Меню

Характерные черты детей с аутизмом РАС



Аутизм тест на признаки аутизма в раннем возрасте

На сегодняшний день уже на первом году жизни при определенной настороженности можно заметить ряд признаков, которые могут сигнализировать нам о том, что у ребенка вероятно есть расстройства аутистического спектра. Но нужно понимать, что они часто неявные, кроме того, отсутствие настороженности у родителей и необходимого опыта либо длительности наблюдения за ребенком у врача часто не дает возможности раннего выявления. На практике, подозрения у родителей появляются ближе к двухлетнему возрасту ребенка, но даже тогда, при обращении к врачам, часто слышат о необходимости подождать и наблюдать.

аутизм тест на ранние признаки РАС

В актуальной на данный момент классификации DSM-5 очень четко описаны симптомы, которые могу проявляться в том или ином возрасте. Кроме того, следует понимать, что у ребенка не будут проявляться все признаки, поскольку это все же спектр расстройств, поэтому достаточно хотя бы 7, чтоб насторожиться и обратиться для диагностики.

Почему существует проблема ранней диагностики?

Тут есть и обратная сторона медали: родители, да и некоторые специалисты могут длительное время обманывать себя, успокаивая: ну да, вроде есть часть симптомов, но ведь вот одного такого-то нет, значит – не аутизм. Конечно, тяжело осознавать, что возможно у вашего ребенка есть тяжелое расстройство развития, но все же вы как взрослый человек безусловно осознаете, что «тактика страуса», выжидание и избегание проблемы ее не решает, поэтому лучше провести диагностику малыша и тогда уже, в зависимости от результатов, выбирать ту или иную тактику. И выжидание – точно неправильный путь в любом случае.

НЕ введитесь также на такие манипуляции, что «аутизм – это тяжелое нарушение, а у вашего ребенка только спектр». Нет! Расстройства аутистического спектра – единое диагностическое понятие, а уже оно само по себе включает разные варианты развития событий. На самом деле, прогноз в данной ситуации – дело неблагодарное, потому что при раннем (!) вмешательстве, то есть раннем выявлении и ранней коррекционной работе очень высоки шансы на эффективную реабилитацию ребенка. Именно поэтому не следует при малейших подозрениях откладывать визит к специалисту.

Что должно Вас настораживать в поведении ребенка?

У детей до года – это:

  • 3 месяца — малыш не улыбается родным;
  • 6 месяцев – не протягивает к Вам ручки, не просится, чтоб его взяли;
  • 7 месяцев – не реагирует на источник звука;
  • 10 месяцев – нет попытки повторить действия, то есть отсутствует имитация; не заинтересован в пальчиковых играх(ладушки, т.п.)
  • 12 месяцев – отсутствует реакция на свое имя

У детей на 2-3 году жизни:

  • 14 месяцев – нет разделенного внимания, ребенок не показывает Вам то, что его заинтересовало
  • 18 месяцев – отсутствует игра
  • Запрос одобрения – оглядывается на вас, когда что-то делает, приносит показать игрушки
  • 18 месяцев — развитие речи отсутствует, либо резко не соответствует возрастным критериям (около 10 слов к 18 месяцам, несколько предложений к 2 годам); кроме того, наоборот, возможно слишком раннее развитие речи
  • У ребенка развиты какие-то особенные способности (в три года знает флаги разных стран, буквы нескольких алфавитов, но при этом не может попросить еду или сказать, что ему грустно)
  • Наличие специфических интересов, повторяющихся действий, которым ребенок может уделять практически все свободное время (открывает-закрывает двери, включает-выключает свет),
  • Однообразие в режиме дня, среде, повседневных процедурах — выставляет предметы в ряд, и если вы нарушите последовательность, то бурно негативно реагирует на это; невозможно сменить маршрут на прогулке, есть из другой посуду, одеть иную одежду
  • У ребенка могут быть сенсорные нарушения, которые проявляются в отказе от мытья головы, стрижки ногтей и волос, определенной одежды или пищи не той консистенции
  • Нарушения сна — невозможно уложить спать, ранние пробуждения
  • Стереотипные движения – махания кистями рук, кружение на месте, подпрыгивания (когда возбужден, устал)
  • Эхолалии – повторения фраз из рекламы, мультфильма – невпопад; повтор вопроса (а не ответ на него)
  • Возможен регресс – утрата в возрасте около двух лет уже приобретенных навыков (речь, самообслуживание, игра)
  • Отсутствие указательного жеста, использование руки взрослого для того, чтобы достать что-либо
  • Отсутствие зрительного контакта (я намеренно не написала этот признак в самом начале, поскольку очень часто как раз зрительный контакт есть (но взгляд может быть слишком пристальный, как будто ребенок смотрит сквозь Вас) . И тогда все облегченно на время вздыхают: ну нет, это точно не аутизм. Обратите внимание на другие признаки, не занимайтесь самообманом.

