Меню

Классификации педагогических тестов



Педагогическое тестирование: виды, применение, составление тестов.
статья на тему

Баламошева Светлана Валентиновна

Тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

Скачать:

Вложение Размер
тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков. 27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое тестирование: виды, применение, составление тестов.

Баламошева Светлана Валентиновна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №8, г. Ноябрьск

Что такое тестирование ? Сегодня этот термин встречается довольно часто и в областях далеких от образования.

Тестирование (от слова test — испытание, проверка). Тестирование применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям. Тестирование — один из разделов диагностики. Однако, если мы говорим о педагогическом тестировании, то на мой взгляд, больше подойдет такое определение:

Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Включает в себя п одготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов , которая даёт оценку обученности тестируемых. Соответственно:

Педагогический тест определяется как система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую , обучающую и воспитательную :

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности .

Преимущества тестирования в процессе обучения школьников очевидны:

  • Тесты — это удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний. Экономит время и позволяет объективно оценить знания.
  • Формируют навыки учащихся по работе с учебным материалом, извлечению информации.
  • Повышает плотность опроса и накопляемость оценок в журнале.
  • Помогает учителю варьировать методику и технологию проведения урока в соответствии с задачами контроля, сложности изучаемого материала, психологических и возрастных особенностей учащихся.
  • Позволяют организовать взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку знаний учащимися.
  • Тесты, однажды приготовленные учителем значительно облегчают деятельность учителя, вносят разнообразие в методику работы.

Однако, наряду с преимуществами, тестирование сопровождается определенными недостатками:

  • — большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения;
  • — проверка лишь конечного результата действий;
  • — затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений ученика.

Ни один из методов не является абсолютно универсальным. Любой метод имеет преимущества и недостатки одновременно. Поэтому творческий учитель будет использовать разнообразные методы, приемы и формы. Все познается в сравнении и постепенно учитель сам выбирает наиболее оптимальные для себя формы работы, руководствуясь принципами активизации и оптимизации обучения, творчески совершенствуя их по форме и содержанию.

Следовательно, тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

Применение тестов на уроках.

Как правильно определить место и время тестирования? Какие методы и приемы при этом использовать? Эти, и наверное, другие вопросы встают перед учителем при разработке технологической карты любого урока и в частности урока окружающего мира. Тесты можно эффективность использовать на любом этапе урока. Это зависит от целей, методики, целей контроля.

Основным этапом урока Окружающего мира является опрос и повторение изученного материала. Это обязательная часть урока, на котором учитель имеет возможность контролировать, корректировать, оценивать уровень знаний. На традиционном уроке опрос занимает 15 минут в начале урока. Существует много методов опроса. Я в основном использую индивидуальный опрос. От ученика требую полный развернутый ответ. Считаю, что такая форма опроса развивает монологическую речь, память, мышление, умение делать выводы, обобщать, публично выступать. Отвечают 2- 3 ученика. К сожалению, время опроса ограниченно и трудно опросить большое число учащихся. Поэтому использую и другие методы опроса, например, поурочное тестирование или поурочный контроль. Тесты предлагаются на этапе опроса домашнего задания. Тесты включают вопросы репродуктивного характера, а так же требующие логического мышления и применения знаний в новой ситуации. Тесты легко, быстро оцениваются учителем или учеником по ключу — ответу. Позволяет увеличить число опрошенных учеников и накопляемость оценок.

При тестировании выявляются как знания, так и незнания учащихся и учитель может определить пробелы в знаниях учащихся по тем или иным вопросам темы.

Закрепление материала. Закрепление — обязательная часть урока, так как на этом этапе в сознании учащихся происходит обобщение и систематизация информации. На данном этапе можно не оценивать знания, так как материал усвоен не в полной мере. Позволяет каждому ученику выявить свои пробелы в определенном вопросе, чтобы дома обратить на это большее внимание. Можно провести обсуждение тестов, расширить представление о предмете обсуждения. При этом для проецирования тестов можно использовать технические средства обучения.

Обучающая роль тестов . Тесты можно использовать при изучении новой темы при работе с учебником или пособием. После проработки текста в план, тезисы, схемы. Вопросы тестов при этом направляют деятельность учащихся, помогают выявить главное, обратить внимание на детали.

