Меню

Характеристика теста креативности Э П Торренса

Тест Торренса на творческие способности с интерпретацией

Эксперт – врач-психиатр Андрей Курпатов

Тест Торренсаэто тест для оценки творческих способностей в мышлении.

Его очень часто используют для диагностики дошкольников и первоклассников, при поступлении в университет или при собеседовании на престижную должность. Потому что творчество – это не рисование, а нестандартное мышление, интеллект, быстрая реакция и отличная логика.

Этот тест создал американский психолог Эллис Пол Торренс ещё в 1963 году. Несмотря на давность изобретённого им метода оценки креативности, он и по сей день считается самым объективным из существующих подобных тестов.

В статье мы расскажем о том, как проводится тест, о чем говорят значения, дадим образец теста и примеры заданий.

Тест креативности Торренса: описание

Тест Торренса на креативность – мощный психодиагностический метод, требующий для работы с ним специальной подготовки. Он состоит из трех частей. Их нужно делать один за другим. Нельзя исключать отдельные вопросы, изображения, иначе получите неправильный результат.

Тест Торренса на выявление творческих способностей исследует вербальные, вокальные и образные компоненты мышления, компоненты творческого мышления и помогает получить качественные характеристики.

Тест чувствителен к оригинальности, гибкости, беглости, способности противостоять стереотипам и видеть суть проблемы. HR-службы многих компаний используют эту методику для оценки креативности кандидатов на должности, где важен творческий подход к решению задач. Такими профессиями являются:

  • дизайнер,
  • копирайтер,
  • редактор,
  • маркетолог,
  • PR-специалист.

Исследования

Преподаватель колледжа Виргинии Кинг Хи Ким проанализировала эти тесты и сравнила результаты показателей креативности детей:

  • у детей 60-х – неуклонно росли
  • дети 80-х – перестали расти (стабильность)
  • у детей 90-х – неуклонно падали.⠀
  • дети стали менее эмоционально активными,
  • менее энергичными,
  • менее болтливыми и вербально активными,
  • обладают меньшим чувством юмора, менее развитым воображением,
  • более консервативны,
  • менее живые, страстные и менее проницательные…

Инструкция проведения: субтесты методики

Субтест 1. На первом этапе нужно нарисовать рисунок, используя стимульный материал.

Стимульный материал имеет форму овала, с размером примерно как яйцо у курицы. Человек должен этот овал приложить к листу бумаги и нарисовать с ним какой-нибудь рисунок. После этого нужно дать рисунку название.

Цвет и инструменты для рисования обследуемый выбирает сам.

Субтест 2. Нужно дорисовать незаконченные фигуры в 10 квадратах

Этот этап самый распространенный. Иногда его делают отдельно от остальных, называется методика «Краткий тест Торранса». Суть: психолог дает пациенту 10 незаконченных фигур. Он должен их закончить и дать им название.

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок». Этот субтест чем-то похож на тест Вартегга. О том, что такое тест Вартегга, какая у него инструкция проведения, как интерпретируются результаты и как делать правильно анализ, вы можете узнать в нашей статье «Тест Вартегга: инструкция и интерпретация рисунков в квадратах».

Субтест 3. Исходные данные: 30 параллельных линий.

Задача испытуемого: на основе каждой пары линий нарисовать оригинальный рисунок, который должен включать в себя эти линии.

Интерпретация результатов теста

Напоминание! Интерпретация результатов теста Торренса онлайн, самостоятельно не дает правильные и четкие выводы. Но если вы все-таки решили, что хотите сами расшифровать, то читайте дальше.

Интерпретация происходит по 5 критериям:

  • беглость;
  • оригинальность;
  • абстрактность названия;
  • сопротивление замыканию;
  • разработанность.

Критерий 1. «Беглость»

Этот критерий только для второго и третьего субтеста. Помогает сделать характеристику личности с творческой стороны.

Рисунки признаются неадекватными, если:

  • Не применялся стимульный материал;
  • рисункам даны названия, не имеющие смысла;
  • Абстрактные рисунки.

Как подсчитать?