В любом случае, при минимальном подозрении лучше обратиться к специалисту и при необходимости пройти необходимые обследования.

Тест на аутизм у маленьких детей — CHAT тест

Проводится при достижении ребенком 18-месячного возраста

Часть А. Спросить у родителей

Источник

Тест атек для детей с какого возраста

анм-1.jpg

Акустическая Нейромо-Модуляция (АНМ) — это инновационная не инвазивная технология для восстановления и улучшения функционального состояния мозга, которая использует предъявление последовательности звуковых стимулов, нелинейно модулированных в соответствие с уникальным алгоритмом когнитивного кода здорового мозга человека.

Суть и эффективность метода АНМ базируется на разработанных математически и синтезированных специальными программными средствами специфических звуковых стимулах, которые предъявляются пациенту в определенной последовательности через наушники в течение не более 30 мин.

Технология АНМ использует при создании последовательности звуковых стимулов несущую частоту в диапазоне 600-3000 Гц и уникальный нелинейный алгоритм модуляции звука с параметрами модуляции, соответствующими основным частотным диапазонам биоэлектрической активности мозга здорового человека. Таким образом, алгоритм АНМ недоступен ни в каких других многочисленных методах звуковой и музыкальной терапии.

Технология АНМ является мощным инструментом для снижения уровня тревожности и когнитивных нарушений, связанных с расстройством аутистического спектра (далее РАС), для восстановления и развития когнитивных способностей у взрослых и детей.

Недавние исследования в 10 клиниках биологической обратной связи в США использовали АНМ в своей практике для определения эффективности метода. Предварительный анализ был выполнен на 70 пациентах. Звуковые стимулы АНМ снижали тяжесть клинических симптомов у детей с РАС и значительно изменяли генераторы синхронного тока ЭЭГ, особенно в височных и лобных долях, и значительно улучшали функциональную связь между областями мозга.

Влияние звуков АНМ на степень выраженности симптомов оценивалось с использованием вопросника ATEК. Уменьшение выраженности симптомов в поведенческой категории наблюдалось у 87% субъектов. Улучшение языка было наименее затронуто у 53% пациентов с выраженными языковыми симптомами. Тем не менее, все категории были значительно снижены, по крайней мере, при P «Самым впечатляющим для меня в этом исследовании является то, что ВСЕ участники продемонстрировали значительные изменения в функциональном статусе ЦНС, которые показывают, что AНM — это метод, оказывающий мощное и быстрое воздействие на мозг. Основной эффект оказывается положительно стимулирующим…» , — Игорь Ефимов, главный врач клиники Доктрина, невролог, психиатр, нейрофизиолог.

Как известно, РАС часто сопровождается другими расстройствами, включая эпилепсию, депрессию, беспокойство и гиперактивность. Очевидно, что эти симптомы требуют избирательного подхода к корректирующим действиям для детей с аутизмом и гиперактивностью, а также для детей с аутизмом и гипоактивностью, склонных к депрессии и одиночеству.
Для наиболее эффективного применения АНМ мы используем дифференцированную стратегию представления звуковых последовательностей, учитывающую особенности полярных стереотипов поведения детей с РАС.

Именно поэтому необходима предварительная консультация врача для индивидуального подхода проведения сессий АНМ.

Конкретные звуковые комбинации, которые будут предъявляться для прослушивания в течение 10 различных сессий АНМ имеют совершенно разные последовательности для каждой из двух групп, гипер и гипо активных:

  • N1-гиперактивный
  • N2-гипоактивный.

Каждый сеанс использует несколько разных звуковых комбинаций. Эти комбинации различны для каждой сессии и должны доставляться в указанном порядке (помечены как Сессии №1,2,3,4,5,6,7,8,9,10). Для оптимальной пользы рекомендуется, чтобы дети получали одну сессию каждый день или через день (исключая выходные), пока все 10 сессий не будут завершены. Рекомендуется повторить полный курс АНМ (8-10 сессий, перерыв 2-3 месяца), при необходимости.