Тематический контроль и итоговая аттестация.

Используется тестирование как форма тематической проверки знаний и итоговой аттестации

Причиной низкого качества знаний учащихся является нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность учащихся сводится лишь к восприятию излагаемых учителем и не остается времени на осмысление, применение на практике и проверку знаний, умений. Существует простая истина: все этапы усвоения знаний и умений должны выполняться каждым учеником, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя.

Проверка и оценка тестов.

Для проверки тестов готовлю карточку с ключом. Здесь же имеется и критерии оценок. Например, 90 – 100 % правильных ответов – оценка «5», 70- 90 % — «4», 50- 70 % — «3», менее 40 %- «2».

Нормы времени для проведения тестирования и максимальное количество заданий, выполняемых учащимися за один урок.

Обязательный уровень:
2 класс 1 задание – 2 мин.
3 класс – 1,5 мин.
4 класс – 1 мин.
Задания предполагают проверку не только практических умений учащихся, но и научных теоретических понятий и проверяют уровень сформированности учебных действий.

Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё недостаточно разработаны, а чтобы самостоятельно составить качественный тест необходимо чётко представлять его структуру в зависимости от вида теста.

Виды тестовых заданий

Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:

тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных);

тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых.

  • Множественный выбор — испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка
  • Альтернативный выбор — испытуемый должен ответить «да» или «нет»
  • Установление соответствия — испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков
  • Установление последовательности — испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательность
  • Свободное изложение — испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются
  • Дополнение — испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)

Программ для составления тестов множество. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Но плюсом для всех таких программ является их универсальность – возможность применения для осуществления контроля знаний в любой учебной дисциплине. Проверку можно осуществлять и на бумажных носителях, если класс не оборудован для проведения компьютерного тестирования.

С началом активного развития компьютерных технологий в качестве инструмента анализа заданий очень эффективно использование компьютера. Сегодня компьютерные тесты являются одним из электронных средств обучения (ЭСО).

Основными этапами оценки результативности обучения школьников с использованием электронных средств обучения должны быть:
1. Четкое формулирование требований к знаниям, умениям и навыкам школьников. Требования формулируются до начала обучения и создания ЭСО, должны соответствовать содержанию и методам обучения;
2. Разработка контрольно-измерительных подсистем ЭСО для проведения тестирования школьников. Материалы разрабатываются в строгом соответствии с требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Для каждого задания указывается, какому требованию (требованиям) оно соответствует;

  • Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр тестирования, 2002.
  • Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.
  • Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.
  • Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.
  • Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании. Уч. Пособие. — М.: Высшая школа, 2010.
  • Батешов Е.А. «Основы технологизации компьютерного тестирования»: Учебное пособие. – Астана: ТОО «Полиграф-мир», 2011. – 241 с.

Источник

Классификации педагогических тестов

Многообразие тестов классифицируется по разным основаниям.

1. По способу интерпретации:

— тесты, ориентированные на нормы (нормативно — ориентированные): результат оценивается на основе предварительно полученных, статистически обоснованных норм (выполнил от 20 до 25 задач, что ниже/выше нормы).

— тесты, ориентированные на критерий (критериально — ориентированные): результат определяется на основе экспертной оценки (сдал/не сдал).

2. По процедуре создания:

Стандартизируются процедура и условия прове­дения тестирования, способы обработки и интер­претации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и ми­нимизировать случайные ошибки и погрешности как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных.

В образовании можно выделить ряд задач, ко­торые могут быть решены нестандартизированными тестами. Однако для целей мониторинга воз­можно использовать только стандартизированный тестовый инструмент.

3. По средствам предъявления:

— бланковые (тесты «бумага и карандаш»), которые в свою очередь можно разделить на два вида:

с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и в которых испытуемый фиксирует результаты;

с использованием бланков, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы (фиксируют ответы). Бланки предъявляются отдельно от заданий;

— предметные — в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий;

— аппаратурные — тесты с использованием устройств изучения особенностей внимания, вос­приятия, памяти и мышления;

— практические — появившиеся относительно недавно эти тесты сходны с известными у нас лабораторными работами (по химии, физике, биологии и пр.), однако снабженные соответствующими инструкциями и имеющие тестовое оснащение;

Кроме этого, B.C. Аванесов предлагает в рамках компьютерного тестирования выделить ещё адаптивные тесты — задания, в которых предъявляются по одному, в зависимости от ответа испытуе­мого на предыдущий вопрос. Вероятно, в этом есть смысл, поскольку большинство тестов предполагают предъявление конечного набора вопросов испытуемому и не предполагает зависимости от ответа на предыдущие вопросы. Вероятно, можно предположить возможность использования адаптивного тестирования и вне компьютерного предъявления.

