально-психологические особенности.

Различают следующие разновидности проективных методик:

а) конститутивные – придание смысла стимульному материалу (тест Роршаха);

б) интерпретативные – истолкование какого-либо события или ситуации (тест тематической апперцепции, рисуночный апперцептивный тест, методика изучения реакций на фрустрацию, методика изучения доверия детей к незнакомым взрослым);

в) конструктивные – создание из отдельных деталей осмысленного целого (тест Мозаика, тест МИРА);

г) экспрессивные – рисование (лепка) на свободную или заданную тему (тест Дом-Дерево-Человек, тест Несуществующее животное, тест Рисунок мужчины и женщины);

д) импрессивные – предпочтение одних стимулов другим (тест цветового выбора, цветовой тест отношений);

е) аддитивные – завершение предложения, рассказа или вербальная ассоциация (методика незаконченных предложений, ассоциативный эксперимент).

Проективные методики, по сравнению с тест-опросниками, имеют преимущества и недостатки.

Их преимущества заключаются в том, что они позволяют:

— актуализировать игровую мотивацию испытуемого в процессе тестирования, тем самым вызывая его заинтересованность и высокую включенность в работу;

— в некоторой степени преодолеть самоконтроль испытуемого при его работе со стимульным материалом и, на основе этого, повысить достоверность результатов;

— изучать неосознаваемые индивидом собственные психологические особенности (например, потребности и мотивы).

Среди недостатков проективных методик отмечают:

— низкий уровень стандартизации и формализация обработки данных и постановки диагноза;

— высокая зависимость обработки результатов, постановки диагноза и интерпретации от знаний и опыта пользователя, так что полученные результаты часто проясняют скорее личность специалиста, чем обследуемого;

— значительную роль в получаемых данных играют ситуационные переменные (на­пример, когда человек перед обследованием поссорился с экзаменатором или про­сматривал фотографии обнаженных тел, его ответы на тест Роршаха отличались от тех, которые были даны в случае отсутствия влияния этих факторов);

— неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности.

3) Психосемантические методики направлены на изучение системы значений (смыслов) индивида, которые он использует для восприятия, описания и оценки мира и себя в этом мире.

Различают следующие разновидности психосемантических методик: метод субъективного шкалирования, семантический дифференциал, ролевые репертуарные решетки,

Метод субъективного шкалирования представляет собой матрицу в виде набора понятий (стимулов), которые надо оценить посредством n-балльной шкалы (например, 1-2-3-4-5-6-7) по определенному признаку. Например, такие качества, как «мечтательность», «скромность», «альтруизм» и т.д. оцениваются по признаку «привлекательность». Первичная заполненная матрица преобразуется в квадратную симметричную матрицу расстояний между стимулами. Расстояниями считаются средние суммы квадратов расхождений между оценками стимулов. Такая оценка служит мерой семантической близости (сходства) понятий: чем меньше расстояние, тем более схожи стимулы.

Семантический дифференциал, разработанный Ч.Э. Осгудом, предназначается для измерения различий в интерпретации понятий испытуемы­ми и их отношения к ним. В качестве стимула в этом инструментарии может выступать фактически любое понятие – «жизнь», «работа», «группа» и т.д. Заданное понятие (например, «Моё настоящее Я», «Моя работа», «Моя группа») оценивается путем соотнесения с одной из фикси­рованных точек (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3 или 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) набора биполярных признаков («хороший — плохой», «бодрый — вялый» и т.п.).

Оценка значения понятия в шкале семантического дифференциала позволяет поместить его в точку семантического пространства. Положение точки характеризуется двумя основными показателями: направленностью и удаленностью от начала координат (в приведенных выше примерах – «0» или «4»). Чем длиннее вектор удаленности точки семантического пространства от нейтральной позиции, тем интенсивней реакция и более значимо для испытуемого оцениваемое понятие. Полученные на основании процедуры семантического дифференциала количественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия (стимула) – ломаной линии, соединяющей отмеченные испытуемыми точки.

На основе этой техники создаются разнообразные методики для проведения конкретных исследований.

Ролевые репертуарные решетки (Д.А. Келли) предназначены для изучения системы понятий (конструктов), опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Эта методика направлена не на изучение процессов переработки поступающей извне информации, а на объяснение того, как человек строит целостный образ мира, помогающий ему интерпретировать и предсказывать события, свое поведение и поведение других людей.