Источник

Признаки аутизма

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Читайте также:  Тестовые задания по теме Родной язык в системе дошкольного образования

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

  1. Нарушение эмоционального контакта в общении с другими людьми. Данная особенность аутистов связана с несколькими механизмами, а именно:
    • «Социальная агнозия» – расстройство восприятия выражений лица, интонаций людей. Несмотря на то, что у детей с РАС нет первичных проблем со зрительным восприятием, они обращаются с окружающими больше, как с объектами, не имея способности испытывать эмпатию. В исследованиях было установлено, что при опознании человеческих лиц в мозге аутиста активируются зоны, отвечающие за восприятие неодушевленных объектов, в отличие от здоровых людей.
    • Нарушение «центрального связывания». Вследствие нарушений восприятия аутисты хорошо «ловят» разнообразные мелкие детали, но целостную картину «собрать» не могут. Именно поэтому они всё воспринимают буквально, не способны воспринять контекст, уместность поведения в той или иной ситуации, не понимают переносного смысла и язык жестов.
    • Расстройство собственной мимики, интонирования речи и экспрессии. Даже если человек с аутизмом смог воспринять эмоции другого человека (как правило, базовые эмоции они могут почувствовать – гнев, страх, радость), установление адекватного контакта осложняется тем, что ответная реакция со стороны аутиста осложнена. Это связано с дисфункцией премоторных отделов коры головного мозга и лобно-лимбических связей. Вследствие данных нарушений возникает лицевая диспраксия (нарушение произвольного управления мимикой) и генерация эмоций. Мимические и телесные выражения эмоций у таких детей бедны, нечетки и неадекватны по своему характеру. Речь механистическая (если она есть).
    • Отсутствие так называемой «модели психического» (theory of mind). Аутисты не испытывают затруднений с пониманием непосредственно наблюдаемых физических событий, однако не способны представить и понять, что чувствует и хочет сделать другой человек или интерпретировать собственные поступки и намерения. Дело в том, что это явления более высокого репрезентативного порядка, они абстрактные по сравнению с физическими предметами. Модель психического имеет отношение не только к осознанию мыслей, но и осознанию тела, а оно, в свою очередь, базируется на схеме тела (которая происходит из раннего сенсорного опыта ребенка). Поскольку схема и осознание тела у людей с РАС также нарушены, то физический контакт с другими людьми (прикосновения, поглаживания, объятия) аналогично затруднен. Аутисты чаще всего не испытывают потребности в телесном соприкосновении, поскольку не понимают коммуникативного смысла данных действий. Кроме того, физический контакт может быть неприятным и болезненным вследствие нарушения сенсорной обработки тактильных и проприоцептивных (мышечных, сухожильных) сигналов.
  2. Семантико-прагматическое нарушение речи или ее отсутствие. Более половины аутистов либо не говорят, либо говорят очень плохо. У многих детей с РАС имеются признаки дисфазии развития (алалии – в российской интерпретации), однако аутизм и дисфазия ни в коем случае не являются синонимами. Проще говоря, бывает аутизм с дисфазией, но часто встречается дисфазия без аутизма, и очень важно их различать на практике. В недавних исследованиях было доказано, что возраст, в котором у ребенка начинает развиваться речь, влияет на тяжесть проявлений аутизма и на прогноз относительно того, когда у ребенка сформируется беглая разговорная речь (Rühl D, Bölte S, Poustka F «Sprachentwicklung und Intelligenzniveau beim Autismus. Der Nervenartzt» 72:535-40 (2001 г.); Szatmari P, Bryson SE, Streiner DL e.a. «Two-year outcome of preschool children with autism or Asperger’s syndrome. Am J Psychiat» (2000 г.) 157:1980-87).
    Признаки семантико-прагматического нарушения при аутизме:
  • Трудности связного изложения мыслей (нарушена целостность, «центральное связывание», о котором упоминалось выше);
  • Несоответствие использования речи социальному контексту ситуации;
  • Ограничение в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток, переносного смысла. Слишком буквальное понимание речи.
  • Речь не служит для взаимодействия и является эгоцентрической.
  • Интонирование является неправильным, что делает речь механистической. От речи аутиста создается впечатление как о «псевдовзрослой», педантичной.
  • У детей очень часто присутствуют эхолалии, в том числе отсроченные, когда ребенок может механистически воспроизводить целые предложения и диалоги, например, из мультфильмов. Также для детей-аутистов характерны замены местоимений «Я»-«Ты» или упоминание о себе в третьем лице. Они практически не употребляют указательные жесты.
  • При этом вербальная память у человека с РАС может быть очень хорошей, а артикуляция – четкой. Сам по себе это пункт не является нарушением, но все эти моменты относятся к общему синдрому семантико-прагматического нарушения речи, описывая его целиком.
  • Дополнительные симптомы, часто сопутствующие расстройству аутистического спектра.
    Перечисленные ниже симптомы очень часто отождествляют с аутизмом, но это неверно, они не являются специфическими и могут встречаться и при иных нарушениях.