Каждый из способов предъявления имеет свои плюсы и минусы. Компьютерные очень быстрые, однако они провоцируют случайные ошибки и не оставляют исходных результатов на случай апелляции, что ограничивает их применение для аттестации учащихся. Бланковые позволяют экономить на бумаге, удобны для пересылки, дают возможность сканирования для обработки результатов, но при они также не дают исходных результатов и провоцируют случайные ошибки, поскольку требуют наличия навыка работы с бланком. Кроме этого, необходимость проведения черновых записей провоцирует испытуемых на использование незаконных способов выполнения работы. Наиболее качественные результаты могут быть получены с использованием тестовых тетрадей, но при этом возникает проблема ввода результатов для обработки и необходимость дополнительных расходов на печать самих тетрадей.

Для нужд образования подходит любой из этих способов, при этом нужно помнить об одном: предъявляя один и тот же тест в разных формах, мы получим разные результаты. Нельзя сравнивать результаты тестирования, полученные в результате разных способов предъявления.

4. По направленности, т.е. по тому, что именно предполагается изучать с помощью данного теста:

— тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;

— личностные тесты (иногда называемые тестами темперамента), с помощью которых изучаются особенности личности испытуемого, помимо его интеллекта включая тесты мотивов (то же, что и тесты динамики), предназначенные для диагнос­тики мотивационно-потребностной сферы лично­сти, позволяющие определить, на что направлена активность индивидуума и каким образом осуществляется им саморегуляция поведения, тесты на­строений и состояний, направленные на изучение временных состояний, таких, например, как эмоции;

5. По характеру действий:

— вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий — словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.);

— невербальные (практические), связанные с практическим манипулированием предметами — карточками, блоками, деталями.

6. По ведущей ориентации:

— тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время;

— мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы;

— смешанные тесты, которые объединяют в себе двух вышеперечисленных. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий (количество выполненных заданий), так и правильность решения.

Эти тесты наиболее часто применяются на практике и именно к ним относится большинство тестов учебных достижений, которые можно использовать для нужд мониторинга 1 .

При разработке теста принимаются во внимание определенные критерии в зависимости от принятой таксономии целей обучения. Чаще всего используются следующие критерии:

1. Знание фактов и взаимозависимостей между ними.

2. Решение и теоретических, и практических проблем.

3. Самостоятельная оценка.

4. Самостоятельное применение знаний в новых условиях.

Данные критерии отражают не все цели обучения, а только те, которые поддаются анализу с помощью дидактических тестов. Каждый из этих критериев может быть развернут в зависимости от изучаемого материала. Разрабатывая тест, очень важно учитывать в нем по возможности все четыре критерия. После утверждения плана теста приступают к разработке теста.

По видам деятельности учащихся содержание тестовых заданий условно делится на пять групп.

1. Понимание простой информации (терминов, фактов, понятий и явлений). Примеры данной деятельности: дать определение научным понятиям, назвать единицы измерения, описать простые явления. Задания, включающие данный тип деятельности, составляют 40% теста.

Пример 1. Воздух состоит из многих газов. Какого газа в воздухе больше?

б) кислорода;

в) углекислого газа;

Пример 2. Кто из педагогов впервые обосновал два основных способа обучения: сообщающий (догматический) и развивающий (эвристический)?

а) А. Дистервег

в) И.Г. Песталоцци

г) И.Ф. Гербарт

2. Понимание сложной информации, интегрирующей отдельные части простой информации. Примерами деятельности, иллюстрирующими понимание сложной информации, являются дифференциация, сравнение, противопоставление и синтез. Задания данного типа также составляют значительную часть теста — 29%.