Читайте также:  Редуксин Мет в аптеках Карагая

В методическом плане эта техника представляет собой матрицу, в которой задан набор ролей (например, «Я», «Отец», «Мать», «Друг») и перечень определенных сочетаний из трех разных ролей. По каждому сочетанию испытуемый должен указать (написать) то, что объединяет какие-то две роли и что сильно отличает от них третью роль. Ана­лиз данных позволяет диагностировать силу и направленность связей между конструктами, выявить глубинные конструкты.

Эта техника имеет сходство с семантическим дифференциалом, одна­ко она более универсальна и гибка, позволяет выявлять индивидуальные, уникальные особенности индивида на уровне значений сознания. То есть, если в семантическом дифференциале используются заданные извне конструкты (набор биполярных признаков), то в технике ролевых репертуарных решеток выявляются индивидуальные, создаваемые непосредственно в ходе обследования. Она представляет собой реализацию индивидуально-ориентированного (идеографического) подхода к субъективному шкалированию. (В других психодиагностических методиках применяется индивидуально-типологический, т.е. номотетический подход.) При этом целью является не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы значений и смысловых единиц, сравнений и противопоставлений, лежащих в основе отношения к себе и окружающим, выявление уникальных конструктов.

Некоторые специалисты считают, что техника ролевых репертуарных решеток является перспективным направлением развития психосемантики и психодиагностики. Однако эта техника характеризуется теми же ограничениями, что и большинство проективных методик и, кроме того, высокой трудоемкостью обработки и интерпретации результатов.

Источник



Классификация психодиагностических методик

2.1. Общая схема классификации психодиагностических методик.

2.2. Методики высокого уровня формализации и малоформализованные методики, их диагностические возможности и ограничения применения.

2.3. Методики высокого уровня формализации. Психологические тесты.

2.4. Методики высокого уровня формализации. Опросники.

2.5. Методики высокого уровня формализации. Проективные техники.

2.6. Методики высокого уровня формализации. Психофизиологические методики.

2.7. Малоформализованные методики. Метод наблюдения.

2.8. Малоформализованные методики. Опрос, интервью, беседа.

2.9. Малоформализованные методики. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

2.1. Общая схема классификации психодиагностических методик.

В мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно.

Классификации методов психологического исследования представляют собой отражение состояния развития психологической науки.

I. Одна из первых классификаций психодиагностических методов была предложена Сергеем Леонидовичем Рубинштейном и соответствовала развитию отечественной психологической науки начала XX века. В качестве основных методов он рассматривал:

II. В 1977 году Борис Герасимович Ананьев предложил классификацию методов соответствующую состоянию психологической науки 50-х 70-х годов 20 столетия. В основе лежат этапы психологического исследования. Она объединяет 4 группы методов: организационные, эмпирические, приемы обработки экспериментальных данных, интерпретационные.

В настоящее время существует несколько классификаций, построенных на различных принципах.

III. Классификация методов, предложенная Алексеем Александровичем Бодалевым и Владимиром Викторовичем Столиным.

IV. Классификация психодиагностических методов предложенная Вернером Карловичем Гайдой и Владимиром Петровичем Захаровым.

V. Классификация чешского психолога Йозеф Шванцеры.

VI. Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

2.2. Методики высокого уровня формализации и малоформализованные методики, их диагностические возможности и ограничения применения.

Формализованные методы – способы действий, основанные на строгом соблюдении заданных правил, алгоритмов; расчеты по формулам, математическим зависимостям.

I. К высокоформализованным методикам относят:

3) проективные техники;

4) психофизиологические методики.

Для них характерно:

— жесткая регламентация процедуры обследования:

— точное соблюдение инструкции;

— строго определенные способы предъявления стимульного материала;

— невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.

Этим обеспечивается уравнивание ситуативных факторов, иначе нельзя сопоставлять индивидуальные результаты.

Высокоформализованые методики позволяют собрать информацию в относительно короткие сроки и проводить сравнение и в количественном и в качественном аспектах.

II. К малоформализованным методикам относят такие приемы и процедуры как:

2) опросы (интервью, беседа);

3) анализ продуктов деятельности.

Этот способ получения информации трудоемкий, требует большого профессионального опыта, интуиции психолога-диагноста, т.к. велика вероятность ошибок интерпретирования.

Эти две группы средств (высокоформализованные и малоформализованные) не противопоставляются друг другу. Как правило, они дополняют друг друга.