    • Когнитивная ригидность, нарушение подвижности психических процессов, переключения. Легко заметить, что аутисты склонны «застревать» на тех или иных предметах, зачастую не интересных нормотипичным детям. Эта особенность связана с дисфункцией префронтальных отделов коры головного мозга и мозжечка. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке. Если что-то нарушилось в привычном укладе, они пугаются вплоть до состояния паники.
    • Стереотипное поведение. Аутичные дети могут часами играть с одной и той же игрушкой, разглядывать один и тот же предмет. Они могут однообразно двигаться (например, бегать по кругу, раскачиваться, открывать и закрывать дверцы мебели), повторять одни и те же слова и выражения, совершать воздействия на собственное тело. С одной стороны, такое поведение содержит сенсорную самостимуляцию, связанную с нарушением сенсорной обработки (см. пункт ниже). С другой стороны, такие повторяющиеся действия и ритуалы помогают аутисту структурировать реальность для того, чтобы воспринять ее, совершить когнитивную обработку.
    • Сенсорное своеобразие, а именно гипо- или гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Очень часто при исследовании процессов обработки стимулов различной модальности у аутистов диагностируется так называемое нарушение сенсорной интеграции. Для диагностики могут быть использованы как специальные пробы, так и метод вызванных потенциалов (по разным модальностям). Такие дети могут впадать в истерику при звуке блендера или пылесоса, есть несъедобные предметы, проявлять пищевую избирательность, бояться качелей или наоборот, часами на них качаться. Для коррекции слуховой гипо- или гиперчувствительности, а также при нарушении проведения акустических импульсов в кору головного мозга в нашем центре успешно применяется метод Томатис, эффективность которого доказана множеством исследований. Помимо несформированности обработки акустических стимулов у детей с РАС часто обнаруживаются трудности интеграции проприоцептивных, вестибулярных и тактильных стимулов.
    • Нарушение праксиса (диспраксия) – расстройство произвольных движений. Имеет прямое отношение к расстройству сенсорной обработки, нарушению схемы тела, а также нарушениям управляющих функций. При аутизме нарушаются различные виды праксиса, в том числе кинестетический, динамический, конструктивный, мимический. По мнению некоторых специалистов, занимающихся исследованиями РАС, при высокофункциональном аутизме (особенно при синдроме Аспергера) диспраксия является обязательным признаком. На практике нарушение произвольных движений проявляется неловкостью, трудностями координации, нерешительностью в движениях, неумением сделать простые моторные действия по своему возрасту (кинуть и поймать мяч, проехать на велосипеде, вдеть нитку в иголку).
    • Нарушение проксемии (степени близости в социальном взаимодействии). Аутисты не обладают чувством дистанции, поэтому могут, например, обнюхать человека, подойти чрезмерно близко, чем позволяет того социальный контекст. Такое поведение также встречается при других нарушениях, к примеру, у детей с СДВГ. Другая крайность – полное избегание контакта, в том числе тактильного. Это как раз специфично для детей с РАС.
    • Символическая игра, игра «понарошку», с воображаемым объектом у аутичных детей либо отсутствует, либо развита очень слабо, что становится очевидным к возрасту 18 месяцев. Основой для символической игры служат зрительные представления, которые страдают при аутизме. Поэтому воображение развивается дисфункционально.
  • Ранняя диагностика аутизма

    Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

    В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

    В 0-1 года необходимо оценить:

    • Визуальный контакт
    • Есть ли ответная улыбка
    • Стремится ли ребенок к тактильному контакту
    • Реагирует ли ребенок на свое имя
    • Лепет
    • Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)