Пример 1. Когда горящую свечу накрывают стеклянной банкой, пламя гаснет. Почему это происходит?

Пример 2. Д. Локк считал привычки необходимой основой воспитания. А как относился Ж.-Ж. Руссо к воспитанию привычек?

а) считал целесообразным вырабатывать только «правильные привычки»;

б) считал, что негативные привычки необходимо подавлять;

в) отрицал необходимость воспитания привычек;

г) считал необходимым развивать «правильные» привычки и подавлять «негативные».

3. Использование теории, анализ и решение проблем. Данная группа включает использование теоретических знаний для обобщения и вывода научных принципов, решения количественных (расчетных) задач, объяснения окружающих явлений, конструирования и применения моделей, а также принятия решений по различным проблемам. Тест включает 21 % заданий, соответствующих данной деятельности.

Пример 1. Составьте схему, показывающую, как вода, находившаяся в одном месте, может выпасть в виде дождя в другом месте, расположенном далеко от первого.

4. Использование приборов и материалов, стандартных процедур, и естественнонаучных методов (сбор, организация, представление и интерпретация данных). В тесте всего 6% заданий, предполагающих данные виды деятельности.

Пример 1. Как частота сокращения сердца зависит от нагрузки, испытываемой человеком? По графику определите, в какое время человек находился в состоянии покоя, когда – в состоянии нагрузок и каков период восстановления его сил.

5. Проведение исследований (выявление вопросов, которые нужно исследовать, планирование и проведение исследования, интерпретация данных исследования, формулирование выводов). Проверка перечисленных выше умений обычно осуществляется в процессе практического проведения исследований. Однако при определенных условиях овладение данными умениями можно оценить с помощью заданий с выбором ответа и заданий со свободными ответами. Обычно тест включает небольшое число заданий данного типа (4%).

Пример 1. Допустим, что вы хотите выяснить, как частота сокращения сердца изменяется при изменении активности человека. Какие материалы и приборы вы будете использовать в исследовании? Какова будет последовательность ваших действий?

Количество заданий в тесте зависит от объема материала, детализированности предполагаемой проверки, а также от времени тестирования. Опыт использования тестовых заданий позволяет выявить подходящие варианты таких заданий (см. табл.3).

Источник

Виды педагогических тестов

В отечественной и иностранной литературе нет особого единства по вопросу классификации видов педагогических тестов. На фоне других наиболее привлекательным выглядит подход, изложенный М.Б. Челышковой. В ней в качестве признака демаркации видов выбирается характер задач, решаемых преподавателем с помощью тестов в процессе обучения.

При этом подходе выделяются:

1) задачи, стоящие перед учителем на входе в обучение;

2) текущие задачи;

3) задачи, соответствующие концу определенного периода учебного процесса.

Началу обучения ставится в соответствие входное тестирование, позволяющее получить ответ на два наиболее важных для этого периода вопроса. Настолько важных, что многие сторонники входного тестирования напрямую связывают возможность ответа на эти вопросы с повышением качества учебного процесса. Первый вопрос нацелен на выявление степени владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения, второй — на определение степени владения новым материалом до начала его изучения.

Вполне понятно, что при использовании традиционных средств контроля этот ответ далеко не всегда бывает полным в силу перегрузок учителей. В этой связи в качестве альтернативы традиционным средствам контроля нередко предлагают предтесты (предварительные тесты), позволяющие с высокой эффективностью выявить готовность к усвоению новых знаний у всех учеников класса. По результатам выполнения предтеста проводится деление тестируемых на две группы, в одну из которых попадают те, кто готов к изучению нового материала, а в другую — те, кто нуждается в дополнительной работе и в консультациях педагога. Если во второй группе нет учеников, то работу педагога можно считать крайне удачной, что дает основания для надежд на высокие результаты учебного процесса.

Текущие задачи учебного процесса обычно соотносят с формирующими тестами. Формирующее тестирование нацелено на осуществление дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим учащимся в повседневном учебном процессе. Для тех, кто хорошо учится, с помощью формирующего тестирования можно выделить круг задач, мотивирующих учение, благодаря оптимальному подбору трудности заданий, когда знающему ученику на занятиях не скучно, а интересно. Для неуспевающих — выявить пробелы, порождаемые излишне трудными учебными задачами, для выполнения которых слабому учащемуся необходима помощь педагога. Выявление пробелов крайне важно для повышения качества обучения, и потому основная часть усилий педагога чаще всего направлена на работу со слабыми. Используемые для этих целей тесты получили название формирующих в силу того, что их действие направлено на формирование качественных знаний путем своевременного выявления пробелов для столь же своевременного их устранения.