2.3. Методики высоко уровня формализации. Тесты

Психологический тест – стандартизированное (наличие тестовых норм или других критериев оценки результатов), часто ограниченное во времени испытание, состоящее из системы заданий, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.

С помощью теста устанавливаются количественные и качественные индивидуальные психологические различия.

Тестовая батарея – совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.

При составлении программы обследования, подборе методик в батарею психолог должен руководствоваться принципом максимальной эффективности диагностики (то есть исходить из соотношения максимум надежности при минимум затрат).

Классификация тестов производится по разным основаниям. Мы рассмотрим три признака: по форме, по содержанию, по цели.

а) индивидуальные и групповые (по форме предъявления)

б) устные и письменные (по форме ответа)

в) вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала)

г) бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные.

2. По содержанию

а) тесты интеллекта;

б) тесты способностей;

в) тесты достижений;

г) тесты личности.

а) составление психологических характеристик;

б) постановка психологического диагноза;

в) помощь индивиду в принятии решений;

г) отбор и распределение персонала;

д) выявление возрастных изменений в развитии человека;

е) проф. отбор и проф. консультирование.

2.4. Методики высокого уровня формализации. Опросники.

Относятся к группе психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» или «неправильных» ответов, т.к. нет среднестатистической нормы. Они только отражают согласие или несогласие испытуемого с высказыванием. Результаты основаны на представлении человека о самом себе, своих переживаниях, реальном или прогнозируемом поведении.

Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные (высокоформализованные) и опросники-анкеты (малоформализованные).

Личностные опросники –это стандартизированные самоотчеты, которые бывают:

1. По форме предъявления:

2. По форме ответа:

3. По характеру ответов:

4. По содержанию:

а) опросники черт личности;

б) опросники типологические;

в) опросники мотивов;

г) опросники ценностей;

д) опросники интересов;

е) опросники установок.

Для минимализации мотивационной погрешности вводят шкалы «лжи».

2.5. Методики высокого уровня формализации. Проективные техники.

Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. В отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Классификация проективных методик

Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

1. Методики дополнения. Стимульный материал:

Набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К. Г. Юнга).

Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).

Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).

2. Методики интерпретации. Стимульный материал — набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г. Роршаха).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).

2.6. Методики высокого уровня формализации. Психофизиологические методики.

Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы (индивидуальные различия в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).

Психофизиологические методики лишены оценочного подхода к индивиду, поскольку сказать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже, невозможно. По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура.

Применение аппаратурных методик на производстве или в школе вызывает большие сложности, а иногда их использование вообще не представляется возможным.

2.7. Малоформализованные методики. Метод наблюдения.

К малоформализованным методикам относятся:

2) опрос, интервью, беседа;

3) анализ продуктов деятельности.

Метод наблюдения– общенаучный метод исследования, который в психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их психических функций, реакций.

Этот метод незаменим там, где нет стандартизированной процедуры (не разработаны или же их нельзя применить по особым обстоятельствам). Особенно актуально применение этого метода при работе с детьми.

Наблюдение может быть наивным и научным.

1) наивный способ наблюдений очень сильно зависит от личностных способностей наблюдателя, его установок, намерений и т.п. Результаты такого наблюдения носят неопределенный характер и могут интерпретироваться другими исследователями совершенно по-разному. Можно сказать, что они в большей мере характеризуют самого наблюдателя, чем того, за кем он наблюдает;

2) научное наблюдение больше соответствует психологическим целям. Такое наблюдение осуществляется на основе тщательной предварительной подготовки.

2.8. Малоформализованные методики. Опрос, интервью, беседа.

Опросники-анкеты –служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям.

Чаще всего этот вид опросников предназначен для получения информации об истории жизни человека: возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе. С его помощью можно получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях индивида.

Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим).

2.9. Малоформализованные методики. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) – метод, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности: письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.).

Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления.

Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т.е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

Прокрутить вверх

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Классификация психодиагностических методик.

Классификация психодиагностических методик.

Шванцар дает классификацию по:

1.Использ мат-лу (вербальныйе и невербальные; манипуляционные; т. бумаги и карандаша (тесты Люшера));

Читайте также:  Что лучше Рено Дастер или Аркана

2.Кол-dу получаемых показателей.

3.Тесты с прав реш и тесты с возмож различ ответов.