    В 1-2 года:

    • Есть ли у ребенка отдельные слова
    • Понимает ли ребенок речь
    • Понимает ли жесты
    • Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)
    • Проявляет ли интерес к другим детям
    • Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)
    • Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)

    В 2-3 года:

    • Произносит ли простую фразу из 2 слов
    • Есть ли эхолалии
    • Символическая игра
    • Наличие стереотипий

    В 3 года:

    • Направлена ли речь ребенка на общение
    • Играет ли с другими детьми
    • Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)
    • Оценка мимики и жестов, выражения эмоций
    • Реакция на изменения обстановки
    Читайте также:  Методические рекомендации о порядке рассмотрения органами внутренних дел сообщений о преступлениях уголовное

    Признаки аутизма в 4 года и старше:

    • Ребенок понимает речь слишком буквально
    • Путает личные местоимения
    • Не способен поддерживать дружеские отношения
    • Упрямство (ригидность)
    • Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).

    За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

    Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

    После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:

    • Занятия с логопедом, в том числе с аппаратом Forbrain (коррекция речи);
    • Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом (коррекция когнитивного дефицита, задержки психического развития);
    • Занятия с нейропсихологом (коррекция диспраксии, нарушений восприятия, пространственных представлений, управляющих функций);
    • Томатис-терапию (улучшение понимания речи, проведения слухового импульса в кору головного мозга, снижение гипер- или гипочувствительности, улучшение вестибулярной функции);
    • Soundsory (улучшение моторики и речи).

    Источник

    Как понять, что у ребенка аутизм?

    Марина Александровна Бебчук

    Детский аутизм

    Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

    Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

    На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

    Аутизм – так и звучит диагноз?

    Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

    1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
    2) F84.1 – атипичный аутизм;
    3) F84.2 – синдром Ретта;
    4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

    В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

    1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
    2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
    3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
    4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
    5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
    6) страх изменений в окружающей обстановке;
    7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
    8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
    9) задержка развития.

    Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

    1) Контрастные желания и представления;
    2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
    3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
    4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
    5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
    6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

    Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

    1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
    2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
    3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
    4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

    Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

    Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

    Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

    Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

    А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

    Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

    Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

    В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

    Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

    Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

    Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

    Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

    Что может вызвать у ребенка аутизм?

    К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

    В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

    Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

    Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», — говорят родители).

    Это можно вылечить?

    Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

    Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

    Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

    Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

    Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

    Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя — обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?

    Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

    Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

    Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

    Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

    1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

    2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

    Читайте также:  Компания Toyota предлагает компенсировать затраты на заправку после покупки нового RAV4

    3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

    4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

    5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

    Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

    Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

    Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

    Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

    Возраст ребенка

    Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

    с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;

    начинает узнавать предметы и людей;

    улыбается при звуке вашего голоса;

    начинает улыбаться при общении;

    поворачивает голову на звуки.

    начинает реагировать на эмоции окружающих людей;

    может находить не тщательно спрятанные предметы;

    изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;

    тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;

    выражает радость или недовольство голосом;

    произносит наборы звуков.

    начинает охотно подражать окружающим;

    становится очевидным, что ребёнок вас понимает;

    может находить спрятанные предметы;

    реагирует на «нельзя»;

    изображает простые жесты, например, может указать на предмет;

    «разговаривает» сам с собой на разные лады;

    может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;

    реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

    подражает поведению окружающих;

    радуется обществу других детей;

    понимает многие слова;

    находит тщательно спрятанные предметы;

    указывает на называемые картинки и предметы;

    начинает сортировать предметы по форме и цвету;

    начинает играть в простые игры с воображением;

    начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;

    может выполнять простые поручения;

    может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».

    начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;

    может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;

    сортирует предметы по форме и цвету;

    сопоставляет предметы с картинками;

    выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;

    пользуется простыми предложениями при общении;

    правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);

    начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

    Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

    Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

    Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

    Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

    Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.

    Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

    Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

    Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

    Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

    Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

    Источник

    Как распознать аутизм у ребёнка

    03 Апреля 2020

    Просмотров за сутки4812

    Изображение к посту «Как распознать аутизм у ребёнка»

    2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. Мы расскажем, что делать, если вы подозреваете у вашего ребёнка расстройство аутистического спектра (РАС).