  • Если во 2 субтесте есть фигуры, которые незакончены, то количество баллов будет соответствовать их количеству.
  • Если пары параллельных линий в 3 субтесте используются для одного рисунка, то засчитывается 1 балл.

Критерий 2. Оригинальность

Пример для рисунка по 1 рисунку.

Баллы Вид рисунка
Лицо, голова, птица,
1 Глаза, море, волны
2 Другие оригинальные рисунки

Критерий 3. Абстрактность названия

Баллы Название
Общее название для ряда предметов
1 Название с действиями предмета, например, птицы летают
2 Образные названия
3 Названия, которые точно соответствуют рисунку и передают ее смысл

Критерий 4. Сопротивление замыканию

Баллы подсчитываются только для второго субтеста.

Баллы Замыкание фигуры
Самым быстрым и простым способом
1 Соединение простое, но дополненное элементами снаружи
2 Нет замыкания или сложное замыкание

Критерий 5. Разработанность

Разработанность – это то, насколько хорошо прорисован рисунок, есть ли тени, штрихи и т.д.

Баллы Наличие деталей
Примитивные рисунки
1 Каждая существенная деталь и повтор предметов, имеющих отличие друг от друга

Подсчет баллов

  • меньше 30 баллов — это плохой результат;
  • от 30 до34 баллов — ниже нормального;
  • от 35 до 39 баллов — чуть ниже нормального результата;
  • 40 – 60 баллов — считается нормальным результатом;
  • от 61 до 65 баллов — чуть больше нормального;
  • от 66 до 70 баллов — выше нормального;
  • больше 70 баллов — отличный результат.

Эксперт о тесте Торренса

Андрей Курпатов – врач-психиатр.

В видео Андрей рассказывает о тесте Торренса на креативность.

«Тесту креативности Элиса Торренса уже больше 50 лет. Тест нехитрый: ребёнку предлагается несколько графических элементов, а он должен собрать из них какой-нибудь образ – человечка, например, или животное».

Заключение

Надо отметить, что тест Торренса – это не единственный тест, который помогает с помощью рисунков определить характер человека, личностные черты, отношение в семье, с окружающими и многое другое. Больше тестов вы можете найти в нашей статье «Проективные рисуночные методики для характеристики взрослых».

Источник

Как узнать больше о креативности ребёнка с помощью теста Торренса?

Девочка с фломастером на переднем плане

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Содержание Свернуть

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

Элис Пол Торренс

Психолог Элис Пол Торренс из Джорджии (США) в середине ХХ века разработал серию из 12 тестов, объединённых в словесные, изобразительные и звуковые категории. Учёные из Института психологии при Академии наук России в 90-е годы прошлого века адаптировали фигурную часть методики Торренса таким образом, что исследование креативных способностей стало возможно проводить среди детей, достигших возраста 5 лет. Суть диагностики заключается в дополнении испытуемыми предложенных элементов до получения изображения, воспринимаемого цельной картинкой. При этом навыки художника ребёнку не нужны.

Цели исследования таковы:

  • определить уровень развития интеллекта испытуемого;
  • индивидуализировать обучение детей, которые неординарно мыслят;
  • разработать программы коррекции для нестандартных деток;
  • выявить творческие способности каждого конкретного человека и определить их направление.

Первоначально методика предусматривала работу с набором из 10 картинок, но отечественные коллеги Торренса уменьшили их число до 3, чтобы избежать повтора стимульных образцов и сократить время тестирования.

Процедура диагностики творческого мышления детей

Школьники в классе

Тестирование чаще всего проводится в групповой форме

С малышами дошкольного возраста проводить диагностику лучше в индивидуальной форме, в младшем и среднем звене — в группах по 10–15 человек, а в старших классах рекомендуется организовывать тест среди целого класса (до 30–35 школьников).

На выполнение заданий даётся столько времени, сколько испытуемым нужно (в пределах разумного). Но некоторые специалисты утверждают, что следует придерживаться оригинальной методики, где на работу отводится 10–20 минут.

Тестирование должно предваряться беседой о проблемах, беспокоящих детей в текущий момент (например, как сообщить маме, что маленького нарушителя ругали на уроке). Очень важно настроить испытуемых на атмосферу доверия и спокойствия. Для этого можно перед работой со стимульным материалом включить расслабляющую музыку или почитать вслух короткие стихотворения, сказки.