4.Разной психич акт-тью испыт (интерспективные — отнош испыт о личном опыте и отнош-х (анкета, беседа); экстраспективные — наблюд, оценка разнообр проявл; проектив; исполнительные — испыт осущ какое — либо действие, ур и кач-во кот явл-ся показат инд-х личностных черт.

Захаров по основаниям:

1.По качеству: (стандартизир; нестандартизир)

2.По назначению (общедиагностич (Кеттела); тесты проф пригод; тесты отдельных способ; тесты достиж).

3. По материалу, кот оперирует испыт (бланковый; предметный (кубики Коса); аппаратурный.)

4. По колич обслед: (индивид; групп)

5. По форме ответа (уст; письм).

6. По ведущ ориентации (т. на скорость; т. на мощьность; смеш т.).

7. По степ однород зад (гомоген; гетерогенные)

8. По комплексности (изолирован; тестовые наборы (батареи)).

9. По харру ответов на зад (т. с предпис. ответами; т. со свобод. ответами)

10. По области психич охвата (т. лти; интел. тесты).

11. По харру умственных действий (вербальные; невербальные)

По Водолеву и Столину.

1. По характеристике методологического принципа, который положен в основу данного приема.

— индивидуально — ориентированной техники (видеографические) типа ролевых репертуарных решеток.

— биологической техники (беседы, интервью).

2. По мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени влияния на результат диагностики:

— объективные (минимум вовлеченности психодиагноста);

— субъективные (максимальная степень вовлеченности).

Классификация методов по Б. Г. Ананьеву:

1.Организационные— по способу организации или проведения. Выделяют ряд методов:

1). Сравнительный метод; 2). Лонгитюдный метод; 3). Комплексный метод.

Сравнительный — в этом случае сопоставляются разные группы испытуемых по определенному признаку (по возрастам или по виду деятельности).

Лонгитюдный — многократное обследование в течении продолжительного времени.

Комплексный — исследования осуществляемые с привлечением разных специалистов (психологи,

нейрофизиологи, педагоги, врачи, физиологи).

2.Эмпирические— методы сбора психологических факторов. 1). Наблюдение и самонаблюдение;

2). Экспериментальные методы;

3). Психодиагностические методы (тестирование, опросные методы, социометрические методы);

4). Анализ продуктов деятельности;

5). Методы психогенетики;

6). Биографич (психобиографич метод).

Методы обработки данных.

1). Колич анализ (альтернативный — определяет налич или отсут качества; корреляц — устанав завис между явл-ми). 2). Качественный анализ (генетич анализ — явл прослеж в развитии; структурный — осуществляется распределение испытуемых по группам (по уровням).

Методы интерпретации данных (методы формулирования).

15.Профессионально важные качества и профессиональные способности. Методы оценки профессионально важных качеств в профотборе.

Профессионально важные качестваэто

Профпригод -совокуп псих—их и психофизиол особ ч-ка необход и достат для достиж обществ приемл эфф-ти в той или иной проф

В Байденко выделяет:

1.Ландшафт компетенции –профес-ные, т.е. интегрир-е сочет знаний, умений и спос-тей при одноврем автоном и гибк реш профес-х задач.

2.Базовая компетенция— это готов-ть к проявл- спос-тей основ- на опыте, склонн и ценн.

3. Переносимая компетенция— способность рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, принимать адекватные решения адаптироваться быть лидером и работать в команде.

Выделяют:

1) Социальные (т. е. готовность и способность формироваться и адаптироваться) и толерантность.

2) Персональная компетенция — готовность и способность личности оценивать и проявлять свой потенциал развития в семье, в обществе.

Профиль педагогапсихолога:

1)Теоретике — методологическая готовность — это глубина, фундаментальность знаний, готовность к их постоянному обоснованию, критический подход, навыки поиска решения проблемы, проектирование, прогнозирование.

2) Личностная готовность:

— готовность к постоянному обогащению и самопрезентации творческого, личного потенциала, умение строить продуктивный сценарий гуманистического взаимодействия с окружающими;

— готовность к самостоятельному, постоянному расширению профессиональной компетенции, овладение способами ликвидации личностных и межличностных проблем; сензитивность;

— готовность к преобразованию и совершенствованию мира ощущению, мирасозеданию, управления собой и ситуациями, чувство юмора

3) Практическая готовность-способность к организации исследованной, инновационной деятельности, владение техникой и технологиями организации и оказание системы психолого — педагогической помощи субъектам деятельности.