По окончании курса обучения учащимся предлагают итоговые тесты, которые иногда называют тестами достижений или реже суммативными тестами. Основная цель итогового тестирования — обеспечение объективной оценки результатов обучения по завершению некоторого курса.

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка. Они также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями и словарями.

По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.

В руководстве приводятся данные о целях тестирования, выборке, для которой тест предназначен, результатах проверки на надежность, способах обработки и оценки результатов. Задания теста, сгруппированные в субтесты (группы заданий, объединенные одной инструкцией), помещены в специальной тестовой тетради (тестовые тетради могут быть использованы многократно, поскольку правильные ответы отмечаются на отдельных бланках). Если тестирование проводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название индивидуальных, если с несколькими — групповых. Каждый тип тестов имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно (до нескольких сот человек), упрощение функций экспериментатора (чтение инструкций, точное соблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможность обработки данных на ЭВМ и др.

Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых, таким, как тревожность, утомление и др. Иногда для того, чтобы понять причины низких результатов по тесту какого-либо ученика, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.

Компьютерные тесты. Компьютер может оказать немалую помощь в создании адекватного и эффективного теста.

Источник

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

date image2015-05-18
views image3284

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Ход занятия:

● Выпишите основные понятия дидактики:

Образовательная диагностика – прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точнее определение его результатов.

Контроль — это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых;.…………………………………………………………………………………….

Проверка — это выявление и измерение;

Учёт — это фиксировании приведения в систему показателей проверки и контроля.

Оценивание — это процесс проверки;

Отметка — это условное обозначение кодовых сигналов ……………………………………………………………………………………..

Познакомиться с вопросами образовательной диагностики, контроля, учёта и оценки в процессе обучения по учебным пособиям в области педагогики и дидактики В.А. Сластёнина, И.П. Подласого, П.И. Пидкасистого, В.И. Звонникова.

● Выпишите ключевые понятия, оформив записи в таблице:

«Основные подходы к понятиям контроля и учёта в процессе обучения».

Понятия В.А. Сластёнина, И.П. Подласый П.И. Пидкасистый В.И. Звонникова.
Образовательная диагностика Это процедура точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики Прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов дидактическая процедура- ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения , об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.
Контроль Операция сопоставление, сличение запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами Выявление, измерение и оценивание знаний, умений — это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке.
Учёт Фиксирование приведения в систему показателей проверки и контроля Обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, выявление недостатков и пробелов в знаниях. выявление уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету
Оценка Суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ Итоги результаты контроля процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.
Отметка Количественное выражение оценки Условные обозначения оценивания Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах.

Изучите вопрос о методах контроля и самоконтроля в учебном процессе, используя для этих целей выше обозначенные учебные пособия по педагогике.

● Изобразите схематически взгляды современных дидактов на методы контроля:

— И.П. Подласый Метод контроля –способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

1)Метод устного контроля: опрос учащихся, контрольное чтение карты, чертежа. 2) Метод письменного контроля: диктанты и изложения, классные и домашние сочинения, письменные ответы на вопросы.

3) Методы практического контроля: решение задач по математике, физике; постановка и проведение опытов, наблюдений.

Графический контроль: выполнение чертежей, схем, графиков и диаграмм.

● Подумайте, почему наблюдаются различия в точках зрения авторов.

Пользуясь учебным пособием И.П. Подласого, познакомьтесь с основными требованиями к опросу учащихся на уроке.