    Признаки аутизма давно известны и укладываются в то, что врачи называют классической «триадой»:

    • Нарушение социального взаимодействия — особенности в общении с окружающими.
    • Нарушение коммуникации — нарушение речи, жестов и мимики.
    • Стереотипия — своеобразный и ограниченный набор действий, самый популярный пример которого — «рядки». Выстраивание предметов в ряд и попытка систематизировать всё окружающее.

    Мы не будем перечислять все диагностические признаки, но расскажем, что делать, если вы уже заподозрили у своего ребёнка расстройство аутистического спектра.

    Пройдите тест

    Первое, что можно сделать из дома, чтобы частично развеять свои страхи и сомнения или убедиться в их обоснованности, — пройти тест. Тесты M-CHAT-R для детей до 3-х лет и АТЕК (ATEC) для детей старшего возраста. Эти онлайн-тесты не могут считаться диагнозом, но достаточно достоверны для первого этапа самостоятельной диагностики. Они оценивают не наличие или отсутствие РАС, а степень риска. Тест АТЕК проходят и те, у кого диагноз уже стоит для контроля динамики. Аутизм и его проявления можно корректировать, успех коррекции удобно отслеживать по количеству баллов, которое должно неуклонно снижаться.

    Как распознать аутизм у ребёнка

    Сходите к врачу

    Второй шаг — визит ко врачу. Проблемами аутизма занимается психиатр. Это основной лечащий врач ребёнка с РАС. Не стоит пугаться, диагноз «аутизм» далеко не всегда подразумевает инвалидизацию, а обращение к специалисту не будет иметь негативных социальных последствий. Хуже, если ребёнок, нуждающийся в помощи, останется без неё. Визит к психиатру не отменяет консультации со смежными специалистами по этой проблеме — неврологом, психологом, психотерапевтом и логопедом-дефектологом.

    Выберите путь коррекции

    Третий шаг — выбор пути коррекции. От РАС не существует «волшебной таблетки» или даже лечения. Медикаменты подбирает врач тем, кому они действительно необходимы: бессонницу, агрессию и некоторые другие проблемы иногда трудно решать без помощи лекарств. При этом очень многие негативные проявления можно скорректировать. Проще говоря, ребёнка, который прежде не отзывался на своё имя, можно научить представляться и вести беседу.

    К сожалению, так происходит не всегда. Тяжёлые формы РАС ставят перед близкими другие задачи, но они не менее важны. Главная задача — максимально приспособить ребёнка к жизни и миру, который кажется ему странным и непонятным. Самые распространённые методики — ABA-терапия и Floortime (флортайм), симптоматическая коррекция — занятия с дефектологом, психологом, арт-терапевтом, анималтерапия, сенсорная интеграция.

    Как распознать аутизм у ребёнка

    6 признаков шизофрении у ребёнка

    Долгое время детскую шизофрению рассматривали как отдельное заболевание, не связанное с шизофренией у взрослых.

    Помогите себе

    Четвёртый шаг — психологическая поддержка и помощь родителям. Это тоже обязательно, потому что РАС, как падающий самолёт, где маску надо надеть сначала на себя. Родители детей с проблемным поведением испытывают стресс, сравнимый с участием в военных действиях. Почти каждый пятый родитель ребёнка с РАС имеет выраженные симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Среди родителей детей с аутизмом очень хорошо развиты сообщества взаимопомощи и поддержки. Не стесняйтесь просить о помощи, особенно в самом начале пути. Важно и самому оказывать поддержку тем, кто столкнулся с РАС.

    Книги, которые помогут разобраться в проблеме:

    Как распознать аутизм у ребёнка

    Особенные дети

    «Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии»

    Книга Натальи Керре, дефектолога и семейного консультанта, написана на основе более чем 20-ти лет практической работы в семьях, воспитывающих особых детей. Ее взгляд на проблему воспитания детей с отклонениями в развитии во многом отличается от «стандартного». Автор книги уверена: необучаемых детей не бывает, и каждый ребенок достоин того, чтобы быть счастливым и любимым.

    Как распознать аутизм у ребёнка

    Дети с неограниченными возможностями

    «Метод пробуждения мозга для улучшения жизни особых детей»

    Неизлечимых детей нет, считает Анат Баниэль, главное — индивидуальный подход, регулярные занятия и понимание огромных возможностей пластичного мозга человека. Опираясь на девять принципов, которые лежат в основе метода «АБМ», вы сможете самостоятельно понять, что полезно именно вашему ребенку на пути восстановления.

    Источник