Методы формирования профессионально важных качеств:

Психодиагностика ПВК. Классификация ПВК (Голубев).

1.Сбор информации, 2.Методы, применяемые непосредственно в процессе труда, 3.Изучение психических явлений с помощью тестов, 4. Обработка и общение полученной информации (прфессиограмма).

1. Объективная регистрация профессиональной деятельности.

2. Анализ продуктов деятельности.

3. Изучение психологических свойств личности.

4. Социально — психологические и социальные свойства.

Методы психологического исследования.

Классификация методов по Б. Г. Ананьеву:

1. Организационные— по способу организации или проведения.

Выделяют ряд методов:

1). Сравнительный метод; 2). Лонгитюдный метод; 3). Комплексный метод.

Сравнительный — в этом случае сопоставляются разные группы испытуемых по определенному признаку (по возрастам или по виду деятельности).

Лонгитюдный — многократное обследование в течении продолжительного времени.

Комплексный — исследования осуществляемые с привлечением разных специалистов (психологи,

нейрофизиологи, педагоги, врачи, физиологи).

2. Эмпирические— методы сбора психологических факторов.

1). Наблюдение и самонаблюдение;

2). Экспериментальные методы;

3). Психодиагностические методы (тестирование, опросные методы, социометрические методы);

4). Анализ продуктов деятельности;

5). Методы психогенетики;

6). Биографический (психобиографический метод).

Методы обработки данных.

1).Количественный анализ

— альтернативный — определяет наличие или отсутствие качества;

— корреляционный — устанавливается зависимость между явлениями;

— вариационный — изучение различий в полученных фактах (значениях).

— 2). Качественный анализ.

— генетический анализ — явление прослеживается в развитии;

— структурный — осуществляется распределение испытуемых по группам (по уровням).

Методы интерпретации данных (методы формулирования).

В учебной литературе принято классифицировать эмпирические методы: 1). Основные (наблюдение и экспериментальные методы); 2). Вспомогательные (как дополняющие основные) — к ним относятся остальные методы.

Метод наблюдения.

Это научный метод сбора психологических факторов путем непосредственного восприятия психических явлений.

Виды наблюдений: 1). В зависимости от объекта выделяют наблюдения:

— внешние (осуществляется путем прямого наблюдения за объектом со стороны);

— внутренние (изучается, так как оно представлено в сознании исследователя).

2). В зависимости от регламентированности:

— свободное — не имеет заранее разработанной программы наблюдения, четкого плана процедуры наблюдения, сам объект может меняться.

— стандартизированное — наблюдение проводится по четкой схеме в соответствии с разработанной программой, четкая процедура наблюдения.

3). В зависимости от положения наблюдателя:

— простое (стороннее) — событие регистрируется со стороны

— сочувствующее (включенное) — наблюдатель включается в деятельность испытуемых.

Самонаблюдение — рассматривается с одной стороны как вид наблюдения и как самостоятельный метод исследования.

К ним относят разные виды экспериментов. Эксперимент — это метод сбора факторов путем активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого и создание условий для проявления психических факторов. По условиям проведения бывает:

— естественный — проводиться в обычных жизненных условиях. «+» — Здесь можно наблюдать естественное проявление психики. «-» — трудность в осуществлении регистрации факторов, проблемы с объективностью.

— лабораторный — специальных экспериментальных условиях. Испытуемый знает, что с ним проводится эксперимент, деятельность его определяется инструкцией. Проводится с помощью специальной аппаратуры или без аппаратуры.

Объективность данных — положительная. Снижение степени естественности — отрицательное. В зависимости от типа реализуемых задач (по целям):

— констатирующий, в нем выделяются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества.

— формирующий (воспитывающий, обучающий) — это метод при котором имеет место планомерное формирование требуемого психического процесса или качество личности. Этот эксперимент предполагает целенаправленное воздействие экспериментатора.

Проводится в три этапа:

1 этап. Констатирующий, в нем выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества.

2 этап. Формирующий — осуществляется целенаправленное воздействие.

3 этап. Контрольный — по целям он такой же, что и констатирующий, но обязательно идет сопоставление данных констатирующего и контрольного этапов.

В исследовании должны обязательно участвовать экспериментальная и контрольная группы. Вспомогательные методы:Психодиагностические методы:

1. Тестирование— метод изучения психики с помощью тестов. Тест — это стандартизированное испытание в результате которого оценивается тот или иной психический процесс или личность в целом.