● Сделайте краткие выписки, оформив записи следующим образом:

Вид опроса Цель, задачи Объём и хар-р материала Кол-во субъектов контроля Формы, методы Критерии оценки На каких этапах урока применим
1. Фронтальный Повторение и закрепление учебного материала за короткий промежуток времени Краткий лаконичный ответ детей с места. Небольшой объём материала Участвует весь класс Опрос Вопрос-ответ Оценка выставляется за любой ответ Начало урока
2. Индивидуальный Выявление учителем ЗУНов отдельных учащихся Дополнительный вопрос задаётся при неполном ответе на основной. 2-3 ученика Письменный, устный В соответствии с полнотой и правильностью ответа В начале как проверка домашнего задания
3. Комбинированный Один ответ устно при индивидуальном опросе, остальные – письменно на доске или за партой на листке За 20 мин. 5-10 человек Письм., устный Точность и правильность В начале как проверка домашнего задания. В конце как закрепление материала

● Проведите анализ дидактической системы Френе по вопросам диагностики и оценки результатов учебной деятельности.

Селестен Френе (1896-1966) — французский педагог, создавший оригинальную систему школьного обучения, основанную на природоестественной, трудовой и самоорганизующей деятельности детей.

Френе считал, что наиболее эффективный путь усвоения знаний — не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приёмы традиционной школы, а экспериментальное «нащупывание» — естественный и универсальный метод познания. При этом выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.

Основой учебного процесса в школе Френе является создание учениками так называемых свободных текстов на учебную тему, которую они выбрали. Это небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают о своих делах, друзьях, планах на будущее. Лучшие из свободных текстов обсуждаются на занятиях, рассматриваются и отдаются всем детям; те подшивают их в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий.

Для публикации и размножения текстов организуется школьная типография — главное техническое средство данной системы обучения, которое обслуживают сами учащиеся.

Традиционные учебники в этой школе отсутствуют. Вместо них — система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. На базе карточек создаются обучающие ленты, которые вкладываются для передвижения в специальную машину (прообраз программированного обучения). На одном кадре даётся условие задачи или вопрос, на следующем может находиться рациональный способ решения или ответ.

Чтобы не травмировать психику детей, отметки в школе Френе не выставляются. Взамен существует система оценивания с различными формами поощрения (награждение лучших учеников специальными орденами, возложение на голову венков, напечатание имён в газете и др.).

В. — Почему Френе считал, что выставление отметок успеваемости в принципе ошибочно?

В. — Какие формы, методы и средства образовательной диагностики (контроля, оценивания) использовал Френе? В чём их преимущества и недостатки?

В. — Возможно ли в современных условиях модернизации образования применять подход Френе к оценке результатов учебной деятельности учащихся? Дайте обоснование возможных вариантов.

Френе считал выставление отметок ошибочным, т.к. это травмирует психику ребёнка.

В школе Френе использовались: создание учениками свободных текстов, на учебную тему, которые они выбрали. Отсутствие традиционных учебников, вместо них система карточек. Оценки в форме поощрения.

Выпишите определения следующих понятий. Используйте при работе различные словари.

Качество- совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность ( Ожегов)

Качество образования — социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Рейтинг — (англ. rating) индивидуальный числовой показатель в классификационном списке.(большой энциклопедический словарь)

Степень популярности кого-л., устанавливаемая путем социологических опросов.(Ефремова)

Прочитайте определения мониторинга и выделите существенные признаки данного понятия.

· непрерывное, научно обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за состоянием, развитием педагогического процесса для оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения (Белкин А.С. Осно­вы педагогических технологий. Екатерин­бург, 1995);

· выявление и оценивание педагогических действий с обеспечением обратной связи (Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое общество, 1998);

· систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза (Социологический энциклопедический словарь под ред. Г.В.Осипова. М.: ИНФА-М-Норма, 1998).

Отслеживание результатов; постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям (Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. – 448 с.0.

Ниже даны различные определения тестов. Выделите наиболее существенные признаки теста в психолого-педагогическом понимании:

Тест — это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оцен­ке, статистической обработке и сравнительному ана­лизу.

Тест — стандартизированные задания, по резуль­татам выполнения которых судят о психофизиоло­гических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тест — это система заданий, позволяющих изме­рить уровень развития определенного психологичес­кого качества (свойства) личности.

Тест — это специфический инструмент, состоя­щий из совокупности заданий или вопросов и проводи­мый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо вида­ми деятельности и т.п.

Тест — стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установ­ления количественных и качественных индивидуаль­но-психологических особенностей.

Источник

Читайте также:  Современные методы диагностики анемии