Инструкция по организации диагностики:

  1. Организатор раздаёт детям листы с элементами фигур и набор разноцветных овалов, а также пишущие инструменты — ручки или цветные карандаши.
  2. Дети коллективно подписывают бланки (под руководством взрослого).
  3. Экспериментатор объясняет испытуемым, как работать с каждым из субтестов (обязательно следует оговорить, что нужно экономно относиться ко времени, а при возникновении вопросов не кричать, а поднимать руку — при групповой работе):
    • 1-й. «Изобразите картинку и подпишите её, взяв за основу овал любого цвета».
    • 2-й. «Дополните каждую из 10 фигур так, чтобы получились целые рисунки, дайте название своим изображениям».
    • 3-й. «Из пар линий создайте неповторяющиеся картинки и обязтельно озаглавьте свои творения».
  4. Дети приступают к работе. При необходимости подписывать рисунки помогает взрослый.

Ребёнок не понял инструкцию? Следует объяснить ему ещё раз, более доступно. Приводить примеры того, как выполняются задания, ни в коем случае нельзя.

Если по окончании теста тестируемый не успел подписать какой-либо рисунок, то во что бы то ни стало полагается узнать название фигуры и добавить его, иначе результаты оценивания будут не вполне объективными. Вот почему проводить групповое тестирование нужно с помощниками, которые смогли бы взять на себя помощь в наблюдении за работой испытуемых.

Читайте также:  Тесты по основам технической механики

Педагог с ребёнком

Не стоит давить на ребёнка, если у него ничего не получается. Лучше перенести тест на другой день

Источник



Тест Э. П. Торренса на креативность. Для детей старшего дошкольного возраста.
тест (старшая группа)

Левина Юлия Николаевна

Креативность высоко ценится в современном мире — на рынке труда растёт спрос на людей творческих профессий. Умение оригинально разрешать любые ситуации может пригодиться не только в работе, но и в повседневной жизни. Неслучайно вопросом наличия у ребёнка творческих способностей задаются и родители, и работники образования. Имеющийся потенциал следует начинать развивать как можно раньше. Узнать, насколько креативен тот или иной ребёнок, можно с помощью теста Э.П. Торренса

Скачать:

Вложение Размер
картотека тест на креативность 603.92 КБ

Предварительный просмотр:

Креативность высоко ценится в современном мире — на рынке труда растёт спрос на людей творческих профессий. Умение оригинально разрешать любые ситуации может пригодиться не только в работе, но и в повседневной жизни. Неслучайно вопросом наличия у ребёнка творческих способностей задаются и родители, и работники образования. Имеющийся потенциал следует начинать развивать как можно раньше. Узнать, насколько креативен тот или иной ребёнок, можно с помощью теста Э.П. Торренса.

Автор методики — Элис Пол Торренс, известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. В качестве педагога он много лет работал с одарёнными детьми. Тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из учащихся. В полной мере осознавая всю сложность оценки креативного потенциала, который не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта), Торренс тем не менее стремился создать надёжную методику для его изучения. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых

Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) возраста. Он состоит из 2 частей:

1. «Нарисуй картинку». Испытуемым предлагается стимульный материал в виде овала, вырезанного из цветной бумаги (цвет экспериментатор выбирает самостоятельно, размер — с куриное яйцо). Приложив фигуру к листу чистой бумаги, ребёнок должен нарисовать законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название.

2. «Закончи рисунок» является наиболее распространённым из приведённых субтестов и может использоваться в качестве сокращённого варианта диагностики креативности Торренса. Суть его довольно проста: тестируемому предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка. Испытуемому также требуется сопроводить каждый ответ письменным комментарием того, что он изобразил, чтобы экспериментатор мог верно оценить результат.

Второй субтест — набор фигур, которые дети должны завершить, превратив каждую в рисунок

Процедура проведения диагностики творческого мышления. Рекомендуется проводить тест в небольших группах — от 5 до 10 человек. Причём чем младше участники, тем меньше их должно быть в объединении. Испытуемому полагается сидеть за столом одному или с помощником экспериментатора, который пояснит задание или подпишет рисунок в том случае, если ребёнок недостаточно хорошо и быстро это делает сам. Для детей дошкольного возраста тест лучше организовывать в индивидуальном порядке.