Тесты разделяются на:

Тесты разделяются на (общепризнанные):

2.Опросные методы— это методы при которых человек отвечает на ряд задаваемых вопросов. Они делятся на:

— устные (беседа, интервью);

И устные и письменные методы бывают:

— стандартизированные — формулировка и последовательность вопросов жестко заданы.

Беседа— это метод сбора факторов о психических явлениях в процессе личного общения.

Интервью— рассматривается и как самостоятельный метод, и как разновидность беседы — это способ получения психологических данных посредством устного опроса.

Письменные методы:

Анкетирование— это метод сбора факторов с помощью анкеты. Анкета— это опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Анкеты бывают:

— открытые — предлагается испытуемому самостоятельно сформулировать ответ;

— закрытые — предлагает выбор одного из вариантов ответов.

3. Социометрический метод— это метод изучения межличностных отношений в группе, с помощью его определяется социометрический статус членов группы.

4. Проективные методы— это совокупность методик целостного изучения личности, основанная на психологическом механизме проекций. Они позволяют выявить те особенности внутренней жизни человека, которую он не может или не хочет выразить непосредственно.

5. Анализ продуктов деятельности— это метод сбора факторов при анализе материализованных результатов психической деятельности (книги, проекты, картины).

6. Биографический метод— это метод, основанный на изучении биографических данных человека. На первый план выступает деятельность человека.

Классификация психодиагностических методик.

Шванцар дает классификацию по:

1.Использ мат-лу (вербальныйе и невербальные; манипуляционные; т. бумаги и карандаша (тесты Люшера));

2.Кол-dу получаемых показателей.

3.Тесты с прав реш и тесты с возмож различ ответов.

4.Разной психич акт-тью испыт (интерспективные — отнош испыт о личном опыте и отнош-х (анкета, беседа); экстраспективные — наблюд, оценка разнообр проявл; проектив; исполнительные — испыт осущ какое — либо действие, ур и кач-во кот явл-ся показат инд-х личностных черт.

Захаров по основаниям:

1.По качеству: (стандартизир; нестандартизир)

2.По назначению (общедиагностич (Кеттела); тесты проф пригод; тесты отдельных способ; тесты достиж).

3. По материалу, кот оперирует испыт (бланковый; предметный (кубики Коса); аппаратурный.)

4. По колич обслед: (индивид; групп)

5. По форме ответа (уст; письм).

6. По ведущ ориентации (т. на скорость; т. на мощьность; смеш т.).

7. По степ однород зад (гомоген; гетерогенные)

8. По комплексности (изолирован; тестовые наборы (батареи)).

9. По харру ответов на зад (т. с предпис. ответами; т. со свобод. ответами)

10. По области психич охвата (т. лти; интел. тесты).

11. По харру умственных действий (вербальные; невербальные)

По Водолеву и Столину.

1. По характеристике методологического принципа, который положен в основу данного приема.

— индивидуально — ориентированной техники (видеографические) типа ролевых репертуарных решеток.

— биологической техники (беседы, интервью).

2. По мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени влияния на результат диагностики:

— объективные (минимум вовлеченности психодиагноста);

— субъективные (максимальная степень вовлеченности).

Классификация методов по Б. Г. Ананьеву:

1.Организационные— по способу организации или проведения. Выделяют ряд методов:

1). Сравнительный метод; 2). Лонгитюдный метод; 3). Комплексный метод.

Сравнительный — в этом случае сопоставляются разные группы испытуемых по определенному признаку (по возрастам или по виду деятельности).

Лонгитюдный — многократное обследование в течении продолжительного времени.

Комплексный — исследования осуществляемые с привлечением разных специалистов (психологи,

нейрофизиологи, педагоги, врачи, физиологи).

2.Эмпирические— методы сбора психологических факторов. 1). Наблюдение и самонаблюдение;

2). Экспериментальные методы;

3). Психодиагностические методы (тестирование, опросные методы, социометрические методы);

4). Анализ продуктов деятельности;

5). Методы психогенетики;

6). Биографич (психобиографич метод).

Методы обработки данных.

1). Колич анализ (альтернативный — определяет налич или отсут качества; корреляц — устанав завис между явл-ми). 2). Качественный анализ (генетич анализ — явл прослеж в развитии; структурный — осуществляется распределение испытуемых по группам (по уровням).

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы

Источник