Для получения объективных результатов тестирование не должно включать в себя элемент соревнования или подразумевать наличие «правильных» ответов. Напротив — исследованию полагается проходить в расслабленной и спокойной обстановке, в которой дети смогут раскрыть свой потенциал без страха получить плохую оценку. Лучше всего, если экспериментатор преподнесёт задания в игровой форме. Сделать это будет не так сложно, поскольку тесты изначально предназначались для детей старшего дошкольного возраста, поэтому автор старался сделать их небанальными, чтобы заинтересовать тестируемых. Рекомендации к подготовке детей к предстоящей работе включают в себя фразы вроде: «Ребята! Я уверен(а), что вам понравится предстоящая игра. Это поможет и нам понять, как вы умеете придумывать новое и решать разные вопросы. Вам потребуется подключить всю вашу фантазию и умение думать».

Для выполнения заданий участникам тестирования нужна бумага, карандаши и ручки. Лучше убрать со стола все лишние предметы, которые могут отвлекать детей. Испытуемым также предоставляются листы со стимульным материалом. Во избежание путаницы следует обратить внимание детей на то, что бланки необходимо подписать. Рекомендуется предварять выполнение теста примерно таким вступлением: «Перед вами незаконченные фигуры. Если дорисовать к ним что-то, у вас получатся интересные картинки и истории. Это вам нужно сделать за 10 минут. Постарайтесь выдумать такой предмет или сюжет, который больше никто не нарисует. Придумайте ещё и необычное название для каждого изображения». В отдельных источниках говорится, что не следует ограничивать детей по времени, так как это может помешать гармоничному протеканию творческого процесса. В оригинальном же описании теста указывается, что на выполнение каждого субтеста отводится 10 минут, поэтому экспериментатору понадобится секундомер. Если участники обеспокоены по этому поводу, то следует предупредить их, чтобы не волновались и работали в своём ритме: «Вы работаете с разной скоростью. Кто-то успевает сделать всё очень быстро, а затем возвращается к заданиям и доделывает. Другие рисуют понемногу, но из каждой картинки делают сложные и интересные истории. Поступайте, как вам удобнее».

По окончании тестирования организатору нужно проследить, чтобы к каждому рисунку был дан соответствующий комментарий. Если ребёнок забыл подписать какое-либо изображение, экспериментатору или его помощникам стоит сразу же выяснить ответы и подписать стимулы самостоятельно. В противном случае могут возникнуть сложности с интерпретацией результатов. Именно поэтому ассистентов должно быть достаточно, чтобы охватить всю группу испытуемых. Тест креативности Торренса можно проводить повторно для оценки развития творческих способностей

. Рекомендуется использовать при этом следующие пояснения: «Мы хотим понять, как изменились ваши умения придумывать новое и решать проблемы. Люди измеряют рост и вес регулярно, чтобы узнать, насколько выросли и поправились. Мы делаем почти то же самое, но только с целью исследования ваших способностей. Постарайтесь проявить себя как можно лучше». Сравнивая результаты тестов, можно отследить динамику развития креативности ребёнка на протяжении всего периода обучения в доу и школе.

Результат ребёнка обязательно должен включать не только дополненные фигуры, но и описания к ним
Обработка и интерпретация результатов Приступая к интерпретации, следует прежде всего оценить соответствие результатов заданию. Ответ признаётся неадекватным в случае, если: не был использован предложенный элемент; рисунок тестируемого представляет с собой неопределённую абстракцию; название картинки бессмысленное, не связанное с изображением; та или иная иллюстрация копирует один из предыдущих ответов. Беглость Беглость (продуктивность) оценивается подсчётом завершённых заданий: тестируемому начисляется по 1 баллу за каждое. Следует отметить, что этот критерий не является прямой оценкой творческого мышления. Он используется лишь в качестве ориентира для других параметров. Оригинальность Все результаты, которые были признаны адекватными, следует проанализировать по предложенной составителем теста шкале: баллы за оригинальность начисляются за статистически наиболее частые ответы на задания, заслуживающие 0 или 1 балла, редко встречающиеся и необычные варианты оцениваются 2 очками. Этот показатель является наиболее значимым. Высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных. Рассматриваемый показатель можно анализировать в соотношении с беглостью: для этого полученные за оригинальность баллы следует разделить на количество завершённых заданий и умножить на 100%.

Ответы тестируемого сверяются со списками, чтобы понять, какие оригинальные, а какие — не очень

Примерные ответы с низкой оригинальностью Овал: 0 баллов: рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека. Стимул №1: 0 баллов: абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица (летящая), чайка. 1 балл: брови, глаза человека, волна, море, животное (морда), кот, кошка, облачко, туча, сверхъестественные существа, сердце («любовь»), собака, сова, цветок, человек, мужчина, яблоко. Стимул №2: 0 баллов: абстрактный узор, дерево и его детали, рогатка, цветок. 1 балл: буква (Ж, У и другие), дом, строение, знак, символ, указатель, птица, следы, ноги, цифра, человек. Стимул №3: 0 баллов: абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человек, парусный корабль, лодка, фрукты, ягоды. 1 балл: ветер, облака, дождь, воздушные шарики, дерево и его детали, дорога, мост, животное или его морда, карусели, качели, колёса, лук и стрелы, луна, рыба, санки, цветы. Стимул №4: 0 баллов: абстрактный узор, волна, море, вопросительный знак, змея, лицо человека, хвост животного, хобот слона. 1 балл: кот, кошка, кресло, стул, ложка, половник, мышь, насекомое, гусеница, червяк, очки, птица (гусь, лебедь), ракушка, сверхъестественные существа, трубка для курения, цветок. Стимул №5: 0 баллов: абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, корабль, лодка, лицо человека, зонт. 1 балл: водоём, озеро, гриб, губы, подбородок, корзина, таз, лимон, яблоко, лук (и стрелы), овраг, яма, рыба, яйцо. Стимул №6: 0 баллов: абстрактный узор, лестница, ступен, лицо человека. 1 балл: гора, скала, ваза, дерево (ель), кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек (мужчина, женщина), цветок. Стимул №7: 0 баллов: абстрактный узор, автомобиль, ключ, серп. 1 балл: гриб, ковш, черпак, линза, лупа, лицо человека, ложка, половник, молоток, очки, самокат, символ (серп и молот), теннисная ракетка. Стимул №8: 0 баллов: абстрактный узор, девочка (женщина), человек — голова или тело. 1 балл: буква: У и другие, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, сверхъестественные существа, цветок, щит. Стимул №9: 0 баллов: абстрактный узор, горы, холмы , животное и его уши, буква М; 1 балл: верблюд, волк, кот, лиса, лицо человека и фигура, собака. Стимул №10: 0 баллов: абстрактный узор, гусь, утка, дерево (ель), сучья, лицо человека, лиса. 1 балл: Буратино, девочка, птица, сверхъестественные существа, цифры, человек (фигура). Параллельные линии: 0 баллов: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры. Гибкость

Этот показатель позволяет оценить способность ребёнка переходить от одной стратегии к другой, уровень информированности и мотивации. Разнообразие идей и подходов у испытуемого выявляется количеством категорий, к которым могут быть отнесены его ответы (как рисунки, так и подписи к ним). Разделив это значение на показатель беглости и умножив его на 100%, можно получить индекс гибкости. Низкие результаты говорят о негибкости мышления либо о недостаточном интересе к выполнению теста. Возможные категории Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор. Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья. Аксессуары: браслет, корона, кошелёк, монокль, ожерелье, очки, шляпа. Бельевая верёвка, шнур. Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания. Воздушные шары: одиночные или в гирлянде. Воздушный змей. Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утёс. Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник. Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры. Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма. Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекрёсток, эстакада. Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака. Животное: следы. Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприёмник, рация, камертон, телевизор. Зонтик. Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка. Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор. Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь. Книга: одна или стопка, газета, журнал. Колёса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал. Комната или части комнаты: пол, стена, угол. Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик. Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник. Коробка: коробок, пакет, подарок, свёрток. Космос: космонавт. Костёр, огонь. Крест: Красный крест, христианский крест, могила. Лестница: приставная, стремянка, трап. Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолёт, спутник. Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта. Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтёрский молот. Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы. Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки. Наземный транспорт — см. «Автомобиль», не вводить новую категорию. Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк. Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение луны, звезда, луна, метеорит, комета, солнце. Облако, туча: разные виды и формы. Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли. Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка. Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемёт, пушка, рогатка, щит. Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис. Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепёшка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб. Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган. Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щётка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щётка. Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыплёнок. Развлечения: певец, танцор, циркач. Растения: заросли, кустарник, трава. Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог. Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт. Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа. Символ: значок,

герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема. Снеговик. Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота. Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскрёб, отель, пагода, хижина, храм, церковь. Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба. Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба. Тростник и изделия из него. Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш. Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко. Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан. Цифры. одна или в блоке, математические знаки. Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер. Девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определённая личность, старик. Части тела человека: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык. Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.

Разработанность подразумевает степень детализации рисунка — наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов. Дополнительный балл начисляется за: каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается (например, при густой листве засчитывается 1 балл за весь элемент, несмотря на количество прорисованных листиков). цвет, если его использование дополняет основной сюжет изображения. особую штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) — тени, объём, оттенки. каждую идею оформления (кроме чисто количественных повторений) рисунка, значимую с точки зрения сюжета. Например, одинаковые предметы иногда изображаются для создания ощущения пространства. поворот рисунка на 90 градусов и более, оригинальность ракурса (вид снизу или изнутри, например), выход изображения за рамки стимула. подробный заголовок. Высокие показатели разработанности говорят об изобретательности и способности к конструктивной деятельности. Низкие характерны для детей со слабой мотивацией и успеваемостью. Абстрактность названия В тесте оцениваются не только рисунки участников, но и названия-пояснения, которые они им дают. Баллы за заголовки начисляются по следующей шкале: 0: очевидные названия, простые, констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект, состоящие из одного слова («Сад», «Горы», «Булочка» и так далее); 1: простые названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на изображении, или из каковых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект («Мурка», «Летящая чайка», «Новогодняя ёлка», «Саяны», «Мальчик болеет» и прочие); 2: образные названия («Загадочная русалка», «SOS»), описывающие чувства, мысли («Давай поиграем», например); 3: абстрактные и философские заголовки, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл («Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернёшься вечером» и подобные).

Представленный на картинке пример демонстрирует, как начисляются баллы в соответствии со шкалами. Первая цифра (слева направо) относится к номеру категории, вторая обозначает баллы, полученные за оригинальность, третья — очки за разработанность.

Источник

Фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет, диагностика творческого мышления

1 Фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет, диагностика творческого мышления Тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается. Инструкция — описание к тесту Торренса, стимульный материал: Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

2 Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

3 Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок. Обработка результатов. Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий». Ключ к тесту Торренса. «Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами: 1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым. 2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок изза своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов. Неадекватными признаются следующие рисунки: рисунки, при создании которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения; рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название; осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ. 3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ. 4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

4 «Оригинальность» — самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами: 1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл. 2. Оценивается рисунок, а не название! 3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам. Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»: Примечание: если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл. Субтест 1 оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека. Субтест 2. обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко. 2 буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры). 3 цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды. 4 буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры). 5 цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда. 6 ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры). 7 цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш). 8 цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок. 9 цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных. 10 цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

5 Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры. «Абстрактность названия» выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3. 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п. 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п. 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем» 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернешься вечером». «Сопротивление замыканию» — отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов. 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов. 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов. 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры — соответственно 0 баллов. «Разработанность» отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки: 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу,

6 оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок. 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п. 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет по одному новому баллу за каждый цвет. 4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов. Интерпретация результатов теста Торренса. Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять. Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу: 30 плохо ниже нормы несколько ниже нормы норма несколько выше нормы выше нормы >70 отлично.

Источник